Воздействие человека и техносферы на атмосферу выбросы в приземный слой атмосферы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Атмосфера – газовая оболочка вокруг Земли, распространяющаяся на высоту 100-122 км от поверхности. Во многом от ее состояния зависит общий климат на Земле и локальные изменения в погоде. На нее оказывается воздействие с внешней и внутренней стороны. Изнутри на нее влияют атмосферные выбросы, поднимающиеся в воздух в результате человеческой жизнедеятельности или естественных процессов. Последствия таких выбросов – загрязнение оболочки, влияющее на здоровье живых организмов и на климатические изменения.

Причины загрязнения атмосферы

Источниками загрязнения могут быть 2 группы факторов:

Обычно они действуют независимо друг от друга. На естественные человек не может оказать существенного воздействия, поэтому такие источники просто отслеживаются для подготовки мер по ликвидации последствий. Антропогенные источники напрямую зависят от интенсивности человеческой жизнедеятельности, такие выбросы бывают постоянные и единичные.

Естественные источники

Природными источниками атмосферных выбросов выступают:

  • извергающиеся вулканы;
  • горящие леса;
  • развивающиеся анаэробные микроорганизмы.

Наибольшее влияние среди естественных источников оказывают извергающиеся вулканы. На Земле их более полутора тысяч, а в атмосферу при извержениях попадают: физические частицы (пыль) и газы. Кроме этого, раскаленная лава способна вызвать пожары. Горящие леса относятся к естественным источникам, если они загорелись под воздействием природных сил: молнии, высоких температур. На естественные причины лесных пожаров приходится не более 5%, все остальные леса возгораются по вине человека. Незначительный вклад на изменение состава атмосферы оказывают анаэробные процессы: они обратны процессам фотосинтеза, формирующего структуру развития живых организмов.

Антропогенные источники

Человеческая жизнедеятельность оказывает наибольшее влияние на атмосферу. Антропогенные источники атмосферного загрязнения:

Классификация загрязнителей воздуха

Частицы, которые попадают в атмосферу, отличаются друг от друга своими характеристиками, зависящими от источника выбросов. Три формы загрязнителей воздуха:

  • физические;
  • химические;
  • биологические.

Для каждого из видов характерно определенное состояние при нахождении в атмосфере: физические частицы в воздухе, химические элементы в виде газообразных выделений, микробы и бактерии – биологические загрязнители.

Физические загрязнители

Наиболее распространенная группа загрязнителей атмосферы – физические загрязнители. В эту группу входят частицы, для которых характерна одна из форм физического состояния:

  • механические частицы – твердые тела (пыль, пепел, сажа);
  • радиоактивные элементы – изотопы и лучи;
  • тепловое загрязнение – пар, нагретый воздух;
  • шумовое загрязнение – громкие звуки, низкочастотные колебания;
  • электромагнитные волны, включая радиоволны.

Химические загрязнители

Ни один холодильник не обходится без фреона

Выбросы фреона и газа от аэрозольных баллончиков, кондиционеров и холодильных установок образуют химическое загрязнение воздуха. Кроме этого, газы возникают при горении топлива.

В атмосферу попадают следующие опасные химические элементы: оксид и двуокись углерода, диоксид серы, оксиды азота, озон, углеводороды, аммиак, аммиак, тяжелые металлы.

Под действием этих газов, например, происходит расщепление трехатомной структуры кислорода, из-за чего образуются озоновые дыры. Разрушение озонового слоя отрицательно влияет на климат на Земле.

Биологические загрязнители

При попадании микробов, инфекций, вредных бактерий происходит биологическое заражение атмосферы. Попадание биологических загрязнителей возможно при развитии вегетативных процессов, для которых образуется благоприятная среда. Для таких загрязнителей характерен локальный масштаб поражения.

Основные загрязняющие вещества

Влияние загрязнителей зависит от частоты попадания элементов в атмосферу, их физико-химических характеристик. Некоторые газы при однократном выбросе оказывают большее воздействие при взаимодействии с кислородом, чем другие при долгосрочном. Например, метан в десятки раз опаснее углекислого газа, но попадает в атмосферу в меньших количествах.

Среди основных загрязняющих веществ выделяются: углекислый газ (до четверти объема), метан (не более 10%), озон (примерно 5%). Другие распространенные опасные выделения: сера, оксиды азота, углеводороды, свинец.

Показатели степени загрязненности атмосферы

Уровень содержания вредных веществ в воздухе определяется при мониторинге состава атмосферы. Справочными значениями определена предельно допустимая концентрация (ПДК) каждого вещества, которая сравнивается в полученными значениями. При сравнении учитываются нормы, по которым дается оценка общему состоянию атмосферы:

  • стандартный индекс (СИ) загрязненности;
  • индекс загрязнения атмосферы (ИЗА).

ля СИ определено три уровня загрязнения: 0-20% – повышенный, 20-40% – высокий, 40-100% – очень высокий. Для ИЗА используется 4 уровня, характеризующих загрязнение: 0-5 – низкое, 5-6 – повышенное, 7-13 – высокое, более 13 – очень высокое.

Большинство значений (норма, коэффициенты) берутся из справочников, остальные измеряются на практике. Измеримые показатели: среднегодовая концентрация, максимальная суточная концентрация. Показатель наибольшей повторяемости (НП) фиксирует число превышений норм.

Возможные последствия

Атмосферное загрязнение влияет на человека и другие живые организмы, проникая в организм разными путями. Негативное воздействие загрязненного воздуха проявляется в следующих видах последствий заражения:

  • ухудшение здоровья;
  • заражение растений;
  • возникновение кислотных дождей;
  • разрушение озонового слоя;
  • формирование парникового эффекта;
  • образование фитохимического смога.

Последствия проявляются в виде ухудшения или изменения естественных биологических процессов в организме.

Влияние на здоровье человека

Влияние на растения, озоновый слой и парниковый эффект

Твердые осадки атмосферного загрязнения могут через поры проникать в растения, заражая их. Кроме того, атмосферное загрязнение негативно влияет на формирование озонового слоя и протекание процессов фотосинтеза. Из-за разрушения озоновой оболочки возможен запуск обратного развития живых организмов: на смену аэробным вернутся анаэробные. Это возможно, если состав атмосферы кардинально изменится, и она станет благоприятной восстановительной средой для развития анаэробных форм жизни. Сейчас преобладает окислительная среда с аэробными организмами. По такому же принципу при взаимодействии молекул кислорода и солнечного излучения формируется парниковый эффект.

Методы уменьшения загрязнения воздуха

Атмосферное загрязнение чаще всего используется рейтинговыми организациями для определения списка самых чистых и грязных мест на Земле. Это связано с безостановочностью дыхательного процесса у живых организмов, что приводит к неизбежности воздействия этого вида загрязнения на них. В зависимости от источника выбросов и их физико-химических характеристик выделяются направления по снижению загрязнения:

  • альтернативная энергетика;
  • сокращение промышленных выбросов;
  • изменение структуры работы транспорта;
  • вторичная переработка отходов;
  • сокращение применения химических удобрений;
  • увеличение доли зеленых насаждений.

рименение всех мер возможно только при внедрении государственного регулирования направления. Для закрепления намерений государствами-членами ООН был подписан Киотский протокол, направленный на сокращение выбросов парниковых газов.

Большинство мер предусматривает отказ от традиционных видов топлива, таких как нефть, уголь, в меньшей степени – газ. Кроме этого, меры по сокращению атмосферных выбросов должны реализовываться за счет сокращения объемов производства и движения транспорта. Это достигается рациональным использованием ресурсов: переработкой, вторичным производством, отказом от индивидуальных транспортных средств с переходом на групповые для эффективного заполнения пространства.

Атмосферный воздух загрязняется путем привнесения в него или образования в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровня естественного содержания.

Загрязняющее вещество - примесь в атмосферном воздухе, оказывающая при определенных концентрациях неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие компоненты окружающей природной среды или наносящая ущерб материальным ценностям. Наиболее значимое влияние на состав атмосферы оказывают предприятия черной и цветной металлургии, химическая и нефтехимическая промышленность, стройиндустрия, энергетические предприятия, целлюлозно-бумажная промышленность, автотранспорт, а в некоторых городах и котельные.

АЭРОБЙОСФЕРА — приземный слой атмосферы (до 6—7 км над поверхностью земли), в котором, при наличии подходящих субстратов, постоянно присутствуют живые организмы, способные нормально жить и размножаться.Приземный слой воздуха является смесью двух типов газов — постоянных (азот, кислород, редкие газы) и переменных, из которых одни образуются естественным путем, а другие частично являются результатом производственной деятельности человека.

Фотохимический смог образуется при реакции между собой углеводородов, озона, окислов азота и других примесей (в осн. поступающих в атмосферу из выхлопов автотранспорта) при обязательном участии солнечной радиации достаточной интенсивности. Поэтому фотохимический смог чаще образуется в низких широтах в летнее время, в ясную погоду, днём. Большие города с интенсивными выбросами выхлопных газов в субтропиках и тропиках – типичные места, где фотохимический смог происходит регулярно (Лос-Анджелес, Мехико, Токио). В последние десятилетия в развитых странах благодаря природоохранным мерам качество воздуха в городах улучшается, и повторяемость смогов снижается.

Кислотные осадки, дождь, снег или дождь со снегом, имеющие повышенную кислотность. Кислотные осадки возникают главным образом из-за выбросов оксидов серы и азота в атмосферу при сжигании ископаемого топлива (угля, нефти и природного газа). Растворяясь в атмосферной влаге, эти оксиды образуют слабые растворы серной и азотной кислот и выпадают в виде кислотных дождей. Относительная кислотность раствора выражается индексом рН (кислотность определяется наличием свободных ионов водорода Н+; рН – это показатель концентрации ионов водорода).

Парниковый эффект - разогрев приземного слоя атмосферы, вызванный поглощением длинноволнового (теплового) излучения земной поверхности. Главной причиной этого процесса является обогащение атмосферы газами, поглощающими тепловое излучение. Наиболее важную роль здесь играет повышение содержания углекислого газа (СО2) в атмосфере.

Озоновый слой расположен в стратосфере на высоте от 12 до 50 км (наибольшая плотность на высоте около 23км). Самой главной причиной разрушения озонового слоя является хлор и его водородные соединения. Огромное количество хлора попадает в атмосферу, в первую очередь от разложения фреонов. Фреоны – это газы, не вступающие у поверхности планеты ни в какие хим. реакции. Фреоны закипают и быстро увеличивают свой объем при комнатной температуре, и потому являются хорошими распылителями. Из-за этой особенности фреоны долгое время использовались в изготовлении аэрозолей. И так-как, расширяясь, фреоны охлаждаются, они и сейчас очень широко используются в холодильной промышленности. Когда фреоны поднимаются в верхние слои атмосферы, от них под действием ультрафиолетового излучения отщепляется атом хлора, который начинает одну за другой превращать молекулы озона в кислород. Хлор может находиться в атмосфере до 120 лет, и за это время способен разрушить до 100 тысяч молекул озона

Воздействие на гидросферу

Гидросфера – водная среда Земли, образованная совокупностью океанов, морей, поверхностных вод суши, включая лед и снег высокогорных и полярных районов. Гидросфера на 94% состоит из вод океанов и морей, 0,03% – поверхностные воды, 4% – подземные воды, 2% – снег и льды.

В естественных условиях химический состав вод регулируется природными процессами. Поддерживается равновесие между поступлением химических элементов в воду и выведением их из нее. Лишь на отдельных (обычно небольших) участках наблюдаются аномальные концентрации некоторых микроэлементов. Антропогенное изменение химического состава вод обусловлено попаданием в гидросферу огромного количества сточных вод, содержащих отходы промышленного и сельскохозяйственного производства, коммунально-бытовые стоки. Они уменьшают в реках, озерах и фунтовых водах количество растворенного кислорода, изменяют условия разложения органических веществ, увеличивают концентрации азота, фосфора, различных металлов, хлорорганических соединений и прочих ядохимикатов, т. е. а конечном счете влекут за собой ухудшение качества воды

Основными показателями качества воды являются ионный состав, общее солесодержание, цветность, запах и вкус, жесткость, щелочность, содержание железа, марганца и некоторых других элементов.

Виды воздействий на гидросферу:

-Истощение воды (сокращение количества воды в водном объекте);

-Загрязнение поверхностных природных вод (процесс изменения физических, химических или биологических свойств природных вод при попадании в них различных веществ, который может оказать вредное воздействие на человека и природу, а также ограничить возможность использования воды);

-Засорение поверхностных природных вод (поступление в водотоки и водоемы посторонних нерастворимых предметов, например древесины, металлолома, шлака, строительного мусора и т. д)

-Нефтяное загрязнение (покрытие нефтяной пленкой)

Воздействие на литосферу

Литосфера – верхняя твердая оболочка земли. Человеческая деятельность влияет в основном на состояние самого верхнего слоя Земли, на почвенный покров. Почва – рыхлый слой поверхностных твердых пород вместе с включенными в него водами, воздухом, животными организмами и продуктами их жизнедеятельности. Почва служит защитным слоем земной коры, в нем происходит газовый обмен между атмосферой и подземной частью гидросферы.

Анализ качественного состояния земель показывает, что такие процессы, как опустынивание, переувлажнение, заболачивание, подтопление, затопление, зарастание кустарником и мелколесьем, дегуманизация, засоление и промышленное использование, существенно снижают площади земель сельскохозяйственного назначения, качественное состояние почв. Для урбанизированных территорий наиболее характерными являются такие проявления, как разрушение почвенного покрова, химическое загрязнение и захламление земель промышленными и бытовыми отходами.

Химическое загрязнение почв связано со следующими причинами:

• атмосферным переносом загрязняющих веществ (тяжелые металлы, кислотные осаждения);

• сельскохозяйственным загрязнением (удобрения, пестициды);

•наземным загрязнением (отходы быта и производств, отвалы топливно-энергетических комплексов, загрязнение нефтью и нефтепродуктами).

Нефтяное загрязнение почв относится к числу наиболее опасных, поскольку оно принципиально изменяет свойства почв. Нефть обволакивает почвенные частицы, в результате почва не смачивается водой, гибнет микрофлора, растения не получают должного питания. Частицы почвы слипаются, а сама нефть постепенно переходит в иное состояние, ее фракции становятся более окисленными, затвердевают, и при высоких уровнях загрязнения почва напоминает асфальтоподобную массу.

Тяжелые металлы поступают в почву преимущественно из атмосферы с выбросами промышленных предприятий. Из атмосферы в почву тяжелые металлы попадают чаще всего в форме оксидов, где постепенно растворяются, переходя в гидроксиды, карбонат или в форму обменных катионов.

Электрический ток

Электрический ток — направленное движение электрически заряженных частиц под воздействием электрического поля. Такими частицами могут являться: в проводниках – электроны, в электролитах – ионы (катионы и анионы). Также существует "ток смещения", протекание которого обусловлено процессом заряда емкости, т.е. изменением разности потенциалов между обкладками. Между обкладками никакого движения частиц не происходит, но ток через конденсатор протекает.

В теории электрических цепей за ток принято считать направленное движение носителей заряда в проводящей среде под действием электрического поля.

Электрический ток возникает тогда, когда на участке электрической цепи появляется электрическое поле, или разность потенциалов между двумя точками проводника. Разность потенциалов между двумя точками электрической цепи называют напряжением или падением напряжения на этом участке цепи.

Постоянным называют ток, который может изменяться по величине, но не изменяет своего знака сколь угодно долгое время.

Переменным называют ток, который периодически изменяется как по величине, так и по знаку. Величиной, характеризующей переменный ток, является частота (в системе СИ измеряется в герцах), в том случае, когда его сила изменяется периодически. Переменный ток высокой частоты вытесняется на поверхность проводника. Токи высокой частоты применяется в машиностроении для термообработки поверхностей деталей и сварки, в металлургии для плавки металлов. Переменные токи подразделяют на синусоидальные и несинусоидальные. Синусоидальным называют ток, изменяющийся по гармоническому закону.

Механическое травмирование

Механическое травмирование, происходящее, как правило, спонтанно, имеет весьма широкий спектр негативных воздействий на человека – от порезов и ушибов до летального исхода. Тяжелые случаи механического травмирования связанны, как правило, с техногенными авариями или со стихийными явлениями.

Механическое травмирование человека в производственных условиях и в быту возможно:

- при несанкционированном взаимодействии с различными устройствами и механизмами (конвейерами, роботами, подъемно-транспортным оборудованием, средствами транспорта, бытовой техникой);

- при падении человека и различных предметов;

- при поражении потоками вещества, ударной волной, фрагментами разрушающихся систем повышенного давления, тепловых и иных сетей;

- при контакте с режущими и колющими предметами, с шероховатыми и рваными поверхностями.

Основные опасности, возникающие при эксплуатации подъемно- транспортных машин и устройств:

- падение груза с высоты вследствие разрыва каната или неисправности грузозахватного устройства;

- разрушение металлоконструкции крана, тягового органа в конвейерных установках;

- потеря устойчивости и падение стрелковых самоходных кранов;

- спадание каната или цепи с блока при подъеме груза, кроме того, при раскачке блока возможно соскальзывание каната или цепи с крюка;

- при использовании ручных лебедок возможно травмирование как самим грузом, так и приводными рукоятками из-за самопроизвольного опускания груза;

- срыв винтовых, реечных и гидравлических домкратов, если они установлены на неустойчивом и непрочном основании или не вертикально( с наклоном) , а также их самопроизвольное опускание;

- при погрузке и разгрузке крупногабаритного груза на ручные безрельсовые тележки.

Опасная зона подъемно – транспортных машин не является постоянной и перемещается в пространстве при перемещении всей машины или ее отдельных частей.

Несчастные случаи, часто возникающие на ленточных и цепных конвейерах, в 90% случаев происходят в момент устранения на ходу конвейера неполадок вследствие захвата тела и одежды набегающими частями оборудования. Поэтому на работающем конвейере запрещается исправлять смещение (сбег) ленты и устранять ее пробуксовку, убирать просыпавшийся и налипающий материал, подметать под конвейером.

Источником механических травм может быть ручной (отвертки, ножи, напильники, зубила) и механизированный (дрели, перфораторы, рубанки и пилы с электро - и пневмоприводом) инструмент. Как правило, этими видами инструментов повреждаются пальцы и руки при попадании их в зону обработки материала, а также глаза, которые могут быть повреждены отлетающими из зоны обработки осколками, стружкой, пылью.

Другими причинами получения механических травм могут являться:

- падение на скользком полу, особенно в случаях, когда на полу разлито или вытекло из оборудования масло и другие жидкости;

- падение с высоты или с неустойчивого основания, на котором стоит человек;

- воздействие роботов и манипуляторов при попадании человека в зону их действия;

-воздействие других разнообразных, но менее типичных причин, например, разрушение емкостей, находящихся под давлением, падение предметов с высоты, обрушение строительных конструкций и т.д.

Системы повышенного давления

К системам (объектам) повышенного давления относятся трубопроводы, цистерны, баллоны, сосуды, аппараты и приборы, работающие под давлением.

Взрывозащита систем повышенного давления достигается: организационно-техническими мероприятиями; разработкой и соблюдением регламентов, норм и правил ведения технологических процессов; организацией обучения и инструктажа обслуживающего персонала;

• осуществлением контроля и надзора за соблюдением норм технологического режима, правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности и т. д.

Оборудование повышенного давления должно быть оснащено системами взрывозащиты, которые предполагают применение гидрозатворов, огнепреградителей, инертных газов или паровых завес, а также защиту аппаратов от разрушения при взрыве с помощью устройств аварийного сброса давления (предохранительные мембраны и клапаны, быстродействующие задвижки и т. д.).

Для своевременного обнаружения различных дефектов (трещины, вмятины, дефекты сварки и т. д.), возникших при изготовлении, хранении и транспортировке сосудов, оборудования, применяют различные методы контроля: внешний осмотр (визуальный) сосудов и аппаратов, работающих под давлением; неразрушающие методы контроля (люминесцентные, ультразвуковые и рентгеновские методы); гидравлические испытания сосудов; механические испытания материалов, из которых изготовлены сосуды.

Причины разрушения или разгерметизации систем повышенного давления: внешние механические воздействия, старение систем (снижение механической прочности); нарушение технологического режима; конструкторские ошибки; изменение состояния герметизируемой среды; неисправности в контрольно-измерительных, регулирующих и предохранительных устройствах; ошибки обслуживающего персонала и т. д. коррозия, механические удары, превышение давления, воздействие высоких температур и открытого пламени,

В компрессорах взрыв может произойти из-за: перегрева стенок; загорания и взрыва паров смазочного масла; разрядов статического электричества; засасывания грязного воздуха и т.д.

Причины взрывов трубопроводов: внутренняя коррозия, гидроудары, некачественная сварка, изготовление труб, фланцевых соединений.

Взрывы паровых котлов возникают при снижении уровня воды ниже допустимого; превышения давления; дефектов изготовления.

Транспортные аварии

Транспортная авария – это авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим легких и тяжелых телесных повреждений, повреждение и (или) уничтожение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Т.а. разделяют по видам транспорта, на котором они произошли и (или) по поражающим факторам опасных грузов. В зависимости от видов транспорта аварии подразделяются на: авиационные (опасные происшествия на воздушном судне, повлекшие нарушения установленного режима его эксплуатации), ДТП – дорожно-транспортные происшествия (в том числе и при перевозке особо опасных грузов, а также происшествий на вертикальном транспорте — лифтах), железнодорожные (опасные происшествия с подвижным составом на железной дороге), морские и речные (опасные происшествия на морском (речном) судне), космические (авария на ракетно-космических системах на земле и в полете). Т.а. возникают по причинам отказов транспортных систем, из-за ошибок операторов и персонала, из-за неисправностей транспортной инфраструктуры, а также в результате природных воздействий. Возникновение аварийных ситуаций на транспорте может приводить к останову транспортных средств, возникновению ЧС на других объектах, необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, в том числе и капитальных. Предупреждение Т.а. достигается своевременной диагностикой состояния транспортных средств, соблюдением правил и норм, регламентирующих условия транспортирования. Причиной многих Т.а. является воздействие глобальных перегрузок. Травматизм водителей, пассажиров и пешеходов во многих странах является проблемой национальной безопасности. Разработка защитных мер, в том числе применение средств индивидуальной защиты (противоударных шлемов, ремней безопасности в автомобилях и быстроходных речных судах; устройств для катапультирования на самолетах и т.п.), организация безопасного движения транспортных средств становятся объектами правовой и нормативно-технической документации.

На современном этапе развития общества человек оказывает воздействие на атмосферу, вызывая изменение ее качественного состояния, в нескольких направлениях: происходит ее загрязнение вредными химическими веществами, шумом, вибрацией и электромагнитными излучениями; истощаются запасы кислорода; разрушается озоновый слой.[ . ]

При оценке воздействия на атмосферу предполагается, что интенсивность выбросов априори известна. Однако на практике зачастую это не так. К данным источникам загрязнения (рис. 5.6) можно добавить рост содержания метана в подпочвенном воздухе в результате метанового брожения органических составляющих насыпного основания буровых площадок. Как правило, отсыпка оснований до 1 м и более производится на пониженные участки рельефа с характерной болотной растительностью и заторфованностью грунтов. Кроме этого довольно часто в качестве экранов, препятствующих поступлению загрязняющих веществ с поверхности, используют глинистые экраны, которые способствуют интенсификации биохимических процессов и деятельности ме-танпродуцирующих бактерий в анаэробных условиях. Вместе с метаном в результате таких процессов образуется углекислый газ, который накапливается под герметичными основаниями буровых и других площадок.[ . ]

При оценке воздействия на атмосферу в процессе строительства скважин необходимо учитывать наличие отдельных этапов работ, их длительность, состав механизмов, производящих выбросы, концентрацию ЗВ в выбросах и возможность возникновения опасных концентраций на различных расстояниях от источников выбросов.[ . ]

Стрессовые воздействия на атмосферу и климат.[ . ]

СТРЕССОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ И КЛИМАТ. ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЯДЕР-НОЙ ВОИНЫ .[ . ]

Если баланс на верхней границе тропосферы между приходящей коротковолновой и отраженной длинноволновой радиацией не равен нулю, то возникает дополнительный эффект радиационного воздействия на атмосферу, приводящий либо к нагреванию (при преобладании приходящей радиации), либо к охлаждению тропосферы. Атмосфера реагирует на эти изменения, постепенно устанавливая новый радиационный баланс посредством соответствующего повышения или понижения температуры тропосферы и поверхности Земли.[ . ]

Выбросы МСЗ воздействуют на атмосферу, гидросферу, являются поставщиком загрязненных ТБО. В их состав, кроме диоксинов и фуранов, входят тяжелые металлы, полиароматические углеводороды, продукты неполного сгорания.[ . ]

Антропогенное воздействие на атмосферу проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосферного воздуха.[ . ]

Антропогенное воздействие на атмосферу приводит к ионизации воздуха, определяющей электрические свойства атмосферы. Изменение электрических свойств атмосферы более чем на 10% приведет к нежелательным эффектам и усугублению проблем электротравматизма.[ . ]

Следует учитывать воздействие на атмосферу космических тел в виде комет, метеоритов, болидов и т. п. Тунгусское событие 1908 г. показывает, что оно может быть очень интенсивным и иметь глобальный характер.[ . ]

Источниками прямого воздействия на атмосферу антропогенных примесей являются теплоэнергетика, промышленность, нефте-газопереработка, транспорт и др. Каждый из этих источников или отраслей производства характеризуется выбросами специфических примесей; состав последних насчитывает десятки тысяч веществ, выявление и идентификации которых бывают затруднительны. К наиболее распространенным выбросам промышленности относятся следующие: зола, оксид цинка, силикаты, хлорид свинца, диоксид и триоксид серы, сероводород, альдегиды, углеводороды, смолы, оксид и диоксид азота, аммиак, озон, оксид и диоксид углерода, фторово-дород, хлороводород, радиоактивные газы, пыли и аэрозоли.[ . ]

Безусловно, транспорт на настоящем этапе деятельности человечества является необходимым звеном в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере потребления, так как ни одна отрасль производства не может функционировать без него. Но будучи необходимым, он в то же время является одним из самых мощных источников отрицательного воздействия на атмосферу (особенно автомобильный), а также на водные ресурсы, леса, животный мир, человека и др. Для своего движения он захватывает все большее количество земель, в том числе плодородных и необходимых для восстановления биомассы.[ . ]

Антропогенное влияние на климат определяется комплексным воздействием на атмосферу за счет, во-первых, изменения ее теплового баланса из-за роста производства энергии, во-вторых, увеличения содержания СО2 и, в-третьих, возрастания концентрации атмосферного аэрозоля (т. е. взвешенных частиц преимущественно сернистых соединений размерами в доли микрометра).[ . ]

При дальнейшем движении на активном участке полета по траектории PH проходит через тропосферу, стратосферу и нижнюю часть ионосферы (термосферу). Кроме перечисленных факторов техногенного воздействия на окружающую среду на стартовом участке имеют место специфические, наиболее значимые факторы воздействия на атмосферу на активном участке полета: образование ударных волн и скачков уплотнения при движении PH, достигшей трансзвуковых и сверхзвуковых скоростей, и как следствие газодинамическое возмущение атмосферы; разрушение озонового слоя в стратосфере; уменьшение концентрации заряженных частиц в ионосфере; падение отработавших ступеней PH на Землю по трассам пуска и т.д.[ . ]

В качестве отрицательного воздействия на атмосферу следует указать на выбросы промышленных предприятий, в результате чего в ряде мест увеличивается облачность и соответственно уменьшается влияние солнечной радиации. Картина оказывается значительно более сложной, если учесть, что состав атмосферы все время меняется под влиянием выбросов промышленных предприятий— газов и паров, аэрозолей и твердых частиц (ныли). Основными источниками загрязнения воздуха являются выбросы предприятий металлургической, химической и горной промышленности, промышленности строительных материалов, электростанций, автомобилей и других видов транспорта.[ . ]

Чтобы оценить антропогенные воздействия на атмосферу, дать прогноз будущего ее состояния, необходимо иметь разнообразную и детальную информацию о ее фактическом состоянии. Такая информация может быть получена в результате широкомасштабных теоретических и экспериментальных исследований.[ . ]

В настоящее время загрязнение атмосферы самолетами не является серьезной проблемой, так как загрязняющие вещества рассеиваются на большой высоте и окисляются, распадаясь на безвредную двуокись углерода и водяные пары задолго до того, как достигнут земли. Однако возможно, что в будущем самолеты окажут неблагоприятное воздействие на атмосферу.[ . ]

Важнейшим аспектом антропогенного воздействия на атмосферу является ионизация атмосферного воздуха, наблюдающаяся на фоне активных естественных процессов.[ . ]

Наряду с крупными проектами изучения атмосферы в ее естественном состоянии большое внимание уделяется исследованиям в области активного воздействия на атмосферу и протекающие в ней процессы. Здесь прежде всего имеется в виду целенаправленное (в отличие от техногенного — побочного) влияние на образование кучевых и кучево-дождевых облаков для вызывания осадков, активное воздействие на мощные кучево-дождевые облака с целью предотвращения катастрофических градобитий; рассеяние туманов и низкой облачности в районах аэропортов, поисково-спасательных работ, создание комфортных условий при проведении массовых мероприятий и т.д.[ . ]

Из изложенного ясно, что антропогенное воздействие на атмосферу все возрастает и угрожает глобальными последствиями для будущих поколений. Это ставит перед наукой и техникой серьезные инженерные задачи по их предупреждению. Предстоит громадная, важная работа по охране атмосферы, и долг каждого быть активным ее участником.[ . ]

С1]Кузнецов А.Д., Логинов В.Ф. Космические воздействия на атмосферу.- Д: Изд.[ . ]

Регулирование вредных физических воздействий на атмосферу.[ . ]

В Законе содержатся статьи о регулировании воздействия на погоду и климат, о регулировании потребления атмосферного воздуха для промышленных и иных народнохозяйственных нужд, о предупреждении, снижении и устранении вредного воздействия на атмосферу физических факторов.[ . ]

Закон вводит нормирование предельно допустимых воздействий на атмосферу стационарных и подвижных источников загрязнения, предусматривает разрешительный порядок выбросов, запрещает применение новой техники и закупку импортного оборудования, если это несовместимо с требованиями к охране атмосферного воздуха в СССР.[ . ]

Поскольку в процессе антропогенной деятельности на состояние атмосферного воздуха оказываются химические, физические и биологические воздействия, законодательство регулирует соответствующие отношения по его охране. Причем такие воздействия на состояние окружающей среды, как физические (шум, электромагнитные поля), регулируются преимущественно именно в рамках воздухоохранительного права. Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников, регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу, экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы, разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха. Как видно, все это имеет целью предупреждение деградации атмосферы под воздействием человеческой деятельности.[ . ]

Во вторую группу включаются мероприятия для защиты атмосферы, основанные на нейтрализации вредных факторов загрязнения воздушного бассейна: установление санитарных охранных зон вокруг промышленных предприятий, сооружение оборудования и аппаратов по очистке воздуха от загрязнений (кондиционеры в жилых и промышленных зданиях, в метро и т. д.), применение химико-физических процессов воздействия на атмосферу и др.[ . ]

Развитие производства, рост городов и влияние человека на окружающую природную среду требуют повышения внимания к охране атмосферного воздуха. Задачами законодательства РФ являются регулирование общественных отношений в этой области в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, растительного и животного мира, а также укрепление законности в области охраны атмосферного воздуха.[ . ]

Однако в последние десятилетия антропогенные факторы загрязнения атмосферы стали превышать по масштабам естественные, приобретя глобальный характер. К основным источникам загрязнения относятся: промышленные предприятия, транспорт, теплоэнергетика, сельское хозяйство и др. (рис. 45). Среди отраслей промышленности особенно токсичные выбросы в атмосферу дают предприятия цветной металлургии, химической, нефтехимической, черной металлургии, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д.[ . ]

По оценкам ученых, в настоящее время содержание озона уменьшается ежегодно примерно на 0,1%. Если выброс фреона будет продолжаться на уровне 1975 г., то уменьшение содержания озона через 100 лет может составить 11-16%, а через 50 лет — 5-8%. В ближайшие годы антропогенное воздействие на атмосферу мало повлияет на содержание озона, но приведет к заметному перераспределению его по высоте. Это существенно может изменить климат и вызвать другие негативные последствия.[ . ]

Суда и плавсредства речного флота также относятся к числу источников неблагоприятного воздействия на атмосферу, водную среду портовых городов и населенных пунктов, раскинутых по берегам рек.[ . ]

Наряду с загрязнениями окружающей среды вредными выбросами следует отметить физическое воздействие на атмосферу в виде образования антропогенных физических полей (повышенный шум, инфразвук, электромагнитные излучения). Из этих факторов наибольшее воздействие оказывает шум. Транспорт -основной источник акустического загрязнения окружающей среды. В крупных городах уровень шума достигает 70. 75 дБА, что в несколько раз превышает допустимые нормы. Основными источником акустического загрязнения окружающей среды является автомобильный транспорт: его вклад в акустическое загрязнение в городах составляет от 75 до 90%.[ . ]

Традиционный интерес к атмосферному озону к‘ак важному фактору термической и динамической структуры атмосферы и естественному трассеру движений в ней существенно возрос в последнее время в связи с проблемой охраны окружающей среды. Озон относится к числу малых примесей в атмосфере, фактически и потенциально изменяющихся в процессах естественного и возможного антропогенного воздействия на атмосферу. Это обстоятельство предъявляет новые требования к аппаратуре и организации озонометрических наблюдений. Прежде всего требуется повышение точности озонометрических наблюдений, составляющей сейчас 4—5%, в то время как решение ряда прикладных задач, таких, например, как индикация воздействий на озон озоноактивных компонент, использование наблюдений озона в анализе и прогнозе движений , в атмосфере, изучение солнечноозонных связей и др. требуют существенно большей точности измерений. Во-вторых, необходима комплексность измерений озона, включающая одновременные наблюдения общего содержания, вертикального распределения и временной изменчивости (в .том числе короткопериодной) озона. В-третьих, требуется одновременное наблюдение озона и озоноактивных примесей в атмосфере, таких, как N02, вода, аэрозоль и др ., роль которых в режиме и вариациях озона становится, все более очевидной. И, наконец, требуется организация непрерывной регистрации как озона, так и вышеуказанных примесей, что является одним из. требований р комевдуемого-ВМО мониторинга озона.[ . ]

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ — норматив, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферу и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.[ . ]

В настоящее время в распоряжении человека имеется ряд средств, позволяющих оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на атмосферу. Например, используя обстрел облаков при помощи снарядов или ракет, начиненных йодистым серебром (1 г этого продукта позволяет получить 3 триллиона частичек— центров кристаллизации в облаках), можно предупредить образование градин и вызвать выпадение осадков в виде дождя.[ . ]

Учитывая достаточно большое содержание парафина в нефти (до 5,6%) и сероводорода в нефтяных газах (до 15,03%), реально появление в атмосфере таких опасных веществ (кроме Н28), как бензол, толуол и ксилол. Выбросы перечисленных веществ оценены по специальным методикам. Судя по проведенным оценкам воздействия на атмосферу, постоянные утечки из линейной части нефтепровода не создадут сколько-нибудь значительных аномалий в концентрациях перечисленных веществ в воздухе. Реальная их опасность возможна лишь при авариях, вероятность которых в начальной стадии эксплуатации нефтепровода остается достаточно высокой. При этом появление опасных концентраций ЗВ в воздухе происходит за счет испарения углеводородов со свободной поверхности разлившейся нефти и зависит от ее объемов и температуры воздуха.[ . ]

Автомобильный транспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды в большинстве крупных городов, при этом на 90% воздействие на атмосферу связано с работой автотранспортных средств на линии, остальной вклад вносят стационарные источники (цехи, участки, станции технического обслуживания, стоянки и т.д.).[ . ]

Закон об охране атмосферного воздуха установил также обязательность определения предельно допустимого норматива физического воздействия для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферу, причем вредное физическое воздействие от данного и от всех других источников не должно приводить к превышению П. д. у. физических воздействий на атмосферный воздух.[ . ]

Экологический анализ, проведенный по трем основным показателям - коэффициенту опасности ЗВ, мощности выброса, уровню превышения ПДК, позволил классифицировать КС по степени их негативного воздействия на атмосферу и сформировать зоны загрязнения с разбивкой на три уровня: зона загрязнения 1-го уровня, характеризуется коэффициентом превышения ПДК больше 5 (К>5); зона загрязнения 2-го уровня, характеризуется - 1 1).[ . ]

Автомобильная дорога - комплекс сооружений и устройств, который обеспечивает движение автотранспортных потоков (АТП). Сооружение и эксплуатация автомобильных дорог связаны с серьезными вредными воздействиями на окружающую среду. Эти воздействия имеют комплексный характер, как от АТП, так и от элементов инфраструктуры автомобильной дороги, связанный с природными экосистемами и близлежащей жилой застройкой. Перечень техногенных воздействий автомобильных дорог приведен на рис. 12.2. Это воздействие на атмосферу - акустическое загрязнение, запыленность, загрязнение вредными веществами (ВВ), химическое загрязнение и электромагнитные поля; загрязнение гидросферы - сточные воды, и, наконец, литосферы - вредные вибрации и загрязнение ВВ.[ . ]

Ограниченные возможности атомной энергетики и гидроэнергетики, ограниченность запасов ископаемого топлива (и в перспективе — исчерпание), необходимого для работы тепловых электростанций, их мощное тепловое воздействие на атмосферу заставляют более внимательно рассмотреть нетрадиционные источники получения энергии.[ . ]

Местные Советы народных депутатов, министерства, государственные комитеты, ведомства, предприятия, учреждения и организации обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению, снижению и устранению вредного воздействия на атмосферу звуковых колебаний, включая шумы, излучений и т. п.[ . ]

По мере развития городов в них все больше дифференцируются функциональные зоны: промышленная, селитебная, лесопарковая. Промышленные зоны представляют собой территории сосредоточения промышленных объектов различных отраслей (металлургической, химической, легкой, машиностроительной, электронной и др.). Именно они являются основными источниками загрязнения окружающей среды и через загрязнения атмосферного воздуха, путем антропогенных воздействий на атмосферу влияют на дыхательную систему человека.[ . ]

Количественный подход к анализу состояния окружающей среды стал возможным в широком масштабе только в последнее время с началом промышленного выпуска устройств и установок для автоматизированного получения данных, не требующих высокой квалификации обслуживающего персонала. Лазерные аэрозольные спектрометры предназначены для исследования в автоматизированном режиме содержания аэрозолей (дымы, туманы) в воздухе как в городах, так и за их пределами, включая зондирование больших толщин атмосферы, изучение оптических свойств аэрозолей, их спектрально-дисперсных характеристик и т. п. Лазерные устройства дифференциального сканирования (ли-дары) — приборы, регистрирующие люминесцентное характеристическое свечение, которое генерируется молекулами различных веществ в анализируемой пробе под действием лазерного излучения с различной длиной волны. Лазерные приборы активного воздействия на атмосферу позволяют выйти на новый уровень анализа загрязнений по сравнению с использованием традиционных газоанализаторов.[ . ]

Антропогенное воздействие на атмосферу проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосферного воздуха.

Загрязнение атмосферного воздуха привнесение в него или возникновение в нем новых (обычно не характерных для него) вредных химических, физических, биологических компонентов. Оно может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами (вулканическая деятельность, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров и др.). Антропогенное загрязнение связано с выбросом загрязняющих веществ в результате деятельности человека.

По масштабам загрязнение воздуха может быть местным повышение содержания загрязняющих веществ на небольших территориях (город, район и др.), региональным загрязнение атмосферного воздуха значительных территорий (областей, регионов и др.), и глобальным изменения, затрагивающие всю атмосферу Земли.

По агрегатному состоянию выбросы вредных веществ в атмосферу классифицируются следующим образом:

1) газообразные (диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, углеводороды и др.);

2) жидкие (кислоты, щелочи, растворы солей и др.);

3) твердые (тяжелые металлы, канцерогенные вещества, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества и др.).

Главные (приоритетные) антропогенные загрязнители (поллютанты) атмосферного воздуха – диоксид серы (SO2), диоксид азота (NO2), оксид углерода (СО), твердые частицы (пыль, сажа, зола). На их долю приходится около 98% выбросов вредных веществ в атмосферу. Кроме них в атмосферу поступает еще более 70 наименований вредных веществ: тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий и др.); углеводороды, среди которых наиболее опасен бензпирен, альдегиды (в первую очередь формальдегид), сероводород, токсичные летучие растворители (бензины, спирты, эфиры) и др.

Особо опасным видом загрязнения атмосферы является радиоактивное загрязнение, вызванное радиоактивными изотопами. Его источники – производство и испытания ядерного оружия, отходы и аварийные выбросы АЭС. Особое место занимают выбросы радиоактивных веществ в результате аварии четвертого блока на Чернобыльской АЭС в 1986 г . Их суммарный выброс в атмосферу составил 77 кг . Для сравнения при атомном взрыве над Хиросимой их образовалось только 740 г .

Оглавление

1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Антропогенное воздействие на атмосферу проявляется, прежде всего, в загрязнении атмосферного воздуха.

Загрязнение атмосферного воздуха привнесение в него или возникновение в нем новых (обычно не характерных для него) вредных химических, физических, биологических компонентов. Оно может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

Естественное загрязнение воздуха вызвано природными процессами (вулканическая деятельность, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров и др.). Антропогенное загрязнение связано с выбросом загрязняющих веществ в результате деятельности человека.

По масштабам загрязнение воздуха может быть местным повышение содержания загрязняющих веществ на небольших территориях (город, район и др.), региональным загрязнение атмосферного воздуха значительных территорий (областей, регионов и др.), и глобальным изменения, затрагивающие всю атмосферу Земли.

По агрегатному состоянию выбросы вредных веществ в атмосферу классифицируются следующим образом:

1) газообразные (диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, углеводороды и др.);

2) жидкие (кислоты, щелочи, растворы солей и др.);

3) твердые (тяжелые металлы, канцерогенные вещества, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества и др.).

Главные (приоритетные) антропогенные загрязнители (поллютанты) атмосферного воздуха – диоксид серы (SO2), диоксид азота (NO2), оксид углерода (СО), твердые частицы (пыль, сажа, зола). На их долю приходится около 98% выбросов вредных веществ в атмосферу. Кроме них в атмосферу поступает еще более 70 наименований вредных веществ: тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий и др.); углеводороды, среди которых наиболее опасен бензпирен, альдегиды (в первую очередь формальдегид), сероводород, токсичные летучие растворители (бензины, спирты, эфиры) и др.

Особо опасным видом загрязнения атмосферы является радиоактивное загрязнение, вызванное радиоактивными изотопами. Его источники – производство и испытания ядерного оружия, отходы и аварийные выбросы АЭС. Особое место занимают выбросы радиоактивных веществ в результате аварии четвертого блока на Чернобыльской АЭС в 1986 г . Их суммарный выброс в атмосферу составил 77 кг . Для сравнения при атомном взрыве над Хиросимой их образовалось только 740 г .

2. ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Основными антропогенными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются следующие отрасли экономики: теплоэнергетика (тепловые и атомные электростанции, промышленные и городские котельные и др.), автотранспорт, черная и цветная металлургия, нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее производство, машиностроение, производство стройматериалов, сельское хозяйство и т.д.

Энергетика. При сжигании твердого топлива (каменного угля) в атмосферный воздух поступают оксиды серы, оксиды азота, твердые частицы (пыль, сажа, зола). Так, современная теплоэлектростанция мощностью 2,4 млн. кВт расходует до 20 тыс. т угля в сутки и выбрасывает в атмосферу в сутки 680 т SO2 и SO3; 120-140 т твердых частиц (зола, пыль, сажа); 200 т оксидов азота. Использование жидкого топлива (мазута) снижает выбросы золы, но практически не уменьшает выбросы оксидов серы и азота. Газовое топливо загрязняет атмосферный воздух в 3 раза меньше, чем мазут и в 5 раз меньше, чем уголь.

Атомная энергетика в случае безаварийной работы еще более экологична, но и она загрязняет воздух такими токсичными веществами, как радиоактивный йод, радиоактивные инертные газы и аэрозоли. В то же время АЭС представляет собой значительно большую потенциальную опасность по сравнению с предприятиями традиционной энергетики. Опасность несут аварии атомного реактора и отходы ядерного топлива.

Черная и цветная металлургия. При выплавке одной тонны стали в атмосферу выбрасывается 0,04 т твердых частиц, 0,03 т оксида серы, 0,05 т оксида углерода, а также в меньших количествах свинец, фосфор, марганец, мышьяк, пары ртути, фенол, формальдегид, бензол, аммиак и другие токсичные вещества. В выбросах предприятий цветной металлургии, кроме того, содержатся тяжелые металлы, такие, как свинец, цинк, медь, алюминий, ртуть, кадмий, молибден, никель, хром и др.

Химическая промышленность. Выбросы химической промышленности характеризуются значительным разнообразием, высокой концентрированностью и токсичностью. Они содержат оксиды серы, соединения фтора, аммиак, нитрозные газы (смесь оксидов азота), хлористые соединения, сероводород, неорганическую пыль и т.д.

Автотранспорт. В настоящее время в мире эксплуатируется несколько сот миллионов автомобилей. Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания содержат огромное количество токсичных соединений: бензпирена, альдегидов, оксидов азота и углерода и особо опасных соединений свинца (из этилированного бензина). В настоящее время в крупных городах России выбросы от автотранспорта превосходят выбросы от стационарных источников (предприятий промышленности).

Сельское хозяйство. Сельскохозяйственное производство приводит к загрязнению атмосферного воздуха пылью (при механической обработке почв), метаном (домашние животные), сероводородом и аммиаком (промышленные комплексы по производству мяса), пестицидами (при их распылении) и т. д.

Интенсивное загрязнение атмосферного воздуха отмечается также при добыче и переработке минерального сырья, на нефте- и газоперерабатывающих заводах, при выбросе пыли и газов из подземных горных выработок, при сжигании мусора и горении пород в отвалах и т.д.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

Воздействие загрязнения воздуха на организм человека. Физиологическое воздействие на человеческий организм загрязнителей атмосферного воздуха различно. Оксид углерода (угарного газа) прочно соединяется с гемоглобином крови, что препятствует нормальному снабжению органов и тканей кислородом, в результате ослабляются процессы мыслительной деятельности, замедляются рефлексы, возникает сонливость, возможны потери сознания и смерть от удушья. Диоксид кремния (SiO2), содержащийся в пыли, вызывает тяжелое заболевание легких – силикоз. Диоксид серы, соединяясь с влагой, образует серную кислоту, которая разрушает легочную ткань. Оксиды азота раздражают и разъедают слизистые оболочки глаз и легких, увеличивают восприимчивость к инфекционным заболеваниям, вызывают бронхит и пневмонию. Если в воздухе содержатся совместно оксиды азота и диоксид серы, то возникает эффект синергизма, т. е. усиление токсичности всей газообразной смеси. Частицы размером менее 5 мкм способны проникать в лимфатические узлы, задерживаться в альвеолах легких, засорять слизистые оболочки.

Незначительные по объему выбросы такие, как бенз(а)пирен, соединения свинца, кадмия, ртути, мышьяка, кобальта, фосфора и др., могут оказывать воздействие, растянутое во времени. Они обладают канцерогенным действием, вызывают дефекты у новорожденных, снижают иммунитет, угнетают кроветворную и нервную системы и т.д.

Парниковый эффект и глобальное потепление климата.Парниковый (тепличный, оранжерейный) эффект разогрев нижних слоев атмосферы, вследствие способности атмосферы пропускать коротковолновую солнечную радиацию, но задерживать длинноволновое тепловое излучение земной поверхности. Водяной пар задерживает около 60% теплового излучения Земли и углекислый газ – до 18%. В отсутствие атмосферы средняя температура земной поверхности была бы -23°С, а в действительности она составляет +15°С.

Парниковому эффекту способствует поступление в атмосферу антропогенных примесей ( диоксида углерода, метана, фреонов, оксида азота и др. ) . За последние 50 лет содержание углекислого газа в атмосфере возросло с 0,027 до 0,03%. Это привело к повышению среднегодовой температуры на планете на 0,6°С. Существуют модели, согласно которым, если температура приземного слоя атмосферы поднимется еще на 0,6 - 0,7°С, произойдет интенсивное таяние ледников Антарктиды и Гренландии, что приведет к повышению уровня воды в океанах и затоплению до 5 млн. км 2 низменных, наиболее густо заселенных равнин.

Отрицательные для человечества последствия парникового эффекта заключаются в повышении уровня Мирового океана в результате таяния материковых и морских льдов, теплового расширения океана и т.п. Это приведет к затоплению приморских равнин, усилению абразионных процессов (процесс механического разрушения и сносагорных породв береговой зоне водоёмов волнами и прибоем, а также воздействием переносимого водойобломочного материала), ухудшению водоснабжения приморских городов, деградации мангровой растительности и т.п. Увеличение сезонного протаивания грунтов в районах с вечной мерзлотой создаст угрозу дорогам, строениям, коммуникациям, активизирует процессы заболачивания, термокарста и т.д.

Положительные для человечества последствия парникового эффекта связаны с улучшением состояния лесных экосистем и сельского хозяйства. Повышение температуры приведет к увеличению испарения с поверхности океана, это вызовет возрастание влажности климата, что особенно важно для аридных (сухих) зон. Повышение концентрации углекислого газа увеличит интенсивность фотосинтеза, а значит, продуктивность диких и культурных растений.

Истощение озонового слоя в атмосфере Земли приводит к увеличению потока ультрафиолетовых лучей на земную поверхность. Ультрафиолетовые лучи в небольших дозах не­обходимы живым организмам (стимуляция роста и развития клеток, бактерицидное действие, синтез витамина В и т. д.), в больших дозах губительны из-за способности вызывать раковые заболевания и мутации.

Кислотные дожди.Кислотный дождь дождь или снег, подкисленный до рН 1952 г . в Лондоне от смога за две недели погибло более 4000 человек. Рассеять смог может только ветер, а бороться с ним можно путем сокращения выбросов загрязнителей в атмосферу.

4. ЗАЩИТА АТМОСФЕРЫ

В целях защиты атмосферы от загрязнения применяют следующие экозащитные мероприятия:

– экологизация технологических процессов;

– очистка газовых выбросов от вредных примесей;

– рассеивание газовых выбросов в атмосфере;

– соблюдение нормативов допустимых выбросов вредных веществ;

– устройство санитарно-защитных зон, архитектурно-планировочные решения и др.

Экологизация технологических процессов – это в первую очередь создание замкнутых технологических циклов, безотходных и малоотходных технологий, исключающих попадание в атмосферу вредных загрязняющих веществ. Кроме того необходима предварительная очистка топлива или замена его более экологичными видами, применение гидрообеспыливания, рециркуляция газов, перевод различных агрегатов на электроэнергию и др.

Очистка газовых выбросов от вредных примесей. Нынешний уровень технологий не позволяет добиться полного предотвращения поступления вредных примесей в атмосферу с газовыми выбросами. Поэтому повсеместно используются различные методы очистки отходящих газов от аэрозолей (пыли) и токсичных газо- и парообразных примесей (NО, NО2, SO2, SO3 и др.).

Для очистки выбросов от аэрозолей применяют различные типы устройств в зависимости от степени запыленности воздуха, размеров твердых частиц и требуемого уровня очистки: сухие пылеуловители (циклоны, пылеосадительные камеры), мокрые пылеуловители (скрубберы и др.), фильтры, электрофильтры (каталитические, абсорбционные, адсорбционные) и другие методы для очистки газов от токсичных газо- и парообразных примесей.

Рассеивание газовых примесей в атмосфере – это снижение их опасных концентраций до уровня соответствующего ПДК путем рассеивания пылегазовых выбросов с помощью высоких дымовых труб. Чем выше труба, тем больше ее рассеивающий эффект. К сожалению, этот метод позволяет снизить локальное загрязнение, но при этом проявляется региональное.

Устройство санитарно-защитных зон и архитекгурно-планировочные мероприятия.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) это полоса, отделяющая источники промышленного загрязнения от жилых или общественных зданий для защиты населения от влияния вредных факторов производства. Ширина этих зон составляет от 50 до 1000 м в зависимости от класса производства, степени вредности и количества выделяемых в атмосферу веществ. При этом граждане, чье жилище оказалось в пределах СЗЗ, защищая свое конституционное право на благоприятную среду, могут требовать либо прекращения экологически опасной деятельности предприятия, либо переселения за счет предприятия за пределы СЗЗ.

Архитектурно-планировочные мероприятия включают правильное взаимное размещение источников выброса и населенных мест с учетом направления ветров, выбор под застройку промышленного предприятия ровного возвышенного места, хорошо продуваемого ветрами и т. д.

Читайте также: