Возрастные особенности слуха и голоса дошкольников кратко

Обновлено: 28.06.2024


Для цитирования: Крюков А.И., Кунельская Н.Л., Кулагина М.И. Возрастные особенности исследования слуха у детей. РМЖ. 2011;6:386.

Раннее детство – особый период становления органов и систем, и прежде всего функции мозга. Дока­за­но, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Извест­но, что первые два года жизни ребенка являются во многих отношениях самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навыков [9,17,18]. Лишение ребенка слухоречевой обстановки может оказать необратимое воздействие на последующую способность использовать возможности своего остаточного слуха. В таких случаях дети с трудом наверстывают упущенное, а имеющиеся у них потенциальные способности к речи, чтению и письму редко развиваются до конца. Оптимальный период для начала направленного развития слуховой функции соотносится с самыми первыми месяцами жизни (до 4 месяцев). Если слуховые аппараты начинают применяться после 9–месячного возраста, аудиолого–педагогическая коррекция бывает менее эффективной [19]. Учет вышеизложенного особенно важен в связи с тем, что, по данным статистики, нарушения слуха у детей в 82% случаев развиваются на 1–2–м году жизни, т.е. в доречевой период или в период становления речи [3,4,9,10].

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.

В младших группах детского сада внимание детей привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки. Построенные на 2-3х нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение взрослого и звучание хорошо настроенного инструмента.

У детей 3-4х лет голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань в 2,5 раза меньше гортани взрослого. Звук очень слабый, усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта и носа),голос ребенка несильный, дыхание слабое, поверхностное.

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.

У детей расширяется словарный запас, они активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и квинты, слышат направление мелодии вверх и вниз, могут выделить вступление, петь после вступления вместе со взрослым, начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Общее развитие ребенка на 6-ом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывает положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако, голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты, связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами (грудной слабее, чем головной), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий.

Дети могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому надо использовать песни с удобной тесситурой (больше высоких звуков).
В решении задач подготовки детей 6-7 лет к школе усиливается воспитательное значение пения, различных его форм, более активное приобщение к музыкальной грамоте, развитие музыкально-слуховых представлений.

Музыка занимает важное место в жизни дошкольников. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перейти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования.

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличивается диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Основными задачами по пению для детей 4-5 лет являются:

1) Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

2) Правильно передавать мелодию в пределах ре-си;

3) Различать звуки по высоте;

4) Внятно произносить слова;

5) Брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

6) Вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;

7) Уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

8) Петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный).

Важная задача при обучении детей пению – это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, надо в первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.

Педагог должен помнить, что качество исполненной им песни играет большую роль в процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус. Но ребенок только тогда почувствует прелесть песни, когда у него будет развит музыкальный слух и привиты навыки чистого интонирования, когда он осознает, что его голос сливается с другими детьми, когда у него появится желание петь не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, губительно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети поют крикливо, открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, обучая детей пению, надо учить их хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, все время показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.

Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая взаимосвязь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком.

Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен, особенно русских народных.

Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса, т.е. вырабатывается единый тембр, что не маловажно для хорового пения.

Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Надо следить за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания песни, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании.

Добиваясь четкой и ясной дикции, педагог должен учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни, помогает овладеть наиболее важным качеством пения – кантиленой. Ч этой целью могут быть использованы русские народные попевки, прибаутки. Пропевание каждого звука с четким, ясным произношением согласных приносит большую пользу малышам, оказывает благотворное влияние на процесс звукообразования.

Наиболее трудный этап – это работа над выразительностью исполнения. Надо учить детей во время пения отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Для этого хорошо использовать дирижерский жест: показать рукой динамику, акценты, что поможет и в работе над высотой звука. Например, музыкальный руководитель поднимает руку вверх – и внимание детей фиксируется на высоком звуке, опускает руку вниз – на низком.

В процессе разучивания каждой песни решаются нравственные и эстетические задачи. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства детей. В процессе объяснения желательно подобрать пословицы, поговорки, помогающие глубже осмыслить содержание. Характер музыкального произведения воспринимается детьми в единстве со словом. Поэтому образная передача поэтического текста является одним из важных компонентов выразительного пения.

У новорожденного ушная раковина уплощена, хрящевое образование мягкое, кожа тонкая. Мочка уха имеет небольшие размеры. Наиболее быстро растет ушная раковина в течение первых 2 лет жизни ребенка и после 10 лет. Наружный слуховой проход у новорожденного узкий, короткий за счет недоразвития костей черепа, кожные покровы нежные, в связи с чем подкожно-жировой слой и железы недостаточно развиты. Барабанная перепонка у маленького ребенка имеет большой угол наклона и располагается почти горизонтально по отношению к нижней стенке наружного слухового прохода. С возрастом угол наклона барабанной перепонки увеличивается: в возрасте 4–5 лет угол наклона составляет 45 градусов (наибольшая активизация восприятия речи). У взрослого человека угол наклона барабанной перепонки достигает 75 градусов.

Барабанная полость у новорожденных значительно меньше, чем у взрослых, за счет недоразвития костей черепа, и заполнена смазочной массой, которая постепенно рассасывается и истекает через слуховую трубу и полость носа. Стенки барабанной полости очень тонкие, особенно верхняя стенка, отделяющая барабанную полость от полости черепа. Со стороны полости черепа к барабанной полости прилежат мозговые оболочки. У недоношенных детей в верхней стенке бывают отверстия, которые, в случаях воспалительных процессов в среднем ухе, делают возможным переход гнойной жидкости на мозговые оболочки (отит и менингит). Барабанная полость отделяется от сосцевидного отростка задней стенкой, в которой у новорожденных имеется широкое отверстие, ведущее в сосцевидную пещеру. С возрастом задняя стенка уплотняется, но отверстия остаются, вокруг пещеры развиваются сосцевидные ячейки. Воспалительные процессы из среднего уха переходят на сосцевидный отросток, вызывая в нем воспалительный процесс (мастоидит).

Внутреннее ухо новорожденного недостаточно развито из-за несформированности костной системы (пирамидки височной кости). С возрастом уплотняется кости черепа, улучшается развитие слуховой системы – восприятие звуков.

Новорожденный ребенок реагирует на громкие звуки вздрагиванием, изменением дыхания, прекращением плача. Вполне отчетливым становится слух к 2–3 месяцам. На втором месяце жизни ребенок различает качественно различные звуки, в 3–4 месяца дифференцирует звуки по высоте. С возрастом улучшается восприятие звуков, отличающихся незначительными музыкальными тонами.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Цель– формирование эстетической культуры дошкольника;

развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

1. Формирование интереса к вокальному искусству.

2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

4. Развитие умений различать звуки по высоте;

5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),

8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки <ми) фа-си.В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

- песни хором в унисон

- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)

- при включении в хор солистов

- пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

· игровой характер занятий и упражнений,

· активная концертная деятельность детей,

· доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

· атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

· звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

· сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

· развитие музыкального слуха и голоса;

· певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навыкартикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

К слуховым навыкам можно отнести:

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе егоэмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполненияотражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикцииполезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

Распевание.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть.Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

· знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

· работа над вокальными и хоровыми навыками;

· проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

· споем песню с полузакрытым ртом;

· хорошо выговаривать согласныев конце слова;

· произношение слов шепотом в ритме песни;

· выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

· настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

· задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

· обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

· использовать элементы дирижирования;

· пение без сопровождения;

· зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

· выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

· оценка качества исполнение песни

Примерный учебный план

Содержание Количество занятий
Восприятие музыки
Артикуляция, выразительная дикция
Освоение техники распределения дыхания
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования
Эмоционально-выразительное исполнение
Итого:

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Читайте также: