Религия востока путь самосовершенствования кратко

Обновлено: 02.07.2024

Восточная религия и философия это невероятно разнообразная сокровищница человеческой мудрости. Поражающее воображение многообразие форм, путей и образов не может никого оставить равнодушным. Каждый здесь сможет найти что-то для себя.

Я увлекаюсь восточными религиями, люблю их за мудрость, красоту изложения, многообразие выбора, глубину смысла и цели, которые они преследуют, а так же то, какие пути предлагают для их достижения. В этой статье хотел бы подробнее остановиться на самых интересных религиях по моему мнению.

Конфуцианство и Даосизм

В первую очередь хочу отдать дань Конфуцианству . Это не религия, а, скорее, свод философской и житейской мудрости. Считаю, что у каждого доблестного человека в голове должен "жить" маленький Конфуций и помогать ему во всех решениях, опираясь на базовые пять правил жизни.

Говоря о Конфуцианстве логично вспомнить Даосизм - очень красивое философское учение, всю глубину которого не понять без "ключа". Но даже простое чтение его древних текстов дает невероятное ощущение причастности и глубины.

Буддизм

Буддизм - уникальное собрание практических руководств по саморазвитию. Его можно назвать философией самопознания. А так же познания всей природы вещей через себя. Цель буддизма - путём психоанализа понять причины своих страданий и избавиться от них. Изначально буддизм не позиционировался как религия, отрицал понятие бога, души, а сам исторический Будда (Сидхартха Гоутама) просил не называть его святым, повторяя, что он обычный человек. Но, к сожалению, со временем его учениям пришлось адаптироваться. Буддизм оброс ритуалами и мифологией. К примеру придя из Индии в Тибет, где процветала религия Бон, Тибетский буддизм выставил акцент на божествах, внеземных мирах, мантрах и мандалах . Фактически там получил развитие совсем другой буддизм ( тантрический ). Но зато это очень интересное, невероятно красивое, в чем-то даже сказочное учение. Что-то вроде визуального нейролингвистического программирования . К счастью, ведущее к той же самой цели, что и классический буддизм ( тхеравада ).

Вообще буддизм очень многообразен. Он делится на несколько направлений в зависимости от уровня развития человека: Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна . Сами направления делятся на школы. Тот же Тибетский буддизм насчитывает несколько базовых школ: гелуг, кагью, сакья, джонанг и кучу дополнительных. Даже внутри философских течений есть деления. К примеру философия срединного пути - мадхьямика - делится на прасангу и сватантру . И так далее. Если начать углублённо разбираться во всех этих нюансах - можно легко защитить учёную степень, но так и не постигнуть сути.

Чань и дзен

За свою большую историю буддизм конечно же оброс кучей текстов, пересказов, комментариев. И можно отдать честь смелому монаху БодхиДхарме , основателю монастыря ШаоЛинь, а за одно новому направлению буддизма: Чань . Придя в Китай, он отбросил большую часть наросшей мишуры, выжав самое ценное. А так же искреннее почтение мастерам Дзен , которые привнесли в Чань японский колорит и традиции, добавив такие красивые искусные средства как: коаны, сумиэ, оригами, оханами, икебана и т.п. Дзен на мой взгляд очень близок к ати-йоге ( дзогчен ) и тибетскому учению махамудра . Считаю эти учения сильнейшими средствами в практике познания природы своего ума.

Индуизм

Говоря о восточных религиях нельзя не упомянуть Индуизм. Это не отдельная религия, это собрание огромного количества религий Индии. Низкий поклон мыслителям древней Индии, наверняка это одна из самых плодотворных стран на земле в плане религий. Спасибо им за этот фреймворк (платформу) для создания того разнообразия, которое мы называем сейчас индуизм. Только посмотрите, тут у нас и Брахма , и Вишну , и Кришну , и Шива , и Кали, и Ганеш, всех не перечесть. Говорят, что в Индии чуть ли не у каждого дома свое божество, которое почитают. Одним из самых интересных учений Индуизма на мой взгляд является Адвайта - веданта .

Оно настолько глубокое, что на уровне концептуальной логики кажется противоречащим самому себе. Даже его название "адвайда веданта" означающее "учение о недвойственности" ( санскр. " а-два" , то есть " не два", и санскр. "веданта" - окончательное знание, от слова "ведать, знать" ) звучит как противоречивый оксюморон. Ведь недвойственность подразумевает всеобщее единство, отсутствие двойственности. Но если есть отрицание двойственности: недвойственность, то, следовательно, присутствует понятие "двойственности", которое отрицается. Получается мы имеем двойственность и недвойственность , а это уже не единство. Это не недвойственность . Наверное по этой причине в текстах адвайты можно встретить такое большое количество приёмов риторического двойного отрицания (ни то - ни то, или санскр. " нети-нети" ). По другому, видимо, на уровне логики это не понять. Да и не следует понимать такие учения логически. Тут нужно неконцептуальное восприятие (на уровне самадхи ), стартовой площадкой для развития которого может послужить Буддизм, со своим сборником практических руководств.

Не восточные религии

Раз уж мы затронули такое количество религий, будет обидно не сказать пару слов пусть не о восточных, но зато так значимых в нашей стране - авраамистических религиях. Я очень уважаю Христианство за его глубокую сострадательность. Причём, как Иудаизм, и созданный на его базе "Старый Завет", так и "Новый Завет". Из них можно почерпнуть очень много умных мыслей. Вообще христианство - очень сильная религия! Считаю, что мало кто достоин по истине называться христианином. Как в песне Дельфина: только тот, кто не просто верит, а верует . Кто действительно, по настоящему, сможет повторить путь Христа или любого из великомучеников и принести себя в жертву ради спасения других. К сожалению, таких сейчас очень мало, а официальная религия обросла кучей абсурдных вещей, зачастую противоречащих их же писаниям (взять к примеру торгующие на входе в храм лавки и Евангелие от Матфея гл. 21.12).

Ислам - родина мудрецов. Наверняка вы знаете пару афоризмов Омара Хайямы. Можно спорить, относится ли он к исламу, но то, что он был мусульманином - факт. Из ответвлений ислама я очень уважаю суфизм . Эта религия высокодуховна, пропитана мудростью и глубочайшим опытом. Чтение их текстов - истинное удовольствие. От фраз Руми иногда бросает в дрожь, насколько их суть едина со всеми вышеперечисленными религиями. Значит истина где-то рядом.

(девиз теософов)

Конечно же в этой заметке мы не коснулись и малой доли всего того, что доступно современному человеку в плане философской мудрости. Но то, что каждая из религий по своему великолепна - уже вдохновляет! - Хочешь узнать, насколько глубока кроличья нора? - Она бездонна!

Вывод

Путь всегда есть, путей много! И все они ведут к одному - любви !

Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека — встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.

Конфуцизм.

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 гг. до н. э.), которого прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь.

Буддизм.

Синтоизм.

Борьба за независимость

Империя Великих Моголов в Индии.

Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556—1605) — талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства.

Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Казна получала налогов всё меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее — центральная власть.

С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато её приобрели князья. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

Борьба за Индию.

В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укреплённый город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска из сипаев

В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, её владения превратились в настоящую колониальную империю.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Разработала:

учитель истории и обществознания

МБОУ ОСОШ №4

п. Орловский

Ростовской области

Усякина Ольга Васильевна

Создать условия для:

-формирования понятий о двух этико-религиозных учениях Востока – конфуцианстве и буддизме, основных положениях этих учений;

-развития познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, образного и логического мышления, навыков анализа, сопоставления, обобщения;

-восстановления духа эпохи с помощью тематических иллюстраций и образного монологического повествования учителя;

-воспитания уважения к старшим, стремления совершать добрые поступки и уважать ценности каждой религии;

-проведения самоанализа своих поступков, соотнесения их с вечными истинами.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение к уроку, разработанное учителем, индивидуальное оборудование: контурные карты и карточки для фронтальной работы.

I. Организация начала урока.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

II. Микромодуль мотивационного образа.

-Ребята, а вы верите в чудеса?

-Приведите примеры чудес в вашей жизни.

- Часто бывает так, что, если чего-то желаешь очень сильно, то желание сбывается. Это ведь чудо. Подумайте о своем заветном желании. Оно непременно сбудется, ведь всему доброму, что происходит в нашей жизни, помогает искренняя вера.

-Выполним задание на соответствие:

1. Язычество А. Признание человека высшей ценностью

2. Гуманизм Б. Поклонение многим богам

3. Религия В. Наследственное земельное держание

Г. Вера в сверхъестественные силы

-Какое из данных понятий соответствует теме нашего урока? (ответы учащихся )

Что такое религия? (ответы учащихся)

III. Микромодуль опережающего представления.

-Сын поступил так, как учил китайский мудрец Конфуций. Учение Конфуция стало называться конфуцианство. Что такое конфуцианство?

- Учение К.- это учение о том, к чему следует стремиться человеку, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, в семье. Образцом для мыслителя являлся благородный человек.

Выберем 5 качеств благородных людей. Возьмите зеленую карточку.

5 качеств благородных людей

мудрость грубость верность мужество

гуманность почитание старших лень

- Почему не вошли лень и грубость?

-Что такое гуманность? (ответы учащихся ). О каком качестве говорилось в притче? (ответы учащихся )

- Прочитайте, как К. рассматривал понятие государства и определите главную мысль текста.

Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин - знатному). Старший в государстве - император - сын Неба. "Император - отец и мать для всех в государстве, - поучал мыслитель. - Всякий, служащий императору, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах своей жизни не должен восставать против государя". Конфуций учил, что каждый человек должен твердо помнить свое положение в обществе, предопределенное Небом.

(читают и называют главную мысль)

- А теперь задание на размышление. Расположите объекты в порядке подчинения: от старшего к младшему, как это сделал бы К.

Древнее божество Небо, народ, император, придворные вельможи.

- Можно ли всех этих людей считать благородными? (ответы учащихся )

-Назовите качества благородных людей.( ответы учащихся )

-Благородные люди встречаются везде и во все времена.

Учитель рассказывает легенду.

В далекой Индии в 6 в. до н.э. жил один хороший человек – принц Гаутама.

Он был единственным сыном у своих родителей, и они решили сделать его жизнь прекрасной, чтобы мальчик не знал, что такое страдание. Окружили его чудесными вещами, здоровыми и красивыми людьми, создали атмосферу вечного праздника. Но принц тайно выбрался из дворца и встретил старика и понял, что молодость не вечна, затем он увидел как на руках у дочери умерла мать, Гаутама узнал о смерти, он видел рыдающую дочь и понял, что жизнь есть страдание. Но Г. решил искать выход из ловушки болезней -старости-смерти и встретил отшельника, что навело его на мысль о том, что можно преодолеть страдание, ведя уединенный образ жизни. Он 6 лет был странником, но не нашел способа избавиться от страданий, тогда он сел под дерево и дал слово не сходить пока не разгадает тайну жизни и смерти. И ему открылась истина – путь спасения от страданий, с тех пор он стал Буддой, что означает Просветленный, Пробужденный к знанию. Он 40 лет вел жизнь странника, учил людей и творил чудеса.

-Религиозное учение Будды получило название буддизм. Что такое буддизм? (ответы учащихся)

-Каков он, путь спасения Будды? Определим его. Возьмите розовую карточку.

Путь спасения Будды

вера достойное поведение болезни светлые мысли

созерцание старость добрая жизнь

-Почему не вошли болезни и старость?

-Что такое созерцание? (варианты детей )

-Прочитайте особенности буддизма и определите главную мысль текста.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека. Любой верующий, вставший на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства. Идеал человека - стать "просветленным", освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. ( ответы учащихся )

IV. Личностно-смысловой микромодуль

- Ребята, проверьте нет ли ошибок в этих двух столбиках? Исправьте их, если найдете.

мудрость вера

верность созерцание гуманность светлые мысли

почитание старших достойное поведение

мужество добрая жизнь

-Все эти истины безусловно важны. Определите одну главную для вас из первого столбика и из второго. Подчеркните их на карточках. А теперь назовите все одним словом.

Учащиеся говорят свои слова.

-Основа всех понятий конечно же добро.

V. Микромодуль практического действия.

А) -У вас на партах лежат карточки. К- конфуцианство. Б- буддизм. Встаньте, пожалуйста. Я называю положение религиозного учения, вы поднимаете соответствующую карточку.

Светлые мысли Б, верность К, вера Б, созерцание Б, почитание старших К, добрая жизнь Б, мужество К, гуманность К, достойное поведение Б, мудрость К.

Б) Слайд карты. - Ребята, какая страна является родиной конфуцианства? (ответы учащихся )

-Возьмите контурные карты, которые лежат у вас на партах. На карте ручкой обозначьте границу Китая. __________ покажи Китай по карте у доски.

Учащиеся по заданию учителя работают с контурными картами на местах.

-А какая страна является родиной буддизма? (ответы учащихся ) На контурной карте ручкой обозначьте границу Индии. __________ покажи Индию по карте у доски.

В) -Рассмотрите ситуацию исторического действия и подберите подходящее положение в конфуцианстве или буддизме.

2. Князь Дмитрий Иванович, переодевшись в доспехи простого воина, сражался в схватке с татарским войском.

3. Монах - живописец Алимпий свои заработанные средства тратил так: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в монастырь.

Учащиеся называют соответствующие положения этико-религиозных учений Востока.

-Как видите основные положения религиозных учений Востока имеют значение и в истории и в повседневной жизни.

VI. Микромодуль актуализации и проповеди.

Учитель задает обобщающие вопросы:

-Назовите религии, которые мы рассматриваем на уроке?

-Кто такой Конфуций? Кто такой Будда?

-Когда возникли их религиозные учения?

-А сейчас какой век?

- И в 21 веке влияние идей конфуцианства и буддизма неизгладимо важно.

И сейчас, мы настроимся на созерцание, как учил Будда. Посмотрите на этот лотос – символ мудрости и знаний. Рассмотрите его красоту, особенности и, созерцая, поразмышляйте над вопросом, как следует относиться к людям? Когда найдете истину, напишите рассуждение на эту тему. Это ваше творческое домашнее задание.

- У каждого из вас на парте лежит лист с изображением лотоса, окрасьте цветок, в цвета, характеризующие ваше настроение на уроке.


Религия в странах Востока часто не отделена от государства. Кроме ислама и буддизма в этом регионе много других верований, которые имеют преданных последователей.

религия в восточных странах

Религиозные верования восточных стран

Религиозные верования стран Востока представлены учениями, сформировавшимися в разное время. Самая многочисленная религия арабских стран – ислам.

В Индии и Китае популярны синтоизм, сикхизм, езидизм. За пределами этих стран они не слишком распространены.

Учения ислама, буддизма и индуизма имеют последователей по всему миру.

Ислам

Ислам – самая молодая из мировых религий. Число мусульман в мире составляет 1,8 млрд человек.

В 28 странах мусульманство не отделено от государства, и это проявляется во всём:

  • выходные дни в пятницу и субботу;
  • на время намаза закрывают все заведения;
  • во время поста днём не работают кафе и рестораны;
  • женщины носят закрытую одежду.

Большинство мусульман проживает в Индонезии – 202 млн человек. Ислам пришел в эту страну мирным путем вместе арабскими торговцами.

рейтинг стран по наличию мусульман

Количество мусульман в странах мира

Вероучение предписывает последователям выполнять пять обязанностей:

  1. Признавать одного бога Аллаха.
  2. Совершать намаз, обязательную молитву, 5 раз в день.
  3. Соблюдать 30-дневный пост ураза.
  4. Выплачивать обязательную милостыню закят в размере 1/40 от годового дохода мусульманина.
  5. Совершить хадж – паломничество в Мекку и Медину.

Иудаизм

Иудаизм – национальная религия евреев. Численность иудеев в мире – 14,3 млн. Почти половина из них проживает в Израиле (узнайте о жизни в Израиле из статьи на нашем сайте).

В основе вероучения лежит избранность Богом еврейского народа для особой задачи. Иудеи не признают Новый завет и не считают Иисуса сыном Господа.

Основная книга иудаизма – Тора или Пятикнижие, которую Моша (Моисей) получил от Бога.

В Торе собраны 613 заповедей, которые должен соблюдать каждый иудей. Из них 365 запретительные и 248 предписательные.

Одна из главных иудейских заповедей – почитание субботы. По примеру Бога иудеи работают 6 дней, а на 7 отдыхают. Существует 949 раввинских предписаний того, что нельзя делать в шабат.

иудаизм в странах мира

Рейтинг стран по наличию иудеев

Буддизм

Буддизм – одна из ведущих религий стран Юго-Восточной Азии. Он отличается отсутствием божества, которому поклоняются.

Основатель учения – принц Гаутама, который, по преданию, жил счастливой жизнь, пока однажды не вышел из дворца. Там он столкнулся с болезнями и нищетой, что очень потрясло его. Принц стал отшельником, пытаясь в уединении найти смысл жизни.

В 35 лет Гаутама достиг нирваны и стал Буддой – просветленным. С тех пор он проповедовал учение, которое сводилось к тому, что жизнь – страдание.

Чтобы спастись от них, нужно избавиться от желаний и стремиться к просветлению.

Со временем буддизм распространился по всей Индии и за её пределы.

Сейчас основное число буддистов живет в странах Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии. Численность последователей – 450-500 млн человек.

буддизм в странах мира

Процент буддистов от общего количества населения стран

Индуизм

Индуизм – одна из древнейших в мире религий. Число последователей индуизма – 1 млрд человек. Основное количество индуистов проживает в Индии и Непале. В индуизме сотни больших и малых божеств.

Самые популярные – бог-творец Брахма, Шива и Вишну с двумя его проявлениями Кришна и Рама.

Индуизм – это не просто религия, а образ жизни. В учении предписано множество обрядов и традиций, регулирующих всю жизнь своих последователей.

Одна из особенностей – кастовая система общества. С рождения каждый человек относится к одной из четырех каст: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Нельзя перейти из одной касты в другую, а браки между представителями разных каст запрещены.

индуизм в странах мира

Количество населения, исповедующих индуизм

Позже в индуизме возникли радикальные течения вроде А́рья-сама́дж, призывающие очистить индуизм от влияния других религий.

Зародившиеся в Индии религиозные идеи вегетарианство и йога распространились по всему миру.

Советуем посмотреть видео: как живут простые люди в Индии.

Сикхизм

Сикхизм возник в XV веке в провинции Пенджаб в Индии. В сикхизме слились элементы ислама, в частности суфизма и индуизма Основателем религии является первый гуру сикхов Нанак.

Сикхизм проповедует, что все равны перед Богом, и женщины и мужчины.

У сикхов есть свод правил, предписывающий нормы поведения для мужчин и женщин: не воровать, честно зарабатывать, не употреблять алкоголь и др.

предметы, которые должен сохранять сикхи

Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов

Численность сикхов в Индии – 24 млн. Все они проживают в Пенджабе.

Джайнизм

Джайнизм – это древняя религия, распространенная в Индии. Основоположником считается кшатрий Джина Махавира Вардхамана.

В основе учения лежит принцип ненасилия и не причинения вреда любому живому существу.

этнические принципы Джайнизма

Существует пять основных этических принципов

Джайнизм пропагандирует постоянное самосовершенствование души для достижения нирваны. Поэтому джайны исповедуют аскетический образ жизни, отказ от земных желаний.

Джайнизм отрицает кастовую систему. Община открыта для мужчин и женщин всех каст. Несмотря на небольшое количество последователей – 5,7 млн человек, – в некоторых областях джайны имеют большое влияние.

Даосизм

Даосизм – учение с элементами религии и философии дао о пути достижения гармонии. Возник он во II веке н.э. Основоположником считается китайский философ Лао-Цзы.

Даосизм практикует Невмешательство. Настоящий даос со стороны наблюдает за происходящим и не пытается изменить мир.

принципы даосизма

Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия

Даосские практики тесно связаны с шаманскими обрядами. Наставники изгоняют злых духов, проводят очистительные ритуалы, гадают и делают талисманы от демонов.

Сегодня даосизм широко распространен только на территории Китая. Численность его последователей – 9 млн. человек.

Конфуцианство

Конфуцианство возникло в Китае на основе учения, разработанного Конфуцием. Согласно ему у каждого человека в мире есть своё место.

Конфуций долгое время занимался изучением прошлого своей страны и пришел к выводу, что для гармонии в государстве необходимо следовать традициям предков. Он разработал целую систему управления.

принципы конфуцианства

Центральные понятия для конфуцианства

При жизни идеи Конфуция не были поняты. Уже после его смерти во времена династии Хань конфуцианские ценности признали, а конфуцианство стало основной идеологией страны на 2 тысячи лет.

После прихода к власти коммунистов конфуцианство запретили. Жителям Китая навязали атеизм. Но потом учение стало возрождаться.

Сегодня конфуцианство распространено на всей территории Китая. Есть последователи в Корее и Японии. Общее количество приверженцев религии – 6,5 млн человек.

Синтоизм

Синтоизм – национальная религия Японии. Она возникла из древних верований, поклонения духам предков, тотемизма и магических ритуалов.

Синтоизм основан на поклонении различным божествам и духам мертвых. По этому учению у всего на Земле есть душа: от камня до человека. Поэтому в синтоизме важно гармоничное сосуществование природы и человека.

  • династийный: есть божества, обращаться к которым может только император и его семья:
  • тэнноизм: обязательный для всех японцев культ поклонения императору;
  • храмовый: поклонение общим и местным божествам;
  • домашний: поклонение божествам рода и духам предков.

Синтоизм исповедуют в основном в Японии. Небольшое количество последователей есть за её пределами.

виды синтоизма

Зороастризм

Зороастризм – очень древняя религия, основанная на учениях Заратустры. Религия зародилась в Иране и постепенно распространилась на Индию и некоторые страны Юго-Восточной Азии. Зороастризм признает одного Бога, творца всего мира.

Зороастрийцев называют огнепоклонниками из-за обрядов во время молитвы. В храмах есть специальные алтари, где поддерживается священный огонь.

Обряды Зороастрийцев во время молитв

Особое внимание в учении уделяется нравственности человека. Заповеди требуют быть сострадательным, уважать родителей, помогать ближнему, заботиться о земле.

Численность зорастрийцев – 180 тысяч человек.

Подробней о сути религии зороастризм узнайте из видео.

Езидизм

Езидизм – вероисповедание курдов, проживающих в Ираке. Он возник в XI—XII веках на основе 4 религий: христианства, ислама, иудаизма и зороастризма. Основоположник и пророк – Шех Шариф Ади ибн Мусафир.

Езиды признают одного Бога и его семерых ангелов. Езиды – очень закрытая община.

Долгое время тексты учения передавались устно, позже появились две священные книги: Джилва (Книга откровений) и Масхафе Раш (Чёрная книга). Езидизм нельзя принять. Езидом можно только родиться.

Фигурка Будды

Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

Главное о буддизме

Буддизм возник в Древней Индии в середине I тысячелетия до нашей эры. Его появление связывают с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. До 30 лет он жил безмятежно и был потрясен, увидев горе, нужды и смерть людей. Принц стал аскетом, наблюдал за своим сознанием и духовным миром, медитировал, в результате чего достиг просветления — стал Буддой. С 35 лет он стал проповедовать новое учение.

Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

Что такое буддизм?

Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:

  • религию;
  • философию;
  • этическое учение;
  • культурную традицию.

Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.

Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.

Фигурка медитирующего человека

Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere

Суть и философия буддизма

Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.

В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:

  1. Мир полон страданий и несовершенства. Человек существует в условиях страха, тревожности, непостоянства. Они искажают реальность, поэтому следует постигнуть причину страданий, чтобы найти путь избавления от них.
  2. Источник страданий человека Будда находит в желаниях и страстях, в жажде жизни и чувственных удовольствиях, которые одолевают людей. Эти страсти заставляют вращаться колесо жизни по кругу рождений и смертей.
  3. Есть возможность вырваться из этого круговорота, чтобы прекратить страдания. Это путь преодоления страстей, путь просветления. Высшая цель этого пути — достижение нирваны (состояния блаженного небытия).
  4. Будда определил, как идти к этой цели. Он описал путь спасения, который состоит из 8 этапов, в том числе:
  • соблюдение этических норм;
  • постижение мудрости;
  • медитации и др.

Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.

Направления и школы буддизма, современные формы

Ряды людей в оранжевых одеждах

Основные идеи буддизма: Pixabay

В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:

  1. Хинаяна — направление, которое возникло в III веке до н. э. Его сторонники идеализировали монашескую жизнь, считали, что никто не может помочь человеку на пути спасения, что это возможно сделать, только приложив собственные усилия.
  2. Направление махаяна зародилось позже, в I веке н. э. В нем преобладало мнение, что миряне в благочестии могут сравняться с монашеством, а помощь на пути спасения им окажут святые.
  3. Внутри махаяны в V веке возникло тантрическое направление — ваджраяна. В нем главным средством достижения просветления считались тайные мантры.

В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

  1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
  2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
  3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

Позолоченная статуя Будды

Направления буддизма: Pixabay

Чему учит буддизм?

Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

  • Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
  • Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
  • Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
  • Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
  • Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
  • Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
  • Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
  • Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
  • Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
  • Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
  • Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.

Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

Читайте также: