Словообразование имен прилагательных кратко
Обновлено: 05.07.2024
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.
Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.
Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.
Словосложение – способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Способы образования имён прилагательных видео-урок
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Разберите по составу несколько имён прилагательных.
бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый
Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.
Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.
Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.
Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.
Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.
Словосложение – способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.
Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.
Проверьте себя по эталону:
Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.
Проверьте себя по эталону:
Алёшин
Селькин
Егоров
Галкин
Горина
Большова
Быстрова
Беседина
Кольцов
Огурцов
Рощин
Правдин
- Распределите имена прилагательные в три столбика.
Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).
Образованы при помощи суффикса
Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.
Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.
Какие есть способы образования прилагательных
Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:
- Аффиксальным;
- Неаффиксальным;
- Смешанным.
Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.
Аффиксальный способ
Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.
В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:
- суффиксальный;
- приставочный;
- приставочно-суффиксальный.
Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:
- -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
- -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
- -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
- -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
- -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.
Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.
Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:
- отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
- пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
- степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
- указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).
Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:
- победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
- море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.
Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:
- добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
- во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
- в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.
Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:
У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:
- если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
- если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.
Неаффиксальный способ
Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:
- ума + лишенный — умалишенный;
- кофе + варочный — кофеварочный;
- мало + понятный — малопонятный;
- выше + указанный — вышеуказанный.
В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.
Смешанный способ
Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:
Имя прилагательное может быть образовано от многих частей речи: глаголов, существительных, наречий, числительных. При этом существует три основных способа формирования прилагательного, каждый из которых подробно описан в этой статье.
Особенности образования имен прилагательных
В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:
- Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
- Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).
Аффиксальные способы образования прилагательных
При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:
- Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
- Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
- Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
- Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
- Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
- Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн-(ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных
При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).
Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).
Словообразование прилагательных: основные способы
Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.
Какие есть способы образования прилагательных
Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:
- Аффиксальным;
- Неаффиксальным;
- Смешанным.
Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.
Аффиксальный способ
Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.
В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:
- суффиксальный;
- приставочный;
- приставочно-суффиксальный.
Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:
- -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
- -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
- -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
- -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
- -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.
Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.
Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:
- отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
- пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
- степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
- указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).
Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:
- победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
- море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.
Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:
- добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
- во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
- в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.
Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:
У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:
- если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
- если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.
Неаффиксальный способ
Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:
- ума + лишенный — умалишенный;
- кофе + варочный — кофеварочный;
- мало + понятный — малопонятный;
- выше + указанный — вышеуказанный.
В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.
Смешанный способ
Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:
- звук + буква — звук-о-букв-енн-ый;
- вода + сток — вод-о-сточ-н-ый;
- цельный + металл — цельн-о-металл-ическ-ий;
- яркий + красный — ярк-о-крас-н-ый;
- цельный + зерно — цельн-о-зерн-ов-ой.
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
- префиксы, или приставки;
- суффиксы; ;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнатьбел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени елюд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом никотдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супругакак ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо6. Сложение:
1) двух основ2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человекЛексико-синтаксический способ словообразования
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
- мало, изученный → мал о изученный район;
- слабо, видящий → слаб о видящий человек;
- низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
- выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- Словообразование прилагательных (или адъективное словообразование) — процесс образования производных прилагательных от разных частей речи. Различают несколько видов образования прилагательных:
аффиксные:внутриадъективное словообразование — прежде всего, образование по градационным признакам: желтоватый, пречудесныйпрефиксальный способ: антифашистский, внеклассовый, безвоздушный, довоенный;
префиксально-суффиксальный способ: подслеповатый, обширный;
суффиксальный способ: нашенский;
постфиксный способ (только при образовании местоименных прилагательных): какой-то, чей-то.отсубстантивное и отглагольное образование:префиксально-суффиксальный способ: бессмысленный, безжалостный;
суффиксальный способ: сестрин, компьютерный, завистливый, утешительный;разновидность суффиксации — адъективация: образование деривативов, которые омонимичны причастиям и имеют суффиксы -н-, -нн-, -т- и др., которые входят в основу: мятый, дрессированный, раненый.словообразование от местоимений, числительных и наречий:суффиксальный способ: двойной, тройственный, семеричный; поздний ← поздно, сквозной ← сквозь.безаффиксные и смешанные:сложение: русско-украинский, красноармейский;
сложение с суффиксацией: кофеварочный, чернозёмный;
сращение: сумасшедший, водородсодержащий;
сращение с суффиксацией: потусторонний, благодарный;
Связанные понятия
Местоиме́нное прилага́тельное (также местоимение-прилагательное, прилагательное-местоимение, адъективное местоимение) — тематический класс местоимений, объединяемый общностью главных синтаксических функций с именем прилагательным. В традиционных описательных грамматиках включается в состав местоимений как самостоятельной части речи, в новейших грамматических теориях относится к имени прилагательному.
Глаго́льное существи́тельное — имя существительное, вошедшее в парадигму глагола, являющееся его нефинитной формой. Наиболее известные разновидности: инфинитив, герундий, супин, ма́сдар.
А́ффикс (также формант или форматив) — морфема, которая присоединяется к корню и служит для образования слов. Аффиксы могут быть словообразовательными (как английский -ness и pre-) и флексионными (как -s и -ed). Аффикс является связанной морфемой (морфема, которая не совпадает с основой хотя бы в одной словоформе неслужебного слова; напр., kindness, unlikely). Префиксы и суффиксы могут быть отделимыми аффиксами.
Граммати́ческая фо́рма — языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение. В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация. В изолирующих и близких к ним языках основным способом.
Универсаль (Universal, другие названия - мондолингво, инверсаль) - схематический апостериорный лингвопроект, разрабатывавшийся в 1923-1928 гг. Г. И. Муравкиным (Берлин) и Л. И. Василевским (Харьков). Отталкиваясь от словаря и грамматики эсперанто, он, однако, заметно выделяется на фоне других эсперантоидов усилением элементов априорности на разных уровнях языковой структуры.
Фразовый глагол (англ. Phrasal verb) — комбинация глагола и предлога, глагола и наречия, либо одновременно глагола и предлога с наречием, которая является одним членом предложения и образует таким образом цельную семантическую единицу. Предложение может содержать как прямое, так и непрямое дополнение к составному глаголу.
Словообразова́ние предикати́вов (слов категории состояния) — процесс образования предикативов от других частей речи. Осуществляется несколькими способами.
Послелоги в японском языке — служебные слова, следующие за существительным, и выражающие различного рода пространственно-временные значения. В зависимости от этимологии различают отыменные и отглагольные послелоги.
Формати́в — часть слова, выделяемая в нём как остаток при членении на морфемы (части, обладающие значением) и не наделённая собственным значением.
Флекти́вный строй (от лат. flectivus — гибкий) — устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противоположен агглютинативному, в котором каждый формант несёт только одно значение.
Местоиме́ние в слове́нском языке́ — знаменательная часть речи, которая в словенском языке употребляется вместо имени существительного, прилагательного и наречия.
Притяжательные аффиксы (также лично-притяжательные аффиксы, посессивные аффиксы, формы принадлежности) — это суффиксы или префиксы, добавляемые к имени для указания на принадлежность говорящему, собеседнику или третьему лицу. Как правило, система притяжательных аффиксов аналогична лексической подсистеме притяжательных местоименных прилагательных. Притяжательные аффиксы обнаруживаются во многих австронезийских, уральских, алтайских, семитских и некоторых индоевропейских языках. Наиболее разветвлённые.
Латинские аффиксы в русском языке — словообразующие аффиксы (приставки и суффиксы), происходящие из латыни и продуктивные в русском языке.
Знамена́тельные слова́ (также самостоятельные слова, полнозначные слова) — лексически самостоятельные части речи, которые характеризуются номинативным значением, то есть называют предметы, признаки, свойства, действия и т. д., и способны функционировать в качестве членов предложения. К знаменательным словам относят имя существительное, глагол, имя прилагательное и наречие, различающиеся между собой по синтаксическим, морфологическим и семантическим свойствам. Традиционно в эту категорию включают.
Имя прилагательное (белор. прыметнік) — знаменательная часть речи в белорусском языке, которая обозначает признак предмета и выражает это значение в категориях рода, числа и падежа. Перечисленные морфологические категории имени прилагательного проявляются синтаксически и совпадают с морфологическими категориями существительного, к которому относится данное прилагательное. В зависимости от характера выражаемого признака предмета и грамматических особенностей имена прилагательные разделяются на качественные.
Аффиксация в башкирском языке - способ образования слов в башкирском языке с помощью аффиксов. Аффиксация в башкирском языке считается основным средством образования грамматических форм слова.
Морфоло́гия ру́сского языка́ — одна из дисциплин русистики, изучающая структуру значимых единиц русского языка. Представляет собой (наряду с синтаксисом) один из двух разделов русской грамматики. Другим значением морфологии является система изменяемых форм слов (парадигмы) со всеми их морфонологическими вариантами, а также грамматическими значениями, принадлежащие русскому языку.
Глагол (белор. дзеяслоў) — знаменательная часть речи в белорусском языке, обозначающая процесс, действие или состояние и выражающая их через морфологические категории вида (трыванне), залога (стан), наклонения (лад), времени (час), лица (асоба), переходности — непереходности (пераходнасць — непераходнасць) и возвратности — невозвратности (зваротнасць — незваротнасць). Также белорусский глагол имеет категорию числа (лік), а в прошедшем времени и в условном наклонении — категорию рода (род).
Инфинити́в (лат. infinitivus (modus) — неопределённый) — неопределённая форма глагола, одна из нефинитных (безличных) форм глагола. В русском языке инфинитив может входить в состав составного глагольного сказуемого. Например: рисовал — хочет рисовать, смотрит — любит смотреть.
Местоиме́ние в неме́цком языке́ — это часть речи, слова, функция которых заключается не в назывании предмета и его существенных признаков, а в указании на этот предмет. В немецком языке местоимение стоит в ряду с существительными, прилагательными и числительными, которые оно заменяет.
Кли́тика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога (например, предлоги в, к, с). Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи (например, романские местоимённые формы в косвенных падежах — только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицы же, ли); последние называются транскатегориальными.
Супин в латинском языке есть отглагольное существительное, имеющее две формы (Supinum Primum и Supinum Secundum). Эти формы имеют флексии винительного и творительного падежа единственного числа 4-склонения -um и -u. Ключевой особенностью супина в латинском языке, отглагольного имени, является то, что он имеет залог: супин I, соответствующий старославянскому достигательному наклонению, выражает активное действие, а супин II выражает пассивное действие.
Акце́нтная паради́гма (схе́ма ударе́ния) — парадигма ударения, характеризующая тот или иной класс слов языка. В акцентную парадигму сводятся акцентные кривые — схемы распределения ударения по словоформам лексем, составляющих данный класс; акцентные кривые также могут называться схемами ударения:176. Акцентной парадигмой иногда называется и соотношение акцентных кривых производящих и производных слов.
Язык домари — язык цыган-дом и некоторых родственных им этнических групп. Относится к индоарийской ветви индоевропейских языков.
Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.
Словообразовательный тип — одно из центральных понятий словообразования; совокупность производных слов, объединяемых тождеством части речи, к которой они принадлежат, и части речи их производящих, единством словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного значения.
Латинский язык имеет развитую систему словоизменения, что особенно проявляется в глагольном спряжении. Образование словоформ происходит путём присоединения окончаний, а словообразование — путём присоединения префиксов и суффиксов.
Переходность, в лингвистике — свойство глагола, заключающееся в возможности присоединять прямое дополнение.
Формообразова́ние — образование грамматических форм одного слова. Противопоставляется словообразованию, связывающему разные слова с общим корнем.
Артикль в немецком языке — это особая часть речи, сопровождающая существительное, отражающая категорию его определённости или неопределённости и указывающая на род, число и падеж существительного. В немецком языке выделяют определённый (der bestimmte Artikel) и неопределённый артикли (der unbestimmte Artikel). Если перед существительным нет ни определённого, ни неопределённого артикля, то говорят, что задействован нулевой артикль (der Nullartikel). В отличие, например, от некоторых скандинавских.
Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении. Падеж является одним из средств выражения синтаксической зависимости имени, выражаемым при подчиненном имени (ср. с маркерами изафета — показателями.
Словообразова́ние неме́цкого языка́ — это раздел немецкого языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, опираясь на модельный аппарат. Последний является классификацией всех известных способов словопроизводства, включающих наиболее общие признаки (наличие или отсутствие словообразовательных аффиксов, морфолого-синтаксический метод как способ образования новых лексем и т. д.).
Местоимения китайского языка (кит. трад. 代詞, упр. 代词, палл.: дайцы, кит. трад. 代名詞, упр. 代名词, палл.: дайминцы — местоимение, термин китайской лингвистической традиции. Кроме Китая распространён также в Японии (яп. 代名詞 даймэйси), Корее (대명사 — тэмёнъса) и Вьетнаме (Đại từ — дайты).
Морфе́ма — наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933 году). Термин введён И. А. Бодуэном де Куртене. Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем.
Читайте также: