Возвращение ленина в россию в 1917 году кратко

Обновлено: 04.07.2024


16 апреля 1917 г. в Россию вернулся из эмиграции Владимир Ульянов Ленин

В этот день, 104 года назад, В. Ленин с соратниками вернулся из второй эмиграции, прибыв на Финляндский вокзал Петрограда, что в корне изменило историю России.

Его возврату в Россию способствовала Февральская буржуазная революция, в которой российская элита отстранила от власти правящую династию Романовых, создав из себя Временное правительство, из-за чего страна начала разваливаться.

15 марта 1917 года, находящийся в это время в Цюрихе В. Ленин узнал об этом и начал искать пути возвращения в Россию, так как им движила идея о вооружении русских для последующей мировой революции, которую он перенял у Маркса.

Ещё Маркс писал, что мировая революция необходима для построения его идеологии коммунизма, которую он назвал классическим социализмом, то есть другие социалистические теории в его интерпретации становились неправильными.

Но Ленин верил в эту идею даже несмотря на то, что многие его одно-партийцы не были с этим согласны.

Суть этой идеи заключалась в том, что для построения коммунистического общества необходимо ликвидировать угрозу со стороны капиталистических стран путём мировой революции, то есть прихода во всём мире к власти коммунистов.

Данную идею позже опровергнет один из его ближайших соратников И. В. Сталин, которой построит отдельно взятое социалистическое государство без навязывания другим народам своей идеологии.

Но тогда, в 1917 году, В. Ленину ещё нужно было придумать как хотя бы вернуться для этого в Россию.

Его вынужденная вторая эмиграция, а точнее изгнание из страны, к тому моменту уже продолжалась 9 лет.

Находясь в Швейцарии, на тот момент для него было два пути возврата в Россию — через Англию или Германию.

Переговоры с первой успеха не принесли.

С немцами же договориться удалось благодаря общим интересам, а именно выводу России из Первой мировой войны, полной демобилизация русской армии, а также отстранения от власти в России сил и людей, которые были готовы сражаться с Германией и дальше.

Кайзер Германии даже выделил В. Ленину для этого средства, видя в этом для себя успех в проигранной войне.

В. Ленин же рассуждал проще: на немецкие деньги он собирался устроить революцию в России, а на российские деньги устроить революцию в Германии.

И если первое он осуществить смог, то второе ему оказалось неподвластно.

Тем более идеологический спор, вызванный необходимостью или отказом от мировой революции, немногим позже расколол партию на два лагеря.

В первом оказался В. Ленин и Троцкий, а во втором И. В. Сталин с соратниками.

Но возвращаясь в Россию он ещё этого не знал.

В. Ленин был переполнен уверенностью, что на этот раз всё получится.

Тем более находясь в ссылке с 1898 по 1900, первой эмиграции 1900-1905 годов, участие в провальной революции и второй эмиграции, закалили Ильича.

Плюс он стал узнаваем во всех революционных движениях России.

Этот террор потом унесёт миллионы русских жизней.

А солдатами Волынского полка и матросами в Гельсингфорсе даже ставился вопрос об его аресте, так как озвученные мысли были слишком радикальными даже близким соратникам.

7 июля Временное правительство отдало приказ об аресте В. Ленина, по обвинению в государственной измене и организации вооружённого восстания, из-за чего он снова ушёл в подполье.

А 7 октября 1917 года, нелегально прибыв из Выборга в Петроград, В. Ленин участвовал в организации Великой Октябрьской Социалистической революции.

Возглавив послереволюционную Россию, В. Ленин стал восстанавливать то, что сам и разрушал, то есть армию, власть и границы страны.

Наряду с некоторыми спорными постановлениями, им были проведены ряд социалистических реформ, таких как реформа оплаты труда, образования, здравоохранения, земельной и многих других, которые стали основой для построения справедливого общественного уклада.

Более того, многие сегодняшние фундаменты мировоззрения современного человека заложены именно В. Лениным.

Благодаря Социалистической революции которую он возглавил, было построено самое справедливое и великое государство в истории человечества — Союз Советских Социалистических Республик.

И хоть В. Ленин остаётся одной из самых спорных политических фигур того времени, его достижения неоспоримы.

С его памятниками враги русского народа воюют до сих пор.

А его основы, заложенные в понимании справедливого уклада в обществе живут до сих пор, хотя уже в видоизменённых формах.

Для капиталистов он остаётся врагом №1 по сей день, что стало причиной появления множества фейков о В. Ленине.

А для социалистов он является основателем первого социалистического государства в истории человечества.

Хотя далеко не все его идеи в настоящее время актуальны, поэтому многими социалистами считаются устаревшими.

После прихода к власти Временного правительства из эмиграции вернулось несколько сот большевиков. В их числе был и Владимир Ильич Ленин.

Накануне

Во время Февральской революции практически все видные большевики отсутствовали в Петрограде. Члены РСДРП, начиная с начала XX века, подвергались гонениям со стороны правительства. За ними следили, арестовывали, отправляли провокаторов в партии. Многие революционеры годами находились в ссылке, а некоторые, опасаясь преследований, уезжали за границу.

Ленин с 1908 года проживал в Европе. Сначала он обосновался в Женеве, затем в Париже, местечке Поронин (Австро-Венгрия) и Берне. Известие о победе Февральской революции лидер большевиков получил в Цюрихе.

В это время в европейских странах находились и другие большевики. Долгое время во Франции жила Инесса Арманд, в Швеции – Александра Коллонтай, в Швейцарии – Анатолий Луначарский.

Ленин в эмиграции

Еще 1 марта, накануне издания указа, из Бутырской тюрьмы были выпущены все политические заключенные. Вскоре о революции узнали и за рубежом.

Организация поездки

Для Ленина оставался единственный способ вернуться на родину – договориться с Германией. Русские эмигранты понимали, что договоренность с немцами вызовет общественный резонанс. Однако большевики, зная о переменах в России, не могли больше оставаться за границей. Через швейцарского социал-демократа Гримма, а затем коммуниста Платтена они договорились с немецкими властями о проезде через Германию.

Немцы согласились со всеми выдвинутыми эмигрантами условиями: выделили поезд для поездки, оплатили транспортные расходы, оформили официальные германские документы. Немецкое правительство, помогая русским, преследовало свои цели. Оно рассчитывало, что большевики, вернувшись в Петроград, будут добиваться заключения сепаратного мира Германии и России (или дестабилизируют политическую обстановку в стране).

Прибытие в Россию

Вместе с Лениным в вагоне ехали Крупская, Арманд, Сокольников, Сулиашвили, семья Зиновьевых и Мирингоф и другие большевики. Кроме того, в Россию были пропущены несколько сот политических эмигрантов (революционеры Луначарский и Войков, художник Эренбург, член Бунда Абрамович, анархист Гитерман и другие).

Пломбированный поезд

Почему появление Ленина в России изменило ход Великой русской революции

3 апреля 1917 года в Россию вернулся вождь большевиков Владимир Ильич Ленин. Его появление в стране, где только что произошла Февральская революция, было сродни появлению лисы в курятнике – Ленин перебаламутил не только всероссийскую политическую жизнь, но и ряды собственных сторонников.

Именно с его приездом большевики после некоторых колебаний взяли твёрдый курс на социалистическую революцию.

К моменту Февральского переворота партия радикальных социал-демократов (большевиков) насчитывала, по разным оценкам, не более 30 – 50 тысяч человек. Всё партийное руководство находилось либо в эмиграции, либо в тюрьмах. Поэтому большевики практически не сыграли никакой роли в событиях февраля 1917 года.

Однако партия ждала, что скажет Ленин, чей авторитет, как остроумно писал меньшевик Суханов, был для большевиков сродни авторитету Святого Грааля для рыцарей-крестоносцев. Между тем его приезд в Россию из Швейцарии сильно затягивался.

Ветер перемен

Сегодня среди некоторых историков бытует мнение, что Ленин якобы вернулся в Россию на деньги немецкой разведки, желавшей любой ценой вывести Россию из войны. Однако большевики вовсе не были платными немецкими агентами, ибо они никогда не скрывали своих целей: с самого начала Первой мировой войны были её последовательными противниками. И не только по отношению к странам Антанты, но и к Германии и её союзникам. Достаточно почитать работы Ленина того времени, чтобы понять – большевики, объявив Первую мировую войну империалистической, с самого её начала требовали справедливого мира для всех народов без исключения.

Разве так иностранные государства поддерживают своих агентов?

Апрельские тезисы у остальных большевистских лидеров вызвали больше недоумение, поскольку они не считали, что Россия согласно догмам марксизма реально подготовлена к социализму. Среди сомневающихся были даже такие в будущем верные ленинские соратники, как Сталин и Дзержинский. Ленину понадобилось несколько недель, чтобы убедить соратников в своей правоте. По мнению историка А. Рабиновича, ключевую роль сыграло интеллектуальное превосходство Ленина над своими оппонентами.

Социализм как Божий дар

Гениальность вождя заключалась прежде всего в том, что он не был доктринёром марксизма, слепо верившим классикам, а подходил к делу творчески. Ещё находясь в эмиграции, он пришёл к выводу, что социалистическая революция не может победить одновременно во всех странах.

Она начнётся в такой стране, где противоречия империализма достигли наибольшей остроты, где имеется наиболее революционный рабочий класс, у которого есть сильные союзники, где пролетариат имеет боевую революционную партию, способную организовать и повести его на борьбу за социализм. Такая страна представляет собой наиболее слабое звено в цепи мирового империализма, и здесь легче всего прорвать эту цепь.

Таковой страной Ленин считал Россию, где капитализм только начал завоёвывать свои позиции в жизни страны, но при этом одновременно появилось и сильное революционное, рабочее движение. Кроме того, полагал вождь, российский капитализм, в отличие от стран Запада, не имел прочной опоры в слоях российского общества – он опирался только на тонкий слой либеральной интеллигенции, за которой ровным счётом не было ничего и никого.

А ещё Ленин видел, что сама Россия по своей сути – страна социалистическая.

На мой взгляд, то были идеалы русской крестьянской общины. У этой общины была своя устойчивая идеология — в частности, эта община категорически отрицала какую-либо частную собственность на землю. По понятиям крестьянина, земля – это божий дар, который не может принадлежать какому-то одному человеку. Поэтому община периодически делила земли между своими членами по числу едоков и нуждающихся в той или иной крестьянской семье.

При этом крестьяне не отрицали личного богатства, но полагали, что это тоже божий дар, который налагает на человека дополнительную ответственность – например, помогать более бедным членам общины. И вообще, постоять не за себя лично, а за други своя (то есть за общину) – это святая обязанность каждого русского человека!

То, что русский коммунизм вырос именно из русской общины, писал известный философ Николай Бердяев:

Веками эти свои идеалы русские мужики, составлявшие свыше 80% населения страны, мечтали распространить на всё государство. Отсюда и многочисленные крестьянские войны и восстания, вроде Пугачёвщины или Разинской вольницы, отсюда лютая ненависть к помещикам, которые сами не пашут, но владеют лучшей землёй. Отсюда и полный провал так называемых столыпинских реформ, которые предусматривали уничтожение общины и создание западного крестьянина-собственника, единоличника. Кстати, скорее всего именно этот провал Столыпина окончательно убедил Ленина в возможности скорой победы социализма в России.

Ярче всего тогдашние крестьянские настроения выразил в своей книге воспоминаний известный православный иерарх и публицист, митрополит Вениамин (Федченков), сам выходец из крестьянской среды:

«Столыпину приписывалось некоторыми будто бы гениальная спасительная идея земледельческой системы, так называемого „хуторского“ хозяйства; это, по его мнению, должно было бы укрепить собственнические чувства у крестьян-хуторян и пресечь таким образом революционное брожение.

В 1907 году крестьяне Костромской губернии послали в Государственную Думу Российской империи весьма характерный наказ:

В своё время известнейший русский философ Питирим Сорокин сформулировал важные принципу осуществления необходимых той или иной стране реформ. Реформа, согласно его учению, должна базироваться на традициях, психологическом менталитете народа, на его представлении о добре и зле. Только в этом случае преобразования будут иметь должный эффект и пойдут по мирному, созидательному пути.

В случае же со Столыпиным мы видим совершенно иную картину — попытка чуть ли не силой реформировать страну по чуждым большинству народа стандартам. Такая реформа, которая лишь усугубила злободневные социальные проблемы, просто не могла не привести к новым революционным потрясениям, которые и произошли в 1917 году.

Чувствовал массы как никто другой

Кстати, лучшие умы Российской империи прекрасно понимали эту проблему бессознательного социализма большинства подданных империи. Свидетельством тому могут послужить размышления бывшего министра внутренних дел П.А. Дурново, который в начале 1914 года (то есть за три года до революции) направил на имя царя Николая II специальный меморандум:

«Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет, конечно, Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принципы бессознательного социализма. Несмотря на оппозиционность русского общества, столь же бессознательную, как и социализм широких слоёв населения, политическая либеральная революция в России невозможна, и всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое.

Из всех революционных вождей эпохи один только Ленин понял суть этой народной стихии. И он не просто решил не препятствовать процессу, но и возглавил его. Вот что позднее писал о нём его ученик Сталин:

Неудивительно, что в то время, когда с развитием революции популярность либеральных вождей падала, у Ленина она только росла. Такой ярый противник большевиков, как французский посол в России Морис Палеолог, в явном бессилии записал в своём дневнике 4-го мая 1917 года:

Почему появление Ленина в России изменило ход Великой русской революции

3 апреля 1917 года в Россию вернулся вождь большевиков Владимир Ильич Ленин. Его появление в стране, где только что произошла Февральская революция, было сродни появлению лисы в курятнике – Ленин перебаламутил не только всероссийскую политическую жизнь, но и ряды собственных сторонников.

Именно с его приездом большевики после некоторых колебаний взяли твёрдый курс на социалистическую революцию.

К моменту Февральского переворота партия радикальных социал-демократов (большевиков) насчитывала, по разным оценкам, не более 30 – 50 тысяч человек. Всё партийное руководство находилось либо в эмиграции, либо в тюрьмах. Поэтому большевики практически не сыграли никакой роли в событиях февраля 1917 года.

Однако партия ждала, что скажет Ленин, чей авторитет, как остроумно писал меньшевик Суханов, был для большевиков сродни авторитету Святого Грааля для рыцарей-крестоносцев. Между тем его приезд в Россию из Швейцарии сильно затягивался.

Ветер перемен

Сегодня среди некоторых историков бытует мнение, что Ленин якобы вернулся в Россию на деньги немецкой разведки, желавшей любой ценой вывести Россию из войны. Однако большевики вовсе не были платными немецкими агентами, ибо они никогда не скрывали своих целей: с самого начала Первой мировой войны были её последовательными противниками. И не только по отношению к странам Антанты, но и к Германии и её союзникам. Достаточно почитать работы Ленина того времени, чтобы понять – большевики, объявив Первую мировую войну империалистической, с самого её начала требовали справедливого мира для всех народов без исключения.

Разве так иностранные государства поддерживают своих агентов?

Апрельские тезисы у остальных большевистских лидеров вызвали больше недоумение, поскольку они не считали, что Россия согласно догмам марксизма реально подготовлена к социализму. Среди сомневающихся были даже такие в будущем верные ленинские соратники, как Сталин и Дзержинский. Ленину понадобилось несколько недель, чтобы убедить соратников в своей правоте. По мнению историка А. Рабиновича, ключевую роль сыграло интеллектуальное превосходство Ленина над своими оппонентами.

Социализм как Божий дар

Гениальность вождя заключалась прежде всего в том, что он не был доктринёром марксизма, слепо верившим классикам, а подходил к делу творчески. Ещё находясь в эмиграции, он пришёл к выводу, что социалистическая революция не может победить одновременно во всех странах.

Она начнётся в такой стране, где противоречия империализма достигли наибольшей остроты, где имеется наиболее революционный рабочий класс, у которого есть сильные союзники, где пролетариат имеет боевую революционную партию, способную организовать и повести его на борьбу за социализм. Такая страна представляет собой наиболее слабое звено в цепи мирового империализма, и здесь легче всего прорвать эту цепь.

Таковой страной Ленин считал Россию, где капитализм только начал завоёвывать свои позиции в жизни страны, но при этом одновременно появилось и сильное революционное, рабочее движение. Кроме того, полагал вождь, российский капитализм, в отличие от стран Запада, не имел прочной опоры в слоях российского общества – он опирался только на тонкий слой либеральной интеллигенции, за которой ровным счётом не было ничего и никого.

А ещё Ленин видел, что сама Россия по своей сути – страна социалистическая.

На мой взгляд, то были идеалы русской крестьянской общины. У этой общины была своя устойчивая идеология — в частности, эта община категорически отрицала какую-либо частную собственность на землю. По понятиям крестьянина, земля – это божий дар, который не может принадлежать какому-то одному человеку. Поэтому община периодически делила земли между своими членами по числу едоков и нуждающихся в той или иной крестьянской семье.

При этом крестьяне не отрицали личного богатства, но полагали, что это тоже божий дар, который налагает на человека дополнительную ответственность – например, помогать более бедным членам общины. И вообще, постоять не за себя лично, а за други своя (то есть за общину) – это святая обязанность каждого русского человека!

То, что русский коммунизм вырос именно из русской общины, писал известный философ Николай Бердяев:

Веками эти свои идеалы русские мужики, составлявшие свыше 80% населения страны, мечтали распространить на всё государство. Отсюда и многочисленные крестьянские войны и восстания, вроде Пугачёвщины или Разинской вольницы, отсюда лютая ненависть к помещикам, которые сами не пашут, но владеют лучшей землёй. Отсюда и полный провал так называемых столыпинских реформ, которые предусматривали уничтожение общины и создание западного крестьянина-собственника, единоличника. Кстати, скорее всего именно этот провал Столыпина окончательно убедил Ленина в возможности скорой победы социализма в России.

Ярче всего тогдашние крестьянские настроения выразил в своей книге воспоминаний известный православный иерарх и публицист, митрополит Вениамин (Федченков), сам выходец из крестьянской среды:

«Столыпину приписывалось некоторыми будто бы гениальная спасительная идея земледельческой системы, так называемого „хуторского“ хозяйства; это, по его мнению, должно было бы укрепить собственнические чувства у крестьян-хуторян и пресечь таким образом революционное брожение.

В 1907 году крестьяне Костромской губернии послали в Государственную Думу Российской империи весьма характерный наказ:

В своё время известнейший русский философ Питирим Сорокин сформулировал важные принципу осуществления необходимых той или иной стране реформ. Реформа, согласно его учению, должна базироваться на традициях, психологическом менталитете народа, на его представлении о добре и зле. Только в этом случае преобразования будут иметь должный эффект и пойдут по мирному, созидательному пути.

В случае же со Столыпиным мы видим совершенно иную картину — попытка чуть ли не силой реформировать страну по чуждым большинству народа стандартам. Такая реформа, которая лишь усугубила злободневные социальные проблемы, просто не могла не привести к новым революционным потрясениям, которые и произошли в 1917 году.

Чувствовал массы как никто другой

Кстати, лучшие умы Российской империи прекрасно понимали эту проблему бессознательного социализма большинства подданных империи. Свидетельством тому могут послужить размышления бывшего министра внутренних дел П.А. Дурново, который в начале 1914 года (то есть за три года до революции) направил на имя царя Николая II специальный меморандум:

«Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет, конечно, Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принципы бессознательного социализма. Несмотря на оппозиционность русского общества, столь же бессознательную, как и социализм широких слоёв населения, политическая либеральная революция в России невозможна, и всякое революционное движение неизбежно выродится в социалистическое.

Из всех революционных вождей эпохи один только Ленин понял суть этой народной стихии. И он не просто решил не препятствовать процессу, но и возглавил его. Вот что позднее писал о нём его ученик Сталин:

Неудивительно, что в то время, когда с развитием революции популярность либеральных вождей падала, у Ленина она только росла. Такой ярый противник большевиков, как французский посол в России Морис Палеолог, в явном бессилии записал в своём дневнике 4-го мая 1917 года:

Читайте также: