Битва при ухуде кратко

Обновлено: 05.07.2024

Курайшиты жаждали мести за поражение у Бадра. Под руководством Абу Суфьяна они собрали 2000 воинов из населявших пустыню племен. После того, как к ним примкнули мекканцы, армия язычников насчитывала 3000 человек. В распоряжении войска были 700 тяжелых кавалеристов, 200 лошадей и 3000 верблюдов. Кроме того, к армии Абу Суфьяна примкнул отряд женщин под предводительством его жены Хинд.

Продвигаясь к Медине, войско неверных остановилось у селения Абва. Некая группа язычников вознамерилась осквернить могилу Амины — матери досточтимого Пророка Мухаммада (с.а.в.). Однако их остановили те, кто был против издевательства над могилами — они побоялись, что это станет традицией.

Письмо Аббаса

Дядя Пророка, Аббас, любил сына своего младшего брата. И, хотя еще не был мусульманином, послал в Медину письмо с вестью, что курайшиты выступили из Мекки. После того, как известие Аббаса подтвердилось, Пророк собрал своих сподвижников на совет. Одни предлагали обороняться не выходя из Медины, другие, кто помоложе,
считали, что неприятеля лучше встретить за городом. Пророк согласился с последними.

Курайшиты заняли позицию возле горы Ухуд. Армия мусульман выдвинулась туда из Медины после пятничной молитвы. Сначала их войско состояло из 1000 человек, но после того, как группа из 300 лицемеров во главе с Абдуллахом повернула вспять, осталось всего 700 воинов.

Досточтимый Хамза становится шахидом

Жена Абу Суфьяна Хинд хотела отомстить мусульманам за своего отца, убитого в битве при Бадре. Она пообещала щедро вознаградить эфиопа по имени Вахши, если тот сможет убить Хамзу. Побоявшись выйти с Хамзой один на один, Вахши затаился в засаде. Выждав удобный момент, он метнул копье и смертельно его ранил. Немного спустя Хамза стал шахидом.

Разгоревшаяся битва развивалась в пользу мусульман. Ряды неприятеля были расстроены, их женщины бежали к горе. Несмотря на то, что у мусульман не было конницы, которая смогла бы противостоять коннице противника, всадники язычников могли атаковать мусульман только с той стороны, которую прикрывали выставленные Пророком лучники. Благодаря этой стратегии мусульмане имели преимущество и начали одерживать верх.

В погоне за мирским

Но некоторые мусульмане, преждевременно почувствовав победу, бросили преследовать неприятеля и начали собирать трофеи. Увидевшие это лучники решили, что неприятель уже разбит, и, оставив свою позицию, присоединились к ним. Это заметил стоявший во главе вражеской конницы Халид и ринулся со своими верховыми в атаку. Они вклинились между мусульманами, зайдя к ним в тыл. Отступившие было язычники бросились в бой с новой силой. Оказавшись окруженными с двух сторон, мусульмане не сразу поняли, что происходит.

Прошел слух, что досточтимый Пророк убит. Пока некоторые из мусульман находились в замешательстве, другие взяли досточтимого Пророка в тесное кольцо и самоотверженно защищали его. Во время одной из атак язычников доспехи Пророка получили повреждение, сломав ему зуб. Но Посланник Аллаха не дрогнул и под градом вражеских стрел лишь просил у Аллаха:

— О Господи, прости мой народ — ведь не ведают они то, что творят!

Носившая мусульманам воду Насиба ибн Кааб (также известная как Умм Умара) оставила свой сосуд с водой и бросилась на защиту Пророка. Взяв в руки меч, она сбила с коня нападавшего всадника.

Когда досточтимый Пророк и его сподвижники поднялись на холм, Абу Суфьян прокричал им:

— Среди вас ли Мухаммад? Абу Бакр и Умар? — не получив ответа, он заключил: — Значит они убиты!

— Все они живы, и все они здесь! — ответил Умар (р.а.).

— Война переменчива! Эта битва за битву при Бадре! — снова прокричал Абу Суфьян.

Надругательство над телами шахидов

Женщины-мусульманки в битве при Ухуде разносили воду и ухаживали за ранеными.

В битве при Ухуде шахидами стали 70 человек. В Медину мусульмане вернулись опечаленными. Винить было некого — причиной неудачи послужило ослушание приказу Пророка. Поражению мусульман обрадовались лицемеры и мединские иудеи. Но Посланник Аллаха решил показать им силу и решимость своих воинов. Несмотря на ранения и усталость, на следующий день после битвы, в воскресенье 16 числа месяца шавваль, был отдан приказ преследовать неприятеля.

От поражения к победе

Тогда досточтимый Пророк дал боевое знамя Али (р.а.) и послал его вслед неприятелю. Дойдя до местечка Хамра аль-Асад, мусульмане три дня жгли костры, не давая им погаснуть, тем самым показывая язычникам, что они многочисленны и сильны. Абу Суфьян решил не сражаться. Так мусульмане из проигравших превратились в победителей.

Другие события третьего года от Хиджры

У досточтимого Али (р.а.) родился сын Хасан. Пророк женился на дочери Умара (р.а.) Хафсе. Первая супруга Усмана (р.а.), Рукийя, умерла, и он женился на другой дочери Пророка Умм Кульсум. Таким образом.

Пророк связал себя кровными узами с двумя будущими праведными халифами, выдав за них своих дочерей и женившись на их дочерях. Женами досточтимого Пророка были Хадиджа, Сауда, Айша, Хафса, Зайнаб бинт Хузайма, Умм Салама, Зайнаб бинт Джахш, Умм Хабиба (дочь Абу Суфьяна), Джувайрийя, Сафийя (бывшая иудейка), Маймуна (р.а.).

Курейшиты больше всего на свете жаждали отыграться за свое поражение в битве при Бадре. Они начали планомерную подготовку к новой битве при Ухуде, поскольку язычники не могли оставить текущее положение, ведь им нужно было вернуть себе уважение всех арабов. Также они не могли допустить дальнейшего усиления мусульман. Они стали планировать военный поход на Медину и тщательно готовиться к сражению при горе Ухуд. Вся подготовка заняла у них год. Было сформировано войско из трех тысяч бойцов, которое возглавлял Абу Суфьян бин Харб. Во главе кавалерии поставили Халида бин аль-Валида.

Битва при Ухуде или Охуде вошла в историю как битва-реванш курайшитов за выигранную у них мусульманами битву при Бадре в начале седьмого века. Состоялась битва при Ухуде почти через год после сражения при Бадре, 3 шавваля 3 года Хиджры или 23 марта 625 года. Гора Ухуд располагалась в северо-западной части Аравийского полуострова. В битве близ горы Ухуд сразились силы войска из Медины под предводительством Пророка Мухаммада ﷺ и курайшиты из Мекки под предводительством Абу Суфиана.

Но не только в желании отыграться за прошлое поражение крылась истинная причина активной подготовки курайшитов к новому наступлению на Медину. У их намерения разгромить правоверных была и вполне прозаическая экономическая причина: маршрут караванов курайшитов пролегал в Палестину и Сирию по побережью, но теперь эти земли были закрыты для них, после того, как бой при Бадре закончился их поражением.

После того, как отправленный в Сирию через Ирак караван, который Сафван ибн Умаййа послал, будучи уверенным в том, что маршрут этот безопасен, с целью расширить торговлю, был перехвачен Зайдом ибн Харисой с сотней воинов по приказу Посланника Аллаха ﷺ, язычники пришли к выводу, что от торговли с Сирией зависит напрямую их экономическое благополучие. С этим согласился и Абу Суфйан, и оба предводителя, посоветовавшись, решили, что войско Посланника Всевышнего ﷺ следует сокрушить во что бы то ни стало.

Это сражение известно тем, что стало первой и единственной победой курайшитов над Мухаммадом ﷺ, причем победа при Ухуде далась противникам Посланника Всевышнего ﷺ крайне нелегко, хотя они и серьезно превосходили противника по своей численности. В начале сражения воины Посланника Аллаха ﷺ захватили инициативу сразу же, но в ходе сражения им пришлось оставить без защиты свои укрепления, продолжая теснить курайшитов из Мекки, а затем и штурмовать их лагерь, но после неожиданного вступления в сражение мекканской кавалерии в тыл под предводительством, тогда еще не мусульманина Халида ибн Валида ряды мусульман были нарушены, среди мусульман возникло замешательство и паника, что вызвало отступление с поля боя. Преследовать противника войска из Мекки отказались – они предпочли вернуться домой и объявить о победе.

Подготовка к битве

После того, как в сражении при Бадре погибли вожди язычников, их предводителем был избран Абу Суфьян. Средства и имущества, которые прибыли из Шама с караванами, не были возвращены их хозяевам по общей договоренности, а все было оставлено для нужд предстоящей военной кампании, в ходе которой курайшиты намеревались отомстить мусульманам Медины за все те потери, которые были понесены ими в сражении при Бадре. О том, что против мединцев было подготовлено огромное войско, вскоре узнал Пророк Мухаммад ﷺ и стал держать совет со своими сподвижниками относительно дальнейших действий. Мнения разделились: те, кто постарше, посоветовал встретить врага в Медине, а те, кто младше, не принимавшие преимущественно участия в сражении при Бадре, горячо советовали выйти навстречу врагу к горе Ухуд. В результате Посланник Всевышнего ﷺ принял решение выступать против курайшитов к горе Ухуд и, возглавив войско, состоявшее из тысячи человек, выдвинулся из Медины.

Битва при Ухуде, начало битвы

По пути к Ухуду от их войска отделилось около трехсот человек во главе с лицемерным Абдуллахом ибн Убайй, которые вернулись обратно. После этого инцидента силы противника стали превосходить войско из Медины в четыре раза, но армия под предводительством Мухаммада ﷺ прибыла к подножью горы Ухуд.

По приказу Посланника Аллаха ﷺ на горе Ухуд было размещено полсотни самых лучших лучников, которым было сказано не покидать Ухуд ни при каких обстоятельствах, если на то не будет приказа пророка Мухаммада ﷺ. Их задачей была защита тыла войска от врага. Посланник Всевышнего ﷺ обратился к своим сподвижникам с призывом проявить терпение, ведь только в этом случае ими будет одержана победа.

Начало сражения

В первые минуты сражения мусульмане стали активно теснить неверных, и вскоре обратили их в бегство, а сами мединцы продолжали теснить противника, по пути захватывая трофеи. При виде бегства противника и сбора трофеев лучники кинулись собирать трофеи, посчитав, что битва была выиграна, тем самым они самовольно покинули свои места на горе Ухуд, которые им было приказано не покидать ни в коем случае, и не слушая приказов своего командира Абдуллаха ибн Джабира.

Атака Халида бин Валида

Сражение при Ухуде. Маневр Халида ибн Валида

В результате на горе Ухуд остались вместе с командиром только шесть или семь человек. Эта ситуация не ускользнула от внимания возглавлявшего курайшитскую кавалерию Халида бин Валида, который, поняв, что тыл противника остался без защиты, напал на мединцев с тыла вместе со своей конницей. Оставшиеся лучники не сумели сдержать натиск кавалерии Халида и были разбиты. Когда правоверные оказались в окружении, язычники, ранее обращенные в бегство, почувствовали уверенность и вернулись на поле битвы.

В какой-то момент на поле боя воцарился настоящий хаос и паника среди мусульман, которые услышали возглас иблиса о том, что посланник Аллаха ﷺ убит, начали отступать. Ситуация усугублялась тем, что группы мусульманских воинов оказались разрознены и не всем было известно о ситуации с пророком ﷺ.

Ради того, чтобы спасти Посланника ﷺ, своим жизнями пожертвовали его сподвижники, которые в тот момент находились рядом с ним: они наклонились над Посланником ﷺ, заслонили его своими спинами от стрел курейшитских лучников, словно щитами закрывая его. Одним из тех, кто заслонил своей спиной Пророка Аллаха от вражеских стрел, был Абу Дуджана – его спина была настолько утыкана стрелами, что он даже напоминал дикобраза. Еще один герой, который укрывал Пророка ﷺ своим телом, - это Тальха. Он лишился пальца, когда закрыл лицо Пророка ﷺ от стрелы, выпущенной ему в лицо врагом.

Завершение битвы

Битва при Ухуде. Окончание

Потери мединцев составили более семидесяти человека в этом бою. Посланник Всевышнего ﷺ вернулся в Медину с остатками своего войска, предприняв все меры предосторожности для того, чтобы враг вновь не напал на город ночью. Но на следующий день по приказу Пророка Мухаммада ﷺ мусульмане вновь выступили против неверных, но их предводитель приказал в этой битве участвовать только тем, кто участвовал в последней битве, и на газават вышли сподвижники Мухаммада ﷺ, даже те, кто был серьезно изранен и измучен.

Дойдя до местности под названием Хамраъ аль-Асад, курейшиты услышали весть о том, что мусульмане вновь пошли в наступление, и со страхом оставили эти земли.

Результаты битвы

Таким образом понятно, что вовсе нельзя считать, что именно курейшиты одержали победу в бою при горе Ухуд, поскольку вместо того, чтобы напасть на город и окончательно разбить войско мусульман, они просто сбежали.

По мнению арабских историков, именно мусульман следует считать победителями в битве при Ухуде. Это связано с тем, что у арабов в те времена было принято, что сторона-победитель остается на поле битвы, чтобы закрепить свою победу. Но в битве при горе Ухуд курейшиты не только покинули поле военных действий, но еще и напали на своего противника с тыла. Мусульмане же с Пророком Мухаммадом ﷺ во главе оставались на горе Ухуд и покинули Ухуд только после окончания сражения. Так что можно считать, что именно мусульмане одержали победу в этом бою при Ухуде.

Мусульмане понесли в этом бою огромные потери, и эти потери остались в истории уроком для следующих поколений, назиданием от Аллаха, которое должно было научить потомков мусульман тому, что газават совершается не ради мирских богатств, и жажда наживы может привести к очень плохим последствиям. Этот пример из истории также учит тому, что своему командиру следует подчиняться беспрекословно. В дальнейшем история увидит немало примеров того, как это назидание пошло на пользу многим последующим поколениям.

Еще один серьезный вывод, который сделали для себя мусульмане – это то, что нельзя держать возле себя людей, которые могут оказаться мунафиками, то есть лицемерами, ведь они могут покинуть и предать в любой момент.

Подобным образом он тщательно подошел к расстановке воинов, стоящих в авангарде. Он отобрал обладающих мощью и непоколебимостью мужчин, которым предстояло быть впереди войска. Численность мусульман составляла четвертую часть от войска язычников, и эту разницу можно было восполнить лишь доблестными воинами, стоящими тысячи. Он велел не начинать битву без его приказа. Сам он надел на себя в этой битве две кольчуги.

Два войска сошлись в бою. Первые моменты битвы вызывали удивление, будто бы три тысячи язычников столкнулись с тридцатью тысячами мусульман. Мусульмане показали высшую степень смелости и убежденности.

Дух чистой веры воцарился среди рядов воинов, они ринулись на многобожников подобно разливающейся реке, смывающей все преграды.

Талха ибн Абу Талха аль-‘Абдари, знаменосец курайшитов, бросил свой вызов и призвал к сражению. К нему подпрыгнул аз-Зубейр ибн аль-‘Аввам, оказавшись на его верблюде, сбросил его на землю и поразил мечом.

Сражался подобно разъяренному льву Хамза ибн ‘Абдульмутталиб , настигая одного за другим носителей знамени из рода ‘Абдуддар. В битве при Ухуде курайшиты преследовали две главные цели — Пророка и Хамзу. От меча последнего полегло большое число курайшитов. Для убийства дяди Пророка наняли эфиопского раба Вахши, принадлежавшего Джубайру ибн Мут‘аму. В случае успеха ему были обещаны свобода и несметные богатства. Женщиной, нанявшей Вахши, была Хинд бинт ‘Утба. Будучи женой Абу Суфьяна, она потеряла в битве при Бадре отца, дядю, брата и сына. И она понимала, что многие из них полегли именно от рук Хамзы.

Смерть Льва Аллаха была яркой и достойной, подобно его жизни. Преисполненные вражды и ненависти мекканцы не пожалели своего имущества для похода, имеющего целью уничтожить Пророка ﷺ и его дядю. Однако Хинд бинт ‘Утбе было недостаточно смерти Хамзы. Она приказала принести его печень, что и было исполнено Вахши. Как было уговорено, он получил обещанную плату. Получая ее в левую руку, правой он передавал печень дяди Пророка. Хинд бинт ‘Утба, супруга предводителя многобожников, поднялась на скалу и, выражая словами ярость к мусульманам, ликовала от удовлетворенного чувства мести и исполненного обета.

Малочисленное войско мусульман понесло великую потерю с гибелью Хамзы, но все же продолжало главенствовать на поле боя. Знамя мусульман нес Мус‘аб ибн ‘Умейр — великий проповедник. Когда он пал шахидом, подхватил знамя ‘Али ибн Абу Талиб. Мухаджиры и ансары соревновались между собой на поле достоинства, знамя Ислама продвигалось вперед.

Ошибка мусульман во время битвы при Ухуде

Представьте человека, находящегося на празднике среди ослеп­ляющего света прожекторов, как вдруг неожиданно свет гаснет и на людей опускается мрак. Подобная картина сравнима с тем ходом событий, который был во время битвы при Ухуде. Миг человеческой слабости, охватившей группу воинов, привел к всеобщему замешательству и ослабил ряды. В момент безрассудства было потеряно все то, что приобрела невиданная смелость и готовность к самопожертвованию.

Мы знаем, что посланник Всевышнего ﷺ строго-настрого велел лучникам оставаться на своих местах для защиты тыла мусульман, даже если тела воинов будут разрывать хищные птицы. Однако страсть к мирскому и получению богатств смела наказ в момент беспечности. Когда лучники стали свидетелями поражения курайшитов, увидели блуждающих в горах женщин и бросившихся вспять мужчин, а также трофеи, которые оставила в долине позади себя 3000 язычников, часть из них оставила свои позиции.

В это время конница язычников во главе с Халидом ибн аль-Валидом[12] искала и никак не могла найти лазейку для проникновения вглубь мусульманского войска. Открывшийся тыл и отсутствие постовых предоставили такую возможность. Повернув конницу, он обрушился на своего противника откуда тот и не ждал. Увидевшие это курайшиты, поначалу бежавшие с поля боя, стали возвращаться. Женщина по имена ‘Амра бинт ‘Алькама аль-Харисия подняла с земли знамя курайшитов, ранее поверженных на этом месте. Оставшиеся язычники вернулись под знамя. Сахабы же оказались окружены спереди и сзади, будто между молотом и наковальней.

Поначалу мусульмане остолбенели, они тут же продолжили сражаться с еще с большим рвением, но лишь с целью спастись и найти путь к отступлению. Некоторые из них пали шахидами, пытаясь выбраться из засады. Язычники подступили к Пророку ﷺ совсем близко. Один из них метнул в него камень, который сломал нос, резец и ранил лицо Пророка до крови. Среди воинов распространилась весть, что Мухаммад убит. Мусульмане разбрелись в разные стороны: одни вернулись в Медину, другие укрылись на горе.

Курайшиты продолжали попытки добраться до Пророка и его сподвижников, чтобы покончить с ними. Пробил час, ставший одним из самых тяжелых моментов в истории Ислама. Всадники и лучники язычников с упорством пытались достичь своей цели. Подле Пророка пало много людей, пытавшихся его защитить. Рядом с ним сражался Талха, сдерживавший натиск противника, но и он пал среди живых и мертвых. Абу Дуджана встал живым щитом рядом с Пророком, стрелы вонзались в него одна за другой.

Посланник Аллаха ﷺ с небольшим числом мусульман смог подняться на гору, где к нему присоединилась уже укрывавшаяся там другая группа. Он обрадовался тому, что нашел своих воинов. К ним, в свою очередь, с его появлением вернулся рассудок, хотя они уже считали его мертвым.

Такая самоотверженность, когда люди не жалели своих сил, рисковали жизнями, принесла свои плоды. Пыл курайшитов в попытке покончить с Пророком ослаб. Сподвижники начали подтягиваться со всех сторон и собираться воедино, покончив с разрозненностью рядов.

Когда остатки разбитого мусульманского войска собрались после нападения и отступления, усталость охватила их. Но Аллах вселил в их сердца спокойствие, вернув им после потрясения надежду и уверенность. Они успокоились возле посланника Аллаха, ожидая, что произойдет дальше. Дремота опустилась на веки. Когда кто-нибудь начинал дремать, меч падал из рук и к задремавшему возвращались бдительность и готовность продолжить бой. Это было одно из благ Аллаха, о чем сказано в Священном Коране:

Курайшиты не меньше мусульман испытывали тяготы и усталость этого страшного дня. Первый эпизод битвы чрезмерно их изнурил, и когда ситуация изменилась и казалось, что победа уже близка, мусульмане своей стойкостью и решительностью показали, что уничтожить их почти неосуществимая задача. Потому курайшиты решили удовлетвориться достигнутым и возвратиться обратно.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] ‘Абдуллах ибн Джубайр — сподвижник пророка Мухаммада из племени Аус. Принял участие в присяге при ‘Акабе вместе с семьюдесятью сподвижниками из числа ансаров. Участвовал в битве при Бадре. Во время битвы при Ухуде Пророк назначил его руководителем пятидесяти лучников. В этой битве ‘Абдуллах ибн Джубайр был убит ‘Икримой ибн Абу Джахлем. Известно, что в этот день язычники надругались над телом ‘Абдуллаха, распоров копьями его живот.

[2] См.: Сухайб ‘А. Аль-джами‘ ли ас-сунан ва аль-масанид [Сборник сводов хадисов]. В 38 т. [в электронном виде], 2014. Т. 14. С. 448.

[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 4. С. 368–369, хадис № 2609.

[4] Абу Дуджана Симак ибн Аус — один из сподвижников пророка Мухаммада. Принадлежал к племени Хазрадж. Участвовал в сражениях мусульман против многобожников. В битве при Ухуде, рискуя своей жизнью, защищал пророка Мухаммада и получил тяжелое ранение. Погиб в битве против лжепророка Мусайлимы. Умер в 12 г. по хиджре (634 г. по григор.).

[5] См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 1. С. 245.

[6] Ханзаля ибн Абу ‘Амир аль-Усаййиди — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из племени Аус. В битве при Ухуде был убит руками Шаддада ибн аль-Асвада и Абу Суфьяна ибн Харба во 2 г. по хиджре (624 г. по григор.).

[7] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 197.

[8] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 15. С. 481, хадис № 7016.

[9] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 373.

[11] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 3. С. 227.

[12] Халид ибн аль-Валид аль-Махзуми (31 г. д. х.–21 г. п. х.) (592–642 гг. по григор.) — один из сподвижников пророка Мухаммада. На тот момент, который описывается в книге, еще не принял Ислам. Стал мусульманином в 7 г. по хиджре (629 г. по григор.). Был авторитетным полководцем Пророка, получил прозвище Меч Аллаха. Провел 43 битвы. Является одним из немногих в истории, кто ни разу не был побежден в сражениях.

[13] Анас ибн ан-Надр — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Принадлежал к племени Хазрадж. Был дядей известного сподвижника Анаса ибн Малика. Принял участие в битве при Ухуде, где пал шахидом, проявив непоколебимую самоотверженность в бою. Умер в 3 г. по хиджре (625 гг. по григор.)

[14] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 410.

[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 116, хадис № 4783.

[16] Сахль ибн Ханиф — сподвижник из числа ансаров из племени Аус. Вместе с Пророком принимал участие во всех битвах, в том числе в битве при Ухуде. Был вместе с ‘Али ибн Абу Талибом после того, как тот был выбран халифом. По его назначению Сахль ибн Ханиф стал правителем Медины, Басры и ряда стран Персии.

[17] Убей ибн Халяф ибн Вахб аль-Джумахи аль-Курайши — один из знатных представителей племени Курайш, является братом Умайи ибн Халяфа, который был известен тем, что подвергал мукам Биляла ибн Рабаха. Убей ибн Халяф умер в битве при Ухуде. Он стал единственным человеком, который был убит посланником Аллаха.

[18] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 376.

[19] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 3. С. 415, хадис № 1789.

[21] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 7. С. 336, хадис № 8159.

[22] Абу Талха Зейд ибн Сахль аль-Ансари — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров из рода ‘Адий. Принял Ислам до второй присяги, данной при ‘Акабе. Вместе с Посланником принимал участие во всех битвах между мусульманами и язычниками. В день битвы при Ухуде был из числа немногих лучником, которые самоотверженно защищали посланника Всевышнего. Он часто постился, а после смерти Пророка и до конца своих дней не пропускал ни дня, не соблюдая пост без уважительной причины. Покинул этот мир в Медине в возрасте 70 лет.

[23] См.: Муснад Ахмад. Т. 21. С. 445–446, хадис № 14058.

[24] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 5. С. 421.

[25] Хубаль — имя божества древних арабов.


Битве при Уходе (Охуде) (араб. غزوة أحد ‎‎, транслит. Ġazwat ʾUḥud ) состоялась 23 марта 625 (3 шавваля 3 года Хиджры) у горы Ухуд, северо-западная часть Аравийского полуострова, между силами мусульманской уммы Медины во главе с пророком Мухаммадом и силами курайшитов во главе с Абу Суфианом из Мекки. Битва при Ухуде стала реваншем курайшитов за битву при Бадре, выигранную мусульманами в 624.

Несмотря на явное превосходство противника в численности, мусульмане рано захватили инициативу и начали теснить мекканцев, из-за чего лагерь мекканцев остался без защиты. Однако, когда мусульмане оставили свои укрепления, чтобы штурмовать лагерь мекканцев, неожиданная атака кавалерии мекканцев внесла сумятицу в их ряды. Многие мусульмане были убиты, и им пришлось отступить. Мекканцы не преследовали мусульман, а вернулись в Мекку и объявили о победе [1] , как оказалось, первой и последней над Мухаммадом.

Содержание

Примечания

  1. ↑ Cambridge History of Islam 1A (1977) pp. 47-48

Литература

Книги и журналы

Энциклопедии

  • Robinson, C. F | editor = P.J. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs | encyclopedia =Encyclopaedia of Islam Online| title = Uhud| publisher = Brill Academic Publishers | 1573-3912
  • Vacca, V. | editor = P.J. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs | encyclopedia =Encyclopaedia of Islam Online| title = Nadir, Banu-l| publisher = Brill Academic Publishers | 1573-3912

Ссылки

  • Сражения Халида ибн Валида
  • Сражения по алфавиту
  • Сражения VII века
  • Сражения Мухаммеда
  • История ислама
  • События 23 марта

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Битва при Ухуде" в других словарях:

Битва при Оходе — Битве при Оходе (Ухуде) (араб. غزوة أحد‎‎, транслит. Ġazwat ʾUḥud) состоялась 23 марта 625 (3 шавваля 3 года Хиджры) у горы Ухуд, северо западная часть Аравийского полуострова,[1] между силами мусульманской уммы Медины во главе с Пророком… … Википедия

Битва при Бадре — Итог победа Мухаммада Стороны … Википедия

Магомет — Ислам История ислама … Википедия

Мухаммад (пророк) — Ислам История ислама … Википедия

Мухаммед (пророк) — Ислам История ислама … Википедия

Пророк Мухамед — Ислам История ислама … Википедия

Пророк Мухаммад — Ислам История ислама … Википедия

Пророк Мухаммед — Ислам История ислама … Википедия

Газават — Содержание 1 Причины совершения газавата 1.1 Гонения мусульман в Мекке … Википедия

Читайте также: