Любовь шопена и жорж санд кратко

Обновлено: 13.05.2024

Болезненный юноша с манерами рыцаря и решительная женщина. Возмутительница общественного вкуса и утонченный музыкант. Жорж Санд и Фредерик Шопен были такими разными. Однако, как известно, противоположности притягиваются. А потому, наверное, нет ничего удивительного в том, что их роман продолжался целых девять лет.

Глаза в глаза

Они начали встречаться – вначале тайно, а потом и открыто. Через несколько месяцев сняли квартиру в одном из тихих районов Парижа. Они были очень разные –интеллигентный, выдержанный Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил ее мужской костюм – в обществе Фредерика она старалась носить платья. Он был единственным человеком в Париже, который называл писательницу ее настоящим именем. Ей же не нравились его консервативность и нерешительность, к тому же Шопен порой был невыносимо капризным. Причины для этого были: здоровье Фредерика действительно оставляло желать лучшего, поскольку с юных лет композитор страдал чахоткой. Иногда его мнительность переходила всякие границы: он мог целые дни проводить в постели в теплом ночном чепце и с пиявками на шее.

Зима на Майорке

Санд решила во что бы то ни стало вылечить любимого. Сказано – сделано. Осенью 1838 года Жорж Санд с детьми и Фредериком отплыли на пароходе из Марселя на Майорку и поселились на окраине Пальмы. Целительный климат Майорки врачи определяли как полезный для легких.

Найти новое жилье было практически невозможно – весть о болезни композитора быстро распространилась по городу. Лишь в отдаленном картезианском монастыре они нашли приют. При этом Шопен потребовал взять с собой пианино, и Жорж Санд наняла целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий.

Время шло, но болезнь Шопена не отступала. Было решено вернуться в Париж, однако больного пассажира не хотел брать на борт ни один корабль. В итоге один владелец судна согласился. Другими пассажирами корабля, везшего семейство на родину, была сотня свиней. При этом Шопен, которого в довершение всех бед настигла морская болезнь, сетовал, что свиньям капитан предоставил лучшие условия, нежели ему…

Кароль и Лукреция

Санд относилась к Шопену как к больному мальчику. Порой она говорила, что живет с тремя своими детьми – и третьим ребенком называла Шопена. Их часто видели на прогулках: Жорж носилась по полям наперегонки с детьми, а Шопен следовал за ними верхом на осле, разодетый, как на званый обед.

…Очень быстро страстный роман стал платоническим – Санд была убеждена, что для выздоровления любимому необходимо воздержание. Впрочем, злые языки поговаривали, что любовник просто надоел писательнице: она не раз признавалась, что в постели Фредерик ведет себя, как старая больная женщина. Но как бы то ни было, всегда восхищавшаяся гениальностью композитора Санд изо всех старалась создавать ему лучшие условия для работы.

Жорж Санд и Фредерик Шопен. Работа Э. Делакруа. 1838 год.

Никто не мог даже предположить, что Жорж Санд и Фредерик Шопен могут влюбиться друг в друга. Слишком уж разными они были — хрупкий болезненный юноша с манерами рыцаря и решительная женщина в мужском костюме, с неизменной сигарой в зубах. Тем не менее их роман продолжался десять лет и сподвиг обоих на создание выдающихся произведений — он писал музыку, она — книги.

Федор Шаляпин и Иола Торнаги. 1890 – 1900 годы.

Фрагмент портрета Фредерика Шопена 1835 года. Художник Maria Wodzińska.

Совсем не медовый месяц


Однако вышло наоборот: в Испании музыканту стало только хуже. Санд ухаживала за ним день и ночь, а тут ещё владелец квартиры узнал о недуге своего постояльца. По законам того времени, мебель и все предметы, к которым прикасался больной, приходилось сжигать — разумеется, оплачивать их стоимость пришлось Шопену и Санд. Самих же молодых выставили за дверь. Поскольку никто не соглашался принять человека, страдающего туберкулёзом, другого жилья они так и не нашли — их приютили лишь в монастыре.

На этом злоключения не закончились. Влюблённым предстояло вернуться в Париж, но все корабли отказывались брать их на борт. После ряда безуспешных попыток всё же удалось уговорить одного из капитанов. Правда, гениальному композитору, блистательной писательнице и двум детям выделили худшую из всех кают — по соседству с загоном для свиней. Как потом говорил Шопен, у этих свиней были условия на порядок лучше, чем у него. Санд же ни на что не жаловалась.

Дети против!

Поначалу они слали друг другу письма, но дочь Санд рассказывала Шопену про измены экс-подруги.

Михаил Булгаков и Фридерик Шопен.

После Шопена

Шопену отношения с эпатажной Санд давались с большим трудом, но многие биографы сходятся во мнении: именно в те годы композитор написал свои лучшие произведения. Их отношения продолжались около десяти лет и принесли обоим много страданий: наверное, счастливый брак и спокойная семейная жизнь — слишком сложное понятие для двух гениев под одной крышей. Но об их романе помнят до сих пор. Даже спустя почти две сотни лет.

Он был хрупким, романтичным, почти библейской красоты композитором, а она – не только скандальной писательницей, но и женщиной, чья этажность потрясала Европу. И тем не менее, Фредерик Шопен и Жорж Санд соединили свои судьбы в романе, который продлился десять лет и стал вдохновением для ряда как музыкальных, так и литературных произведений.


Жорж Санд, 1865 год

Амандин Аврора Дюпен (именно такое имя было дано Жорж Санд при рождении) была писательницей и предвестницей феминизма, а на публике почти всегда показывалась в мужском костюме и с сигарой. Она вышла замуж за флегматичного барона Дюпена, когда ей было всего 19 лет, и бросила его спустя девять лет, чтобы с головой отдаться своим романтическим страстям.


Фредерик Шопен, 1849 год

Жорж Санд и Фредерик Шопен познакомились на ужине у любовницы Франца Листа, графини д’Агу. Молодой композитор развлекал гостей игрой на фортепиано. Хозяйка дома решила, что двум творческим личностям, возможно, будет интересно познакомиться друг с другом. Но у Шопена эта встреча оставила лишь неприятный осадок, о чем он поделился с другом:

Это и неудивительно, что Шопена с его изысканными манерами, с его чувством прекрасного шокировало эпатажное поведение писательницы на публике и ее внешний вид. Что касается Жорж Санд, то писательница с первой же встречи была поражена польским виртуозом.

Они прибыли на Майорку уже как настоящая семья, но счастье их продлилось недолго. Несмотря на то, что Жорж Санд ухаживала за Шопеном каждый день, его здоровье в Испании лишь ухудшилось. А как только владелец дома узнал, что молодой композитор болен, то тотчас же приказал им покинуть помещение: по законам того времени все вещи и мебель, к которым прикоснулся больной туберкулезом полагалось сжечь. Стоимость пропавшего имущества пришлось оплачивать Шопену и Санд. Они долго и упорно пытались найти новое жилье, но никто не соглашался помочь им. Поэтому единственное прибежище, в котором их семье отказать не могли, был монастырь. Хотя и там долгое время нрав Жорж Санд не могли выдержать, ведь для монастырских стен женщина, одетая в мужское платье и курящая сигары, была слишком сильным потрясением.

Весной 1841 года Жорж Санд и Фредерик Шопен возвращаются во Францию. Влюбленные принимают у себя Гейне, Бальзака, Делакруа. Шопену это изысканное общество приходится по вкусу, к тому же все знаменитые гости трепещут от его музыки.


Детям Жорж Санд увлечение их матери тоже не нравилось. Сын Морис постоянно ревновал мать к Шопену. И в 1846 году, после сильной ссоры с Морисом, Фредерик Шопен заявляет о своем твердом решении покинуть их дом. Санд же принимает сторону сына и не удерживает своего партнера.

А вот уже повзрослевшая дочь Санд, Соланж, напротив настраивала композитора против Санд. По некоторым слухам, она и сама была влюблена в Шопена. Об этом свидетельствует их тесная дружба вплоть до самой кончины композитора. Соланж в своих письмах постоянно рассказывала Шопену о новых увлечениях и любовниках Жорж Санд, причиняя ему муки ревности и отдаляя от матери. Позже Жорж Санд напишет Шопену:

Постепенно переписка Шопена и Жорж Санд прекратилась, и они вовсе утратили связь. Встретились после этого лишь случайно в марте 1848 года. Об этой встрече Санд написала так:


Памятник Фредерику Шопену и Жорж Санд в Париже

Отношения с Санд для Шопена всегда были непростыми. Генрих Гейне так писал о великом композиторе:

Несмотря на то, как нелегко было Шопену жить в атмосфере эпатажа и постоянного надрыва, все же многие исследователи сходятся во мнении, что свои лучшие произведения композитор написал именно в период их совместной жизни. Так или иначе, сокровищница мирового искусства стала намного богаче благодаря этому роману…

Фредерик Шопен и Жорж Санд

Фредерик Шопен и Жорж Санд

Было трудно найти более неподходящих друг другу людей, чем писательница Аврора-Люсиль Дюпен, баронесса Дюдеван, или просто Жорж Санд, и композитор Фредерик Шопен.

Жорж Санд

Эдуард Луи Дюбуфе,

Эдуард Луи Дюбуфе, "Портрет Жорж Санд", холст, масло

Аврора-Люсиль Дюпен была сильной и независимой. К моменту встречи с Фредериком Шопеном она уже успела побывать замужем, стать известной писательницей и шокировать Париж своим внешним видом. Однако ее прогулки в мужском костюме, в высоких сапогах и с сигарой в зубах не мешали ей иметь множество поклонников.

Кто-то восхищался ее талантом, кто-то считал ее распутной женщиной…

И у нее было двое детей.

Фредерик Шопен

Тома Кутюр,

Тома Кутюр, "Фредерик Шопен", холст, масло, 46х38

Фредерик Шопен - голубоглазый мечтательный красавец хрупкого телосложения, обладающий врожденной грациозностью, желанный гость в лучших домах Франции.

Внешне он был похож на грустного принца, который находится в поиске своей прекрасной принцессы.

И он находился в поиске, ведь ему было всего 26, а со своей возлюбленной, Марией Водзиньской, он расстался.

История любви

Фредерик Шопен и Жорж Санд

Фредерик Шопен и Жорж Санд

Был один из самых обычных вечеров, Фредерик Шопен на светском приеме играл на фортепиано.

Хозяйка решила познакомить гениального композитора с популярной писательницей.

Однако Жорж Санд не произвела никакого впечатления на Шопена: он был шокирован ее внешним видом, она показалась ему весьма неприятной особой.

Бывая на одних и тех же вечерах, Жорж Санд и Фредерик Шопен постепенно начали общаться.

Писательница была умна, образованна, с ней было приятно поговорить. И она уже не раздражала композитора.

Жорж Санд

Жорж Санд

Его чувства стали совсем иными. И при Шопене – удивительное дело! - Жорж Санд появлялась только в платьях.

Прошло время, и они стали жить вместе.

Действительно, они были очень разными. Он интеллигентен – она вспыльчива, он капризничал, как ребенок, и в случае недомогания мог проваляться целый день на постели с пиявками на шее – она же устраивала мелкие ссоры. Но они были счастливы.

И их счастье омрачали только две проблемы: чахотка композитора и сложные отношения с детьми Жорж Санд.

Сын писательницы ревновал мать к постороннему мужчине, а дочь, влюбленная в отчима, пыталась всячески настроить его против матери, рассказывала Шопену про нее всякие гадости.

Фредерик Шопен

Фредерик Шопен

Однако отдых испортили проливные дожди, и Фредерик стал чувствовать себя хуже.

Пришлось Жорж Санд превратиться в сиделку.

Она ухаживала за возлюбленным, своими руками готовила ему целебные отвары и микстуры, ночами сидела у его постели.

Когда хозяин дома узнал, чем болен Шопен, он попросил семейство съехать и оплатить стоимость всех вещей, которые находились в доме. Ведь после того, как к ним прикасался больной, закон предписывал их сжечь!

Поиски другой квартиры не имели успеха: горожане, наслышанные о болезни композитора, отказывали Жорж Санд…

И только в отдаленном монастыре удалось найти приют. Здоровье Шопена все ухудшалось, и было принято решение вернуться во Францию.

Но трудности подстерегали их и здесь. Найти для больного корабль оказалось задачей не из легких.

Жорж Санд и Фредерик Шопен

Жорж Санд и Фредерик Шопен

Жорж Санд удалось уговорить только хозяина одного судна, и он предоставил им плохонькую каюту с ужасной мебелью (сжигать хорошие вещи было жалко). И основными пассажирами этого судна были свиньи.

Во Франции семейство поселилось в поместье Жорж Санд. Фредерик по-прежнему болел, сын ревновал мать, а дочь рассказывала про мать отчиму всякие гадости. Все было по-прежнему…

Так постепенно отношения сошли на нет. Однажды музыкант собрал вещи и ушел.

Останавливать его Жорж Санд не стала.

Первое время они писали друг другу письма, но вскоре прекратились и они.

Их последняя встреча была случайной. Жорж Санд хотела заговорить с бывшим возлюбленным, но композитор прошел мимо…

Это было за полтора года до его смерти. 17 ноября 1849 года композитора не стало.

Они расстались, но друг друга не забыли. И последние слова композитора были о бывшей возлюбленной, Жорж Санд: "Она обещала, что я умру в её объятьях…"

А Жорж Санд узнала о смерти возлюбленного из газет. Она пережила его на 27 лет.

Единственное, что всегда заставляло ее плакать - это звуки вальсов Шопена.

Магия его музыки и смелость ее романов – все это плоды любовного союза двух талантливых людей, так непохожих друг на друга: мужественной писательницы-феминистки Жорж Санд и по-детски ранимого композитора Фредерика Шопена.

Их история окутана тайнами и домыслами, им было суждено разлучиться, но даже на смертном одре Шопен думал о ней. Что же кроится за всем этим? Подробности их отношений – в этой статье.

Загадки романа этих двух людей до сих пор пытаются разгадать поклонники их творчества

От рождения до судьбоносной встречи

Фредерик родился в 1810 году в простой семье. Его отец, посвятивший свою жизнь преподаванию, когда-то переселился из Франции в Польшу. Сын и другие дети воспитывались в любви, поэтому все они выросли весьма одаренными личностями.

Маленький Шопен с младенчества воспринимал музыку особенно чутко и уже в 7 лет написал композицию, которую местные газеты признали шедевром. Неудивительно, что через несколько лет он стал признанным гением.

Жорж Санд, а на самом деле Аврора Дюпен (первое имя – литературный псевдоним) появилась на свет в 1804 году в результате неравного брака между аристократом и дочерью птицелова. Бабушка будущей писательницы так и не приняла невестку в дом. Аврора находилась постоянно между двух огней. А после смерти отца свекровь и вовсе забрала внучку жить к себе. И как бы ни было тяжело на сердце у матери, она не возражала, обеспечив ей таким образом хорошее воспитание и наследство.

Маленькая Аврора

Разлука со столь близким ей человеком не могла не сказаться на ребенке. Тоска по маме с возрастом переросла в бунты. Чтобы как-то усмирить внучку, графиня отдает ее на воспитание в монастырь. Раненная душа Авроры со всем усердием погрузилась в духовную жизнь. Вскоре в ней стало зреть желание быть монахиней, но и тут бабушка вмешалась в ее судьбу, решив выдать ее замуж.

Еe брак не увенчался успехом, несмотря на то, что в семье родилось двое детей.

Дети писательницы: Морис и Соланж Дюдеван

Не находя любви в объятиях мужа, Аврора сменила несколько любовников. Она понимала, что так не может продолжаться и, бросив все, уехала от супруга в Париж. Чтобы как-то обеспечить свою жизнь, она занялась литературным творчеством, что и стало ее призванием.

Встретил по одежке

Детство без матери и несчастливый брак закалили Жорж. Она не признавала общественные нормы, что отразилось и на ее внешнем виде: всегда в мужском костюме и с сигарой в зубах. Именно такой она и предстала перед Шопеном в день их первой встречи. Случилось это на одном из светских приемов.

Санд сразу прониклась к музыкальному гению теплыми чувствами, что нельзя сказать о нем. Он был шокирован ее внешним видом и даже усомнился, что под мужским сюртуком может скрываться женщина.

Втайне от всех

Череда совместных встреч открыла композитору тонкую творческую натуру Жорж. Кроме того, в ней он увидел силу, к которой так стремилась его ранимая душа.

Они держали свой роман в секрете, ведь французское общество не погнушалось бы посплетничать о любовной интриге скандально известной своими ухажерами писательнице с гением моложе ее на несколько лет. Но их отношения становились все крепче и серьезнее, дальше скрывать было невозможно.

Совместная жизнь

Они перебрались жить в поместье, доставшееся Жорж от бабушки. Там писательница создавала романы под звуки фортепиано, на котором композитор оттачивал свои гениальные вальсы. Окруженные природой, запахом роз, пением птиц и вдохновленные друг другом они в этот период создали множество шедевров.

Фредерик и Жорж в один из творческих вечеров

До сих пор остается загадкой, как вспыльчивая и эпатажная Санд уживалась с робким, но в то же время капризным Шопеном.

Гостями их дома были Гейне, Бальзак, Лист, Делакруа и Берлиоз.

Испытание болезнью

Туберкулез подкосил здоровье музыкального гения, и пара перебралась на время в Испанию, чтобы местный целительный климат излечил его. Но болезнь не отступала. Санд ни на минуту не отходила от его постели.

Женщина часто называла своего любимого ее третьим ребенком и признавалась, что испытывала к нему материнские чувства.

Узнав о чахотке, хозяин квартиры, которую они снимали, потребовал немедленно освободить апартаменты. Не найдя другого убежища, они приютились в одном из монастырей. Но больному становилось хуже, и было решено вернуться домой.

Ни один капитан не хотел брать их на борт из-за болезни мужчины. В итоге им удалось попасть на корабль, на котором они добрались до Франции в каюте по соседству со свинарником.

Дети против

Но и дома пара не находит покоя. Дети Жорж не скрывают своего неодобрения к выбору матери. Кроме того, на нее сваливается ответственность за всю семью – больной Фредерик не способен помогать ей. Его частые капризы становятся причинами скандалов в доме. В итоге их союз рушится, и Шопен покидает Санд навсегда.

Даже после разлуки дочь писательницы продолжает портить добрые отношения между гениями. Она не раз писала композитору о новых ухажерах матери, многие из которых были ей выдуманы. Существует мнение, что юная Соланж была тайно влюблена в него.

На смертном одре

После расставания бывшие возлюбленные встретятся еще один раз. Жорж, в которой до сих пор теплилась надежда на его возвращение, подойдет к когда-то родному для нее человеку. Но он, не приняв ее жеста, отвернется и уйдет.

Читайте также: