Словообразование имен прилагательных кратко

Обновлено: 05.07.2024

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Способы образования имён прилагательных видео-урок

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Разберите по составу несколько имён прилагательных.








бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый

Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.

Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.

Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.

Проверьте себя по эталону:

Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.

Проверьте себя по эталону:



Алёшин

Селькин

Егоров

Галкин

Горина

Большова

Быстрова

Беседина



Кольцов

Огурцов

Рощин

Правдин

  1. Распределите имена прилагательные в три столбика.

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Образованы при помощи суффикса

Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.


Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.

Какие есть способы образования прилагательных

Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:

  1. Аффиксальным;
  2. Неаффиксальным;
  3. Смешанным.

Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.

Аффиксальный способ

Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.

Словообразование прилагательных: основные способы

В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:

  1. суффиксальный;
  2. приставочный;
  3. приставочно-суффиксальный.

Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:

  • -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
  • -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
  • -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
  • -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
  • -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.

Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.

Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:

  • отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
  • пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
  • степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
  • указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).

Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:

  • победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
  • море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.

Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:

  • добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
  • во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
  • в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.

Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:

Словообразование прилагательных: основные способы

У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:

  • если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
  • если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.

Неаффиксальный способ

Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:

  • ума + лишенный — умалишенный;
  • кофе + варочный — кофеварочный;
  • мало + понятный — малопонятный;
  • выше + указанный — вышеуказанный.

В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.

Смешанный способ

Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:

Имя прилагательное может быть образовано от многих частей речи: глаголов, существительных, наречий, числительных. При этом существует три основных способа формирования прилагательного, каждый из которых подробно описан в этой статье.


Особенности образования имен прилагательных

В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:

  • Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
  • Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).

Аффиксальные способы образования прилагательных

При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:

  • Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
  • Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
    • Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
    • Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
    • Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
    • Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн-(ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).

    Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных

    При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).

    Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).

    Словообразование прилагательных: основные способы


    Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.

    Какие есть способы образования прилагательных

    Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:

    1. Аффиксальным;
    2. Неаффиксальным;
    3. Смешанным.

    Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.

    Аффиксальный способ

    Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.

    Словообразование прилагательных: основные способы

    В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:

    1. суффиксальный;
    2. приставочный;
    3. приставочно-суффиксальный.

    Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:

    • -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
    • -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
    • -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
    • -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
    • -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.

    Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.

    Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:

    • отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
    • пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
    • степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
    • указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).

    Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:

    • победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
    • море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.

    Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:

    • добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
    • во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
    • в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.

    Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:

    Словообразование прилагательных: основные способы

    У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:

    • если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
    • если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.

    Неаффиксальный способ

    Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:

    • ума + лишенный — умалишенный;
    • кофе + варочный — кофеварочный;
    • мало + понятный — малопонятный;
    • выше + указанный — вышеуказанный.

    В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.

    Смешанный способ

    Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:

    • звук + буква — звук-о-букв-енн-ый;
    • вода + сток — вод-о-сточ-н-ый;
    • цельный + металл — цельн-о-металл-ическ-ий;
    • яркий + красный — ярк-о-крас-н-ый;
    • цельный + зерно — цельн-о-зерн-ов-ой.

    Способы словообразования в русском языке

    Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

    Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

    В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

    1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
    2. лексико-синтаксический;
    3. морфолого-синтаксический;
    4. лексико-семантический.

    Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

    Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

    Морфологический способ словообразования

    Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

    • пре­фик­сы, или приставки;
    • суф­фик­сы; ;
    • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные гласные;
    • флек­сии, или окончания.

    Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

    Морфологический способ словообразования

    В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

    1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

    • писа ть → вы писать
    • вид → под вид
    • забавн ый → пре забав­ный

    2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

    • нахо­ди ть → наход к а
    • цвет (цве­ток) → цвет ник
    • улы­ба ть ся → улыб к а

    3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

    • локоть → под локот ник
    • бесед а → со бесед ник
    • свеж ий → о свеж и ть
    • мор е → за мор ск ий
    • мох → за мш е ть

    4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

    • взво­ди ть → взвод
    • при­пе­ва ть → при­пев
    • свинь я → свин ой
    • золот о → золот ой
    • восемь → восьм ой

    5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

    • кт о → кто- то
    • чт о → что- нибудь
    • где → где- либо
    • когда → когда- то
    • бро­са ть → бро­сать ся

    6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

    • слу­ша ть → в слу­шать ся
    • нюха ть → при нюхать ся
    • дума ть → в думать ся
    • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
    • жда ть → до ждать ся

    7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

    • толп а → толп и ть ся
    • скуп ой → скуп и ться
    • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

    8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

    1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

    а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

    • кресло-кровать;
    • платье-халат;
    • ракета-носитель;
    • ковёр-самолет;

    б) с помо­щью интерфикса:

    • север , восток → север о -восток;
    • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
    • свод неб а → неб о свод;
    • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
    • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

    2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

    • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
    • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
    • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

    3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

    • зам ести­тель пред седа­те­ля → зампред;
    • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
    • проф союз­ный ком итет → профком;

    4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

    9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

    • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
    • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
    • сам , вари ть + → сам о вар;
    • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
    • каш а, вари ть + → каш е вар.

    Таблица с примерами

    текст → под текст
    гна ть → до гнать

    бел ый → бел изн а
    паха ть → пах от а
    сотво­ри ть → сотвор ени е

    люд и → без люд н ый
    долг ий → за долг о
    дом → на дом ник

    отды­ха ть → отдых
    зелен ый → зелень
    супруг → супруга

    как ой → какой- нибудь
    чт о → что- то
    где → где- либо

    6. Сложение:
    1) двух основ

    2) двух основ + суффикс

    3) сокра­щен­ных основ

    4) началь­ных букв или звуков

    пожар , опасн ый → пожароопасный
    диван , кро­вать → диван-кровать
    канат , ходи ть → кана­то­ход ец
    мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
    спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
    МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

    7. Слияние целых слов

    густо, насе­лен­ный → густонаселенный
    мало, зна­ко­мый → малознакомый

    8. Переход из одной части речи в другую

    заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
    про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

    Лексико-синтаксический способ словообразования

    • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
    • сего дня → сегодня;
    • с ума сшед­ший → сумасшедший.

    При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

    Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

    В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

    • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
    • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
    • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
    • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
    • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
    • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

    Морфолого-синтаксический способ словообразования

    Морфолого-синтаксический способ словообразования

    Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

    Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

    Понаблюдаем:

    • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
    • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
    • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
    • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
    • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

    Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

    • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
    • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
    • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

    Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

    мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

    Лексико-семантический способ словообразования

    Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

    • Словообразование прилагательных (или адъективное словообразование) — процесс образования производных прилагательных от разных частей речи. Различают несколько видов образования прилагательных:

    аффиксные:внутриадъективное словообразование — прежде всего, образование по градационным признакам: желтоватый, пречудесныйпрефиксальный способ: антифашистский, внеклассовый, безвоздушный, довоенный;

    префиксально-суффиксальный способ: подслеповатый, обширный;

    суффиксальный способ: нашенский;

    постфиксный способ (только при образовании местоименных прилагательных): какой-то, чей-то.отсубстантивное и отглагольное образование:префиксально-суффиксальный способ: бессмысленный, безжалостный;

    суффиксальный способ: сестрин, компьютерный, завистливый, утешительный;разновидность суффиксации — адъективация: образование деривативов, которые омонимичны причастиям и имеют суффиксы -н-, -нн-, -т- и др., которые входят в основу: мятый, дрессированный, раненый.словообразование от местоимений, числительных и наречий:суффиксальный способ: двойной, тройственный, семеричный; поздний ← поздно, сквозной ← сквозь.безаффиксные и смешанные:сложение: русско-украинский, красноармейский;

    сложение с суффиксацией: кофеварочный, чернозёмный;

    сращение: сумасшедший, водородсодержащий;

    сращение с суффиксацией: потусторонний, благодарный;

    Связанные понятия

    Местоиме́нное прилага́тельное (также местоимение-прилагательное, прилагательное-местоимение, адъективное местоимение) — тематический класс местоимений, объединяемый общностью главных синтаксических функций с именем прилагательным. В традиционных описательных грамматиках включается в состав местоимений как самостоятельной части речи, в новейших грамматических теориях относится к имени прилагательному.

    Глаго́льное существи́тельное — имя существительное, вошедшее в парадигму глагола, являющееся его нефинитной формой. Наиболее известные разновидности: инфинитив, герундий, супин, ма́сдар.

    А́ффикс (также формант или форматив) — морфема, которая присоединяется к корню и служит для образования слов. Аффиксы могут быть словообразовательными (как английский -ness и pre-) и флексионными (как -s и -ed). Аффикс является связанной морфемой (морфема, которая не совпадает с основой хотя бы в одной словоформе неслужебного слова; напр., kindness, unlikely). Префиксы и суффиксы могут быть отделимыми аффиксами.

    Граммати́ческая фо́рма — языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение. В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация. В изолирующих и близких к ним языках основным способом.

    Универсаль (Universal, другие названия - мондолингво, инверсаль) - схематический апостериорный лингвопроект, разрабатывавшийся в 1923-1928 гг. Г. И. Муравкиным (Берлин) и Л. И. Василевским (Харьков). Отталкиваясь от словаря и грамматики эсперанто, он, однако, заметно выделяется на фоне других эсперантоидов усилением элементов априорности на разных уровнях языковой структуры.

    Фразовый глагол (англ. Phrasal verb) — комбинация глагола и предлога, глагола и наречия, либо одновременно глагола и предлога с наречием, которая является одним членом предложения и образует таким образом цельную семантическую единицу. Предложение может содержать как прямое, так и непрямое дополнение к составному глаголу.

    Словообразова́ние предикати́вов (слов категории состояния) — процесс образования предикативов от других частей речи. Осуществляется несколькими способами.

    Послелоги в японском языке — служебные слова, следующие за существительным, и выражающие различного рода пространственно-временные значения. В зависимости от этимологии различают отыменные и отглагольные послелоги.

    Формати́в — часть слова, выделяемая в нём как остаток при членении на морфемы (части, обладающие значением) и не наделённая собственным значением.

    Флекти́вный строй (от лат. flectivus — гибкий) — устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий — формантов, сочетающих сразу несколько значений. Флективный строй противоположен агглютинативному, в котором каждый формант несёт только одно значение.

    Местоиме́ние в слове́нском языке́ — знаменательная часть речи, которая в словенском языке употребляется вместо имени существительного, прилагательного и наречия.

    Притяжательные аффиксы (также лично-притяжательные аффиксы, посессивные аффиксы, формы принадлежности) — это суффиксы или префиксы, добавляемые к имени для указания на принадлежность говорящему, собеседнику или третьему лицу. Как правило, система притяжательных аффиксов аналогична лексической подсистеме притяжательных местоименных прилагательных. Притяжательные аффиксы обнаруживаются во многих австронезийских, уральских, алтайских, семитских и некоторых индоевропейских языках. Наиболее разветвлённые.

    Латинские аффиксы в русском языке — словообразующие аффиксы (приставки и суффиксы), происходящие из латыни и продуктивные в русском языке.

    Знамена́тельные слова́ (также самостоятельные слова, полнозначные слова) — лексически самостоятельные части речи, которые характеризуются номинативным значением, то есть называют предметы, признаки, свойства, действия и т. д., и способны функционировать в качестве членов предложения. К знаменательным словам относят имя существительное, глагол, имя прилагательное и наречие, различающиеся между собой по синтаксическим, морфологическим и семантическим свойствам. Традиционно в эту категорию включают.

    Имя прилагательное (белор. прыметнік) — знаменательная часть речи в белорусском языке, которая обозначает признак предмета и выражает это значение в категориях рода, числа и падежа. Перечисленные морфологические категории имени прилагательного проявляются синтаксически и совпадают с морфологическими категориями существительного, к которому относится данное прилагательное. В зависимости от характера выражаемого признака предмета и грамматических особенностей имена прилагательные разделяются на качественные.

    Аффиксация в башкирском языке - способ образования слов в башкирском языке с помощью аффиксов. Аффиксация в башкирском языке считается основным средством образования грамматических форм слова.

    Морфоло́гия ру́сского языка́ — одна из дисциплин русистики, изучающая структуру значимых единиц русского языка. Представляет собой (наряду с синтаксисом) один из двух разделов русской грамматики. Другим значением морфологии является система изменяемых форм слов (парадигмы) со всеми их морфонологическими вариантами, а также грамматическими значениями, принадлежащие русскому языку.

    Глагол (белор. дзеяслоў) — знаменательная часть речи в белорусском языке, обозначающая процесс, действие или состояние и выражающая их через морфологические категории вида (трыванне), залога (стан), наклонения (лад), времени (час), лица (асоба), переходности — непереходности (пераходнасць — непераходнасць) и возвратности — невозвратности (зваротнасць — незваротнасць). Также белорусский глагол имеет категорию числа (лік), а в прошедшем времени и в условном наклонении — категорию рода (род).

    Инфинити́в (лат. infinitivus (modus) — неопределённый) — неопределённая форма глагола, одна из нефинитных (безличных) форм глагола. В русском языке инфинитив может входить в состав составного глагольного сказуемого. Например: рисовал — хочет рисовать, смотрит — любит смотреть.

    Местоиме́ние в неме́цком языке́ — это часть речи, слова, функция которых заключается не в назывании предмета и его существенных признаков, а в указании на этот предмет. В немецком языке местоимение стоит в ряду с существительными, прилагательными и числительными, которые оно заменяет.

    Кли́тика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога (например, предлоги в, к, с). Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи (например, романские местоимённые формы в косвенных падежах — только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицы же, ли); последние называются транскатегориальными.

    Супин в латинском языке есть отглагольное существительное, имеющее две формы (Supinum Primum и Supinum Secundum). Эти формы имеют флексии винительного и творительного падежа единственного числа 4-склонения -um и -u. Ключевой особенностью супина в латинском языке, отглагольного имени, является то, что он имеет залог: супин I, соответствующий старославянскому достигательному наклонению, выражает активное действие, а супин II выражает пассивное действие.

    Акце́нтная паради́гма (схе́ма ударе́ния) — парадигма ударения, характеризующая тот или иной класс слов языка. В акцентную парадигму сводятся акцентные кривые — схемы распределения ударения по словоформам лексем, составляющих данный класс; акцентные кривые также могут называться схемами ударения:176. Акцентной парадигмой иногда называется и соотношение акцентных кривых производящих и производных слов.

    Язык домари — язык цыган-дом и некоторых родственных им этнических групп. Относится к индоарийской ветви индоевропейских языков.

    Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.

    Словообразовательный тип — одно из центральных понятий словообразования; совокупность производных слов, объединяемых тождеством части речи, к которой они принадлежат, и части речи их производящих, единством словообразовательного средства (форманта) и словообразовательного значения.

    Латинский язык имеет развитую систему словоизменения, что особенно проявляется в глагольном спряжении. Образование словоформ происходит путём присоединения окончаний, а словообразование — путём присоединения префиксов и суффиксов.

    Переходность, в лингвистике — свойство глагола, заключающееся в возможности присоединять прямое дополнение.

    Формообразова́ние — образование грамматических форм одного слова. Противопоставляется словообразованию, связывающему разные слова с общим корнем.

    Артикль в немецком языке — это особая часть речи, сопровождающая существительное, отражающая категорию его определённости или неопределённости и указывающая на род, число и падеж существительного. В немецком языке выделяют определённый (der bestimmte Artikel) и неопределённый артикли (der unbestimmte Artikel). Если перед существительным нет ни определённого, ни неопределённого артикля, то говорят, что задействован нулевой артикль (der Nullartikel). В отличие, например, от некоторых скандинавских.

    Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении. Падеж является одним из средств выражения синтаксической зависимости имени, выражаемым при подчиненном имени (ср. с маркерами изафета — показателями.

    Словообразова́ние неме́цкого языка́ — это раздел немецкого языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, опираясь на модельный аппарат. Последний является классификацией всех известных способов словопроизводства, включающих наиболее общие признаки (наличие или отсутствие словообразовательных аффиксов, морфолого-синтаксический метод как способ образования новых лексем и т. д.).

    Местоимения китайского языка (кит. трад. 代詞, упр. 代词, палл.: дайцы, кит. трад. 代名詞, упр. 代名词, палл.: дайминцы — местоимение, термин китайской лингвистической традиции. Кроме Китая распространён также в Японии (яп. 代名詞 даймэйси), Корее (대명사 — тэмёнъса) и Вьетнаме (Đại từ — дайты).

    Морфе́ма — наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933 году). Термин введён И. А. Бодуэном де Куртене. Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем.

    Читайте также: