Возрастная периодизация слободчикова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………..…3
Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека…………………………..4
Эрик Эриксон. Концепция стадиального развития личности…………………………………..…..6
Последовательные стадии детства по Валлону……………………………………………..………..12
Теория морального развития Кольберга…………………………………………………………..…14
Заключение …………………………………………………………………………….……..……16
Список использованных источников …………………..……………………………..………17

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Факультет параллельного образования и экстерната

«Сравнительный анализ периодизации психического развития Э. Эриксона,

Выполнила: Илясова Мария

Проверила: Колосова С.Л.

Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека…………………………..4

Эрик Эриксон. Концепция стадиального развития личности…………………………………..…..6

Последовательные стадии детства по Валлону……………………………………………..………. .12

Теория морального развития Кольберга……………………………………………………… …..…14

Список использованных источников …………………..………………………… …..………17

Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего, тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы.

Данная работа представляет собой сравнительный анализ различных переодизаций психического развития на примере концепций Слободчикова, Валлона, Эриксона и Кольберга.

Слободчиков В.И. Основные ступени развития субъектности человека

В работе В.И. Слободчикова Категория возраста в психологии и педагогике развития, опубликованной в 1991 г. в журнале Вопросы психологии, была сформулирована периодизация развития субъектности человека в онтогенезе. На каждой ступеньке развития человек, по мнению автора, проходит две фазы — период становления его событийности с социальной общностью и период реализации своей самобытности. Начало каждой ступени — это рождение новой формы жизни, смена индивидуального режима жизни. Каждая ступень начинается кризисом. Существует два типа кризисов. В кризисах рождения проявляется поиск новых форм событийности, потому что так жить дальше нельзя. Кризисы развития разрешаются поиском новых способов самоопределения (хочу быть, как все).

На второй ступени ребёнок вместе с близкими взрослыми осваивает предметно-опосредованные формы общения как в совместных имитационно-предметных действиях с реальным партнёром, так и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнёром. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития – это прямохождение и речь – как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления для того, чтобы подчеркнуть, что именно здесь ребёнок впервые открывает для себя своё Я, осознаёт себя субъектом собственных желаний и умений.

На третьей ступени партнёром растущего ребёнка становится общественный взрослый, воплощённый в системе социальных ролей, вместе с которым, подростки осваивают правила, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия. Именно на этой ступени человек впервые осознаёт себя потенциальным автором собственной биографии, принимает ответственность за своё будущее. Поэтому данная ступень называется – персонализация. С одной стороны - это кульминационным момент личностного развития – появление способности к саморазвитию, с другой – принципиально ограниченная ступень развития личности, т.к. ещё не достигнута внутренняя свобода.

На четвёртой ступени партнёром молодого человека становится человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей. Индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития. Эта ступень поэтому и названа ступенью индивидуализации.

Пятая ступень – универсализация или выход на пределы сколь угодно развитой индивидуальности есть одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих ценностей. 1

Кризисы рождения – переходы в новые общности. Вхождение в новую общность на каждой ступени развития подобно новому рождению и сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой, внутри которой протекал предыдущий этап развития субъекта. Поэтому период вхождения в новую общность и назван кризисом рождения. Кризисы рождения обусловлены внутренней логикой развития самого субъекта человеческих отношений, принципиальной сменой режима индивидуальной жизни. Человеческая общность, внутри которой живёт индивид, рассматривается как место вынашивания определённой индивидуальной способности. Вызревание новой способности делает человека потенциально способным к вхождению в новую общность.

В построении новой общности выделяют две фазы. На первой человек учится жить по законам данной общности, принимает предъявляемые ему ожидания и старается им соответствовать. Партнёра тоже не следует воспринимать статично, как величину заданную: ему предстоит принять в общность действительно другого во всей его индивидуальности и полноте, что невозможно сделать, не меняя себя и свои способы общения с людьми. Этот этап принятия партнёрами друг друга и новых обстоятельств своей совместности назван стадией принятия.

К концу стадии принятия индивид осваивает новые способы взаимодействия с партнёром до такой степени, что обнаруживает способность самостоятельно, по собственной инициативе строить и налаживать данное взаимодействие, приглашая партнёра вступить в этот этап общности. Кризис развития со-бытийной общности обнаруживается как разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания. Если на стадии принятия усилия ребёнка и взрослого были согласованно направлены на общее дело – на созидание новой общности, то в момент кризиса образуются зазор, разрыв и разнонаправленность инициатив партнёров. В кризисах развития взрослый ориентирует ребёнка на поиск новых способов самоопределения.

В основе периодизации Слободчикова лежит представление о поэтапном саморазвитии человека. По мнению исследователя, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри неё; человек долгие годы – нередко всю жизнь – может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс.

Эрик Эриксон. Концепция стадиального развития личности

Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.

В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности" .

Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий.

Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом.

  1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие.

2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение.

3.Возраст игры: инициативность/вина.

4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность.

5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение.

В.И. Слободчиков рассматривает значение возраста в контексте проектирования образования. В предлагаемой им периодизации развития каждая возрастная ступень являет собой уровень становления субъективности человека в онтогенезе. Каждая возрастная ступень, вместе с тем, означает смену режима индивидуальной жизни. В.И. Слободчиков выделяет следующие стадии развития в онтогенезе:

— Ступень оживления (включает новорожден-ность и младенчество);

— Ступень одушевления (раннее и дошкольное детство);

— Ступень персонализации (отрочество и юность);

— Ступень индивидуализации (молодость и взрослость);

— Ступень универсализации (зрелость и старость).

Каждую ступень автор характеризует с точки зрения проживания и разрешения кризисов развития, указывающих на особые задачи развития в данном возрастном периоде, кроме того, он выделяет на каждой ступени две стадии — принятияи освоения.Растущим и развивающимся человеком принимаются разные формы человеческих общностей, а осваиваются и образуются различные его способности, позволяющие ему входить в эти общности. Автор данного подхода к периодизации понимает ее как основу проектирования развивающих систем образования.

Краткое содержание и выводы

■ Развитие психики растущего человека — обусловленный, и, вместе с тем, активный саморегулирующийся процесс. Это самодвижение от низших к высшим уровням жизни и деятельности, в котором внешние воздействия, обучение и воспитание действуют, преломляясь через внутренние условия. С возрастом роль собственной активности человека постепенно увеличивается. Он предвосхищает свое будущее, осознает свои возможности, стремится к , самосовершенствованию, выступая как субъект собственного развития. Возрастает его активность

в изменении обстоятельств собственной жизни. Он начинает сознательно формировать себя как личность, как субъекта деятельности.

■ Психологический возраст характеризуется особенностями жизни и требованиями, предъявляемыми ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающими, уровнем развития психологической структуры его личности, его уровнем знаний и мышления, совокупностью физиологических особенностей.

■ Возраст— не структура или результат, а форма развития. Развитие оформляется и результируется в возрасте, именно поэтому возраст образуется как форма, которая в силу своей целостности и завершенности может только сменяться другой формой и замещаться ею. Соответственно, освоение возрастного пространства и переход от одного возрастного этапа к другому не осуществляются автоматически, а специально организуется.

■ Возрастные категории имеют три системы отсчета:

1) Индивидуальное развитие(что может, и что не может делать ребенок в определенном возрасте — это соответствует представлению об уровне психобиологического созревания и соответствующих ему ограничениях) ;

2) Возрастная стратификация общества(что должно и что не должно делаться в рамках данного возраста — это соответствует возрастному делению поколений и соответствующим социокультурным нормативам);

3) Возрастная символика культуры(понимается как совокупность социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облика, форм отношений).

■ Принятые в науке подходы к возрастной периодизации главным образом основываются на понимании развития как диалектического процесса — результата преодоления и разрешения противоречий.

■ В разработанных схемах периодизации развития и номенклатуры возрастов возраст является исходной единицей проектирования развивающего образования.

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА

Новорожденность

На период новорожденное™, длящийся полтора-два месяца, ложится очень большая адаптационная нагрузка. Жизнь ребенка на начальных стадиях обеспечивают врожденные механизмы: сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения) . Новорожденный имеет определенную готовность нервной системы адаптировать организм к внешним условиям: он наделен разнообразными способами реагирования и приспособления к окружающей среде, у него хорошо выражены защитные рефлексы. Так, раздражение кожи вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом — зажмуривание, а резкое увеличение яркости света — сужение зрачка и так далее. Кроме защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы: уже в первые недели жизни сильный источник света вызывает поворот головки, новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Проявляются и ориентировочно-пищевые рефлексы: прикосновение к углам губ или к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот. Кроме перечисленных у новорожденного обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс — ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс — прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; переступательный рефлекс — отталкивания при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы. Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему . приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Однако, как показали исследования, есть много рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это атавистические рефлексы, наследство, полученное ребенком от животных предков. Такими являются цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Важно отметить, что у ребенка, в отличие от детенышей животных, имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появления форм поведения взрослого человека, и не могут, следовательно, составить основу психического развития — они только обеспечивают его выживание. Если эти потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми) , на их основе осуществляется психическое развитие. Ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныши многих животных. По сравнению с ними он имеет сравнительно небольшой набор врожденных реакций на внешние раздражители. Однако отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка, т. к. отсутствие врожденных форм поведения вынуждено компенсироваться приобретенными формами, преимуществом которых являются пластичность и способность к развитию. Отличительной особенностью новорожденного являются безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Эти возможности обусловлены ярко выраженной потребностью в получении впечатлений, которая в свою очередь связана с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Хотя зрительный и слуховой аппараты новорожденного функционируют с первого дня, их работа крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только находящийся вблизи источник света, а слуховые реакции — только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются, вследствие чего ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом и останавливать взор и на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений ручек, ножек и головы; прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховом сосредоточении.

Важной особенностью новорожденного является то, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие моторики. Функционирование зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и, в первую очередь, его головного мозга. Интересно, что масса мозга новорожденного значительно меньше, чем у взрослого (соотношение 1:4), но при этом количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого (разумеется, клетки мозга новорожденного развиты недостаточно) . Тем не менее, уже в период новорожденности оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Этот факт служит доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга — кора больших полушарий. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться масса мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза.

Но было бы неверно думать, что само по себе созревание мозга может обеспечить развитие органов чувств новорожденного. Важным фактором их развития являются получаемые внешние впечатления — без них невозможно само созревание мозга. Важно помнить, что необходимым условием нормального созревания мозга в период новорожденности становится упражнение органов чувств (анализаторов): поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. В условиях сенсорной изоляции (депревации) возникает устойчивая задержка психического развития, а также синдром недоразвитости как неспособность достичь нормальных темпов физического развития при отсутствии каких-либо видимых неврологических и физических отклонений. Этот синдром отмечается примерно у пяти процентов детей младенческого возраста. Синдром недоразвитости обычно появляется в первые шесть месяцев жизни ребенка, и в период от шести до одиннадцати-двенадцати месяцев большинство таких детей госпитализируются. По мере развития синдром недоразвитости осложняется целым рядом физических и эмоциональных проблем: дети отстают в формировании многих двигательных навыков, в усвоении навыков речевого общения, они мало или совсем неулыбчивы, не стремятся к ласкам взрослых, не испытывают неловкости перед незнакомыми и в целом чрезвычайно апатичны. Синдром недоразвитости считают разновидностью депрессии, обычнепзозникающей у детей на первом году жизни в домах младенца. Причину этого явления медики и психологи усматривают в обедненности эмоционального мира детей, недостаточном внимании со стороны воспитателей и слабости побудительных стимулов к развитию различных условных рефлексов. Установлена непосредственная связь между синдромом недоразвитости домашних детей и их заброшенностью со стороны матерей. Напротив, при достаточности сенсорных впечатлений и эмоциональном комфорте происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором таких впечатлений становится взрослый. Родителям следует тщательно выполнять все предписания врачей в части массажа, воздушных и водных ванн, ибо все эти процедуры способствуют не только оздоровлению ребенка, но и его сенсорному развитию.

Основными состояниями новорожденного являются полусон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, крик. Новорожденные более половины суток спят. В первые два месяца их сон длится в общей сложности около семнадцати часов, но уже к трем месяцам он становится короче — примерно четырнадцать часов. В период от четырех до шести месяцев дети, к удовольствию взрослых, привыкают спать всю ночь. Сон каждого ребенка индивидуален. К числу причин беспокойного сна детей относятся: внутренний дискомфорт, боль, голод или неожиданные изменения в окружающей обстановке.

Первые две-три недели ребенок откровенно демонстрирует только отрицательные эмоции, которые выражаются в его крике. Прочие эмоции взрослые домысливают, принимая за их выражение различные гримасы новорожденного. Первые достаточно определенные проявления положительной эмоции в виде улыбки наблюдаются в конце первого — начале второго месяца жизни. Улыбка и смех — социальное приобретение. Они возникают как ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. К двум трем месяцам у ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, возникающая на появление взрослого, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживленияпроявляется в сосредоточении взгляда на лице склонившегося над ним человека, улыбке ему, оживленных движениях ручек и ножек, воркующих звуках. Комплекс оживления является выражением появившейся потребности в общении со взрослым — первой социальной потребности ребенка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.

Развитие моторики младенца

В младенчестве формируются все основные структуры детского организма. Голова младенцев непропорционально велика по сравнению с другими частями тела, поскольку физическое развитие начинается именно с нее. И вообще, верхняя половина туловища в данный период развивается быстрее, чем нижняя. Общее физическое развитие начинается с внутренних, центрально расположенных органов и затем распространяется на периферические части тела, конечности. Нервная система тоже пока недостаточно развита и потому в значительной степени ограничивает физическую и умственную активность ребенка. За первые четыре месяца количество и размеры клеток головного мозга значительно увеличиваются, между ними формируется колоссальное количество связей. К шести месяцам площадь коры мозга составляет пятьдесят процентов от ее площади у взрослого, а к концу первого года масса детского мозга достигает шестидесяти процентов от массы взрослого мозга.

Обобщая сказанное, можно выделить показатели нормального двигательного развития ребенка:

(Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассиздат, 2000)

Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
Основные ступени развития субъектности человека.

1. Ступень оживления
1.1. Родовой кризис - становление телесности человека (- 2 мес. - +3 нед.)
1.2. Новорожденность - синтез психосоматического единства (3 нед. - 3,5 мес.)
1.3. Кризис новорожденности - становление адресного поведения (3,5 мес. - 7 мес.)
1.4. Младенчество - синтез чувственно-практической достоверности себя в мире (6 мес. - 12 мес.)

2. Ступень одушевления
2.1. Кризис младенчества - обретение субъектности в действии (11 мес. - 18 мес.)
2.2. Раннее детство - синтез самости (1 год 3 мес. - 3,0 года)
2.3. Кризис раннего детства - становление самодействующего субъекта (2,5 г. - 3,5 г.)
2.4. Дошкольное детство - синтез субъекта собственных действий (3,0 года - 6,5 лет)

3. Ступень персонализации
3.1. Кризис детства - становление личного поведения (5,5 лет - 7,5 лет)
3.2. Отрочество - синтез субъекта деятельности (7,0 лет - 11,5 лет)
3.3. Кризис отрочества - становление субъекта социальных отношений (11,0 лет - 14,0 лет)
3.4. Юность - синтез личностного способа бытия (13,5 лет - 18,0 лет)

4. Ступень индивидуализации
4.1. Кризис юности - становление авторства в собственной жизни (17,0 лет - 21,0 год)
4.2. Молодость - синтез субъекта социальной жизни (19,0 лет - 28,0 лет)
4.3. Кризис молодости - становление субъекта собственной жизнедеятельности (27,0 - 33,0 года)
4.4. Взрослость - синтез уникального самобытия человека (32,0 года - 42,0 года)

5. Ступень универсализации
5.1. Кризис взрослости - обретение универсальных оснований бытия (39,0 лет - 45,0 лет)
5.2. Зрелость - синтез полноты реальной жизни (44,0 года - 60,0 лет)
5.3. Кризис зрелости - откровение Ино-бытия (55,0 лет - 65,0 лет)
5.4. Старость - душа, насыщенная жизнью (62,0 года - . )

(Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000.
Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека)

Новорожденность. Есть серьезные основания, в противовес, взглядам Л.С. Выготского, данную стадию выделять в качестве самостоятельной и стабильной. Здесь происходит отлаживание и совершенствование уже включенных (но всегда культуросообразных) органических систем, их поддержка. Но главное — осуществляется интенсивная их координация также по особой программе (режим питания, сна и др.), осуществляется формирование новых реакций и схем поведения (например, реакция на влажность, холод и др.), преодоление некоторых врожденных реакций (пеленание — как способ преодоления эмбрионального поведения). Действия взрослого в этих условиях никогда не реактивны, а конструктивны, и потому в каждый отдельный момент времени избыточны относительно реальных возможностей, состояний, реакций новорожденного. Принципиально важно, что только внутри такой программы возможно наше понимание состояний ребенка, их адекватное прочитывание. Мы понимаем самой этой программой, мы понимаем тем, что делаем, а не тем, что думаем о . Программа ухода за ребенком (не в медицинском, а в психологическом смысле) на данной стадии есть язык новой формы со-бытия ребенка и взрослого.

Врожденная пластичность человеческой телесности (как одна из предпосылок к универсальному развитию) позволяет ребенку уподобляться, идентифицироваться вплоть до импринтинга с программой организации его жизнедеятельности, со способами вхождения взрослого в со-бытие, что приводит к становлению целостных, теперь уже организменных, образований, в частности к многочисленным видам сосредоточения. В народной педагогике издревле использовались особые средства формирования подобных сосредоточении (соска, люлька, яркие игрушки, колыбельные песни и др.), так как именно сосредоточение оказывается первой телесно-поведенческой формой самостоятельности ребенка и его обособленности от жизнедеятельности взрослого. Таким образом, в стадии новорожденности осуществляется первичный организменный синтез в виде относительно упорядоченной группы соматических функциональных органов, становящихся впоследствии основой собственно органов чувств, передвижения, органов отношения и общения. Этот первичный синтез находит свое прямое выражение в так называемом комплексе оживления, который оказывается ярким симптомом критической стадии следующего периода.

Схематическое описание первой ступени имело своей целью демонстрацию возможного способа упорядочивания существующей фактологии развития психосоматической реальности в младенчестве; очевидно, что можно не только детализировать подобное описание, но и поставить ряд задач для целенаправленного поиска недостающих данных. Характеристики других ступеней будут даны в предельно краткой форме.

1. Периодизация В.И. Слободчикова, Е.И.Исаева

2. Представления, лежащие в основе схемы интегральной периодизации психического развития

4. Общности

6. Первая ступень

Ребенок вместе с родным
взрослым (биологической
матерью или человеком,
выполняющим материнскую
функцию) начинает строить
общение. Осваивает
собственную телесную,
психосоматическую
индивидуальность, вписывая
себя (руками взрослого) в
пространственно-временную
организацию общей жизни
семьи.

7. Первая ступень

• Родовой кризис – становление
телесности человека (2 мес. – +3
нед.)
• Новорожденность – синтез
психосоматического единства (3
нед. – 3,5 мес.)
Кризисы и стадии
• Кризис новорожденности –
становление адресного
поведения (3,5 мес. – 7 мес.)
• Младенчество – синтез
чувственно-практической
достоверности себя в мире (6
мес. – 12 мес.)

9. Вторая ступень

• Освоение ребенком предметноопосредствованных форм
общения на основе совместных
имитационно-предметных
действий с реальным партнером,
и в плане изобразительных
игровых действий с
воображаемым партнером. Два
эпохальных события стоят в
начале новой ступени развития –
это прямохождение и речь.
Ребенок впервые открывает для
себя свою собственную самость

10. Вторая ступень

• Кризис младенчества – обретение
субъектности в действии (11 мес.
– 18 мес.)
• Раннее детство – синтез самости
(1 год 3 мес. – 3,0 года)
Стадии и кризисы
• Кризис раннего детства –
становление самодействующего
субъекта (2,5 года – 3,5 года)
• Дошкольное детство – синтез
субъекта собственных действий
(3,0 года – 6,5 лет)

12. Третья ступень

• Дети осваивают правила,
понятия, принципы
деятельности во всех сферах
социально-культурного
жизни – в науке, искусстве,
религии, морали, праве.
Именно на этой ступени
человек впервые осознает
себя потенциальным
автором собственной
биографии. Появление
способности к
саморазвитию.

13. Третья ступень

• Кризис детства – становление
личного поведения (5,5 лет – 7,5
лет)
• Отрочество – синтез субъекта
деятельности (7,0 лет – 11,5 лет)
Стадии и кризисы
• Кризис отрочества – становление
субъекта социальных отношений
(11,0 лет – 14,0 лет)
• Юность – синтез личностного
способа бытия (13,5 лет – 18,0
лет)

15. Четвертая ступень

• Партнером молодого
человека становится (в
пределе) человечество, с
которым взрослеющий
человек вступает в
деятельностные отношения,
опосредствованные
системой общественных
ценностей и идеалов.

16. Четвертая ступень

• Кризис юности – становление
авторства в собственной жизни
(17,0 лет – 21,0 год)
• Молодость – синтез субъекта
социальной жизни (19,0 лет –
28,0 лет)
Стадии и кризисы
• Кризис молодости – становление
субъекта собственной
жизнедеятельности (27,0 лет –
33,0 года)
• Взрослость – синтез уникального
само-бытия, человека (32,0 года –
42,0 года)

18. Пятая ступень

19. Пятая ступень

• Кризис взрослости –
обретение универсальных
оснований бытия (39,0 лет –
45,0 лет)
Стадии и кризисы
• Зрелость – синтез полноты
реальной жизни (44,0 года –
60,0 лет)
• Кризис зрелости – откровение
ино-бытия (55,0 лет – 65,0 лет)
• Старость – душа, насыщенная
жизнью (62,0 года —…)

Читайте также: