Физическая культура в россии с древнейших времен до второй половины 19 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Во времена царской России было весьма комфортное время для развития интеллигенции. Вспомните сколько величайших гениев того времени подарила миру наша страна. Это и Шишкин, и Айвазовский, и Грибоедов, и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой, Чайковский, Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков – и еще десятки имен и фамилий, оставивший свой след в сердцах не только россиян, но и далеко за пределами нашей Родины.

Очень много внимания в то время уделялось саморазвитию, творческому росту и поиску открытий. Но мало кто обращает внимание на то, что вся эта интеллигенция еще и занималась спортом! Сегодня мы с большим удовольствием хотели бы рассказать нашему уважаемому читателю о том, какие же виды спорта были популярны в дореволюционной России.

А, например, для того чтобы прокатиться на закрытом катке на Английской набережной, нужно было получить рекомендацию и поддержку от членов английского общества, что было даже далеко не у каждого интеллигента.

Далее катание на коньках лишь только набирало популярность и уже через четыре года в Юсуповском саду открылся большой общественный каток, на котором проводились различные соревнования, праздники и балы. Даже тогда любители и профессионалы уже исполняли некоторые спортивные элементы, которые уже переросли в искусство на сегодняшний день. По тем ценам, например, на большом катке в Таврическом саду люди катались практически целый день всего за тридцать-пятьдесят копеек.

В той же Москве, кстати, уже в 1889 году был проведен первый чемпионат по конькобежному спорту. Тогда соревнование проводилось на дистанцию в три версты, которую выиграл Александр Паншин, ставший, между прочим, первым в истории царской России чемпионом мира по конькобежному спорту. Позже он же с 1897 по 1900 года трижды подряд выигрывал Всероссийское первенство по искусству катания на коньках.

Такой же силой обладал разве что великий российский атлет и борец Иван Максимович Поддубный. Его называли Иваном Железным и Русским Богатырем, который за сорок лет своих выступлений практически ни разу не проиграл ни одного турнира или чемпионата. О его победах и великой силе действительно знал весь мир, так как он побывал с гастролями в четырнадцати странах на четырех континентах.

В дореволюционной России было весьма серьезным влияние английского бизнеса, который, в свою очередь, с завидным постоянством открывал фабрики и заводы в том же Петербурге.

Именно с того времени начали появляться первые российские футбольные лиги, а в январе 1912 года в Санкт-Петербурге был создан Всероссийский футбольный союз, который провел чемпионат страны и был принят в FIFA.

Кроме того, следует уделить особое внимание такому захватывающему виду спорта, как большой теннис. Нет, на самом деле не Ельцин дал этому спорту такую популярность в нашей стране. В него любил поиграть еще сам Лев Толстой, резво носясь по корту в Ясной Поляне. В то время у многих графов и представителей знати в имениях уже были собственные площадки для игры в теннис. Кстати, считать благородным именно этот вид спорта, стали как раз именно во времена царской России.

К началу двадцатого века в одном только Петербурге насчитывалось девять теннисных клубов, а председателем кружка в Таврическом саду был ни много ни мало Великий князь Кирилл Владимирович – двоюродный брат Николая II. И это было, как Вы уже наверняка поняли, не только место проведения спортивных тренировок, но и своего рода досуговые компании и закрытые кружки по интересам элит того времени.

Те же Николай Гумилев и Владимир Набоков играли в теннис не просто на уровне любителей, а в статусе профессионалов. В 1907 году уже состоялись первые Всероссийские соревнования по большому теннису, а в 1912 прошел уже первый открытый чемпионат с участием спортсменов из Соединенных Штатов Америки и Европы.

Практически также как теннис, во времена царской России был развит такой вид спорта как крокет. Еще с тех времен он также считается игрой для аристократов. Играла в эту игру практически вся царская семья, а также большинство общественных и политических деятелей. Многие представители искусства (например, Илья Репин) или поэзии (Владимир Маяковский) были излюбленными игроками в крокет. Да даже тот же Владимир Ильич Ленин сам обожал сыграть партию-другую. Кстати, поэтому, этот спорт обрел еще большую популярность и после революции.

2.1. Физическая культура и спорт в России с древних времен до второй половины XIX в.

Народные формы физического воспитания в дореволюционной России, их отражение в обрядах, былинах, сказках, преданиях, летописях, воинских повестях. Кулачные бои. Народные игры. Система прикладной физической подготовки в среде казачества. Государственные формы военно-физического воспитания молодежи. Обусловленность народных физических упражнений региональными особенностями.

2.2. Создание и развитие в России системы физического воспитания (образования) и современных видов спорта во второй половине XIX–начале хх в.

Становление педагогических и естественнонаучных основ отечественной физической культуры. Научная деятельность Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, И.П.Павлова. Значение для физического воспитания России научно-педагогической деятельности К. Д. Ушинского, врачей-гигиенистов Е. А. Покровского и Е. М. Дементьева.

Прогрессивная роль передовой интеллигенции в создании общественных физкультурно-спортивных организаций (В.Ф. Краевский, Г.И. Рибопьер, В.И. Срезневский, П.П. Москвин).

Зарождение современных видов спорта – тяжелой атлетики, борьбы, бокса; конькобежного спорта, велоспорта, академической гребли, спортивного плавания, лыжного спорта, футбола, легкой атлетики, стрельбы и т.д.

Образование Российского олимпийского комитета и его роль в развитии дореволюционного спорта. Деятельность А.Д. Бутовского, В.И. Срезневского, А.П. Лебедева, Г.А. Дюпперона.

Российские Олимпиады 1913 и 1914 годов, их значение для развития отечественного спорта.

2.3. Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта

Становление государственных органов управления физической культурой и спортом. Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной армии (Всевобуч), Высший совет физической культуры, Всесоюзный совет физической культуры, Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта. Центральный совет союза спортивных обществ и организаций. Возврат к государственной форме управления физической культурой и спорта.

Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО СССР – программная и нормативная основа советской системы физического воспитания. Этапы становления комплекса ГТО (1931-1934 гг.) Историческая обусловленность и характер основных изменений комплекса ГТО (1939, 1946, 1955, 1959, 1972, 1985 и 1988 гг.) Основные функции и значение комплекса.

Военно-физическая подготовка населения в годы Великой Отечественной войны. Введение всеобщего военного обучения. Включение дополнительных нормативов в комплекс ГТО, разработка ускоренного обучения по военно-прикладным видам, подготовка кадров методистов ЛФК и др. Участие физкультурников и спортсменов в Великой Отечественной войне.

Развитие спортивной направленности в системе физического воспитания. Создание Единой всесоюзной спортивной классификации (1935–1937 гг.) Основные причины ее изменений. Спорт высших достижений в СССР как соревнование двух мировых идеологических систем. Противоречие в развитии спорта высших достижений и массовой физической культуры – основная проблема послевоенного физического воспитания.

Организационные формы советской системы физического воспитания. Введение обязательных занятий физической культурой и спортом во всех типах учебных заведений. Создание в стране первичных организаций – коллективов физической культуры, спортивных клубов и добровольно спортивных обществ (ДСО).

Материально-техническое и финансовое обеспечение советской системы физического воспитания. Концепция развития физической культуры и народного спорта (1988 г. ) и ухудшение материальной базы и финансового обеспечения в связи с распадом СССР.


1. Физическая культура нашего народа зарождается и развивается с глубокой древности – от восточнославянских племен (VI-IX вв.) по тем же причинам, что и у других народов мира в целом.

2.Основной целью физического воспитания славян была военно-физическая подготовка, так как Русь вела многочисленные войны, в тоже время была связана с трудовой и бытовой деятельностью.

3. В своем общественном развитии восточные славяне миновали рабовладельческий строй, поэтому у них не было тех форм и методов физического воспитания, которые использовались в античном мире.

4. В Киевской Руси и в Русском централизованном государстве физическая культура развивалась в двух направлениях: первое – феодалы отдавали предпочтение военно-прикладным видам (верховая езда, стрельба из лука, охота и т.п.), и второе – самобытные народные виды физических упражнений и игр.

6. Основными источниками познания физической культуры древней Руси являются летописи, былины, сказания, различные археологические находки, памятники архитектуры, народного творчества и искусства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какую роль играло географическое месторасположение и климатические особенности на физическое развитие древнейших народов нашей страны?

2. Назовите источники познания физической культуры Древней Руси.

3. В чем своеобразие физического воспитания у древних славян, Киевской Руси и в Древнем русском государстве?

5. Какие физические упражнения и игры народов нашей страны входили в состав самобытной системы физического воспитания?

6. Какова роль народных упражнений и игр в воспитании морально – волевых качеств народов России.

7. Чем отличалась физическая культура народа и господствующего класса?

8.Каковы особенности военно-физической подготовки княжеских дружин и русского войска.

9. Приведите примеры состязаний Древнерусского государства.

10. Как рассматривались вопросы физического воспитания в педагогической литературе (Владимир Мономах, Епифаний Славинецкий) в период феодализма.

ЛИТЕРАТУРА

2. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения – М.: Советский спорт, 2005. – 324 с.

3. История физической культуры народов СССР, ч.I под ред. Синицына С.Д., 1953. – 160 с.

4. История физической культуры в СССР с древнейших времен до конца XVIII в. – Хрестоматия сост. Грачев А.В., Коган М.С., ФиС. 1940. – 152 с.

6.Лукашев М.Н. И были схватки боевые…: Рассказы о неизвестных эпизодах из славного прошлого отечественной борьбы, бокса и кулачного боя. М., 1990.

8. Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие. АСАИ, М., 1966.

9. Мягкова С.Н., Истягина Е.А. Древнегреческие игры и древнерусские ристалища. Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы VII Всероссийской научно– практической конференции – Краснодар, 1999. – С.150-151.

10. Переверзин И.И. Спорт в России: постижение смысла истории и взгляд в будущее / Теория и практика физической культуры, №4 – 1993 – С.7– 10.

12. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта; Учебник. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 423 с., ил.

13. Столбов В.В., Чудинов И.Г. История физической культуры; Учебник – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 239 с.

15. Шибаев А. Царские забавы на святой Руси. //Спортивная жизнь России. – №3, – 2001, С.42-44

ГЛАВА II. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ ОТ XVIII ВЕКА ДО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

II.1. Влияние реформ Петра I на развитие физической культуры в России

К XVII в. русское централизованное государство значительно окрепло. Борьба за дальнейшее укрепление могущества страны лежала в основе всей преобразовательной деятельности Петра I, затронули все стороны общественно-политической, экономической и культурной жизни России. Они коснулись и ФК. Наиболее яркими моментами в развитии ФК России в период реформ Петра I явились:

1 . Создание основ русской национальной системы физической подготовки армии

Физическую подготовку войск Петр I не выделял из общей боевой. Физическую закалку, сноровку и выносливость солдаты приобретали в походах, на тактических учениях и во время изучения действий оружием. Главным требованием Петра I в подготовке войск было максимальное приближение условий обучения к боевым действиям.

Решающее значение Петр I придавал рукопашному бою, который должен завершать победу. В этом вопросе он сумел учесть особенности русской народной армии, особенности характера русского народа, решающего по старинным традициям судьбу боя в рукопашной схватке. Кавалерийской атаке Петр I придавал такое же значение, как и рукопашной схватке пехоты. Он добивался от своих драгун не только меткой стрельбы коня, но и смелой атаки.

Заботясь о боеспособности армии, Петр I большое внимание уделял врачебно-санитарному делу. При нем в России впервые была учреждена санитарная служба в армии и организованы госпитали.

Новая военно-педагогическая система, созданная Петром I, явилась базой, на которой по-новому стала формироваться система физической подготовки армии в России.

2. Организация государственного парусного и гребного дела

Весь исторический ход создания и развития флота, судостроения, верфей гребных, парусных и военных кораблей, массовое привлечение к изучению парусного и гребного дела различных слоев населения – все это позволяет считать Петра I основателем парусного и гребного спорта в России.

Конечно, правительство Петра I не ставило целью развитие гребного спорта в стране. Постройка города с выходом в Балтийское море, в устье полноводной Невы на ее многочисленных островах, замышлялась по примеру западноевропейских городов и в частности Амстердама.

3. Введение физического воспитания в систему образования

В целях подготовки квалифицированных специалистов для армии, флота, промышленных предприятий и государственных учреждений Петром I был открыт ряд новых учебных заведений.

Значительное место физическое воспитание занимало и в учебных заведениях общего образования и в частности в гимназии Глюка, организованной в 1703 году по указанию Петра I. Эта гимназия не готовила специалистов какого-либо профиля. Она должна была давать общие знания из области гуманитарных наук, иностранных языков и воспитывать физически. В программу обучения включались танцы, верховая езда и фехтование.

Кроме того, любимым развлечением людей, в зимнее время было катание на коньках по льду и на санках с ледяных гор.

В России зимой на Неве устраивались деревянные горы, которые сооружались из бревен в 6 саженей вышины, с одной стороны устраивались лестницы для входа, а с другой – крутой, несколько волнистый дощатый скат, покрытый льдом или снегом для спуска. С горы скатывались на санях. Такое увеселение нравилось народу, и в нем участвовали как простые люди, так и наиболее состоятельные.

Еще одной зимней забавой и развлечением так же был бег на лыжах или деревянных подошвах.

Лыжи как и прежде имели и военно-прикладное значение. Лыжные подразделения использовались в армии Петра I и Екатерины II, а также в последующие периоды.

Не меньшее значение, чем верховая езда, в дворянском быту имело фехтование. Оно широко использовалось на дуэлях, которые были частым явлением на протяжении XVIII-XIX веков.

В 40-х годах XVIII века – среди дворян распространилась стрельба из ружей. Особенно часто состязания в стрельбе из ружей устраивались при царском дворе. В конце 60-х годов владельцы загородных трактиров с целью привлечения посетителей стали устраивать тиры для стрельбы. Периодически здесь проводились и призовые состязания.

В 1827 году в Петербурге на Неве открылась первая школа плавания, а в 1834 году против Летнего сада – вторая. Школа была устроена на реке при помощи плотов и нескольких длинных ящиков (для начинающих), глубиной 1-5 метров, с двумя трамплинами на глубокой стороне.

Частыми посетителями этой школы были А.С.Пушкин его друзья Вяземский, Плещеев и др. В 1838 году на Васильевском острове против здания Академии Наук была основана третья школа плавания, имеющая и женское отделение.

Таким образом, реформы Петра I , направленные на укрепление государства, объективно содействовали подъему русской культуры и физической культуры как ее составной части.

II.2. Создание основ русской национальной системы военно-физической подготовки

Военные реформы, осуществленные Петром I, положили начало созданию регулярной русской армии и флота. Большое значение в обучении войск придавалось физической подготовке. Значительное место в обучении и воспитании воинов занимали физические упражнения, направленные на развитие силы, выносливости, быстроты, решительности, умения быстро выполнять приемы стрельбы и штыкового боя, совершать длительные марши, преодолевать водные и другие препятствия.

Однако после смерти Петра I в русской армии стали насаждаться иностранные методы подготовки войск, где главное внимание обращалось на муштру солдат, на обучение парадным приемам.

Выдающийся русский полководец фельдмаршал П.А.Румянцев, следовавший идеям Петра I, продолжил уделять внимание боевой и физической подготовке войск.

В обучение молодых солдат Суворов требовал соблюдение принципа последовательности и постепенности, перехода от простого к сложному.

Суворовская система прошла суровую практическую проверку во время многочисленных походов и битв (Измаил, Туртукай. Кинбурн, переход через Альпы и др.)

Таким образом, преимущество суворовской системы физической тренировки заключалась в том, что обучение солдат технике преодоления препятствий и тренировка отдельных движений проводились Суворовым не в отрыве от всего обучения, а в процессе комплексного гармонического развития всех физических и духовных качеств солдата. Эта система была самой передовой и прогрессивной из всех существовавших в то время систем подготовки войск. Не утратила она своего значения и в наши дни.

Одновременно с созданием А.В.Суворовым русской национальной системы воспитания и обучения солдат великий русский флотоводец Ф.Ф.Ушаков создал аналогичную систему воспитания и обучение моряков, составной частью, которой являлась также военно-физическая подготовка. В основе военно-педагогической системы Ф.Ф.Ушакова, как и А.В. Суворова, лежали традиции петровского воинского устава. Эти традиции были развиты Ушаковым в разработанной им военно-морской тактике и стратегии.

Наряду со специальной подготовкой матросов к сознательным, быстрым и четким действиям на корабле, Ф.Ф.Ушаков требовал подготовить их к действиям на суше, к десантным операциям. Штыковой бой и прицельная стрельба являлись необходимой составной частью его система обучения. Подобно Суворову, он тренировал матросов в преодолении всякого рода препятствий на суше с помощью веревок, досок, лестниц, устраивал учебные штурмы крепостей в обстановке, приближенной к действительным условиям боя.

С помощью своей системы Ф.Ф.Ушаков воспитывал таких же чудобогатырей, каких воспитывал Суворов, слава о которых распространилась далеко за пределами России. В то время как суворовские солдаты поражали мир своими победами, моряки Ушакова разбили турецкий флот и обеспечили выход России в Черное море.

Во главе приверженцев суворовского направления в начале XIX века стоял ближайший сподвижник и ученик А.В.Суворова М.И.Кутузов. Являясь новатором в области стратегии и тактики, Кутузов в то же время развил и поднял на более высокую ступень военно-педагогические идеи – П. А. Румянцева и А.В. Суворова. Он был врагом всякого формального изучения ружейных приемов, маршировки и перестроений. Кутузов стремился воспитать у солдат выносливость, стойкость, мужество, силу в сочетании с сознательной дисциплиной и патриотизмом. Обращал большое внимание на одиночное обучение бойца и особенно большое значение придавал воспитанию и обучению офицерского состава.

Наиболее активную деятельность в этом направлении полководец развил, будучи директором шляхетского кадетского корпуса. Он приблизил обучение офицеров к практике их будущей боевой деятельности. В корпусе сочеталась специальная военная и военно-физическая подготовка с теоретическим обучением.

Руководя корпусом, М.И.Кутузов воспитал целую плеяду офицеров– приверженцев суворовской военной науки. Среди них особенно выделялась деятельность Неверовского и Мазовецкого – командиров Павловского гвардейского полка – в первом десятилетии XIX века. Они уже вплотную подошли к выделению физической подготовки в самостоятельный раздел системы военного обучения.

В конце 30-х гг. XIX в. делались попытки внести некоторые изменения, направленные на улучшение физической подготовки в армии. Физическая подготовка начала выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий, но, к сожалению, она не получила широкого распространения.

Тем не менее, в рассматриваемый период времени, в России создается система военно-физической подготовки русской армии и флота, более прогрессивная по сравнению с европейскими системами.

Поражение России в Крымской войне в середине 50-х г.г. XIX в. вскрыло существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск.

Георгий Степанович Деметер

Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения

История физической культуры относится к числу профилирующих дисциплин в системе физкультурного образования. Способствуя формированию современного мировоззрения, она имеет большое познавательное, образовательное и воспитательное значение. Особенно велико значение отечественной истории физической культуры. Содействуя воспитанию у студентов любви к Родине, чувства гордости за достижения российского спорта, она вместе с тем выступает как часть их профессиональной подготовки.

Третий раздел предлагаемой читателю книги состоит из очерков, в которых рассматривается генезис физической культуры и спорта в годы Советской власти. Однако мы не ставили перед собой задачу исследования всех этапов ее развития, уделив первостепенное внимание ФОРМИРОВАНИЮ советской системы физического воспитания (1917—1941 гг.). При этом впервые предпринята попытка анализа развития физической культуры в СССР не по хронологическому, а по проблемному принципу, чтобы создать наиболее цельное представление о процессе развития физической культуры в первые годы Советской власти.

Мы пытались преодолеть допускавшееся ранее принижение достижений Российской империи в области физической культуры населения и их ЗНАЧЕНИЯ для первоначального развития физической культуры после революции 1917 г. Опираясь на современное мировоззрение, мы стремились создать правдивую картину развития физкультурного движения в стране, показать отрицательные последствия политизации, идеологизации физкультурно-спортивной работы, сталинских репрессий, широко проводимых в условиях однопартийного государства. Нетрудно себе представить, насколько быстрее и качественнее развивался бы наш спорт, если бы руководство страны не отказалось от участия в Олимпийских играх, не способствовало бы самоизоляции спортивных организаций от международного спортивного движения. И все же наш спорт уже на первом этапе послереволюционного развития (1917—1941 гг.) добился весьма существенных результатов, позволивших Советскому Союзу после победы в Великой Отечественной войне вновь войти в олимпийскую семью, став при этом мировой спортивной державой.

Автор благодарит за оказанную помощь в подготовке и издании книги ректора МГАФК доктора педагогических наук, профессора С. Г. Сейранова, советника ректора профессора, академика Академии гуманитарных наук В. В. Громыко, проректора по НИР доктора педагогических наук, профессора В. Б. Коренберга, кандидата педагогических наук, доцента А. В. Починкина, преподавателя кафедры лингвистических дисциплин Т. М. Швейд, сотрудника академии А. Г. Демирчогляна.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОЛИМПИЗМА

К вопросу преемственности в развитии физической культуры и спорта

Вопросы методологии истории, в том числе истории физической культуры, всегда имели приоритетное научное значение. Однако на современном этапе, в новых социально-экономических условиях, переживаемых страной, разработке методологии исторической науки в области физической культуры уделяется явно недостаточное внимание. Это побудило нас обратиться к одному из узловых методологических вопросов истории – вопросу о преемственности как одной из закономерностей исторического процесса. Его суть состоит в том, что каждый исторический этап должен включать положительный опыт прошлого, то ценное, прогрессивное, что может принести пользу в новых исторических условиях.

Преемственность неразрывно связана с историческим подходом (принципом историзма) при рассмотрении общественных явлений, исторических факторов и фактов. В основе историзма, как известно, лежит диалектическая идея развития природы и общества.

Как показывает опыт истории, забвение прошлого, нарушение преемственности тормозит процесс общественного развития, оказывая отрицательное воздействие на все сферы народного хозяйства и культуры.

Нечто подобное произошло в нашей стране в результате Октябрьской революции. В угоду классовым амбициям прошлый положительный опыт, достижения в развитии физической культуры замалчивались или отрицались. После создания Всевобуча (1918 г.), решений II и III съездов комсомола (1919, 1920 гг.) в физическом воспитании наблюдался сугубо классовый подход, его идеологизация, политизация, подчинение физкультурно-спортивной деятельности задачам коммунистического воспитания при игнорировании общечеловеческих нравственных ценностей. Приверженность идее разрушения старого, пренебрежение к требованиям преемственности в физкультурном движении породили такие вопросы, как:

Читайте также: