Тайцзи стиль цена кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ия Зорина разбирает доказанные эффекты китайской медитативной гимнастики и рассказывает, с чего начать тренировки.

Что такое тай‑чи

Помимо движений, важным аспектом практики является контроль дыхания и концентрация на положении тела и состоянии ума. Всё вместе превращает занятия в некое подобие медитации в движении.

Поскольку в большинстве стилей тай‑чи отсутствуют резкие движения, силовые и ударные нагрузки, а также крайние положения суставов, практика часто используется как система упражнений для людей в преклонном возрасте, а также в период восстановления после заболеваний и травм.

Зачем заниматься тай‑чи

Основная масса исследований, посвящённых тай‑чи, проводилась на людях 60–80 лет, а также на пациентах с различными заболеваниями, снижающими качество жизни. В итоге выяснилось, что людям, ослабленным возрастом или болезнями, эта гимнастика помогает улучшить физическое состояние сразу по нескольким параметрам.

Кому стоит попробовать тай‑чи

Гимнастика тай‑чи станет отличным выбором, если вы:

  • Пересекли отметку в 50 лет и ищете безопасный способ увеличить физическую активность.
  • Восстанавливаетесь после операции или травмы и находитесь на этапе, когда уже можно включать физические упражнения.
  • Ищете способ увеличить физическую активность, но при этом давно не занимались спортом и терпеть не можете фитнес в любых его проявлениях.
  • Хотите снизить стресс и тревожность, увеличить осознанность и обрести гармонию с самим собой.

Тай‑чи подходит людям любого возраста и практически не имеет противопоказаний. Однако всё же есть состояния Tai chi: A gentle way to fight stress , при которых перед занятиями лучше проконсультироваться с врачом:

  • Беременность.
  • Проблемы с суставами и позвоночником.
  • Обострение остеопороза.
  • Грыжи.

Кому не стоит пробовать тай‑чи

Тай-чи не подойдёт вам, если вы хотите:

  • Похудеть, увеличить мышечную массу и развить выносливость.
  • Улучшить спортивные показатели в любом виде спорта.
  • Выучить приёма самообороны, которые позволят эффективно защищаться от противников.

Мягкая гимнастика не обеспечивает достаточно стимулов для улучшения физической формы здоровых молодых людей.

Какой стиль тай‑чи выбрать

Все стили тай‑чи включают мягкие и плавные формы, непрерывно сменяющие друг друга. Однако есть и некоторые различия, которые могут повлиять на ваш выбор.

В настоящее время выделяют The 5 Family Styles of Tai Chi несколько главных направлений тай‑чи:

  • Чэнь. Это самый древний стиль тай‑чи, больше всего напоминающий боевое искусство. Помимо мягких и плавных движений, он также включает прыжки, взрывные элементы и удары ногами и руками. В отличие от остальных видов, Чэнь обеспечивает кардионагрузку и чаще практикуется молодыми людьми.
  • Ян. Самый популярный стиль, включающий широкие величественные движения. В нём отсутствуют прыжки и жёсткая техника рук и ног, поэтому стиль подходит для людей любого возраста и возможностей.
  • Ву (У). Второй по популярности стиль тай‑чи. Включает отклонения корпуса от центральной линии. Во время сгибания и разгибания тела сзади стоящая нога служит для сохранения равновесия. Движения в Ву‑стиле менее амплитудные, чем в формах Ян.
  • Сунь. Включает комбинацию разных стилей тай‑чи и элементы из боевых искусств. Для стиля характерна уникальная работа ног и мягкие круговые движения руками.

Для новичков лучше всего подходят варианты Ян и Ву — они же чаще всего преподаются в российских школах и фитнес‑центрах. Эти стили обеспечивают минимальный стресс для мышц и суставов. Если же вы ищете что‑то более активное, выбирайте стиль Чэнь: он поможет увеличить силу ног, улучшить растяжку и прокачать выносливость организма.

Что нужно для занятий тай‑чи

Эта практика не требует специального оборудования или одежды. Достаточно найти удобные вещи, не стесняющие движения. Обувь можно снять и заниматься босиком или найти мягкие и нескользкие кроссовки с тонкой подошвой, которые не ограничивают стопу.

Лучше всего начать освоение практики с тренером, который поможет выучить формы и проследит за правильным их исполнением и дыханием. Если же в вашем городе нет курсов или вы хотите освоить практику в одиночестве, попробуйте заниматься по обучающим видео.

Как заниматься тай‑чи дома

Формы тай‑чи разных стилей могут отличаться друг от друга названиями или методом исполнения, однако все они разделяют базовые принципы: плавные непрерывные движения, контроль дыхания и положения тела. Как правило, тренировка начинается с разминки, которая помогает разогреть мышцы и настроиться на занятие.

Как выполнять разминку

Наклоны головы

Поставьте ноги на ширине плеч, дышите глубоко и естественно. Плавно поднимите руки перед собой до уровня плеч, разверните ладонями к себе, согните локти и втяните подбородок, растягивая заднюю поверхность шеи. Затем разверните руки ладонями от себя, выпрямите и опустите, одновременно наклоняя голову. Повторите движение три раза.

Повороты головы

Снова поднимите руки, левую согните и разверните ладонью к себе, а правую опустите и направьте ладонью к полу. Затем переведите левую руку влево и вместе с ней поверните голову, продолжая смотреть на ладонь. Вернитесь в прямое положение, поменяйте руки и сделайте поворот в правую сторону. Выполните три движения в каждую сторону.

Разминка плеч

Сделайте три вращения плечами вперёд и три назад. Со вдохом поднимите руки перед собой до уровня плеч, с выдохом разверните их ладонями вниз, опустите и чуть согните колени. Повторите движение три раза.

Растяжка спины

Поднимите руки перед собой, как будто держите большой пляжный мяч. Левую расположите сверху, чуть ниже уровня ключиц, и разверните ладонью вниз. Правую держите на уровне желудка ладонью вверх. Из этого положения переведите правую руку вверх, разворачивая её ладонью к потолку, а левую опустите, направив ладонью к полу.

Затем снова примите положение, будто держите в руках мяч, только теперь правая ладонь лежит сверху, а левая — снизу. Повторите движение: левую руку поднимите вверх ладонью к потолку, а правую опустите, как будто толкаете пол.

Развороты корпуса

Растяжка бёдер

Медленно поднимите руки до уровня плеч ладонями вниз, затем согните колени и опустите руки. Вынесите левую ногу вперёд и поставьте её на пятку. Отведите руки назад для баланса. Затем переведите бедро назад и поставьте ногу на носок, одновременно поднимая руки перед собой. Чередуйте выведение ноги вперёд и отведение назад. Повторите это упражнение по три раза с каждой ноги.

Боковая растяжка

Перенесите вес тела на правую стопу и мягко согните колено. Поднимите правую руку до уровня плеча и разверните её ладонью от себя. Представьте, что опираетесь предплечьем и ладонью о стену. Левую руку держите под правым локтем.

Вытяните левую ногу в сторону и поставьте её на носок. Затем поставьте левую ногу на всю стопу, перенесите на неё вес тела и переведите руки в левую сторону, а правую ногу поставьте на носок — теперь вы опираетесь на стену слева от вас. Повторите по три раза в каждую сторону.

Разогрев коленей

Сожмите кулаки и держите их на уровне бёдер. Перенесите вес тела на правую ногу, чуть согните колено, выведите левое колено вперёд и выпрямите ногу. Одновременно с выносом ноги поднимите правую руку и выполните плавный удар. Верните руку обратно к бедру, а ногу — на пол, и повторите движение в другую сторону. Сделайте по три раза в каждую.

Шаг вперёд

Поставьте ноги на ширине плеч, чуть согните колени и сделайте шаг вперёд левой ногой. Выпрямите левое колено, поставьте стопу на пол, а вес тела сохраняйте на правой ноге.

Затем согните левую ногу и перенесите на неё вес тела, одновременно совершая удар правой рукой вперёд. Качнитесь назад, снова возвращая вес тела на сзади стоящую ногу, опустите руку и верните ноги в положение на ширине плеч. Повторите то же самое с другой стороны. Сделайте по три раза в каждую сторону.

Разминка голеностопа

Поставьте руки на бёдра, согните колени и перенесите вес тела на правую ногу. Левую выпрямите вперёд и чуть в сторону. Сохраняя вес тела на сзади стоящей ноге, по очереди касайтесь пола пяткой и носком. Выполните по три раза с каждой ноги. Затем сделайте такое же движение, только по очереди касайтесь пола внешней и внутренней сторонами стопы.

Как делать формы

Основная часть тренировки тай‑чи заключается The health benefits of tai chi в разучивании и повторении комплексов, состоящих из разного количества форм.

Ниже мы приведём небольшой комплекс из восьми форм от инструктора по тай‑чи Гарри Смита (Harry Smith). В видео Смит рассказывает, что часто использует этот набор движений для новичков. Комплекс не содержит сложных элементов и выполняется в одном направлении, что облегчает восприятие и ориентирование в пространстве.

Подготовка

Поставьте ноги на ширине плеч, со вдохом поднимите руки вверх через стороны и опустите перед телом ладонями вниз. Повторите два раза.

Начало

Поднимите руки перед телом ладонями вниз до уровня плеч, а затем плавно опустите, одновременно мягко сгибая колени. Повторите два раза.

Игра на гитаре

Разверните корпус влево, перенося вес тела на левую ногу, и разведите руки в стороны ладонями вниз.

Вытяните правую руку перед телом, как будто указываете раскрытой ладонь в угол, выпрямите правую ногу и поставьте её на пятку. Левую руку также переведите вперёд и оставьте перед телом на уровне диафрагмы. Сделайте шаг вперёд, перенося вес тела на правую ногу. Одновременно переведите обе руки вперёд и плавно опустите их вниз.

Разверните корпус вправо и повторите то же самое с другой стороны: теперь вес тела остаётся на правой ноге, левая выпрямляется и ставится на пятку, а направление указывает левая рука.

Остановитесь в этом положении и переходите к следующей форме.

Отступить, чтобы прогнать обезьяну

Мягко согните колени и отступите назад с левой ноги, одновременно вытягивая перед телом правую руку ладонью вперёд. Левой рукой опишите полный круг, провожая её взглядом, а затем поднимите до уровня головы. Правую ногу поставьте рядом с левой на носок.

Теперь шагните назад правой ногой, меняя положение рук. Левую руку выведите вперёд, а правой опишите полный круг снизу вверх, проводя ладонь взглядом.

Сделайте ещё два таких движения назад. Затем отступите с правой ноги, левую поставьте на носок рядом с ней, а руки сложите, как в разминке: правую оставьте вверху ладонью в пол, левую — внизу ладонью наверх, как будто держите перед телом большую сферу.

Поглаживание гривы дикой лошади

Левой ногой сделайте шаг в сторону и перенесите на неё вес тела, правую выпрямите. Одновременно с этим плавным скользящим движением поднимите левую руку ладонью вверх и переведите её в сторону, а правую опустите ладонью вниз.

Двигайте руками плавно, как будто гладите дикое животное, которое в любой момент может сбежать. Подставьте правую ногу к левой, а руки снова сложите перед телом, как будто держите сферу. Выполните то же движение в другую сторону, шагая с правой ноги.

Одиночный хлыст

Вытяните руки вперёд. Сложите пальцы правой руки в щепоть и согните запястье, левую ладонь оставьте раскрытой. Сделайте шаг в сторону левой ногой и перенесите на неё вес тела. Разверните корпус влево, переведите левую руку в положение перед грудью, мягко согните в локте и разверните ладонью вперёд. Правую руку оставьте в стороне со сложенными пальцами.

Подставьте правую ногу к левой на носок, правую руку подведите круговым движением снизу, а пальцы левой сожмите в щепоть.

Повторите движение в другую сторону: сделайте шаг с правой ноги, разворачивая корпус вправо, переведите правую руку в положение перед телом с ладонью от себя, а левую оставьте в стороне с собранными пальцами и согнутым запястьем. Затем разверните корпус прямо, а обе руки разведите по сторонам до уровня плеч.

Скрещённые руки

Опустите руки вниз через стороны, а затем перекрестите их перед телом и поднимите вверх ладонями к себе до уровня плеч. Вытяните руки перед собой ладонями вниз, чуть согните в локтях и опустите мягким поглаживающим движением.

Закрытие

Подставьте левую ногу к правой и свободно опустите руки по сторонам тела.

Где брать тренировки по тай‑чи

Вы можете выучить несколько форм и комплексов по роликам на YouTube. Ниже мы собрали плейлист из бесплатных уроков и демонстрации тай‑чи.

Также есть несколько приложений с уроками по тай‑чи, в которых мастера подробно показывают формы и комплексы.

Искусство тайцзицюань — боевая и оздоровительная система

Китайское боевое искусство тайцзицюань – это одновременно единоборство и оздоровительная практика. Одновременно с изучением форм тайцзи (таолу – последовательных плавных движений) ученики нарабатывают ценные личностные и духовные качества. Одновременно с работой над усовершенствованием тела человек обучается владеть своими эмоциями, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, т.к. тайцзи дает баланс как в теле, так и в душевной сфере. Занятия позволяют улучшить физическое и психическое здоровье, повысить умственную активность.

тайцзи

Оздоровительный эффект — одна из главных мотиваций для занятий. Миллионы людей прилежно осваивают тонкости восточного единоборства для того, чтобы избавиться от болезней и улучшить самочувствие. Если вы были в Китае и видели на площадях утром или вечером сотни людей, которые выполняют плавные медленные движения, то скорее всего вы наблюдали, как они занимаются тайцзицюань.

Занятие по тайцзицюань в Школе Мастера Ши Янбина

  • избавиться от беспокойства и бессонницы;
  • сбросить лишний вес;
  • активировать работу желудочно-кишечного тракта;
  • развить координацию движений;
  • восстановить полноценную работу мозга;
  • улучшить работу сердечно-сосудистой системы;
  • укрепить суставы и повысить гибкость позвоночника.

Однако не стоит ожидать оздоровительного эффекта после пары недель занятий. Добиться положительных результатов удается только в результате регулярных тренировок. Обучение предполагает и теорию, и практику. Процесс овладения искусством тайцзицюань включает в себя несколько этапов: совершенствование идет от внешнего к внутреннему.

В основе практик тайцзи лежит поиск баланса. Цель достигается с помощью последовательного повторения медленных плавных движений с соблюдением всех принципов тайцзи. Внутренние принципы тайцзи могут быть незаметны для того, кто сам не занимается, но именно они отличают тайцзи от обычной физической гимнастики.

Мастер Ши Янбин, тайцзицюань, тренировочный сбор в монастыре Шаолинь

tui shou

Принципы тайцзицюань

Практика тайцзи – это очень медленная динамика, скоординированные движения рук и ног, которая невозможна без осознания каждого момента движения.

8 ворот и 5 шагов тайцзи

    • пэн (отражение),
    • лю (откатывание),
    • цзи (сжимание),
    • ань (толкание),
    • цай (притягивание или захват),
    • ле (раскалывание),
    • чжоу (удар локтём),
    • као (удар плечом)
      • цзиньбу (наступление),
      • туйбу (отступление),
      • цзогу (взгляд влево),
      • юпань (взгляд вправо),
      • чжундин (центральное равновесие)

      – суть пяти элементов.

      Различные взаимодействия Инь и Ян в сочетании с движущий силой Тайцзи порождают возникновение Усин –пяти стихий, т. е. они дают направления этим энергетическим волнам. Поэтому они связаны между собой отношениями усиления и подавления. Этот принцип цикличности можно найти везде в природе.

      Отражение, откатывание, нажимание и толкание – это соответственно цянь (небо), кунь (земля), кань (вода), ли (огонь) – четыре направления. Притягивание, раскалывание, удар плечом и удар локтем – это соответственно сунь (ветер), чжэнь (гром), дуй (озеро), гэнь (гора) – четыре угла.

      Наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо, центральное равновесие – это цзинь (металл), му (дерево), шуй (вода), хо (огонь), ту (земля). Все вместе они составляют 13 позиций тайцзицюань, из которых и состоят комплексы, разные по уровню сложности и по длине.

      В продолжение темы поста "Тайцзицюань и алхимическая традиция Матепития", приведу некоторые свои впечатления и размышления о Тайцзы. Это искусство с разной степенью интенсивности и усердности я осваиваю с 2010 года. До весны 2013 года это все был стиль Чень (и формы на его базе), последнее же время я перешел на стиль Ян, который также осваиваю под руководством Мастера.

      Конечно же, это никакой не научный анализ, личные впечатления не во всем согласуются с имеющимися историческими данными и принятыми в традиции "историями". К тому же и культуры разные - русская и китайская, а я, как ни крути, продукт первой. Традиционному китайцу, тем более тайцзишнику, все это покажется, мягко говоря, странным, но - тем не менее. Выношу на ваш суд свое внутреннее видение темы на данный момент времени.

      Итак, чем стиль Чень от стиля Ян отличается?

      Отличается­, хотя, придется говорить метафорами­ больше и ощущения живописать. Плюс, сложно еще от того, что все-таки и стили сами по себе разные, да еще и Мастера, у которых тайну сию постигаю, переплетае­тся это сильно. Но в целом так сказать могу.

      Чень какой-то более приземленн­ый, что ли, в смысле земной, мощный, энергетичн­ый, очень объемный, такой даже "хитроватый­" земной хитростью. Ну, вот, "деревенск­ий" в этом смысле, "мужиковский", в смысле простого, смекалисто­го, широкого, сильного мужика, реализовав­шего в совершенстве свою "землю", просветлившего свою "землю", а не в смысле энергетики­ той же. По энергетике­ Чень скорее преимущественно иньский как раз, "женский", но, опять же, не потому, что бабский, а потому, что с землей сильно связан и ее глубинными смыслами. А еще, поэтому очень такой добрый и заботливый­ по сути своей, но чересчур покупаться на это тоже не стоит, поскольку и "мужик", и "баба" - они всегда себе на уме остаются, в кого бы они ни выросли, и чисто по-земному своего никогда не упустят. Кто его знает, может, действител­ьно, если эту ветвь Тайцзы крестьяне несколько веков практикова­ли, с землей и ее проблематикой напрямую связанные,­ да еще и на уже имеющуюся бойцовско-кулачную базу все это положив, то и Искусство у них стало такое интересное­ потому. Хотя по историии, вроде, не так получается, говорится, что Чень - это как раз воинская аристократия была, а не "землепахатели". Но я сразу предупредил, что с соответствием "историям" у меня туго.

      Ян - это вещь по сути аристократ­ическая (не по истории), более чистое Тайцзы, приближенное к канонам бессмертных Даосов, не так сильно трансформи­рованное "земельно-земной"­ проблемати­кой. Тут, действител­ьно, Солнце, янская энергия более выражена, благородст­во духа проявляется. Например, ощущение тепла присутствет и там, и там, но в Чень - это обволакивающее тепло земного чрева, утробы матери, а в Ян - это тепло от Солнечного­ света, тепло простора и свободы, не локализова­нное, когда голый стоишь посреди поля и Солнце каким-то удивительн­ым образом умудряется­ освещать и согревать тебя со всех сторон сразу. Уровень энергетики­ разный. Ну, вот, как есть - аристократ­ия духа. То есть, Ян - это уже искусство,­ а Чень - это, как бы, вершины лошкорезно­го народного творчества­-умения, это еще мастерство­.

      На фоне 108 форм Ян, Лао-цзя Чень или 24 формы Фэн Чжицяна кажутся суетливыми­ и топорными,­ хотя ни в коем случае таковыми не являются.


      (Часть-1. 108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет один из выдающихся мастеров Фу Чжунвэнь)


      (Часть-2. 108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет один из выдающихся мастеров Фу Чжунвэнь)


      (Так называемую "старую форму" (Лао-цзя), стиль Чень, выполняет грандмастер Чень Сяован . На данном видео форма не целиком.)


      (24 формы тайцзицюань стиля Чень выполняет грандмастер Фэн Чжицян)

      Первое время, когда я начал изучать 108 форм Ян, для себя я делал формы обоих стилей, и Ян, и Чень (24 формы Фэн Чжицяна, Лао-цзя я уже давно не делаю), вроде как, чтобы не забыть. А потом, чем дальше, тем больше стало это вызывать внутренний­ дискомфорт­ чисто из-за разности потенциало­в, разности послевкуси­я формы. И Чень я делать перестал.

      Было еще интересное­ переживани­е по началу, когда еще и половину 108 Ян не знал, после того занятия с Мастером, когда крутые даосы приходили с посвящение­м. Делал я себе помаленьку­ форму в Михайловской роще, и, вдруг, такое ощущение возникло живое, что я Ян Ченфу. Такой толстый, лысый, с небесной улыбкой добрый светящийся­ шар, перекатыва­юсь себе туда-сюда :) Ну, то есть, как бы его совершенная форма на меня наложилась­, и я, одновремен­но, глазами обоих (себя и его) смотрел и ощущал и т.п. Очень такое доброе переживани­е. И, вот, после всего этого Чень для меня быстрее начал "сворачиват­ься", делать-то я могу, но воодушевления и кайфа того, которого теперь хочется, больше не получаю от этого.


      (108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет великий мастер Ян Чэнфу)

      Возвращаясь к теме разницы в восприятии стилей. Еще отличие в том, что в Чень растворяеш­ься, погружаешь­ся, сливаешься­, единяешься­ и т.п. А, вот, в Ян такого нет, тут, наоборот, какая-то благородно­-царственна­я отстраненн­ость после формы накрывает. То есть, другой уровень единства. Ну, типа, как царь - он един с народом, со страной, своей землей, плоть от плоти, кровь от крови, но, при этом, он Солнце своего народа, он Царь, он с ним не сливается в одно целое, не становится­ сам народом. Допустим, вот в этой записке о тайцзы, на мой взгляд, человек описывает ченевские состояния,­ хотя, вроде как, делает 108 форм Ян. Но, с другой стороны, тот человек - женщина, а женщина - она эти состояния и есть.

      Опять же, когда я говорю "Ян", я имею в виду конкретно тот Ян, который дает мне Мастер, поэтому, наверняка, тут к моему восприятию стиля примешивае­тся еще и существенн­ая составляющ­ая восприятия самого Мастера, как и должно быть в настоящем Искусстве и при передаче настоящего­ Искусства. Хотя, в целом, я не вижу, что эта составляющ­ая как-то не коррелируе­т с самими принципами­ Ян, то есть, это именно Тайцзы, и именно в русле Традиции с большой буквы, хотя и не "яновский мейнстрим".

      С Ченем, в этом смысле, мне проще сравнить, поскольку я занимался с Ромой, потом к Середняков­у Андрею на семинар ходил (оба по линии Чень Сяована), Лао-цзя делал, потом Андрей (линия Фэн Чжицяна). Разные, вроде, совсем все люди, разные формы даже, а ощущения все равно одни, на таком сравнении нескольких­ сами принципы и внутренние­ основы стиля легче уловить. С другой стороны, теперь на фоне Ченя в целом и на его базе сразу легче понимается­ и воспринима­ется Ян.


      Автор статьи: Дмитрий Пелин
      Профессиональный тренер и диетолог в области бодибилдинга и фитнеса

      Парень тренирует стиль тайцзицюань

      Узнайте краткую историю оздоровительной гимнастики, какие бывают техники Тайцзицюань и как их правильно использовать для наилучшего результата.

      История создания тайцзицюань

      Старый мастер стиля тайцзицюань

      Существует масса легенд о создании оздоровительной гимнастики и боевого искусства тайцзицюань. Так согласно одной из них основоположником этого стиля стал Чжан Саньфен — странствующий даосский монах, который жил в пятнадцатом веке. В соответствии с другой популярной легендой этот человек был алхимиком (жил в двенадцатом столетии), а созданный им впоследствии стиль ушу Чжану Саньфену приснился.

      Третья легенда говорит о том, что тайцзицюань была создана магом и мистиком Сью Сюаньпином, а произошло это в седьмом веке. Большое количество легенд вокруг тайцзицюань связано с высокой популярностью стиля и не только на родине. Многие предания гласят, что тайцзицюань был передан людям небожителями, а произошло это между восьмым и семнадцатым веками.

      Вполне очевидно, что историки всего мира также проявили интерес к истории появления данного стиля ушу. Они уверены, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань был создан Чень Вантином, проживавшем в семнадцатом веке в провинции Хенань. Этот человек был великим военачальником, но после падения династии Мин он увлекся даосизмом и уединился. В свободное время он совершенствовал свое боевое искусство и параллельно создавал новый стиль ушу.

      Тайцзицюань: что это?

      Отрабатывание стиля тайцзицюань в зале

      Оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань представляет собой комплекс многофункциональных упражнений, способствующих укреплению суставов, положительно воздействующих на позвоночный столб и нервную систему. Все движения выполняются в медленном темпе и сочетаются с глубоким дыханием при полной концентрации внимания.

      Одним из главных факторов, благодаря которым тайцзицюань стал популярен во всем мире, является способность этого стиля ушу очистить разум и расслабить тело. Также на популяризации данного направления китайских боевых искусств сказалось и распространение огнестрельного оружия. С его появлением ушу в целом и тайцзицюань в частности стали уже не столь актуальны с точки зрения самообороны. В результате мастера тайцзицюань стали делиться секретами своего искусства с широкой публикой.

      Третьим же фактором стало огромное оздоровительное влияние гимнастики на весь организм. В результате именно увлечение оздоровительно частью тайцзицюань стало причиной отсутствия желания вникать в глубины философии этого боевого искусства. Безусловно, чтобы хорошо освоить теоретическую и практическую стороны тайцзицюань необходимо затрать массу времени и усилий. Однако только в этом случае можно понять, что это не только оздоровительная гимнастика, но и высокоэффективное боевое искусство.

      Выполняемые в медленном темпе движения производят медитативное воздействие, принося чувство радости и удовлетворения. Следует заметить, что данный стиль ушу не только выглядит плавным внешне, но также является таковым и внутри. Практикующий способен с течением времени ощутить циркуляцию энергии ци в своем теле и достигать состояния медитации. В Китае верят, что правильная циркуляция ци способствует укреплению здоровья и приводит к просветлению.

      Если вникнуть в каждое движение комплекса, это сразу становиться понятно. Каждое упражнение имеет боевое применение и включает в себя несколько приемов. Если из стиля исключить боевые элементы, то это будет уже не настоящий тайцзицюань. Отличительной чертой данного стиля ушу является мягкая нейтрализация атак противника и жесткий ответ. В результате можно утверждать, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань гармонично сочетает в себе внутреннее (боевое) содержание с вешней (движения) формой.

      Особенности техники тайцзицюань

      Парень отрабатывает стиль тайцзицюань на свежем воздухе

      Среди главных особенностей стиля можно выделить мягкие перекатывающиеся шаги при непрерывном плавном движении рук. Благодаря мягким шагам во время поединка легко удерживать равновесие, а толкающие движения руками позволяют со временем предугадывать действия противника. Заметим, что похожая техника движения рук имеет место быть и в другом стиле ушу — вин-чун.

      Также это помогает и в отработке правильных перемещений. В результате во время поединка можно развить высокую скорость именно благодаря отточенности всех движений. Мы уже отмечали, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань является многогранным и позволяет сочетать во время поединка жесткие и мягкие техники.

      Так как во всем мире наибольшую популярность получил стиль Ян, проповедующий в первую очередь мягкую технику, появилось заблуждение об отсутствии боевой составляющей во всем тайцзицюань. В других направлениях стиля, которые не являются производными от Чэнь, акцент делается на жесткую технику.

      Стили тайцзицюань

      Стойка тайцзицюань

      Тайцзицюань семейства Чэнь

      Мастер техники тайцзицюань семейства Чэнь

      Данный стиль является основным боевым искусством семьи Чэнь, который подразделяется на старый и новый. Старый стиль был создан Чэнь Вантином и состоит из пяти комплексов таолу. На протяжении практически трех сотен лет он совершенствовался и видоизменялся. В результате до нас дошло только два комплекса.

      Первый из них включает 83 формы и в основном содержит мягкие движения. Чтобы правильно выполнять данный комплекс необходимо обладать определенной физической подготовкой, так как приходится во время занятия тратить много энергии. Этот таолу сочетает в себе мягкие движения с резкими, выполняемые с различной скоростью. Также здесь присутствуют прыжки, вращения и энергетические выбросы.

      Тайцзицюань семейства Ян

      Парень отрабатывает стиль тайцзицюань семейства Янь

      Основателем стиля является мастер Ян Лучан, живший в провинции Хебей. Его семья была бедной, а сам Ян работал у семейства Чэнь, где и освоив тайцзицюань. Будучи в зрелом возрасте, мастер вернулся в свою родную провинцию и продолжил практиковать тайцзицюань. При этом он вносил некоторые изменения, добавив мягкость и увеличив силу с решительностью.

      Он решил упростить многие сложные элементы основного стиля, например, улары ногой в прыжках. Работу по упрощению стиля семья Чэнь продолжил его сын Ян Цзяньхоу. Именно благодаря своей простоте в освоении стиль тайцзицюань Ян пользуется максимальной популярностью. Его могут освоить все желающие, даже не обладая при этом достаточным уровнем физической подготовки.

      Тайцзицюань У Юйсяна

      Мастер стиля тайцзицюань У Юйсяна

      Основоположником данного направления принято считать мастера У Юйсяна, проживавшего в провинции Хебей в конце правления династии Цин. Первым наставником У Юйсяна был сам Ян Лучан. После этого У Юйсян постигал и мастерство старой школы Чэнь. Внося во все эти направления изменения, мастер стремился постичь их философию и объединить. В результате на свет появился новый стиль тайцзицюань. Среди его особенностей модно отметить строгий шаг, плавные движения, крепко сжатые кулаки. Энергия ци при выполнении движений сконцентрирована в области живота.

      Тайцзицюань У Цзяньцюаня

      Старый мастер техники тайцзицюань У Цзяньцюаня

      Был создан мастером ушу Цюань Ю из Манчжурии в период заката династии Цин. После прохождения обучения у Ян Лучана и его сына, Цюань Ю стал настоящим мастером мягкого направления тайцзицюань. После внесенных им изменения, движения стали более плавными, а большинство прыжков и различных трюков было исключено.

      Тайцзицюань семейства Сунь

      Отработка техники тайцзицюань У Цзяньцюаня на свежем воздухе

      Основоположником данного стиля является Сунь Лучана. Этот человек был страстным почитателем ушу. Изучив несколько стилей, он впоследствии объединил их и создал свой собственный. Стиль Сунь отличают челночные передвижения вперед-назад, а также спокойствие и гибкость. Комплексы можно сравнить с медленно плывущими в небе облаками либо непрерывным потоком воды.

      Это только основные направления оздоровительной гимнастики и боевого искусства тайцзицюань. Существует и несколько других, которые просто не обрели такую популярность, как описанные нами. Необходимо вспомнить и о существовании даосских стилей, которые отличаются от тайцзицюань семейства Чэнь не только рисунком, но и проработкой всех движений. Например, Школа Гром-Ветер может быть отделена от тайцзицюань Чэнь. Она возникла и развивалась в даосских общинах.

      Восемь базовых движений Тайцзицюаня в следующем видео:

      На видео-ролике мастер Чэнь Сяован демонстрирует форму стиля Чэнь:

      Чэнь Сяован — Чэнь тайцзи-цюань (Chen Xiaowang — Tai Chi Chuan. Chen Style Taijiquan Laojia) — продолжительность 1 час

      18 форм тайцзицюань семьи Чэнь

      Тайцзы цюань стиль Чень 40 форм

      56 форм тайцзицюань. Стиль Чень.

      Тайцзи-цюань семьи Чэнь. 83 форма. Боевое применение часть 1

      Тайцзи-цюань семьи Чэнь. 83 форма. Боевое применение часть 2

      Читайте также: