Возможности цор при самообразовании кратко

Обновлено: 04.07.2024

Информатизация общества – это реальность наших дней. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР, опубликованным в Сети.

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены :

• инструменты создания и обработки информации – это информационные средства, обеспечивающие работу с информационными источниками ;

Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети.

Как использование информационно - коммуникационных технологий может помочь мне, как педагогу, в работе?

• подбираю иллюстративный материал к образовательной деятельности и для оформления стендов группы. Я создаю обучающие презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

• обмениваюсь опытом, знакомлюсь с периодикой, наработками других педагогов.

• использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, помогают мне создавать различные фотоколлажи. Использование видеокамеры в своей работе позволяет демонстрировать коллегам и родителям фрагменты образовательной деятельности.

• использую Интернет и цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

Понимая необходимость учета целостности восприятия дошкольниками окружающего мира я осуществляю интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста. Особое значение мною придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания. Я убеждена, что образовательная деятельность должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование ЦОР делают процесс обучения более интересным и интенсивным.

Практика показала, что при использовании ЦОР значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %.

ЦОР могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять ее аналитическую обработку. Таким образом, они представляют одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами.

Перечень ЦОР к разделам программы, используемых в своей работе воспитателем Запашней Кристиной Александровной:

1. Информационно - образовательные интернет - ресурсы :

1.2 Сайт для скачивания музыки

1.3 Социальная сеть работников образования

Для детей, родителей, педагогов

Для детей, родителей, педагогов

1.5 Консультации для воспитателей

Для детей, родителей, педагогов

Для родителей и педагогов

1.7 Институт развития образования Краснодарского края

1.8 Образовательный портал "Мой университет"

2. Созданные информационные интернет – ресурсы :

2.1 Электронная почта E-mail

2.2 Персональный сайт

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС 77-44758

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС 77 – 57008

3. Медиа – ресурсы :

4.1 DVD магнитофон.

4.2 Музыкальный цент с флеш носителем.

4.3 Стационарный компьютер, нетбук.

4.4 Сканер, принтер, ксерокс.

Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в группе комбинированной.

Использование электронных образовательных ресурсов в формировании общеучебной компетентности у младших школьников При разработке плана каждого урока рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных образовательных ресурсов, а также учебного.

Картотека электронных образовательных ресурсов, используемых с детьми старшего дошкольного возраста Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения - это одна из самых новых и актуальных.

Отчет об использовании цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе Использование мною цифровых образовательных ресурсов помогает в процессе работы с детьми, педагогами и родителями более эффективно представлять.

Самоанализ результатов использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий,электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.

Эффективные способы использования электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности у малышей Использование человеком в повседневной жизни огромного количества электронных устройств - это реальность наших дней. Современные информационные.


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Более полно определение ЦОР дает Горохова Л.И., доктор педагогических наук. Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные цифровые образовательные ресурсы должны:

  1. соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам в Челябинской области;
  2. ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  3. обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
  4. предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  5. обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
  6. содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
  7. основываться на достоверных материалах;
  8. превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
  9. полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
  10. обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
  11. обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
  12. иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
  13. иметь удобный интерфейс.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

- представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

- дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

- основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов)

В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:

  • интерактивные компоненты - вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;
  • демонстрационная графика - иллюстрации, анимации, видеофрагменты;
  • тексты - параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;
  • материалы для учителя - презентации и уроки.

Контрольные задания и вопросы для самопроверки являются интерактивными компонентами, позволяющими проверить знания учащегося. В набор ЦОРов к учебнику входят задания шести типов:

- выбор одного варианта ответа из нескольких;

- выбор нескольких вариантов ответа;

- ввод слова или фразы;

- указание на рисунке нужного объекта (point - n - click);

- перетаскивание объектов и их наложение друг на друга (drag - n - drop);

- комбинированный ответ (несколько различных типов в одной задаче).

В большинстве типов задач компьютер автоматически проверяет ответ. В случае неправильного ответа может быть выдан комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос. Текст подсказки зависит от того, какой ответ выбрал учащийся.

Контрольные задания и задания для самопроверки могут использоваться на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля учащихся в процессе изучения тем курса, для обеспечения обратной связи. Приведем некоторые примеры использования ЦОРов с заданиями:

- во время объяснения нового материала решение задачи и обсуждение правильных и неправильных подходов решения;

- закрепление учебного материала: выполнение 2 - 3 заданий за 5 - 10 минут;

- домашнее задание или самостоятельное выполнение заданий учащимися в классе по выбору учителя;

- подготовка к тематическому контролю.

Демонстрационная графика. В наборе ЦОРов демонстрационная графика представлена схемами, графиками, рисунками и фотографиями, портретами ученых. Графические объекты являются не просто аналогами традиционных иллюстраций учебников, они дополняют, дидактически обогащают материал, формируют правильные представления об изучаемых объектах.

Тексты со звуковым комментарием могут быть эффективны для домашнего повторения школьниками материала урока. Их можно использовать и как компоненты лекций, презентаций во время объяснения нового материала. Тексты со звуковым комментарием могут быть полезны для детей с ограниченными физическими способностями.

Материалы для учителя. Помимо самостоятельных цифровых ресурсов в наборе представлены уже готовые презентации и уроки, которые окажут учителю методическую поддержку в проведении занятий.

Тематические презентации в формате Power Point Show состоят из 10-15 слайдов каждая, предназначены для объяснения теоретические материала на уроках и могут воспроизводиться даже на компьютере, на котором не установлен Microsoft Power Point. Презентации включают графику, интерактивные компоненты, текстовые объекты по теме.

  • Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса).
  • Информационные источники сложной структуры (ИИСС). (ИИСС - это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области)/
  • Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:

• фундаментальность общеобразовательной подготовки;

• коммуникабельность, умение работать в коллективе;

• способность самостоятельно мыслить и действовать;

• способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки. Цифровые образовательные ресурсы созданы для:

  • обеспечения нового качества образования, направленного на современные формы обучения, высокую интерактивность за счет использования более широкого спектра средств наглядности и новых видов заданий для самостоятельной работы учащихся;
  • ориентирования на достижение новых образовательных результатов - компетентностей, выражающихся в способности учащихся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности (коммуникативные, познавательные, оценочные, практические);
  • обеспечения возможности уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);
  • учета возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся и существующих различий в культурном опыте учащихся;
  • ориентирования на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров) и на работу, требующую преимущественно нестандартных способов решения;
  • организации учебной деятельности, предполагающей широкое использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, форм и методов проектной организации образовательного процесса;
  • приобретения учащимися опыта выполнения заданий, требующих выбора стратегии собственных действий (в первую очередь - тестовых).

Классификация и применение ЦОР приведена на схеме 1.

Роль цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Одним из важнейших компонентов ЦОР является интерфейс обучающегося. Благодаря ему, осуществляется доступ к контенту ЦОР, связанному с блоками учебной информации и контрольно-измерительных материалов (чаще всего в форме тестов), обеспечивающих организацию индивидуальной образовательной траектории, а также позволяющих осуществлять различные виды контроля и предоставлять сервис удаленного образовательного консалтинга (в случае дистанционного обучения).

Последовательное развитие ЦОР предполагает включение в их состав программных средств создания (обновления) контента, предоставляя пользователям специализированный инструментарий для разработки стандартизированных электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). Примерами подобных средств могут служить программные оболочки, предназначенные для разработки контента к интерактивным доскам. Проанализируем основные методики использования ЭУМК (ЦОР) в образовательном процессе.

Во-первых, отметим один из самых востребованных способов использования ЭУМК, когда электронные пособия применяются при объяснении нового материала или закреплении изученного. В описанных ситуациях в качестве ЦОР целесообразно использование анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов, показ графических изображений. В наиболее удачных версиях ЭУМК (адаптированных под учебную программу конкретного предмета) возможно полное использование их контента (без предварительной его корректировки). В других ситуациях фрагменты ЦОР могут быть внедрены в разрабатываемые преподавателем собственные презентации, электронные плакаты и другие средства обучения. ЭУМК и ЦОР также могут быть полезны при подготовке раздаточного материала.

Во-вторых, стоит отметить широкие возможности, заложенные в ЭУМК для организации самостоятельной учебной деятельности. Такая деятельность может быть осуществлена при подготовке домашних заданий, зачетов и т.п. Материалы ЦОР, входящие в состав ЭУМК, также могут быть востребованы при организации проектной деятельности. В этом случае могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо заметить, что такой метод использования ЭУМК и ЦОР позволяет преподавателю наиболее эффективно реализовывать межпредметные связи, а обучающимся почувствовать себя исследователями в конкретной области знания, что способствует повышению их мотивации к изучению дисциплины.

В-четвертых, использование мультимедийных пособий дает возможность накопления ЭУК и ЦОР по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР или ЭУК как для учителей, так и для учеников. Таким образом, в рамках образовательного учреждения может быть создан банк данных о хранящихся ЭУК, ЦОР, ресурсах на бумажных носителях, ссылках на сайты в сети Internet по интересующей проблематике.

Пятым возможным методом использования ЭУМК и ЦОР является их применение при выполнении лабораторных работ и различных видов групповой учебной деятельности, предусмотренных во многих курсах как школьными, так и вузовскими программами. Здесь, в основном, речь идет об интерактивных ЦОР, являющихся имитаторами проведения лабораторных работ. Безусловно, подобное использование ЭУМК и ЦОР обладает рядом недостатков: обучающийся непосредственно не участвует в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается обучающемуся в деталях, не дает ему выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. Тем не менее, при использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется (при необходимости) возможность непосредственного обращения к теоретическому или справочному материалу по теме работы, преподаватель получает объективную картину о ходе и результатах выполнения лабораторной работы, что позволяет оценить уровень усвоения материала. Наиболее существенным преимуществом таких ЭУМК и ЦОР является то, что их применение позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий.

К седьмому способу использования ЭУМК и ЦОР можно отнести дистанционное обучение, дающее возможность обучающимся знакомиться с теоретическим материалом, выполнять лабораторные работы и тестовые задания без участия преподавателя в удобное для них время и индивидуальном темпе. Этот способ весьма актуален для временно нетрудоспособных учеников (студентов), детей, обучающихся на дому или находящихся в отъезде, а также студентов заочной формы обучения.

Информационные (электронные) образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы:

Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования.

- адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся;

- тиражирование и размещение материалов в сети.

Инструментальными называются программы, позволяющие преподавателю создавать собственные элементы автоматизированных учебных курсов. Наиболее распространенной разновидностью инструментальных программ являются программы-оболочки, позволяющие преподавателю, имеющему навыки пользователя ПК, вводить в заданный формат собственный учебный материал. Оболочки могут быть ориентированы на универсальное предметное содержание или на определенную область знания (например, математику или иностранный язык). Независимо от объема учебного курса и типа учебных заданий инструментальные программы состоят из двух блоков: рабочего блока преподавателя и блока студента. Работа с инструментальными средствами возможна как в автономном режиме, так и в сети (в режиме online), в последнем случае все материалы создаются и размещаются на веб-сайтах.

Одной из важнейших особенностей современных средств обучения является тенденция к унификации ресурсов. Наибольшую ценность для широкого использования представляют ресурсы, которые требуют от преподавателя минимальных навыков работы на компьютере и максимально унифицируют работу студента. Инструментальные средства также успешно используются для размещения учебных материалов в сети и их постоянного обновления.

Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:

  • веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.;
  • веб-сайты, информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.;
  • электронные рассылки по проблемам образования;
  • информационные и справочные порталы;
  • ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.

В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету. При этом станет возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости, причем риск предвзятой или неверной оценки будет снижен за счет большого количества результатов измерений, и, наконец, будет достигнута ситуация, когда учителя-предметники, классные руководители, а также руководство образовательного учреждения будет получать реально отражающую ситуацию статистику, что позволит сделать выводы об успешности деятельности по поддержанию и повышению качества образования в рамках всего учреждения.

Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_tsifrovykh_obrazovatelnykh_resursov.doc 91 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

оборудованием, электронными пособиями, повышение информационной

компетенции работников образования, использование возможностей

На сегодняшний день практически все образовательные учреждения имеют компьютеры и наборы образовательных ресурсов на компакт-дисках (хотя зачастую и не отвечающих, требованиям к ним).

Вслед за компьютерами в школу начали поступать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для совершенствования учебного процесса.

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.

У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач.

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Простой ЦОР - используемый как единое целое, и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно. Примерами 'простых' ЦОР являются: документы в форматах MS Office, HTML, PDF и др., иллюстрация в формате JPEG, аудиозапись, видеозапись, отдельный объект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе.

Сложный ЦОР - состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы.

Примерами 'сложных' ЦОР могут являться: электронный учебный курс по определенному предмету (программе), система тестирования, тематический каталог.

Комплекты ЦОР предназначены для выполнения следующих задач: помощь учителю в подготовке и проведении урока, а также помощь учащемуся в подготовке домашнего задания. Помощь учителю при подготовке к уроку:

- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; - большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

- эффективный поиск информации в комплекте ЦОР; - подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам); - подготовка творческих заданий; - подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

  1. Помощь учителю при проведении урока : Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор

2. Использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей.

3. Компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний.

4. Индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся на уроке.

Помощь учащемуся при подготовке домашнего задания:

1. Повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала.

2. Автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время.

3. Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п..

4. Возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера.

5. Развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде.

6. Приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

В свете всего вышесказанного к современным ЦОР выдвигаются следующие требования:

1 . Соответствовать содержанию учебника

2. Ориентироваться на современные формы обучения.

3. Обеспечивать возможность дифференциации

4. Обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы.

5. Содержать варианты учебного планирования.

6. Основываться на достоверных материалах.

7. Превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы

Не должны: представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику, дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию; - основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

По типу цифровых образовательных ресурсов можно выделить :

Электронные информационные продукты:

база данных, презентация (демонстрация), электронный журнал, электронная газета, мультимедийная запись

Электронные представления бумажных изданий и информационных материалов:

сборник научных трудов, статей, газетная/журнальная публикация, инструкция, стандарт, пособие, практическое пособие, практическое руководство, учебник, учебное пособие, хрестоматия, учебно-методическое пособие, учебная программа (курса, дисциплины), учебный план (курса, дисциплины), практикум, библиографический справочник, проспект, каталог, альбом, атлас, художественное издание, альманах, антология, реферативный сборник, экспресс-информация, методические указания, сборник тестов, образовательный стандарт, конспект лекций, рекламно-техническое описание, образцы зачетных учебных материалов, магистерская диссертация, дипломный проект (работа), выпускная работа бакалавра, курсовой проект (работа), отчет о УНИР, реферат

пакет прикладных программ, автоматизированная информационно-библиотечная система, программные средства, обеспечивающие поддержку различных технологий обучения (доска объявлений, дистанционное консультирование и т.д.), системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, автоматизированная система управления учебным заведением

Инструментальные средства для создания электронных средств обучения:

инструментальные средства для создания электронных учебников и обучающих систем, инструментальные средства для создания электронных задачников, инструментальные средства для создания электронных тренажеров, инструментальные средства для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологического тестирования, инструментальные средства для создания электронных лабораторных практикумов, инструментальные средства для создания электронных учебных и восстановительных курсов.

электронных словарь, электронный справочник, электронная энциклопедия, информационно-поисковая система, информационно-решающая система, экспертная система

Электронные средства обучения:

средства теоретической и технологической подготовки, электронный учебник, электронная обучающая система, электронная система контроля знаний, средства практической подготовки, электронный задачник, электронный тренажер

Комплексные и вспомогательные средства:

электронный учебный курс, электронный восстановительный курс, электронный лабораторный практикум, развивающая компьютерная игра

Средства психофизиологического тестирования

виртуальная библиотека, Поисковая система, Internet-каталог, Сервис рассылки информации Internet-трансляция

По виду: (слайд 13) и по форме использования (слайд 14)

Практика показывает, что применение цифровых образовательных ресурсов имеет свои положительные и отрицательные стороны.

· обеспечивают новое качество образования, ориентируются на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;

· обеспечивают возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);

· учитывают возрастные, психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

· содержат материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);

· содержат набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;

· предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

· обеспечивают организацию учебной деятельности, направленной на использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.

· полноценно и устойчиво не воспроизводятся на современном мультимедийном компьютере;

· не воспроизводятся с помощью стандартных программ;

· часто не обеспечивают сохранение промежуточных результатов выполнения задания (в частности – тестирования);

· не имеют встроенную помощь, дающую возможность получить полное представление о возможностях набора ЦОР и работе с ним;

· учителя и учащиеся испытывают затруднения при их использовании.

· качество содержания многих попадающих в школу ЦОР невысоко.

Можно предложить следующие модели уроков с использованием новых информационных технологий:

1 модель – урок с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM – демонстрирует реальные возможности проведения урока с применением мультимедиа технологий (учебных мультимедиа курсов).

2 модель – урок с применением Интернет технологий – позволяет привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей, обеспечить непосредственный диалог учащихся с этими специалистами. Данная модель особенно эффективна для проведения интегрированных уроков, построенных на пересечении или совмещении различных предметных зон. К on-line урокам относятся музейные уроки, уроки с динамическими иллюстрациями, уроки с применением экспериментальных установок.

3 модель – урок-диалог – позволяет организовать проектную деятельность учащихся и обеспечить учебный диалог между удаленными группами учащихся.

4 модель – урок с использованием баз данных удаленного доступа – позволяет использовать удаленные ресурсы (вычислительные, имитационные модели, виртуальные лаборатории и т.п.).

5 модель – урок с применением лабораторных комплексов удаленного доступа – позволяет проводить лабораторные работы с уникальным оборудованием.

6 модель – урок с использованием демонстрационного эксперимента в режиме on-line – дает возможность использовать ресурсы университета: физических и химических кабинетов, биологических лабораторий, где можно в режиме on-line проводить натурные эксперименты.

7 модель – урок с применением информационных ресурсов музеев. Музейные коллекции используются для проведения уроков по различным темам.

В классе цифровые образовательные ресурсы возможно применять на различных этапах урока:

  • при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программа презентаций Power Point);
  • закрепление изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
  • система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
  • при проведении интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web – страниц, проведение телеконференций.

Формы проведения уроков:

  1. С использованием ПК. В этом случае одна из составляющих урока – работа на компьютере (10-12 минут). Учащиеся из предложенной на слайдах новой информации выбирают нужную, опираясь на вопросы, зафиксированные на маршрутном листе;
  1. Использование ПК и проектора. Используя мультимедиа проектор учитель показывает презентацию, которая позволяет учащимся вспомнить ранее изученный материал, получить новую информацию по изучаемой теме. В качестве закрепления и самостоятельной работы учащиеся на ЭВМ выполняют определенные задания с последующей проверкой;
  1. Использование проектора. На заключительном уроке изучаемой по изучаемой теме старшеклассники представляют и защищают свои проектные работы.

Во внеурочное время ЦОРы можно применять

  • для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление и т.д.)

Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно нескольких каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

Кому и зачем нужны ЦОР?

ЦОР необходим для самостоятельной работы учащихся потому, что они: облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочие;

Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Современный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов.

Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках.

А использование учителем качественных цифровых образовательных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

Система образования в настоящее время испытывает существенную потребность в качественных цифровых образовательных ресурсах, которые на практике позволили бы:

1. организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

2. применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

3. привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;

4. объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

5. управлять учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

6. создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

7. оперативно обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФГБОУ ВО Кемеровский Государственный Университет

Начальное образование и Иностранный язык

Реферат на тему

Составитель- разработчик: Мухаметова Р.Ю.

Что такое ЦОР и ЭОР?

Классификация ЦОР и ЭОР

ЦОР используют на следующих этапах

Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям

Электронные цифровые пособия по математике для 2 класса

Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом.

Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение, как в самом учебном процессе, так и в учебных материалах. С каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, в первую очередь, на возможности динамического изменения и дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науке, культуре и пр.

Актуальность выбранной темы состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала, а так же комплексное использование информационных технологий с другими учебными предметами.

Что такое ЦОР и ЭОР?

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР ) - это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет .

Понятие ЭОР шире, чем ЦОР , так как последние воспроизводятся с помощью компьютера, а для воспроизведения ЭОР используются любые электронные устройства.

Цель ЦОР – укрепление умственных способностей учащихся в информационном обществе и повышение качества обучения на всех ступеньках образовательной системы.

Помощь учителю при подготовки к уроку.

компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

подготовка творческих заданий;

подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.

Помощь учителю при проведении урока.

демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий.

повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Формы организации деятельности учащихся при использовании ЦОР на уроках:

коллективно-распределенное (всем классом, в группах) и индивидуальное исследование;

индивидуальный информационный поиск;

письменная дискуссия между учащимися;

различные дидактические игры;

конструирование (формулировок правил, определений лингвистических понятий, схем и моделей слова, предложения, текста);

практические работы (конструирование и редактура текста, корректура; осуществление языковых разборов);

тренировка (орфографический и пунктуационный тренинг).

выбор и движение по индивидуальной образовательной траектории (самостоятельная работа на факультативном материале);

зачетные работы (тесты, разборы, ответы на контрольные вопросы и пр.).

Использование ЦОР также дает возможность разнообразить формы оценивания результатов обучения младших школьников по самым различным параметрам:

тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, оснащенные схемой анализа ее результатов и последующей программой коррекции с учетом выявленных пробелов;

диагностика понятийного продвижения, основанная на анализе учителем подбора ребенком необходимых вставок в лингвистический текст, выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале;

Классификация ЦОР и ЭОР.

Программные продукты, используемые в образовательной сфере, или образовательные электронные ресурсы по ИЯ, могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:

1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);

2) электронные книги для чтения;

3) фильмы на DVD;

4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам РД, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.

• Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК (это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса).

• Информационные источники сложной структуры (ИИСС). (ИИСС – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области)/

• Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:

• фундаментальность общеобразовательной подготовки;

• коммуникабельность, умение работать в коллективе;

• способность самостоятельно мыслить и действовать;

• способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

Наборы ЦОР нацелены на наилучшую встраиваемость в существующую систему образования и минимальные требования к инновационности. ИИСС ориентированы на частные решения, основанные на использовании ИКТ и нацеленные на внесение локальных изменений в образовательный процесс. В ИУМК заявлены инновационные решения на уровне учебных курсов, претендующие на кардинальные изменения в содержании и организации учебного процесса.

Использование предлагаемого набора ЦОР существенно облегчит учителю процесс подготовки и проведения урока:

при тестировании знаний учащихся (распечатка или работа у компьютера поочередно, выборочно);

при демонстрации иллюстративного материала, а также при создании проблемной ситуации (демонстрация анимаций с участием персонажей учебника);

при визуализации таблиц и других справочных материалов;

при обсуждении проблематики урока, составлении схем и моделей.

при обсуждении материалов для контрольной работы, фиксации параметров ее оценивания;

при подготовке учителем материалов для проболевшего ребенка;

при демонстрации дополнительного текстового и иллюстративного учебного материала, не содержащегося в детских учебниках.

Обозначим общие требования к современным цифровым образовательным ресурсам, которые должны:

соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;

ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

основываться на достоверных материалах;

превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

иметь удобный интерфейс.

ЦОР используют на следующих этапах:

• Этап актуализации знаний- электронные тесты, электронные конструкторы;
• Этап объяснения нового материала - электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, обучающие среды;
• Этап закрепления и совершенствования ЗУН - электронные тесты,
электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
• Этап контроля и оценки ЗУН - электронные тесты, кроссворды.

Различаем ЦОР по типу работы ученика с ними:

1.Демонстрационные ЦОР - ученик является наблюдателем

2.Интерактивные (информационно0деятельностные) - ученик имеет возможность не только "смотреть демонстрации", но менять сценарий

отвечать на вопросы ресурса и, возможно, получить оценку ресурса;

выполнять лабораторные и практические задания с помощью ресурса;

поиск в Интернете или в других электронных, например, справочниках;

групповая работа (мини-проект на уроке);

интерактивная обучающая игра;

Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям

Электронные учебники:

Прототипы традиционных учебников; оригинальные электронные учебники; предметные обучающие системы; предметные обучающие среды.

Электронные учебные пособия:

Репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающие – контролирующие; игровые; интерактивные; предметные коллекции; справочники, и словари; практические и лабораторные.

Электронные учебно-методические комплексы (УМК):

Предметные миры; программно-методические комплексы; предметные учебно-методические среды; инновационные УМК.

Электронные издания контроля:

Тесты; тестовые задания; методические рекомендации по тестированию; инструментальные средства. Классификация ЦОР по типу информации

ЦОР с текстовой информацией:

Учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно - и учебно – методические материалы.

ЦОР с визуальной информацией:

Коллекции : иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс;

Модели: 2-3х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели.

Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы.

Карты для предметных областей

ЦОР с комбинированной информацией:

Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.

ЦОР с аудио информацией:

Звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.

ЦОР с аудио и видео информацией:

Аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии. Интерактивные модели:

Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории. ЦОР со сложной структурой: Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.

Электронные цифровые пособия по математике для 2 класса.

ЭП состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, содержащего объяснение материала параграфа и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала.

Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.

Читайте также: