Марксистско ленинская теория права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Маркси́зм-ленини́зм — одно из левых, наиболее радикальных течений в марксизме; представляет собой социально-политическое и философское учение о законах борьбы пролетариата за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. Разрабатывалось В. И. Лениным, развившим учение Маркса и применившем его на практике. [1] [2]

В советской идеологической парадигме марксизм-ленинизм преподносился как претендующая на универсальность единственно истинно верная [3] научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, интегрирующая концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества [5] .

По мнению доктора философских наук В.С.Семёнова сегодня в Китае правящая КПК заявляет курс на сочетание марксизма-ленинизма, теории Мао Цзэдуна, вклада Дэн Сяопина и учета китайской специфики [6] .

Председатель Центральной контрольно-ревизионной Комиссии КПРФ В.С.Никитин считает, что КПРФ в соответствии со своей Программой обязана творчески развить марксизм-ленинизм на основе отечественного и мирового опыта [7] .

Содержание

Возникновение и применение термина

История развития и краткое описание

В ходе этой эволюции марксизм—ленинизм стал состоять из следующих основных элементов [8] :

Основные отличия от классического марксизма

К концу 20-х гг. ХХ века началось построение комплексной системы знаний о праве и государстве и формировании марксистско-ленинской теории государства и права как юридической науки и учебной дисциплины. В истории российской науки права этот период был связан с материалистическим, классовым подходом к изучению права и государства, идеологически обоснованным главным образом в трудах немецких философов К. Маркса и Ф. Энгельса и нашедшим развитие в трудах их последователей в России, где диалектико-материалистический подход к изучению права долгое время был преобладающим и существенным образом сказался на современном состоянии теоретической правовой науки.

Дело в том, что марксистско-ленинская правовая теория такие явления, как государство и право, рассматривала в качестве единого объекта классового общества. Она исходила из того, что поскольку определенный юридический порядок не существует вне общества, а тип общественной организации разительно отличается, например, у первобытных людей и в индустриально развитом обществе, то и юридические нормы общественной жизни, как и юридическая деятельность, могут значительно отличиться от одного типа государства - к другому, от одного общества - к другому.

Исследуя постоянные неизменные элементы правовых систем, а также специфические, определяющие принципиальные отличия этих систем, невозможно абстрагироваться от способа организации общественных отношений, характера объективного права, поддерживаемого властью в определенном обществе. Связь, существующую между правом и государством, марксизм признает объективной, неизменно показывающей влияние одного явления на другое.

Поэтому разрыв теории государства и теории права считается известным недостатком общетеоретической науки в 20-х - начале 30-х гг. XX в. Обосновывалось такое разделение на представлениях о необходимости сохранения государства как политического института на все время перехода от капитализма к коммунизму, тогда как право воспринималось чуждым социализму пережитком буржуазной государственности.

В 30-е гг. создавалась научно-теоретическая база для развития отраслевых правовых наук, научно-методическая основа для подготовки юридических кадров, издавались первые учебники по теории государства и права. В то же время заметным недостатком общетеоретической юридической науки признается то, что многие научные положения, общие и значимые для всех отраслевых наук (например, субъекты и объекты права, нормы права, правоспособность, вопросы ответственности и др.), были "переданы" и с успехом разрабатывались в отраслевых исследованиях. Организация исследований по общей теории права сводилась к изучению проблем диктатуры пролетариата и классовой борьбы, советского строительства и госаппарата, к критике буржуазного государства и права и т.п.

Политизация советской науки теории права и государства нанесла большой урон ее развитию. Чрезмерно активное включение идеологического элемента в правоведение направило развитие общетеоретической правовой науки в русло идолизации одного политико-философского учения как единственно верного и приняло форму тотальной апологии отдельных его положений.

В последующие годы отдельные недостатки теории права и государства как общетеоретической и учебной дисциплины изживались, в подходе к изучению институтов государства и права все более стало преобладать творческое начало. Стали появляться книги, брошюры, сборники статей, посвященные отдельным вопросам общей теории государства и права.

Работы С.Н. Братуся, С.Ф. Кечекьяна, В.С. Комарова, А.К. Стальгевича были посвящены обоснованию социальной ценности права, всестороннему исследованию механизма правового регулирования. Было определено значение и место теории государства и права в системе юридических наук. Было признано, что теория государства и права, изучая наиболее важные явления государственной и правовой жизни, выводит соответствующие этим явлениям юридические понятия, принципы и закономерности. Ими руководствуются отраслевые юридические науки.

Такое значение сохраняется за общетеоретической правовой наукой и по сей день. Теория государства и права, таким образом, выступает основой других юридических дисциплин. "Это самостоятельная наука, а не продолжение отраслевых юридических наук; не теория иных наук, а теория особых закономерностей государства и права - общих, основных и наиболее существенных", - считали авторы фундаментального труда по теории государства и права советского времени. В самом деле, какая из отраслевых наук позволяет, например, определить происхождение, смысл и конечную цель права, а также формально-логическую систему права.

Общей методологической основой изучения юридических наук с начала 20-х и до конца 80-х гг. XX в. и науки теории права и государства в том числе был диалектический материализм, базовой предпосылкой становления - экономическая обусловленность, а одним из основных принципов развития и функционирования права - его классовость. Предметом внимания общей теории государства и права становились не только политические вопросы теории революции, диктатуры пролетариата, сущности социалистического общенародного государства или научное обоснование принципов построения советского государственного аппарата. В разное время особенное внимание уделялось проблемам законности, правосознания и правовой культуры, правоотношениям, общим теоретическим вопросам системы права, критериев ее деления на отрасли.

В связи с изданием собраний действующего законодательства Союза ССР и союзных республик, а также сводов законов Союза ССР и союзных республик общего теоретического осмысления потребовали вопросы систематизации общесоюзного и республиканского законодательства, такие как формы систематизации, пределы кодификационной деятельности, особенности кодификации в отдельных отраслях права и др.

В большинстве западных университетов как прежде, так и теперь не изучают дисциплины, аналогичные российской теории государства и права. Общетеоретические вопросы правоведения и государствоведения преподаются в курсе политологии, в ходе изучения политических институтов, политических систем. На Западе возобладал иной подход к изучению теоретико-правовых проблем юриспруденции. Там теория государства и права воспринимается как отрасль правовой науки, выведенная из всех других отраслей права и общая для них.

Преподавание права как "социально-нормативного феномена", "однородной конструкции", применение которой порождает "новые понятия, новые значения, новые проблемы", в настоящее время в университетах Западной Европы осуществляется в курсе "Философии права", "Социологии права", "Введения в право". . читать далее .

Представители: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Е.Н. Трубецкой.

Содержание:Теория получила широкое распространение в Новое время, одновременно с договорной теорией происхождения государства. Зачатки же естественноправовой теории возникли еще в античном мире (в римском праве).

Сторонники этой теории полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Среди них – право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других, и, следовательно, утверждала эта теория, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В XVII – XVIII вв. теория естественного права явилась идеологическим обоснованием революционных акций буржуазии, рвущейся к власти. Опираясь на естественные, основные права человека (свобода, равенство, собственность), идеологи буржуазии подвергли сокрушительной критике действующее в то время право, защищавшее сословные привилегии, абсолютистские монархии, все то, что мешало становлению нового буржуазного строя.

Представители: Л. И. Петражицкий, 3. Фрейд, Фрезер

Представители: Ф. Энгельс, К. Маркс, В. И. Ленин

Содержание:Согласно даннойтеории право возникает одновременно с возникновением частной собственности, разделением общества на классы и государством. Его задачей было закрепление классового неравенства. Поэтому важнейшими функ­циями права признавалась принудительная, репрессивная, каратель­ная функции. Для реализации данных функций право нуждается в специальном аппарате, способном принудить к исполнению норм права. Таким аппаратом является государство. Таким образом, право неразрывно связано с государством.

Психологическая теория происхождения права

Естественно-правовая теория происхождения права

Представители: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Е.Н. Трубецкой.

Содержание:Теория получила широкое распространение в Новое время, одновременно с договорной теорией происхождения государства. Зачатки же естественноправовой теории возникли еще в античном мире (в римском праве).

Сторонники этой теории полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Среди них – право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других, и, следовательно, утверждала эта теория, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В XVII – XVIII вв. теория естественного права явилась идеологическим обоснованием революционных акций буржуазии, рвущейся к власти. Опираясь на естественные, основные права человека (свобода, равенство, собственность), идеологи буржуазии подвергли сокрушительной критике действующее в то время право, защищавшее сословные привилегии, абсолютистские монархии, все то, что мешало становлению нового буржуазного строя.

Представители: Л. И. Петражицкий, 3. Фрейд, Фрезер




Представители: Ф. Энгельс, К. Маркс, В. И. Ленин

Содержание:Согласно даннойтеории право возникает одновременно с возникновением частной собственности, разделением общества на классы и государством. Его задачей было закрепление классового неравенства. Поэтому важнейшими функ­циями права признавалась принудительная, репрессивная, каратель­ная функции. Для реализации данных функций право нуждается в специальном аппарате, способном принудить к исполнению норм права. Таким аппаратом является государство. Таким образом, право неразрывно связано с государством.

Марксистская теория — философское, экономическое и политическое учение. Главной идеей является мнение о том, что государство — закономерный результат развития общества. Экономический прогресс рассматривается как главная причина социально-классовых изменений.

Основоположники

Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взглядов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные положения теории

Основные положения теории затрагивают процесс образования государства и влияющие на это факторы. Представители теории считали, что государство существовало не всегда. Изначально были общества, которые не нуждались в государственной власти. Экономическое развитие вызвало раскол общества на классы с противоречивыми экономическими интересами, между ними началось противостояние. Во избежание коллапса появилась необходимость в стоящей над обществом силе, которая бы устраняла столкновения и наводила порядок. Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним, и есть государство.

Критерии теории

Марксистская теория выделяет три формы появления государства:

  • Согласно афинской форме государство возникает из противостояния и борьбы среди общества.
  • Согласно римской форме родовое общество становится аристократией, которая впоследствии изолируется от остального бесправного населения. Население разрушает родовую аристократию и создает государство.
  • Германская форма подразумевает завоевание новых территорий и создание за счет них государства.

Плюсы и минусы

Достоинства

Некоторые положения теории являются неоспоримыми. Они сыграли важную роль в формировании понятий о теориях происхождения государства.

  1. Материальные условия общества сыграли значительную роль.
  2. Изменение форм деятельности в области труда и ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства.
  3. Переход от потребляющей к производящей экономике создает разделение людей по существенному признаку.

Недостатки

Основной недостаток теории — однобокость. Представители не учитывали психологический, нравственный и этнический факторы. Именно поэтому им не удалось объяснить причины и этапы становления государственных образований.

Е. Дюринг имел претензии к теории, ссылаясь на психологический фактор. Он писал о психологии человека и его тяге к войне. Энгельс игнорировал этот фактор, ссылаясь исключительно на экономику, как главную движущую силу истории.

С. С. Алексеев и В. М. Корельский не спорили, что классовая борьба повлияла на возникновение государства. Однако полагали, что возникновение классов не может служить единственной причиной его появления. Ученые ссылались на примеры появления государства в доклассовом обществе и считали, что на процесс образования государства влияют и другие факторы.

Читайте также: