Литература конца 19 века начала 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. Использует нереалистические образы , нередко – элементы фантастики.

3. Отказывается от линейного повествования и четко выраженного сюжета. Развязка перестает иметь значение.

4. Авторская позиция и авторская оценка героев скрыты. Автор не поучает. Читатель должен сам определить отношение к герою. Значим подтекст.

5. Использует традиционные, широко известные образы мифологии, литературы, переосмысливает, осовременивает культурное наследие. Поднимает проблему традиций и новаторства.

Культурно-исторический процесс в России рубежа 19 – 20 веков

Рубеж 19 – 20 вв. – это радикально новый этап как в мировой, так и в русской культуре. С начала 1890-х гг. до 1917 г. изменились все стороны жизни в России: экономика, политика, наука, техника, культура, искусство. По темпам изменений, глубине перемен, катастрофичности внутренних конфликтов Россия опережала любую страну.

Социально-политическая ситуация

Реформа 1861 г. оказалась неудачной, не решила судьбу крестьянства. Как следствие, в России укоренился марксизм – разновидность социализма, философское, экономическое и политическое учение, основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основа марксизма следующая. В капиталистическом обществе человек отчужден от продуктов собственного труда, лишен возможностей творческого саморазвития и превращен в винтик производственного процесса. Марксизм делает ставку на развитие промышленности и рабочий класс – пролетариат. Этот новый класс должен быть свободен от собственности, объединен общественным трудом в коллективе и готов к организованной борьбе за равенство, свободу и справедливость, к построению коммунистического общества. В новой литературе в связи с этим появляется образ человека бунтующего, бунтарские мотивы – например, в творчестве Горького, в искусстве футуристов.

Участие России в I Мировой войне поставило страну на грань катастрофы, была подорвана экономика страны. В феврале 1917 г. политики-радикалы, противостоящие властям, предприняли чрезвычайные меры, в результате которых Николай II отрекся от престола и было сформировано Временное правительство. Хаос, охвативший страну, привел к захвату власти большевиками. Октябрьская революция завершилась созданием нового, советского правительства – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В итоге было создано социалистическое государство с новым политическим курсом и идеологическими установками.

Наука и культура

Менялись и условия бытования искусства. Урбанизация (процесс повышения роли городов в развитии общества), увеличение городского населения, изменения в сфере народного просвещения привели к росту зрительской и читательской аудитории. Искусство получило возможность влиять на духовную жизнь страны, быть рупором идей. Культура разделилась на массовую и элитарную.

Изменилась картина художественных направлений и течений; одновременно существовали разные эстетические системы. Самыми крупными литературными направлениями стали реализм и модернизм, но и они были внутренне разнообразны, изменчивы, имели промежуточные формы.

Специфическая примета культуры рубежа веков – синтетизм (взаимодействие разных видов искусства). Расцвет переживает театральное искусство, самое синтетичное по своей природе. Нередки были случаи творческого универсализма: М. А. Кузмин был поэтом и композитором, поэты-футуристы занимались изобразительным искусством. Жанровые обозначения могли заимствоваться из смежных искусств: А. Н. Скрябин свои симфонические произведения называл поэмами, А. Белый свои литературные произведения – симфониями.

Ру­беж 19 и 20 вв. в рус. ли­те­ра­ту­ре – вре­мя за­ро­ж­де­ния и ста­нов­ле­ния но­вых ху­до­же­ст­вен­ных сис­тем, по­яв­ле­ние ко­то­рых вы­зва­но кар­ди­наль­ны­ми сдви­га­ми в ми­ро­ощу­ще­нии, ра­ди­каль­ным пе­ре­ос­мыс­ле­ни­ем взаи­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и ми­ра. Не­боль­шой по про­тя­жён­но­сти от­ре­зок вре­ме­ни ока­зался на­сы­щен­ным со­бы­тия­ми эпо­хально­го мас­шта­ба (вой­ны, ре­во­лю­ции), что на­ло­жи­ло осо­бую пе­чать на эс­те­тиче­ское соз­на­ние и лит. твор­че­ст­во. Сме­ща­ют­ся ори­ен­ти­ры и цен­но­сти, ка­зав­шие­ся не­зыб­ле­мы­ми: со­ци­аль­но-ис­то­ри­че­ский оп­ти­мизм, ве­ра в ра­цио­наль­ное на­уч­ное зна­ние и, вме­сте с тем, в веч­ные на­ча­ла на­род­ной жиз­ни не­ред­ко под­вер­га­ют­ся те­перь со­мне­нию, ус­ту­пая ме­сто ин­ди­ви­дуа­лиз­му, тя­го­те­нию к ир­ра­цио­наль­но­му, эс­ха­то­ло­ги­че­ским на­строе­ни­ям. На­пря­жён­ный по­иск эс­те­ти­че­ских идеа­лов, со­от­вет­ст­вую­щих но­во­му ми­ро­ощу­ще­нию, при­во­дит к по­яв­ле­нию мно­го­чис­лен­ных ли­те­ра­тур­ных школ, групп и на­прав­ле­ний.

Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.

Русская литература в конце XIX — начале XX века

Федор Михайлович Достоевский. Портрет работы В. Г. перова. 1872 год.

Федор Михайлович Достоевский. Портрет работы В. Г. перова. 1872 год.

Конец XIX и начало XX в.— исключительно важный этап в развитии русской литературы. В этот период она оказывает наибольшее влияние на литературы других стран как запада, так и востока, а в ней самой резко обостряется борьба двух культур и закладываются основы будущей, качественно новой литературы социалистического реализма.

Лев Николаевич Толстой. Портрет работы Н. Н. Ге. 1884 год.

Лев Николаевич Толстой. Портрет работы Н. Н. Ге. 1884 год.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Портрет работы И. Н. Крамского. 1879 год.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Портрет работы И. Н. Крамского. 1879 год.

Романы Достоевского насыщены трагизмом; обнажая кризис и противоречия, художник не находит выхода и оставляет их в катастрофической напряженности.

Антон Павлович Чехов. Фотография 1899 года.

Антон Павлович Чехов. Фотография 1899 года.

К началу нового столетия в русской литературе оформились новые течения. Вступление России в фазу империализма, буржуазная реакция на широкий общественный подъем подготовили почву для появления первых русских декадентов. Выступив с ревизией реализма, они провозгласили, что реализм изжил себя, и демонстративно заявили об отходе от общественной тематики. Русское декадентство с его эстетским аморализмом, индивидуализмом, погружением в мистические сны оказало значительное влияние на новые, так называемые модернистские направления этого времени.

Александр Александрович Блок. Фотография 1907 года.

Александр Александрович Блок. Фотография 1907 года.

0f4b70c0f01b


19 век в русской литературе был временем господства критического реализма. Творчество Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Л. Н. Толстого, Чехова и других великих писателей выдвинуло русскую литературу на первое место. В 90-е годы в России на борьбу с самодержавием поднялся пролетариат.

Писатель, если только он
Волна, а океан - Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.

Произведения критических реалистов, пришедших в литературу в 1890-1900 годы, были лишены той громадной обобщающей силы, которая отличала великие творения русских классиков. Но и эти писатели глубоко и правдиво изображали отдельные стороны современной им действительности.

Мрачные картины нищеты и разорения русской деревни, голода и одичания крестьянства встают со страниц повестей И. А. Бунина (1870 – 1953). Фото 1 .

Ряды пролетарских писателей возглавил Горький, с огромной художественной силой выразивший героический характер новой эпохи.

Начав свою литературную деятельность с ярких, революционно-романтических произведений,

Горький в период первой русской революции заложил фундамент реализма высшего типа – реализма социалистического.

Вслед за Горьким пути к социалистическому реализму прокладывал
А. С. Серафимович (1863-1945) – один из самых ярких и своеобразных писателей пролетарского лагеря.

Важнейшими из них были:

символизм (К. Бальмонт, А. Белый, Ф. Сологуб);

акмеизм (Н. Гумилёв, О. Мандельштам, А. Ахматова);

футуризм ( В. Хлебников, Д. Бурлюк).

С символизмом было связано творчество двух крупнейших русских поэта: Блока и Брюсова, которые глубоко чувствовали неизбежность гибели уродливого старого мира, неотвратимость надвигающихся социальных потрясений. Оба они сумели вырваться из узкого круга упаднических настроений и порвать с декадентством.
Их зрелое творчество было пронизано глубокими, взволнованными раздумьями о судьбах родины и народа.

В рядах футуристов начал свой творческий путь Владимир Маяковский, но очень скоро он преодолел их влияние.
В его дооктябрьской поэзии с огромной силой прозвучала ненависть к старому миру, радостное ожидание грядущей революции.

Проникнутое революционной романтикой и глубоким пониманием закономерностей жизни творчество Горького, тонкий лиризм тревожно-страстной поэзии Блока, бунтарский пафос стихов молодого Маяковского, непримиримая партийность пролетарских писателей – все эти многообразные достижения русской литературы конца 19 – начала 20 веков были восприняты литературой социалистического общества.

Читайте также: