Восточная европа между демократией и авторитаризмом кратко

Обновлено: 02.07.2024

В отличие от начала 1990-х годов демократию сегодня вряд ли можно рассматривать как конечную цель, заветный пункт Б на пути к свободе и прогрессу. Нелинейность политики заставляет смотреть на политический режим прагматично и подходить к демократии всё больше как к средству достижения конкретных результатов, а не как цели и самодовлеющей ценности. Будущее демократии неопределённо, равно как и будущее государства как такового.

На фоне этой неопределённости возникают два крайних соблазна. Первый – соблазн апологии авторитаризма, предпочтения порядка свободе ради достижения заветной стабильности. Второй – биться за демократию до победного конца, уничтожая оппонентов ради идеи. Очевидно, что оба варианта ведут в тупик. Демократия жива и востребована до тех пор, пока она остается гибкой, адаптивной и открытой системой. Нарушение этого баланса ведёт к её деградации и вырождению – вполне реальная перспектива как на Западе, так и за его пределами.

Однако прежде чем рассуждать о будущем демократии, необходимо определиться с самим понятием. Прежде всего демократия – это набор институтов и правил игры. В теории эти институты делают политику внутри государства конкурентной и подотчётной обществу через механизмы выборов, разделения властей, свободных СМИ и институтов гражданского общества. Современная демократия непосредственно связана с идеей национального государства. В таком государстве источником суверенитета является народ, а институты демократии, насколько это возможно, реализуют это право народа. В момент своего появления в конце XVIII и в XIX веке понятиям национального государства и демократии противопоставлялись понятия абсолютной монархии, деспотии, теократии и любых форм правления, которые исключали народ как участника политики. Собственно, понятие народа или нации как политически равных перед законом граждан также предполагалось концепцией национального государства.

В ценностном плане национальное государство и демократия стали порождением эпохи Просвещения, а впоследствии превратились в политическую форму общества модерна. Базируясь на ценностях свободы и прогресса, такое общество было по своей сути массовым – массовое производство и потребление, массовая культура и, конечно, массовая политика. При этом просвещенческое мышление линейно. Оно предполагает возможность и необходимость достижения идеального состояния институтов, которые были бы максимально рациональными и в рамках которых рациональный индивид достигал бы максимальной свободы и эмансипации от традиционных и религиозных предрассудков.

Парадоксальным образом, причиной крушения многих из этих режимов, и в первую очередь, Советского Союза, оказались ограничения рациональности, пределы рационального планирования и устройства сложных и нелинейных экономических и социальных систем. В конце ХХ века западные демократии оказались эффективнее вовсе не потому, что были устроены более рационально, чем Советский Союз. Как раз наоборот. Вольно или невольно они избегали сверхцентрализованной рациональности, распределяя её независимым от государства институтам. Более хаотичные и распределённые системы оказались эффективнее. Рациональный надзор за индивидом в них был столь же развит, сколь и в авторитарных обществах, но и он был вынесен за пределы монополии государства. Победа в конкуренции с Советским Союзом сыграла с западной демократией злую шутку. В самих западных странах демократия стала рассматриваться как незыблемый образец. Эту веру укрепляли восточноевропейские страны, которые не без успеха провели политический и экономический транзит, смогли интегрироваться в западные политические структуры. В конечном итоге переход от авторитаризма к демократии стал представляться магистральным направлением мирового политического развития.

Во-первых, приток мигрантов и беженцев, рост угрозы терроризма ставит вопрос о мерах безопасности, а значит и об усилении контроля и надзора государства. Одно из следствий – потеря индивидом своей автономии, утрата частной жизни, которая была бы защищена от вмешательства государства. Такое вмешательство оправдано соображениями безопасности, но такие соображения со временем могут становиться всё более расплывчатыми. Защита гражданина от произвола государства вновь может оказаться на повестке дня.

Во-вторых, трансформации суверенитета на фоне развития крупных наднациональных структур. Это касается, прежде всего, Европейского союза. Исчезновение границ и торговых барьеров открыло широкие возможности для бизнеса. Но это привело и к дисбалансам внутри Союза. Национальные государства не могут воспрепятствовать утечке капитала, населения и деградации промышленности, которую может заменить производство в другой стране. Но ему приходится нести полную ответственность за последствия перед своими гражданами. То же касается и общеевропейской политики. Брюссель может реализовывать амбициозные проекты, но в случае неудачи политические издержки понесут правительства отдельных стран. Они оказываются в тисках между европейской бюрократией, транснациональными компаниями, международными финансовыми институтами и собственными гражданами, теряющими рабочие места и перспективы. Греческий кризис прекрасно показал эти противоречия. Европейским демократиям придется адаптироваться к растущей роли ЕС.

В-третьих, политические кризисы на европейской периферии. Попытка военного переворота в Турции и последующие жёсткие меры правительства по наведению порядка поставили под вопрос, например, тезис о том, что НАТО представляет собой сообщество демократических государств. Украинский кризис вынуждает старые демократии поддерживать правительство, которое также не гнушается жёстких и чрезвычайных мер. Всё это дает повод критиковать их за двойные стандарты, размывая легитимность демократии как проекта для других стран.

В-четвёртых, своеобразным паззлом является новое поколение избирателей с его отстранённостью от традиционных идеологий и партий, а также принципиально новой средой коммуникаций. Вряд ли у нового поколения будет востребована какая-либо форма автократии. Но и старые институты и идеологии могут оказаться для них невостребованными.

Немало вопросов возникает также в отношении будущего политического режима в крупных не западных странах. Как будет меняться политический режим в КНР, пойдёт ли он по пути демократизации во имя дальнейшего экономического роста? Что будет происходить с демократией в Индии, которая до недавнего времени оставалась едва ли не образцом для не западных обществ? Сохранят ли стабильность политические режимы в Латинской Америке?

Большой вопрос – будущее политического режима в России. На Западе уже привычно списали российский режим в число автократий. Что ровным счётом не объясняет ни его природу, ни его возможную трансформацию. Историческая развилка, которую предстоит пройти России куда как сложнее выбора между демократией и автократией. Прежде всего, это решение для страны парадокса глобализации – выбора между суверенитетом и безопасностью, с одной стороны, и интеграцией в глобальный мир, с другой. Пока эти две задачи находятся в российском случае в явном противоречии. Мы укрепляем государственность и суверенитет в ущерб нашим перспективам в глобальном мире (в 1990-е мы увлечённо делали обратное).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1945 - 1949гг. Социалистический выбор после освобождения от фашизма 50-е годы Строительство основ социализма по советскому образцу. Первые выступления против политического режима (Польша, ГДР, Венгрия) 60 - 70-е гг. Попытки реформирования социалистического общества.

Пражская весна (1968г.). Подавление реформаторов, укрепление существующих режимов

80 – 90-е гг. Кризис и крах социализма

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии Урок по новейшей истории зарубежных стран. XX век.

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

Урок по новейшей истории зарубежных стран. XX век.

Признаки тоталитарного и демократического режимов Подавление инакомыслия, политический террор Культ вождя Источник власти - народ Всеобъемлющий контроль партии и государства над обществом Всеобщее избирательное право Многопартийность Бесконтрольность высшего руководства Наличие единой идеологии Гарантии соблюдения политических свобод граждан Равенство всех граждан перед законом

Признаки тоталитарного и демократического режимов

1. Подавление инакомыслия, политический террор

2. Культ вождя

4. Всеобъемлющий контроль партии и государства над обществом

7. Бесконтрольность высшего руководства

8. Наличие единой идеологии

3. Источник власти - народ

5. Всеобщее избирательное право

6. Многопартийность

9. Гарантии соблюдения политических свобод граждан

10. Равенство всех граждан перед законом

Факторы, влияющие на общественное развитие страны в послевоенный период

Участие советских войск в освобождении государства, в свержении профашистского режима

Все, кроме Албании

Народные восстания против фашизма, авторитарных и диктаторских режимов

Существование советской оккупационной администрации. Присутствие советских войск на территории государства

Создание Народного (Национального, Отечественного) фронта борьбы против фашистов

Все, кроме Албании и Югославии

Во всех странах

Большое влияние и популярность левых сил (коммунистических партий)

Во всех странах, т.к. они активно боролись с фашизмом

Создание национальных правительств, отказ признать законными эмигрантские правительства

Везде, где они существовали

Переход к республиканской форме правления

Албания, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия

Проведение национализации собственности пособников фашизма и аграрной реформы

Во всех странах

Факторы, влияющие на общественное развитие страны в послевоенный период

Участие советских войск в освобождении государства, в свержении профашистского режима

Все, кроме Албании

Народные восстания против фашизма, авторитарных и диктаторских режимов

Существование советской оккупационной администрации. Присутствие советских войск на территории государства

Создание Народного (Национального, Отечественного) фронта борьбы против фашистов

Все, кроме Албании и Югославии

Во всех странах

Большое влияние и популярность левых сил (коммунистических партий)

Во всех странах, т.к. они активно боролись с фашизмом

Создание национальных правительств, отказ признать законными эмигрантские правительства

Везде, где они существовали

Переход к республиканской форме правления

Албания, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия

Проведение национализации собственности пособников фашизма и аграрной реформы

Во всех странах

Тактика прихода к власти коммунистических партий Активное участие коммунистических партий в народных фронтах и коалиционных правительствах Контроль над силовыми министерствами Завоевание большинства в правительстве Подавление политической оппозиции

Тактика прихода к власти коммунистических партий

Активное участие коммунистических партий в народных фронтах и коалиционных правительствах

Контроль над силовыми министерствами

Завоевание большинства в правительстве

Подавление политической оппозиции


Этапы развития стран Восточной и Юго-Восточной Европы во второй половине XX в. 1945 - 1949гг. Социалистический выбор после освобождения от фашизма 50-е годы Строительство основ социализма по советскому образцу. Первые выступления против политического режима (Польша, ГДР, Венгрия) 60 - 70-е гг. Попытки реформирования социалистического общества. Пражская весна (1968г.). Подавление реформаторов, укрепление существующих режимов 80 – 90-е гг. Кризис и крах социализма

Этапы развития стран Восточной и Юго-Восточной Европы во второй половине XX в.

  • 1945 - 1949гг.Социалистический выбор послеосвобождения от фашизма
  • 50-е годыСтроительство основ социализмапо советскому образцу. Первыевыступления против политического режима(Польша, ГДР, Венгрия)
  • 60 - 70-е гг.Попытки реформированиясоциалистического общества.

Пражская весна (1968г.). Подавление реформаторов, укрепление существующих режимов

Самые известные личности эпохи социализма в странах Восточной Европы

Гипермаркет знаний>>История >>История 7 класс>> Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии


§ 24. Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии


После завершения второй мировой войны в большинстве восточноевропейских стран к власти пришли коалиционные правительства, представлявшие политические силы, участвовавшие в борьбе с фашизмом: коммунистов, социал-демократов, аграриев, либерально-демократические партии. Проводимые ими преобразования первоначально носили общедемократический характер. Национализировалась собственность лиц, сотрудничавших с оккупантами, проводились аграрные реформы, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения. В то же время, в значительной мере благодаря поддержке СССР, неуклонно росло влияние коммунистов.

Утверждение тоталитаризма в Восточной Европе.

Г. Димитров, приглашенный для переговоров в Москву, умер вскоре после его встречи с И. Б. Сталиным. По адресу И. Тито Коминформ выдвинул обвинение в переходе на позиции буржуазного национализма и обратился к югославским коммунистам с призывом к свержению его режима.

Преобразования в Югославии, так же как и в других восточноевропейских странах, ориентировались на социалистические цели. Создавались кооперативы в сельском хозяйстве, экономика находилась в собственности государства, монополия на власть принадлежала Коммунистической партии. Идеалом в Югославии считалась советская модель социализма. И все же режим И. Тито вплоть до смерти Сталина определялся в СССР как фашистский. По всем странам Восточной Европы в 1948—1949-е гг. прокатилась волна расправ над теми, кого подозревали в симпатиях к Югославии.

Коммунистические режимы в большинстве восточноевропейских стран оставались неустойчивыми. Для населения этих стран, несмотря на стену информационной блокады между Востоком и Западом, было очевидно, что успехи правящих коммунистических и рабочих партий в сфере экономики сомнительны. Если до второй мировой войны уровни жизни в Западной и Восточной Германии, Австрии и Венгрии были примерно одинаковы, то с течением времени начал накапливаться разрыв, составивший к моменту крушения социализма примерно 3 : 1 не в его пользу. Концентрируя ресурсы, по примеру СССР, на решении проблемы индустриализации, коммунисты Восточной Европы не учитывали, что в небольших странах создание гигантов индустрии экономически нерационально.

В этих условиях новые лидеры и теоретики коммунистических партий (М. Джилас в Югославии, Л. Колаковский в Польше, Э. Блох в ГДР, И. Надь в Венгрии) пошли по пути переосмысления опыта развития собственных стран, интересов рабочего движения. Однако эти попытки, а главное, их политические итоги вызвали крайнее раздражение руководителей КПСС.

С одной стороны, идеологическими соображениями. Советские лидеры не могли признать банкротство той модели социализма, которая была навязана СССР Восточной Европе, опасались воздействия примера реформаторов на положение в самом Советском Союзе.

В 1970-е гг. во многих странах Восточной Европы исподволь проводились реформы, открывались некоторые возможности свободных рыночных отношений, активизировались торгово-экономические связи с Западом. Перемены, однако, носили ограниченный характер, проводились с оглядкой на позицию руководства СССР. Они выступали формой компромисса между стремлением правящих партий восточноевропейских стран к сохранению хотя бы минимальной внутренней поддержки и нетерпимостью идеологов КПСС к любим переменам в союзных странах.

Демократические революции в Восточной Европе.

Мощный импульс преобразованиям в Восточной Европе дали процессы перестройки в СССР. В одних случаях инициаторами перемен выступили сами руководители правящих партий, опасающиеся новаций, но считающие своим долгом следовать примеру КПСС. В других, как только стало ясно, что Советский Союз более не намерен силой оружия гарантировать незыблемость правящих режимов в Восточной Европе, активизировались сторонники реформ. Возникали оппозиционные, антикоммунистические политические партии и движения. Политические партии, долгое время игравшие роль младших партнеров коммунистов, стали выходить из блока с ними.

В большинстве стран Восточной Европы волна массовых выступлений в пользу демократизации и рыночных реформ, фактическая легализация оппозиции вызвали кризисы правящих партий.

В результате первых после второй мировой войны свободных выборов в 1989—1990-е гг. коммунисты были отстранены от власти, которая перешла в руки оппозиции. Единственным восточноевропейским государством, где ничего не менялось, была Румыния. В результате народного восстания в 1989 г. режим личной власти Н. Чаушеску был сметен, а сам он казнен.

После мирных демократических революций восточноевропейские страны отказались от участия в Организации Варшавского договора, которая прекратила свое существование, добились ликвидации Совета Экономической Взаимопомощи.

Население ГДР с большой степенью единодушия в 1990 г. проголосовало за политические партии, выдвинувшие лозунг воссоединения Германии, объединения ГДР и ФРГ. В результате переговоров между СССР, США, Великобританией и Францией было подтверждено право народа Германии на самоопределение. Спорные вопросы, в частности о членстве единой Германии в военных блоках и пребывании иностранных войск на ее территории, оставили на усмотрение руководства единого германского государства. Правительство СССР не стало настаивать на сохранении советской группы войск на территории бывшей ГДР, добиваться нейтрализации единой Германии, которая осталась членом НАТО. В августе 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии. *

Опыт демократического развития.

Переориентация экономических связей стран Восточной Германии, ликвидация нерентабельных производств, внедрение системы социальной защиты западноевропейского типа вызвали большие сложности. Реформы проводились за счет бюджетных средств. Экономика ФРГ, наиболее развитая в Западной Европе, с большим трудом выдержала бремя модернизации бывшего социалистического народного хозяйства. Преобразования ежегодно поглощали около 5% ВНП единой Германии. У 30% трудящихся бывшей ГДР возникли проблемы с занятостью.

Еще большие трудности переживали восточноевропейские страны. За 1989—1997 гг. производство ВНП в бывших странах социализма возросло лишь в Польше (рост около 10%, причем он начался лишь с 1992 г.). В Венгрии и Чехии оно сократилось на 8% и 12%, в Болгарии — на 33%, в Румынии — на 18%.

В течение нескольких лет восточноевропейские страны переживали высокий уровень инфляции, падение уровня жизни, рост безработицы. Отсюда рост влияния левых сил, новых политических партий социал-демократической ориентации, возникших на базе бывших коммунистических и рабочих партий. Успех левых партий в Польше, Венгрии и Словакии содействовал оздоровлению экономического положения. В Венгрии после победы левых сил в 1994 г. удалось сократить бюджетный дефицит с 3,9 млрд. долл. в 1994 г. до 1,7 млрд. в 1996 г., в том числе за счет более справедливого распределения налогов и сокращения импорта. Приход к власти в странах Восточной Европы политических партии социал-демократической ориентации не изменил их стремления к сближению с Западной Европой. Большое значение в этом плане имело их вступление в программу «Партнерство во имя мира о с НАТО. В 1999 г. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами этого военно-политического блока.

Кризис в Югославии. Осложнение экономического положения в период проведения рыночных реформ, особенно в многонациональных странах, привело к обострению межнациональных отношений. При этом если разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов.

После разрыва между И.В. Сталиным и И.Б. Тито Югославия не входила в советскую систему союзов. Однако по типу развития она мало отличалась от других стран Восточной Европы. Реформы, проведенные в Югославии в 1950-е гг., встретили резкую критику со стороны Н.С. Хрущева и вызвали обострение ее отношений с СССР. Югославская модель социализма включила самоуправление на производстве, допускала элементы рыночной экономики и большую степень идеологической свободы, чем в соседних восточноевропейских странах. В то же время сохранялись монополия на власть одной партии (Союза коммунистов Югославии) и особая роль ее лидера (И.Б. Тито).

Поскольку существовавший в Югославии политический режим был продуктом ее собственного развития и не опирался на поддержку СССР, то сила примера перестройки и демократизации со смертью Тито сказались на Югославии в меньшей степени, чем на других восточноевропейских странах. Однако Югославия столкнулась с иными проблемами, а именно с межнациональными и межрелигиозными конфликтами, приведшими к распаду страны.

Православные Сербия и Черногория стремились сохранить единство государства и его самобытную модель социализма. В преимущественно католических Хорватии и Словении существовало убеждение, что роль Сербии в федерации слишком велика. Там преобладала ориентация на западноевропейскую модель развития. В Боснии, Герцеговине и Македонии, где было сильно влияние ислама, также существовало недовольство федерацией.

В 1991 г. Югославия распалась, Хорватия и Словения вышли из ее состава. Попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела. В 1992 г. независимость про-возгласили Босния и Герцеговина. Сохранившие тесные союзные отношения Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославия (СРЮ). На этом, однако, кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство, интересы которого не были учтены в конституциях новых госу-дарств, начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, который в 1992—1995 гг. оказался в центре внимания всего международного сообщества. Затем на первый план вышло положение этнических албанцев в сербском крае Косово. Отмена автономии края вызвала недовольство албанцев, составляющих большинство его населения.

Политический протест перерос в вооруженную борьбу, участники которой уже не ограничивались требованием восстановления автономии. Страны НАТО от содействия в налаживании переговоров перешли к угрозам Сербии. В 1999 г. они переросли в военные действия США и их союзников против СРЮ.

В урегулировании конфликтов в Югославии принимали участие миротворческие силы ООН и войска НАТО. Они выявили значительные расхождения во взглядах на основы будущего миропорядка, на принципы урегулирования этнических конфликтов между США, некоторыми странами Западной Европы и Россией.

Вопросы и задания

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Процесс демократизации не принёс большинству народов Европы заметного улучшения жизни. Особенно это касалось среднеразвитых стран – тех, которые не входили в число лидеров индустриального прогресса. В них ещё преобладал сельский образ жизни. Средние слои, готовые активно участвовать в политической жизни, были ещё довольно малочисленны. Народные массы, которые на короткое время пробудились к общественной жизни, вскоре вернулись к своим ежедневным заботам. Демократические завоевания воспринимались многими как бесполезное приобретение, приводящее к политической нестабильности. В Европе один за другим стали устанавливаться авторитарные режимы.

В 1923 г. произошли авторитарные перевороты в Болгарии и Испании. В Болгарии против установления власти военных выступили партии демократической направленности. Но коммунисты не поддержали их восстание, и оно было разгромлено. Коммунисты во главе с Георги Димитровым в сентябре 1923 г. решили самостоятельно выступить против диктатуры, но на этот раз сил у них оказалось недостаточно, и восстание было подавлено. В Испании во время переворота рабочие организации не стали выступать в поддержку парламентаризма, потому что парламентские партии ничего не сделали для улучшения положения трудящихся.


К середине 1930-х гг. в Восточной Европе осталось только одно демократическое государство – Чехословакия. Авторитарные режимы установились в большинстве стран Европы. Но авторитаризм, как и парламентская демократия, был неустойчив, потому что диктаторы не имели прочной опоры среди населения. Решить эту проблему стремились создатели тоталитарных режимов.

Муссолини и идеи фашизма

По окончании войны Италия не получила обещанных ей Антантой территорий. Муссолини утверждал, что итальянцев, сражавшихся на фронте, обманули и предали. В 1919 г. он основал собственную партию, которая широко использовала революционные лозунги, выступала за сплочение нации под руководством вождя (дуче). Дуче должен был добиться расширения итальянской колониальной империи и за счёт других народов обеспечить процветание итальянцев. Сторонники Муссолини – служащие, рабочие, бывшие фронтовики – объединялись в союзы (фаши). Это слово и послужило названием идеологии и движения – фашизм.


Разгон демонстрации в Риме


Создание фашистского режима

Первые успехи Муссолини обеспечили ему симпатии большинства населения. На выборах 1924 г., проходивших в обстановке насилия, блок фашистов и некоторых праволиберальных партий получил большинство. Но оппозиция продолжала острую критику Муссолини, и при первой же серьёзной неудаче своей политики он мог потерять власть. Тогда Муссолини решился на новый переворот. Фашисты убили депутата-социалиста Джакомо Маттеотти. В знак протеста депутаты-социалисты, коммунисты и часть либералов покинули парламент. Эти депутаты считали, что без их участия парламент станет неправомочен и Муссолини будет вынужден пойти на уступки. Но в борьбе с диктаторами такая тактика не даёт результата.


Муссолини (справа) во главе похода на Рим

Фашистский режим в Италии


Все итальянцы должны были поддерживать идеологию фашизма хотя бы на словах. Противников режима отправляли в тюрьмы. Однако Муссолини обошёлся без массового террора. До Второй мировой войны было казнено лишь несколько политических заключённых.

Вне подчинения фашистам оставалась лишь католическая церковь. После присоединения Рима к Италии папа римский занимал по отношению к государству враждебную позицию. Большинство итальянцев были католиками, и дуче не мог открыто выступить против церкви. Он предпочёл договориться с ней. В 1929 г. Муссолини и папа Пий XI подписали соглашения, по которым церковь признавала Итальянское королевство и обещала ему свою поддержку. В обмен на это папа становился главой собственного суверенного государства Ватикан, которое занимало целый квартал в Риме. Расширялась роль церкви в системе образования и брачно-семейных отношений.


Вспомните, когда Рим был присоединен к Итальянскому королевству.

Первоначально Муссолини поддерживал свободу предпринимательства. Но после начала мирового экономического кризиса, в конце 1920-х гг., он был вынужден перейти к этатизму. В 1933 г. был создан государственный Институт промышленной реконструкции (ИРИ), в руки которого перешло несколько крупных банков и корпораций. Рабочие и крестьяне были прикреплены к рабочим местам, государство стало регулировать цены и зарплату. Это помогло преодолеть кризис. Но более глубокие проблемы страны Муссолини рассчитывал решить с помощью внешних завоеваний.


Начало борьбы с фашизмом

Опыт Италии вызывал не только протесты, но и восхищение во многих странах мира. Представителям бизнеса казалось, что фашистскими методами можно легко покончить с сопротивлением рабочих, с социалистическими идеями. Фашистское движение развернулось по всей Западной Европе. Против него выступали социалисты, коммунисты и либералы.

В Австрии в 1933 г. премьер-министр Энгельберт Дольфус, опираясь на фашистов и консерваторов, отменил демократические свободы и начал создавать диктаторский режим, во многом похожий на итальянский. Социалисты и коммунисты в феврале 1934 г. подняли вооружённое восстание. Армия подавила это выступление, режим Дольфуса устоял.

Иным был исход борьбы с фашизмом во Франции. В этой стране в начале 1930-х гг. выросли фашистское и праворадикальное движения. Правые считали необходимым создать авторитарный режим, но не разделяли социальных идей фашизма. Фашисты рассчитывали прийти к власти с помощью правых радикалов, а потом избавиться от них.


После разгона демонстрации фашистов. Париж. Февраль 1934 г.

Либеральные партии не могли оказать сопротивление фашистам, так как не располагали массовыми организациями. Социалисты и коммунисты обличали друг друга, и их сторонники не выступали совместно. Воспользовавшись ситуацией, в феврале 1934 г. тысячи фашистов и правых радикалов двинулись к зданию парламента, чтобы разогнать его. Тогда к парламенту пришли тысячи противников фашизма. Здесь были и социалисты, и коммунисты, и либеральные демократы. В других условиях они выступали друг против друга, но теперь объединились. Демонстрации противников фашизма оказались более мощными. Демократические свободы во Франции были сохранены.

В 1920—1930-е гг. в большинстве европейских стран установились диктатуры, в том числе – фашистская диктатура в Италии во главе с Муссолини. Он приступил к созданию первого тоталитарного государства – режима, в котором государственный центр с помощью системы массовых организаций и государственного регулирования экономики пытался руководить всеми сторонами жизни общества, подавляя любое проявление недовольства. Народы Европы оказывали сопротивление распространению фашизма.


Авторитарный режим (авторитаризм) – политическая система, при которой власть при проведении своей политики независима от населения, подавляет оппозицию репрессивными методами.

Тоталитарный режим (тоталитаризм) – политическая система, при которой власть стремится к тотальному (всеобщему) контролю над всеми сторонами жизни общества и сознанием людей. Как правило, такой режим утверждает своё господство средствами террора.

Денационализация– возвращение в частные руки национализированной ранее собственности.


• 1922 – приход Муссолини к власти в Италии.

• 1923 – авторитарные перевороты в Болгарии и Испании.

1. Почему в Европе возникли авторитарные режимы?

2. Чем тоталитарные режимы отличаются от авторитарных?

3. Как фашистский режим обеспечивал контроль над обществом?

4. Как изменялось отношение Муссолини к государственному регулированию экономики?

Реформы фашистского режима


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 10 ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Глава 10 ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Между обнаружением вражеского самолета (действие, вероятность которого практически никак не зависела от ТТХ истребителя) и открытием огня на поражение находится этап боевого маневрирования, успех которого, разумеется, зависит от летных

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг Возникновение тоталитарных режимов в Западной Европе. Многие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей

Часть четвертая Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне

Часть четвертая Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне Посвящается Жану Паскуалини, сконшвшемуся 9 октября 1997 года, поведавшему миру о зверствах китайской концентрационной системы. Жан-Луи Марголен — Китай, Вьетнам, Лаос, КамбоджаПьер Ригуло

Авторитарные режимы 1938–1944 гг.

Авторитарные режимы 1938–1944 гг. Авторитарный режим Кароля II. С точки зрения основных своих государственных учреждений Великая Румыния перестала существовать с момента установления первой диктатуры в своей истории, а выборы 1937 г. впервые предоставили возможность

Итальянский мост

Итальянский мост Итальянский мостМост сооружен против Итальянской улицы. Длина моста 21,3 м, ширина — З м. Название происходит от Итальянского дворца, построенного в 1720-х гг. на левом берегу Фонтанки, на месте нынешнего здания филиала Российской государственной

Авторитарные системы

Авторитарные системы Во всех типах социальной организации, предполагающих государство, общество передает ему право применения насилия как инструмента поддержания порядка. Самодержавная монархия, олигархия как власть немногих, авторитаризм как признаваемый обществом

Тоталитарные режимы

Тоталитарные режимы Чтобы понять логику события того времени, нужно учитывать повсеместный расцвет тоталитарных режимов, с 1933 г. укреплявших свои политические и военные позиции, и фактически управлявших Европой. Если посмотреть на события того времени с позиций

4. СИОНИЗМ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ 1922–1933 гг

4. СИОНИЗМ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ 1922–1933 гг Позиция Всемирной сионистской организации по отношению к итальянскому фашизму определялась одним критерием: позицией Италии по вопросу о сионизме. Когда Муссолини был враждебен к сионистам, Вейцман критиковал его; но,когда он

10. СИОНИСТСКИЙ РЕВИЗИОНИЗМ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ

10. СИОНИСТСКИЙ РЕВИЗИОНИЗМ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ Поразительное продвижение Менахема Бегина к власти в 1977 г., после продолжительного участия в оппозиции в сионистском движении, совершенно естественно вызвало значительный интерес к его личной карьере. Однако сам Бегин,

14. ВСЕМИРНАЯ СИОНИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ, 1933–1937 гг

14. ВСЕМИРНАЯ СИОНИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ, 1933–1937 гг В 1933 г. Муссолини (Находился у консерваторов в большом фаворе. Его считали единственным человеком, пользовавшимся благосклонным вниманием своего сумасбродного ученика в Берлине, и сионисты надеялись,

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне Жан-Луи Марголен — Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа Пьер Ригуло — Северная Корея

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне Жан-Луи Марголен — Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа Пьер Ригуло — Северная Корея Посвящается Жану Паскуалини, сконшвшемуся 9 октября 1997 года, поведавшему миру о зверствах китайской

§ 22. Коммунистические режимы в Азии

§ 22. Коммунистические режимы в Азии Строительство социализма в КитаеСразу после прихода к власти Коммунистическая партия Китая (КПК) приступила к проведению индустриализации и социалистическим преобразованиям. Стала поступать советская помощь – оборудование, сырьё,

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг.

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг. Возникновение тоталитарных режимов в Западной ЕвропеМногие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей

Читайте также: