Догмат о грехопадении кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил Бог заповедал человеку, чтобы он не вкушал плодов от древа познания добра и зла.

Быт.2:17 А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Человек не сохранил заповеди, и через то лишился своего достоинства.

Все люди пошли от Адама и его грех есть грех всех людей.

Бог с самого начала даровал человеку Свою благодать.

В змее, совратившем Адама и Еву, скрывался дьявол. Ева увлеклась мечтою сделаться равной Богу, Адам пал вследствие пристрастия к жене.

Смерть пришла к человеку от зависти дьявола к Богу.

Прем.2:24 но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.

Следствия падения в душе: расторжение союза с Богом, потеря благодати, смерть духовная, помрачение разума, низвращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру, искажение образа Божия.

Следствия падения для тела: болезни, скорби, изнеможение, смерть.

Следствие для внешнего состояния человека: потеря или уменьшение власти над животными, потеря плодоносности земли.

Следствия падения распространились на все человечество. Первородный грех всеобщен.

3Цар.8:46 Когда они согрешат пред Тобою, – ибо нет человека, который не грешил бы, – и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую.

Бог после падения Адама и Евы не перестал промышлять о человеке. Он царь всей земли, владеет народами и заботится о них. Он ставит царей над народами, дарует им Державу и силу, управляет через царей земными царствами. Поставляет через царей низшие власти, поставляет для устроения счастья человеческих обществ слуг Своих (Ангелов).

Бог промышляет об отдельных людях и, в особенности, о проводниках, хранит нас в течение всей жизни, содействует нам в деятельности, назначает предел нашей земной жизни и деятельности.

Бог промышляет способами естественным (хранит людей и содействует им) и сверхъестественным (чудеса и действия Божественного домостроительства).

Почти все без исключения философы и религиозные мыслители приходят к мысли о том, что в основе догмата грехопадения лежит свобода человека. Как говорит В. Лосский, Бог вкладывает в личность человека возможность любви и, следовательно, отказа. Если я люблю, то я могу и не любить. Без свободы, говорит Бердяев, непонятно ни мировоззрение, ни грехопадение, ни искупление. Без свободы нельзя понять феномена веры, без свободы невозможна теодицея (Богооправдание), без свободы нет смысла мирового процесса. Итак, в основе греха — свобода. Как же толкуют падение различные направления религиозной мысли?

1. Абстрактно-аллегорическое толкование.

В Библии говорится о том, что совершается всегда и везде. То есть история Адама — это всего лишь аллегория. Может быть, Адама никогда и не было, а в Библии говорится об общем грехе: ежедневно мы грешим, люди грешили до нас и грешат сейчас. Это и есть аллегория греха. Такую точку зрения впервые высказал Филон Александрийский (1 век по Р. Х.). Ее поддерживали различные философы. Аллегоризм Филона оказал большое влияние на ранних отцов Церкви, которые в той или иной степени отождествляли библейские образы с абстрактными понятиями. Впоследствии такой точки зрения придерживались многие протестантские богословы.

В этой точке зрения ценно то, что она заставляет искать смысловое значение библейского рассказа, за повествованием видеть некий второй смысл. Но мы не можем согласиться с этой точкой зрения, потому что ряд мест Св. Писания говорит нам об этом моменте как о событии. Не просто как об аллегорическом моменте, а как о конкретно совершившемся событии. И тогда мы должны принять во внимание тот факт, что за учением о грехопадении кроется реальный факт метаистории.

2. Крайнему аллегоризму противостоит крайний буквализм, натурализм.

Следует отметить, что библейские писатели и авторы, когда говорят о событиях исторических, опираются, как правило, на древние устные свидетельства. А речь древних людей облекается в символы. Поэтому не случайно мы имеем символическое изображение того, что происходило в древней истории.

3. Александрийское толкование.

В новое время теория александрийцев получила подтверждение и поддержку в трудах таких философов, как о. Сергий Булгаков и Николай Бердяев. Они склоняются к этому толкованию Адама мистического, Адама космического. Оба склоняются к той мысли, что природа в том виде, как она существует, есть результат довременного грехопадения мирового Адама. В этой космогонии и антропогонии есть несомненное преимущество: 1) она объясняет факт несовершенства в природе. Природа все-таки не совершенна. Раз природа расцветает, потом умирает, животные рождаются, а потом истребляют друг друга и в конце концов превращаются в тлен, хотя имеют в себе жизнь, значит, во всей природе есть какое-то внутреннее несовершенство; 2) избегает крайностей как филоновского аллегоризма, так и натурализма. В Писании видятся события конкретные, совершившиеся, пусть и в метаистории. 3) Это учение согласуется с учением ап. Павла о двух Адамах. Если первый Адам — это существо космического порядка (в смысле реально существующее в космосе), то второй Адам — это Логос, исцеляющий и возрождающий не только одного человека, но и всю вселенную. Тем не менее александрийское толкование вызывает ряд возражений.

Прежде всего, ни наука, ни Библия не дают оснований предполагать, что Адам предшествовал космосу. Адам создается как высшее творение Бога в конце шестого дня. И хотя в одном повествовании (у Ягвиста) человек создан ранее животных, но его появлению предшествовал природный мир: земля, облака и т. д. И вообще Адам александрийской концепции мало похож на человека и даже на человечество — это какое-то абстрактное вселенское существо, под которым понимается будущий род человеческий. Библия не знает ни такого Адама, ни такого мгновенного творения. То есть, по Библии, творение многоэтапно — шесть периодов, шесть дней. И Адаму предшествовал весь животный мир. Ведь Адам нарек имена всем животным. Это мог быть только великий ум, обладающий великим знанием, которое было у него как образ Божий: чтобы дать имя, надо сначала постигнуть суть вещи. Я даю тебе имя, значит я знаю, кто ты есть, постигаю твою внутреннюю сущность. Не случайно некоторые народы до сих пор дают человеку имена, связанные с его характером, его наклонностями.

4. Статистическое направление.

и сообщал природе определенные силы для ее развития.

В Библии говорится, что производит земля и вода. И только акты творения жизни и творения человека в себе самих содержат возникновение принципиально нового. Во всем остальном я вижу премудрость Промысла Божиего, который вел процесс мироздания к определенному моменту — появлению на земле человека. Что такое человеческое тело? Оно — прах земной. После смерти наши тела превращаются в земной прах. Я много раз убеждался в этом, беря в руки песок, который выкапывают из могил. Копают могилы и думают: вот-вот сейчас появится захоронение. Но ничего не остается. Проходит какие-нибудь 50–60 лет — и остается один только желтый песок. В этом песочке могут быть маленькие фрагменты костных останков, иногда какие-то вещи. То есть от человека остается чистый песок — прах земной, в который человек в конце концов приходит и из которого он взят.

Этап предуготовления человека к пришествию в мир Бога Слова охватывает собою громадный отрезок истории. Условно всю историю можно разделить на три периода. Первый период — от грехопадения до Благовещения; второй — от Благовещения до Пятидесятницы, третий — от Пятидесятницы до наших дней включительно. В течение первого периода, который мы называем ветхозаветным, человек преодолевает огромный путь в своем духовном и нравственном развитии. Происходит медленное, едва заметное движение ко Христу. Постепенно в человеке выкристаллизовываются те нравственные основы, которые делают возможным исполнение обетования, данного людям в момент их изгнания из рая. История Ветхого Завета — это история избраний, связанных с последующими падениями. Любую историю возьмите — и это будет правдой.

Сегодня мы вкратце рассмотрим путь человека от Адама до Ноя. Что происходило с человеком в этот период? Первый аспект Богопротивления мы уже затронули, говоря о грехопадении прародителей и его следствиях. Следующим нравственным падением было убийство Авеля Каином — первое убийство на земле. Если первое падение было направлено против Бога, то теперь человек поднимает руку на человека. Именно в этом страшном преступлении обнаруживается весь ужас греха, извратившего природу человека. В истории о двух братьях, о их жертвоприношении мы уже видим искажение религиозного сознания. Если помните, в момент принесения жертвы Господь благосклонно принимает приношение Авеля, а Каиново отвергает.

(Быт 4:5). Бытописатель не указывает причину, почему Бог предпочел именно Авеля, но можно предполагать, что в нравственном отношении Авель стоял выше Каина. Охваченный злобой, Каин задумывает убить Авеля. Ведь их пока только двое — тех, кто приносит жертву. И со смертью Авеля Каин может рассчитывать на особое внимание со стороны Бога. Само же убийство он надеется скрыть от Бога.

Человеческое сознание, как мы видим, полностью извратилось. Грех проявляется в наивном убеждении человека, что небесные дары можно получить путем насилия и обмана. Мы видим, что Господь обращается к Каину. Показано Его всеведение, Он проникает в глубину сердца Каина и видит истинные мотивы его поступков. Господь говорит ему:

(Быт 4:7). Эти слова нам хорошо бы запомнить на всю жизнь. Это нам всем сказано: быть господином над грехом, не поддаваться ему. Грех ведь у двери каждого из нас лежит. Признаемся сами себе: мы тоже испытывали чувства Каина — и зависть, и отчаяние, и раздражительность, чувство неудовлетворенности действиями близкого человека. Это все грех. Нас влечет часто к этому, но мы должны уметь подавлять это в себе.

Этими словами Господь указывает Каину на его греховность. Но Каин убивает своего брата.

В рассказе о Каине и Авеле есть один существенный аспект: противопоставлением Каина и Авеля бытописатель подчеркивает, что высота цивилизации не есть обязательно доказательство нравственной чистоты. Каин — представитель цивилизованного человечества, он обрабатывает землю. А Авель — пастух. И Господь предпочитает его чистое сердце цивилизованному Каину. Первому падению соответствует и первое избрание — избрание Сифа и его потомства. Именно потомство Сифа сохраняет истинное Богопочитание, в его потомстве призывают имя Божие. И один из них — Енох —

Сказано, что Каин взял свою жену, пошел и основал город, назвав его в честь своего сына Еноха (Быт 4:17–24). Конечно, это город не в нашем понимании, а просто огороженное место для жизни людей, занимающихся цивилизованным трудом. И вот потомки Каина живут на земле. Про Каина сказано, что его жена зачала, родила Еноха, и построил Каин город, и назвал его по имени сына Енохом. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Михиаеля, затем родился Мафусал, а у него — Ламех.

И взял Ламех две жены — Аду и Циллу. Впервые упоминается о многоженстве, и это уже нарушение установлений Господа. Ламех из потомков Каина (будет и другой Ламех). Ада родила Иавала; он был отец живущих в шатрах со стадами. А его брат Иувал был отец всех играющих на гуслях и свирели. То есть, потомки Каина также разделились на различные потоки: одни занимались земледелием, другие скотоводством, а третьи играли на гуслях и свирелях. Мы видим начало цивилизации, начало культуры — впервые упоминаются гусли и свирели, это попытка заменить Богопочитание абстрактным искусством. Это не искусство, ведущее к Богу и прославляющее Бога, а попытка пустоту душевную заполнить звуками гуслей и свирелей. Цилла родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. Начинается эпоха бронзы и меди. То есть умножается зло на земле. Ведь это не просто медь и железо, а орудия смерти.

Первую боевую песню поет Ламех. По мнению многих исследователей Библии, это одно из первых человеческих произведений, дошедших до нашего времени:

(Быт 4:23–24). Он прославляет сам свое убийство и грех. Он похваляется своим грехом.

В среде каинитов возникают цивилизация, техника и искусство. В. Лосский пишет об этом: «С ними (с каинитами) появляется и цивилизация — эта огромная попытка восполнить отсутствие Бога. Люди стараются забыть Бога или заменить Его: забыть в ковке металлов, отдав себя в плен земной тяжести и сообщаемому ею непроницаемому могуществу, подобно Тувалкаину, отцу всех ковачей

(Быт 4:22), или же заменить Его праздником искусства, подобно Иувалу, отцу

Далее приводится родословие Адама (Быт 5) и дается летосчисление и жизнь родоначальников рода человеческого: Адама, Сифа, Еноса, Каинана, Малелеила, Иареда, Еноха, Мафусала, Ламеха (другого), Ноя.

Что послужило трагедией, приведшей к тому, что мы называем Всемирным Потопом?

«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим,

Лопухин так толкует этот отрывок: «Предпотопное человечество именуется исполинами, хотя действительно этот термин служит для обозначения великанов или гигантов. Но гораздо правильнее будет видеть в этих первобытных людях, в исполинах, не только людей, отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, сколько лиц, сознательно попиравших всякую правду, и дерзких тиранов. Со времени смешения сифитов (сынов Божиих) с каинитянами эти исполины особенно размножились вследствие всеобщего развращения и падения всех нравственных уставов. Корень глубокого развращения человека допотопного указывает повреждение сердца, так как последнее, по библейскому воззрению, считается центром сознательной деятельности человека. То развращение его равносильно заражению самого источника жизни (помните, как сказано:

Во-первых, кто такие сыны Божии и кто такие сыны человеческие, как сочетаются эти понятия? Есть мнение, что сыны Божии — это потомки Сифа, и второе мнение: сыны Божии — это духовные существа. Этот же вывод можно сделать, сравнив этот текст с другими местами Библии. Допустим, псалмы, книга Иова и др. И тот факт, что в результате брачного союза сынов Божиих и женщин рождаются исполины, лишний раз указывает на то, что автор книги Бытия, возможно, имеет в виду существа сверхъестественные. Это мнение разделяют такие учители Церкви как: Иустин Философ, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др. Насколько оно оправдано?

Давайте подумаем, что могло быть в реальности. Были женщины — потомки Каина. Почему именно в этом потомстве (ведь у Сифа в потомстве тоже были женщины) началось племя исполинов? Род Сифа впоследствии почти совсем исчез, только тоненькая ниточка тянулась к Ною. Видимо, человек (это мое личное мнение) зачинался и рождался естественным образом, но в момент, который связан с зачатием человека, люди призывали сверхъестественные силы — мир темный, мир диавола. Это реально влияло на процесс размножения человека, т. е. человек вводил темную силу в святая святых своей жизни — ее начало. Именно это послужило появлению сверхчудовищ, исполинов, гигантов, о которых неоднократно говорят нам греческие мифы и т. д. То есть появление исполинов на земле — это развращение рода человеческого, обращение к потусторонним силам и призывание их на службу себе в самые сокровенные минуты своих интимных переживаний. Так я понимаю это место Библии.

О грехопадении

О грехопадении Вопрос 122. Сколько дней был Адам в раю? Ибо многие писали об этом. Одни говорят, что шесть дней, ибо на шестой день, как они говорят, пришел Спаситель. Другие говорят, что только шесть часов, ибо Спаситель был распят в шестой час. А еще говорят, что Адам жил в раю

Без догмата

Без догмата 1.Как это ни странно, но русские люди до сих пор чрезвычайно мало думают о смысле русской революции, вернее сказать: совсем не думают. Ведь нельзя же, в самом деле, считать умственною работою наивные попытки применить к русским событиям схемы французской

Определение догмата

Определение догмата Это место из творений св. Симеона и параллельные места из свв. Григория Синаита, Исаака Сирина и др. дают нам возможность дать такое определение догмату:«Догматы суть санкционированные Церковью и указующие верующим путь спасения формулы (знаки,

Глава 3. Учение о человеке и его грехопадении

Глава 3. Учение о человеке и его грехопадении Венцом мироздания стал человек, будучи сотворен по образу и подобию Божию, как о том свидетельствует Священное Писание: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему <…> И сотворил Бог человека по

Учение о человеке и его грехопадении

Учение о человеке и его грехопадении Венцом мироздания стал человек, будучи сотворен по образу и подобию Божию, как о том свидетельствует Священное Писание: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему <…> И сотворил Бог человека по образу

§ 87. И. Христос есть Богочеловек. Особенная важность и непостижимость догмата ο воплощении Сына Божия. Краткая история догмата.

§ 87. И. Христос есть Богочеловек. Особенная важность и непостижимость догмата ? воплощении Сына Божия. Краткая история догмата. I. Обетованный Искупитель мира, Господь наш И. Христос, по Своей природе и достоинству есть воплотившийся единородный Сын Божий, т. е. есть

Библейское учение о грехопадении и его последствиях

Библейское учение о грехопадении и его последствиях Как же происходит падение человека? Рассмотрим трагедию, которая описана на страницах Библии. Участником ее становится еще одно действующее лицо в образе змия. Заметим, что искушению подвергается не мужчина, а женщина

Различные толкования понятия "отсутствие я"

Различные толкования понятия "отсутствие я" С философской точки зрения, критерием, по которому можно причислить философскую школу к буддийской, является признание этой школой четырех основных принципов, называемых четырьмя печатями. Эти печати таковы: Все составное

Глава 2. О грехопадении и первородном грехе

Глава 2. О грехопадении

VIII. Учение о состоянии прародителей в раю и грехопадении. Единство всех в Адаме и Христе. Свободная воля, благодать и греховность. Греховность, грехи и спасение

VIII. Учение о состоянии прародителей в раю и грехопадении. Единство всех в Адаме и Христе. Свободная воля, благодать и греховность. Греховность, грехи и спасение Догма о состоянии человека до грехопадения выясняет, я бы сказал — п р и н ци п и а л ь ну ю сторону во проса в

Завет, данный при грехопадении.

Завет, данный при грехопадении. Перед тем как произнести приговор первым людям, Бог дал им надежду, заключив с ними завет благодати. Он сказал: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь

Протест против еретического толкования догмата Искупления

Протест против еретического толкования догмата Искупления митрополитом Антонием (Храповицким) и против решения Синода РПЦЗ, искажающего догмат О своем несогласии по вопросам догматики с митрополитом Антонием (Храповицким) архиепископ Феофан ничего никому не говорил.

Рассказ о рае и грехопадении

Рассказ о рае и грехопадении Это повествование (Быт 3,1-11), изложенное в незамысловатой образной форме, исполнено очень глубокого смысла: "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог "не ешьте ни от какого

I. Религиозные сомнения, исходящие из интуиции всеобщности зла. Христианское учение о грехопадении

I. Религиозные сомнения, исходящие из интуиции всеобщности зла. Христианское учение о грехопадении Вглядываясь в окружающую мир ночную тьму, мы открываем в ней все новые и новые источники тяжких сомнений. И каждое вновь возникшее сомнение касается не какой?либо

Беседа о грехопадении

Беседа о грехопадении Когда Бог сотворил первых людей, то увидел, что "добро зело есть" т. е. человек любовью своею устремлен к Богу, что в созданном человеке нет никаких противоречий. Человек представляет собою полное единство духа, души и тела, — одно гармоническое

В этом случае ставятся под сомнение такие краеугольные камни веры как признание Иисуса Христа Мессией, идеи Троичности, Искупления и Спасения и т.д. Для того чтобы этого не происходила и крепость христианской веры не подверглась сомнению, Церковь разработала и утвердила специальные положения (догматы) не подлежащие обсуждению и сомнению.

Догмат утверждается Христианской Церковью и признаётся не подлежащей сомнению и неизменяемой истиной

Что такое догмат, к сожалению, знают далеко не все верующие или же люди, причисляющие себя к их числу. Если бы это они обладали таким знанием, в христианском мире было бы меньше разногласий и расколов.

Значение слова догмат при этом может быть многообразным, так как в наше время оно из церковного лексикона перекочевало в мирской лексикон. Так, например, говорят иногда о научных или политических догматах.

Догмат об иконопочитании. Книга Правил. Догмат общеобязателен для христиан, принявшей его Церкви и не подлежит обсуждению

Догмат об иконопочитании. Книга Правил. Догмат общеобязателен для христиан, принявшей его Церкви и не подлежит обсуждению

Учение о догматах разработали античные ученые и Отцы Церкви

В этом же смысле такие христианские писатели как Ориген и святой Исидор называли Сократа законодателем догматов аттических, а учения Платона и стоиков ― догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться

Кроме того, там же этим словом назван закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного.

В Новом Завете, а именно в евангелии от Луки, словом δόγμα названо повеление кесаря о переписи населения Римской империи. В Книге Деяний Апостольских — законы царские в послании к Коллосянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея.

Если же говорить о религиозных догматах, то вначале в книге Деяний Апостольских, а затем в книги Деяний (XV, 20—28) этим словом обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена.

Священномученик Игнатий Богоносец Антийохийский. Святой Игнатий, совместно с другими Отцами Церкви подробно разработал понятие христианского догмата

Священномученик Игнатий Богоносец Антийохийский. Святой Игнатий, совместно с другими Отцами Церкви подробно разработал понятие христианского догмата

Такие Отцы Церкви как Игнатий Богоносец, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст и т.д. подробнее разработали понятие догмата. Согласно их сочинениям:

  1. Догмат ― это непререкаемая божественная истинная, которая даётся через Божественное Откровение. Именно поэтому догматы веры божьи и не признаются продуктом спекулятивного человеческого мышления и личного мнения.
  2. Догматом признается та истина, которая относиться к теории и существу религии. Этим он отличается от правил повседневной жизни христианина.
  3. Догмат, как истина божественного происхождения, определяемая и формулируемая Церковью, называется догматами Церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα).
  4. Догмат это такая истина, которую христианин обязан безусловно признавать для того, чтобы причислять себя к составу Церкви.

Догматик — человек, который строго следует христианским истинам

Часто верующие люди и атеисты спрашивают: кто такой догматик? Ответ на этот вопрос можно найти в любом энциклопедическом словаре: догматик — это человек, всегда следующий церковным догматам (догмам).

В каком-то смысле всех православных можно назвать догматиками, так как Православная Церковь не допускает отступления или изменения их. Католики и особенно протестанты достаточно вольно трактуют церковные догматы, что и привело со временем к тому, что они отделились от православия, вступив в раскол Христианской церкви.

Основное назначение христианских догматов ― ввести человеческий ум в познание Бога

Догматы ― это вероучительное определение Православной Церкви. Их задача состоит в том, чтобы ввести человеческий ум в познание Бога. Основные догматы христианства воплощают в себе три основополагающих правила:

  • Существование Всевышнего в трех лицах;
  • Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
  • Избавление человечества от грехов.

Необходимо отметить, что для православия характерно два похода к тому, где принимаются догматы.

Согласно первому подходу догматами называются только те непререкаемые положения православной веры, которые утверждаются на Вселенских соборах. На них они получают догматическую формулировку. Второй поход говорит о том, что догматом следует называть всякое неоспоримое и обязательное положение православного вероучения.

Исходя из этих двух подходов христианские догматы делятся на:

  1. Общие (догматические формулировки Вселенских соборов) и частные (выводимые из общих).
  2. Раскрытые, то есть (обсужденные и утвержденные на Вселенских соборах), и не раскрытые. Последние в подробностях на вселенских соборах не обсуждаются и в подробностях не определяются, но признаются всей Православной Церковью.
  3. Чистые, основанные на Божественном Откровении и смешанные, основанные не только на таком Откровении, но и на естественном разуме.

В православии догматы стали ответом на искажение христианского учения

Православная догматика выделяет следующие свойства догматов:

  1. Теологичность.
  2. Боготкровенность.
  3. Церковность.
  4. Общеобязательность.

Содержание этих свойств раскрыты выше применительно к сочинениям отцов Церкви, посвящённым догматам. Необходимо отметить, что каждое религиозное течение может иметь собственные догматы.

Так, например, православные признают догматы, принятые постановлениями Вселенских Соборов, ответом на те или иные фундаментальные искажения церковного учения. Католики же признают необходимость появления новых догматов без этого условия.

Догмат Церкви ― это вероучительная истина, не подлежащая обсуждению. Именно поэтому если фиксируется сознательный отход от догмата в виде полного его неприятия или же иной трактовки, можно говорить о наличии ереси в суждениях того или иного человека.

Таким образом, отвечая на вопрос: кто такой догматик, можно сказать, что это тот человек, который не уклоняется от учения Церкви, разделяет и соблюдает все ей догматы.

Икона Символ Веры. Православные догматы содержаться в Символе веры и Катехизисе

Икона Символ Веры. Православные догматы содержаться в Символе веры и Катехизисе

Догматические положения православного учения изложены в Символе Веры. Кроме того, их также можно найти в Катехизисе и учебной литературе по Закону Божиему. Догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь.

Именно поэтому вероучительными истинами католицизма и протестантизма признаются иные положения, чем в православии, что и привело к расколу между крупнейшими христианскими конфессиями.

Основные догматы христианства (их 12), принятые на Вселенских соборах, Православие признает

Для Православия характерно наличие строго и отчетливого вероисповедального сознания. Это несомненное его преимущество перед католицизмом и протестантизмом.

При этом православным необходимо всегда помнить о том, что догмат не означает введения новых истин относительно Бога, так как Иисус Христос дал нам христианское учение во всей его полноте. Догматы только очерчивают границу нашего толкования такого учения, а также раскрывают целостное отношение Церкви к вновь возникшим вопросам и обстоятельствам.

Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению

Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению

В Православии признаются 12 догматов, принятых Вселенскими Соборами iv веков. Список их следующий:

Православные Церкви признают 12 догматов из 15 принятых на вселенских соборах.

Всего же в христианстве существует 15 догматов, но Православные Церкви признают только первые 12, которые утвердил Первый и Второй Вселенский собор. Вместе они составляют Никео-Цареградский Символ веры. Он является являющийся догматической формулой, подразделяющейся на 12 членов и содержащих догматическую основу христианства. Первые его восемь членов выражают догматы о Святой Троице и Христе-Спасителе (со 2-го по 7-й).

Догмат о Святой Троице состоит в том, что Бог един по существу, но троичен в Лицах (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), которые различаются друг от друга тем, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца.

Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов, (икона, XIX век). Православные Церкви признают первые 7 Вселенских Соборов и утверждённые на них религиозные догматы.

Догмат о двух естествах во едином Лице Иисуса Христа принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне, догмат о двух волях и действиях принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе, догмат о иконопочитании принят на VII Вселенском Соборе в Никее.

Православные Церкви эти догматы и Соборы не признают. Кроме того, Среди догматов, не обсуждавшихся на Вселенских соборах, можно назвать: догмат о Богодухновенности Священного Писания, догмат воскресения, догмат искупления, догмат о Церкви, догмат о приснодевстве Богородицы и др. Они признаются Православными Церквями и входят в состав Священного Писания и Священного Предания.

Догмат о Троице и Двоице ― сердце Православной Веры

Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования. Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных.

Троица. Икона. А. Рублев. Около 1411 год. Догмат о Святой Троицы — один из двух главных догматов Православия

Троица. Икона. А. Рублев. Около 1411 год. Догмат о Святой Троицы — один из двух главных догматов Православия

Так как предметом догматики являются вечные догматические истины Святого Откровения, свидетельствующего о Боге в Самом Себе и о Боге в Его отношении к миру и человеку, то она соответственно делится на две части, каждая из которых имеет свои подразделы.

Первая часть рассматривает Бога в Самом Себе, вторая — в Его отношении к миру и человеку. Согласно этому, в первую часть входят догматы о бытии Бога, о качестве и степени богопознания, о Божием существе и Его свойствах, о единстве Божия существа и о Святой Троице.

Догматы не нужно путать с Церковными Канонами и Богословским мнением

Необходимо навсегда запомнить, что церковный догмат ― это вероучительное определение, не подлежащее сомнению. Оно может иметь разную догматическую формулу, но неизменное содержание.

Об этом необходимо помнить всегда и не путать догмат с частным богословским мнением или телогуменом. Теологумен — вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не являющееся обязательным для всех верующих. Оно обязательно основывается на священном Писании и высказываниях святых Отцов Церкви.

Книга церковная Канон 1910 Святому мученику Вонифатию. Церковный догмат не нужно путать с церковными канонами и богословским мнением

Книга церковная Канон 1910 Святому мученику Вонифатию. Церковный догмат не нужно путать с церковными канонами и богословским мнением

Что же касается частного богословского мнения. То оно ― размышление, мнение отдельного богослова, прямо не противоречащее догматам, необязательно встречающееся у Отцов Церкви. Догмат, таким образом, стоит выше теологуменов и частных богословских мнений.

Также не стоит путать догматы с церковными канонами ― основными церковными правилами, определяющими порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).

Андреас Корвуас

Начнём с того, что есть теологи, у которых выходит, что грехопадения и впрямь не было и что Быт. 3 - это всего лишь басня, а Христос пришёл не для спасения от грехов, а для обожения нас. Но я с этой т.зр. не согласен. Моё мнение на данный момент таково: грехопадение было в определённый момент времени, но оно повлияло на историю мироздания "в обе стороны". Кроме того, насколько мне известно, были теологи (может, и среди Отцов, не помню), которые утверждали, что Бог, предвидя Грехопадение, создал мир в состоянии как он есть сейчас. Но всё это - лишь субъективные рассуждения.

Александр Острожский

Проблема подгона догматики под какие-то тезисы современной науки (которые меняются каждые несколько десятков лет) существуют, как мне кажется, только у людей, не связанных профессионально с естественными науками. Вся научная методология, по сути заключается в накоплении разрозненных фактов, под которые придумывается гипотеза.
Показать полностью. Если новая гипотеза обладает более хорошим предсказательным потенциалом и описывает большее количество этих самых разрозненных фактов, то старая гипотеза отбрасывается. И какой смысл подгонять догматику под постоянно меняющуюся, а сейчас и конъюнктурную науку? Или трусы (атеизм) или крест (вера), условно говоря, только без радикализма протестантского, чтобы до упора спорить о креационизме и 6000 тысячах лет. Если не устраивает православное догматическое объяснение мира, то можно подыскать себе другое. Кроме того, эволюция объясняет на свой лад только телесный аспект физического мира, а как быть с тем, что у животных и человека есть души и эти душу имеют разную "структуру"? Для обычного верующего душа, это объект веры, а для подвижника (хоть и не для всякого) — это уже определенный гиперфизический, выходящий за телесную сферу, опыт. Современная наука объяснит весь этот опыт и "фаворский свет" напряжением глазных яблок и т.п. (как сделал Байер, издавая житие прп. Григория Синаита). Так что потянув за одну ниточку, современная наука уничтожает и все здание. Поскольку вера дает определенную картину мира и человека, необходимую для аскетического делания. Уничтожить эту картину, значит уничтожить способ соединения с Богом. Останется бесполезный протестантизм, который ни на что не нужен. Ведь если с Богом не соединится, то может и Бога то никакого нет?

Антон Емельянов

1. Животные принципиально ниже человека и их смерть не такая трагедия как смерть человека. 2. Как Богородица была предочищена от адамовой скверны будущей голгофской жертвы так и животные может быть стали смертны в предвидении грехопадения. 3. Во Христе действовали даже из беспорочных страстей только те, что нужны были в деле спасения человека. Если бы мясоедение было бы разрешённым как меньшее зло, Христос бы не ел мяса. 4. В 108 псалме прямо сказано что и хищникам еду добывает Бог.

Александр Станкевичюс

1. В Писании ясно видно, что Эдем — это явно не просто земная локация, а некое "надместо", из которого Адам и Ева были изгнаны и куда вернуться уже не возможно. Таким образом, я полагаю, что умирание животного мира на планете Земля никак не противоречит отсутствию умирания животного мира в Эдеме.
Показать полностью.

2. Создание человека Богом в Писании описано не так, как сотворение животных. Если животных "произвела вода" и "произвела земля", то человек — это некий "прах" и особое дуновение Бога, которого не было при сотворении животных. Исходя из этого, я предполагаю, что сотворение человека — это соединение тела и бессмертной души. Тело хомо сапиенс могло эволюционировать и умирать на Земле (не в Эдеме), но это еще не тот человек, который "по образу и подобию Бога". Таким образом, бессмертный душой человек пришел на Землю из Эдема, а не появился на Земле (потому мы и гости здесь, а дом наш — в Царстве Небесном).

3. Необходимо отличать смерть, которая пришла в мир с грехопадением от умирания биологических механизмов. Очевидно, что эта смерть заключается в разлуке с Богом и представляет собой нечто более серьезное, чем умирание тюленей, собак или микробов. Эта смерть касается, в первую очередь, бессмертного душой человека, который обладал и нетленным телом. Кроме того, очевидно, что бактерии и вирусы просто не могли не умирать на Земле.

4. В Писании упомянуто древо жизни и древо смерти. Следовательно, смерть как минимум существовала в потенции, но не актуально. Человек через грех актуализировал смерть, хотя мог этого и не делать.

5. Посему, я предполагаю, что грехопадение — это нечто большее, чем локальное событие где-то на Земле. Грехопадение происходило в космическом измерении и стало причиной появления бессмертного душой человека на "бренной" Земле.

Никита Кутявин


Никита Кутявин

о.А. Мень, насколько я знаю, ссылался на книгу премудрости Соломона и утверждал, что смерть вошла в мир до грехопадения людей:

"Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего;
но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его"(Книга Премудрости Соломона 2:23-24).
Показать полностью.

То есть природа ко времени человека уже была порченной из-за отпадения дьявола, который является князем мира сего.

Кураев словно продолжает эту мысль:

"Русское слово "рай" - это еврейское "ган", и "парадиз" греческого текста (которое, в свою очередь, является эллинизированным персидским словом пардес - парк). Но смысла еврейского ган русское слово сад все же не передает. Еврейское ган происходит от глагола ганон - защищать. В других языках связь сада и ограждения, защиты также присутствует: французское jardin связано с глаголом garder (охранять); английское Garden, как и немецкое Gartten также восходят к тому же романскому корню. Так что на русский язык ган скорее стоит перевести словом "огород": огражденное и защищенное место.

И это место не просто защищено само по себе, но и человеку дается прежде всего заповедь "хранить его" (Быт. 2,15). Но если сад при Эдеме - это огражденное и защищенное место, значит, было от чего защищать. От человека надо было охранять мир или человека от мира? Человек должен был охранять сад или сад давал защиту человеку?
Во всяком случае Эдем-радость, и сад-крепость, где был поселен человек - не одно и то же (ибо "из Эдема выходила река для орошения рая (огорода)" - Быт 2,10).

Сад был дан человеку, чтобы стать предметом его охраны и сам охранять человека; а Эдем - чтобы дать человеку радость. Человек не дошел до Эдема, а был лишь в саду при Эдеме.

Итак, Писание не говорит о том, что весь мир жил по законам Эдемского сада. Скорее - наоборот[70]. Хотя Библия не описывает прямо мир за пределами Эдемского сада, но видно, что охраняемая зона явно противоставлена дикой невозделанной природе. И противостояние это мыслилось довольно жестким, таким, что нужна была даже охрана.

Но если только что созданный человек вводится в огражденное место - значит, его надо было от кого-то и от чего-то защищать. От сатаны, как мы знаем, эдемская ограда не защищала. Значит, были какие-то не духовные, а иные угрозы человеческому новичку на планете Земля. И вот для защиты от этих угроз человек изымается из общепланетарного контекста и поставляется в некий "манежик", имеющий четкую пространственную ограниченность (по четырем рекам).

Вполне возможно, что за пределами эдемской ограды все законы борьбы за существование уже были. Бог предупреждал человека: "вкусишь - смертию умрешь" (Быт. 2,17). А если Бог сказал именно так - значит, людям был и ранее знаком опыт смерти (точнее - наблюдение за смертью других). И тогда это значит, что смерть была в нечеловеческом мире, в мире животных[71].

Но человек до поры до времени был от этого защищен. И только своим грехом человек сломал ограду Эдемского сада, и законы внешнего мира, законы дарвиновской биологии хлынули в мир человека".

Вообще-то, конечно, обоснование не очень сильное, могло бы показаться притянутым за уши. Но, неожиданно я обнаружил в Палее Толковой, что ее автор, перед которым вопрос о теории эволюции и каком-то согласовании науки и веры вовсе не стоял, уверен, что падение ангелов произошло в четвертый день творения. То есть - неживая природа уже существует, а живой природы еще нет. И если ответственный за наш мир ангел стал диаволом, то логично, что появившаяся в его мире жизнь оказывается тленной и порченной.

Поэтому хотелось бы услышать мнения разбирающихся в патристике, откуда автор Палеи это взял и насколько это распространенное мнение.

Читайте также: