Символизм и модерн кратко

Обновлено: 30.06.2024

2. Использует нереалистические образы , нередко – элементы фантастики.

3. Отказывается от линейного повествования и четко выраженного сюжета. Развязка перестает иметь значение.

4. Авторская позиция и авторская оценка героев скрыты. Автор не поучает. Читатель должен сам определить отношение к герою. Значим подтекст.

5. Использует традиционные, широко известные образы мифологии, литературы, переосмысливает, осовременивает культурное наследие. Поднимает проблему традиций и новаторства.

Культурно-исторический процесс в России рубежа 19 – 20 веков

Рубеж 19 – 20 вв. – это радикально новый этап как в мировой, так и в русской культуре. С начала 1890-х гг. до 1917 г. изменились все стороны жизни в России: экономика, политика, наука, техника, культура, искусство. По темпам изменений, глубине перемен, катастрофичности внутренних конфликтов Россия опережала любую страну.

Социально-политическая ситуация

Реформа 1861 г. оказалась неудачной, не решила судьбу крестьянства. Как следствие, в России укоренился марксизм – разновидность социализма, философское, экономическое и политическое учение, основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основа марксизма следующая. В капиталистическом обществе человек отчужден от продуктов собственного труда, лишен возможностей творческого саморазвития и превращен в винтик производственного процесса. Марксизм делает ставку на развитие промышленности и рабочий класс – пролетариат. Этот новый класс должен быть свободен от собственности, объединен общественным трудом в коллективе и готов к организованной борьбе за равенство, свободу и справедливость, к построению коммунистического общества. В новой литературе в связи с этим появляется образ человека бунтующего, бунтарские мотивы – например, в творчестве Горького, в искусстве футуристов.

Участие России в I Мировой войне поставило страну на грань катастрофы, была подорвана экономика страны. В феврале 1917 г. политики-радикалы, противостоящие властям, предприняли чрезвычайные меры, в результате которых Николай II отрекся от престола и было сформировано Временное правительство. Хаос, охвативший страну, привел к захвату власти большевиками. Октябрьская революция завершилась созданием нового, советского правительства – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В итоге было создано социалистическое государство с новым политическим курсом и идеологическими установками.

Наука и культура

Менялись и условия бытования искусства. Урбанизация (процесс повышения роли городов в развитии общества), увеличение городского населения, изменения в сфере народного просвещения привели к росту зрительской и читательской аудитории. Искусство получило возможность влиять на духовную жизнь страны, быть рупором идей. Культура разделилась на массовую и элитарную.

Изменилась картина художественных направлений и течений; одновременно существовали разные эстетические системы. Самыми крупными литературными направлениями стали реализм и модернизм, но и они были внутренне разнообразны, изменчивы, имели промежуточные формы.

Специфическая примета культуры рубежа веков – синтетизм (взаимодействие разных видов искусства). Расцвет переживает театральное искусство, самое синтетичное по своей природе. Нередки были случаи творческого универсализма: М. А. Кузмин был поэтом и композитором, поэты-футуристы занимались изобразительным искусством. Жанровые обозначения могли заимствоваться из смежных искусств: А. Н. Скрябин свои симфонические произведения называл поэмами, А. Белый свои литературные произведения – симфониями.

Модерн и символизм развивались параллельно в искусстве рубежа XIX–XX веков. Стиль модерн воплощал идеи символизма, в то время как символизм как художественное направление транслировал свои идеи с помощью пластического языка модерна. Но несмотря на близость мотивов и образов, модерн и символизм имели разные истоки и разную идейную платформу. Как все же различить символизм и модерн? Где они пересекаются? И где проходит граница между понятиями направления и стиля в искусстве?

Добавить в избранное

Содержание статьи

Стиль и направление

Государственная Третьяковская галерея

Символизм — направление в европейской и русской культуре рубежа XIX–ХХ веков, отразившееся в поэзии, литературе, изобразительном искусстве, театре, музыке. В эпоху символизма все формы духовной и творческой деятельности — философия, религиозные поиски, поэзия, изобразительное искусство — стремятся обогатить выразительные средства друг друга и прийти к общекультурному синтезу.

Государственная Третьяковская галерея

Модерн — последний большой общеевропейский стиль, на основе которого воплотился синтез различных форм пространственных и изобразительных искусств. Формирование стиля происходит на рубеже XIX–ХХ веков. Во Франции его называют ар-нуво, в Германии — югендстиль, в Австрии — cецессион, в России — модерн. Стиль начал набирать силу в начале 1890-х годов, в 1900-х он пережил расцвет и развивался до середины 1910-х годов.

Истоки

Государственная Третьяковская галерея

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Символизм и модерн как стилистические направления начала XX века Трусова Д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Символизм и модерн как стилистические направления начала XX века Трусова Д.

Символизм и модерн
как стилистические направления начала XX века
Трусова Д. 31 группа, история

Начало XX века в мире характеризуется большим количеством направлений.

Начало XX века в мире характеризуется большим количеством направлений в искусстве. Естественно, Россию это не обошло.

В презентации пойдёт речь всего о двух направлениях того периода: стиль модерн (только в изобразительном искусстве) и символизм (в поэзии).
Начало XX века

Модерн Модерн расцвёл ещё в 90-е годы XIX века. В 1898 году было создано.

Модерн – одно из течений в модернизме, этот стиль противопоставил себя.

Модерн – одно из течений в модернизме, этот стиль противопоставил себя нетворческому воспроизведению стилей прошлого. Модерн отказался от прямых линий (применялся растительный орнамент). Рассмотрим этот стиль в творчестве русских художников

Мир искусства Мир искусства — художественное объединение, сформировав.

Константи́н Андре́евич Со́мов Константин Сомов родился 18 (30) нояб.

Леон Бакст Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилеви.

Творчество Бакста Л.

Творчество Бакста Л.

Серге́й Васи́льевич Малю́тин Серге́й Васи́льевич Малю́тин (22 сентября.

Серге́й Васи́льевич Малю́тин
Серге́й Васи́льевич Малю́тин (22 сентября (4 октября) 1859, Москва — 6 декабря 1937) — российский художник, архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Сын купца, родился, жил, работал в Москве. Предположительно является автором росписи первой русской матрёшки
Автопортрет. 1918. Масло

Творчество Малютина С.В.Скульптурная мастерская. 1903. МаслоПортрет Н. II. Б.

Творчество Малютина С.В.
Скульптурная мастерская.
1903. Масло
Портрет Н. II. Богданова-Белъского.
1915. Масло

Портрет писателя Д. А. Фурманова. 1922. Масло Рыбацкий баркас. 1920-е. Масло.

Портрет писателя Д. А. Фурманова. 1922. Масло
Рыбацкий баркас. 1920-е. Масло
Кащей. 1904. Масло, резьба

Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848.

Виктор Михайлович Васнецов

Творчество Васнецова В.М. Эскиз 1904 год. Фасад галереи Третьякова выполнен.

Символизм В 90-е годы XIX века в России становится модным направление си.

Символистам присуще то, что обычные слова для них имеют символический.

В.Я. Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – закончил историко-фи.

Творчество Брюсова В.Я. Творчество (1895 год) Тень несозданных созданий Кол.

Творчество Брюсова В.Я.

Творчество (1895 год)

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

А.А. Блок Александр Александрович Блок (1880-1921) – свой творческий путь нач.

Творчество А.А. БлокаServus – Reginae (Слуга – царице) Не призывай. И без пр.

Творчество А.А. Блока
Servus – Reginae (Слуга – царице)

Не призывай. И без призыва
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.

И буду слушать приказанья
И робко ждать.
Ловить мгновенные свиданья
И вновь желать.

Твоих страстей повержен силой. Под игом слаб. Порой – слуга; порою – милый; И.

Твоих страстей повержен силой.
Под игом слаб.
Порой – слуга; порою – милый;
И вечно – раб.

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!

Список литературыШульгин В.С., Кошман Л.В. История русской культуры XIX-XX ве.

Список литературы
Шульгин В.С., Кошман Л.В. История русской культуры XIX-XX веков. М., 2002.
Русская культура. М., 2007.
Фокин П., Князева С. Серебряный век (в 2 томах). С-Пб., 2007.

Речь пойдет о неоромантических течениях конца 19 века (или его последней четверти), которые у современников чаще всего именовались декадентскими.

Они продолжались в ХХ веке — хронологические рамки обозначить трудно, — поэтому здесь ограничимся краткой и суммарной их характеристикой. Эти течения существовали, конечно, в разных национальных вариантах , но, в общем, были более однородны, более космополитичны, чем реалистическое искусство, всегда имевшее дело с конкретными реалиями и типами своей страны, своего народа, своего ландшафта. Оно (включая импрессионизм) было по преимуществу "почвенным", а искусство неоромантическое пребывало в надземной стихии, где реяли вневременные образы, где впечатления бытия утрачивали свою историческую и природную конкретность, переработанные своевольной фантазией. Мифы, легенды, сказки разных народов и времен перемешивались и сплавлялись с реальностью. При этом преобладали настроения меланхолические: тут было больше усталости от жизни, чем стремления открыть для нее новые перспективы, — в этом смысле термин "декаданс" (упадок) в какой-то мере оправдан. Но ведь и минорный лад принят в музыке, а не только бодрый мажор. Декадентские умонастроения конца века оказались настолько сильны, что на основе их художественный стиль, довольно быстро завоевавший сердца даже широкой публики, — стиль модерн, иначе называемый (в разных странах) "ар нуво", "югендстиль", "сецессион", "либерти".

У модерна есть все основания именоваться стилем, а не просто художественным направлением или течением, так как он,

  • во-первых, захватил в свою орбиту все виды пластических искусств, включая архитектуру и декоративно-прикладные изделия;
  • во-вторых, обладал определенной общностью художественного языка, общей системой выразительных средств и приемов, чего не было в романтизме начала века — язык Делакруа, Блейка и Фридриха совершенно различен.

Это не значит, что модерн был значительнее раннего романтизма и других течений века, — нет. Если не понимать модерн слишком расширительно, включая в него чуть ли не всех художников рубежа столетий, а локализовать его в пределах определенных стилевых признаков, то окажется, что он выдвинул не очень много больших мастеров.

Большим мастерам было тесно в этих пределах — они сближались с модерном разве что по касательной. Девятнадцатый век — эпоха великих художественных индивидуальностей, но не великого единого стиля, как готика или ренессанс.

И модерн, конечно, не был великим стилем. Но на каком-то этапе отвечал духу времени.

Его образный строй был связан по преимуществу с символизмом, с символическим типом мышления. Напомню: доктрина символизма предполагала все видимое, все сущее тайными знаками и шифрами вечных, вневременных идей; искусство — их интуитивное постижение сквозь внешние покровы. Форма художественного произведения должна намекать на эту таинственную метафизическую сущность вещей, непостигаемую разумом, внушать ее, поэтому натуралистические, приземленные изображения непригодны. В поэзии, где символизм развился раньше, "внушение" осуществлялось самой музыкой стиха, а также многозначностью поэтического слова, несущего некий подтекст, окруженного облаком смутных ассоциаций. В изобразительном искусстве — причудливостью линий и красок, лишь отдаленно соотносимых с очертаниями и цветом реальных предметов, а главным образом — заменой реальных персонажей фантастическими, воображаемыми существами.

Эти тенденции и легли в основу стиля модерн.

Впрочем, символизм и модерн не синонимы — эти понятия надо разграничивать. Символизм модерну предшествовал, питал его, но не всегда воплощался в его формах; с другой стороны, стилистика модерна, с ее принципами плоскостности, орнаментальности, изысканности, могла и не нести символического содержания. Гюстав Моро был символистом и фантастом, но не художником модерна; в творчестве Тулуз-Лотрека, особенно в его плакатах и афишах, "язык" модерна весьма ощутим, однако с символизмом у Лотрека нет ничего общего.

Преемственная связь символизма и модерна ясно прослеживается в немецком искусстве. Здесь работал патриарх живописного символизма Арнольд Бёклин. Он родился в 1827 году, но только в 1870-е года его искусство получило признание, а позже и всемирную популярность. Бёклин сначала был, пожалуй, и не символист в точном смысле слова, а, скорее, обновитель мифологического жанра: ему нравилось населять итальянские пейзажи ( он долго прожил в Риме) борющимися кентаврами, резвыми наядами, фавнами, лесными нимфами. Этих созданий, олицетворяющих стихийные силы природы, Бёклин писал вне классических реминисценций, в натуралистической манере; они у него такие же реальные, как морские волны и лесная зелень, где они обитают. Со временем Бёклин усиливает в своих сюжетах иносказательность, символический подтекст, меланхоличность настроений. Самая знаменитая его картина — "Остров мертвых".

Художник сделал пять вариантов этой композиции, изображающей таинственный, мрачный остров: к небу вздымаются черные силуэты кипарисов среди скал и руин, к берегу подплывает лодка с белой фигурой, закутанной в саван. В 1890-е годы "Остров мертвых" пользовался неслыханным успехом, его репродукции были непременным украшением гостиных.

Читайте также: