Программирование и паспортизация природопользования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые, так же как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.

Стандарт (от англ. standart - норма) - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0 - основные положения; 1 - гидросфера; 2 - атмосфера; 3 - почвы; 4 - земли; 5 - флора; 6 - фауна;7 - недра.

По направлениям действия государственные стандарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:

1 - термины, классификации, определений;

2 - нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов;

3 - правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;

4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;

5-6 - требования к средствам контроля и защиты окружающей среды;

7 - прочие стандарты.

В полное обозначение стандарта СООП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания. Так например, если требуется выяснить, какие существуют нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.2.05-86.

Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт. Цель паспортизации - прогноз экологической ситуации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

В экологический паспорт включаются фактические данные об использовании предприятием природных ресурсов и о воздействии его производства на окружающую природную среду. Отдельно в виде справки с указанием времени, объемов и составов в экологическом паспорте должны быть приведены данные о залповых и аварийных выбросах (сливах) загрязняющих веществ.

Все виды экологических паспортов разрабатываются предприятием и утверждаются его руководителем по согласованию с территориальным органом Госкомэкологии России, где он регистрируется. При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на природопользование и хозяйственную деятельность либо подвергается крупному штрафу.

Современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать интегральную оценку экологического состояния всего города, или любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.

Паспортизация — составление экологических (природоохранных) паспортов на отдельные объекты, единицы ресурсов, источники выбросов, системы очистки с целью оптимизации их использования, определения воздействия на окружающую среду и контроля соблюдения природоохранных норм и правил.

Экологический паспорт представляет систему данных, выраженных через группу стандартизованных показателей, отражающих уровень использования природных и других ресурсов и степень воздействия на основные компоненты природной среды.

В качестве механизма паспортизации природных ресурсов следует рассматривать составление кадастров, реестров, а также балансов и схем их использования и охраны.

Одной из основных целей паспортизации является установление предельно допустимых воздействий промышленных объектов, технологий, иной хозяйственной деятельности на окружающую среду с учетом ее фонового состояния. Это позволяет рассматривать паспортизацию в качестве механизма экологического нормирования.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности: чрезвычайно опасные вещества; высокоопасные вещества; умеренно опасные вещества; малоопасные вещества.

Класс опасности устанавливают в зависимости от норм и показателей, указанных в табл. 4.2.

Отнесение вредного вещества к классу опасности проводится по показателю, значение которого соответствует наиболее высокому классу опасности.

В 2000 г. был введен в действие государственный стандарт «Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предТаблица 4.2

Экологический (природоохранный) паспорт объекта или предприятия — это нормативно-технический документ, включающий все данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов (природных, вторичных), а также определяющий все прямые влияния и воздействия на окружающую среду. Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет его средств и утверждается руководителем предприятия по согласованию с территориальным органом Минприроды России (Росприроднадзора), где он и регистрируется.

Экологический паспорт предприятия состоит из разделов, расположенных в следующей последовательности: общие сведения о предприятии и его реквизиты; краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия (климатические условия; состояние компонентов окружающей среды, включая фоновые концентрации в атмосфере и водных объектах, сведения об источниках водозабора и приемниках сточных вод); краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков (объем и свойства выпускаемой продукции; объем, расход, вид и свойства сырья по ГОСТ; используемые материальные и энергетические ресурсы); краткое описание природоохранных технологий (сведения о выбросах в атмосферу с указанием по каждому источнику его мощности, эффективности работы пылегазоулавливающего оборудования, его оснащенности приборами контроля; сведения о сбросах сточных вод, водопотреблении и водоотведении, состоянии водоочистных сооружений; вид, состав, свойства и класс опасности отходов, перечень полигонов и накопителей, их оборудование и емкость);

сведения об использовании земельных ресурсов (общая площадь земельного отвода, размеры участков с твердым покрытием, зеленых насаждений и санитарно-защитной зоны, рекультивация нарушенных земель); сведения об эколого-экономической деятельности предприятия (данные о затратах на природоохранные мероприятия, оценка их эффективности); материалы оценки воздействия предприятия на окружающую среду; материалы экологических экспертиз.

В последние десятилетия в нашей стране происходят сложные социальные процессы, затрагивающие различные сферы жизнедеятельности человека: политику, экономику, право, культуру и др. Время характеризуется возрастанием опасности преступных посягательств, как на личность, так и на государственные и общественные институты. В этих условиях в обществе обострилась потребность в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

Экологическая паспортизация.docx

В последние десятилетия в нашей стране происходят сложные социальные процессы, затрагивающие различные сферы жизнедеятельности человека: политику, экономику, право, культуру и др. Время характеризуется возрастанием опасности преступных посягательств, как на личность, так и на государственные и общественные институты. В этих условиях в обществе обострилась потребность в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Природоохранная деятельность занимает важное место в государственном управлении и регулировании экономики; во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.

Поэтому для стабилизации и улучшения состояния окружающей природной среды необходимым является создание системы экологической паспортизации объектов природопользования, являющихся источниками загрязнения окружающей природной среды.

Цель паспортизации — прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Экологическая паспортизация предприятия

Для стабилизации и улучшения состояния окружающей природной среды важным является создание системы экологической паспортизации объектов природопользования, являющихся источниками загрязнения окружающей природной среды.

Экологическая паспортизация служит для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности: территорий, территориально- производственных комплексов и хозяйственных объектов. Для этих целей разработаны формы экологического паспорта предприятия (производственного объединения), территории и методики проведения экологической паспортизации.

Экологический паспорт предприятия разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа различных производственных процессов в общую природоемкость. Он содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.

В экологический паспорт вносится, периодически корректируется и обновляется информация об исходных данных для расчета материально-энергетических балансов, нормативы ресурсопотребления, производственных циклов.

Важными разделами паспорта являются результаты инвентаризации отходов производства,, где дается описание условий образования и характеристики всех источников газовых выбросов, сточных вод, твердых и жидких отходов, приводятся сведения о текущей экономике предприятия, о планируемых и фактических затратах на мероприятия по достижению нормативных ПДВ и ПДС, а также и о других природоохранных мерах.

Паспорт дает возможность осуществить экологическую аттестацию того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории.

Экологический паспорт территории составляется с целью информационного обеспечения широкого круга пользователей информацией для решения научных, организационных и практических задач, которые направлены на рациональное природопользование. Дается систематизированная сводка данных о современном состоянии природных комплексов территории и воздействующих на них антропогенных факторов. Данный паспорт рассчитан на территорию административного района, но может использоваться и для других территориальных образований. К паспорту прилагается атлас тематических карт и составляется общая экологическая карта территории. В конце документа дается заключение об экологической ситуации, что фактически является экологической аттестацией территории.

Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.

Итак, цель паспортизации — прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Все виды экологических паспортов разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем по согласованию с территориальным органом Госкомэкологии России, где он регистрируется. При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на природопользование и хозяйственную деятельность, либо подвергается крупному штрафу.

Современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать интегральную оценку экологического состояния всего города, или любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.

оценки экологичности производства (рационального использования природных ресурсов - расход сырья, энергии), и выброса загрязняющих веществ на единицу продукции;

оценки негативного воздействия предприятия на окружающую среду в части определения валового количества выбросов, сбросов и твердых отходов за учетный период времени и объема производства;

наличия и эффективности работы очистных сооружений и контроля над выполнением мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

1 - документы, лимитирующие загрязнение воздушной среды (ПДВ, разрешение на выброс загрязняющих веществ), водной среды (ПДС, разрешение на сброс в промканализацию), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов. Они служат основой для инспекций, контролирующих природоохранную деятельность предприятий.

2 - документы по вопросам рационального использования природных ресурсов. Это разрешение на водопользование (определяется объем используемой воды различного качества), разрешение на землепользование и землеустройство, лесопользование и др.[4].

Система экологической паспортизации России необходима для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии различных производственных объектов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных регионов и страны в целом, для регулирования сложившихся и прогнозируемых социально-экономических отношений в области природопользования и принятия решений по стимулированию усилий в области совершенствования среды обитания человека. Система экологической паспортизации должна строиться по территориально-иерархическому принципу применительно к административному делению, принятому в Российской Федерации. Принцип имеет в своей структуре четыре уровня иерархии по вертикали: локальный, районный, региональный и федеральный. При этом основные задачи сосредоточиваются на региональном уровне:

экологический паспорт России (национальный доклад);

экологический паспорт региона (республика в составе РФ, край, область);

экологический паспорт территории (административный район, в отдельных случаях может составляться паспорт промышленного района);

муниципальный экологический паспорт (город, поселок городского типа);

экологический паспорт производственного объекта (промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, добывающего и др.).

Экологические паспорта различного территориально-иерархического уровня должны быть согласованы так, чтобы паспорта низшего ранга служили основанием для составления паспорта следующего, более высокого ранга.

Основу системы составляют экологические паспорта, разработанные на единой методической и организационной базе, являющиеся нормативными и юридическими документами, характеризующие современное (фактическое) экологическое состояние народнохозяйственных объектов и территорий.

На каждом территориальном уровне могут быть свои собственные особенности функционирования производства, сочетания социальных и природных особенностей. Они должны быть соответствующим образом отражены в паспорте.[1].

Структура экологического паспорта

Структура экологического паспорта имеет следующий вид:

1. Наименование предприятия (хозяйства) и его реквизиты.

2.Природно-климатическая характеристика района расположения предприятия (хозяйства).

3.Сырье, потребляемое предприятием для реализации технологического процесса:

природное, в основном это энергоносители, рудные и нерудные материалы, вода, воздух;

вторичные — энергия и материалы, являющиеся продуктом других предприятий.

4. Выбросы: организованные и неорганизованные.

Здесь приводятся нормативы предельно допустимых выбросов для каждого ингредиента (загрязняющего вещества), подлежащего учету и контролю, а также фактические значения этих выбросов на момент заполнения паспорта.

5. Сбросы: в поверхностные водоемы, в системы канализации и в систему оборотного водоснабжения.

Нормативы предельно допустимых сбросов указываются по каждой позиции сброса, а также приводятся фактические значения сбросов на момент заполнения паспорта. Здесь же приводятся нормативы водопотребления и водоотведения.

6. Несанкционированные аварийные (залповые) выбросы и сбросы.

В этом разделе приводятся средние значения данных показателей по отрасли, предприятию и фактическое значение по годам, начиная с года составления данного экологического паспорта, штрафные санкции за сокрытие фактов несанкционированных залповых выбросов и сбросов.

7. Поля физических воздействий.

Приводятся нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, ЭМИ, тепла, радиации и их фактические значения.

8. Пылегазоочистное оборудование, очистные сооружения и устройства, снижающие (устраняющие) воздействия загрязняющих веществ, физических полей и их эффективность.

Приводятся нормативное значение СЗЗ для данного предприятия и ее фактическое значение.

Даны характеристика образующихся в процессе производства отходов и требования к их размещению, а также нормативы объемов размещения.

11. Характеристика земельного отвода.

Приводятся нормы отвода земель под данное производство с учетом СЗЗ и под размещение отходов (хранилища, отстойники, полигоны, могильники и т. д.), фактическое использование земли.

12. Показатели экологической нагрузки на природную среду от данного предприятия:

при нормальной работе;

при аварийных и залповых выбросах и сбросах. Приводится критерий (коэффициент), характеризующий экологическую опасность предприятия.

Эколого-экономические нормативы, включающие:

лимиты на использование (потребление) природных ресурсов, включая воду и землю, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

нормативы платы и размеры платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

нормативы платы и размеры платежей за сверхлимитное потребление природных ресурсов, залповые и аварийные выбросы и сбросы;

налоговые льготы за внедрение безотходных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий и применение нетрадиционных видов энергии, за проведение работ (мероприятий) по охране окружающей природной среды, установку нового или модернизацию пылегазоочистного оборудования, эффективных очистных сооружений, включая систему оборотного водоснабжения;

вопросы экологического страхования.

13. Система экологического контроля на предприятии:

подсистема экологического контроля выбросов;

подсистема экологического контроля сбросов (стоков);

перспективы развития системы экологического контроля. [5].

Система экологической паспортизации, предназначена для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии промышленных и сельскохозяйственных регионов страны. Так как современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать оценку экологического состояния всего города, любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения. [14].

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: «Экологическая стандартизация и паспортизация. Система экологического к.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: «Экологическая стандартизация и паспортизация. Система экологического к.

Экологические нормативы и стандарты. Одной из важных частей природоохранного.

Экологические нормативы и стандарты.

Одной из важных частей природоохранного законодательства является система экологических стандартов. Под стандартизацией понимают установление единой и обязательной для всех объектов данного уровня системы норм и требований. Стандарты могут быть государственными, отраслевыми и заводскими.
Более важными экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды.

Цели стандартизацииЦелями стандартизации, в частности, является повышение уро.

Цели стандартизации
Целями стандартизации, в частности, является повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, а также объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С 1 января 1977 года был введен в действие ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандар.

С 1 июля 2001 года введен ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологически.

Стандарты закрепляют преимущественно технические правила, однако при этом обл.

Стандарты закрепляют преимущественно технические правила, однако при этом обладают всеми чертами правовых актов и входят в систему права. Их специфика относительно законодательных актов и актов подзаконного характера обусловлено тем, что:

А) государственные и иные стандарты выполняют служебную роль по отношению к законодательству, они не регулируют экологические отношения, а устанавливают определенные качества, критерии, которым должен соответствовать тот или иной объект, находящийся в сфере экологических правоотношений;
Б) стандартизации подлежат объекты, поддающиеся типизации, на оригинальные природные объекты стандарты не устанавливаются;
В) стандартизации подвергаются, как правило, не целостные природные объекты, а элементы, функции объектов, их взаимосвязи и т.п.

Формы экологической сертификации

Формы экологической сертификации

Экологический контроль в области охраны окружающей среды включает: государств.

Экологический контроль в области охраны окружающей среды включает:
государственный экологический контроль, который осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов;
производственный экологический контроль, который осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности в целях соблюдения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения соответствующих требований, установленных природоохранительным законодательством;
ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли;
муниципальный экологический контроль, который осуществляется органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;
общественный экологический контроль, который осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Читайте также: