Второе поколение философов гераклит элеаты пифагорейцы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тезисы

Пифагор первый греческий философ, который стал понимать душу, псюхе, не как дуновение тонкой материи, которое оживляет тело и которое покидает тело при смерти, а как некий принцип тождества, который, однако, в первую очередь служит не идентификации нашего Я, а обоснованию идеи метемпсихоза, заимствованного из восточных учений (которые Пифагор воспринят в длительных путешествиях), и идеи припоминания предыдущих перерождений, отличной от памяти, которая у нас формируется из нашего жизненного опыта. То есть сначала душа мыслиться как выполняющая трансперсональную функцию, а затем лишь становится принципом личности. Это кажется удивительным, но по большому счету утверждение, что душа связывает Пифагора со множеством людей и животных, которыми он был ранее, не намного более парадосксальна, чем наше представление о единстве личности младенца и старика.

Парменид приписывает этому умопостигаемому бытию следующие свойства:

  • бытие не рождено, ведь родиться оно могло только из не-бытия, а небытия нет;
  • оно существует в настоящем, ведь прошлое то, чего нет, а будущее то, чего еще нет;
  • оно неделимо, поскольку не включает в себя иного, небытия, и, таким образом, однородно;
  • оно имеет границу, поскольку то, что не имеет границ, завершения – несовершенно, а бытие не может быть несовершенным, иначе ему чего-то недоставало бы, а недостающее – это небытие;
  • оно имеет форму шара, поскольку везде равно себе, и нигде его ни больше, ни меньше.

Пути истины противоположен путь мнения, основанного на чувственном восприятии, которого придерживаются большинство людей. Они наблюдают в природе возникновение, уничтожение, движение и множественность вещей (что является, по Пармениду, только иллюзией), и стремятся объяснить возможность этого. Поэтому они принимают два начала – сущее и несущее (свет и тьму, добро и зло и т.д.). Все предметы кажутся им различными, поскольку они по-разному наполнены этими двумя началами. Парменид не отвергает этого пути, но замечает, что на нем можно найти не истину, а лишь правдоподобное мнение.
Учение Гераклита о том, что бытие и небытие – одно и то же, Парменид вовсе отвергает, называя последователей Гераклита слепыми и глухими людьми о двух головах.

Учение Парменида вступающее в противоречие с очевидностью существования движения и множественности, вызывало критику, зачастую сводящуюся к указанию на существование движения в реальности:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее он не мог бы возразить.
Хвалили все ответ замысловатый.

Учеником Парменида был Мелисс из Самоса, живший в пятом веке (точные даты рождения и смерти неизвестны, акме приходится на 84 Олимпиаду, 444 г.), прославился также как военноначальник. Его сограждане избрали его командующим флотом. Мелисс, несмотря на малочисленность флота и необученность стратегов убедил самосцев сразится с более сильным флотом Афин (руководимым знаменитым трагиком Софоклом) и выиграл сражение. Однако затем афиняне под предводительством Перикла окружили город и девять месяцев продержали в осаде, пока самосцы не сдались. Перикл приказал срыть стены и запретил самосцам иметь флот.

  • сущее существует вечно, ведь оно могло возникнуть только из сущего;
    раз сущее вечно, то оно и бесконечно, ведь у него нет начала, из которого оно возникло, и нет конца;
  • раз оно бесконечно, только одно, поскольку если бы существовало нечто другое, то оно ограничивало бы сущее;
  • коль скоро оно одно, то оно всюду одинаково, поскольку если бы оно в различных частях было разным, то его можно было бы счесть за множество разных вещей;
  • коль скоро оно вечно, бесконечно и всюду одинаково, то оно должно быть неподвижным, поскольку двигаться можно лишь куда-то, а куда такое сущее не может двигаться ни в какое-либо заполненное пространство, потому что ничего кроме этого сущего не существует, ни в пустоту, поскольку пустоты также не существует;
  • такое сущее не ведает страданий, болезней и не терпит какого-либо ущерба, иначе, если бы оно утратило хоть волосок, то за бесконечное количество времени исчезло полностью.

Учение Мелисса отличается от учения Парменида: в то время как Парменид считал бытие имеющим пределы, Мелисс считал его безграничным.

На защиту учения Парменида, о том, что существует только неподвижное единое бытие, а множества и движения не существует, встал также Зенон.

Зенон из Элеи (ок. 490–ок. 430 до н.э.) – о его жизни в памяти людей сохранилась его борьба с тираном, имя которого называют по-разному Неарх или Диомедонт. Эту историю также рассказывают по разному.

Зенон был противником тирании, и составил заговор против тирана. Его схватили и пытали, но Зенон сохранял мужество. Дальше существует несколько различных версий описывающих, что же случилось.

Версия 1. Зенон сделал вид, что он утратил мужество, и сказал, что выдаст сообщников. Но вместо заговорщиков он назвал телохранителей тирана. тиран поверил Зенону и убил своих телохранителе, оставшись без охраны и его свергли.

Версия 2. Зенон сделал вид, что он утратил мужество, и согласился назвать имена сообщников тирану на ухо. Когда же тиран приблизился, Зенон вцепился зубами ему в ухо и не отпустил, пока его не закололи.

Версия 3. Зенон держался мужественно, и, желая выразить свое презрение, откусил себе язык и выплюнул его в лицо тирана. Зенона схватили и истолкли в ступе. Но этот поступок так потряс горожан, что они собрались и свергли тирана.

Если быстроногий Ахиллес, соревнуясь в беге с черепахой, даст ей фору, то он не сможет ее догнать: в то время как он пробежит расстояние, изначально отделявшее его от черепахи, она уже успеет пройти некоторый путь, и так будет повторяться до бесконечности.

Если движение существует, то два тела, движущиеся с одинаковой скоростью за одно и тоже время проходят различное расстояние, что абсурдно. Следовательно, движения не существует.

Возьмем такой случай. На стадионе построились три шеренги спортсменов по восемь человек, причем шеренга Б заканчивается в середине шеренги А, а шеренга В в этом месте начинается

шеренга А 12345678
шеренга Б 12345678
шеренга В 12347678

По команде шеренги Б и В начинают двигаться навстречу друг другу с одинаковой скоростью, пока они все не сравняются.

Итак, спортсмен №8 из команды Б прошел за это время всю шеренгу В, от первого до восьмого номера, а спортсмен №1 из команды В прошел только мимо 4 человек из команды А ? от 4 до 1. Следовательно, два человека, двигаясь с одной скоростью, прошили разное расстояние ? один всю шеренгу, другой ? половину. Следовательно, половина=целому, что абсурдно.

Также Зенону принадлежат апории направленные, против допущения против множества. Предположим мы можем разделить единое на несколько частей. Но в таком случае, мы можем разделить и каждую часть на еще более мелкие части и так можно продолжать до бесконечности. Но таким образом мы получим бесконечное множество бесконечно малых частей. Но из бесконечного множества бесконечно малых частей не может получиться определенная конечная величина. Следовательно, допущение делимости приводит к абсурду.

Все учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (именуемый им бытием). Открытие этого предмета создает возможность для существования философского и вообще точного, доказательного знания. Элеаты ввели в философию наиболее общие понятия, такие как бытие, небытие, движение и т.д. Логические парадоксы Зенона выявляют противоречивость, свойственную самому человеческому познанию, и привлекают к себе внимание логиков и философов по сей день. Вместе с тем уже Платон подверг критике элеатское понимание бытия, обнаружив в самом понятии бытия не только единство, но и необходимую связь со множественностью.

Школы античной философии собой философскую мысль Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшуюся с VII века до н.э. до VI века н.э.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке

Милетская школа (VI век до н.э)

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Эпикуреизм (306 год до н. э.)

Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

· школа Гераклита Эфесского;

1. Характерными чертами досократических философских школ являлись:

· ярко выраженный космоцентризм;

· повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

· поиск первоначала, породившего все сущее;

· гилозоизм (одушевление неживой природы);

· доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

· выступали с материалистических позиций;

· занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

· искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

· представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

· допускал наличие множества богов;

· считал центром вселенной Землю;

· точно определил продолжительность года – 365 дней;

· сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

· первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

· первопричиной всего сущего считал воздух;

· выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

· отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

· первоначалом всего сущего считал огонь;

· вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

· был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

· всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

· выступал за материальность человеческой и мировой души;

· был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:




· первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

· выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

· считали единицу мельчайшей частицей всего;

Элеаты.

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

· изучали проблемы познания;

· были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

· считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты.

· весь материальный мир состоит из атомов;

· атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

· между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

· атомы находятся в вечном движении;

· существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

· школа Гераклита Эфесского;

1. Характерными чертами досократических философских школ являлись:

· ярко выраженный космоцентризм;

· повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

· поиск первоначала, породившего все сущее;

· гилозоизм (одушевление неживой природы);

· доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

· выступали с материалистических позиций;

· занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

· искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

· представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

· допускал наличие множества богов;

· считал центром вселенной Землю;

· точно определил продолжительность года – 365 дней;

· сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

· первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

· первопричиной всего сущего считал воздух;

· выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

· отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

· первоначалом всего сущего считал огонь;

· вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

· был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

· всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

· выступал за материальность человеческой и мировой души;

· был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

· первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

· выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

· считали единицу мельчайшей частицей всего;

Элеаты.

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

· изучали проблемы познания;

· были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

· считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты.

· весь материальный мир состоит из атомов;

· атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

· между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

· атомы находятся в вечном движении;

· существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

Формирование античной философии происходило в Греции в VI в. до н.э. Окончила своё существование античная философия вместе с распадом Римской империи в V в. н.э.

Античная философия в большинстве своё развивалась в греческих городах-государствах, преимущественно в Афинах, своё существование не приостановила даже в период македонского правления в Римской империи. Античная философия состоит из нескольких направлений, которые коренным образом отличаются друг от друга. В основе этих отличий то, что часть из них базировались на мистификациях и мистических представлениях, а другая часть на строгих доказательствах.

Греки, точно так же, как и многие другие народы имели собственные религиозные мифы о происхождении мира и человеческой цивилизации. Однако это никоем образом не влияло на возросший интерес к поиску истинной причины происхождения мира. Более того, некоторые мыслители приблизительно за шесть веков до н.э. пытались найти рациональные объяснения и эмпирически оправданные теории о строении и происхождении мира.

Территориально многие из первых философов жили в городе-государстве Милете. Он располагался на побережье теперешней Турции. Речь идёт о Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене. Они известны как представители милетской школы, от названия своего родного города. Своей главной задачей милетцы видели поиск первовещества или первоначала, из которого происходит всё разнообразие мира.

Представители милетской школы философии

Фалес

Фалес был родом из Милета, города, который считался наиболее процветающим торговым объектом Малой Азии. Его основная заслуга состоит в том, что он предсказал солнечное затмение, тем самым хотя бы примерно обозначив примерные годы своей жизни. По утверждениям астрономов затмение произошло в 585 г. до н.э. Известно также о его жизни, что он совершил поездку в Египет, откуда привёз знания по геометрии. Стоит отметить, что египтяне использовали геометрические сведения исключительно для решения эмпирических задач, а вот греки, в последствии, смогли создать математику как науку. Фалес утверждал, что вода – это первичное вещество, которое является основой Вселенной, а всё остальное появляется из неё. Такие умозаключения Фалеса о воде и всём остальном, что из неё происходит, можно понимать, как гипотезу.

Даже в начале XX в. Бытовало мнение, что всё сущее состоит из водорода, который составляет две трети воды. Это положение было общепризнанным.

Анаксимандр

Анаксимандр ученик и последователь Фалеса. Он говорил о том, что всё многообразие мира происходит из единой первичной субстанции. Однако по его предположению это была не вода, а нечто иное, то, что пока неизвестно человеку. Анаксимандр утверждал, что первосубстанция по определённым причинам не может быть водой или каким-то иным известным веществом. Объяснял он это тем, что воздух – холоден, вода – имеет отношение к влажности, огонь – горяч, и если бы хоть какой-то из этих элементов составлял первооснову, то его субстанция могла бы поглотить все остальные.

Таким образом, логично утверждать, что первичная субстанция должна иметь вид чего-то нейтрального. Анаксимандр считал, что мир, в котором мы живём, находится в параллельном существовании с другими такими же мирами, которые так же рождают и умирают. Все они появляется посредством развития и не являются результатом чьего-то творения.

Анаксимандр говорил об эволюции применительно и к миру животных. Живые существа сформировались из влажной субстанции, по его мнению.

Возникновение жизни из воды или водной среды считалась на то время достаточно новаторской идеей. Также говорилось об постепенной эволюции видов посредством влажной среды.

Анаксимен

Анаксимен являлся учеником Анаксимандра. Он занимался продолжением его трудов и активно штудировал главную идею своего учителя и милетских натурфилософов. Он выдвигал идею о первоначале как о воздушной субстанции. Объясняя это тем, что воздух является самой подвижной средой.

При охлаждении он становится водой, заем землёй и, в конце концов, камнем. Эта идея необычна в том, что любые различия между субстанциями интерпретируются как количественные различия, зависящие от степени сгущения. Анаксимен возводит воздух до ранга божественного.

Анаксимен говорил: "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир".

Первые досократики из Милета и одновременно представители милетской школы – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен работали над тем, чтобы отыскать космологические концепции, в основе которых лежит представления о мире, в котором мы живём.

Гераклит

Воззрения Гераклита отличались от воззрений милетцев. Она пытались найти первопричину мира, а Гераклит принялся за установление основных черт мира, первым выделив его бесконечное становление. Важнейшая черта всего сущего – движение. Это происходит потому, что всё вокруг меняется и постоянного ничего не существует.

Известнейшая фраза Гераклита: "Всё течёт, всё изменяется!"

Это выражение стало крылатым, приобрело множество смыслов и вариаций, основная идея в том, войти дважды в одну и ту же реку. На первый взгляд может показаться, что река остаётся прежней, но по сути в ней всё изменилось.

Рассуждая о вопросах первоначала мира, Гераклит предложил идею рассматривать огонь как главную субстанцию. Огонь в качестве совершенного образа движения: пламя меняется непрерывно при этом сочетает в себе гармонию контрастов. Это процесс напоминает пламя костра, который рождается благодаря чьей-то смерти.

Жизнь Гераклита связана ещё и с тем фактом, что существует идея вечного изменения. Для него это была практически доктрина или иными словами теория о слиянии противоположностей. По его мнению, существует единство, но оно образовывается посредством соединения противоположностей. В непрерывной борьбе противоположности соединяются и становятся источником беспрерывного движения, которое и есть гармония.

Гераклит в этом контексте превозносил войну: "Война – отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим – людьми; одних она сделала рабами, других – свободными…", "Следует знать, что война всеобща и правда – борьба и что всё происходит через борьбу и по необходимости".

Эти мысли являются началом зарождающейся гегелевской философии, которая основана на единстве и борьбе противоположностей. Г. Гегель будет позднее согласен с Гераклитом в отношении величайшего значения войны.

Бытует мнение, что такое превозношение войны Гераклитом, связано с тем, что он достаточно презрительно относился к человечеству в целом. Он утверждал, что только силой можно заставить людей делать добрые дела.

Гераклит писал: "Всякое животное направляется к корму бичом". Хотя вряд ли однозначно можно согласиться с мыслителем в этом выражении. Однако его высказывание: "Многознание не научает быть мудрым, мудрость – это знание оснований и причин" имеет полное право на адекватное существование.

Религиозно-философская школа пифагорейцев

Пифагор

Пифагор понятию первоначала не придаёт большого значения, и оно теряет всякую физическую связь с элементами. Он видел начало в числе. Более того, математическая наука приобретает вид доказательного дедуктивного обоснования именно в трудах Пифагора. Пифагор связывал математику со специфической формой мистицизма.

Пифагор является основателем мистического учения. Воззрения философа приобрели реальные очертания в религиозном ордене, где было прописано:

  • Воздержание от употребления в пищу бобов.
  • Не поднимать то, что упало.
  • Не прикасаться к белому петуху.

Данные правила как табу. Греческая культура в целом пропитана противоположностями между рационализмом и мистификацией. Как итог, Пифагор сочетает в себе две противоположные традиции: научную и мистическую.

Пифагор говорил о бессмертии души, верил, что она переселяется в другие виды животных.

Однажды гуляя, Пифагор увидел собаку, которую били. Он попросил прекратить, потому что считал, что душа его друга именно в этой собаке, аргументировав это тем, что узнал его по голосу.

В пифагорейском союзе было место и для мужчин, и для женщин на равных условиях. Все члены данного сообщества имели собственность и владели ей сообща, они все вели схожий образ жизни. Математику они воспринимали как средство для достижения конкретного жизненного идеала, который виделся им в созерцательном образе жизни.

"Именно беспристрастная наука является. важнейшим. средством очищения; и человек, посвятивший себя науке, – настоящий философ, он наиболее полно освобождается от "круговорота рождения"".

Пифагор говорил, что все вещи есть суть числа. Число является причиной всякой вещи и передаёт суть взаимосвязи всего сущего. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, если всё есть число, значит и весь космос представлен числовой системой упорядоченного характера.

Важно отметить, что Пифагор стал первым, кто использовал слово космос для обозначения всего мирского порядка. Открытие математической систематичности всего сущего поменяло течение постигающего разума и ход развития всей западной культуры. С господством числовой гармонии изменился взгляд на мир. Вместо тёмных непонятных сил пришло число как символ разумного порядка и истины.

Читайте также: