Восстание бар кохбы кратко

Обновлено: 28.06.2024

В первой половине второго века н. э. евреи несколько раз безуспешно пытались освободиться от римского владычества. Императора Адриан, находясь в иудее , решил отстроить, разрушенный во время Первой Иудейской войны Иерусалим, и переименовать его в Элия Капитолина (лат. - Aelia Capitolina) и основать в нём римский языческий храм Юпитера . Эти действия вызвали волнения, которые после отъезда Императора Адриана из Сирийских земель в 130 г. н. э. привели к новому восстанию.

Итогом волнений стало уничтожение сотен тысяч евреев, окончательное разрушение Иерусалима и основание на его месте римского города Элия Капитолина в честь императора - Публия Элия Траяна Адриана и бога Юпитера Капитолийского . Также император под страхом смерти запретил еврейские обряды, преподавание и изучение Моисеева закона, обрезание и посещение обрезанными евреями бывшего Иерусалима, чтобы они даже издалека не могли видеть свой родной дом. Таким образом, город стал лишенным народа евреев и был колонизирован иностранцами . А провинцию "Иудея" Адриан переименовал в "Сирия Палестина".

Если вам понравилась эта статья, то не забудьте подписаться и поставить лайк, чтобы поддержать автора. Это сильно поможет развитию канала, а также мои новые статьи будут чаще показываться в вашей ленте.

Прошло немногим более 60-ти лет после разрушения Второго Храма — великой трагедии, постигшей евреев. Большинство евреев находились в галуте — Изгнании, разбросанные по всей территории Римской империи.

Но в Эрец Исраэль все еще оставалась еврейская жизнь: были общины в нескольких городах, и все еще действовал Санхедрин в Явне, перенесенный сюда великим раби Йохананом бен Заккаем после разрушения Иерусалима.

В 132-м г. н.э. на римский трон взошел Адриан. В начале его правления во многих провинциях произошли восстания против владычества римлян. Главной целью нового императора в этот период являлось наведение порядка в огромной империи. Чтобы усмирить восставших в западной части империи, Адриан пошел на некоторые уступки на востоке. Он вернул парфянам Вавилонию, а евреям обещал, что они смогут возвратиться домой и построить Храм.

Однако, когда после победы на западе Адриан вернулся в Сирию и Иудею, он отказался выполнить свои обещания. Для того чтобы обман не был столь очевиден, Адриан поставил невыполнимое условие — Храм не должен быть возведен на его первоначальном месте. Он знал, что новый Храм можно построить только на прежнем месте, и это условие делало строительство Храма неосуществимым.

Евреи были разочарованы таким поворотом событий. Стали раздаваться призывы к восстанию. Мудрецам с большим трудом удалось убедить народ не рисковать своей судьбой и судьбой родины.

Тем временем Адриан решил построить крепость на развалинах Иерусалима и заселить ее римлянами и греками. Евреи восприняли это решение, как оскорбление святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, была хоть какая-то надежда, что вскоре он будет восстановлен. Решение построить на его месте город, заселенный язычниками, рассматривалось евреями, как святотатство. Времена правления императора Адриана напоминали эпоху правления греческого царя Антиоха Эпифана и времена Хануки: все усилия были направлены на превращение Иерусалима в центр язычества и на то, чтобы заставить евреев отказаться от Торы и ее заповедей. Против жестокого тирана восстал весь народ.

Шимон Бар Кохба, он же Бар Косба, он же Бар Козева [↑]

Предводителем евреев был Шимон Бар Козева — человек невиданной отваги и бесстрашия. Имя Бар Козевы наводило на врага ужас и обращало его в бегство. Отряды восставших пополнялись и евреями галута, храбро сражавшимися вместе со своими братьями из Эрец Исраэль против разрушителей Храма.

Адриан понимал, что восстание евреев представляет угрозу для всей восточной части Римской империи. Он послал к Эрец Исраэль своего выдающегося полководца Юлия Севера. На протяжении длительного времени Север не предпринимал широких военных операций, а только следил за действиями евреев. Он убедился, что мужество и отвага евреев беспредельны. И тогда римский полководец решил прибегнуть к неоднократно испытанной тактике. Сначала он приказал римскому флоту уничтожить все корабли, поставлявшие жителям Эрец Исраэль продовольствие и оружие. Дважды римская армия, расквартированная в Кейсарии, имитировала начало похода и возвращалась домой, так и не начав военных действий. Этот маневр прицел к ослаблению бдительности евреев. Многие из них считали нецелесообразным в разгар полевых работ начинать войну с римлянами. Север сумел воспользоваться недостатком осторожности евреев и постепенно захватывал город за городом. Развалины Иерусалима еще раз стали добычей врага. Но несмотря ни на что, Бар Козева не отчаивался. Он понимал, что в открытом бою ему трудно выстоять против римской армии. Поэтому он укрепился в районе Иудейских гор.

Главным укрепленным пунктом была огромная крепость Бейтар. На протяжении трех с половиной лет римляне вели осаду природных укреплений Иудейских гор. Евреи мужественно сражались с врагом и даже нападали на него, и время от времени римляне, осаждавшие Бейтар, сами попадали и окружение. Они уже отчаялись захватить неприступную крепость, но, к несчастью, Бар Козева совершил большой грех.

Самаритяне (народ, живший в Шомроне) указали римлянам тайную дорогу в крепость. И когда армия евреев находилась на другой стороне крепости, римляне неожиданно появились в стенах города. В последнем сражении пал Бар Козева. Бейтар был захвачен в день Девятого Ава — день разрушения Храма. Римские солдаты, разъяренные тяжелой, продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город, чтобы не дать спастись ни одному из его защитников. Люди пытались укрыться в многочисленных пещерах. Чтобы выманить евреев из их убежищ, римляне лживо пообещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен. Однако вышедшие из своих укрытий были убиты. Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от сильного голода и жажды. Когда иссякли последние съестные запасы, некоторые люди дошли до того, что утоляли голод мясом мертвецов. Число убитых в Бейтаре достигло шестисот тысяч. Оставшиеся в живых были проданы в рабство на рынках Иудеи и Египта.

Гонения и беды как последствия [↑]

После своей победы Адриан жестоко расправился с местными жителями. В Бейтаре запрещалось хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества.

Но и этого было недостаточно Адриану. Он знал, что сила евреев коренится в Торе. Поэтому под страхом смерти запрещалось учить Тору и следовать ее заповедям. Был издан декрет, согласно которому соблюдение Шабата, заповеди Обрезания и наложение тфилин каралось немедленной казнью. Римские ищейки выискивали людей, соблюдающих заповеди Торы и предавали их в руки палачей.

Особенно жестоко подвергались гонениям мудрецы Торы. Вопреки декретам, они продолжали учить Тору и передавали смиху (полномочия) судей и законоучителей своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался вытравить Тору из памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.

Между тем император, встревоженный успехами иудеев, послал в Палестину самого храброго римского полководца того времени, Юлия Севера. Ввиду выгодного военного положения иудейской армии, Север сначала воздерживался от решительного сражения, а нападал только на отдельные отряды в разных местах и разбивал их. Наконец Север довел повстанцев до того, что они вынуждены были отступить к Бетару, где укрепился Бар-Кохба со своим войском. Целый год осаждали римляне Бетар. Запертая в этом небольшом городе огромная масса иудеев мужественно защищалась, но и осаждавшие действовали с необыкновенным усердием.

Во время этой осады евреи разочаровались в своем мнимом избавителе Бар-Кохбе.

Он не был достаточно благочестив, по временам бывал слишком жесток и самовластен. Он приказал казнить всякого, подозреваемого в сочувствии к римлянам. Однажды Бар-Кохба своей рукой убил набожного старца, законоучителя Элиезера из Модеина, которого кто-то оклеветал перед ним. Этот старец во все время осады непрестанно молил Бога о спасении иудейского воинства; народ, веривший в силу его молитв, был очень опечален его смертью. Наконец силы осажденных истощились — и город был взят Севером (135 г.). Римляне произвели в Бетаре ужасную резню. Десятки тысяч евреев погибли в этой войне. Погиб и вождь восстания, Бар-Кохба. Многие иудеи, взятые в плен, были проданы в рабство. Так печально кончилась последняя борьба еврейского народа за свою независимость.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Восстание

3. Первые месяцы германской революции. Борьба спартаковцев против социал-демократов большинства. Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Созыв Национального собрания. Его партийный состав. Восстание спартаковцев. Второе восстание спартаковцев в Берлине. Убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург

3. Первые месяцы германской революции. Борьба спартаковцев против социал-демократов большинства. Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Созыв Национального собрания. Его партийный состав. Восстание спартаковцев. Второе восстание спартаковцев в Берлине. Убийство Карла

Глава 5. Призрак Бар-Кохбы

Глава 5. Призрак Бар-Кохбы События 1905 годаПисать подробно об этой второй волне погромов трудно: слишком сложную вязь событий приходится анализировать. Погромы 1905 года проходили на фоне революции… то есть фактически в стране, охваченной гражданской войной. Тут страсти по

IV ВОССТАНИЕ

IV ВОССТАНИЕ В юго-восточной оконечности римского Форума и по сей день возвышается триумфальная арка римского императора Тита. По углам арки вздымаются ионические колоны с пышными коринфскими капителями, соединенные массивной, удивительной красоты балкой. Считается,

Восстание

Восстание Вопрос 3.1Многие предупреждали Кондратия Рылеева, что декабрьское восстание закончится неудачей.Что он на это отвечал? И как одним словом сформулировал тактику революций?Вопрос 3.2Рылеев вместе с Бестужевым ходили по ночному Петербургу и убеждали часовых, что

Восстание

Восстание 378 г.

Глава 7 Глава 7 От разрушения Иеруесалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.)

Глава 7 Глава 7 От разрушения Иеруесалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.) 44. Иоханан бен Закай Когда иудейское государство еще существовало и боролось с Римом за свою независимость, мудрые духовные вожди народа предвидели скорую гибель отечества. И тем не менее они не

48. Восстание Бар-Кохбы

Восстание

Восстание Среди этих несчастных людей был и беглый раб из Кампании по имени Спендий. Он-то и подстрекал мятежников не мириться с карфагенянами. Немало и других наемников опасались того, что конфликт разрешится мирно, но по иным причинам. Матос, ливиец, один из главных

Восстание 378 г.

Восстание

Восстание Тем временем те дворяне, которые продолжали вдохновляться идеями Александра I о конституционном порядке и правлении закона, постепенно отходили на задний план. В офицерских столовых русской армии и в масонских ложах столичных городов воцарились возмущение и

Иудея после подавления восстания

Многолетняя война иудеев за независимость от Рима завершилась катастрофой. Иерусалим был разрушен, а Храм — центр религиозной и политической жизни еврейского народа — сожжён. На руинах города был основан военный лагерь, в котором разместился Х Стремительный легион. Вместе с некоторыми вспомогательными отрядами он должен был охранять порядок в стране.

​Денарий Веспасиана с изображением пленённой Иудеи - Война Диаспоры и восстание Бар-Кохбы | Warspot.ru

Денарий Веспасиана с изображением пленённой Иудеи

Если до войны Иудея управлялась прокураторами из числа всадников, то теперь во главе провинции поставили наместник из сенаторского сословия, который по совместительству также командовал легионом. Остатки местного самоуправления представлял Синедрион в Ямнии, который выполнял роль арбитра в религиозных и светских спорах. Он также имел право назначения на второстепенные судебные и административные должности.


Завоёванную страну Веспасиан объявил своей собственностью. За право пользоваться своими наделами владельцы должны были платить особую подать в императорскую казну. Земли, принадлежавшие жителям Эммауса, конфисковали и распределили среди 800 колонистов из числа отставных военных. Подать, которую прежде иудеи платили в размере двух драхм в год в пользу Иерусалимского храма, Веспасиан заставил вносить в казну храма Юпитера Капитолийского, а фактически тоже в императорскую казну. Эти поборы вызывали большое недовольство иудейского населения Римской империи не столько из-за их тяжести, сколько из-за их дискриминационного характера.

Диаспора

Со времён завоеваний Александра Великого в восточной части Средиземноморья существовала многочисленная еврейская диаспора. В большом числе евреи проживали в Вавилонии, Малой Азии, в Сирии и Египте. Немало их было также в Киренаике, на островах Эгейского моря, в Греции и даже в Африке, Италии и Испании. В Египте их проживало более миллиона человек. Из них около 100 тысяч — в Александрии, где они населяли два городских района из пяти.

​Античная Александрия, современная реконструкция - Война Диаспоры и восстание Бар-Кохбы | Warspot.ru

Античная Александрия, современная реконструкция

Среди евреев диаспоры были чиновники, воины, ремесленники, крестьяне, реже торговцы или ростовщики. Проживая в чужой среде и постоянно контактируя с иноверцами, египетские евреи постепенно эллинизировались. Арамейский язык выходил из употребления, заменяясь греческим. Большинство упомянутых в надписях на папирусах лиц носили греческие имена.

Из-за закрытого характера общин отношения евреев с соседями в местах их компактного проживания нередко были конфликтными. В 38 году в Александрии произошёл один из первых известных погромов. Римский наместник Аквилий Флакк вначале отстранился от пресечения злодеяний, а затем под влиянием погромщиков принял ряд репрессивных мер, включая насильственное выселение евреев в старый квартал, обыски в их домах, запрещение субботы, помещение императорских изображений в синагогах и т. д. Отправленное евреями к Калигуле посольство с жалобой на произошедшее не имело успеха и привело только к новым издевательствам.

С началом восстания в Иудее в 66 году в Александрии произошли новые волнения. После гибели нескольких людей александрийские евреи взялись за оружие. Наместник провинции Тиберий Александр ввёл войска на территорию еврейского квартала и вызвал подкрепление из соседней Ливии. Солдаты убивали всех встречных без разбора, грабили жилища, а затем их поджигали. В течение нескольких дней кровавого кошмара на улицах города было убито до 50 000 человек.

​Фреска из иудейской синагоги в Дура-Европосе показывает образ жизни, одежду и внешний вид месопотамских евреев - Война Диаспоры и восстание Бар-Кохбы | Warspot.ru

Фреска из иудейской синагоги в Дура-Европосе показывает образ жизни, одежду и внешний вид месопотамских евреев

Репрессии, обрушившиеся на иудеев после подавления восстания, затронули также и египетских евреев. В 73 году был закрыт древнейший и крупнейший иудейский храм в стране, расположенный в так называемом Онийском округе, а его богатства были конфискованы. Репрессиям по подозрению в сочувствии к восставшим подвергся ряд видных лиц иудейской общины, их собственность также конфисковали.

Восстание в Месопотамии

Восстание евреев диаспоры в 115–117 годах крайне слабо освещено в источниках. Кассий Дион, Евсевий Кесарийский и Павел Орозий описывают разрозненные события, которые в сумме дают картину крупномасштабных волнений, практически одновременно прокатившихся по большинству восточных провинций Римской империи. Основным центром повстанческого движения, по-видимому, были еврейские общины Вавилонии, затем оно распространилось в западном направлении. Началу восстания непосредственно предшествовала война, которую в 114–116 годах император Марк Ульпий Траян вёл против Парфии. Эта война ознаменовалась крупномасштабными римскими завоеваниями на территории Армении и Месопотамии.

Уже в 115 году наибольшее сопротивление римлянам оказала Адиабена, правители которой за 100 лет до того приняли иудаизм, а также Нисибис, населённый преимущественно евреями. В 116 году, когда римская армия, заняв Вавилонию, вышла к берегам Персидского залива, в её тылу вспыхнуло восстание. Его подняли жители Нисибиса, Нагардеи, Ктесифона, Селевкии-на-Тигре, а также других городов только что завоёванных областей.

​Мавританские всадники на рельефе колонны Траяна в Риме. Лузий Квиет происходил из Мавритании и сражался в римской армии во главе набранной из его соотечественников мавританской конницы. В ходе Дакийской и Парфянской войн мавританские всадники стяжали себе громкую славу умелых и жестоких бойцов - Война Диаспоры и восстание Бар-Кохбы | Warspot.ru

Мавританские всадники на рельефе колонны Траяна в Риме.
Лузий Квиет происходил из Мавритании и сражался в римской армии во главе набранной из его соотечественников мавританской конницы. В ходе Дакийской и Парфянской войн мавританские всадники стяжали себе громкую славу умелых и жестоких бойцов

Восстание приобрело крайне опасный для римлян характер. Поддерживая действия мятежников, на север Месопотамии вторглась парфянская армия, которая перерезала растянувшиеся на 600 км римские коммуникации. Парфянам удалось нанести поражение посланному против них Лаппию Максиму, причём сам он пал на поле битвы. Лузий Квиет, другой римский военачальник, действовал более решительно и успешно. В конечном итоге ему удалось захватить и сжечь дотла центры восставших Нисибис и Эдессу. Тем временем Эруций Клар вернул под римский контроль Селевкию-на-Тигре, устроив при этом резню среди населения. Тысячи евреев поплатились жизнью за участие в волнениях.

Восстание в Киренаике, Египте и на Кипре

Ещё одним очагом восстания стала Киренаика, откуда оно распространилось на Египет. Своего предводителя, которого Евсевий называет Лукой, а Кассий Дион — Андреем, мятежники провозгласили царём, что говорит о мессианских ожиданиях в их среде.

​Территории, охваченные восстанием Диаспоры - Война Диаспоры и восстание Бар-Кохбы | Warspot.ru

Территории, охваченные восстанием Диаспоры

Из Кирены повстанцы двинулись в направлении Египта. Их отряды стали появляться в долине Нила, проникая на юг вплоть до Фив. Египетский наместник Марк Рутилий Луп имевшиеся у него XXII Дейотаров и III Киренаикский легионы отправил для защиты переправы через Нил у Мемфиса, а против основных сил повстанцев выставил лишь слабый заслон к западу от Александрии. Восставшие легко опрокинули эти силы.

Остатки разбитых отрядов наместника отступили в Александрию и напали на иудеев города. Те в ответ также взялись за оружие. Им на помощь пришли единоплеменники из сельской местности. На несколько дней Александрия перешла в руки восставших. Греческому населению пришлось, запершись в своих кварталах, сражаться за жизнь. Часть города была серьёзно разрушена.

Одновременно с началом восстания в Киренаике за оружие взялись евреи на Кипре. Они выбрали своим предводителем некоего Артемия и по примеру своих киренаикских единоплеменников стали вырезать нееврейских соседей. В результате последовавших затем военных действий погибло около 240 000 человек, разрушена оказалась столица провинции Саламин.

Наконец, и в самой Иудее также вспыхнуло восстание, во главе которого стояли бежавшие из Александрии братья Папос и Юлиан.

Подавление восстания

Для восстановления порядка в охваченных восстанием провинциях Траян в 117 году послал в Египет и Киренаику Квинта Марция Турбона с VII Клавдия легионом, всадниками и военными кораблями. После жестоких боёв, стоивших жизни тысячам мятежников, Турбону удалось восстановить во вверенных ему провинциях порядок. О судьбе царя восставших Луки-Андрея ничего неизвестно. Наиболее вероятно, что он погиб или казнён вместе с множеством своих последователей.

Одновременно Луций Север восстановил порядок на Кипре. Евреев изгнали с острова и в дальнейшем им под страхом смертной казни запрещалось ступать на его берег. Командование в Иудее поручили жестокому Лузию Квиету, командиру мавританской конницы, главным образом ответственному за подавление восстания в Месопотамии. За короткий срок ему удалось рассеять отряды повстанцев, запереть их в Лидде и путём голода и лишений заставить сложить оружие. Предводители восставших и множество их последователей были обезглавлены.

​Бронзовая статуя Адриана, обнаруженная в Телль Шалеме (Израиль), в лагере VI Железного легиона - Война Диаспоры и восстание Бар-Кохбы | Warspot.ru

Бронзовая статуя Адриана, обнаруженная в Телль Шалеме (Израиль), в лагере VI Железного легиона

Восстание Бар-Кохбы

Большую часть своего правления Адриан провёл в разъездах по империи. Дважды, в 122 и в 129–131 годах, он посетил восточные провинции. Во время путешествий император широко субсидировал городское строительство. Среди еврейского населения провинций широко распространились слухи о его намерении восстановить Иерусалимский храм, однако подтверждения они не получили.

В 130 году Адриан посетил лежавший в руинах Иерусалим. По его приказу на месте старого города основали новый, который должен был стать колонией выходивших в отставку ветеранов Х легиона. По имени создателя городу хотели присвоить имя Элия Капитолина. Его украшением, по замыслу императора, должно было стать святилище Юпитера Капитолийского, воздвигнутое на вершине Храмовой горы. Строительство его на священном месте наряду с введённым запретом на обрезание глубоко оскорбило религиозные чувства евреев и стало предпосылкой для их нового выступления.

​Элия Капитолина, выстроенная Адрианом на месте разрушенного Иерусалима. Городская планировка соответствует эллинистическим градостроительным традициям и по-прежнему отражается в планировке современного Старого города в Иерусалиме - Война Диаспоры и восстание Бар-Кохбы | Warspot.ru

Элия Капитолина, выстроенная Адрианом на месте разрушенного Иерусалима.
Городская планировка соответствует эллинистическим градостроительным традициям и по-прежнему отражается в планировке современного Старого города в Иерусалиме

Восстание началось в 132 году в Модиине, где за 300 лет до того вспыхнуло восстание Маккавеев. Непосредственным толчком к выступлению, согласно легенде, послужило нападение римских солдат на свадебную процессию. После этого волнения быстро охватили всю провинцию. Повстанцы умело применяли партизанскую тактику и одержали ряд крупных успехов. Под их контроль перешли обширные территории.

Успеху восстания способствовала недооценка серьёзности ситуации со стороны римского наместника Тинния Руфа. Его неудачи постепенно встревожили императора, и в 133 году в провинцию с подкреплениями прибыл сирийский наместник Публий Марцелл. Его появление также не смогло изменить положения дел в пользу римских войск. На время под контроль восставших перешёл даже Иерусалим, где Бар-Кохба официально провозгласил себя царём Израиля.

Поняв серьёзность ситуации, Адриан бросил на подавление восстания все силы. Помимо размещавшегося на территории Иудеи X Стремительного легиона сюда перебросили VI Железный и XXII Дейотара легионы, а также вексилляции девяти других легионов из соседних провинций, не менее 12 вспомогательных когорт и 3 ал конницы. Таким образом, численность собранной в Иудее римской армии превышала 60 000 человек.

Во главе этих сил в декабре 133 года был поставлен лучший военачальник империи Секст Юлий Север, которого в спешном порядке отозвали из Британии. Севера сопровождал Квинт Лоллий Урбик, бывший до того наместником Нижней Германии, и Гатерий Непот, наместник Аравии. Несмотря на такое скопление сил, борьба долго велась с переменным успехом. Прежде чем одержать решительную победу, римский военачальник выдержал 54 сражения. Считается, что к этому времени относится потеря XXII Дейотара легиона, который полностью уничтожили восставшие.

​Император Адриан, попирающий побежденного варвара. Музей римской цивилизации, Рим - Война Диаспоры и восстание Бар-Кохбы | Warspot.ru

Император Адриан, попирающий побежденного варвара.
Музей римской цивилизации, Рим

В 135 году к фронту военных действий прибыл сам император Адриан. К тому моменту Север разгромил повстанцев, Бар-Кохба с остатками своих воинов был заперт в крепости Бетар (сейчас Хирбет аль-Яхуд), где самоотверженно выдерживал долгую осаду.

Израильские учёные в 1960 году обнаружили в пещере Нахал Хебер недалеко от Мёртвого моря 15 писем, отправленных Бар-Кохбой своим последователям Ионафану и Масабале. Последнее из них датируется ноябрём 135 года (незадолго до падения цитадели восставших). Эти письма подтверждают образ Бар-Кохбы как сурового, властного человека, авторитарного лидера, который представлен в Талмуде. По легенде Бетар пал 11 июля 136 года, в тот же день, когда был разрушен Иерусалимский храм. Бар-Кохба и все его сторонники, сопротивлявшиеся до последнего, погибли в бою. С падением Бетара кровопролитная война закончилась. Римляне без большого труда уничтожили последние мелкие отряды мятежников, продолжавших скрываться в пещерах в районе Мёртвого моря.

Последствия восстания

Римляне с неслыханной жестокостью расправились с побеждёнными. Кассий Дион сообщает о разрушении 50 городов и 985 деревень. От рук римских солдат погибло 580 000 человек, почти столько же было уведено в рабство или умерло от болезней и голода. Земля лишилась своих садов и деревьев, которыми она прежде славилась, и напоминала пустыню. Тела погибших мятежников власти запретили хоронить. Лишь по истечении долгого времени это стало возможным. Римляне казнили 8 поддержавших восстание членов синедриона, среди них Раби Акибу, чье тело было растерзано железными клещами.

​Мозаика из Галилеи, изображающая Давида и трофеи, взятые им у Голиафа - Война Диаспоры и восстание Бар-Кохбы | Warspot.ru

Мозаика из Галилеи, изображающая Давида и трофеи, взятые им у Голиафа

Римский гарнизон провинции был значительно усилен. В дополнение к Х Стремительному легиону, чей лагерь находился в Иерусалиме, сюда перевели VI Железный легион, получивший новую стоянку близ эль-Леджуна недалеко от древнего Мегиддо. Иерусалим перестроили в Элию Капитолину, а евреям под страхом смерти запретили приближаться к городу.

, антиримское восстание в Иудее в 132–135 гг. н. э. Известно также под названием Иудейской войны II.

О вожде восстания Бар-Кохбе сохранились лишь скудные и отрывочные сведения (часть из них, например в Талмуде и Мидраше, имеет характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шим‘он бар (бен) Косва (или Косева). Имя Бар-Кохба (по-арамейски `сын звезды`), полученное им, вероятно, уже во время восстания, отражает мессианские чаяния народа, являясь интерпретацией слов Библии о звезде от Иакова (Чис. 24:17).

Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски `сын лжи`), данным ему, очевидно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания. Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар-Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэль (`князь Израиля`).

Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго храма. Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.

Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило. Первые документы были найдены в 1952 г. в Вади-Мурабба‘ат, в 18 км южнее Кумрана. Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины военачальнику Иехошуа бен Галголе. Археологическая экспедиция 1960–61 гг. обнаружила южнее Эйн-Геди скелеты, остатки ткани, одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом восстания Бар-Кохбы (их хорошая сохранность объясняется сухим климатом пустыни). Письма и документы (они найдены в пещере и написаны на иврите, арамейском и греческом языках) позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. (О содержании этих документов, их языке, литературных формах и историческом значении см. Мёртвого моря свитки.)

Судя по упоминаемым в этих документах названиям населенных пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, они нашли там свою смерть.

В еврейской литературе гонения, связанные с восстанием Бар-Кохбы и последовавшие за ним, нашли отражение в сказаниях о десяти мудрецах-законоучителях во главе с рабби Акивой, преданных римлянами мученической смерти.

Читайте также: