Агностицизм это в обществознании кратко

Обновлено: 30.06.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Позицию А. защищает и критический реализм. Один из гл. представителей этого направления Дж. Сантаяна утверждает, напр., что познание носит принципиально символич. характер, а убеждение в истинности познания коренится в конечном счёте в свойств, человеку животной вере. Эта форма А. основывается на преувеличении отд. сторон процесса познания, на игнорировании органич. взаимосвязи мышления и предметно-практич. деятельности.

Диалектич. материализм, развивая проблему активной природы познания, подверг последоват. критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность мышления нельзя установить, оставаясь на т. зр. созерцат. подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувств. деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный обществ, субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и действительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если обществ.историч. практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать обществ, отношения, развивать методы и средства мыслит, деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность.

Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, гл. 2; X и л л Т. И., Совр . теории познания, пер. с англ., М., 1965 ; Ойзерман Т. П., Гл. филос. направления, М., 1971 ; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

учение о непознаваемости истинного бытия, т.е. о трансцендентности божественного (см. Deus absconditus), в более широком смысле – о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку и поэтому характерен для кантовского критицизма и позитивизма.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(от греч. ἄγνωστος -непознаваемый, от α - частица отрицания и γνωστός - доступный познанию) - учение, к-рое отрицает познаваемость объективного мира, отрицает абс. истину, ограничивает роль науки познанием явлений, считая невозможным познание сущности предметов и закономерностей развития действительности.

Термин "А." введен англ. естествоиспытателем Гексли в 1869 (L. Huxley, Life and letters of Th. H. Huxley, 1900), к-рый противопоставлял А. ре-лиг. убеждению в существовании бога - гностицизму и, с другой стороны, - материалистич. утверждению о существовании бесконечного объективного мира и его познаваемости. Энгельс и Ленин называли таких мыслителей "стыдливыми материалистами", боящимися открыто признать существование объективного мира. "Агностик говорит: не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая, отображаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 115). Ленин дал критику А. как учения, к-рое "н е и д е т д а л ь ш е ни к материалистическому признанию реальности внешнего мира, ни к идеалистическому признанию мира за наше ощущение" (там же, с. 99). Эта компромиссная позиция А. приводит к идеалистич. отрицанию объективности внешнего мира и объективности законов его развития, что особенно характерно для представителей современной буржуазной философии.

Наиболее видными сторонниками А. в домарксистской философии были Юм и Кант, хотя элементы А. (сомнение в существовании объективного мира и в его познаваемости) присущи еще древним скептикам. Кант пытался систематически обосновать А. с помощью учения об априорном характере времени, пространства и всех категорий науки.

В эпоху империализма А. стал широко распространенным учением. А. оказывал и оказывает влияние на естеств. и обществ. науки. Т. н. физич. идеализм, "иероглифов теория" связаны с А. Неокантианство, неопозитивизм, экзистенциализм и др. течения совр. реакц. бурж. философии также проповедуют А. В своей современной форме А. рассматривает действительность как иррациональную.

Гносеологич. причиной живучести А. является относительность и историч. обусловленность знаний на каждой ступени их развития; социальной причиной в совр. капиталистич. обществе, в конце концов, – классовый интерес буржуазии, стремящейся удержать массы от познания действительности, от понимания сути вещей, законов развития общества.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955, с. 17–18; его же, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 89–92: его же, Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 2; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 2, М., 1956 (см. Материализм или кантианизм); Хасхачих Ф. И., О познаваемости мира, 2 изд., [М.], 1950; Вардапетян К. Б., Критика агностицизма и скептицизма, Ереван, 1956 (на армянском языке); Шафф Α., Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, пер. с польск., М., 1953; Юм Д., Исследование о человеческом уме, пер. с англ., 2 изд., П., 1916; Кант И., Критика чистого разума, пер. [с нем.], 2 изд., П., 1915; Геккель Э., Мировые загадки, пер. с нем., М., 1937; Рассел Б., Человеческое познание. пер. [с англ.], М., 1957; Flint R., Agnosticism, Ν. Υ., 1903; Du Bois-Rеymond E., Über die Grenzen des Naturerkennens, Lpz., 1903; Ward J., Naturalism and agnosticism, 3 ed., v. l–2, L., 1906; Wentscher E., Englische Wege zu Kant, Lpz.. 1931; Jaspers K., Von der Wahrheit, Münch., [1947]; The age of analysis. 20 century philosophers selected, [2 ed., N. Y.], 1956.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. άγνωστος—непознаваемый) — философская концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Идеи агностицизма получили широкое распространение в 19 в. среди английских естествоиспытателей.

Термин “агностицизм” был предложен в 1869 Т. Гексли в одном из его публичных выступлений для обозначения позиции ученого-естествоиспытателя в религиозно-философских дискуссиях того времени. Гексли рассматривал агностицизм в качестве альтернативы тем, кто полагал, что в объективную истинность ряда утверждений следует верить даже в отсутствии логически удовлетворительных свидетельств опыта. Сам Гексли всегда акцентировал гносеологический смысл агностицизма, подчеркивая, что речь идет не о доктрине, а о методе, позволяющем ограничить претензии на знание со стороны тех, кто желает знать о мире больше, чем в принципе могут подтвердить свидетельства опыта. Однако мировоззренческий аспект агностицизма неизменно выступал на передний план практически во всех реальных контекстах обсуждения этой концепции. И именно в качестве мировоззренческой концепции агностицизм становился объектом резкой и далеко не всегда корректной критики со стороны как религиозных кругов (до сих пор ему приписывают атеизм), так и наиболее последовательных материалистических направлений (отождествляющих агностицизм с субъективным идеализмом).

В своей аргументации агностицизм в целом следует гносеологическим идеям Д. Юма и И. Канта, но выстраивает эти идеи особым образом. Заметную роль в формировании агностических взглядов среди английских философов и ученых сыграл критический разбор У. Гамильтоном (1829) рассуждений В. Кузена о познаваемости природы Бога (аргументацию Гамильтона, напр., практически полностью воспроизвел Г. Спенсер). Гамильтон, исходя из идей Канта, утверждал, что наш опыт, лежащий в основании знания, ограничивается лишь причинно обусловленными сущностями, знание же, выходящее за пределы опыта, становится антиномичным. При этом он придавал этим идеям конкретную методологическую направленность: он утверждал, напр., что при попытке получить знание об абсолютных и безусловных, т. е. ничем не обусловленных, конечных основаниях реальности возникают альтернативные, несовместимые описания и пр. Благодаря таким формулировкам представление о границах познания оказывалось соотносимым с повседневной практикой естествоиспытателей и Приобретало вид конкретной, интуитивно очевидной для них констатации пределов познания как пределов эффективности опытной науки. Эта конкретная констатация собственно и выражает гносеологическую суть агностицизма—с помощью доступных опытной науке средств мы ничего не можем утверждать о том, что полагается абсолютным и безусловным.

Т. о., агностицизм лишь в самом общем смысле принадлежит к традиции философского скептицизма, критически оценивавшего возможности познания на основании анализа внутренних несообразностей познавательной деятельности. Специфика агностицизма связана как раз с более или менее четкой идентификацией сферы вполне успешной познавательной деятельности. Такая идентификация, конечно, ограничивает познание, но зато гарантирует, как казалось, внутреннюю гармонизацию познавательного процесса и обоснованность его результатов. Несообразности в познании возникают лишь тогда, когда познание выходит за границы вполне определенной, вызывающей бесспорное доверие сферы познавательной деятельности, и лишь в этом пункте агностицизм кладет границы познанию. Границы Знания постоянно расширяются, подчеркивал Гексли, хотя за Пределами человеческих познавательных способностей всегда остаются вопросы, относительно которых наука в принципе не может доставить надежных свидетельств опыта—это вопросы, касающиеся Бога и всякого рода метафизических реалий. Специфика агностицизма, стало быть, состоит в том, что он пытается использовать скептицизм лишь для того, чтобы ограничить неуемные претензии на знание и таким образом обеспечить своеобразную демаркацию интересов. Агностицизм, напр., отказывает религиозным представлениям в статусе опытного знания и соответственно призывает ученых именно в качестве ученых не участвовать в решении религиозных проблем. Однако в основе такого баланса лежит очевидная концептуальная непоследовательность, ставшая в дальнейшем основным пунктом жесткой критики агностицизма.

Агностицизм выражает позицию ученого как ученого, но при этом вне сферы его критики оказывается сама наука. Агностицизм просто не обсуждает соответствующую проблематику, ссылаясь иногда на практическую эффективность опытного естествознания, иногда на здравый смысл. С близких позиций, но более последовательно эта тема была позднее представлена в позитивистской философии: метафизическим, т. е. не имеющим эмпирически осмысленного решения, в ней объявляется и сам общий вопрос о познаваемости чего-либо (А. Айер), при этом позитивизм сместил внимание с вопроса “Что мы не можем знать?” на вопрос “Что есть научное знание?”, решаемый средствами специального исследования науки. Но тем самым позитивизм фактически проблематизирует деятельность ученых, и агностицизм, лишенный очевидных оснований, перестает существовать как особая философская позиция, он как бы растворился в позитивистских программах реконструкции науки, демаркации науки и метафизики и т. д. Эти программы оказались нереализуемыми и позднее—в рамках постпозитивизма соответствующая тематика вообще свелась к традиционному скептицизму.

Самым решительным оппонентом агностицизма является марксистская гносеология. Однако в марксистской критике агностицизма следует различать два плана. Прежде всего это весьма эффективная критика узости концептуальных оснований агностицизма, связанная с марксистской трактовкой познания как момента общественно-исторической практики. Марксизм предполагает развернутую оценку возможностей познания, основания которой выходят за рамки внутринаучной деятельности, и критикует агностицизм за узость его мировоззренческих горизонтов, за отсутствие историзма в оценке возможностей научного познания, за сведение познания только к научному познанию, а науки—к опытному естествознанию и пр. При всей своей жесткости такого рода критика не исключает элемент конструктивности, “позитивного снятия” агностицизма. Иным образом развертывается марксистская критика агностицизма, когда речь фактически идет не о познаваемости мира как таковой, не о том, в каких формах познание реализуется в конкретных познавательных практиках, а о признании материальности мира, агностицизм упрекают в том, что он, ограничивая познание сферой опыта (миром явлений) и отрицая познаваемость того, что лежит в основе опыта (материи, вещи в себе), встает на позиции субъективного идеализма. Но этот упрек предполагает столь расширительное понимание познания, что оно во всяком случае теряет из виду конкретные познавательные практики, и в частности те, на которых фактически основывается агностицизм. Для такого рода критики нет различий между Юмом и Кантом, между Кантом и Гексли, важно лишь, что все они принципиально отгораживают “явление” от того, что является, ощущение от ощущаемого. При этом объектом жесткой, идеологизированной критики оказывается не исторический агностицизм, а скептицизм вообще (как это имеет место в работах В. И. Ленина).

Элементы агностицизма присутствовали во многих сциентистски ориентированных философских доктринах 1-й пол. 20 в.—от прагматизма до критического реализма. В новейших течениях философии науки термин “агностицизм” употребляется, как правило, в историко-философских контекстах.

Лит.: Хим Т. И. Современные теории познания. М., 1965; Huxley Th. H. Collected Essays, vol. V. L., 1909.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Кто такие агностики? В чем суть их взглядов? Что значит слово агностик? Что такое агностицизм? Объясняем простыми словами. Знаменитые ученые-агностики: Дэвид Юм, Иммануил Кант, Томас Гексли, Герберт Спенсер, Огюст Конт, Бертран Рассел, Карл Поппер, Нил Деграсс Тайсон.

Фото Агностик - кто это? В чем разница между агностиками и атеистами

Агностик - это человек, отрицающий возможность полного объективного познания мира и его закономерностей. По мнению агностиков, некоторые истины невозможно постичь из-за ограниченности человеческого восприятия.

В чем суть агностицизма

Агностик и атеист: в чем разница

Иногда агностиков путают с атеистами. Это не всегда верно.

Атеист - это человек, не верящий в бога или богов. Атеисты отвергают возможность существования высших сил. Синонимы к слову атеист - безбожник, неверующий.

В отличие от атеистов, агностики не утверждают, что бога нет. Агностики лишь указывают, что доказательств существования бога нет и отрицают возможность узнать, существует ли он на самом деле.

Тем не менее, агностики могут быть одновременно атеистами - такие люди не верят в высшие силы, но не утверждают, будто им доподлинно известно, что бога нет.

Известные агностики: Иммануил Кант, Герберт Спенсер, Нил Деграсс Тайсон

Агностицизм - это философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Агностицизм существовал еще до появления этого термина: похожие взгляды высказывали, например, античные софисты. Главные представители агностицизма в Новое время - Дэвид Юм, Иммануил Кант, Огюст Конт, Бертран Рассел.

В XX веке философ-агностик Карл Поппер сформулировал принцип фальсификации. Человек не способен напрямую обнаружить истину, объяснял Поппер, но может обнаружить ложь и отбросить ее, тем самым приблизившись к истине. Таким образом, прогресс - это разоблачение иллюзий и заблуждений. А критерий научности - возможность опровергнуть гипотезу или теорию фактами.


Нил Деграсс Тайсон. Кадр YouTube / Big Think


АГНОСТИЦИ́ЗМ, -а, м. Идеалистическое философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей.

[От греч. ’άγνωστος — неизвестный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — термин в философии, теории познания и теологии. Сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

Агностицизм возник в конце XVIII века как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

агностици́зм

1. филос. отрицание возможности познания объективного мира и его закономерностей ◆ Агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: забредать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «агностицизм»

Предложения со словом «агностицизм»

  • Особым философским течением является агностицизм, исходящий из невозможности познать мир и, в частности, доказать существование или несуществование сверхъестественных сил.

Сочетаемость слова «агностицизм»

Реали́зм, в философии — распространённый европейский философский термин, не имеющий постоянного или общего значения. Использовался для обозначения направлений европейской философии, постулирующих то или иное отношение понятий к реальности. В разные эпохи относился к совершенно различным (и даже — противоположным) направлениям.

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только.

Кто такие агностики

Сам термин появился относительно поздно, философия агностиков зародилась очень давно, ещё в древности. В Греции их высказывали софисты, и в частности, озвучивал Протагор. Сократ тоже отчасти иллюстрировал похожие взгляды на жизнь. Агностики выступали против самонадеянности и отдавали предпочтение бесконечному познанию.

Ошибочно считать агностика атеистом, это разные понятия. Агностик полагает наличие бога с вероятностью в 50%. Атеисты же отрицают его существование на все 100%. Атеист не поверит представленным доказательствам, а агностик способен изменить точку зрения.

Что такое агностицизм? Общие сведения

Давайте сначала узнаем, что такое агностицизм простыми словами. Так называют одно из направлений в философии. С точки зрения этой позиции человек говорит: не существует абсолютного знания по любому вопросу. Невозможно иметь полную достоверную информацию о любом явлении, событии, человеке или вещи.

Агностицизм – это убеждение о том, что мир познать невозможно. Реально лишь увидеть его малую часть и составить свои субъективные суждения и домыслы. У каждого есть собственное представление о происходящем с ним, с другими людьми, с планетой, с космосом, со вселенной. При этом нет точного критерия истины. Невозможно оценить информацию, с точки зрения абсолютной правды, поскольку её просто не существует. Значит, никто не может подтвердить или опровергнуть вашу личную точку зрения.

Атеизмом и агностицизм

Агностицизм в религии нашёл своё место. Правда это выглядит довольно странно. Агностик может быть как атеистом, так и верующим приверженцем любой религии. Он отличается от абсолютно верующего тем, что лишь допускает наличие Всевышнего, но не убеждён в его существовании. Можно сказать, что он находится в постоянном сомнении и вера его условна.

Сущность агностицизма такова, что человек подобных взглядов стремится к познанию и нуждается в доказательствах. Он не принимает на веру что-либо, без веских оснований. С одной стороны, это делает процесс познания проще, но с другой — значительно усложняет жизнь. Люди, как правило, нуждаются в слепой вере. Это создаёт иллюзию безопасности. Агностик лишает себя такой возможности, он выбирает сторону знания, хотя иногда лучше оставаться в неведении. Чтобы быть агностиком, нужно избавиться от иллюзий и иметь хорошую выдержку.

Виды агностицизма

Ограничение в познании имеет вполне убедительное объяснение. Оно невозможно по нескольким причинам:

● Границ познания просто не существует, информация не имеет предела;
● Мир постоянно меняется и успеть за этим темпом невозможно;
● Все мы видим окружающее только, с одной точки зрения, со своей субъективной позиции;
● Возможности человека ограничены его восприятием и физическими возможностями.

Агностики считают, что не существует закономерностей, по которым развивается общество и природа. Они полагают, что невозможно узнать полную и достоверную информацию о любых предметах. Эта философия имеет три направления:

▪️Скептицизм. Его сторонники высказывают сомнения в том, что любой способ получения информации эффективен, но не отрицают того, что мы способны обучаться и усваивать знания.

▪️Релятивизм. Последователи данного направления убеждены в том, нет истинного знания, достойного доверия. То есть они буквально следуют завету Сократа и все подвергают сомнению.

▪️Иррационализм является частью религиозной или мистической философии. Согласно его доктрине мы можем получать только поток тайной информации свыше, не осознавая этого.

Кто такие агностики?

Человек-агностик кто это простыми словами? Это тот, кто считает, что нет абсолютно достоверного знания ни о чём. Мир познать невозможно, потому что мы субъективны в своём познании, каждый имеет своё представление обо всём. А критериев, по которым можно определить истину просто нет. Агностик – это человек, который считает, что мы приобретаем огромное количество знаний и их становится всё больше, а мир остаётся такой же загадкой, как и раньше.

Само понятие вошло в оборот в 19 веке. Термин в научных кругах стал использовать учёный из Англии Томас Гексли.

Томас Гексли

Агностик в религии может существовать, но это понятие гораздо шире, чем просто вера во что-то. Агностик может допускать существование бога, но говорит, что убедится в этом, лишь когда сам перед ним предстанет или получит научные доказательства его существования. До тех пор он может допускать существование всевышнего. Примерно так, как Магеллан доказал, что земля имеет форму шара.

Агностики – это люди с открытой позицией. Их убеждения могут меняться в зависимости от новой достоверной на их взгляд информации. Агностики считают, что не могут познать целый мир полностью, поэтому не убеждены в том, существует ли бог или же его нет. При появлении весомых причин они могут изменять свою точку зрения в отличие от атеистов.

Используя данные термины не все понимают суть того, агностик и атеист, в чём разница. Атеисты совершенно и категорично отрицают наличие высшей сверхъестественной силы и утверждают, что всевышнего нет. Они непросто высказывают предположения, но искренне верят в то что его нет. Также как это делают верующие, находясь по другую сторону мировоззрения.

Представители агностицизма

Иммануил Кант

Согласно ей всю информацию об окружающем мире человек получает только через органы чувств. Поэтому невозможно понять то, что не оставляет следов в этих областях.

● Видный теоретик агностицизма Дэвид Юм считал, что всё, что мы можем познать, основано на чувствах и опыте. Его мы, в свою очередь, получаем в результате воздействия на них. Поэтому невозможно составить однозначные выводы о существующей реальности, у каждого она своя.

Дэвид Юм

● Карл Раймунд Поппер (философ 20 века) взял в основу принцип фальсификации. По его мнению, истину узнать невозможно, но есть вероятность приближения к ней, если отбрасывать ложную информацию. Именно это является одной из движущий сил прогресса.

Карл Раймунд Поппер

● Нечто подобное использовал литературный персонаж Шерлок Холмс, пользуясь своим дедуктивным методом. Он отбрасывал всё недостоверное и докапывался до правды, даже если она казалась невероятной.

● Сторонники агностицизма есть и в современном мире. Ими являются многие учёные. К примеру, астрофизик из США, Нил Деграсс Тайсон считает себя приверженцем именно этой философии.

Нил Деграсс Тайсон

Он не отрицает существование бога хотя проводит исследования в космической области, но допускает его присутствие и охотно поверит, если получит весомые доказательства.

📽 Нил Деграсс Тайсон: атеист или агностик?

Агностические взгляды распространены и в наше время. Человек, приверженец этой философии видит мир как беспрестанно открывающийся запас новой информации. Он полагает, что любое ранее озвученное доказательство может быть опровергнуто в будущем.

К примеру, долгое время люди считали, что наша планета плоская и покоится на спинах разных животных. При этом субъективные свидетельства путешественников о краях света лишь служили доказательством этого.

Со временем эта теория стала несостоятельна, и это было связано с появлением новой достоверной информации. Предыдущие знания стали неактуальны. То же самое по мнению агностиков может произойти с любым существующим сейчас утверждением. Доказательством этого может служить теория об атомах. С их открытием учёным казалось, что предел достигнут, но время показало что это не так. Выходит, мнение может меняться бесконечно, и этот процесс зависит от новой информации.

Агностическое мировоззрение означает, что нельзя полагаться на личное восприятие. Нужно стремиться к истине, узнавая как можно больше на этом пути. Любые утверждения должны иметь доказательства и подкрепляться фактами. Это касается не только религиозной сферы, с которой принято связывать агностиков, но и к остальным областям знаний.

Читайте также: