Государственное экономическое программирование кратко

Обновлено: 30.06.2024

Достижением определенной цели плана является программа. Если цель охватывает экономику в целом, такую программу называют планом. План в национальной экономике не может существовать без программы его реализации, программа не может быть составлена без процесса прогнозирования необходимых показателей.

Инструментом реализации экономической политики должна быть система прогнозирования и программирования, которое содержит прогнозы и программы.

Программирование– это процесс ориентации экономики со стороны органов государственного управления путем регулярного и комплексного влияния на ее структуру в соответствии с поставленной целью социально-экономического развития на определенный период времени.

Основу государственного программирования составляют разработка и выполнение национальных программ экономического и социального развития. Эти программы существуют как взаимодополняющие.

Основная задача программирования – поддержка экономического равновесия, влияние на качественные изменения экономики и стимулирования ее развития.

Экономическая программа – это система взаимосвязанных и согласованных мероприятий, план действий, направленные на достижение единой цели, решения одной проблемы.

Программирование выступает как неадминистративный метод организации экономики, поскольку не управляет субъектами, а только ориентирует их в поведении и обеспечивает самостоятельность.

Программирование может быть успешным при цен­трализованном подходе к разработке, управлению и реализации народнохозяйственных программ.

Цель государственного программирования – достижение приемлемого для государства варианта развития национальной экономики.

Суть программирования заключается в анализе состояния национальной экономики, выявлении проблем, которые не могут быть решины рыночным механизмом, разработке и реализации отдельных экономических программ.

В состав государственных программ входит несколько видов. На рис. 1 можно увидеть, как распределяются программы по содержанию, объемом и объектом программирования и взаимосвязь между ними:

1 - показывает, что результатом государственного программирования является государственная программа;

2 - государственные программы существуют двух видов – комплексные целевые народнохозяйственные программы и специальные программы развития.

3 - связь является односторонней, потому что при разработке специальных программ принимают во внимание уже существующие государственные программы.

4 - специальные программы разделяются на программы развития отдельных отраслей, секторов, территорий страны.

Рис. 1 - Программирование и виды государственных программ

Особенностью программирования является отделение функций разработки программ от функций их реализации. Выполнение функций находится в руках разных субъектов ведения хозяйства. Программа рассматривается как руководство, ориентир, который может корректироваться во времени. Это не касается государственных целевых комплексных программ.

По характеру действия программы разделяются на:

• специальные программы развития отдельных отраслей, секторов или районов (Государственная программа развития угольной промышленности Украины, Государственная национальная программа "Образование, Украина XXI ст.);

• программы, которые касаются общенациональных проблем (Государственная программа занятости населения, Государственная программа защиты населения);

• программы деятельности государственных экономических органов (Государственная прог­рама приватизации, Программа действий Правительства);

• программы достижения экономического равновесия - программы стабилизации (Программа чрезвычайных мероприятий стабилизации экономики Украины и ви­ходу ее из кризисного состояния);

финансовые программы (Программа борьбы с инфляцией);

региональные программы, которые предусматривают освоение новых районов, при­родних богатств, преобразование экономики уже сформированных районов (Программа развития Карпатского региона).

По уровню проблем различают такие программы:

широкомасштабные комплексные программы (Комплексная программа НТП в национальной экономике, программа решения важнейших социаль­них потребностей);

• программы социально-экономического развития (жилищная программа);

узкие научно-технические программы.

Существуют отличия в формах реализации программ в зависимости от масштаба и сферы действия программ, степени привлечения государственного и частного секторов, характера экономических и административно-правовых связей.

Основными элементами экономических программ Украины является перестройка отношений собственности, создания эффективных стимулов к труду, структурная перестройка народного хозяйства, аграрная реформа и создание эффективного продовольственного комплекса с целью обеспечения продовольственной безопасности, внешнеэкономическая деятельность, социальная политика и др.

Недостатком практики государственного программирования в Украине является избыточное количество программ при недостаточности их финансирования.

Программирование имеет некоторые особенности в сравнении с другими формами и видами влияния на экономику:

• является способом вмешательства государства в экономику (но не ликвидирует стихийность рыночных преобразований, а корректирует этот процесс);

• выступает элементом рыночной организации экономики (государство ориентирует агентов рынка в поведении и обеспечивает их самостоятельность);

• в основе программирования лежит структурное динамическое регулирование;

• программирование как форма влияния на экономику является системным и комплексным явлением.

Целевые комплексные программы предусматривают решение сложных проблем, которые базируются на взаимодействии многих организационно разрозненных исполнителей. В одних случаях программы служат основой разработки планов экономического и социального развития страны, в других средствами реализации заданий, предусмотренных планами. Программа – неотъемлемая часть планов.

Целевая комплексная программа это директивный, адресный, плановый документ, в котором предусмотрен комплекс экономических, технико-производственных, организационных, научно-исследовательских и других мероприятий, ресурсы, сроки и исполнители, объединенные целью решения глобальной народнохозяйственной проблемы.

В реализации таких программ принимают участие несколько отраслей, регионов, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Координаторами комплексных целевых программ выступают органы государственной власти.

По структуре целевая комплексная программа имеет такие элементы:

целевой, где выяснены основная цель и подцельные программы, последовательность их реализации;

структурный, где определены набор и контуры объектов национальной экономики и их элементов, которые объединены по признаку целевого назначения;

ресурсный, который характеризует объем и структуру распределения ресурсов, нужных для выполнения программы;

организационный, в котором за всеми элементами программы предусмотрены ответственные исполнители, источники и сроки выделения ресурсов, а также сроки внедрения мероприятий.

По содержанию эти программы делятся на:

- социально-экономические – направленные на повышение благосостояния населения, улучшения условий труда и отдыха;

- производственные – направленные на увеличение объемов производства, развитие производств, повышения конкурентоспособности продукции;

- научно-технические – направленные на развитие научных исследований, внедрения в производство новых видов техники и технологий;

- экологические – направленные на осуществление природоохранных проектов;

- региональные – направленные на формирование территориально-производственных комплексов, усовершенствования ведения хозяйства в регионах;

- институциональные – ориентированные на совершенствование управления хозяйственными системами.

К показателям целевых комплексных программ принадлежат: производство важнейших видов продукции; государственные заказы на производство и снабжение продукции для потребностей выполнения программ; перечень важнейших объектов государственного строительства; расходы из государственного бюджета на реализацию целевых программ и др.

Для реализации целевых комплексных программ могут быть привлечены средства государственного бюджета, собственные средства предприятий и др. Механизм формирования и реализации средств для финансирования целевых комплексных программ находится на особом контроле.

Для разработки и обоснования целевых комплексных программ целесообразно использовать такие методы, как: экономический и структурный анализ, балансовые методы, обоснования уровня развития производства и основных показателей по факторам влияния.

Недостатки и позитивные факторы комплексных целевых и специальных программ приведены на рис. 2.

Рис. 2. Позитивные и негативные черты целевых комплексных программ

Позитивные черты могут превращаться в негативных под воздействием внешних факторов. Когда программа разрабатывается с учетом всех правил, то отображает позитивные черты, а когда при ее составлении существуют расхождения, то они трансформируются в отрицательные черты. Как например с финансированием, оно должно происходить за счет бюджета, но в связи с отсутствием средств государство должно искать другие источники финансирования. Это является тормозящим фактором, ведь время, которое идет на поиск средств, могло бы быть использовано на разработку и реализацию программы.

Рис. 3 - Позитивные и негативные черты специальных программ развития

Для успешной государственной деятельности в решении глобально государственных, региональных и отраслевых проблем недостаточно составление одной программы, ведь она может иметь недостатки. Только комплексный подход и интеграция программ разных уровней даст позитивный результат. Государство не может ограничиваться программами на короткий период. Без виденья перспектив невозможно осуществлять никакой деятельности. Государство, отрасли и регионы разрабатывают средне- и долгосрочные прогнозы как составные системы развития соответствующих объектов программирования.

Государственное программирование – это специальный метод реализации внутренней экономической политики, который предполагает разработку и реализацию для управления национальной экономикой комплекса общехозяйственных программ на основании экономических прогнозов.

Значение государственного программирования

Государственное программирование можно рассматривать как метод прямого воздействия, основу которого составляет ориентация на достижение запланированных параметров в определенные сроки для обеспечения стратегических целей и задач социально-экономического развития государства в целом, национальной экономики, отдельных ее сфер и пр. Схема его реализации выглядит следующим образом:

  • исследование объекта управления;
  • определение рисков;
  • разработка целей и постановка задач социально-экономического развития;
  • разработка и обоснование выбора варианта развития;
  • определение способов достижения плановых параметров;
  • определение ресурсной базы (средств) достижения планируемых результатов;
  • определение круга субъектов, ответственных за достижением результатов.

Иными словами, государственное программирование не строится исходя из существующей организационной системы управления, напротив, оно объединяет различные элементы управления для реализации комплексного воздействия в рамках конкретной стратегии, программы, то есть адаптирует систему управления к целям и задачам такого управления на конкретном этапе.

Кроме того, государственное программирование позволяет увязать цели развития соответствующей территории в социально-экономическом плане с имеющимися на территории ресурсами и теми ресурсами, которые территория потенциально может привлечь. При этом процесс управления не рассматривается как отдельные действия и стадии, а выступает комплексом работ, который обеспечивает системное воздействие на объект управления.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи государственного программирования

Государственное программирование как один из методов реализации национальной экономической политики позволяет решить следующие задачи социально-экономического развития конкретной территории:

  • сформировать иерархию целей и задач государственного воздействия на экономические отношения исходя из значимости таких задач для общества и государства;
  • устранить противоречия между целями и средствами их достижения путем научно обоснованного выбора оптимального варианта развития с применением соответствующих инструментов и ресурсов;
  • повысить эффективность расходования бюджетных ресурсов, в том числе посредством увязки перечня и объема ресурсов с конкретным мероприятием и плановыми параметрами позитивных изменений объекта управления.

Государственное программирование предполагает разработку системы мероприятий:

  • в краткосрочной перспективе, то есть реализация программы не превышает 2-х лет;
  • в среднесрочной перспективе, то есть реализация программы занимает от 3-х до 10-и лет;
  • в долгосрочной перспективе, то есть реализация программы занимают от 10-и до 20-и лет.

Стадии государственного программирования

Как всякая управленческая деятельность, государственное программирование представляет собой целенаправленный процесс, включающий следующие стадии:

  1. Исследование. На этой стадии происходит оценка объекта управления, сбор информации о его текущем состоянии и выявление закономерностей, которые оказывают влияние на такое состояние, прогнозирование развития;
  2. Целеполагание. На этой стадии происходит разработка целей развития конкретной территории;
  3. Программирование. Здесь, исходя из поставленных целей развития, определяются мероприятия, ресурсы, субъекты, сроки достижения поставленных целей;
  4. Оценка эффективности. На этой стадии происходит оценка эффективности реализации отдельных мероприятий и программы в целом.

Инструменты государственного программирования

Использование государственного регулирования как метода осуществления внутренней экономической политики предполагает разработку и реализацию государственных программ. Государственная программа представляет собой стратегические документы развития экономики, отдельных ее сфер. К числу сущностных характеристик государственной программы как инструмента государственного программирования можно отнести следующие:

  • реализация программы предполагает достижение четко сформулированных, измеряемых параметров состояния объектов управления;
  • государственная программа включает в себя все цели и задачи, которые ставятся на конкретном этапе перед системой публичного управления, а также полный перечень мероприятий и исчерпывающее описание перечня и объема привлекаемых для реализации мероприятий ресурсов;
  • государственная программа определяет период собственного осуществления;
  • государственная программа предполагает комплексные мероприятия, оказывающие системное воздействие на объект управления;
  • в качестве объектов управленческого воздействия государственные программы предусматривают национальную экономику, отдельные сферы национальной экономики, региональные территории, социальную сферу и пр.

Для заинтересованных субъектов государственная программа выступает определенным планом действий, гарантирующим конкретные перспективы развития. Таким образом, организации, индивидуальные предприниматели, общественные объединения получают информацию относительно направлений социально-экономического развития территории и могут координировать свои усилия с системой публичного управления для повышения собственной эффективности и эффективности экономики соответствующей территории.

Сегодня в практике государственного управления выделяются следующие виды программ:

Экономическое программирование — это наиболее развитая форма перспективного регулирования национальной экономики, осуществляемого государством. Государственное экономическое программирование по своему характеру является индикативным, означающим, что предприятия не получают директивных заданий по

номенклатуре и количеству производимой продукции.

Государственные планы выступают лишь как базовые ориентиры для предприятий и развития экономики в целом. Поэтому экономическое программирование представляет не прямое (производственное), а косвенное (по преимуществу финансовое и кредитно-денежное) воздействие государства на экономику. Экономическое программирование является сочетанием экономического прогноза с постановкой народно-хозяйственных задач экономического развития и системой мер по реализации этих задач, главным образом, путем регулирования и стимулирования.

Индикативное программирование предполагает наличие в обществе трех следующих элементов: развитых рыночных отношений; экономической самостоятельности предприятий; использования государством по отношению к самостоятельным предприятиям экономических стимулов.

Цель индикативного программирования заключается в формировании представления о будущей экономической структуре и ведущих направлениях развития. Благодаря этому: осуществляется ориентация самостоятельных предприятий на перспективу; создается база для государственного контроля за экономикой; определяются масштабы и направления государственного вмешательства в те или иные сферы народного хозяйства.

Таким образом, экономическое программирование представляет нечто среднее между прогнозированием и планированием. В период своего становления в конце 1940-х — начале 1950-х годов экономическое программирование в различных странах отличалось определенными национальными особенностями. Но в современных условиях, когда перед всеми промышленно развитыми странами стоят общие задачи экономического развития, в системах экономического программирования происходит нивелировка национальных особенностей, хотя по внешней форме и методам в разных странах сложились свои меры программного воздействия на экономику.

Экономическое программирование представляет сочетание трех взаимосвязанных процессов: составление экономического прогноза; разработка мер по реализации составленных прогнозов (по существу, этап планирования); формулировка общих целей экономического развития.

Процедура программирования включает следующие основные

этапы: сбор первичной информации о процессах, происходящих в народном хозяйстве в целом, а также в отдельных отраслях и рынках; выВор целей программы, которая может быть как краткосрочной, так и среднесрочной или долгосрочной; трансформация всей собранной информации во взаимосвязанную программу развития в соответствии с поставленными целями.

При этом краткосрочная программа носит по преимуществу конъюнктурный характер, а среднесрочная и долгосрочная — структурный, ибо исходят из того, что долгосрочный экономический рост может быть реализован только в случае структурных изменений в экономике, осуществляемых с помощью новых капиталовложений. Составление индикативной программы экономического развития основывается на двух принципиально различных по отношению друг к другу типах информации. Одна, универсальная по своему характеру, базируется на данных системы национальных счетов, включающих показатели валового выпуска, промежуточного потребления, валового внутреннего продукта, конечного потребления валовых капиталовложений.

Другая информация формируется путем опросов предприятий и включает данные об объеме и номенклатуре выпускаемой продукции, материальных издержках производства, капиталовложениях, занятости и т. д. Полученная таким образом экономическая информация обобщается, систематизируется и анализируется государственными плановыми органами с целью: оценки состояния экономики и формулирования задач программы развития;

разработки эконометрических моделей, используемых в процессе формирования программы.

Эконометрический подход дает возможность при разработке программы измерить количественные зависимости между основными характеристиками экономических процессов и выявить намечающиеся тенденции негативного и позитивного плана. Экономико-математические модели служат методологической базой для обоснования экономической политики, экономических прогнозов, количественной оценки эффективности государственного регулирования и стимулирования экономики.

Основные задачи экономического программирования, характерные для всех стран, использующих этот метод регулирования развития народного хозяйства, состоят: в стабилизации и ускорении темпов экономического роста; борьбе с инфляцией; осуществлении необходимых структурных сдвигов в производстве; более полном использовании производственных ресурсов; стимулировании научно-технического прогресса; подготовке квалифицированных кадров; повышении конкурентоспособности национального производства.

В процессе экономического программирования главное внимание уделяется принятию инвестиционных решений, в частности: разработке принципов инвестиционной политики; осуществлению программы инвестиций; разработке мер по реализации этих программ.

Основные пути, с помощью которых государство воздействует на реализацию принятой экономической программы, включают объем и структуру расходов государственного бюджета, масштабы и структуру (отраслевую и географическую) государственных капитальных вложений, различные субсидии и льготы, кредитно-денежные методы регулирования.

В наиболее разработанном виде система государственного экономического программирования представляет сочетание долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ. Долгосрочные

программы-прогнозы предназначены для выяснения в самом общем виде будущего состояния национальной экономики. Среднесрочные планы ставят своей задачей конкретизировать, детализировать и, по возможности, представить в количественном выражении весь комплекс государственных мероприятий по стимулированию экономического развития. Краткосрочные программы представляют по существу годовое планирование.

Одним из важнейших инструментов реализации государственных экономических планов является экономическое программирование. Госу­дарственные целевые программы представляют собой неотъемлемую часть системы государственного регулирования экономики. Они вошли в прак­тику во второй половине XX века и нашли широкое применение во Фран­ции, Японии, США и других экономически развитых странах.

Целевая комплексная программа - это увязанный по ресурсам, испол­нителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народ­нохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в уста­новленные сроки.

Государственные целевые программы, как федеральные, так и региональные, по своей функциональной ориентации, бывают социально-экономическими, научно-техническими, инновационными, экологически­ми и т.д.

В социально-экономических программах, как правило, предусматри­вается:

a) решение наиболее важных социально-экономических проблем, что) может привести к крупным позитивным структурным сдвигам в производственной и социальной сферах;

b) мероприятия по социальной поддержке населения, прежде всего! наименее защищенных его слоев, снижению безработицы, развитию социального страхования и т.п.;

с) внедрение новых методов и форм работы учреждений социальной сферы - здравоохранения, образования, культуры; укрепление и развитие ее материально-технической базы;

d) реформирование сферы жилищного строительства и ЖКХ;

e) создание производственных мощностей на базе современных тех­нологий и внедрения высокопроизводительных машин и оборудо­вания, экономичных материалов;

f) организация выпуска импортозамещающей продукции, повышение технического уровня и конкурентоспособности производимых това­ров;

g) создание дополнительных мощностей на действующих предприяти­ях для выпуска "программной продукции" и обеспечение устойчи­вого роста производства, если это необходимо для достижения це­лей программы.

В научно-технических и инновационных целевых программах граж­данского назначения обычно предусматривается:

a) комплекс исследований и разработок по реализации приоритетных направлений научно-технической политики;

b) создание и освоение принципиально новой техники, технологий и материалов, обеспечивающих высокую экономическую эффектив­ность и экологическую безопасность производства;

c) разработку и внедрение методов и средств, обеспечивающих ра­циональное и комплексное использование природных ресурсов, ох­рану окружающей среды.

Экологические целевые программы предназначены для решения сле­дующих задач:

a) осуществление мероприятий по улучшению состояния экологиче­ских систем, рациональному использованию природных ресурсов в контексте устойчивого развития, обеспечению комплексного под­хода к решению природоохранных проблем;

b) разработка системы экологических ограничений и регламентации по выбранным, для программного решения проблемы, природным объектам.

Государственные целевые программы, в зависимости от сроков реали­зации, могут быть: краткосрочными (до 2 лет); среднесрочными (от 3 до 5 лет); долгосрочными (свыше 5 лет).

Любая целевая программа должна содержать:

1) конечную цель;

2) комплекс ресурсов, требующихся для выполнения мероприятий по достижению конечной цели;

3) этапы и сроки реализации программы;

4) головную организацию-исполнителя и состав исполнителей;

5) механизм производственно-хозяйственных связей;

6) систему ответственности и экономического стимулирования.

В нашем случае программно-целевой метод охватывает две стадии принятия управленческого решения:

• формулирование целей развития объекта;

• определение способов достижения этих целей.

Процесс формирования государственных целевых программ, в мето­дологическом аспекте (не путать его с организационно-технологическим), должен включать следующие этапы:

I. Формулирование цели разработки программы (определение це­левой функции).

И. Определение пути и средств достижения цели (определение ка­чественных и логических условий).

III. Расчет объемов ресурсов, необходимых для реализации програм­мы (определение ограничений по ресурсам).

IV. Разработка экономико-математической модели программы.

V. Выбор критерия оптимизации и оптимизация программы.

Разработка целевой программы начинается с формулирования ее це­ли, которая в формальном виде становится целевой функцией. Цель про­граммы обычно выражается в форме задачи достижения определенных экономических и социальных результатов в соответствии со стратегиче­ским планом. Генеральная цель программы дезинтегрируется на цели бо­лее низкого иерархического уровня до выделения элементарных целей. Это делается в согласно методу построения дерева целей. Цель любой го­сударственной целевой программы должна быть обоснована как количест­венно, так и качественно.

При выполнении работ на втором этапе следует помнить, что постав­ленную цель можно достигать разными способами, в которых и пути дви­жения к ней, и используемые средства будут различаться. В связи с этим, разработчикам программы необходимо выявить и систематизировать весь возможный набор способов достижения конечной цели. Решая эту задачу целесообразно сосредоточить усилия как на выработке оптимальной стратегии реализации программы, так на уточнении целевых задач различного иерархического уровня, их увязке по ресурсам и временным возможно­стям.

На этапе расчета ресурсного обеспечения программы определяют весь набор материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов, необходимых для ее разработки и реализации. Все затраты ресурсов делят­ся на следующие виды:

a) прямые затраты - затраты, связанные непосредственно с произ­водством целевой программной продукции;

b) сопряженные затраты - затраты, связанные с производством предметов и орудий труда, которые используются, в свою очередь, в процессе производства целевой программной продукции;

c) смежные затраты - затраты, связанные с производственным по­треблением целевой программной продукции;

d) затраты потребления - затраты, связанные с потреблением целе­вой программной продукции в сфере непроизводственного по­требления.

Определив перечень требуемых ресурсов для целевой программы, разрабатывают дерево ресурсов - иерархически построенный граф, фикси­рующий ресурсные возможности.

После того, как определена и структурирована цель программы, вы­бран предпочтительный способ достижения поставленной цели, рассчита­но ресурсное обеспечение, приступают к составлению экономико-математической модели целевой программы. Чаще всего, это динамиче­ская оптимизационная модель (или система моделей). Модель включает целевую функцию, систему ограничений по ресурсам и времени, логиче­скую связь между действиями, детерминированные и вероятностные связи между отдельными ее параметрами.

Последние этапы разработки целевой программы, связанные с состав­лением ее математической модели и оптимизацией по выбранному крите­рию, являются определенно сложными, требуют от разработчиков хоро­шей математической и технической подготовки. Поэтому на данном пе­риоде целесообразно привлечение специалистов в области математическо­го программирования, статистики, вычислительной техники и ее про­граммного обеспечения.

Государственную целевую программу можно считать окончательно разработанной только после того, как будут выполнены все процедуры по ее оптимизации и будет получен ее оптимальный вариант. Критерием оп­тимизации, чаще всего, является минимум совокупных затрат. Следует за­метить, что именно в этом и состоит суть экономического программирова­ния - в поиске оптимальных управленческих решений.

Целевые программы разрабатываются в виде единого документа, который должен содержать следующие разделы:

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.

2. Развернутая формулировка главной цели и основных задач про­граммы.

3. Подробное описание стратегии решения проблемы.

4. Перечень программных мероприятий с их увязкой по ресурсам и

5. Основные направления действий для достижения главной цели про­граммы.

6. Описание структуры управления реализацией программы.

7. Характеристика механизма управления программой.

8. Оценка результатов реализации программы.

Значительную роль в экономическом программировании играет пра­вильная организация процесса составления и исполнения программ. Сле­дует понимать, что разработка целевой программы (федеральной, регио­нальной, муниципальной) мероприятие непростое и ответственное. Типо­вая организационно-технологическая схема разработки программы пред­ставлена в табл. 8. Недопустимы случаи, когда программы составляются органами исполнительной власти с нарушением технологии, декоративно, в спешке и с единственной целью получить под ее реализацию финансиро­вание. Такая практика, к сожалению, весьма распространенная, дискреди­тирует саму сущность государственного (или муниципального) програм­мирования.

Организация утверждения разработанной целевой программы пред­ставительным органом власти и ее исполнения осуществляется специально созданным для этого органом или путем перераспределения обязанностей существующих структур с использованием различных форм взаимодейст­вия.

Специалисты Российской академии госслужбы (РАГС) предлагают следующую технологию разработки целевых программ федерального уровня 17 .

I. Выбор объекта программы.Таким объектом должна быть узло­вая точка в развитии той или иной системы, обеспечивающая решение проблемы. Кроме этого, поле программы должно быть достаточно узким, чтобы обеспечить необходимую концентрацию наличных ресурсов, и в то

время достаточно широким, чтобы затем расширить фронт "прорыва" обычными рыночными методами.

II. Построение "дерева целей".Прежде всего определяется генеральная цель программы, которая должна однозначной и количественно измеримой. Затем определяется система целей первого уровня, без которых невозможно достижение генеральной цели. Далее, по мере необхо­димости, строятся системы целей (подцелей) других уровней, отличаю­щихся большей детальностью.

III. Построение системы мероприятий.Система мероприятий стро­ится в обратном порядке в сравнении с формированием дерева целей. В начале должны быть реализованы цели самого нижнего уровня, затем бо­лее высокого. Направление движения - от промежуточных целей к гене­ральной. Здесь важна логическая последовательность планируемых меро­приятий.

IV. Структуризация программы.Основным элементом программы является проект, которые в совокупности и образуют ее содержание. Про­екты объединяются в блоки и подпрограммы, распределяются во времени и согласовываются между собой.

V. Оценка затрат иэффективности. Каждый блок программы или подпрограмма в обязательном порядке оцениваются с позиции затратности планируемых мероприятий и их конечной эффективности. Оценка проводится детальная (по проектам) и общая (по программе в целом). Та­кой анализ экономической эффективности делается для своевременной корректировки проектов, выбора возможных источников финансирова­ния. На данном этапе происходит уточнение структуры программы.

VI. Создание целевых структур.Здесь определяются государствен­ный заказчик программы, основной ее исполнитель и соисполнители. Создаются структуры для выполнения отдельных проектов или подпро­грамм, формируется нормативная база, проводится обучение персонала.

VII. Управление реализацией программы и проектов.Для эффек­тивного управления реализацией программы рекомендуется создавать специальные "тройки", включающие заказчика целевой программы, на­учного руководителя и исполнительного директора.

VIII. Контроль и приемка выполненных работ.Работа по этому эта­пу проводиться в течение всего срока реализации программы. Контроль рекомендуется осуществлять независимый от исполнителей программы. Для приемки работ по отдельным проектам необходимо создавать авто­ритетную комиссию, которая должна оценивать полученные результаты и их соответствие программе, а также принимать решение об оплате выполненных работ.

Читайте также: