Логика ораторской речи кратко

Обновлено: 08.07.2024

Кому не знакома такая ситуация: от выступающего ждут изложения сути проблемы, а он перескакивает с одного вопроса на другой, порой противоречит сам себе, не обосновывает утверждения, так что понять что-либо и прийти к определённому выводу невозможно. Нашему сознанию свойственно искать во всём систему, порядок - логику.

I. Логика выделяет три формы мышления:

Понятие - форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления. Это содержание понятия. Объём понятия - это совокупность предметов или явлений, относящихся к понятию.

Суждение - форма мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями.

Умозаключение - цепочка суждений, последнее из которых - заключение - является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылками.

Цель выступления перед слушателями - подвести их к определённым выводам, управляя мыслительным процессом слушателей.

II. Основные требования логики к устному выступлению.

Требование определённости, ясности высказывания означает, что слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употреблённые выступающим. Неопределённость возникает, когда произносятся слова, незнакомые аудитории, слова, которые каждый слушатель толкует по-своему, двусмысленные фразы типа: "Один снимок космонавтов, сделанный над трассой БАМа, позволил сэкономить 6 млрд.рублей" (представлял ценность портрет космонавтов или снимок, сделанный ими?).

Чтобы избежать неясности, надо исключить двусмысленные фразы, пояснить значение малопонятных слов, давать определения сложным понятиям.

Способы определения понятия:

1. Научное, когда указывается род, к которому принадлежит понятие, и даётся его видовое отличие (как в толковом словаре). Определение должно быть соразмерным, определённым.

Но правильные научные определения не всегда уместны в живой речи, достаточно, чтобы слушатели просто понимали, о чём идёт речь. В таком случае применяют:

2. Описание понятия - внешние воспринимаемые признаки или черты предмета, явления.

3. Характеристика - перечисление существенных признаков и свойств предмета и их оценкой.

4. Пример, чтобы дать представление о предмете.

5. Перевод термина на русский язык.

6. Происхождение, "этимология" термина.

7. Замена термина синонимом.

Требование последовательности означает логическую связь мыслей, когда одна мысль подготавливает другую. Логической считается такая последовательность, когда изложение идёт от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого - к далёкому. Допустимо нарушение такого ходя изложения, чтобы сделать выступление более интересным, заставить слушателей думать и т.д.

Требование непротиворечивости изложения в том, что утверждая что-то, нельзя это же отрицать.

Требование обоснованности. Трезво мыслящему человеку нужно обосновать, что дело обстоит так, а не иначе, да ещё сделать это в такой форме, чтобы он сам был заинтересован в вашем выводе или предложении. Для этого достаточно чётко сформулировать тезис, подкрепить его аргументами и показать, что данный тезис следует из данных аргументов, т.е. провести демонстрацию.

1. Иметь непосредственное отношение к тезису.

2. Быть истинными (доказанными ранее).

3. Быть обоснованными независимо от тезиса.

4. Быть достаточными для получения вывода.

Практическое домашнее задание. Проанализировать выступления ораторов с точки зрения последовательности, непротиворечивости, обоснованности суждений, использование терминов, четкость утверждений, аргументации.

Кому не знакома такая ситуация: от выступающего ждут изложения сути проблемы, а он перескакивает с одного вопроса на другой, порой противоречит сам себе, не обосновывает утверждения, так что понять что-либо и прийти к определённому выводу невозможно. Нашему сознанию свойственно искать во всём систему, порядок - логику.

I. Логика выделяет три формы мышления:




Понятие - форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления. Это содержание понятия. Объём понятия - это совокупность предметов или явлений, относящихся к понятию.

Суждение - форма мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями.

Умозаключение - цепочка суждений, последнее из которых - заключение - является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылками.

Цель выступления перед слушателями - подвести их к определённым выводам, управляя мыслительным процессом слушателей.

II. Основные требования логики к устному выступлению.

Требование определённости, ясности высказывания означает, что слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употреблённые выступающим. Неопределённость возникает, когда произносятся слова, незнакомые аудитории, слова, которые каждый слушатель толкует по-своему, двусмысленные фразы типа: "Один снимок космонавтов, сделанный над трассой БАМа, позволил сэкономить 6 млрд.рублей" (представлял ценность портрет космонавтов или снимок, сделанный ими?).

Чтобы избежать неясности, надо исключить двусмысленные фразы, пояснить значение малопонятных слов, давать определения сложным понятиям.

Способы определения понятия:

1. Научное, когда указывается род, к которому принадлежит понятие, и даётся его видовое отличие (как в толковом словаре). Определение должно быть соразмерным, определённым.

Но правильные научные определения не всегда уместны в живой речи, достаточно, чтобы слушатели просто понимали, о чём идёт речь. В таком случае применяют:

2. Описание понятия - внешние воспринимаемые признаки или черты предмета, явления.

3. Характеристика - перечисление существенных признаков и свойств предмета и их оценкой.

4. Пример, чтобы дать представление о предмете.

5. Перевод термина на русский язык.

6. Происхождение, "этимология" термина.

7. Замена термина синонимом.

Требование последовательности означает логическую связь мыслей, когда одна мысль подготавливает другую. Логической считается такая последовательность, когда изложение идёт от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого - к далёкому. Допустимо нарушение такого ходя изложения, чтобы сделать выступление более интересным, заставить слушателей думать и т.д.

Требование непротиворечивости изложения в том, что утверждая что-то, нельзя это же отрицать.

Требование обоснованности. Трезво мыслящему человеку нужно обосновать, что дело обстоит так, а не иначе, да ещё сделать это в такой форме, чтобы он сам был заинтересован в вашем выводе или предложении. Для этого достаточно чётко сформулировать тезис, подкрепить его аргументами и показать, что данный тезис следует из данных аргументов, т.е. провести демонстрацию.

1. Иметь непосредственное отношение к тезису.

2. Быть истинными (доказанными ранее).

3. Быть обоснованными независимо от тезиса.

4. Быть достаточными для получения вывода.

Практическое домашнее задание. Проанализировать выступления ораторов с точки зрения последовательности, непротиворечивости, обоснованности суждений, использование терминов, четкость утверждений, аргументации.

Мы уже говорили, что ораторское искусство — это комплексная дисциплина, включающая в себя различные аспекты языкового об­щения. Попытаемся рассмотреть первый из упомянутых аспектов — логический. При этом будем иметь в виду, что такое вычленение довольно условно: в живой речи все элементы очень тесно связаны, и отделить логический аспект от, скажем, психологического так же трудно, как разделить рациональную и эмоциональную сферы че­ловеческой психики. Собственно говоря, устное публичное выступ­ление всегда привлекает именно ярко выраженной эмоционально­стью, художественностью, но они сами по себе немногого стоят, если не опираются на логическую организацию речи. Отсутствие логики в выступлении нельзя компенсировать ни психологическими при­емами, ни образностью языка, ни выразительным голосом.

Поскольку формальная логика является обязательным предметом в учебных программах гимназий, колледжей, гуманитарных вузов, нам нет необходимости подробно раскрывать содержание логических законов и операций, рассмотрим лишь их применение в деятельности оратора.

Однако одной содержательности еще недостаточно. Суть выступ­ления должна быть изложена в определенной последовательности, отдельные его части не должны противоречить друг другу, а главная мысль должна быть доказана с помощью аргументов.

Под этим понятием подразумевают такие проявившиеся в речи качества мышления оратора, как: способность определенно (т. е. ясно и недвусмысленно) изложить содержание основных идей; не­противоречивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное (т. е. опирающееся на аргументы) изложение материала.[24]

На схеме 4 показано, использование каких законов логики обес­печивает нам эти качества.

Перечислим кратко требования, которые предъявляет логика к различным этапам работы оратора над речью.

Определив предмет своего будущего выступления, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи. Главные тре­бования здесь таковы: соответствие содержанию, ясность, вырази­тельность, лаконичность.

Для обеспечения последовательности и непротиворечивости вы­ступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить ее композицию. План отражает внутреннюю структуру выступления; это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи. План может быть простым и сложным (сложный как бы является совокупностью пла­нов разработки отдельных вопросов и более удобен для оратора). Основное требование — логичность плана, в основе которой лежит операция деления понятия.

Прежде всего деление понятия должно быть соразмерным: со­держание всех пунктов плана должно совпадать с содержанием, отраженным в формулировке темы. Деление необходимо произво­дить по одному основанию, с тем чтобы взаимосвязанные пункты плана обеспечивали раскрытие вопроса в соответствии с точно оп­ределенными целями. Деление также должно быть непрерывным, т. е. нельзя допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самым мелким подпунктам, минуя промежуточные.

По ходу подготовки речи план многократно уточняется, конк­ретизируется, а затем оформляется окончательно в план-тезисы, план-конспект или план-сценарий, по которому и проходит публич­ное выступление.

Интересный и важный вопрос — соотношение плана и импрови­зации. Устное публичное выступление — это живое общение оратора с аудиторией, и оно немыслимо без незапланированных, неожи­данных, импровизационных моментов. Буквальное воспроизведение разработанного заранее подробного плана в ораторской практике

Вряд ли возможно и в любом случае нежелательно. Импровизация, отступление от запланированного хода придает речи динамизм, жи­вость, помогает удержать внимание слушателей, усилить контакт оратора с аудиторией, сильнее воздействовать на ее чувства. Но если оратор чрезмерно увлекся интуитивными, неожиданными на­ходками, если уходит от темы слишком далеко, если импровизация заслоняет рациональную, логическую, содержательную сторону ре­чи — такое выступление нельзя считать удачным. В хорошей пуб­личной речи импровизация лишь оттеняет тщательность и глубину подготовки, соразмерность и продуманность плана.

Одна из важных проблем докоммуникативной фазы работы над выступлением — композиционное оформление будущей речи. В от­личие от плана — внутренней структуры речи (что из чего выте­кает), композиция выступления — это его реально-речевая, внешняя структура (что за чем и как излагается). В ней отражается соот­ношение частей выступления по их цели, стилистическим особен­ностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов.

В классической модели элементы композиции — это:


Рассмотрим последовательно целевые установки каждой части и основные приемы, которые использует оратор для достижения по­ставленных целей (см. схему 5).

Главная задача вступления — расположить слушателей к себе, настроить их на восприятие речи. Как писал М. В. Ломоносов, «вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали.[26]

Основные приемы, используемые здесь: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.

Главные требования к вступлению:

2) следует избегать как банального, так и излишне экстраваган­тного вступления;

3) стиль изложения должен быть доступным;

4) необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части речи;

5) опытные ораторы пишут (готовят) вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.

Различают три основных вида вступлений: простое (когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничившись лишь приветствием или обращением); косвенное (когда оригиналь­ный и развернутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях — преодолеть ее нежелание слушать; внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном на­чале; примером может служить знаменитая речь Цицерона против Катилины).

Главная часть речи, т. е. развертывание темы, обычно включает в себя следующие элементы: изложение, аргументация, опроверже­ние. Здесь реализуются главные целевые установки оратора: сооб­щить некую информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо — опровергнуть точку зрения оппонента), убе­дить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям. Для дости­жения этих целей оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы психологии восприятия живой речи.

Основные требования риторики здесь таковы:

1) как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено все выступле­ние. Зачастую тезис формулируется во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оста­ваться неизменным в процессе всего доказательства;

2) приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису;

3) при выборе аргументов заботиться не столько об их количе­стве, сколько о качестве;

4) аргументы должны быть истинными и достаточными для до­казательства тезиса;

5) не подменять аргументы своим мнением;


7) при выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь;

8) помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.

В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, со­бытия, даты и др.). Но это не означает отказа от эмоциональной аргументации, которая при умелом использовании может только усилить действенность логических доводов. Баланс между этими двумя видами аргументов так же, как их расположение, число, зависит от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора.

Аргументация может быть односторонней и двусторонней, и чем выше уровень подготовленности аудитории, чем она образованней и критичнее, тем желательнее использование в речи как собственных аргументов, так и мнений противоположной стороны. Если мнения оратора и слушателей в основном совпадают, можно ограничиться

односторонней аргументацией. Если они расходятся, если к тому же имеется вероятность столкновения в будущем с контрдоводами, пред­почтительней становится двусторонняя аргументация.

Заключение речи, как уже говорилось, предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать луч­шему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующее:

1) заключение важнее начала; оно должно подытожить аргу­ментацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию;

2) оно требует точности изложения и разнообразия в стиле;

3) следует избегать традиционных приемов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т. д.;

4) итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным;

5) концовка выступления должна создать соответствующее на­строение. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональ­ный фон, что способствует лучшему восприятию речи.

Тесная взаимосвязь логического и психологического аспектов выступления, необходимость строгого подчинения всех составных частей речи ее цели и потребностям

аудитории хорошо видны на схеме б[29]. Как видим, в центре композиции находится тезис, с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы.


Вопросы и задания

1. Какие функции выполняет логика в ораторской речи?

2. В чем отличие плана от композиции речи?

3. Каковы основные требования к началу и заключению речи?

4. Какие правила необходимо соблюдать при развертывании ос­новной части выступления?

5. Прокомментируйте схему 6 с позиций единства содержания, цели и композиции речи.

7. Приведите 1—2 примера на каждую из типичных логических ошибок.

8. Самостоятельно сформулируйте правила цитирования в пуб­личных речах.

Раздел IV

КУЛЬТУРА РЕЧИ ОРАТОРА

Будучи живым организмом, язык развивается и изменяется вслед за изменениями, происходящими в обществе. С возникновением и развитием различных областей жизни возникали и новые явления в языке, которые кристаллизуются в различных стилях речи. На схеме 7 приведены основные функциональные стили современного русского языка. Каждому из них присущи определенные особенности, набор специфических языковых средств, употребляемых в строго очерченных сферах общения. Изучением стилей занимается стили­стика — наука, связанная прежде всего с искусством письменной речи, однако оратор пользуется в своей деятельности живым словом устной речи, а ей присущи свои особенности, в том числе и стили­стические. Каковы эти особенности? В чем преимущества устной речи перед речью письменной?

Прежде всего, устная речь старше, а потому привычнее и предпочтительнее письменной. По свидетельству ученых-психоло­гов, большинство людей предпочитают слушать и говорить, чем читать и писать. Звучание — самая естественная форма существо­вания языка.

Устная речь — это живое общение без пространственных и вре­менных преград, ей присущи точный адрес, простота реализации, диалогичность. Она всегда предполагает конкретного собеседника и дает возможность непосредственно воздействовать на него.

В отличие от письменной речи устное слово позволяет оратору импровизировать, корректировать свою речь, постоянно поддерживать и развивать контакт со слушателями, учитывать их реакцию, их интересы.

В устной речи допустимо отступление от строгих норм речи пись­менной, что дает возможность сделать выступление более ярким, эмоциональным, а значит — более действенным. Если письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, то ус­тное слово подходит для выражения эмоций, отношений, настроений.


Такое стилевое разнообразие дает оратору широчайшие возмож­ности для выражения своих мыслей. Но оно же обязывает руковод­ствоваться чувством меры, ясно видеть границу, отделяющую раз­говорную речь от малограмотной и вульгарной.

Некоторые ученые выделяют специфические стилистические осо­бенности ораторской речи, такие, как разговорность, широкое ис­пользование речевых периодов, относительная свобода строя пред­ложений, обилие сегментированных и присоединительных синтак­сических конструкций, связочных предложений и обращений, замена деепричастных и причастных оборотов придаточными предложени­ями и др.[32].

Следующий аспект речевой культуры — выполнение определен­ных требований к языку публичного выступления, к речи оратора. Какими качествами должна обладать эта речь?

Для ответа на этот вопрос следует представить систему отноше­ний между речью и языком, речью и действительностью, речью и сознанием слушателя, речью и условиями общения.[33]

Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и ос­мыслить такие основные коммуникативные качества речи, как пра­вильность, краткость, точность, логичность,

богатство, эмоциональ­ность (выразительность) речи (см. схему 8). Этот перечень может быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомя­нутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публич­ного выступления.

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действенно­сти речи.



Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор обязан совершен­ствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями.

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подго­товка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля.

Точность речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, сознанием предмета выступления, а также со знанием значений слов.

Если первые два элемента принимаются как сами собой разу­меющиеся, то третий требует некоторых пояснений.

Одно из центральных качеств речи — ее богатство, или раз­нообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный — те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный — все знако­мые и понятные нам слова, которые мы тем не менее в своей речи не употребляем). Считается, что активный запас современного куль­турного человека колеблется в пределах 4—5 тысяч слов и фразе­ологизмов, пассивный включает еще около 15 тысяч языковых единиц.

К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы. Наконец, богатство речи — это разнообразие ин­тонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способствует его популярности.

Подготовка кадров будет Подготовка кадров сегодня очень важна.

иметь особое значение в свете

решений сегодняшнего дня.

Отряд добровольцев проделал Отряд добровольцев помог

определенную работу по пострадавшим от наводнения.

оказанию помощи пострадавшим

Я не в курсе дел по данному Я не знаю.

Сложилось совершенно недостаточное Трудовая дисциплина очень слаба (низка).

Положение с трудовой дисциплиной.

Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слуша­телей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи). Их классификация, применение, специфические функции хорошо и под­робно освещены в литературе, поэтому ограничимся лишь кратким их перечислением.

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы,[39] это:

К лексическим средствам выразительности примыкают ФРАЗЕ­ОЛОГИЗМЫ — устойчивые сочетания слов с полностью или час­тично переосмысленным значением, пословицы, поговорки. Они по­могают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в

передаче сложных представлений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афоризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели, — фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса[40].

ПОВТОР — многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора — анафора (повтор начальных слов) и эпи­фора (повтор заключительных слов).

АНТИТЕЗА — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

ИНВЕРСИЯ — намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении.

ГРАДАЦИЯ — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — утверждение или отрицание, об­леченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — особо эмоциональное ут­верждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.

Логичность речи определяет соотношение речи и мышления, а именно соответствие общего логического строения текста замыслу автора. Логичная речь воспроизводит структуру мысли, позволяет проследить ее основу и развитие. Речь логична, если в ней правильно отражаются элементы реальной действительности и определяются понятия, объективно передаются их отношения, если она соответствует правилам операций с понятиями и законам мышления.

Для достижения логичности речи необходимо соблюдать законы логики — науки о правильном мышлении, приводящем к истинным выводам. Выделяют четыре основных логических закона, выражающих главные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

Закон тождества формулируется следующим образом: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, то есть на протяжении всего рассуждения мысль должна иметь устойчивое, неизменное содержание, чтобы не произошла подмена понятия. Нарушение закона тождества, в частности, связано с употреблением многозначных слов, если эта многозначность не устранена контекстом: Долг врача — довести больного до конца!

Закон непротиворечия гласит: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Другими словами, утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать то же самое о том же предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении.

Сравним два утверждения:

Закон исключенного третьего (действует только в отношении противоречащих друг другу суждений) предполагает, что два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно.

Закон достаточного основания утверждает: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт или другая, уже проверенная и установленная мысль. Нарушение закона достаточного основания представлено в следующих утверждениях: Эти две прямые параллельны, так как у них нет общих точек; Я не болен, так как у меня нет температуры.

В первом примере отсутствие общих точек не является доказательством параллельности прямых, поскольку для того, чтобы прямые были параллельными, необходимо, чтобы они принадлежали еще одной плоскости. Во втором случае отсутствие температуры также не является основанием для вывода о состоянии здоровья, так как болезни могут иметь другие симптомы помимо повышенной температуры.

Кроме следования логическим законам, логика речи предполагает умение пользоваться определенными логическими операциями, такими как определение и деление понятий, сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение.

Нарушение логики речи в структуре предложения и текста приводят к появлению логических ошибок. Иногда недобросовестные ораторы намеренно используют нарушения логики в целях убедить аудиторию в своей правоте. Однако добросовестный и грамотный оратор не должен допускать логических нарушений в своей речи.

Наиболее распространенные логические уловки представляют собой ошибочный способ обоснования тезиса, который в силу учета психологических особенностей собеседника обладает убеждающим воздействием.

Ошибочность обусловлена каким-либо логическим недочетом в доказательстве, что делает доказательство в целом неверным.

Подмена тезиса. Логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что, начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом.

Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений. В качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на расхожие мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис.

К такого рода уловкам также относятся следующие:

Мнимая логическая связь. Логическая уловка, при которой мнимая, желаемая логическая связь выдается за истинную.

Приписывание утверждений. Логическая ошибка, которая заключается в приписывании одной стороной другой утверждений, которые на самом деле другая сторона не делала, но которые якобы вытекают из ее предыдущих утверждений.

Эквивокация. Ошибка, заключающаяся в использовании одного и того же слова в разных значениях в одном рассуждении. Это нарушение связано с явлением полисемии — свойством языковых единиц иметь несколько значений или выражать несколько понятий.

Кроме того, логическая ошибка может крыться и в словесном оформлении речи.

Оратор должен быть крайне внимателен к выбору, форме и порядку слов в речи, чтобы не допустить досадной оплошности, снижающей эффект его речи.

Логические основы

Очень много профессий тесно связаны с произношением речей, потому они не могут обойтись без ораторского искусства. Хорошим оратором может стать каждый человек, но для этого нужно много усердия и желания, а также постоянная отработка своих навыков. Основы искусства речи помогут вам говорить грамотно, убеждать в своем мнении, устанавливать хорошие отношения с людьми и разрешать конфликтные ситуации.

Основы ораторского искусства

Под ораторским искусством понимают творческую деятельность выступления на публике, в котором умело сочетаются риторика, психология и актерское мастерство. Все это в месте способствует убеждению слушающих. Риторика и основы ораторского искусства полагаются для освоения каждому человеку. Однако исключительно целеустремленная и талантливая личность способна умело применять знания на практике, используя нужные цитаты и правильно сказанные слова. В наше время это искусство подразделяется в зависимости от сфер применения:

    — связано с выступлениями, докладами и речами в политической и экономической сферами, а также с социальной стороной общества.
  1. Академическое — сюда относят лекции, доклады и выступления с целью донести аудитории информацию научного или познавательного характера. Презентация таких докладов происходит по определенному плану и требованиям. — подразумевает речи, направленные на поздравления, поминание и т. д.
  2. Судебные — к ним относятся судебные, обвинительные и защитные речи, от профессионализма которых зависит успех карьеры юриста.
  3. Богословные — связаны с проповедями в церквях разных конфессий.

Помимо данной классификации, можно выделить выступления по телевидению и радио, рекламу и прочие сферы жизни, в которых успешно применяется ораторское искусство. Если говорить кратко, в основы ораторского искусства вкладывают:

  • Высокую коммуникацию, способность выступать публично, доносить информацию и слушать других людей.
  • Способность уважительно и объективно относится к словам своего партнера.
  • Умение найти контакт с любым человеком, выяснить, что вам связывает и какие у вас есть общие интересы, после чего можно построить действенное взаимодействие.

К основным понятиям теории ораторского искусства относят этос, логос и пафос. Под этосом подразумевается этническая часть образа диктора, которая играет небольшую роль в наше время. Правила поведения, моральные нормы и ценности определяют его отношение к слушателям и целям своей работы. Нравственные и этические требования оратора по отношению к слушателям считаются основополагающими в любом выступлении.

Основы ораторского

Понятие логос описывает использование таких словесных средств и речевых оборотов, которые достигнут разума аудитории. То есть, оно включает доскональное знание своего предмета, владение искусством аргументации и логика высказывания.

Третья категория, пафос, включает эмоциональную сторону — насколько человек может эмоционально воздействовать на аудиторию, выражать неравнодушие к своему предмету. Выразительность своему выступлению можно придать за счет интонаций — пауз, разного тембра, изменения темпа речи. Таким образом, основные понятия ораторского искусства объединяют качества, которые определяют хорошего оратора.

Психологические основы ораторской речи кратко можно описать так:

  1. Способность произвести хорошее впечатление на партнера или аудиторию.
  2. Выразить свои мысли или идеи таким образом, чтобы заинтересовать другого человека.
  3. Способность адаптировать свою речь и тему доклада (общения), чтобы слушатель все понял.
  4. Создание комфортных условий для общения.
  5. Способность объективно оценить слушателя.

Основатели ораторского искусства

Основы ораторского искусства были заложены еще в Древней Греции. Именно жители Эллады первыми начали придавать значение речи и ее влиянию на других. Пытаясь добиться правильного произношения, многие известные философы использовали занятные приемы. Одним из основоположников ораторского искусства был Демосфен, который садился на берегу моря, набивал камнями рот и пробовал говорить четко и громче шума морского прибоя.

Марк Цицерон, один из основателей ораторского искусства, вошел в историю как теоретик этого направления. Он был уверен, что красноречие обладает особенной силой влияния, что необходимо в управлении страной. Он ставил такие задачи перед оратором:

  • Продемонстрировать достоверность выложенной информации и фактов.
  • Влиять на поведение и волю людей, вдохновлять и направлять их к активной деятельности.
  • Доставить слушателям эстетическое удовольствие своим выступлением.

Основатели ораторского

Многогранный мир ораторского искусства

Основы ораторского искусства имеют свои секреты, которые помогут каждому сделать публичную речь более убедительной. Основные требования следующие:

Каждый может стать хорошим оратором, если приложит усилия. Одной из основ этого искусства является уверенность. Если выступающий сомневается в себе, своих силах или знаниях, он не сможет донести информацию. Тема вашего выступления должна цеплять в первую очередь вас, тогда и слушатели получат удовольствие. Вашей главной задачей является удерживание внимания аудитории от начала и до завершения речи.

Невербальная общение также имеет значение. Если лекцию читает робот, который не делает пауз, не улыбается и не изменяет интонации, сказанное им не запомнится. И, конечно же, много тренируйтесь. Исключите из своей речи слова паразиты, репетируйте вслух и повторяйте выступление до тех пор, пока оно не будет отлетать от зубов. Тренируйте свое дыхание и старайтесь активно использовать мимику и жесты.

Владение ораторским мастерством поможет не только карьере, но и благоприятному общению в личной жизни.

Читайте также: