Нейропсихология это кратко и понятно самое важное

Обновлено: 05.07.2024

  1. Психические процессы: познавательные — ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь и т.д.; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие и т. д.
  2. Психические состояния, которые представляют из себя собственную активность личности, повышенную или пониженную. Можно перечислить такие состояния, как апатия, устойчивый интерес, творческий подъем, усталость.
  3. Психические свойства — темперамент, характер, способности.
  4. Поведение.

На основе анализа клинических данных еще в 40-е годы XX века в России была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга. Эта модель предлагается для анализа наиболее общих закономерностей работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й — энергетический — блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок — приема, переработки и хранения информации; III-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Психические явления осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в их реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

I ФБМ — энергетический блок (блок регуляции общей и избирательной активации мозга).

Функции: а) общая генерализованая активация — обеспечивает активность всей нервной системы человека и лежит в основе функциональных состояний человека — для разных видов деятельности нужны разные уровни активности. б) локальная активация — обеспечивает избирательные селективные изменения тех или иных структур мозга, которые в данный момент участвуют в деятельности человека (одни системы активированы, другие заторможены).

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания — общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.

Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации. Он является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно — в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. Роль его очень важна и он отдыхает только во сне. Если сон менее 6 часов, то возникают изменения в когнитивной функции. Но человек не замечает этого.

II ФБМ — блок приёма, переработки и хранения информации. Основной функцией 2 блока мозга является отображение и синтез той информации которая имеется перед человеком каждый момент времени. Он включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной, поступающей извне, информации, необходимой для осуществления всей психической деятельности человека.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления.

III ФБМ — блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности. Этот блок анатомически связан с передними отделами коры больших полушарий, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами.

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственно — прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их решения, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, определение ошибок и их своевременное исправление.

Очевидно, что способность и возможность качественного быстрого анализа поступающей многочисленной зрительной, акустической, логической, эмоциональной и другой информации (2 -й ФБМ), а также возможности произвольной саморегуляции (3 -й ФБМ) формируются у человека по мере взросления и зависят как от особенностей нервной системы, соматического статуса, наследственных факторов, так и от социального окружения.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, имеет огромную практическую ценность. Это теоретическая модель, которая выросла и продолжает развиваться из данных практической работы с пациентами, взрослыми и детьми. Данные, получаемые клиническими психологами, последние годы значительно обогащаются результатами аппаратных исследовательских методик, таких как ЭЭГ, ПЭТ, МРТ. Нейропсихологическое обследование и последующий факторный анализ данных позволяет тонко и точно определить недостаточную сформированность или дефицитарность мозговых зон, обеспечивающих познавательные процессы и навыки памяти, восприятия, внимания, мышления, речи, письма и чтения, объяснить многие особенности поведения и эмоционального реагирования, мотиваций, установок и личных целей.

Нейропсихологическое обследование как часть диагностического обследования наиболее актуально для людей, находящихся на лечении у невропатолога, страдающих от последствия инсультов, черепно-мозговых травм и опухолей головного, мозга, для людей пожилого возраста и для детей, с целью подбора рекомендаций и методик реабилитации, коррекции и адекватных педагогических приемов.

Вы здесь: Студенты Лекции Нейропсихология Нейропсихология. Предмет, задачи и основные отрасли нейропсихологии.

Нейропсихология сформировалась в 30-40 годы 20 вв. Основоположник - А.Р.Лурия.

Нейропсихология - отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности.

Нейропсихология - изучает мозг и психику, биологическое и социальное (в более широком смысле).

Нейропсихология в настоящее время широкая ветвь знаний, которая делится на ряд отраслей. Современные отрасли нейропсихологии:

  1. клиническая нейропсихология - изучение симптомов, синдромов и диагностика при поражении мозга. Основной материал - больные с локальными поражениями мозга. Также рассматривают и соматических больных.
  2. нейропсихология детского возраста - формирование мозговой организации психических процессов, взаимосвязь развития мозга и психики.
  3. экспериментальная нейропсихология
  4. психофизиологическое направление - изучение мозговой организации психических процессов с помощью физиологических процессов
  5. нейропсихология индивидуальных развитий - нейропсихология нормы (моторная сфера, эмоционально-личностная. )
  6. нейропсихология старческого возраста.

Основные теоретические положения отечественной нейропсихологии.

Теоретические основы заложены Лурия, Выготским.

Основная проблема (когда речь идет о мозговой организации) - локализация высших психических функций. Мозг связан с психикой. Мозг - субстрат психической деятельности. Каждая зона мозга вносит свой вклад в осуществление психической деятельности.

Существовало 2 исторических точки зрения - в 20-30 годы:

  1. Узкий локализационизм (Брока)
  2. Эквипатенциализм - Шеррингтон - мозг в целом вносит вклад в каждую психическую функцию. Антилокализационизм.

Лурия пересмотрел понятия - высшая психическая функция - это не некоторая неделимая способность к чему-то - это целая система, состоящая из различных звеньев. ВПФ - еще и опосредованы. Локализация - это понятие было пересмотрено - локализуется не ВПФ в целом, а лишь звенья ПФ. Соотносить эти звенья или факторы не непосредственно с морфологическим субстратом (мозговой тканью), а с теми психическими процессами, которые в мозгу протекают.

Локализовать функцию - значит понять строение этой функции, разбить на звенья, и понять какие физиологические процессы обеспечивают этот фактор, звено. Мозг - не совокупность нервных центров, которые жестко выполняют ту или иную функцию. Мозг работает как единое целое, каждая зона мозга вносит свой вклад в осуществление психических функций. Сама локализация не является жестко закрепленной. Например, у человека пулевое ранение в левый висок. Речь нарушена. При специальной работе логопед и нейропсихолог могут восстановить речь. Возможно, не так чисто. Следовательно - локализация изменилась. Локализация является динамической, а не закрепленной.

При поражении правого полушария у детей до 12 лет речь нарушалась, а при поражении левого полушария - речь не нарушалась - следовательно - локализация динамическая.

Лурия предложил структурно-морфологическую модель.

3 блока мозга. Динамическая локализация только внутри блоков.

Структурная модель мозга Лурии.

1-ый блок мозга. Энергетический или блок регуляции тонуса и бодрствования. Анатомические структуры первого блока мозга:

  • ствол мозга - ретикулярная формация ствола
  • лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус)
  • диэнцефальные ядра (подкорковые ядра). Стволовые и подкорковые структуры.
  • кора - медиабазальная кора лобных и височных отделов ( в середине между полушариями, базальная база, посередине внизу).

Функции первого блока мозга.

1. основная функция - активация больших полушарий - поддержание определенного уровня бодрствования.

Активация временная - смена периодов сна и бодрствования, кратковременная активация - для поддержания внимания.

2. модально неспецифическая память - эпизодическая, личностная, память на события.

3. обеспечение базальных эмоций - страх, удовольствие. Отрицательных центров больше, чем положительных.

4. функция поддержания жизни в организме - витальная функция. Нейрогуморальная регуляция, эндокринная система - на уровне гипофиза, гипоталамуса; регуляция в деятельности внутренних органов (сердечно-сосудистные сокращения), регуляция таких функций как дыхание, терморегуляция, иммунитет и прочее.

5. регулятор (инстинктивных) генетически-закрепленных форм поведения. Например, поведение в ситуации стресса, аффекта, половое поведение, регулятор систем зависимости.

6. регуляция мышечного тонуса (для двигательной активности).

2-ый блок мозга. Блок приема, переработки и естественно хранения экстероцептивной информации - извне от рецепторов, органов чувств, а также от проприоцепторов - изнутри.

Повреждение органов - работа 2 блока мозга. Проприоцепторы - отвечают за положение частей тела, о состоянии мышц.

Анатомически во 2 блок мозга входят: конвекситальная (поверхностная кора теменной, височной, затылочной областей мозга. Корковое звено анализаторной системы, висок слуховой системы, затылок зрительной системы, темя кожно-кинестетической системы.

Функция - обработка информации.

Поля второго блока мозга делятся на:

  • первичные
  • вторичные
  • третичные

1. Первичные поля - первичная обработка импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора. При разрушении первичных полей наступает корковая слепота.

2. Вторичные поля - отвечают за дальнейшую обработку информации: форма, глубина, анализ полученной информации.

При разрушении вторичные полей возникают агнозия, апраксия - нарушение предметности восприятия. Слуховой анализатор во вторичных полях: анализ фонем, звуков.

3. Третичные поля - ассоциативные - отвечают за самый высокий уровень переработки информации.

Функция - синтез информации. Ассоциативные зоны в верхней теменной коре. Отдельные участки нижней теменной коры. Зона TPO относится также к третичным полям. Это зона перекрытия височной, теменной и затылочной области.

3-ий блок мозга. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Конвекситальная кора лобных долей.

Третичная кора - ассоциативная. одна треть мозга - лобная часть. У животных одна шестая или одна десятая часть. Именно поэтому возможны ВПФ у человека.

Функции третьего блока мозга - обеспечивает серию движений. Например, письмо. Плавное переключение с одного действия на другое. Целеполагание, контроль за всеми функциями психической деятельности.

Моторная кора - прецентральная кора, моторая кора, проекционная кора.

Концепция Лурии - концепция системной динамической локализации ВПФ.

Вопросы к междисциплинарному экзамену по программе “Нейропсихология”.

Предмет, задачи, методы нейропсихологии

Нейропсихология – это отрасль психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и их связь с системами головного мозга.

Предмет нейропсихологии – мозговые структуры, участвующие в психических процессах, эмоциональных состояниях и личностных особенностях на материале локальных поражений головного мозга.

Объект нейропсихологии – головной мозг больного человека, пораженный в результате травм, кровоизлияний, раковых опухолей, наследственных аномалий.

Нейропсихология сформировалась благодаря запросам практики и необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций.

Е.Ю. Балашова, Б.А. Архипов, Л.С. Цветкова и другие. Правомерность этого утверждения подтверждается той популярность, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки [1].

Задачи нейропсихологии

1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет определить, какие мозговые структуры связаны с данной психической деятельностью.

2. Проведение нейропсихологического анализа, что позволяет выявить общие структуры, участвующие в различных психических процессах.

3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Методы нейропсихологии

Выделяют 2 группы методов:

I. Первая группа методов (научные) – сравнительно – анатомический, раздражения и разрушения.

– Сравнительно – анатомический метод исследования разрешает выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы, с помощью метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий.

– Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ при воздействии на мозг. Выделяют: прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.

1. Метод прямого раздражения – это непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механическими, химическими раздражителями (Н-р: в 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны коры у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые применял данный метод на человеке (1945).

Однако, метод имеет ограничения у человека. Поэтому появляется метод непрямом раздражении.

2. Метод непрямого раздражения или непрямой стимуляции коры – выявляет изменения электрической активности участков мозга при воздействии различных факторов (Н-р: метод вызванных потенциалов ВП, когда в ответ на определенное воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы; микроэлектродный метод – вживление электродов в нейроны мозга для выявления их активности при различных воздействиях).

Метод непрямого раздражения или непрямой стимуляции коры

3. Метод разрушения (или выключения) – предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения, у человека метод применим во время нейрохирургических операций, ранений мозга.

Выделяют: необратимые нарушения (хирургическое удаление тех или других участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри), при которых полностью выподает функция и обратимые нарушения, которые связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов (Н-р: метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию особого препарата и отключение соответствующего полушария мозга).

II. Вторая группа методов (методы практической деятельности) – используют психологи, логопеды, детских невропатологи, педагоги.

(В рамках нейропсихологии выделяется также раздел нейрореабилитации. Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под научным руководством проф. М. Шкловского. Основной задачей нейрореабилитации является разработка методов восстановления нарушенных ВПФ, дифференцированных в отношении острого и отдаленного этапов заболевания. Совокупность используемых методов составляет комплексную систему нейрореабилитации, направленную на восстановление двигательной, анализаторной сфер, речевой и других видов высшей психической деятельности, а также социального статуса больного.)

Во второй группе методов выделяют 3 подхода:

1️⃣. Предложенный А. Р. Лурия (основоположник нейропсихологии в России) метод синдромного анализа или “батарея Луриевских методов“.

А. Р. Лурия отобрал тесты, которые позволяют оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики оценивают мозговые структуры, обеспечивающие психические процессы, что позволяет определить зону поражения мозга. Предложенный метод основан на системном подходе и качественном анализе дефекта познавательных процессов и личностных особенностей (речи, мышления, письма, счета, памяти), произвольных движений и действий.

Луриевский метод нейропсихологического исследования

1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);

2) общее описание психического статуса больного – состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;

3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;

4) исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;

5) исследования зрительного гнозиса (восприятия) – по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;

6) исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;

7) исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;

8) исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке поз;

9) исследования речи – через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;

10) исследования письма – букв, слов и фраз;

11) исследования чтения – букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;

12) исследования памяти – на слова, картинки, рассказы;

13) исследования системы счета;

14) исследования интеллектуальных процессов – понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.

2️⃣. Психометрический (Северно-американский) – используется батарея тестов, результаты оцениваются по стандартной шкале. Н-р: Батарея Лурия-Небраска, Интеллектуальная шкала Векслера для взрослых и др.

3️⃣. Индивидуально ориентированный (Британская школа нейропсихологов) – Первоначально проводятся скрининговые (отбор, сортировка) исследования. Затем формируется индивидуальный комплект тестов.

Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации (тесты на исследование ощущений – зрительных, слуховых, тактильных; исследование функции мозжечка, латеральной доминантности и др., на академическую успеваемость, обучаемость, интеллект и др.). С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

Основные направления нейропсихологии

Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:

1. Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга.

Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.

2. Экспериментальная нейропсихология.

Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия с учениками наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, дополнены представления об организации памяти.

В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.

3. Реабилитационная нейропсихология.

Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.

Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под руководством В.М. Шкловского.

4. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

Направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.

5. Нейропсихология развития. Задача нейропсихологии развития- выявление закономерностей развития мозга.

В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей.

Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей младшего школьного возраста в связи с мозговыми дисфункциями.

6. Психофизиологическое направление – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).

7. Диагностическое направление – это практическое применение различных нейропсихологических методов для определение зоны поражения мозга и динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде.

Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют так же в клинике инсультов. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции.

8. Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.

В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Основоположник отечественной нейропсихологии –

Александр Романович Лурия.

Лурия Александр Романович

Основные направления научных исследований в нейропсихологии

– Культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

– Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

– В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

– Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения.

– Разработал теорию локализации высших психических функций,

– сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов,

– создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи,

– изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов,

– изучал мозговые механизмы памяти.

Симптомы, синдромы и факторы в нейропсихологии

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее при локальном поражении ГМ, вследствие патологических, травматических причин, приводящее к локальным изменениям в работе мозга.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленных поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Кто такой нейропсихолог, где проходят границы его профессиональной компетенции, в чем специфика его работы и как развивались представления о становлении нейропсихологии? Об этом рассказывает участница Программы привлечения российских постдоков, научный сотрудник научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития Высшей школы экономики Елена Лысенко.


МРТ головного мозга / ©Getty images

Кажется, что проблема наконец сформулирована, и теперь становится понятно, что нейропсихолог – это исследователь. Действительно, такой специалист может заниматься научной деятельностью, быть частью научного коллектива, участвовать в различного рода экспериментах и писать статьи. Но только ли это?

Отечественная нейропсихология, единая, но такая разная

Основной базой для развития идей Александра Романовича Лурии в области клинической нейропсихологической диагностики был нейрохиругический госпиталь имени Н. Н. Бурденко в Москве. В наши дни с задачей определения локализации повреждения в головном мозге справляются широко используемые нейровизуализационные методы.

Получается, что аппараты магнитно-резонансной томографии (МРТ), которые позволяют увидеть опухоль, сосудистое поражение или ту же самую пулю и определить ее местонахождение в головном мозге с точностью до доли миллиметра, украли у нейропсихолога эту возможность? Нейропсихолог больше не нужен? Так говорить преждевременно.


Открытым остается вопрос, что происходит дальше в жизни людей, переживших хирургическое вмешательство на головном мозге. Часто, в зависимости от локализации очага в головном мозге, человек теряет способность выстраивать элементарные программы своих действий, воспринимать и перерабатывать поступающую информацию различных стимулов из окружающей среды, быстро уставать, проявлять признаки асоциального или полевого поведения. Типичные примеры асоциальных паттернов — несоответствие поведения человека и ситуации, в которой он находится.

Например, прийти на лекцию в купальнике или пижаме, поджигать стол, за которым человек работает, и так далее. Примерами полевого поведения являются устойчивые стереотипные действия, но с предметами, которые изначально не предназначены для этого: выйти из палаты в шкаф, а не в дверной проем, закурить от свечи, использовать карандаш не как пишущее средство, а как сигарету. Подобные клинические проявления необходимо устранять, чтобы вернуть человека к прежней жизни, которая была до болезни. Так логически и исторически стало развиваться реабилитационное направление в нейропсихологии, основная цель которого — восстановление высших психических функций.

Исследователи Сколтеха и их коллеги провели первое в своем роде масштабное вычислительное исследование, в ходе которого сравнили самые современные языковые модели на основе нейронных сетей и оценил.

Идеи Александра Романовича Лурии продолжали развиваться дальше, и в 1950 годы образовалось новое направление нейропсихологии – нейропсихология детского возраста. Мозговая организация психических процессов в детском возрасте из-за пластичности может существенно отличаться от мозговой организации взрослого.

Нарушения у детей могут не иметь четкой локализации, а локализованные нарушения давать совершенно иное проявление, чем у взрослых. Кроме того, патологический процесс, возникший на уровне центральной нервной системы у ребенка, может долго не проявляться, так как вследствие пластичности близлежащие зоны головного мозга, которые остались неповрежденными, могут брать выполнение части функций на себя.

Однако, работая с детьми, нейропсихолог опять-таки может сталкиваться не только с патологией, которая обычно подтверждена тем или иным медицинским диагнозом со стороны врачей, но и с так называемым субнормативным и просто нормативным развитием высших психических функций у ребенка. Субнормативными обычно называют детей, которые не имеют официально поставленных диагнозов и обучаются в общеобразовательных школах и детских садах, но имеют те или иные трудности обучения или поведения.

Тонкость диагностической работы нейропсихолога в таком случае состоит в определении того, чем обусловлены конкретные трудности: повреждением (нарушением работы психической функции) – и тогда речь уже идет о возможной патологии или недостаточной функциональной зрелостью (несформированностью) – и тогда это считается еще относительной нормой.

Например, ребенок пяти лет не имеет сформированных навыков письма, поскольку отделы головного мозга, отвечающие за этот процесс, недостаточно созрели с функциональной точки зрения, чтобы он ими овладел. Но если мы будем наблюдать отсутствие этой способности у ребенка девяти лет, то с большой вероятностью можем говорить о нарушении работы этой психической функции. Разграничить повреждение и несформированность – главная задача детского нейропсихолога. В зависимости от результата диагностики определяется программа дальнейшей помощи ребенку, если она потребуется.

На широту применения нейропсихологический знаний указывают такие направления, как геронтонейропсихология, или нейропсихология позднего возраста, и нейропсихология индивидуальных различий. Актуальность развития первого заключается в том, что продолжительность жизни в развитых и развивающихся странах растет, и человечество открывает новые болезни и постигает новые аспекты и способы течения ранее известных патологических проявлений.


Один из них – деменция. Ученые уже начинают понимать, как искать предвестники возможного заболевания и пути его предотвращения, какую помощь поддерживающего характера можно предложить в конкретном случае. Кроме того, изучаются аспекты нормального старения когнитивных функций. Эти знания могут оказаться полезными в разработке новых способов занятости и досуга пожилых людей.

Нейропсихология индивидуальных различий больше концентрируется на вариантах нормы, которая присуща меньшинству. Это левши и амбидекстры, люди определенных профессий, талантливые и одаренные в чем-либо. В функционировании мозга таких людей есть свои особенности.

Запад тоже не спал

В основе оценки состояния высших психических функций западной науки лежит количественный подход. Он подразумевает конкретные цифры – баллы, которые пациент или испытуемый набирает по результатам выполнения конкретной методики, и этот балл соотносится с результатами статистической условной нормы. Единичные тесты стали появляться и разрабатываться в США в 1940-1960-е годы. Позже появились целые батареи тестов, направленные на диагностику того или иного повреждения головного мозга. Одна из самых известных из них – Halstead-Reitan, позволяющая оценить не только локализацию поражения, но и степень обширности этого очага. Под батареей подразумевается совокупность тестов, направленных на диагностику той или иной психической функции.


Может ли нейропсихолог оказывать помощь широкому кругу клиентов?

С одной стороны, да, потому что в дипломе о высшем профессиональном образовании не указана узкая специализация профессиональной деятельности, что позволяет брать в работу детей и взрослых, с патологией или без, испытывающих определенные когнитивные трудности, которые могут быть вариантом нормы и рассматриваться в качестве личностной особенности человека. С другой стороны, нейропсихолог должен чувствовать специфику проблемы, с которой работает ежедневно.

Приведу пример из профессиональной деятельности врачей. Есть врачи общей практики, а есть врачи конкретной специализации. Точный и узкоспециализированный диагноз врач общей практики поставить затруднится, да и не его это работа. То есть, если у человека болит сердце, то более вероятно, что он обратится к кардиологу, если плохое зрение – то к офтальмологу, а не пойдет к врачу широкого профиля, то есть терапевту.

Профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Андрей Савченко разработал алгоритм, работающий на 40 процентов быстрее аналогов. При этом потери в точности составили не более 0,5-1 процентов. Это позволит ус.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ, наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. Нейропсихология основана на наблюдении и экспериментах, которые проводятся в клиниках и лабораториях. К числу экспериментальных методов относятся электрическая стимуляция мозга и регистрация электрической активности различных его отделов, в том числе при отсечении отдельных его частей. Кроме того, судить о работе мозга позволяют словесные ответы и наблюдение за невербальным поведением пациентов. Нейропсихологические исследования включают также анализ действия медикаментозных средств на работу мозга и поведение.

В клинике для выявления нарушений работы мозга часто используют электроэнцефалографию – регистрацию электрической активности мозга с помощью электродов, укрепленных на голове. Судя по экспериментальным данным, такая регистрация наиболее целесообразна в момент выполнения задания, т.е. на фоне определенной функциональной нагрузки; в этом случае полученная электроэнцефалограмма (ЭЭГ) может отражать особенности работы мозга в конкретной ситуации. Однако подобные исследования проводят редко, и ЭЭГ обычно записывают в состоянии покоя, дремоты или даже сна.

Основная сфера клинической нейропсихологии – изучение особенностей психики и поведения больных, страдающих заболеваниями мозга. Для определения степени повреждения мозга после инсульта или черепно-мозговой травмы используют химические индикаторы – радиоактивные вещества, которые вводят в артерии, снабжающие мозг кровью. Распределение изотопа регистрируется методом компьютерной томографии в течение 15–30 мин, причем больного просят заняться определенной интеллектуальной деятельностью, например почитать (про себя или вслух), послушать музыку или решить математическую задачу. Результаты таких исследований показывают, что мозг состоит из многих систем, различающихся по своим функциям, а также анатомически и химически, и каждая из них оказывает определенное влияние на психическую деятельность и поведение.

Исторический аспект.

Нейропсихология является одновременно отраслью экспериментальной психологии и клинической неврологии. Психология сформировалась как наука к концу 19 в., когда было признано, что психические процессы можно исследовать, наблюдая за поведением человека. Выделяют два типа поведения: инструментальное, представляющее собой определенные действия и манипуляцию предметами, и вербальное (речевое), связанное с образованием символов, например при построении высказывания. Еще одну свойственную нашей культуре форму коммуникации – музыку – не так легко отнести к какого-либо типу, но и она может использоваться для изучения психических процессов.

Нейропсихология стала отдельной наукой во второй половине 20 в. благодаря работам ряда исследователей, определивших основное содержание и границы новой дисциплины. Главными ее творцами были Д.Хебб, Г.Гекен, А.Р.Лурия, Б.Милнер, К.Лешли, Х.-Л.Тойбер, К.Прибрам, Р.Сперри и О.Зангвилл. Все они занимались, во-первых, подробной количественной характеристикой и описанием мозговых нарушений, вызванных заболеваниями или экспериментальными манипуляциями, и, во-вторых, объективным анализом сопутствующих изменений поведения (вербального и невербального) с помощью различных тестов и исследований.

Лешли, первоначально зоолог, применял бихевиоральные методы исследования, разработанные Дж.Уотсоном. Сотрудничество Лешли с Хеббом, Сперри и Прибрамом пришлось на наиболее плодотворный период развития новой дисциплины.

В СССР клинические традиции развивал А.Р.Лурия. После Первой мировой войны Лурия совместно с Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым разработал новую психологическую теорию, согласно которой поведение ребенка по мере развития все больше попадает под контроль внутренней речи. Позднее Лурия и Тойбер показали, что развитие и осуществление такого контроля связаны с деятельностью лобных долей.

Прибрам, нейрохирург, начал заниматься исследовательской работой в период массового увлечения психохирургией, когда ежегодно тысячи больных подвергались фронтальной лоботомии. При этой операции рассекались волокна, соединяющие задние отделы лобных долей с остальным мозгом. Прибрам изучал изменения в психике и поведении людей, возникающие после лоботомии, и обнаружил, что ее эффект обусловлен тесными связями задних отделов лобной коры с гипоталамусом и лимбической системой переднего мозга. (Название лимбической системы происходит от лат. limbus – край, поскольку она расположена по медиальному краю больших полушарий.) Он исследовал (в том числе в опытах на обезьянах) и другие системы мозга, которые в то время были плохо изучены. Усилиями Прибрама и его учеников нейропсихология прочно утвердилась как экспериментальная наука.

Этот этап ее развития увенчали исследования Сперри, за которые он был удостоен в 1981 Нобелевской премии. Сперри выявил дотоле неизвестные различия в функционировании двух полушарий мозга. Анализируя словесные отчеты больных, перенесших перерезку мозолистого тела, он обнаружил поразительный эффект операции: у таких больных существовали как бы две независимые психики, которые подчас противоречили друг другу. Эти наблюдения непосредственно подводили к изучению природы сознания.

Сознание.

Гипноз вызывает иное, альтернативное, состояние сознания. Обычно подобное состояние возникает, когда мы засыпаем, и сновидения трудно или даже невозможно вспомнить при пробуждении. Разные состояния сознания имеют свою специфику: то, что мы испытываем в одном, часто невозможно в другом. Когда у нас депрессия, все вокруг кажется безнадежным; когда же возникает приподнятое настроение, мы можем только удивляться, что наш оптимизм что-то могло поколебать. Препараты, действующие на мозг, способны изменять состояние сознания, поэтому их называют психоактивными или психотропными. Прикладная отрасль нейропсихологии – нейропсихофармакология – достигла больших успехов в изучении связи между различными химическими процессами, протекающими в мозге, и изменением настроения, состоянием сознания.

Научение и память.

Способность запоминать присуща всему нашему телу: мышцы при тренировке становятся крепче; иммунная система обладает памятью, обеспечивающей защиту от повторных вторжений микроорганизмов; ритм дыхания и сердечной деятельности, пищеварительные циклы тоже устанавливаются в соответствии с опытом. Но для того, чтобы помнить свою бабушку или выпускной бал, таблицу умножения или первое свидание, необходим нормально функционирующий головной мозг.

Два открытия позволили нейропсихологам по крайней мере наметить путь к решению этой проблемы. Первое было сделано математиками и привело к появлению голографии. Голограмма хранит информацию своеобразным способом. В отличие от обычной фотографии, при которой изображение воссоздается на фотографической пленке, голограмма состоит из точек интерференции световых волн различной формы, отраженных от объекта. В таких точках взаимодействующие между собой волны либо усиливают, либо гасят друг друга. С математической точки зрения фотографическое изображение и голограмма представляют собой обратимую трансформацию друг друга, т.е. изображение может быть трансформировано в голограмму, а голограмма – в изображение.

Второе открытие является скорее изобретением, нежели открытием. Ученые нашли способ моделировать связи мозговых клеток с помощью компьютерных программ. Были разработаны специальные программы, способные обучаться чему угодно – от музыкальных фраз до языка. Особый интерес представляло то, что при анализе подобных программ было невозможно локализовать запоминание отдельных музыкальных фраз или слов в отдельных частях этих сетей. Хранение оказалось распределенным. Следовательно, информация, которую нужно запомнить, вначале расчленяется и хранится делокализованным способом. С математической точки зрения эти компьютерные программы основаны на таких же обратимых трансформациях, как и те, что создают голографию. Регистрируя активность единичных мозговых клеток в зрительной коре обезьян и кошек, ученые установили, что обработку информации в зрительной системе можно описать с помощью тех же самых математических формул, что и голографию, а также компьютерные программы, основанные на параллельной обработке данных.

При более обширных повреждениях мозга возникают и другие, более тяжелые типы афазии. Кроме того, существуют особые типы речевых нарушений, связанные с повреждением нервных связей и разобщением различных систем мозга, ответственных не только за саму речь, но и за ее смысл, а также за то действие, которое она должна произвести. Язык как средство общения включает в себя несколько мозговых систем, и собственно речь лишь одна из них.

Исследуя взаимоотношения между мозгом, речью и языком, нейропсихологи многое узнали и об организации мозга в целом. Тот факт, что компьютерные модели мозговых сетей, основанные на параллельной обработке данных, оказались способны обучаться речи, позволил прийти к выводу, что и мозг должен быть устроен как комбинация отдельных систем, которые, в свою очередь, состоят из сетей, осуществляющих параллельную обработку информации. Системы объединены разветвленными дистантными проводниками (нервными трактами), связывающими органы чувств с мозгом, мозг с мышцами, а отдельные части мозга друг с другом. Сами сети состоят из коротких микросвязей, образованных ответвлениями нервных волокон. На свойствах сетей базируются процессы научения и памяти, а системная организация придает функционированию мозга стабильность.

После повреждения мозга, например в результате инсульта, его организация, даже на уровне систем, может быть до определенной степени преобразована. Если в результате практики и тренировки образуется достаточное количество новых микросвязей, они могут подавлять прежнюю систему, осуществляя процесс реорганизации. Возможно, именно таким образом время от времени происходит реорганизация наших знаний и устремлений, когда накопленный опыт приходит в противоречие с системой, в рамках которой он организован. Реорганизация может быть постепенной или стремительной, например в тех случаях, когда мы неожиданно меняем свои взгляды.

Личность.

Каждый из нас осмысливает жизнь по-своему, и этот смысл опосредован процессами, которые приводят прошлый опыт в соответствие с настоящим. Такие процессы относятся к функции лимбической системы, обеспечивающей адекватность поведения. Лимбическая система тесно связана с другими системами, образованными срединными структурами мозга. Нейроны срединных и лимбических структур обладают сродством ко многим химическим веществам. Они не только связывают специфические химические вещества, но и секретируют некоторые из них.

Нейрохимия только приступила к изучению многообразных химических медиаторов, действующих в срединных и лимбических структурах. Но многое уже известно; перечислим основные функции организма, регулируемые срединными структурами (начиная с передних отделов): температура тела, половая активность (половые гормоны), стрессорная реакция (гормоны надпочечников), жажда (содержание воды в организме), аппетит (содержание сахара в крови), ощущение комфорта или боли (уровень эндорфинов), сон и спокойствие (серотонин), сновидения (норадреналин), дыхание и деятельность сердечно-сосудистой системы (содержание в крови углекислого газа). Определенные лимбические структуры модулируют подобные соматические функции, тогда как другие влияют на это модулирующее звено в зависимости от информации, поступающей по сенсорным каналам. С другой стороны, лимбические структуры воздействуют на сенсорную и моторную кору, влияя, таким образом, на наше восприятие и способ действия.

Задние отделы лобных долей особенно тесно связаны с лимбической системой. Взаимодействуя с расположенными по соседству двигательными зонами, а также с другими зонами выпуклой (конвексиальной) поверхности полушарий, задние отделы лобной коры влияют на их деятельность, определяя адекватность поведения. При повреждении этой области, в зависимости от локализации поражения, грубо нарушаются такие психические функции, как способность к планированию, логическому мышлению, выделению главного. Выявление подобных связей, преодолевающее традиционный разрыв между естественными науками, с одной стороны, и исследованием субъективной сферы – мышления, эмоций, устремлений – с другой, и составляет предмет нейропсихологии.

Читайте также: