Возрастная структура заболеваемости детей и подростков кратко

Обновлено: 18.05.2024

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков. По данным Минздрава РФ, заболеваемость детей всех возрастных групп за последние пять лет значительно возросла. Частота

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков. По данным Минздрава РФ, заболеваемость детей всех возрастных групп за последние пять лет значительно возросла. Частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 80%, мочеполовой — на 90%, нервной системы и органов чувств — на 35%, системы кровообращения — на 56%, болезней крови и кроветворных органов — на 123%, болезней эндокринной системы — на 90%.

Данные специальных углубленных исследований свидетельствуют о том, что со здоровьем детей, особенно школьного возраста, сложилась неблагоприятная ситуация. Нужно подчеркнуть следующие особенности негативных изменений здоровья школьников в современных условиях: стремительный рост числа хронических социально значимых болезней; снижение показателей физического развития (децелерация и трофологическая недостаточность); рост психических отклонений и пограничных состояний; рост нарушений в репродуктивной системе; увеличение числа детей, относящихся к группам высокого медико-социального риска.

Интерес представляет анализ наиболее значимых причин, влияющих на ухудшение соматического, физического, психического и репродуктивного здоровья.

Критические периоды развития относятся к тем фазам внутриутробной жизни, в которые эмбрион и плод наиболее чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, что ведет к формированию врожденных пороков и внутриутробной гипотрофии. Однако критические периоды существуют и в постнатальном развитии ребенка и определяются особым состоянием ЦНС, иммунной системы, обмена веществ и энергии

Большинство хронических болезней человека имеет мультифакториальную природу — они развиваются при наличии наследственного предрасположения (диатезов) и при соответствующем воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды, в том числе социальных, экологических, метеотропных [9, 12, 14].

У детей участились случаи так называемого трофологического синдрома, или трофологической недостаточности, когда дисгармоничное физическое развитие не только характеризуется снижением функциональных резервов организма, но и сопровождается замедлением полового созревания и развитием соматических болезней. Известно, например, что низкая масса при нормальных значениях длины тела в 5,3 раза повышает риск развития хронических болезней; высокая масса тела при нормальных значениях длины тела — в два раза увеличивает риск развития любой патологии (36). Есть также данные о том, что у детей с низким физическим развитием на два-три года задерживается возраст менархе.

В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).

Согласно современной концепции [19], между состоянием полного здоровья и инвалидностью лежит широкий спектр переходных состояний (в случае прогрессирующего хронического процесса, но не травмы, острого заболевания или врожденного порока). Этот спектр отличается непрерывностью в ряду: полное здоровье (норма) и варианты нормы — функциональные отклонения — неспецифические синдромы и пограничные состояния — хроническая болезнь — декомпенсация (утрата) функций — инвалидность.

Из-за нечеткости критериев групп здоровья детей по С. М. Громбаху [13], принятых в практике работы врачей-педиатров, динамика показателей здоровья детей прослеживается плохо. Правильнее ориентировать педиатров не столько на группы здоровья, сколько на медико-социальные группы. Подавляющее большинство детей I и II групп хорошо адаптированы в социальном и функциональном отношении и, по сути дела, здоровы. Поэтому врача должно больше волновать не столько малое число детей, относимых к I группе здоровья, сколько рост числа больных III, IV, V групп.

В практическом плане принцип распределения детей по группам здоровья должен быть подчинен концепции мониторинга детей группы высокого риска, связанного с формированием стойких отклонений в состоянии здоровья, хронических форм патологии и соответственно с применением по отношению к ним программ абилитации и реабилитации. Концепция риска заболевания ребенка должна стать ведущей [9].

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который, в понимании П. К. Анохина [3], проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа). Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и дерепрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Задержка процессов переключения генов, связанная с воздействием вредных факторов среды, ведет к гетерохронии развития отдельных органов или физиологических систем. Такой эффект проявляется в виде гетерохронной дисплазии, когда дифференцировка тканевых структур отстает от хронологического возраста, ткани содержат клетки эмбрионального типа. Такое состояние, нередко скрытое, было обнаружено еще в 30-е годы В. Г. Штефко и продолжено работами его последователей по выявлению гетерохронной дисплазии мозга, почек, легких и др. Установлено, что гетерохронная тканевая дисплазия во многом предполагает развитие хронических заболеваний у детей.

Важная роль в формировании хронических состояний принадлежит нарушениям адаптации организма ребенка к изменениям окружающей среды, возможности взаимодействия с ней на основе биологической, психологической и социальной природы человека [1, 5]. Действительно, здоровье человека представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, когда осуществляется возможность социальных контактов на уровне семьи, коллектива, общества.

Низкий уровень физического и нервно-психического развития, высокая заболеваемость воспитанников интернатов обусловлены воздействием неблагоприятных социально-биологических факторов, влиявших на них как до, так и после рождения, а также спецификой воспитания в закрытых коллективах.

Среди заболеваний, имеющих тенденцию к хронизации у детей, наибольшее распространение получили заболевания нервной системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочевой системы, крови и обмена веществ.

Нервно-психическое здоровье детей в настоящее время вызывает серьезное беспокойство. Как известно, состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье. В первую очередь это касается детей из социально неблагополучных групп. Частота психических заболеваний в детском возрасте к началу 90-х годов в России достигла 15%, а в подростковом возрасте — 20–25%, что в десять раз выше показателя, полученного на основании данных официальной статистики (по обращаемости к психиатру). Распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10–15% [20, 24]. Нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства.

Резкий рост дезадаптации подростков, проявляющийся в девиантных формах поведения, также нередко связан с минимальными мозговыми дисфункциями, с неврозами, психопатиями, характерологическими аномалиями личности, психопатоподобными состояниями [7].

Большой вред здоровью детей и подростков причиняет курение, употребление алкоголя и прием наркотиков. Наркомания в России распространяется угрожающими темпами. За последние пять лет количество наркоманов в стране возросло примерно в 3,5 раза, и, по мнению специалистов, при сохранении подобной тенденции уже в следующем году может превысить уровень в 3 млн. человек. С учетом возраста большинства наркоманов (13–25 лет) под угрозой оказывается фактически треть нового поколения страны. За последние десять лет число смертей от употребления наркотиков выросла среди детей в 42 раза!

Болезни органов дыхания — самая частая патология у детей, причем в возрасте 1–3 лет это острые респираторные инфекции (до 4000 на 1000 детей в год). По-видимому, следует выделить ОРВИ в отдельную подгруппу болезней респираторной системы, ибо это далеко не всегда болезни органов дыхания, а их включение в данную группу не позволяет достоверно судить о динамике серьезных, угрожающих здоровью болезней легких. Заболеваемость детей острой пневмонией составляет 5:1000 и, к сожалению, остается одной из причин младенческой смертности [17, 28].

Болезни сердечно-сосудистой системы стали одной из ведущих проблем педиатрии, связывающих между собой болезни детей и взрослых. Частота врожденных пороков сердца составляет 3-8 на 1000 новорожденных, при этом в России сегодня 80% детей не получают необходимого хирургического лечения.

Резко возросла значимость артериальной гипертонии и гипотонии у детей. Повышенное артериальное давление, по данным Ю. М. Белозерова и соавт. [8], наблюдается у 14,3% школьников 13–14 лет; пониженное артериальное давление, по данным А.Г. Муталова [23], у 10,9%.

Хронические болезни органов пищеварения регистрируются примерно у 6% детей школьного возраста, а если включить в эту группу пищевую аллергию и неясные боли в животе, то эта цифра возрастет до 15% [15]. Генетические факторы играют существенную роль в развитии хронической гастродуоденальной патологии. Так, по данным А. В. Мазурина и соавт. [22], коэффициент наследования хронических гастродуоденита и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки составляет более 0,5; этим в какой-то мере объясняется факт, что геликобактерная инфекция у одних детей вызывает гастродуоденит, а у других — язвенную болезнь.

Одним из основных звеньев распространения геликобактерной инфекции является семейный фактор, при котором передача инфекции происходит в результате тесного контакта между членами семьи [32]. В частности, пилорические геликобактерии определялись у всех родителей и у 70% братьев и сестер в группе детей от года до 14 лет, которые находились на лечении по поводу различных заболеваний верхних отделов ЖКТ и у которых на поверхности слизистой оболочки определялись Н.рylori, хотя 46% их родственников не предъявляли каких-либо жалоб на работу органов пищеварения.

Отмечен рост патологии органов мочевой системы у детей, о чем свидетельствует увеличение за последние десять лет в 2-2,5 раза числа детей, госпитализированных с болезнями почек. Распространенность болезней мочевой системы у детей составляет 33:1000; так, гломерулонефрита — 6:1000, пиелонефрита — 5:1000, инфекции мочевыводящей системы — 23:1000 [16].

Сегодня наблюдается рост числа детей с врожденными и наследственными болезнями почек: в нефрологическом стационаре до 20% больных, причем, согласно данным ЕДТА, именно эти заболевания являются основной причиной хронической почечной недостаточности [25].

Обращает на себя внимание высокая степень распространенности железодефицитных анемий у детей (до 500 на 1000 у детей раннего возраста и порядка 250 на 1000 у более старших детей). Частота гемобластозов у детей имеет определенную тенденцию к росту, составляя, по данным ВОНЦ, на 1988 год 5,4:100 000 детского населения. Ведущее положение в этом перечне занимают лейкозы (около 4:100 000) с некоторым преобладанием у мальчиков, за ними следует лимфогранулематоз (0,7 на 100 000, почти исключительно у мальчиков) и значительно менее часто у детей встречается гистиоцитоз [26].

Структура хронических форм патологии у детей 0–14 лет (на 1000 детей)

Общая структура хронической патологии у детей [11] отражена в таблице.

Если исключить из перечня весьма распространенный хронический тонзиллит (кариес зубов не включен), то распространенность хронической патологии составит около 164:1000, или 16,4%. Несомненно, эти данные варьируют в различные возрастные периоды.

В Российской Федерации в 1996 г., по сведениям Минсоцзащиты, насчитывалось 513,7 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, или 159,1 в расчете на 10 тыс. детей. В США, по данным американской печати, число детей-инвалидов достигает 11% всего детского населения, и далеко не все они обеспечены социальной защитой и медицинской помощью.

По данным РФ, ведущее и преобладающее место в структуре детской инвалидности занимают болезни ЦНС, нарушения умственного развития, а также болезни органов чувств (глаз, органов слуха).

Стресс в настоящее время также нередко является не только причиной психоневротических состояний, но и хронической соматической патологии. Депрессия представляет собой особое проявление последствий стресса. Она может быть самостоятельным заболеванием или последствием подростковых трудностей в поведении, связанных с серьезными событиями — криминальным насилием, расстройствами питания, суицидом, психосоматическими заболеваниями. Депрессия может сопровождаться школьными фобиями, гиперреактивностью, расстройствами внимания, соматическими заболеваниями, начальными стадиями подростковых психозов. В общем виде депрессия у детей имеет вид следующего синдрома: потеря активности, ощущение собственной ничтожности и бесполезности, расстройства сна и аппетита, поведенческие проблемы и психосоматические жалобы

[20, 2]. По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев 30-50% детей шести лет не готовы к школьному обучению. Только 20% юношей призывного возраста полностью соответствуют международным стандартам для службы в армии.

О нарастании частоты хронических отклонений здоровья у детей свидетельствуют такие данные. За период обучения в школе с I по VIII классы число здоровых детей снижается в четыре раза. Число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%, с нервно-психическими расстройствами — с 15 до 40%, с гастроэнтерологическими заболеваниями — в два раза.

За последние десять лет российский подросток похудел на 4–5 кг, 75% школьников не питаются в школе, у многих учащихся отмечается дефицит витаминов; таким образом, налицо все признаки голода – речь уже не идет только о проблемах несбалансированного питания.

В последние годы описан так называемый синдром отличниц, который обусловлен длительным пребыванием школьниц в закрытых помещениях и проявляется гипоксией, гиперкапнией, вегетососудистой дистонией, гиподинамией.

Можно полагать, что неконтролируемый рост хронической патологии – одна из основных причин ухудшения демографической ситуации в России. Под угрозой оказалось здоровье последующих поколений: у больных родителей рождаются больные дети.

Таким образом, срочные мероприятия по охране детского здоровья в России просто необходимы, иначе сегодняшние дети окажутся поколением без будущего.

Литература

Структура заболеваемости детей в разных возрастных группах неодинакова.

В раннем возрасте одно из первых мест занимают недоношенность, дефекты внутриутробного развития.

В последующем первое место во всех возрастных группах занимают воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, грипп, бронхиты, отиты, пневмонии, желудочно-кишечные расстройства. Эта заболеваемость снижается к 3-4 годам.

В школьном возрасте возрастает процент инфекционных заболеваний и травм, ревматизмы, хронического тонзиллита, туберкулезной интоксикации.

Значительное распространение среди детей школьного возраста имеет снижение остроты зрения. По мере обучения в школе процент таких детей возрастает.

Довольно часто у школьников выявляется нарушение осанки (начальные формы сколиозов, сутуловатость, асимметрия плеч и др.).

Уровень заболеваемости детей не везде одинаков. Он зависит от четкости организации и проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий, постановки физического воспитания и медицинского обслуживания детей.

В настоящее время наиболее актуальной проблемой гигиены детей и подростков является разработка действенных мер предупреждения развития близорукости у детей, нарушений опорно-двигательного аппарата, ожирения и др.

Тема: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Процесс обучения детей в современной школе характеризуется высоким уровнем трудности изучаемого материала, ускорением темпа обучения, использованием технических средств обучения.

Участие в учебно-воспитательном процессе приводит к увеличению нагрузки на центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, зрительный и слуховой анализаторы детей.

Организму ребенка свойственны незавершенность развития важных для обучения органов и систем.

В то же время, умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных. Поэтому правильная организация режима занятий, строгое дозирование учебной нагрузки учащихся являются важнейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Организацию учебного процесса необходимо строить с уче­том физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков. Дело в том, что работоспособность орга­низма во время учебной деятельности закономерно изменяется. На рисунке приведена типичная кривая работоспособности.

Вна­чале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой про­дуктивности) и постепенно снижается (период снижения рабо­тоспособности, или утомления). В периоде снижения работо­способности выделяются три зоны: неполной компенсации, ко­нечного прорыва и прогрессивного падения.

Далее должны следовать период отдыха, включающий фазу восстановления функций и фазу ее упрочнения.

Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четвер­ти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требо­вания к учащимся нужно предъявлять тогда, когда работоспособность достигла наи­более высокого уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать конт­рольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прог­рессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо: при этом происходит исто­щение энергетических ресурсов организма, что может отри­цательно сказаться на состоянии здоровья школьника.




У детей длительность периода оптимальной (устойчивой) работоспособности определяется возрастом.

Физиологическая кривая работоспособности учащихся в течение недели, четверти, учебного года отражает указанные выше закономерности (иллюстрируется тем же рисунком).

Одной из основных задач школьной гигиены является правильное нормирование учебной нагрузки. Это достигается путем:

Структура заболеваемости детей в разных возрастных группах неодинакова.

В раннем возрасте одно из первых мест занимают недоношенность, дефекты внутриутробного развития.

В последующем первое место во всех возрастных группах занимают воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, грипп, бронхиты, отиты, пневмонии, желудочно-кишечные расстройства. Эта заболеваемость снижается к 3-4 годам.

В школьном возрасте возрастает процент инфекционных заболеваний и травм, ревматизмы, хронического тонзиллита, туберкулезной интоксикации.

Значительное распространение среди детей школьного возраста имеет снижение остроты зрения. По мере обучения в школе процент таких детей возрастает.

Довольно часто у школьников выявляется нарушение осанки (начальные формы сколиозов, сутуловатость, асимметрия плеч и др.).

Уровень заболеваемости детей не везде одинаков. Он зависит от четкости организации и проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий, постановки физического воспитания и медицинского обслуживания детей.

В настоящее время наиболее актуальной проблемой гигиены детей и подростков является разработка действенных мер предупреждения развития близорукости у детей, нарушений опорно-двигательного аппарата, ожирения и др.

Тема: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Процесс обучения детей в современной школе характеризуется высоким уровнем трудности изучаемого материала, ускорением темпа обучения, использованием технических средств обучения.

Участие в учебно-воспитательном процессе приводит к увеличению нагрузки на центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат, зрительный и слуховой анализаторы детей.

Организму ребенка свойственны незавершенность развития важных для обучения органов и систем.

В то же время, умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных. Поэтому правильная организация режима занятий, строгое дозирование учебной нагрузки учащихся являются важнейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Организацию учебного процесса необходимо строить с уче­том физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков. Дело в том, что работоспособность орга­низма во время учебной деятельности закономерно изменяется. На рисунке приведена типичная кривая работоспособности.

Вна­чале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой про­дуктивности) и постепенно снижается (период снижения рабо­тоспособности, или утомления). В периоде снижения работо­способности выделяются три зоны: неполной компенсации, ко­нечного прорыва и прогрессивного падения.

Далее должны следовать период отдыха, включающий фазу восстановления функций и фазу ее упрочнения.

Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четвер­ти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требо­вания к учащимся нужно предъявлять тогда, когда работоспособность достигла наи­более высокого уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать конт­рольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прог­рессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо: при этом происходит исто­щение энергетических ресурсов организма, что может отри­цательно сказаться на состоянии здоровья школьника.

У детей длительность периода оптимальной (устойчивой) работоспособности определяется возрастом.

Физиологическая кривая работоспособности учащихся в течение недели, четверти, учебного года отражает указанные выше закономерности (иллюстрируется тем же рисунком).

Одной из основных задач школьной гигиены является правильное нормирование учебной нагрузки. Это достигается путем:

Одним из показателей здоровья населения является заболеваемость. В последние годы наблюдается неуклонный рост показателей заболеваемости детей в РФ, увеличение хронических и сочетанных заболеваний, повышение количества детей-инвалидов. В статье проводится изучение заболеваемости детей и подростков. Проанализированы уровень, динамика и структура заболеваемости. Определены основные классы болезней, а также заболевания, уровень которых растет в динамике. В динамике растет распространенность болезней эндокринной, нервной, костно-мышечной, мочеполовой систем, органов пищеварения и болезни кожи и подкожной клетчатки. Прослеживается также снижение заболеваемости по отдельным нозологиям: инфекционные и паразитарные заболевания, новообразования, болезни уха и сосцевидного отростка, глаза и его придаточного аппарата.

Ключевые слова: детское здоровье, динамика заболеваемости детей, структура, заболеваемость по классам болезней.

MAIN TRENDS IN MORBIDITY AMONG CHILD POPULATION

Antonova A.A. 1, *, Yamanova G.A. 2 , Bogovdenova V.F. 3 , Umarova D.N. 4

1, 2 Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia;

Abstract

Morbidity is one of the indicators of population health. In recent years, there has been a steady increase in the incidence rate of children in the Russian Federation, an increase in chronic and associated diseases, and an increase in the number of disabled children. The article deals with the study of the incidence of children and adolescents. The level, dynamics and structure of morbidity are analyzed. The main classes of diseases have been determined, as well as diseases, the level of which is growing in dynamics. In dynamics the prevalence of diseases of the endocrine, nervous, musculoskeletal, genitourinary systems, digestive organs and diseases of the skin and subcutaneous tissue is growing. There is also a decrease in the incidence of certain nosologies: infectious and parasitic diseases, neoplasms, diseases of the ear and mastoid, eye and its adnexa.

Keywords: children’s health, dynamics of children’s morbidity, structure, morbidity by classes of diseases.

Актуальность

Рост заболеваемости среди детского населения объясняется социально-экономическими изменениями условий качества жизни, обучения и воспитания детей, также экологического состояния окружающей среды.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, первичная заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет на 100 тыс. населения в 2018 г. составляет: болезни дыхательной системы – 117384,6; опорно-двигательной – 3201,0; глаза и его придаточного аппарата 5713,3; органов пищеварения – 6471,2 и т.д.

Изучение тенденции роста острой заболеваемости, а также динамики хронизации болезней детей является актуальной проблемой, так как фундамент здоровья граждан закладывается в детском и подростковом возрасте [1], [2], [5]. Целью исследования: установить уровни и основные тенденции заболеваемости детского населения в возрасте 0-14 лет за период 2017-2019 гг. в Астрахани.

Материалы и принципы исследования

Результаты и обсуждение

Детское поликлиническое отделение в 2019 г. обслуживала жителей в количестве 5022 человек (в 2018 г. – 5002 чел., 2017 г. – 5059 чел. на пяти педиатрических участках). Среднее количество детей на педиатрическом участке – 1004 человек (в 2018 г. – 1000, в 2017 г. – 1012).

При анализе первичной заболеваемости в 2019 году отмечается повышение в сравнении с 2018 г. в 1,0 раза, или на 340 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 61,3. В сравнении с 2017 годом общая заболеваемость увеличилась в 1,2 раза, или на 1613 случаев. Показатель на 1000 повысился на 331,0 (табл. 1).

Таблица 1 – Первичная заболеваемость по обращаемости на 1000 населения

Год Первичная заболеваемость
Количество Показатель на 1000
2019 8335 1659,7
2018 7995 1598,4
2017 6722 1328,7

По результатам общей заболеваемости в 2019 году увеличилась в сравнении с 2018г. в 1,0 раза, или на 495 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 90,4.

Среди детей от 0 до 14 лет заболеваемость увеличилась в 1,0 раза, или на 397 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 98,4.

Среди подростков увеличилась в 1,1 раз, или на 98 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 52,2.

В сравнении с 2017 годом общая заболеваемость увеличилась в 1,2 раза, или на 2194 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 449,3.

Среди детей от 0 до 14 лет заболеваемость увеличилась в 1,2 раза, или на 1714 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 446,2.

Среди подростков увеличилась в 1,5 раз, или на 480 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 502,1 (табл. 2).

Таблица 2 – Общая заболеваемость (распространенность) населения на 1000 населения

Возраст 2019 2018 2017
Абсолютное число Показатель на 1000 Абсолютное число Показатель на 1000 Абсолютное число Показатель на 1000
0-17 лет 10712 2133,0 10217 2042,6 8518 1683,7
0-14 лет 9305 2169,5 8908 2071,1 7591 1723,3
15-17 лет 1407 1919,5 1309 1867,3 927 1417,4

При оценке общей соматической заболеваемости отмечается увеличение показателей в сравнении с 2018 г. в 1,1 раза, или на 586 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 108,8.

Среди детей от 0 до 14 лет заболеваемость увеличилась в 1,1 раза, или на 487 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 119,2.

Среди подростков заболеваемость увеличилась в 1,1 раз, или на 99 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 54,1.

В сравнении с 2017 годом общая заболеваемость увеличилась в 1,3 раза, или на 2234 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 456,8.

Среди детей от 0 до 14 лет заболеваемость увеличилась в 1,2 раза, или на 1746 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 452,1.

Среди подростков увеличилась в 1,5 раз, или на 488 случаев. Показатель на 1000 увеличился на 515,5 (табл. 3).

Таблица 3 – Соматическая заболеваемость

Возраст 2019г. 2018г. 2017
Абсолютное число Показатель на 1000 Абсолютное число Показатель на 1000 Абсолютное число Показатель на 1000
0-17 лет 10469 2084,6 9883 1975,8 8235 1627,8
0-14 лет 9069 2114,5 8582 1995,3 7323 1662,4
15-17 лет 1400 1910,0 1301 1855,9 912 1394,5

Среди соматической заболеваемости:

– Злокачественные образования: в 2019 г. выявлен 1 ребёнок (2018г. впервые выявлено 2 детей). Всего на учёте 6 человек, в 2018 году также 6 человек.

Структура соматической заболеваемости от 0 до 14 лет изменилась в сторону прибавления показателей в сравнении с 2018 г. по очередным нозологиям: эндокринной системы и расстройства питания в 1,2 раза, на 84 случаев (2019 – 505, 2018 – 421, 2017 – 263); нервной системы в 1,3 раза, на 105 случаев (2019 – 445, 2018 – 340, 2017 – 315); органов дыхания в 1,0 раза (2019 – 4871, 2018 – 4937, 2017 – 4832); органов пищеварения в 1,3 раза, на 139 случаев (2019 – 581, 2018 – 442, 2017 – 240); кожи и подкожной клетчатки в 1,4 раза, на 70 случаев (2019 – 254, 2018 – 184, 2017 – 119); костно-мышечной системы в 1,2 раза, на 117 случаев (2019 – 586, 2018 – 469, 2017 – 257); мочеполовой системы в 1,4 раза, на 104 случаев (2019 – 387, 2018 – 283, 2017 – 173); врожденные аномалии в 1,1 раза, на 37 случаев (2019 – 282, 2018 – 245, 2017 – 221); травмы и отравления в 1,1 раза, на 18 случаев (2019 – 247, 2018 – 229, 2017 – 165).

Структура общей соматической заболеваемости изменилась в сторону снижения показателей в сравнении с 2018 г. по следующим классам болезней: инфекционные и паразитарные заболевания в 1,7 раза (2019 – 191, 2018 – 326, 2017 – 230); новообразования в 1,0 раза, на 1 случай (2019 – 68, 2018 – 69, 2017 – 52); болезни уха и сосцевидного отростка в 1,6 раза, на 99 случаев (2019 – 169, 2018 – 268, 2017 – 179); болезни глаза и его придаточного аппарата в 1,0 раза, на 16 случаев (2019 – 372, 2018 – 388, 2017 – 272); болезни органов дыхания в 1,0 раза, на 66 случаев (2019 – 4871, 2018 – 4937, 2017 – 4832).

Динамическое наблюдение свидетельствует о том, что болезни респираторной системы занимают главную позицию в регистрируемой заболеваемости.

За период 2017-2019 гг. было отмечено уменьшение заболеваемости детей за счет снижения уровня острой, так и хронической патологии. Значительно уменьшалась заболеваемость детей болезнями уха и сосцевидного отростка, инфекционными и паразитарными. Менее интенсивно уменьшалась – болезни органов дыхания и новообразования.

Структура соматической заболеваемости среди подростков изменилась в сторону увеличения показателей в сравнении с 2018 годом по следующим классам болезней: эндокринной системы в 1,3 раза, на 21 случаев (2019 – 87, 2018 – 66, 2017 – 59); нервной системы в 1,2 раза, на 17 случаев (2019 – 117, 2018 – 100, 2017 -63); глаза и его придаточного аппарата в 1,1 раза на 6 случаев (2019 – 91, 2018 – 85, 2017 – 58); органов кровообращения в 1,0 раза на 1 случай (2019 – 29, 2018 – 28, 2017 – 21); органов дыхания в 1,0 раза на 2 случая (2019 – 448, 2018 – 446, 2017 – 314); пищеварительной системы в 1,0 раза на 2 случая (2019 – 171, 2018 – 169, 2017 – 153); костно-мышечной системы в 1,1 раза на 10 случаев (2019 -149, 2018 – 139, 2017 – 83); кожи и подкожной клетчатки в 2,0 раза, на 20 случаев (2019 -39, 2018 – 19, 2017 – 20); врожденные аномалии в 1,3 раза на 8 случаев (2019 – 35, 2018 – 27, 2017 – 24); травмы и отравления в 1,1 раза на 6 случаев (2019 – 59, 2018 – 53, 2017 – 27).

Структура соматической заболеваемости среди подростков изменилась в сторону снижения показателей в сравнении с 2018 годом:

– инфекционные и паразитарные заболевания в 1,1 раза, на 1 случай (2019 – 7, 2018 – 8, 2017 – 10).

За период с 2017 г. по 2019 г. у подростков отмечен рост травм, отравлений, обусловленных воздействиями внешних причин.

Первые три места в структуре заболеваемости подростков за указанный период остались без изменений — это болезни дыхательной, пищеварительной и костно-мышечной систем.

Отрицательная динамика показателей ортопедической патологии (нарушение осанки, сколиозы) у подростков определяется условиями обучения, школьной нагрузкой.

Рост заболеваемости органов пищеварения (гастриты, гастродуодениты) связано с ухудшением качества питания, стрессом, курением.

Выявленные закономерности имеют общий для РФ характер. В РФ по распространенности данных заболеваемостей также находятся на ведущих местах.

Выводы

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Проведен анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных состоянию здоровья детского населения в разных возрастных группах. Выявлены общие тенденции в заболеваемости детей и ведущие нозологии (болезни костно-мышечной системы, органов дыхания и пищеварения, болезни нервной системы, ЛОР-патология). Во многих исследованиях отмечается сокращение числа здоровых детей до 7,0-10,0% и увеличение функциональных нарушений среди детей уже на ранних этапах развития. Европейское бюро ВОЗ разработало стратегию профилактики, являющуюся, по мнению экспертов, самой эффективной инвестицией в здоровье детей и всего общества в целом. Обзор отечественных исследований показал, что в современных условиях необходим междисциплинарный и интегративный подход с введением новых дисциплин в образовательный процесс по профилактической педиатрии.



1. Курс на оздоровление. Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями / Всемирная организация здравоохранения. – 2006. – 61 c.

3. Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков, 2015–2020 гг. // Европейский региональный комитет ВОЗ, шестьдесят четвертая сессия (Копенгаген, Дания 15–18 сентября 2014). – Копенгаген, 2014. – 25 с.

4. Меренкова В.С. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни / В.С. Меренкова, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. – Т. 3, № 3. – С. 53-80.

6. Богданова Л.В. Состояние здоровья детей в критический период развития / Л.В. Богданова, В.И. Шилко // Уральский медицинский журнал. – 2011. - № 7. – С. 39-42.

10. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации / Л.С. Намазова-Баранова [и др.] // Медицинский совет. – 2014. - № 1. – С. 6-10.

12. Баранов А.А. Профилактическая педиатрия – новые вызовы / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, В.Ю. Альбицкий // Вопросы современной педиатрии. – 2012. – Т. 11, № 2. – С. 7-10.

13. Сабанов В.И. Возрастно-половые градации состояния здоровья детей по результатам профилактических осмотров как первый этап диспансеризации детского населения / В.И. Сабанов, О.Ф. Девляшова, Е.В. Пелих // Вестник Росздравнадзора. – 2016. - № 1. – С. 56-62.

14. Кильдиярова Р.Р. Основы формирования здоровья детей – новая дисциплина в обучении студентов медицинских вузов / Р.Р. Кильдиярова, М.Ю. Денисов // Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. – 2013. – Т. 11, вып. 2. – С. 175-177.

По мнению Европейского сообщества, профилактика на всех этапах жизни является самым эффективным подходом (с экономической и медицинской точек зрения) к инвестиции в здоровье и развитие гармоничного общества [1, с. 2]. Безусловно, индивидуальные характеристики ребенка во многом определяют степень воздействия на него факторов риска (гендерная и этническая принадлежности; генетическая предрасположенность; эмоциональная устойчивость), на первое место среди которых в дальнейшем выходят социальные, экономические и экологические детерминанты (уровень доходов и образования семьи, условия жизни и труда) [1, с. 7].

Именно социальные детерминанты, по мнению экспертов ВОЗ, играют ведущую роль в формировании популяционного здоровья. При снижении адаптационно-компенсаторных возможностей организма на фоне высокой агрессивности факторов окружающей среды и неблагополучного социального портрета матери (алкоголизм, табакокурение, бедность) социальные предикторы способствуют увеличению заболеваемости и инвалидизации детей в критические периоды роста и развития [2].

В перинатальном периоде закладывается фундамент здоровья взрослого населения, определяя дальнейшее развитие организма. Согласно исследованиям ВОЗ, у юных матерей с неблагополучным социальным статусом чаще рождаются дети с низкой массой тела, которая, в свою очередь, является предиктором многих возрастных патологий и напрямую связана с повышенным риском развития ишемической болезни сердца, инсульта, артериальной гипертензии и инсулинозависимого сахарного диабета. На самых ранних этапах жизни важная роль в формировании физического и психического здоровья ребенка принадлежит семье. Так, по данным Европейского сообщества, у лиц, испытавших в детстве жестокое обращение, в последующей жизни наблюдается более высокий риск табакокурения, абдоминального ожирения и алкоголизма на более поздних стадиях жизни [1, с. 7-8].

Современное состояние здоровья детей в Европейском регионе характеризуется высокой детской смертностью в возрасте до пяти лет, особенно в первый месяц жизни, на долю которого приходится 50,0% случаев. Ведущими причинами при этом являются неонатальные патологические состояния (недоношенность, сепсис, асфиксия при рождении), травмы, пневмония и диарея. В возрасте 5–19 лет на первое место выходит дорожно-транспортный травматизм. В структуре непреднамеренных травм дорожные аварии занимают 39,0%, утопления - 14,0%, отравления – 7,0%, пожары и падения - по 4,0%. Непреднамеренные травмы являются причиной 42 000 смертей в возрасте от 0 до 19 лет. Наряду с этим более 10,0% подростков имеют психические нарушения, нервно-психические расстройства являются доминирующей причиной инвалидности среди данной возрастной группы. По частоте распространения среди детей 0-17 лет на первой позиции находятся тяжелые депрессивные расстройства, затем по нисходящей - тревожные расстройства, поведенческие расстройства и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ [3, с. 2-3].

Проведенное исследование показало, что каждый третий ребенок в возрасте 6–9 лет страдает от избыточной массы тела или от ожирения. В группе 11-13-летних детей аналогичные показатели составляют от 5,0 до 25,0%. Согласно прогнозам, более 60,0% детей, имеющих излишнюю массу тела до наступления пубертатного периода, сохраняют подобную тенденцию и в раннем трудоспособном возрасте, что способствует развитию опосредованных взаимозависимых патологий - сердечно-сосудистых заболеваний и инсулинозависимого сахарного диабета [3, с. 3].

Читайте также: