Атомизм демокрита и эпикура кратко

Обновлено: 04.07.2024

Большую роль в развитии античной философии сыграли идеи атомистов, сторонников материалистического учения.

Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (5 в. до н.э.) и особенно Демокритом, связана с Древнем Востоком. Таким образом, первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь, состоят из большого количества атомов, различающиеся по своей качественной специфики, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек – атомов, движущихся в пустоте. Соединение атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их известная природа.

Демокрит истинным миром считал бесконечную, объективную реальность, состоящую из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними, количественными чертами: формой, величиной, порядком и положением. Благодаря вечному движению создается естественная необходимость сближения атомов, что в свою очередь приводит к появлению цельных тел. Своеобразно представляется и душа человека. Атомы души имеют тонкую, гладкую, круглую, огненную форму и более подвижны. Наивность идей атомистов объясняется неразвитостью их воззрений. Несмотря на это, атомистическое учение оказало огромное влияние на последующее развитие естествознания, материалистической теории познания.

Эпикур (341–270 гг. до н.э.) основал школу, получившую название "Сад Эпикура". Считается, что Эпикур написал около 300 произведений, из которых до нас дошли отдельные фрагменты, письма и книга изречений "Главные мысли".

Эпикур был сторонником атомистического материализма, признавая, что все в мире состоит из атомов. Характеризуя атомы, Эпикур ввел новое понятие, которого не было ни у Левкиппа, ни у Демокрита — он считал, что атомы имеют вес. Именно вес атомов определяет их движение после первотолчка — атомы под действием своей тяжести начинают падать вниз в бесконечное пространство. Напомним, что Левкипп и Демокрит определяли движение атомов после первотолчка как равномерное во всех направлениях.

Признавая атомистическую теорию множественности миров, Эпикур фактически отказался от идеи богов, как родоначальников мироздания. По его мнению, боги живут в межмировом пространстве и пребывают в вечном блаженстве, никак не влияя на судьбы людей. Впоследствии, за эти слова Эпикур неоднократно обвинялся в атеизме, а после того как в Европе основной религией стало христианство, произведения Эпикура долгое время запрещались к публикации.

Также как предшествующие атомисты и отвергая учения Платона и Аристотеля, Эпикур считал душу материальным объектом, состоящим из определенного рода атомов, распространенных по всему телу. Важнейшей частью души является ум, расположенный в сердце.

Много места в своих сочинениях Эпикур посвятил проблеме познания. По его мнению, главный источник познания — ощущения, с помощью которых человек только и может получать какую-либо информацию об окружающем мире. Разум может развиваться тоже только на основе ощущений. Зависимость разума от ощущений Эпикур доводил до абсолюта, утверждая, что даже "видения безумцев и спящих тоже истинны", ибо эти видения не могут возникать сами по себе, а являются следствием каких-то ощущений.

Однако главное место в учении Эпикура все же занимало этическое учение. Например, подчеркивая подчиненность физики по отношению к знанию этики, он говорил: "Если не беспокоиться о небесных феноменах и не знать страха смерти, ее близкого дыхания, не искать границ наслаждения и страдания, то вряд ли была бы нужна наука о природе".

Утверждая материальное начало в сущности человеческой личности, Эпикур создал своеобразное учение о наслаждении, как цели жизни. Наслаждение состоит в удовлетворении естественных потребностей и приводит сначала к достижению душевного спокойствия ("атараксия"), а затем и к счастью ("эвдемония").

Настоящее наслаждение, истинное удовольствие, по Эпикуру, — это "отсутствие телесного страдания, беспокойства". Он писал: "Когда мы говорим, что благо — наслаждение, то это не указание на обжор и лентяев, ветреников и прощелыг, которые игнорируют или не понимают нашего учения. …Это не непрерывные празднества, не томление младых дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но трезвое обсуждение, доискивающееся последних причин каждого акта выбора или отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, от коих все душевные треволнения происходят".Эпикур настаивал на удовлетворение естественных и именно необходимых потребностей, т.е. тех, которые связаны с сохранением жизни.

Человек, постигший истину в эпикуровском понимании, научается отделять необходимые потребности от излишних и добровольно отказываться от последних. По большому счету, философию Эпикура можно признать аскетической, ибо он настаивал на максимальном ограничении списка необходимых потребностей, удовлетворение которых и позволяет достигнуть блаженства.

Приобретению полного счастья человеку мешают страхи, властвующие над ним, которые необходимо преодолевать. Эпикур выделял три вида страха:

1. Страх перед небесными явлениями - этот страх преодолевается знанием атомистической физики, космологии и астрономии, которые дают вполне логичное объяснение всем явлениям природы.

2. Страх перед богами - по Эпикуру, заключалось в признании того факта, что боги сами пребывают в постоянном блаженстве и не собираются никаким образом вмешиваться в жизнь людей.

3. Страх перед смертью - Являясь сторонником материалистической философии, Эпикур утверждал бессмысленность этого страха, ибо не существует никакой загробной жизни, сама человеческая душа, будучи материальной, смертна также как и тело, а значит ни к чему мучить себя мыслями о том, что будет после смерти. Знаменитым стал афоризм Эпикура, в котором философ утверждает мысль о том, что жизнь и смерть никогда не встречаются: "Пока мы живы — смерти нет, когда мы мертвы — нет жизни".

Интересно, что к принципиально неестественным потребностям Эпикур относил занятия политической и общественной деятельностью. Для него характерно превозношение частной жизни, сознательный отказ от жизни общественной. Девизом "Сада Эпикура" стали слова: "Проживи незаметно!".

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Мир вокруг нас поражает наше воображение своим разнообразием. Существует так много различных объектов, отношений, процессов и свойств. Рядом с нами есть океаны, леса, реки и горы. Мы можем наблюдать за полетом комет и северным сиянием. Мир так разнообразен, и это разнообразие не поддается учету. Человек должен обладать большим воображением и способностью мыслить, чтобы за всем многообразием явлений мира увидеть их единство и общность.

В это время почти каждый человек представляет себе атом. Это нечто невероятно малое и то, что является основой окружающего мира. Атомы имеют общую природу и относятся к категориям, характеризующим основу всего сущего — материю. Атомы предоставляют нам чрезвычайно удобную систему для научного мировоззрения. Обычно 20 век изображают как век атомизма, но чтобы найти истоки атомизма, мы должны обратиться к Древней Греции.

Яркой особенностью греческой философии является протонаука и стремление понять природу космоса, природы и мира в целом. Многие греческие философы размышляли об устройстве мира, его происхождении, пытались понять становление и его причины. Этот фокус интереса во многом определялся характером древнегреческой мифологии, традиционных культов и верований. Греческая мифология задалась главным вопросом — вопросом о происхождении мира. Мифология задавала вопрос о том, кто породил все сущее, философия, в свою очередь, задавала вопрос — откуда оно взялось? Со временем эта наука приобрела ту ясность, которую принесла математика. Аналогичным образом, математика привнесла систематический подход и доказательства и заложила основу для логического анализа.

Философы-атомисты смогли оригинально решить проблемы движения и небытия. Их идеи впоследствии вдохновили Резерфорда, Эйнштейна, Томсона и Оппенгеймера. Их идеи ознаменовали собой высшую точку в развитии научной натурфилософии. И по сей день они остаются актуальными и вызывают много споров.

Атомизм Лейциппа

Согласно различным источникам, Левкипп был родом из Элея, Абдеры или Милета. Эпикур, который был сторонником атомистической доктрины, отрицал существование философа с таким именем. Существует предположение, что имя Лейципп было псевдонимом молодого философа Демокрита. Однако благодаря исследованиям, проведенным в прошлом веке, существование Лейциппа было подтверждено. Также более вероятно, что Левкипп был родом из Милета.

Лейципп был сторонником рабовладельческой демократии и был вынужден покинуть свой родной город после переворота, совершенного аристократией в 449 году до нашей эры. По некоторым данным, Лейципп затем отправился в Элей, где стал учеником Ксенофана и Парменида. Есть также свидетельства, что он учился у Зенона.

После пребывания в Элее, Левкипп отправляется в Абдеры, где он, скорее всего, становится учителем Демокрита и, возможно, Протагора.

Основные принципы атомистической философии были разработаны Лейциппом. Он признал, что существует бесчисленное множество подвижных элементов — атомов, имеющих множество форм. Он понял это, потому что видел, как вещи постоянно возникают и изменяются. Его учение заключалось в том, что бытие равнозначно несению, и оба они в равной степени являются причиной создания вещей. Бытие для него было атомами, которые обладали полнотой и плотностью и двигались в пустоте. Пустота была носителем, но не меньше, чем сущность.

Атомы обладают размером, формой, порядком и расположением. Они также являются причиной создания вещей и их разрушения, в процессе соединения и разделения.

Качественно новым элементом в античном материализме является концепция атома. Но атомы характеризуются полнотой, как это было в более ранних философских течениях. Однако Левкипп допускает существование пустоты, в которой движутся эти атомы.

Существование пустоты решает проблему движения, существовавшую в ранней философии. Это делает возможным движение атомов.

Лейципп — автор основной концепции. Впоследствии Демокрит развивает атомистическое учение в логически непротиворечивую систему.

Атомизм Демокрита

Демокрит происходил из знатной семьи, жившей в Абдерах. Он унаследовал большое состояние и смог посвятить себя науке.

Существуют предания, что Демокрит учился у халдейских магов, которые остались в Абдере благодаря персидскому царю Ксерксу.

Демокрит также был учеником Лейциппа и учился у Анаксагора.

Демокрит много путешествовал. Его целью было изучить идеи мыслителей из других стран. Источники утверждают, что он посетил Египет, Персию, Вавилон и некоторые районы вокруг Красного моря. Во время этих путешествий Демокрит углубил свои знания в области астрономии, математики и естественных наук.

Труды Демокрита составляют своего рода энциклопедическое знание о том времени. Диоген Лаэртский цитировал более 70 работ Демокрита по этике, математике, физике, риторике, музыке, астрономии и т.д.

Демокрит разделял учение Лейциппа об атомах и пустоте. Демокрит добавил размер к свойствам атомов.

Демокрит утверждал, что атомы бесконечны по числу, размеру и форме. Он также утверждал, что материя бесконечна.

Качественно новой чертой античной мысли было понимание Демокритом бесконечности, несотворимости и неуничтожимости Вселенной, а также его вера в существование множества миров, которые возникают и исчезают. Демокрит говорил, что нет никакой разницы между нашим миром и другими мирами, кроме того, что наш мир цветущий.

Демокрит решает вопрос о соотношении движения и материи совершенно по-новому. Он считал, что движение присуще всем атомам в их естественном состоянии. Точно так же Демокрит считал, что атомы неделимы и, в силу плотности тела, движутся в пустоте, в которой ничего нет. В этой пустоте атомы сталкиваются друг с другом и соединяются. Именно из этого столкновения проистекает все то, что мы видим сейчас. Движение является основным источником развития.

Демокрит, как и другие атомисты, ссылается на механическое движение. Движение — это основной способ существования атомов.

Взгляды Демокрита на знание остаются проблематичными. Это происходит потому, что информация, которая доходит до нас, иногда противоречит сама себе. Но ясно одно: Демокрит отвергал негативное отношение к чувственному знанию. О важности чувственного восприятия можно судить, если рассмотреть его концепцию образов. Образы возникают между вещью и органом чувств, который ее воспринимает. Этот образ, как своего рода отпечаток, попадает в соответствующий орган чувств.

Демокрит и Левкипп придавали большое значение чувственному познанию и рассматривали его как главную предпосылку для дальнейшего познания.

Демокрит, однако, также открыл важность и функцию рационального знания. Он считал знание, основанное на разуме, истинным и достоверным, а знание, основанное на чувственных впечатлениях, считал темным и непостоянным. Исходя из этого, можно сказать, что Демокрит выделял несколько ступеней познания, первой ступенью было чувственное познание, которое давало нам информацию об окружающем нас мире, а второй ступенью — рациональное познание, которое позволяло нам приблизиться к познанию истины.

Роль, которую Демокрит приписывает разуму, не противоречит его материалистической ориентации. Разум также является частью души. Душа — это совокупность самых легких атомов, которые имеют сферическую форму.

Такие суждения привели Демокрита к атеизму. Он дает материалистическое объяснение происхождения богов. Она заключается в том, что когда люди не могли объяснить какие-либо явления, они верили, что боги — суть этих явлений.

Кроме того, Демокрит занимался физикой, математикой, риторикой, этикой и астрономией.

Атомизм Эпикура

Эпикур родился на острове Самос и жил в 342-270 гг. до н.э. Он был основателем одной из самых известных философских школ. Его учителем был Навсифан.

К свойствам атомов, описанным Демокритом, Эпикур добавил массу атома. Под действием своего веса атом образует различные корпуса, поэтому вес тела связан с весом атома. Это дополнение не противоречило логике, предложенной Лейциппом и Демокритом.

Эпикур продолжал преследовать цель более глубокого обоснования атомистической концепции. Он попытался описать внутреннюю логику этой концепции, в отличие от Демокрита, учение которого было в значительной степени сосредоточено на натурфилософии. Эпикур пытался выяснить, чем полезен атомизм.

Эпикур пришел к выводу, что Вселенная состоит из пространства и тел. О существовании тел свидетельствуют ощущения людей. Если бы не было пустоты, то тела не имели бы того, благодаря чему они осуществляют движение. Некоторые тела являются сущностью соединения, в то время как другие тела являются материалом для соединения. Последние тела неизменны и неделимы. Необходимо, чтобы посвящаемые были неделимыми телесными натурами.

Другая идея Эпикура заключалась в том, что полные и неделимые тела имеют множество форм, потому что множество различий в объектах не может быть образовано из численно ограниченных форм. В каждой форме число атомов безгранично, а различие форм не безгранично, а лишь огромно.

Миры, которые похожи на наш мир и которые не похожи на него, также бесконечны. Атомы, из которых создаются и формируются миры, не могут быть все израсходованы на создание миров, похожих на наш мир и не похожих на него. Таким образом, ничто не мешает осознать, что существует бесконечное число миров.

Эпикуру также принадлежала идея о свойствах тел. Он утверждал, что все, что касается постоянных свойств тела, присущих всем телам и познаваемых чувственным восприятием, не может быть представлено как сущность; их существование нельзя отрицать; их нельзя считать частью тела. Однако следует понимать, что тело обязано своим существованием этим свойствам, но не в том смысле, что тело образовано из этих свойств, а в том, что они обеспечивают его непрерывность. Эти свойства обладают особыми возможностями, благодаря которым они узнаваемы и различимы.

Это размышление о свойствах тела очень важно, и здесь углубляется спор с теми, кто провозглашал эти свойства независимой материей. Эпикур утверждал, что свойства тел существуют, но есть разница между телом и его свойством. Свойства присущи телу, но тело — это не просто набор свойств.

Эпикур развил доктрину Демокрита о чувственном восприятии и придал смысл его концепции идолов. Эпикуру было ясно, что выделения, исходящие из тела, нельзя увидеть, но они телесны. Он утверждает, что существуют различные эффузии, эффузии, напоминающие тела, но не сравнимые с объектами по своей тонкости. Такие излияния пронизывают воздух. Изображения обладают определенной тонкостью и быстротой. Формирование образа приравнивается к быстроте формирования мысли.

Еще одним дополнением к атомистической теории стало предположение о большей свободе в движении атомов. Атом должен обладать определенной свободой в движении, случайностью. Атомы движутся в разных направлениях, а не в одном направлении. Имеет место неупорядоченное, свободное движение атомов, и поэтому комбинации, получаемые в ходе этого движения, не свободны от элементов случайности, имеет место отклонение от жесткого порядка. Здесь необходимость сотрудничает со случайностью.

Заключение

Категории научного мышления впервые появились в древней культуре и начали развиваться. Большой вклад древних мыслителей в развитие математики, астрономии, этики, политологии и других наук. Поэтому древняя наука и философия сыграли важную роль в развитии науки и техники в будущем. Культура античности послужила основой для развития мировой культуры в целом.

У истоков концепции атомизма стоял Левкипп. Долгое время он считался мифической фигурой, но последние исследования показывают обратное. Согласно теории Лейциппа, мир состоит из атомов, которые вечно находятся в движении, однородны по качеству, но имеют бесконечное разнообразие форм, неделимы и пусты там, где они движутся.

Эпикур развил идеи Лейциппа и Демокрита. Он выдвинул три принципа в концепции атомизма:

  1. Ничто не рождается из ничего. Это формулировка закона сохранения материи;
  2. Происходит постоянное преобразование веществ, процессы создания и разрушения. Таким образом, основным свойством материи является ее движение;
  3. Пустота необходима для движения атома.

Список литературы

  1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. Ф. — М.: Высшая школа, 1976, 544 стр.
  2. E. Богомолов, А.С. Античная философия: учебник, 2-е издание / Богомолов А.С. — М.: Высшая школа, 2006, 390 стр.
  3. 3-й Бучило Н.Ф. Философия в двух частях. Часть 1: История философии / Н.Ф. Бучило — М.: Юристъ, 2007, 435 с.
  4. Гайденко П. П. История греческой философии в ее отношении к науке / Гайденко П. П. — М.: Наука, 1980.
  5. Дынник Н.А. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Дынник Н.А. — М.: Политическая литература, 1955, 237 стр.
  6. Иовчук М.Т. Краткий очерк истории философии. Изд. 3-е / Иовчук М.Т. — М.: Мысль, 1975.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Атомизм -в древнем мире учения Левкиппа, Демокрита и Эпикура, по которому первоначалом всего сущего являются мельчайшие неделимые, качественно однородные частицы (атомы).

ДЕМОКРИТ(470/457 - 370/357 до н. э.) - являлся последователем представлений Левкиппа. В отличие от Левкиппа Демокрит дает материалистическую трактовку понятию вечных и неделимых сущностей, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым, отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие. Демокрит различает мир атомов - как истинный. Сущность, которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые трактует материалистически.

В атомистическом материализме Демокрита были чрезвычайно сильны теоретические интересы, стремление к основанному на атомизме теоретическому познанию космоса, жизни, человека. В стремлении к такому познанию протекала подвижная, беспокойная, гонимая, как отмечал Маркс, ненасытной теоретической любознательностью, жизнь Демокрита.

Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, — вот цель и задача философии, согласно Эпикуру. Материализм должен был подвергнуться в этой философии глубокому преобразованию. Он должен был утратить характер философии чисто теоретической, созерцательной, только постигающей действительность, и стать учением, просвещающим человека, освобождающим его от гнетущих его страхов и мятежных волнений и чувств.

Философия Эпикура.

Эпикур - древнегреческий философ-материалист эпохи эллинизма, основатель эпикуреизма как философской школы. Физика (учение о природе) и каноника (теория познания) рассматриваются Эпикуром только как основания этики. Эпикуреизм близок гедонизму.

Для человека естественно стремиться к удовольствию, избегая то, что причиняет вред.

Главная цель философии, по Эпикуру, обеспечение безмятежного духа (атараксия), свободы от страха перед смертью и богами.

Возрождая атомизм Демокрита, Эпикур вносит значительные изменения в понимание природы атома. Существенные характеристики атома - фигура, вес, величина. Движение атомов происходит как падение вниз в бесконечном пространстве, под действием тяжести атомов. Кроме того, в любой момент времени и в любой точке пространства атомы могут "отклоняться" и сталкиваться с другими атомами. Эта теория произвольного "отклонения" атомов была введена Эпикуром для ограничения демокритова детерминизма и обоснования свободы человека в этике. Эпикур утверждает бесконечность миров в пространстве и во времени. Душа человека есть сочетание атомов - особо тонких и рассеянных по всему телу; и поэтому подлежит разрушению, не является бессмертной.

Источником знаний Эпикур считал чувственные восприятия, подчеркивая их безошибочность. Ощущения не зависят от человеческого разума. Информация от атомов. Все заблуждения возникают как следствия процесса мышления, не обладающего непосредственной, эмпирической очевидностью. Эпикур называет 3 критерия истины – ощущение, предвосхищение (мы "достраиваем" все на основе частичной информации), претерпевание (мы испытываем либо удовольствие, либо страдания).

Цель философии - достижение счастья, а счастье понимается как удовольствие, т.е. "отсутствие телесного страдания" и невозмутимость души. В соответствии с таким пониманием удовольствия Эпикур различает: 1) естественные и необходимые удовольствия, 2) естественны, но не необходимые, 3) не естественные и не необходимые. Только удовольствия первого типа несут наслаждение. (Эпикур исключает любовь из их числа).

Наибольшее благо для счастливой жизни - дружба. Политическая деятельность расценивается им как препятствие на пути достижения счастья. Но главными препятствиями является вера человека в бессмертие и вера во влияние богов на человеческую жизнь. Вера бессмертия - главная причина страха смерти, да и страха вообще. Однако, по Эпикуру, смерть вообще нас не касается. Пока существуем мы, смерти нет, когда приходит смерть - нет нас. А притязание человека на вечное существование есть ненасытное вожделение, не признающее границ, положенных самой природой. Эпикур не отрицает существования богов, но оригинально доказывает их непричастность людским делам наличием зла в мире: жизнь омрачена рядом страхов и болезней, которые не дают получать удовольствие от жизни. Если Бог всемогущ, то он создал страшный мир и хотел этого. Если не хотел, то он не всемогущий.

Философия Стои.

В истории стоицизма выделяют три периода: Ранняя Стоя(Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики –1–2 вв. до н.э.); Средняя Стоя(Панэтий, Посидоний и др. – 2–1 вв. до н.э.); Поздняя Стоя(Сенека, Музоний Руф, Эпиктет,Марк Аврелий и др. – 1–2 вв. н.э.). Полностью сохранились только сочинения Поздней римской Стои. Хотя основное теоретическое ядро учения было сформировано Зеноном и Хрисиппом, наибольшую известность стоицизм приобрел в своей римской ипостаси. Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части.

Эллинистический скептицизм.

Учебник стр.114-115.

Атомизм -в древнем мире учения Левкиппа, Демокрита и Эпикура, по которому первоначалом всего сущего являются мельчайшие неделимые, качественно однородные частицы (атомы).

ДЕМОКРИТ(470/457 - 370/357 до н. э.) - являлся последователем представлений Левкиппа. В отличие от Левкиппа Демокрит дает материалистическую трактовку понятию вечных и неделимых сущностей, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым, отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие. Демокрит различает мир атомов - как истинный. Сущность, которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые трактует материалистически.

В атомистическом материализме Демокрита были чрезвычайно сильны теоретические интересы, стремление к основанному на атомизме теоретическому познанию космоса, жизни, человека. В стремлении к такому познанию протекала подвижная, беспокойная, гонимая, как отмечал Маркс, ненасытной теоретической любознательностью, жизнь Демокрита.

Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, — вот цель и задача философии, согласно Эпикуру. Материализм должен был подвергнуться в этой философии глубокому преобразованию. Он должен был утратить характер философии чисто теоретической, созерцательной, только постигающей действительность, и стать учением, просвещающим человека, освобождающим его от гнетущих его страхов и мятежных волнений и чувств.

Философия Эпикура.

Эпикур - древнегреческий философ-материалист эпохи эллинизма, основатель эпикуреизма как философской школы. Физика (учение о природе) и каноника (теория познания) рассматриваются Эпикуром только как основания этики. Эпикуреизм близок гедонизму.

Для человека естественно стремиться к удовольствию, избегая то, что причиняет вред.

Главная цель философии, по Эпикуру, обеспечение безмятежного духа (атараксия), свободы от страха перед смертью и богами.

Возрождая атомизм Демокрита, Эпикур вносит значительные изменения в понимание природы атома. Существенные характеристики атома - фигура, вес, величина. Движение атомов происходит как падение вниз в бесконечном пространстве, под действием тяжести атомов. Кроме того, в любой момент времени и в любой точке пространства атомы могут "отклоняться" и сталкиваться с другими атомами. Эта теория произвольного "отклонения" атомов была введена Эпикуром для ограничения демокритова детерминизма и обоснования свободы человека в этике. Эпикур утверждает бесконечность миров в пространстве и во времени. Душа человека есть сочетание атомов - особо тонких и рассеянных по всему телу; и поэтому подлежит разрушению, не является бессмертной.

Источником знаний Эпикур считал чувственные восприятия, подчеркивая их безошибочность. Ощущения не зависят от человеческого разума. Информация от атомов. Все заблуждения возникают как следствия процесса мышления, не обладающего непосредственной, эмпирической очевидностью. Эпикур называет 3 критерия истины – ощущение, предвосхищение (мы "достраиваем" все на основе частичной информации), претерпевание (мы испытываем либо удовольствие, либо страдания).

Цель философии - достижение счастья, а счастье понимается как удовольствие, т.е. "отсутствие телесного страдания" и невозмутимость души. В соответствии с таким пониманием удовольствия Эпикур различает: 1) естественные и необходимые удовольствия, 2) естественны, но не необходимые, 3) не естественные и не необходимые. Только удовольствия первого типа несут наслаждение. (Эпикур исключает любовь из их числа).

Наибольшее благо для счастливой жизни - дружба. Политическая деятельность расценивается им как препятствие на пути достижения счастья. Но главными препятствиями является вера человека в бессмертие и вера во влияние богов на человеческую жизнь. Вера бессмертия - главная причина страха смерти, да и страха вообще. Однако, по Эпикуру, смерть вообще нас не касается. Пока существуем мы, смерти нет, когда приходит смерть - нет нас. А притязание человека на вечное существование есть ненасытное вожделение, не признающее границ, положенных самой природой. Эпикур не отрицает существования богов, но оригинально доказывает их непричастность людским делам наличием зла в мире: жизнь омрачена рядом страхов и болезней, которые не дают получать удовольствие от жизни. Если Бог всемогущ, то он создал страшный мир и хотел этого. Если не хотел, то он не всемогущий.

Философия Стои.

В истории стоицизма выделяют три периода: Ранняя Стоя(Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики –1–2 вв. до н.э.); Средняя Стоя(Панэтий, Посидоний и др. – 2–1 вв. до н.э.); Поздняя Стоя(Сенека, Музоний Руф, Эпиктет,Марк Аврелий и др. – 1–2 вв. н.э.). Полностью сохранились только сочинения Поздней римской Стои. Хотя основное теоретическое ядро учения было сформировано Зеноном и Хрисиппом, наибольшую известность стоицизм приобрел в своей римской ипостаси. Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части.

Эллинистический скептицизм.

Библиографическое описание:
Солопова М.А. АТОМИЗМ // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 196-200.

Атомизм Эпикура в отличие от раннего демокритовского варианта уже проводит различие между физической нерассекаемостью атома и его поня­тийной неделимостью, не оставляя без решения проблему, связанную с тем, как атомы могут иметь части (если у атомов имеются различия в их форме, они могут касаться друг друга сторонами, составлять величину). Эпикур полагал, что нерассекаемые атомы должны иметь мыслимые части.

Учение о движении атомов у Эпикура также имело отличия от демок­ритовского. Демокрит говорит о центростремительном движении атомов в данном космосе, вероятно созданном космическим вихрем. Эпикур наде­ляет атомы внутренним собственным движением вниз, под действием тя­жести, сквозь бесконечный космос. Направление книзу, возможно, отвечает на аристотелевскую критику Демокрита, который, по его мнению, не пока­зал, каково движение атомов, а только говорил, что оно вечное и что они не­прерывно сталкиваются между собой. По Эпикуру, атомы внезапно откло­няются от прямолинейного направления движения. Это объясняло, почему атомы сталкиваются, а не движутся параллельно. Последователи Эпикура поставили под сомнение и демокритовский тезис о том, что качества суще­ствуют лишь по установлению, на самом же деле у атомов их нет, – эпику­реец Полистрат защищал тезис о реальности качеств.

Читайте также: