Всенощное бдение для алтарника кратко с указанием

Обновлено: 04.07.2024

Порядок бденной службы (Всенощное бдение, не воскресное)

Поем: Свете Тихий.

Поем: Прокимен

Поем: Сугубая ектения.
Поем: Сподоби, Господи…
Поем: Просительная ектения.

Поем:Лития. Стихиры и "Господи, помилуй".

Поем: Ныне отпущаеши

Читаем: Трисвятое – по Отче наш (если была Лития – это читает диакон)

Читается Шестопсалмие.
Поем: Ектения великая
Поем: Бог Господь на глас тропаря. Потом поем тропари.
Тропарь святому – дважды. Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря
Если есть 2 святых 1-му святому - дважды, Слава: 2-му святому
Если попразднство: Празднику - дважды, Слава: святому, И ныне: Праздника

Читаем: Кафизмы. После каждой кафизмы малая ектения и потом читаем седальны

Поем: Полиелей ("Хвалите имя Господне").
Величание и псалом избранный.
Малая ектения. Седальны полиелейные (если есть). Степенна 4-го гласа. Прокимен. Евангелие.
50-й псалом.
Слава: Молитвами . [имя святого], Милостиве очисти…
И ныне: Молитвами Богородицы, Милостиве очисти…
Помилуй мя, Боже… + стихира по 50-м псалме
Диакон: Спаси Боже, люди Твоя… Поем: Господи, помилуй – 12 р.

Поем: Всякое дыхание да хвалит Господа. Читаем Хвалитные псалмы и поем Стихиры на Хвалитех(8 стихир).
на 4 или на 6 - как указано в Минее
Слава: святому
И ныне: Богородичен

Поем: Великое славословие. Тропарь святому, Слава и ныне: Богородичен по гласу этого тропаря или Празднику (если попразднство)

Поем: Две ектении
Полный отпуст

На часах

Тропарь: святому
Кондак: если два кондака, то на 1-м часе читается тот, который пелся по 3-й песни, на 3-м – тот, который пелся после 6-й песни, потом чередуем.

Благослови, моя душе, Господа. (псалом 103-й).

Закрываются врата царские и забирается кадило

Ектения великая: Господу Миром помолимся.

Возглас: Яко подобает Пение.

Тебе 1-го антифона 1-й кафизмы. Блажен муж &

малая Ектения: Паки и паки.

Возглас: Яко держава Твоя.

Кадило подавать справа у престола

Господи, воззвах и стихиры на Господи, Каждение.

воззвах храма (поскольку обычно поется стихиры три, то происходит каждение только солеи. дькон Совершает или свящ., если нет Отверзаются).

дькона царские врата

Богородичен догматик стихира или.

Свечу к иконе вратам к затем благословение иерея к иконе

Свечу в алтарь (лития если свеча остается)

Д: Премудрость прости, глас Прокимен . .

Закрываются царские врат

Возглас: Милостив Яко и Человеколюбец.

(Паримии, если есть. Д: чтение, Чт: . Премудрость, Д: Вонмем).

Ектения сугубая: Рцем Сподоби.

вси, Господи. (обычно с народом)

Ектения Исполним: просительная вечернюю молитву.

Возглас: Яко Человеколюбец и Благ.

Св: Мир всем

Д: Главы наша преклоним Господу

Св : Буди держава&

Лития (если Стихиры).

есть на стиховне. С и Н, Богородичен.

Чт: Отче & по Трисвятое наш

Св: Яко Твое есть Отверзаются.

Царство царские врата

[ ( Каждение если, хлебов была лития)

Богородице Дево народом &(с радуйся).

Благословение хлебов (если была Буди ] .

лития Имя Господне.

Благословлю Господа. (кончая 33-й), Псалом словами: . не лишатся всякого блага

Св: Господне Благословение на вас.

Закрываются царские Начало (врата может петься хором - тогда закрываются не врата до чтеца).

Шестопсалмие (102: 3, 37, 62, 87, псалмы и 142).

Перед 87 исход священника к Ектения.

вратам великая: Миром Г. помолимся

Св : Яко Тебе подобает всякая слава. Бог Господь, и нам явися.

Малая Паки: Ектения и паки&

Отверзаются царские врата - кадило брать и свечу [ свящ. (и дьяконскую) , можно и сразу помазок ]

Исход в притвор (храм)

Имя Хвалите Господне.

Величание (если есть).

свящ Свечу (и дьякону)

Каждение всего храма. На всенощной воскресной тропари: Ангельский собор удивися.

малая Ектения Паки и паки &

Возглас: Яко Имя благословися Твое.

Вынос свечами (со Евангелия перед Ним, свечи сначала пред ставятся вратами)

Свечу на ступеньку перед прокимен Д: Евангелием свечи и Евангелие на центр перед свечу священником справа (две свечи - по бокам) от чтение Евангелия Евангелия - (если Вс.бдение на воскресение, то на свечи, солею перед Евангелием)затем) свечу за Евангелие - аналой вместо (рядом) с иконой дня.

На всенощной воскресной: Воскресение Христово видевше.

50-й приходских. (В псалом храмах обычно поется только 1-й псалма стих).

Слава. Молитвами Апостолов.

И ныне. Богородицы Молитвами. Помилуй мя, Боже. (1-й стих 50-го псалма).

праздника (Стихира или воскресная)

Д. с солеи: Спаси, люди, Боже Твоя.

Св: Милостию и щедротами.

По входе св-ка с Ев-закрываются лием царские врата

Канон: 9 хвалебных Священного песней Писании Ветхого.

(После 3-й и 6-й песней следует канона малая ектенья; кроме того, песни 6-й после поются или читаются посвященные песни празднику кондак и икос древний жанр поэзии молитвенной, употреблявшийся в этой части утрени до канонов распространения и вытесненный последними).

После 3-й песни малая канона Ектения.

Св: Яко Ты еси Бог После.

наш 6-й песни канона малая ектения

Св : Ты бо Царь еси мира.

После 7-ой песни готовить песни

Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.В статье приведены фотографии основных моментов Богослужения и некоторые песнопения службы.

Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.В статье приведены фотографии основных моментов Богослужения и некоторые песнопения службы.

Всенощное бдение, или всенощная, — такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

Всенощное бдение

Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Вечерня

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.

Всенощное бдение. Каждение
Каждение

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая — и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению:

После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет…
Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми.
Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет…

Затем диакон возглашает малую ектению: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…

После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…
Услыши мя Господи…
Господи! к Тебе взываю: услышь меня…
Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе…
Услышь меня, Господи.

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Последняя стихира называется богородичен или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

Вечерний вход. Всенощное бдение
Вечерний вход

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: «Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).

В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии. Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.

В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов.

Лития, слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.

Лития. Всенощное бдение
Лития

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

Конец вечерни — молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице (Богородице, Дево, радуйся) — указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия.

Чтец перед чтением Шестопсалмия. Всенощное бдение
Чтец перед чтением Шестопсалмия

Утреня

Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.

После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

Полиелей

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!

т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век — всегда.

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

На Всенощном бдении
Полиелей. Всенощное бдение
Полиелей

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)

Величание. Всенощное бдение
Величание

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

Чтение Евангелия. Всенощное бдение
Чтение Евангелия

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:

Всенощное бдение. Суть богослужения

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

Чтение канона. Всенощное бдение
Чтение канона

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

Всенощное бдение

Хор в это время поет песнь Богородицы:

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

Хор поет великое славословие, которое начинается словами:

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения — первый час.

Возможно, Вам будут интересны эти материалы:

Всенощное бдение совершается накануне особо чтимых праздничных дней, в том числе в субботу вечером (оно относится к воскресенью).

Как известно, богослужебный день наступает раньше астрономического и начинается с вечера: " И был вечер, и было утро: день один " (Быт. 1:5).

Структура Всенощного бдения сложна. Тем, кто его посещает, необходимо иметь о ней представление, хотя бы для того, чтобы ориентироваться, что именно происходит в тот или иной момент времени.

Всенощное бдение состоит из трех служб:

  • Великая вечерня (Великая - потому что отличается от будничной, по своей структуре она более объёмная и торжественная);
  • Полиелейная утреня (Полиелейная - потому что в ней есть Полиелей - специальный блок богослужения);
  • Первый час.

Великая вечерня

Читаются Паремии - отрывки из Ветхого Завета, отражающие суть праздника.

Лития (часть богослужения с шествием священников в притвор храма): Стихиры на литии, Литийные прошения, Молитва главопреклонения.

Полиелейная утреня

Канон (гимнографическое произведение, основанное на библейских песнях).

Праздничное окончание:

Первый час

Читаются псалмы, молитвы, гимны (по Часослову).

Таким образом, Всенощное бдение - это очень сложное и длительное богослужение. На практике оно занимает около двух часов.

Идеальное Всенощное бдение, т.е. строго соответствующее Уставу, длилось бы около 8 часов, поэтому в приходских храмах оно никогда не совершается в полном виде.

При сохранении структуры, указанной выше, оно сокращается за счёт неполного исполнения псалмов, песен канона, других песнопений, молитв и чтений.

Читайте также: