Второе минское соглашение кратко

Обновлено: 08.07.2024

5 сентября 2014 года в г. Минске (Беларусь) состоялись консультации Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины П. Порошенко и инициатив президента России В. Путина. Документ подписали посол Хайди Тальявини (ОБСЕ), второй президент Украины Леонид Кучма, посол РФ в Украине Михаил Зурабов, а также Александр Захарченко (ДНР) и Игорь Плотницкий (ЛНР).

ПРОТОКОЛ (по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина)

По результатам рассмотрения и обсуждения предложений, внесенных участниками консультаций в Минске 1 сентября 2014 г., Трехсторонняя контактная группа в составе представителей Украины, Российской Федерации и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе достигла понимания относительно необходимости осуществления следующих шагов:

Участники Трехсторонней контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л. Д. Кучма
Посол РФ в Украине М. Ю. Зурабов
А. В. Захарченко
И. В. Плотницкий

5 сентября 2014 г. Источник: сайт ОБСЕ

Меморандум об исполнении положений Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина




Споры о том, кто и как допустил эту трагедию на Украине, как вообще могла произойти эта братоубийственная война в центре Европы в XXI веке, будут вестись еще долго. Вряд ли кто-то будет готов жить с этим проклятьем, а потому вину будут пытаться переложить на соседа или политического оппонента. Но от взаимных обвинений и разоблачений легче никому не станет. Всем нам — и украинцам, и их соседям — все равно надо будет ответить на главный вопрос, от которого не уйти: а что станется с Украиной, которая оказалась на историческом распутье?
Необходимо сообща помочь Украине, оказавшейся на распутье, выйти из сложной ситуации.



Минские соглашения свидетельствуют, что обе стороны украинского конфликта признают, возможно, в неявной форме, что кризис в стране не может быть разрешен военным путем. Они показали, что у сторон отсутствует полное единство мнений по поводу того, каким будет это урегулирование. Позиция Петра Порошенко вызывает много критики в Киеве. На этой критике многие украинские политики строят свои избирательные кампании в парламент страны и зарабатывают политические очки.



Минское соглашение, о необходимости выполнения которого все стороны говорили постоянно с момента его заключения, окончательно перестало выполняться. Соглашение, безусловно, сыграло позитивную роль в урегулировании конфликта: в условиях широкомасштабных боевых действий оно способствовало заметному снижению интенсивности боев и, следовательно, сохранению многих жизней. Украинской стороне это соглашение было особенно выгодно, поскольку было заключено после военного поражения Киева в августе 2014 г. Кроме того, в рамках минского формата впервые состоялся, пусть и не на самом высоком уровне, диалог между Киевом, с одной стороны, и ДНР и ЛНР, с другой. Однако этим значение Минского соглашения, пожалуй, исчерпывается.

Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года

Документ подписали участники Трехсторонней Контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л.Д. Кучма
Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов
А.В. Захарченко
И.В. Плотницкий

12 февраля 2015 г. Источник: сайт Президента РФ

Переговоры в Минске продемонстрировали ряд важных моментов и в международном плане. Во-первых, мирная инициатива Меркель и Олланда свидетельствует о том, что лидеры ключевых европейских стран предприняли попытку урегулировать конфликт, в то время, как США продолжали довольно воинственную риторику, а значительная часть политического истеблишмента в США выступала за немедленные поставки вооружении в Украину. Такая попытка, тем не менее, вряд ли может рассматриваться как раскол между ЕС и США. Несмотря на определенную разницу в позициях, вполне очевидную ввиду того, что ни Берлин, ни Париж не хотят большой войны в Европе, визит Меркель в Вашингтон и согласованная позиция Порошенко, Олланда и Меркель в ходе минских переговоров демонстрируют общую линию Запада.



События на Украине 2013–2014 гг. не вскрыли новых глубинных противоречий между Киевом и Москвой: они, пусть и не в таком остром виде, существовали и ранее. Однако эти события спровоцировали самое сильное противостояние двух крупнейших государств постсоветского пространства, которое не только поставило множество вопросов относительно будущего российско-украинских отношений, но и обнажило целый ряд серьезных проблем в рамках всей системы международной безопасности.

Владимир Путин, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко (слева направо)

Какие меры закрепили минские соглашения. Краткое содержание

Как исполнялись минские соглашения

По факту за семь лет сторонам после долгих переговоров удалось лишь добиться обмена насильно удерживаемых лиц (по факту пленных). ДНР и ЛНР, а также МИД России неоднократно обвиняли Киев в незаконном занятии населенных пунктов в буферной зоне и появлении там тяжелой техники.

Не были амнистированы участники событий 2014–2015 годов. И хотя Верховная рада приняла в 2015 году закон об особом статусе Донбасса, однако увязала вступление его в силу с проведением местных выборов. При этом в Киеве настаивали на том, что сначала должны восстановить контроль над границей, а уже потом проводить выборы. В Москве с этим категорически не соглашались.

В 2019 году участники Контактной группы приняли так называемую формулу Штайнмайера (по имени ее автора, главы МИД Германии Франка Штайнмайера), в соответствии с которой закон об особом статусе должен был вступить в силу после признания местных выборов в Донецкой и Луганской областях соответствующими стандартами ОБСЕ. Помимо этого, предполагалось вновь отвести вооруженные формирования на прежние позиции. Принятие этой поправки вызвало недовольство оппозиции в Киеве. Согласовать порядок проведения выборов сторонам так и не удалось.

Леонид Кучма, Александр Захарченко и представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации в Украине Адельхейд Тальявини после заседания трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины, 5 сентября 2014 года Наталия Абложей/БелТА/ТАСС

Леонид Кучма, Александр Захарченко и представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации в Украине Адельхейд Тальявини после заседания трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины, 5 сентября 2014 года

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 декабря 2019 года в Париже состоится встреча глав стран "нормандской четверки" - России, Германии, Украины и Франции, в ходе которой будут обсуждаться вопросы урегулирования украинского кризиса и реализация минских соглашений. ТАСС рассказывает о минских соглашениях и ходе их выполнения.

Что такое минские соглашения

Минские соглашения - пакет документов, принятый в 2014-2015 годах для урегулирования ситуации на юго-востоке Украины:

  • Минский протокол (полное название - "Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана президента Украины Петра Порошенко и инициатив президента России Владимира Путина"), подписан 5 сентября 2014 года в столице Белоруссии членами контактной группы, а также главами ДНР и ЛНР;
  • Комплекс мер по выполнению минских соглашений (так называемый "Минск-2"), согласован в Минске 12 февраля 2015 года лидерами Германии, России, Франции и Украины на саммите в "нормандском формате" и подписан контактной группой по урегулированию ситуации на Украине и главами провозглашенных республик.

Конфликт в Донбассе

В апреле 2014 года, вскоре после госпереворота на Украине и свержения президента Виктора Януковича, на юго-востоке страны была развернута силовая операция против жителей Донецкой и Луганской областей, отказавшихся подчиняться официальному Киеву. К лету столкновения армии и формирований украинских националистов с отрядами ополченцев переросли в полномасштабные боевые действия с использованием тяжелой бронетехники и авиации.

На территориях Донецкой и Луганской областей по итогам референдума были провозглашены Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР). Киев итоги плебисцитов не признал.

По данным ООН на ноябрь 2019 года, за время вооруженного противостояния погибли более 13 тыс. человек с обеих сторон, около 30 тыс. получили ранения. 1,3 млн человек стали внутренними переселенцами, 3,5 млн человек нуждаются в помощи.

Предпосылки заключения минских соглашений

В 2014 году по инициативе действующего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Дидье Буркхальтера для разрешения конфликта было принято решение образовать контактную группу в составе представителей России, ОБСЕ и Украины.

В июне того же года президент Украины Петр Порошенко (2014-2019) представил свой мирный план, который предусматривал гарантии безопасности для всех участников переговоров, амнистию тем, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений, вывод незаконных вооруженных формирований и др. Первые консультации представителей Украины, ОБСЕ и провозглашенных ДНР и ЛНР по обсуждению мирного плана состоялись 23 и 27 июня в Донецке. На встречах также присутствовал посол РФ на Украине Михаил Зурабов.

Однако в течение лета интенсивность конфликта в Донбассе постоянно возрастала. Украинские силовые структуры перешли от "полицейских операций" к полномасштабным боевым действиям с использованием тяжелой бронетехники и авиации. К середине августа украинским военным удалось установить контроль над Славянском, Артемовском, Краматорском, Мариуполем и побережьем Азовского моря, взять в частичное окружение Луганск и Донецк. В ответ вооруженные формирования ЛНР и ДНР предприняли контрнаступление и смогли потеснить правительственные войска, которые при этом понесли существенные потери в живой силе и технике.

3 сентября 2014 года президент РФ Владимир Путин предложил свой план урегулирования кризиса на Украине. Мирные инициативы главы российского государства предполагали прекращение наступлений всеми вооруженными формированиями на юго-востоке Украины, отведение всех силовых структур на безопасное расстояние от населенных пунктов, международный контроль за соблюдением прекращения огня, отказ от применения военной авиации против мирных граждан, обмен пленными по схеме "всех на всех", а также открытие гуманитарных коридоров и направление в регион ремонтных бригад для восстановления инфраструктуры.

Подписание Минского протокола

5 сентября 2014 года в Минске члены контактной группы, принимая во внимание предложения по разрешению кризиса президентов РФ и Украины, согласовали план мирного урегулирования и достигли договоренности о прекращении огня на юго-востоке страны. Стороны подписали протокол, предусматривающий незамедлительное прекращение боевых действий, вывод вооруженных формирований и военной техники с территории Украины, мониторинг ОБСЕ ситуации на российско-украинской границе, освобождение всех заложников и др. Отдельно было прописано обязательство киевских властей провести децентрализацию власти и проведение досрочных местных выборов. Режим прекращения огня вступил в силу в тот же день.

Позднее, в ночь на 20 сентября, контактная группа, а также представители ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий заключили меморандум по осуществлению режима прекращения огня (документ датирован 19 сентября).

Однако, несмотря на все договоренности, боевые действия на юго-востоке Украины продолжились, и в январе 2015 года ситуация вновь серьезно обострилась.

"Минск-2"

С целью скорейшего урегулирования кризиса 11-12 февраля 2015 года в Минске состоялась встреча лидеров России, Украины, Франции и Германии ("нормандская четверка"). По итогам этих переговоров, а также заседания контактной группы, Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко согласовали комплекс мер по выполнению минских соглашений (документ подписали участники контактной группы, а также главы ДНР и ЛНР). Подписанный документ получил поддержку СБ ООН и стал обязательным для выполнения международно-правовым документом, в рамках которого осуществляются все шаги по преодолению украинского кризиса. Документ из 13 пунктов предусматривал прекращение огня с 15 февраля, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения сторон в целях создания в регионе зоны безопасности шириной не менее 50 км, мониторинг этого процесса со стороны ОБСЕ, обмен пленных на основе принципа "всех на всех", реформу конституции Украины с целью децентрализации и закрепления "особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей" и др.

Формула Штайнмайера

В 2015 году глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (в настоящее время - президент Германии) инициировал особый порядок вступления в силу закона об особом статусе Донбасса, предусмотренного минскими соглашениями. Он предложил предоставить особый статус отдельным районам Донецкой и Луганской областей на временной основе в день проведения местных выборов в Донбассе и на постоянной основе - после опубликования отчета ОБСЕ, подтверждающего легитимность результатов голосования. Идея получила название "формулы Штайнмайера".

Она была одобрена лидерами четырех стран (России, Германии, Франции и Украины) на двух саммитах "нормандской четверки" - в 2015 году в Париже и в 2016 году в Берлине. Однако затем Киев стал озвучивать дополнительные условия своего согласия для ее реализации, в результате переговоры были приостановлены. Только после вступления в должность нового президента Украины Владимира Зеленского украинские власти согласились вернуться к обсуждению вопроса. В сентябре 2019 года советники глав "нормандской четверки" в результате нескольких раундов консультации договорились, что текст с описанием "формулы Штайнмайера" должен быть подписан всеми участниками контактной группы как первый шаг к постепенной реализации других положений минских соглашений и подготовке к новой встрече лидеров Германии, России, Украины и Франции.

1 октября 2019 года в Минске на очередном заседании контактной группы "формула Штайнмайера" была согласована и подписана всеми сторонами, в том числе украинской делегацией. Выступивший в этот же день на брифинге президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что "формулу Штайнмайера" предстоит "имплементировать в новый закон об особом статусе". Он отметил, что закон об особом статусе Донбасса действует до 31 декабря 2019 года, добавив, что парламентом в тесном сотрудничестве с общественностью и после публичного обсуждения будет разработан новый закон. Кроме того, Зеленский заявил, что выборы не могут быть проведены, пока Украина не получит контроль над всей границей с РФ.

Выполнение минских соглашений

В течение последних пяти лет украинская сторона полностью отказалась от выполнения политических пунктов минских соглашений, ссылаясь на неурегулированность вопросов безопасности. В этой связи в сентябре 2017 года президент РФ Владимир Путин выступил с предложением о размещении миссии ООН на линии соприкосновения в Донбассе для обеспечения безопасности сотрудников Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Позже глава российского государства не исключил, что такая миссия может находиться на всей территории конфликта, но при согласии провозглашенных республик Донбасса. Украинская сторона в ответ заявила о необходимости введения в регион полноценной миротворческой миссии ООН, которая взяла бы на себя функции временной администрации с последующей передачей власти Киеву.

Одной из главных нерешенных проблем является порядок и сроки реализации всех этапов урегулирования. Официальные представители Украины настаивают на первоочередной передаче им контроля над участком российско-украинской границы, после чего предполагают проведение выборов в Донбассе и только затем обещают рассмотреть вопрос о статусе региона. Между тем одобренный "нормандской четверкой" мирный план предполагает обратный порядок действий: внесение поправок в конституцию, закрепляющих на постоянной основе особый статус региона, проведение местных выборов и затем передачу Киеву контроля над границей.

Режим прекращения огня в Донбассе регулярно нарушается, несмотря на неоднократное объявление о перемирии сторон. Последний крупный обмен пленными по принципу "всех на всех" между Украиной и республиками Донбасса прошел 27 декабря 2017 года. Украина тогда обменяла 233 задержанных на 73 украинских пленных.

Процесс разведения сил по всей линии соприкосновения, начавшийся осенью 2015 года, к настоящему времени не завершен. В сентябре 2016 года представители Украины, Донецкой и Луганской народных республик договорились о создании на линии соприкосновения в Донбассе трех пилотных зон безопасности: у населенных пунктов Золотое, Станица Луганская и Петровское. Почти сразу удалось развести войска в первых Золотом и Петровском, но позднее украинские силовики вновь туда вернулись. Попытки осуществить разведение возобновились летом 2019 года: в конце июня стороны отвели войска в районе Станицы Луганской, в первых числах ноября - у Золотого, в начале декабря - в Петровском.

Минские соглашения пять лет спустя. Кому они нужны и почему не выполняются

С содержательной точки зрения это был документ об урегулировании внутреннего конфликта на Украине, конечной целью которого было восстановление территориальной целостности — возвращение Украине контроля над территорией Донбасса. Чтобы Донбасс захотел возвращаться назад, Украина должна была провести определённые реформы, включая децентрализацию.
Формулировки соглашений были недостаточно определёнными и допускали множественное толкование. Соответственно просто так взять их и выполнить было невозможно, но, надо сказать, что и самой по себе такой цели и не было. Задачей Минских соглашений было налаживание диалога между Украиной и Донбассом. А уже в процессе диалога должны были определиться формы дальнейшего сосуществования. Минские соглашения. Справка

Минские соглашения. Справка

Итак, что мы имеем по завершению пяти лет переговоров вокруг соглашений, закреплённых авторитетом ООН?

Первое и главное: никакого диалога между Украиной и неподконтрольной частью Донбасса не началось. Даже в рамках минской контактной группы две стороны предпочитают общаться через посредников — представителей ОБСЕ и России.

Если всё дело во внутреннем конфликте, как утверждает российская сторона, то сначала надо примириться, в частности, признать результаты местных выборов на неподконтрольных территориях, независимо от того, кто их провёл и кто победил, а уже потом получать контроль над территорией (опять же в согласованных с местным населением рамках). Кстати, это необязательно должна быть форма федерации и автономии — республиками управляют люди не святые и, если Украина убедит местных, что под руководством Киева будет реально лучше… Впрочем, пока что Киев наглядно показывает, что конкретно жителям Донбасса под его управлением будет гораздо хуже, хотя и ненадолго — насколько у кого здоровья хватит.

Во-первых, Минские соглашения — единственный документ, обсуждение которого сохраняет хоть какой-то формат отношений между Украиной и Россией.

Глава украинского МИД Вадим Пристайко, пребывая в Италии, заявил, что отношения между Украиной и Россией на уровне послов восстановятся, как только прекратится война. Это ерунда. Как только Украина получит контроль над Донбассом, она тут же потребует контроля над Крымом. Возвращение Крыма тоже претензий украинской стороны не остановит. Вадим Пристайко как мастер камуфляжа. До чего довел язык главу МИД Украины в Риме

Вадим Пристайко как мастер камуфляжа. До чего довел язык главу МИД Украины в Риме

Во-вторых, Минские соглашения предотвращают развитие военного конфликта.

Военные эксперты с дипломатами тут не спорят, а просто обращают внимание на самоочевидные моменты:

— боевые действия на рубеже 2014-15 годов прекратились не из-за переговоров, а из-за того, что обе противостоящие стороны не имели возможностей вести наступательные операции сколько-нибудь значительного масштаба;

— крупномасштабное наступление с той или другой стороны невозможно по условиям местности — она открытая, и формирование крупного наступательного кулака будет сразу же обнаружено;

Собственно, сейчас Украина в экономическом отношении существует за счёт контактов с Россией — как прямых (по которым у Украины негативное сальдо торгового баланса), так и косвенных (через Белоруссию). Так или иначе, никакого краха украинской экономики не произошло, а Запад получает от Украины только прибыли. Прямые убытки связаны не с Украиной, а с режимом санкций против России, для которых украинский кризис изначально был поводом, а не причиной.

Продолжение вялотекущего конфликта выгодно и с точки зрения проведения большой приватизации — в воюющей стране всё можно купить за бесценок, но нет угрозы аннулирования сделок в результате, например, внешней оккупации территории.

В-четвёртых, Минские соглашения — единственный документ, который формализует процесс прекращения боевых действий и деэскалации ситуации на Донбассе.

Если Минских соглашений не будет, то будут нужны другие соглашения, которые бы определили, как выходить из этой ситуации. Причём содержание их будет совершенно другим, и, главное, будет чётко понятно, кто именно должен идти на уступки, — в условиях, когда и Украина, и Донбасс считают, что победили, согласование позиций выглядит психологически крайне маловероятным.

Резюме: для прекращения войны в Донбассе и конфликта между Украиной и Россией нужно внутреннее перерождение украинского режима. Опыт последних пяти лет показывает, что в результате выполнения Минских соглашений оно не наступит.

Читайте также: