Манифест о цивилизме кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кто занимается юриспруденцией и не знаком с творчеством Владика Сумбатовича Нерсесянца, то рекомендую хотя бы на базовом уровне восполнить этот пробел, так как не каждый правовед, тем более современный российский, способен оставить в истории свои разработки в рамках фундаментальной науки. А Нерсесянц разработал либертарно-юридическую теорию права и государства, как минимум, его надо помнить при изучении юриспруденции.

Размышляя, как наиболее оптимально выразить собственное мнение, то решил сделать по старинке, то есть сначала достоинства, потом недостатки. Критике я подвергну в том числе и содержательную часть, так как есть о чём поговорить.

Среди достоинств можно сразу выделить, что написано понятным языком, так как это манифест, то направлен он на широкий круг читателей, поэтому даже не юрист сможет разобраться в базовых идеях, предлагаемой идеологии.

Дополнительно можно отметить, что материал логично изложен, как можно видеть из содержания: положение дел в настоящее время à критика существующих идей à предлагаемая идеология в глобальных и национальных масштабах. В общем, не запутаешься.

«Переход от социалистической собственности к гражданской собственности, например, применительно к Российской Федерации, можно выразить в следующей юридической форме:

1. Вся бывшая социалистическая собственность в Российской Федерации бесплатно индивидуализируется в пользу всех граждан по принципу равного права каждого гражданина на гражданскую собственность — одинаковую долю от всей преобразуемой социалистической собственности.

2. В соответствии с такой десоциализацией социалистической собственности все ее объекты становятся объектами единого фонда общей гражданской собственности, в рамках которой каждый гражданин обладает равным правом на гражданскую собственность. Управление этим фондом общей гражданской собственности осуществляется на основе Устава фонда периодически избираемыми совершеннолетними гражданами-сособственниками Советом фонда, его региональными и местными отделениями. Устав фонда принимается конгрессом владельцев гражданской собственности.

3. Гражданская собственность у всех без исключения граждан одинакова. Арифметический размер доли каждого гражданина-сособственника в общей собственности всех граждан с учетом числа граждан Российской Федерации, тенденций в динамике народонаселения и необходимости резервного фонда гражданской собственности устанавливается в виде 1/160 000 000 доли общей собственности всех граждан.

Размер гражданской собственности с учетом изменений числа граждан и других обстоятельств определяется через каждые 5 лет. В пределах этого срока изменения в числе граждан и в составе объектов общей собственности граждан не влекут изменения самого арифметического размера гражданской собственности.

4. Юридический статус и титул каждого гражданина в качестве субъекта гражданской собственности официально удостоверяется надлежащим правовым документом о праве собственности.

5. Право на гражданскую собственность носит личный, прижизненный и неотчуждаемый характер. Ни один гражданин не может быть лишен права на гражданскую собственность. Гражданская собственность отдельных граждан не подлежит изъятию из общей собственности всех граждан. Право на гражданскую собственность не может быть полностью или частично передано другому лицу.

Третий крупный минус. Возможность перехода к цивилизму, как к более высокой ступени развития. Выше упоминалось, что это возможно в постсоциалистических странах, в виду объективных причин, однако потом говорится следующее:

Не понятно с чего, вдруг? Почему крупные собственники средств производства должны отказаться от своей собственности в пользу всего общества. Где в мире подобный переход происходил мирно и без ущерба? Описанный подход напоминает советский политспецов, которые начинали строить социализм в африканских странах и азиатских странах, где из колониального феодализм переходили к социализму, минуя капитализм.

А и да, пятый минус: высокая цена. Я всё понимаю, великий учёный, но тут 60 страниц и купил я книгу за 400 рублей и то по скидку, без неё цена все 700. Если цель популяризировать идею, то снижайте, вы чего, издатели?

концептуализация будущего; постиндустриальное общество; капитализм; социализм; цивилизм; приватизация социалистической собственности; десоциализация общенародного достояния; общественный договор о собственности

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.

Гуссейнов А.А. Будущее без будущего // Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего. Мат. Межд. Лихачевских научных чтений. СПб.: СПбГУП, 2017. С. 63–67.

Гуссейнов А.А. Выступление на панельной дискуссии ХIII Международных Лихачевских чтений // Контуры будущего в контексте мирового и культурного развития. Материалы ХIII Международных Лихачевских чтений. СПб.: СПбГУП, 2018. С. 243–244.

Иноземцев В.Л. Постиндустриальный мир Д. Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Basic Books, 2001.

Лапаева В.В. Приватизация социалистической собственности: конституционно-правовой и философско- правовой анализ // Вопросы права и политики. 2014. № 2. С. 1–46.

Лапаева В.В. Право и правовое государство в постсоциалистической России // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 66–76.

Лапаева В.В. Социализм как закономерный этап всемирно-исторического процесса: с позиций концепции цивилизма В.С. Нерсесянца // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 44–56.

Львов Д.С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России. Доклад, прочитанный в Президиуме РАН // Вестник Российской академии наук. 2003. Т. 73. № 8. С. 675–685.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1955.

Нерсесянц В.С. Закономерности становления и развития социалистической собственности // Вестник Академии наук СССР. 1989. № 9. С. 3–13.

Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М.: Российское право, 1992.

Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. М.: Норма, 2001.

Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006.

Пикетти Т. Капитал в ХХI веке. М.: Ад Маргинем, 2015.

Поппер К. Вся жизнь – решение проблем. Ч. 1. Вопросы познания природы. М.: URSS, 2018.

Тощенко Ж.Т. Прекариат: от протокласса к новому классу. М.: Наука, 2018.

Шульц М.С. Будущее, к которому мы стремимся // Глобальный диалог. 2015. Т. 5. № 2. С. 11–13.

Явлинский Г.А. Рецессия капитализма – скрытые причины. Realeconomik. М.: ВШЭ, 2014.

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books, 1973.

Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome. New York: Springer, 2018.

Laclau E., Mouffe Ch. Hegemony and Socialist Strategy Towards a Radical Democratic Politics. London; New York: Verso, 1985.

Цивили́зм (от лат. civis — гражданин) — философско-правовая концепция постсоциалистического общественного строя, разработанная академиком РАН В.С. Нерсесянцем в конце 1980-х начале 1990-х гг. Термин "цивилизм" введен В.С. Нерсесянцем. В основе концепции цивилизма лежит идея неотчуждаемого права на гражданскую (цивилитарную) собственность в постсоциалистическом обществе, которая является "идеальной долей каждого собственника в общей собственности всех граждан".

Фактически владелец гражданской собственности будет получать лишь соответствующую его идеальной доле часть денежных доходов от объектов общей собственности. Эти денежные поступления на специальные счета каждого юридически можно обозначить как реальную долю владельца гражданской собственности, которой он может распоряжаться по своему усмотрению. Сама же гражданская собственность в виде идеальной доли по природе своей не может быть изъята из общей собственности и не может быть предметом какой-либо сделки. Она носит персонально определенный, неотчуждаемый характер и принадлежит гражданину от рождения до смерти. Будущие новые граждане (из числа тех, кто родится или получит гражданство по иным основаниям), как и все прежние граждане, будут иметь одинаковое право на равную гражданскую собственность. Такое равное право на одинаковую гражданскую собственность можно получить лишь после социализма – в правовой форме десоциализации уже наличной социалистической собственности.


Согласно концепции цивилизма, правовое преобразование отношений собственности будет означать переход к новому — посткапиталистическому и постсоциалистическому — общественному строю, в рамках которого диалектически снимется противоречие между капитализмом как строем, базирующимся на частной собственности, и социализмом как строем, основанным на коммунистической идее отрицания частной собственности. В.С. Нерсесянц считал, что идея цивилизма, диалектически снимающая пороки капитализма и социализма, может и должна стать национальной идеей России [2]


Концепция цивилизма не получила широкого признания в отечественной юридической литературе, в том числе и среди сторонников либертарно-юридической теории права (за исключением В.В. Лапаевой) [3] .

Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме

Социализм и постсоциализм.
Является ли капитализм концом истории или возможен некапиталистический постсоциализм?
Цивилизм и гражданская собственность каждого.
Цивилизм - новая ступень во всемирной истории.
Цивилизм как национальная идея России.
Последствия капитализации социализма и основные условия общественного договора о цивилизме.

Смотри также

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности

Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1999. — 400 с. В мировой юридической литературе книга известного французского ученого Рене Давида имеет высочайший рейтинг Она положила начало одному из основных аспектов сравнительного правоведения — комплексному изучению правовой карты современного мира Блестящая эрудиция, глубина научного обобщения, гуманные социальные.

  • 672,71 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 07.09.2017 16:28

Нерсесянц В.С. (отв. ред.) и др. История буржуазного конституционализма XIX в

Грацианский П. С., Егоров С. А., Кизяковский В. В., Козлова Н. Ю., и др.; Редкол.: Графский В. Г., Мамут Л. С., Нерсесянц В. С. (Отв. ред. ) - М.: Наука, 1986. - 279 c. Оглавление: Введение Развитие конституционализма в Британии Итоги конституционного развития Англии в XVIII в. Английский конституционализм в первой трети XIX в. От реформы 1832 до реформы 1867 г.

  • 5,58 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 17.10.2010 03:57

Нерсесянц В.С. (ред.) Проблемы общей теории права и государства

Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В.С.Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. - XIV + 813 с. Данный учебный курс представляет собой систематическое изложение основных тем и проблем по программе общей теории права и государства. Он подготовлен с учетом опыта и достижений различных направлений отечественной и зарубежной юридической мысли и ориентирован на.

  • 6,34 МБ
  • добавлен 25.11.2011 15:07
  • изменен 25.11.2011 23:16

Нерсесянц В.С. Право и закон

Главное внимание в книге уделено тем правовым доктринам прошлого и современ­ности, которые в своей совокупности позво­ляют проследить основные этапы, ведущие направления и внутреннюю логику истори­ческого развития юридической и философско-правовой мысли применительно к про­блеме права и закона. Автор ориентиру­ется на наиболее авторитетные, классиче­ские правовые учения древности.

  • 640,16 КБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 31.03.2010 00:25

Харт Г.Л.А. Понятие права

Читайте также: