Фриз это в архитектуре кратко

Обновлено: 04.07.2024

(франц. frise), 1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом, в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым. 2) Сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

(франц. frise), средняя часть антаблемента в архитектурном ордере, расположенная между архитравом и карнизом, а также сплошная полоса изображений (скульптурных, живописных), часто орнаментального характера, на стенах или полу помещений, узорные полосы на коврах и др. произведениях декоративно-прикладного искусства.

До нашего времени не сохранились жилые строения эллинов, но мы можем судить о древнегреческой архитектуре по прекрасным храмам, обильно украшавшим их города.

Уже в период архаики в Древней Греции появились и в общих чертах утвердились основные принципы архитектуры:

1. греки не использовали арочные своды и купола, поэтому все их здания состояли из вертикальных опор – колонн и, поддерживаемых ими, прямых горизонтальных перекрытий ;

3. пропорции зданий , рассчитывались исходя из пропорций человека , а архитектурные элементы иногда уподоблялись (конечно, весьма условно) частям человеческого тела;

4. архитекторы бо́́́́льшее внимание уделяли экстерье́рам ( внешнему виду зданий) , чем интерье́рам.

Главным достижением архаики считается появление и утверждение ордерной системы в архитектуре – соотношения опоры (колонны) и перекрытия, которое она держала.

Классическая греческая колонна состояла из трёх частей: базы – основы, на которой устанавливалось тело (или ствол ) колонны и капите́́ли – её самой верхней части, поддерживающей балки перекрытий.

Греки создали три типа колонн , ставших основой классических ордеров: дори́ческого, иони́ческого и кори́нфского . Каждый из них, был по-своему антропоморфным , то есть наделялся в воображении греков чертами, присущими человеку.

Ионический ордер имел более лёгкие и изящные пропорции и соответствовал женскому началу. Эта женственность особенно явно проявлялась в капители ионической колонны – её украшали спиралевидные завитки с обеих сторон – волю́ты – имеющие сходство с локонами волос, уложенными в прическу.

Несколько позже появился коринфский ордер – по мнению греков, соответствующий образу юной девушки. Его ствол строен и высок, а капитель, пышная и сложная, напоминает корзину со стилизованными листьями растения ака́нфа (аканта) .

Якобы, в далёкие времена, на острове Коринф жила девушка, удивительной красоты. Она была настолько хороша, что возгордившись, заявила, что прекраснее самой богини Афродиты. Ревнивая богиня не оставила это заявление без внимания, и при первой же возможности отомстила. Девушка встретила прекрасного юношу, они назначили свадьбу, но прямо накануне бракосочетания невеста умерла.

Безутешные родственники провели похоронный обряд, а на могиле оставили закрытую крышкой корзину с поминальной трапезой. Прошло время. Росток дерева аканф, пробил днище корзины, и пустил ветви. Но поскольку тоненькие побеги не могли приподнять крышку корзины, то они, извиваясь, стали прорастать сквозь прутья, пуская молодые листочки.

Случайно на этот некрополь забрёл талантливый архитектор Каллимах . Увидев корзину, с проросшей сквозь неё листвой аканфа, он и вдохновился на создание нового типа колонны.

От того, какого типа использовались колонны, зависело и то, как будут выглядеть и украшаться перекрытия этого здания, та часть строения, которая получила название антаблемент.

Антаблемент - несомая часть ордера, в свою очередь тоже состоял из трёх элементов (надо сказать, что греки очень любили трёхчастное деление). Эти элементы назывались снизу вверх: архитрав, фриз, карниз .

Архитрав и карниз усложнялись по мере увеличения "затейливости" и высоты колонны. То есть, самые простые архитравы и карнизы были у дорического ордера, а самые навороченные и вычурные - у коринфского.

Главную же эстетическую функцию в антаблементе нёс фриз - его центральный элемент в виде ленты.

Фриз дорического ордера был разделён выпуклыми полосами - триглифами на квадраты - метопы .

Фриз Парфенона (фрагмент)

Фриз (фр. frise ) — часть архитектурного ордера, средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. В ином, более широком значении и вне строгих рамок классической архитектуры — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, декорированной рельефом или росписью, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Архитектурный фриз дал название определённому типу композиции, не всегда связанной с архитектурой, а именно фризовое расположение фигур в живописи, декоративной росписи, мозаике. Любой значительно удлинённый формат в изобразительном искусстве называют фризом.

(франц. Frise). В архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым. Сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др..

I Фрис (De Vries) Хуго (16.2.1848 — 21.5.1935), нидерландский ботаник. См. Де X.II(Fries) Чарлз Карпентер (29.11.1887, Рединг, Пенсильвания, — 8.12.1967, Анн-Арбор, Мичиган), американский языковед, академик Мичиганской АН. Окончил Бакнеллский университет (1909). Преподавал там же (1911—20, с 1917 профессор) и в Мичиганском университете (1920—58). Президент Национального совета преподавателей английского языка (1927—28), президент Лингвистического общества США (1939), директор Лингвистического ин..

ФРИЗ (франц. Frise) -..1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами2)] Декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т. Д.).. ..

ФРИЗ (французское frise), 1) в архитектурных ордерах - средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере разделяется на триглифы и метопы>, в ионическом ордере и в коринфском ордере заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым. 2) Сплошная полоса скульптурных, живописных и других изображений, окаймляющая верх стен, поле ковра и т.д.. ..

(фр. Frise, от лат. Frisium - вышивка). 1) в архитектуре. Часть антаблемента между архитравом и карнизом. 2) сорт шерстяной материи с завитым ворсом.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) в архитектуре средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом. Украшается иногда орнаментами. 2) на артиллер. Орудиях узкий кольцеобразный выступ. 3) сорт грубой шерстяной материи ("фризовая шинель").(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в ..

Зофор, табличка, кайма. ..

М. Толстая, весьма ворсистая байка. | Зодческ. Часть выпуска между архитравом и карнизом. | Столярн. Поперечный выпуск, галтелька. | Артиллер. Обручик на орудии. Фризовая шинель.. ..

1. М.1) а) Верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком (в архитектуре).б) Украшения, помещаемые в этой части сооружения.2) а) Широкий бордюр стены, ковра.б) Кайма, обрамляющая паркет.3) Выступ на верхней или нижней части какого-л. Столярного изделия.4) Украшение на артиллерийском орудии.2. М. Устар.Толстая ворсистая ткань, напоминающая байку.3. М.см. Фризы (2).. ..

Фриза, мн. Нет, м. (фр. Frise) (устар.). Толстая ворсистая ткань типа байки.. ..

I I, род. П. -а "шерстяная ткань с длинным ворсом", фри́зовый, прилаг. Из нов.-в.-н. Fries – то же, первонач. "фризская ткань", франц. Frise, ср.-лат. Раnni frisii, vestimenta dе Frisarum provincia (Клюге-Гётце 175. М.-Любке 302).II II, род. П. -а, "украшение колонны". Через нов.-в.-н. Fries или непосредственно из франц. Frisе – то же, также "кудрявый", от этнонима фризов. Ср. Др.-фриз. Fríslе "кудри" (Клюге-Гётце 175).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—19..

(франц. Frise), 1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом, в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым. 2) Сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др. (Источник. «Популярная художественная энцикло..

(итал. Fontana, от лат. Fons, fontis – источник, ключ) – сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств создания различных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве. Фонтаны были излюбленным украшением городских площадей в античных, средневековых запа..

(лат. Forum) – в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие местом общенародных собраний, центром политической жизни. Здесь находились храмы главных богов – покровителей города, базилики для суда и др. Целей, здания для заседаний сената или городского управления. Развиваясь с 6 в. До н.э., в императорский период форумы превратились в парадные архитектурные ансамбли, окаймленные портиками и украшенные статуями.. ..

(франц. Fronton, от лат. Frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное, реже – лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.. ..

(англ. Hall) – в период раннего средневековья большое помещение под высокой двухскатной кровлей, в котором собирались члены англосаксонского рода. Позднее в традиционном английском жилище общая комната, приемный зал с лестницей на верхний этаж. В современных общественных зданиях и гостиницах небольшой зал для отдыха, ожидания, встреч. Иногда холлом называют также зал для публичных собраний, концертов.. ..

1. Средняя из трёх главных частей антаблемента, находящаяся между архитравом и карнизом 2. Окаймляющая полоса, обычно с орнаментом. ..

(франц. Frise) - 1) в архит. Ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента между архитравом и карнизом. В дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионич. И коринфском - иногда заполняется рельефами. 2) Декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т. Д.). ..

ФРИЗ Хуго де, см. ДЕ ФРИЗ. ..

— в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами. Часто Ф. Называют декоративную композицию — изображение или орнамент — в виде горизонтальной полосы наверху стены, на предмете, кайму на паркете или ковре и т. Д. Бордюр стены, пола, потолка, обычно украшенный сплошным орнаментом.. ..

(Fries), Лоренц (1491 - 5.XII.1550) - нем. Историк, автор "Истории крестьянской войны в Восточной Франконии" ("Die Geschichte des Bauernkrieges in Ostfranken", Bd 1 (Tl 1-2), Würzburg, 1876-83). Ф., будучи секретарем и советником вюрцбургских епископов, описал события Крестьянской войны 1524-25 как очевидец (с позиций феод. Лагеря). Его хроника, содержащая огромное количество актов, писем и других мат-лов, частично утраченных, сохраняет значение одного из важнейших источников по истории Крестьян..

Крупная рекламная надпись, которая представляет название организации (обычно на выставке).. ..

Читайте также: