Щелоков композитор биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

Историческая справка
к фонду № 1618 Щелоков Вячеслав Иванович (1904-1975),
директор Уральской государственной консерватории,
председатель правления Свердловского отделения
Союза композиторов РСФСР, профессор

Зоя Васильевна Щелокова (в девичестве Иванова, жена) родилась в 1904 в Тамбове. С 1908 по 1919 г. жила в детском приюте, где начала петь в хоре домашней приютской церкви. По совету учителя пения В.В. Богородицкого поступает в Тамбовское музыкальное училище, совмещая обучение в медицинском училище.
В 1923 г. заканчивает медицинский техникум и уезжает в Москву. В Москве поступает на учебу в Московскую консерваторию. В 1930 г. с отличием заканчивает обучение в Московской консерватории, спев в дипломном спектакле партию Земфиры в опере С.В. Рахманинова "Алеко".
В 1930 г. З.В. Щелокова поступает в стажерскую группу Большого театра и одновременно в "Мейстер шуле" (Школа мастерства), работавшей при Московской государственной консерватории.
В 1936 г. З.В. Щелокова переезжает в Свердловск, где ей было предложено работать солисткой радиокомитета. Через год ее имя появляется на афишах Свердловского оперного театра имени Луначарского.
Во время Великой Отечественной войны работает в оборонном театре, который был создан Всесоюзным комитетом по делам искусств для обслуживания воинских частей, госпиталей в сельскохозяйственных районах.
В 1944 г. дирекция Уральской консерватории пригласила З.В. Щелокову на должность преподавателя вокала. Вокальную кафедру в то время возглавляли профессора: доктор искусствоведческих наук Е.Е. Егоров и М.М. Уместнов. Контингент студентов состоял преимущественно из национальных кадров: якуты, буряты, башкиры, татары. В Уральской консерватории начинает работу якутская студия. В 1951 г. З.В. Щелокова командируется в Якутскую АССР для набора кадров и по просьбе правительства партийных органов руководит учебной и воспитательной работой студийцев
С 1941 г. - член Всероссийского театрального общества.
С 1948 г. - член КПСС.
В 1951 г. по итогам аттестации педагогов всех музыкальных учебных заведений РСФСР, З.В. Щелокова Министерством культуры РСФСР была включена в состав республиканской комиссии по аттестации педагогов музыкальных училищ Новосибирска, Красноярска, Омска, Томска и ряда городов Сибири и Урала.
Среди воспитанников З.В. Щелоковой: В.М. Нестягина, народная артистка РСФСР; М.А. Попова, народная артистка Якутской АССР; Н.С. Шепелева, заслуженная артистка РСФСР и Якутской АССР; А.П. Лыткина, заслуженная артистка РСФСР и Якутской АССР, лауреат V Всемирного фестиваля молодежи в Варшаве в 1955 г.; Дугар Дашиев, народный артист Бурятской АССР, лауреат конкурса вокалистов имени М.И. Глинки; Ч.Г. Шанюшкина, заслуженная артистка РСФСР и Бурятской АССР; Л.В. Белобрагина, солистка Всесоюзного радио и телевидения; А.А. Большаков, солист Академического Большого театра, народный артист РСФСР.

Документы личного происхождения Щелокова Вячеслава Ивановича поступили в 2005 году (акт № 1 приема на хранение документов личного происхождения от 28.04.2005). Фонду присвоен номер 1618.
В результате научно-технической обработки и описания в 2012 г. документы составили опись № 1 дел постоянного хранения в количестве 51 ед.хр. с № 1 по № 51 за 1924-2004 годы.
Документы в описи № 1 систематизированы по номинальному принципу по типовой схеме в соответствии с п.1.5 Методических рекомендаций "Составление архивных описей" (М., 2005).
Опись состоит из 3 разделов:
1. Документы В.И. Щелокова.
2. Документы З.В. Щелоковой (жены).
3.Документы Н.В. Щелоковой (дочери).
В описи представлены личные документы В.И. Щелокова, документы творческой, служебной и общественной деятельности В.И. Щелокова: нотные рукописи, служебная книжка красноармейца (1925 г.), зачетная книжка студента Московской государственной консерватории (1928 г.), аттестат профессора (1947 г.), афиши, программы концертов и спектаклей, благодарственные письма и грамоты, пригласительные билеты, газетные публикации, удостоверение к медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).
В делах № 9, 16, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 26, 29, 30, 31, 45, 48 имеются внутренние описи документов дел.
Научно-справочный аппарат к описи включает титульный лист, оглавление, предисловие, список сокращенных слов.
Опись составлена в соответствии с Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (М.,2007), а также Методическими рекомендациями "Составление архивных описей" (М.,2005).

Заместитель директора
по научно-методической работе И.В. Иванова
04.09.2012

Архивный шифр

Вячеслав Иванович Щёлоков биография, фото, истории - трубач, дирижёр, композитор и педагог, профессор Уральской консерватории

С 1924 года — студент Московской консерватории по классу трубы профессора М. И. Табакова. В 1928 году переходит на историко-теоретический факультет, где занимался у композитора А. В. Александрова по классу композиции.

После окончания Московской консерватории в 1931 году приезжает в Свердловск (Екатеринбург) в музыкальный техникум преподавателем по классу трубы и теоретических дисциплин.

В 1936 году после открытия Уральской государственной консерватории, он был приглашен в этот ВУЗ преподавателем по классу трубы. В консерватории Щёлоков работал на протяжении многих лет до 1975 года. В 1947 году получает звание профессора, в 1951—1953 годах назначен директор консерватории, с 1953 года — заведующий кафедрой духовых инструментов. В 1948—1952 годах. В. И. Щелоков возглавлял Уральское отделение Союза композиторов.

Вячеслав Иванович Щелоков — один из выдающихся отечественных музыкантов, чье имя признано во всем мире. Его глубоко самобытный талант проявлялся в разных сферах — в творчестве, исполнительстве, педагогике. В каждой из них он сумел оставить яркий след.

Произведения В. И. Щелокова, отличающиеся богатством и оригинальностью художественных образов, являются одними из самых репертуарных для трубачей и по сей день. Педагогические принципы мастера продолжают реализовывать его ученики, передающие эстафету профессионализма новому поколению музыкантов-трубачей.

В. И. Щелоков родился в слободе Елань Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне Волгоградская область). В 1924 г. он поступил в Московскую консерваторию в класс трубы к профессору М. И. Табакову. Композиторское дарование позволило ему в 1928 г. перейти на историко-теоретический факультет, где он занимался у известного композитора А. В. Александрова.

После окончания Московской консерватории в 1931 г. В. И. Щелоков приезжает по направлению в Свердловск. Здесь он начинает свою творческую деятельность в музыкальном техникуме преподавателем класса трубы и теоретических дисциплин.

В своем творчестве Вячеслав Иванович обращался ко многим музыкальным жанрам. Работая заведующим музыкальной частью Свердловского ТЮЗа (1939-1943), он написал музыку к более чем 20 спектаклям. Отметим также, что В. И. Щелоков писал музыку к ряду спектаклей по произведениям знаменитого уральского писателя П. П. Бажова, многолетнее творческое содружество с которым давало композитору немалую пищу для вдохновения.

Начав свой исполнительский путь трубачом духового оркестра, а впоследствии возглавляя различные оркестры, В. И. Щелоков много сочинял для таких коллективов. Это в основном вальсы, марши, один из которых был отмечен в 1930-е гг. на конкурсе маршей для Красной Армии.

Вячеслав Щелоков (труба)

В. И. Щелокову выпала историческая миссия первому в советский период создать концерт для трубы и тем самым проложить дорогу развитию этого жанра. Им было написано в разные годы десять концертов. Все они имеют непреходящую ценность для исполнителей с разной степенью профессиональной подготовки. В истории создания произведений крупной формы для трубы факт написания такого количества концертов является беспрецедентным — никто из композиторов так плодотворно не сочинял для этого инструмента.

Концерт для трубы с оркестром № 1, написанный в 1928 г., явился удачей начинающего автора. В этом же году он был исполнен в Московской консерватории Г. Орвидом. Это произведение подкупает юношеской свежестью, оптимистическим ощущением жизни.

Накопив композиторский и педагогический опыт, уже будучи зрелым музыкантом, В. И. Щелоков приступил в 1945 г. к работе над Вторым концертом для трубы с оркестром, который был закончен в 1946 г. и издан в Москве в 1950 г. Этот концерт был исполнен в Свердловске в 1947 г. М. Вагиным. Вслед за фундаментальным Вторым концертом В. И. Щелоков в 1945 г. сочинил одночастный, в лаконичной форме сонатного аллегро Концерт № 3. Это жизнеутверждающее произведение можно назвать юношеским концертом, который автор адресовал учащимся музыкальных училищ и ученикам старших классов музыкальных школ.

Новые идеи, новые стремления отражены композитором в Концерте № 4 для трубы и фортепиано в трех частях (1947). Рукописный вариант концерта хранится в библиотеке Уральской государственной консерватории. Достойно и убедительно воплощен замысел автора в одночастном Концерте № 5. Это произведение существенно отличается от предыдущих. Здесь более разнообразен тематический материал; традиционная сонатная форма используется гибко и разносторонне; естественным развитием тем характеризуется как партия солирующего инструмента, так и партия сопровождения. Концерт написан в 1955 г. и исполнен в Свердловске лауреатом международного конкурса Е. Матюшиным. Концерт № 6 был написан в 1958 г. и исполнен также Е. Матюшиным на пленуме Свердловского отделения Союза композиторов. Яркий по тематическому материалу, с оригинальными техническими находками, этот концерт может быть рекомендован как профессионалам, так и студентам.

К наиболее значительным произведениям крупной формы для трубы относится Концерт № 7. Он создан в самые зрелые годы композитора и как бы подводит итог всему, написанному им ранее. Концерт представляет интерес для трубача своим музыкальным языком, формой, новаторским использованием виртуозных возможностей инструмента. Концерт издан в 1963 г., записан на Всесоюзном радио В. Волковым и симфоническим оркестром Свердловской филармонии под управлением М. Павермана.

Произведения малой формы, как и концерты, являются важным вкладом талантливого музыканта в концертную и педагогическую литературу для трубы. Все сочинения, написанные в малой форме, можно условно разделить по степени трудности на три группы — детские, юношеские, виртуозные.

Среди выпускников В. И. Щелокова ряд блестящих исполнителей и педагогов. Это известный солист оркестра Свердловской филармонии М. П. Вагин, а также М. А. Ильфанд, заслуженный артист Белоруссии, профессор Минской консерватории В. Волков, заслуженный артист РФ, профессор УГК В. П. Ивукин, заслуженный артист России, солист оркестра Театра оперы и балета Улан-Удэ А. Тин и др.

В. И. Щелоков родился в слободе Елань Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне Волгоградская область). В 1924 г. он поступил в Московскую консерваторию в класс трубы к профессору М. И. Табакову. Композиторское дарование позволило ему в 1928 г. перейти на историко-теоретический факультет, где он занимался у известного композитора А. В. Александрова.

После окончания Московской консерватории в 1931 г. В. И. Щелоков приезжает по направлению в Свердловск. Здесь он начинает свою творческую деятельность в музыкальном техникуме преподавателем класса трубы и теоретических дисциплин.

Показать полностью Свернуть

В своем творчестве Вячеслав Иванович обращался ко многим музыкальным жанрам. Работая заведующим музыкальной частью Свердловского ТЮЗа (1939-1943), он написал музыку к более чем 20 спектаклям. Отметим также, что В. И. Щелоков писал музыку к ряду спектаклей по произведениям знаменитого уральского писателя П. П. Бажова, многолетнее творческое содружество с которым давало композитору немалую пищу для вдохновения.

Начав свой исполнительский путь трубачом духового оркестра, а впоследствии возглавляя различные оркестры, В. И. Щелоков много сочинял для таких коллективов. Это в основном вальсы, марши, один из которых был отмечен в 1930-е гг. на конкурсе маршей для Красной Армии.

В. И. Щелокову выпала историческая миссия первому в советский период создать концерт для трубы и тем самым проложить дорогу развитию этого жанра. Им было написано в разные годы десять концертов. Все они имеют непреходящую ценность для исполнителей с разной степенью профессиональной подготовки. В истории создания произведений крупной формы для трубы факт написания такого количества концертов является беспрецедентным - никто из композиторов так плодотворно не сочинял для этого инструмента.

Концерт для трубы с оркестром № 1, написанный в 1928 г., явился удачей начинающего автора. В этом же году он был исполнен в Московской консерватории Г. Орвидом. Это произведение подкупает юношеской свежестью, оптимистическим ощущением жизни.

Накопив композиторский и педагогический опыт, уже будучи зрелым музыкантом, В. И. Щелоков приступил в 1945 г. к работе над Вторым концертом для трубы с оркестром, который был закончен в 1946 г. и издан в Москве в 1950 г. Этот концерт был исполнен в Свердловске в 1947 г. М. Вагиным. Вслед за фундаментальным Вторым концертом В. И. Щелоков в 1945 г. сочинил одночастный, в лаконичной форме сонатного аллегро Концерт № 3. Это жизнеутверждающее произведение можно назвать юношеским концертом, который автор адресовал учащимся музыкальных училищ и ученикам старших классов музыкальных школ.

Новые идеи, новые стремления отражены композитором в Концерте № 4 для трубы и фортепиано в трех частях (1947). Рукописный вариант концерта хранится в библиотеке Уральской государственной консерватории. Достойно и убедительно воплощен замысел автора в одночастном Концерте № 5. Это произведение существенно отличается от предыдущих. Здесь более разнообразен тематический материал; традиционная сонатная форма используется гибко и разносторонне; естественным развитием тем характеризуется как партия солирующего инструмента, так и партия сопровождения. Концерт написан в 1955 г. и исполнен в Свердловске лауреатом международного конкурса Е. Матюшиным. Концерт № 6 был написан в 1958 г. и исполнен также Е. Матюшиным на пленуме Свердловского отделения Союза композиторов. Яркий по тематическому материалу, с оригинальными техническими находками, этот концерт может быть рекомендован как профессионалам, так и студентам.

К наиболее значительным произведениям крупной формы для трубы относится Концерт № 7. Он создан в самые зрелые годы композитора и как бы подводит итог всему, написанному им ранее. Концерт представляет интерес для трубача своим музыкальным языком, формой, новаторским использованием виртуозных возможностей инструмента. Концерт издан в 1963 г., записан на Всесоюзном радио В. Волковым и симфоническим оркестром Свердловской филармонии под управлением М. Павермана.

Произведения малой формы, как и концерты, являются важным вкладом талантливого музыканта в концертную и педагогическую литературу для трубы. Все сочинения, написанные в малой форме, можно условно разделить по степени трудности на три группы - детские, юношеские, виртуозные.

Произведения В. И. Щелокова, отличающиеся богатством и оригинальностью художественных образов, являются одними из самых репертуарных для трубачей и по сей день. Педагогические принципы мастера продолжают реализовывать его ученики, передающие эстафету профессионализма новому поколению музыкантов-трубачей.

Среди выпускников В. И. Щелокова ряд блестящих исполнителей и педагогов. Это известный солист оркестра Свердловской филармонии М. П. Вагин, а также М. А. Ильфанд, заслуженный артист Белоруссии, профессор Минской консерватории В. Волков, заслуженный артист РФ, профессор УГК В. П. Ивукин, заслуженный артист России, солист оркестра Театра оперы и балета Улан-Удэ А. Тин и др.

Детский альбом для трубы и фортепиано.

Педагогический репертуар. Детская музыкальная школа.

• Сказка - 3
• Шутка - 5
• Баллада - 9
• Маленький марш - 13
• Две пьесы из "Пианерской сюиты":
Проводы в лагерь - 16
Веселая игра - 20
• Детский концерт - 27
• Концерт № 3 - 36

Читайте также: