Врожденные предпосылки речи кратко

Обновлено: 07.07.2024

Более поздние этапы развития игры, при правильном и постепенном ее формировании, создают основу возникновения и развития функции замещения, необходимой для дальнейшего развития, мыслительной и речевой деятельности.

Все виды деятельности при правильной их организации приводят к формированию общих интеллектуальных умений — планированию, контролю и самоконтролю, без которых невозможно становление учебной деятельности.

Особую роль в умственном воспитании ребенка играет развитие речи.

§ 5. Развитие речи

Известно, что у детей с умственной недостаточностью отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

Анализ исследований показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти важные факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также ее грамматического строя. Кроме того, у этих детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в двух направлениях — с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой — над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной), познавательной функции и функции регуляции деятельности.

Формирование предпосылок развития речи

Развитие смысловой стороны речи теснейшим образом связано со всем психическим развитием ребенка, в первую очередь, с развитием чувственного познания и всех видов детской деятельности. Развитие наглядно-действенного мышления способствует становлению смысловой стороны речи. Для обогащения словаря необходимо расширять представления об окружающем мире. Развитие предметных действий и восприятия ведет к тому, что для ребенка становятся значимыми предметы окружающего мира, возникает интерес к ним, а вместе с этим приобретают значение и слова, обозначающие эти предметы, а затем и действия с ними. Развитие восприятия свойств и отношений между предметами является основой возникающего у детей интереса к обозначению словами этих свойств и отношений. Таким образом, уже на первом году обучения создается основа для усвоения детьми большого количества существительных, глаголов и прилагательных, обозначающих предметы, их свойства, отношения и действия, которые можно производить с ними; предлогов. Развитие наглядно-действенного мышления способствует формированию смысловой стороны речи.

Речевое развитие ребенка в норме отображает таблица навыков малыша на первом году его жизни.

Показатели развития детской речи до 1 года

Возраст Первичные речевые навыки Понимание речи взрослого

1 месяц Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т. п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком.

2 месяца Улыбка при общении с взрослым.

Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.

3 месяца Комплекс оживления при общении с взрослым.

4 месяца Возникает дифференцированная реакция на разных знакомых людей, смех. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует.

5 месяцев Дифференциация направления звука: ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего.

7 месяцев Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку.

Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (поцелуй маму, дай ручку, нельзя и т. п.)

8 месяцев Реакция на незнакомое лицо.

10 месяцев Расширение пассивного словарного запаса.

11 месяцев Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше).

12 месяцев Усовершенствуются подражания: любит подражать голосам животных и звукам разных предметов, звукам речи взрослых.

Ребенку доступны для произношения следующие звуки: а, у, и, п, б, м.

С удовольствием смеется. Знает, как его зовут.

Хорошо слышит и различает много звуков.

Понимает более 20 слов.

Понимает простую инструкцию (типа дай мяч, иди к маме, дополняемой жестом.

Может показать предметы на сюжетных картинках (мальчик кушает, где ложка).

На первом году жизни заканчивается подготовительный этап развития речи.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Педагогические предпосылки развития творческих способностей у детей седьмого года жизни На современном этапе развитие творческих способностей, детского художественного творчества рассматриваются как существенные педагогические.

Помощь речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье. В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей.

Разработка игр для познавательно-речевого развития Игры направленные на познавательно-речевое развитие. 1. Дидактическая игра "Мой дом". Описание игры. У ребенка большие карточки с изображением.

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные предпосылки и механизмы развития речи Социальные предпосылки развития речи 2. Биологические предпосылки возникновения речи 3. Психолого-физиологические предпосылки развития речи 4. Лингвистический аспект развития речи детей

1. Социальные предпосылки развития речи Для возникновения и развития речи необходимы - потребность в общении - само общение то и другое возникает на основе совместной деятельности.

Речь является важнейшей социальной функцией, для развития которой необходимо речевое общение. Генетическая программа овладения языком реализуется только в речевом общении. При этом общение должно быть значимым для ребенка Поэтому для развития речи недостаточно, чтобы ребенок просто слышал речь. Необходимо, чтобы говорили значимое для него и тем самым стимулировали его к общению. Это положение очень важно учитывать при проведении коррекционной работы

Первые годы являются наиболее сензитивными в отношении развития речи. Педагог должен считаться с биологической природой ребенка и помнить, что упущенные возможности речевого развития в первые годы жизни с большим трудом восполняются в дальнейшем.

Л.С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. В настоящее время данное положение нашло свое подтверждение в дальнейших исследованиях, где установлено: Чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы

2. Биологические предпосылки возникновения речи Эксперименты последних лет доказали, что дети с первых месяцев жизни способны воспринимать все основные фонетические контрасты – различия согласных по глухости-звонкости, месту образования и т.д. На основе этих результатов был сделан вывод о том, что человек от рождения снабжен детекторами основных (универсальных) фонетических признаков.

- Крик и речь как биологический акт - Врожденные задатки речи Язык, речь и мышление являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи Животные как и человек, издают звуки, иногда очень дифференцированные. Однако крики животных – не слова, потому что они не обозначают каких-либо предметов и явлений, не имеют значений Крики животных имеют чисто биологическое значение и происхождение. Они не употребляются животными с сознательной целью. а представляют собой рефлекторное выражение различных внутренних состояний, которые вызываются у животных определенными внешними раздражителями.

Эти выразительные нечленораздельные крики животных являются все же в известной степени биологической предпосылкой развития речи человека. (существует несколько теорий происхождения языка и речи: - божественная - теория общественного договора - звукоподражательная - трудовая) Речь человека состоит из дифференцированных членораздельных звуков и их сочетаний. Членораздельные звуки могут издаваться лишь очень хорошо развитым речедвигательным аппаратом.

Многовековая практика речевого общения в процессе труда привела к превращению гортани обезьяны, способной издавать только выразительные крики, в сложный речедвигательный аппарат человека, способный произносить членораздельные звуки, различные комплексы которых образуют различные слова. Следует помнить, что ребенок осваивает речь на фоне формирования анатомических структур речевого тракта и на фоне совершенствования общей моторики

Особенности строения полости рта, носа и глотки у детей первых лет жизни в том, что речевой тракт новорожденных в большей мере сходен с соответствующими структурами низших приматов, имея меньшее сходство с речевым трактом взрослого человека. Особое значение имеют следующие характеристики: - укорочение тракта, - менее выраженный его изгиб, - высокое расположение гортани и надгортанника. Некоторые изменения голоса, связанные с процессом созревания анатомических структур, прослеживаются достаточно четко. Например, появление неназализованных вокализаций в возрасте около 5 месяцев (возраст перехода к лепету) связано с разделением мягкого неба и надгортанника, близкое расположение которых в более раннем возрасте влечет назализацию

Психолого-физиологические предпосылки развития речи

Речь – это деятельность. Чтобы ребенок усвоил язык, необходима сформированность производящих звуки речи органов. (Надо, чтобы артикуляция, фонация и дыхание были достаточно скоординированы в своей работе). Кроме того, чтобы речедвижения соотносились с соответствующими слуховыми ощущениями. Особенно важна для речевой деятельности координация работы периферического речевого аппарата с работой речевых механизмов мозга.

Ребенок должен усвоить язык как знаковую систему, он должен научиться соотносить звуковые единицы языка со смысловыми (значимыми) единицами – морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями.

Для усвоения фонетических единиц нужны главным образом двигательные мышечные умения. Для усвоения же значимых единиц языка необходимы интеллектуальная работа , развитие определенных участков мозга и коры в целом, обеспечивающих формирование представлений, памяти, мышления. Все действия – двигательные и интеллектуальные – фиксируются в центральной нервной системе человека. Поэтому развитие всех психических процессов (памяти, внимания, восприятия) – важноен условие формирования речи.

Строение речевого аппарата ( периферический отдел) Речевой аппарат человека состоит из центрального отдела и периферического. Звуки речи являются результатом сложной работы (артикуляции) различных частей периферического артикуляторного (речевого) аппарата. В образовании звуков речи принимают участие три главные части периферического речевого аппарата:

Энергетическая (дыхательная) Легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея) . Работа этой части речевого аппарата обеспечивает силу звучания голоса.

Речь образуется на выдохе При НЕречевом дыхании выдох = вдоху При речевом дыхании происходят постоянные вдохи на паузах; Выдох совершается постепенно, отдельными толчками. Выдох значительно замедляется и становится намного длиннее вдоха. Количество выдыхаемого воздуха при говорении больше, чем при физиологическом дыхании Речевое дыхание осуществляется преимущественно через рот, а не через нос.

Генераторная (голосообразующая) Гортань с голосовыми связками и мышцами. Работа этого отдела обеспечивает высоту и тембр голоса.

Голосовые связки могут изменять свое состояние Они могут быть расслаблены, разомкнуты. (нет голоса) Они могут быть сближены и напряжены. Голосовая щель при этом закрывается. (Под давление воздуха ГС раздвигаются, пропускают порцию воздуха и снова сближаются. Воздух выходит толчками. образование музыкального тона – голоса) Они могут быть расслаблены, а голосовая щель сужена, воздух проходит через гортань с трудом, возникает шум трения. (шепот)

Возникающий в гортани голос обладает тремя качествами: Высота (зависит от частоты колебаний голосовых связок) Громкость (зависит от амплитуды колебаний) Тембр ( зависит от формы колебаний голосовых связок, числа и выраженности обертонов в данном звуке)

Гортань наряду с языком является наиболее КОРТИКОЛИЗОВАННЫМ органом. Она особенно тесно связана с центральной нервной системой. Кроме того, функция гортани зависит от ее положения, которое в значительной степени определяется положение подъязычной кости, нижней челюсти, головы и туловища. Функция гортани также тесно связана с движениями языка.

Резонаторная (звукообразующая) Полость рта и носа. Работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту образования. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придает голосу звонкость. Взаимосвязанная и координированная работа этих трех частей периферического речевого аппарата возможна только благодаря регулирующей деятельности центральной нервной системы.

Как образуются звуки речи? Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться. Воздух, выдыхаемый из легких во время речи, по трахее попадает в гортань. При образовании звуков, произносимых без участия голоса (глухие), голосовые связки раскрыты и воздух свободно проходит через гортань. Сближаясь, голосовые связки преграждают путь выдыхаемому воздуху, который с силой прорывается между связками, заставляя их вибрировать, в результате чего возникает голос . Из гортани выдыхаемая струя воздуха (с голосом или без него) выходит наружу.

Если мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки (закрывая проход в носовую полость), то воздух выходит через рот. Это направление воздух принимает при произнесении всех звуков русского языка, кроме звуков М, Н, которые являются носовыми (в момент их произнесения мягкое небо опускается и ток воздуха направляется в нос). Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи. Части языка – кончик, спинка, боковые края и корень. Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, дающих различные акустические эффекты, которые воспринимаются нами как различные звуки.

Движения языка Положения языка различны: - при закрытом рте – язык заполняет всю ротовую полость, кривая спинки соответствует конфигурации нёбного свода. - при открытом рте – язык придавливается книзу струей воздуха.

Движения языка Самостоятельные движения языка могут быть 3 видов: - изменения положения языка в полости рта (подъем, опускание, движения в стороны, вперед, назад); - изменения конфигурации языка (удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад, искривление, разнообразные боковые движения); - надавливание языка на нёбный свод при произнесении взрывных звуков (уплотнение определенного участка языка и движение этой уплотненной части к соответствующему пункту на нёбе. При сближении с нёбным сводом язык оказывает на него мгновенное давление)

Разнообразные движения органов полости рта во время речи называют речевой артикуляцией. Производящие эти движения органы называют органами речевой артикуляции. Положения, которые они занимают при произнесении того или иного звука, называют артикуляционным укладом.

центральный отдел артикуляционного аппарата Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. У левшей эта зона находится в правом полушарии

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществ- ляется процесс восприятия чужой речи.

Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными. Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока. От периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Лингвистический аспект развития речи детей

Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики - гуление - лепет - слова - словосочетания - предложения - связный рассказ.

При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик: крики - возникают самостоятельно - с рождения до 2-х месяцев; гуление - стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым - с 2 до 5-7 месяцев; лепет - его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);

слова - переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета - с 11-12 месяцев; словосочетания - после усвоения двухсложных и трехсложных слов - с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

предложения - конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы "где? куда?", с 3 лет - "почему? когда?" связный рассказ - появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках - с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.

Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Каждый новорожденный - это личность со своим нейросенсорным поведением, способностью видеть, чувствовать боль, тепло, холод, ощущать запахи и вкус, плакать счастливо и несчастливо. Это маленький человечек со своими правами и потребностями.

Эти потребности условно можно разделить на телесные и психоэмоциональные.

К телесным потребностям следует отнести: потребность в кормлении и сосании; мочеиспускании и дефекации; потребность в физическом контакте с матерью, которая может выражаться в необходимости ношения ребенка на руках; потребность в тепле; потребность в телесном комфорте и отсутствии боли; потребность в безопасности, которую можно охарактеризовать как необходимость в защите от сильных воздействий (например, громкие шумы, свет, направленный прямо в глаза, резкое падение, слишком быстрое перемещение, потребность в чистоте и т.д.).

Психоэмоциональные потребности тесно переплетаются с физическими: потребность в общении и положительных эмоциях, потребность в познании, потребность в ощущениях (запахи, звуки, вкусы, цвета и образы и др.).

Максимальное удовлетворение этих базовых потребностей оказывает сильное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Создание психологического комфорта является основой его последующего развития и роста.

Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отношение к внешнему миру являются основой его психического здоровья. Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое формируется на более поздних ступенях развития, но только при условии удачного начала, все, что происходит потом, даст положительный эффект.

Поэтому родителям очень важно знать об особенностях доречевого развития на первом году жизни.

Читайте также: