Воспитательные традиции христианских народов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что же представляет собой современная семья? Почему многие родители не видят в детях своей опоры и поддержки? В чем причины плохого воспитания детей сегодняшнего времени?

ВложениеРазмер
traditsii_pravoslavnogo_vospitaniya_detey_i_sovremennost.docx 25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции православного воспитания детей и современность.

Что же представляет собой современная семья? Почему многие родители не видят в детях своей опоры и поддержки? В чем причины плохого воспитания детей сегодняшнего времени?

Если раньше в семье, например, девочка воспитывалась как помощница, маленькая хозяйка, сестра, которая оденет, погуляет, позаботится о младших, пока мама занята другими делами, то с течением времени все изменилось. Так, темы рождения младенца, радость от того, что появился новый член семьи, заменяются радостью, что можно без него обойтись.

Процесс отчуждения детей от родителей, родителей от семьи сформировал два противостоящих друг другу мира – мир детей, которые не хотят взрослеть, и мир родителей, которые считают, что родительская забота сводится только к материальному обеспечению детей.

Еще совсем недавно продолжительность браков старшего поколения составляла 20–30 лет, младшего – полгода-год; количество детей в середине XX века – четыре, сейчас, как правило, один ребенок. Для современной семьи характерна крайняя неустойчивость социальных связей, смещение в ролевой структуре семьи .

В распавшихся семьях бабушки и дедушки заменяют мам, которые, в свою очередь, играют роль работниц, или пап, ушедших из семьи.

Для современных семей характерна высокая конфликтность между супружескими парами. Ориентация личности на личный успех и достижения помимо семьи, разрушение взаимных внутрисемейных ролей мужей и жен, родителей и детей и многие другие причины не способствуют укреплению семьи, ее ценность стремительно падает.

Таким образом, кризис семьи напрямую влияет на будущее поколение. Оно недополучает в большинстве своем любовь, родительскую заботу и не видит достойных примеров в своих родителях, следовательно, воспитание детей можно назвать ущербным.

Период детства — это время сложных этапов становления и развития как духовно-нравственных качеств ребенка, так и хозяйственно-общественных навыков, опыта и привычек, время приобретения знаний об окружающем мире. Причем дошкольный период отличается более активным накоплением нравственного опыта, обращением к духовным началам жизни, становлением основ самоопределения и самосознания. С первых лет жизни полноценное духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает ускорение его социального развития и гармоничное формирование его личности.

Православные традиции нашего общества создают условия для укрепления источников нравственности, а также устремления духовного начала через выражения в душе ребенка. Например, определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, для ребенка обосновывается важность того, какими путями это духовное начало будет проявляться в разные периоды детства, как развитие личности ребенка будет отражаться на его взаимодействии с социальной средой.

Все больше в обществе наступает понимание того, что без духовности, которую несет с собой Православие, нам не выжить, не обрести согласия друг с другом. Сострадание, сочувствие — рассматриваемые раньше как вечные ценности — уходят на второй план, и это болезненно отражается на развитии общества. Справедливо считает Православие, что без духовной помощи просто не обойтись. Причем следует заметить, что православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, а проблема насилия никогда не возникала так остро.

Основой духовно-нравственного воспитания на разных этапах развития является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.

Основы православной культуры и воспитания по традиции закладывались в России с самого раннего возраста. У детей формировали на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Причем православное воспитание никогда не противоречило основам светского воспитания, установленного государством через нормы и стандарты.

В воспитании российских детей общество исходит из того, что дети должны радоваться, и для радости есть особые поводы, которые следует раскрывать детям. Например, беседы о том, что есть Бог, который любит нас. Или: мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям.

По сути стоящие перед обществом проблемы духовно-нравственного воспитания можно решать в семье. Однако в настоящее время семейное воспитание, по мнению ученых, находится в стадии кризиса. В качестве причин кризиса современной семьи и семейного воспитания называются рекламирование в СМИ образцов низкопробной культуры, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

Отсюда справедливыми считаются высказывания о том, что планирование воспитательного процесса должно осуществляться через обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это, с одной стороны, повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, с другой — повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Следует учитывать, что осознанное восприятия мира начинается в среднем-старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому этот возраст считается одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. На основе сотрудничества семьи и ДОУ необходимо в этот период формировать основы для воспитания личности, стремящейся к духовному росту, доброте, способной противостоять злу.

Такого рода задачи решаются через систему духовно-нравственного воспитания, которая включает, по высказываниям экспертов, следующие направления:

во-первых, формирование потребности в здоровом образе жизни;

во-вторых, формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации и эстетическое развитие;

в-третьих, сотрудничество семьи и ДОУ, в том числе и обращение к духовно — нравственным традициям и ценностям своего народа.

Конструктивное направление рассматривается чаще всего через призму целеполагающих действий, связанных с православными традициями России:

  • воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры;
  • содействие обретению ребенком нравственного, востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия;
  • знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества;
  • снижение уровня агрессивности и повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации обучающихся.

Среди основных задач, позволяющих реализовывать целевые установки, в большинстве программ выделяют:

  • приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям и способствование повышению значения семейных ценностей, формированию гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу;
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований, а также активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей, через создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности.

Целевые и конструктивные виды работ по духовно-нравственному воспитанию детей должны соответствовать основополагающим принципам, используемым уже на протяжении ряда этапов: интегрированности, позволяющей сочетать обучение и духовно-нравственного воспитание в эстетическом, интеллектуальном, физическом развитии и трудовом воспитании; культурности, в рамках которой воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника; историчности, включающее использование местного окружения, проведение экскурсий на природу, на производство, в музеи, на концерты, в театры, храмы для накопления чувственного опыта; непрерывности и преемственности, предполагающие воспитание в семье и школе на основе длительного и последовательного сотрудничества, содействия (не заменяя, а дополняя друг друга).

Основными методами, позволяющими на альтернативной основе формировать и развивать систему духовно-нравственного воспитания детей являются, прежде всего:

Первый используется во время: чтения рассказов и сказок; наблюдений; показа сказок (самими детьми и с участием взрослых); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения развивающихся и духовно-обогащающих игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Третий метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить или нарядить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий (см. Приложение 1).

Таким образом, в комплексной программе по духовно-нравственному воспитанию с детьми необходимо выделить несколько направлений работы:

  • духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения);
  • воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы);
  • культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов);
  • нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

В комплексной программе по духовно-нравственному воспитанию детей важным аспектом считается поддержание у ребенка психологического здоровья, которое включает ряд подходов и утверждений.

Во-вторых, содействовать эмоциональному благополучию ребенка, так как в хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.

В-четвертых, помочь контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях следует обратиться к психологу.

В-пятых, помочь ребенку управлять временем. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние семейных традиций на воспитание детей"

Консультация о том, как родилась идея реализовать проект под общим названием " Семейные традиции". Как можно обединить семьи в вопросах воспитания, предоставить возможность общаться друг с другом, дел.

Семейные традиции в воспитании детей

Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но са.


консультация для родителей "Роль семейных традиций в воспитании детей"

консультация для родителей.


Семейные традиции в воспитании детей

Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но самой бо.


СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Семейные традиции в воспитании детей Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, вл.


Рабочая программа развития системы духовно - нравстевнного образования и воспитания (православного воспитания) детей дошкольного возраста "Лучики добра и света"

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для.

Важность введения основ православной культуры в детском саду вызвана необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования, т.к. с 2012 г. во всех школах России введен новы.

Дети - воплощение любви, отрада родителей и украшение жизни. От их здравия и всестороннего благополучия зависит будущее общества, в котором они живут, зависит завтрашний день народов, культур, к которым они относятся. Для поиска причин сегодняшних общественных и социальных потрясений нужно проанализировать историю двадцати-тридцати летней давности. Истинно прогрессивное общество, которое беспокоится о завтрашнем дне, помимо решения различных насущных проблем и забот, должно изыскивать значительные средства и ресурсы на воспитание и образование будущих поколений. Тех, кто через некоторое количество лет сформирует основу его в различных областях и структурах, взяв бразды правления в свои руки. В противном случае, дети не получат должного воспитания и образования или же получат, но из рук других людей, что приведет к постепенному и неизбежному разрушению устоев общества, государства или к его идеологическому порабощению другой цивилизацией.

Крайне важно воспитать в подрастающем поколении человечность. Иначе завтра общество превратится в “культурных” дикарей и животных, пожирающих и притесняющих друг друга ради добычи очередного “куска хлеба с маслом или без”, ради новой, красочно оформленной порции “хлеба и зрелищ”.

Цель реферата - рассмотреть традиции воспитания христиан и мусульман.

1. Воспитательные традиции христианских народов

Идеал педагогики -- любовь. Вера и благочестие -- основание нравственного воспитания детей. Учение Православия поразительно тем, что не содержит в себе никаких воспитательных “методов” или “рецептов”. Оно эти рецепты решительно применяет, причем, в первую очередь -- к самому воспитателю. Оно упражняет и “ставит” сначала душу наставника, чтобы тот потом смог любовью и верой проникнуть в жизнь своих подопечных и увидеть для каждого самые верные, самые естественные педагогические решения.

Идеал педагогики Православия: не рассудком искать воспитательных правил и алгоритмов, но самому становиться добрым воспитанником Бога Отца и учеником Христовым и так полнее и правильнее совершать все, доверенное от Бога.

В традиционном подходе к воспитанию педагогическая дисциплина чаще всего имеет репрессивный характер. Как это выглядит? Взрослые, живя собственной жизнью, отдельной от жизни детей, знакомят последних с правилами и нормами, которые нельзя нарушать, а затем, время от времени, контролируют их поведение. Если запрет все же нарушен, применяется наказание, имеющее целью вернуть ребенка в русло предписанного ему порядка. Когда же ребенок упорствует, наказание повторяется, усиливается, пока не подавит его своеволие.

Нельзя не заметить и других недостатков этой системы: во-первых, родительская воля сама может быть не вполне совершенна. Во-вторых, правовые запреты и репрессии ограничивают только свободу внешнюю, тогда как внутренне ребенок может совсем не раскаиваться, а по-прежнему упорствовать в своем мнении; в-третьих, постоянный “дисциплинарный пресс” деформирует личность и не дает ей возможности правильно и естественно развиваться. Альфред Адлер отмечал: “Если ребенок лжет, нужно искать сурового родителя. Много раз правда оказывалась для ребенка опаснее лжи, и он отдал ей предпочтение”.

Удивительно, но и либеральный, и авторитарный тип воспитания, в конце концов, сходятся между собою. Оба подхода, в принципе, служат одному и тому же: оберегают “право” взрослого на существование, свободное от ребенка.

Все прочее, что способны предложить обществу педагогические умы, -- это какие-нибудь компромиссные, промежуточные варианты “умеренной строгости” или “подобающей любви”, которые говорят: наказывайте, но только немного; любите, но так, чтобы не все спускать с рук. Утрачен сам смысл любви, которая не ищет своего, но пользы другого, и готова в любой момент, если потребуется, для пользы детской души, а не из обиды и раздражения, применить или строгость или, напротив, войти в положение, без надрыва и сетования пожертвовав своим временем, делами, желаниями, планами.

Как откровение, как глоток свежего воздуха, как манна небесная, звучат простые и утешительные слова св. Тихона Задонского: “Любовь сыщет слова, нужные для наставления”. Или другие строчки, принадлежащие св. Иоанну Златоусту: “Ничто не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым”.

Крайне тяжелы сейчас условия христианского воспитания детей родителями-христианами в окружающем нас мире, в мире прелюбодейном и грешном (Мк. 8, 38). Крайне усложнилась жизнь людей, а вместе с нею и условия воспитания детей. Дети с самого раннего детства подвергаются худому влиянию окружающей среды чрез развращенных сверстников и взрослых, чрез телевидение, кинематограф и литературу, через худых наставников и многое другое.

Совершенное дитя -- от совершенного брака. “Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством”. В этом изречении западного мыслителя есть большая доля правды.

Цель семьи -- рождение и воспитание детей; никакие успехи родителей в профессиональной деятельности не искупят грехов в воспитании собственных детей. Совершенное дитя только от совершенного брака.

Но теперь редко встречаются многодетные семьи. Обычно -- один-два ребенка. А если больше -- то ропот и жалобы, ребенок оказывается “лишним”. Бьют тревогу демографы: рост населения почти прекратился. Моралисты еще более озабочены: налицо грозные признаки нравственного упадка общества.

В чем же причина этих темных сторон в семейной жизни нашего народа? Что доводит людей до такого ожесточения и безумия, когда они становятся даже убийцами собственных детей еще в утробе, не дав им увидеть света Божия? Нельзя сказать, что вся причина в бедности, в материальных трудностях жизни. Наши предки жили куда беднее нашего, но они твердо верили, что Бог не оставит их без помощи в самой крайней нужде и бедности. “Даст Бог детей, даст и на детей” -- это неопровержимая и опытом подтверждаемая истина. И не наказание ли это Божие, когда “одночадные” родители оба работают в поте лица и с трудом могут прокормить единственное свое чадо?

Конечно, на снижении рождаемости, несомненно, сказываются социальные, производственно-экономические и бытовые условия жизни людей, а также до крайности доведенная так называемая эмансипация женщины. Но все же главная причина не в этом. Ибо такое явление наблюдается и в материально обеспеченных семьях.

Подвиг самоотвержения. Главная причина -- неверие в Бога, крайнее себялюбие, упадок нравственности, чрезмерная привязанность к мирской суете и удовольствиям, стремление к спокойствию и удобствам. Большинство людей забывает, а многие и не ведают вовсе о том, что земная жизнь вследствие греховности людей не может быть чем-либо иным, как трудом, постоянным подвигом самоотвержения и смирения, терпения скорбей и лишений ради достижения чистоты и святости, ради Царствия Божия, ради будущей блаженной жизни. Потеряно правильное понятие о том, что такое земная жизнь, забыта и отвергнута уверенность, что после нее наступит другая, вечная жизнь; и вот счастья и радости стали люди искать только на земле.

По словам Златоуста, родители, которые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, суть “детоубийцы”. “Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, -- говорит он, -- бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души”.

Если бы у нас было надлежащее воспитание, то не было бы такой преступности среди подростков и юношества. “Если бы родители, -- говорит Златоуст, -- тщательно воспитывали своих собственных детей (в благочестии и благонравии), то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни мщений, ни наказаний и публичных казней. Но так как мы не заботимся о них, то и подвергаем их большему злу, и предаем в руки палачей, и постоянно толкаем в пропасть”.

Без веры нет нравственности. Известный русский педагог К.Д. Ушинский говорит: “Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая -- безголовый урод и деятельность без цели”.

Нам надо твердо помнить, что без веры (религии) и благочестия не может быть устойчивой и доброй нравственности. Без веры и благочестия все нравственные уроки родителей бессильны и непрочны. Где нет веры и благочестия и любви ко Христу Спасителю, не может быть продолжения и развития нравственной жизни, как в ветви, отсеченной от дерева; а где нет такой жизни, там не может быть и плодов ее (Ин. 15, 1-5).

По словам Златоуста, учение через поступки и жизнь есть самое лучшее учение. Дела говорят сильнее слов, и добрый пример бывает лучше всякого поучения. И обратно, если дитя видит худой пример со стороны родителей, не ждите плода от добрых наставлений -- пример все погубит. Неопытное дитя идет по следам своих воспитателей. Таково свойство детской души, в которой еще не развита деятельность мысли, а действует одна лишь память и чувственная наблюдательность.

Дети -- зеркало родителей. Вот почему родители должны “свято ходить пред очами чад своих”, блюсти себя, чтобы чем-либо во взаимных отношениях и отношениях с ближними -- словом или делом -- не подать худого примера своим детям. И если дети будут видеть в своих родителях грубость в словах и во взаимных отношениях, упрямство, неуступчивость, сварливость, гневливость, ложь, нескромность, то, по подражанию, они сами станут такими же в обращении со своими сверстниками, а потом, в дальнейшей жизни, и с окружающими людьми, и со своими родителями.

“Ваш пример, отцы и матери, -- говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), -- ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердца. Не говорите ребенку неправду, и он будет стыдиться лжи. Если упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьете воздух. Вы учите сына страху Божию, а сами клянетесь без нужды и с забвением Бога правды: поверьте, наставление ваше пропадет без плода”.

“Вы воспитываете ребенка, -- пишет известный педагог А.С. Макаренко, -- в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами -- все это имеет для ребенка большое значение”.

2. Воспитательные традиции мусульман

В мусульманской семье воспитание детей является одной из главных ее составляющих. Оно включает в себя не только хорошее образование. Образование - лишь часть культуры воспитания, касающаяся жизненных познаний ребенка и обращенная к его разуму.

Воспитание - это постепенное, шаг за шагом, развитие ребенка, ведущее его к полноценности и совершенству. Включает оно в себя материальную, физическую, интеллектуальную, моральную, духовную, персональную и общественную стороны.

Пророк Мухаммад говорил: “Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать, родитель своему ребенку - это хорошее воспитание”; “Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом”; “То, что Всевышний направит на правильный путь кого-то посредством тебя [о человек, а в первую очередь - о родитель(!), уделяющий должное внимание воспитанию своего чада], лучше всего [всех богатств и ценностей], над которыми восходит и заходит солнце. [То есть это выше по ценности и значимости пред Всевышним, чем все мирские богатства и сокровища]”; “Для отца воспитание ребенка более значимо и ценно, чем ежедневная выплата весомой милостыни.

Имам аль-Газали, с учетом многих аятов и хадисов, сказал: “Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети - это временно вверенное Всевышним родителям, за что им держать ответ пред Ним.

Сердце ребенка при рождении лишено каких-либо отпечатков жизни, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет к злу и будет оставлен без внимания, подобно животному, то он будет несчастен, погибнет, и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его”.

1. Постепенно обучать основам веры.

2. Разъяснять ценность и значимость Священного Корана для мусульман и людей в целом.

3. Любовь и уважение к заключительному Божьему Посланнику, Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).

4. C раннего детства учить коротким сурам и молитвам-ду`а, например, читая последние три суры Священного Корана ребенку перед сном.

Также важно поспособствовать тому, чтобы ребенок уже с раннего детства выучил первую суру Корана со знанием ее смысла (или хотя бы перевода). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил, что самой величественной сурой Корана является сура “аль-Фатиха” (Открывающая), и в ней - весь Коран. Этим Пророк подчеркнул особую значимость смысла этой суры, чтения ее и воздаяния (саваба) за это.

У любого мусульманина должна быть связь со Священным Писанием на уровне души, сознания и фактических устремлений. Это станет (по милости Всевышнего) одним их гарантов благополучия его в мирской обители и вечной. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Наилучший из вас тот, кто обучился Корану [научился читать его, изучает и понимает его] и передает эти знания другим”.

Морально-нравственное воспитание поможет ребенку, юноше (девушке), мужчине (женщине) стать мудрыми на уровне души, чувств. Оно формирует понимание необходимости гармоничного сосуществования с представителями различных цивилизаций и культур, сохраняя при этом чувство достоинства, свою религиозную специфику, позитивный национальный менталитет и индивидуальность.

Мудрость веков гласит: “В здоровом теле - здоровый дух”. Работать над телосложением, осанкой, уделять должное внимание физическому развитию ребенка важно и ответственно. Ведь Всевышний Творец заложил в человеке огромный потенциал, в том числе и физический, который нужно постепенно раскрывать с именем Его и мольбой о благословении. В Священном Коране сказано: “Воистину, Мы сотворили человека в наилучшей форме (наилучшим образом, в самых подходящих пропорциях”.

Постепенно необходимо подводить ребенка к основам религиозной практики. Конечно же, родители должны быть в этом фактическим примером для своего ребенка.

Основными постулатами в религиозной практике мусульманина является:

1. Проговаривание свидетельства, что нет бога кроме Единого и Единственного Творца, и что Мухаммад - Его раб и Посланник.

Безусловно, лучше, если ребенок с раннего детства научится и будет периодически повторять эти слова на языке оригинала: ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан `абдуху ва расуулюх.

2. Совершение ежедневной пятикратной обязательной молитвы.

3. Соблюдение поста раз в году в месяц Рамадан.

4. Выплата закята.

5. Совершение паломничества в Мекку хотя бы раз в жизни. И это обязательно только при наличии финансовых возможностей.

О последних двух пунктах ребенок должен иметь общее представление.

Очень важным и ценным для ребенка, чему должны постараться научить его родители, является умение давать отчет своим делам и поступкам. Этому первым делом должны научиться сами родители. Тогда процесс обучения будет прост и эффективен.

Основные чувственно-эмоциональные принципы взаимодействия родителей и детей:

1. Выражение лица. Максимально доброжелательное, теплое, приветливое, нераздраженное.

2. Тон голоса. В любых ситуациях в разговоре с ребенком - предельно теплый, нераздраженный.

3. Стараться: не говорить со злой иронией и насмешкой; не делать постоянных замечаний, особенно мелочных; не торопить и не подгонять ребенка; не давать ребенку чувствовать себя плохим.

4. Помните: от вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приголубить, приласкать.

“Согласно данным генетики, в детях сочетаются, взаимодействуют 24 отцовских и 24 материнских хромосомы. В этих 48 хромосомах заложено все, что определяет наследственность.

И если справедливо, что характер человека определяет его судьбу, то, без сомнения, никто другой в такой мере не создает судьбы ребенка, как мать, которая пробуждает и формирует в нем первые знания, первые чувства и первые желания.

Помните, ваш ребенок не является вашей копией. С раннего детства он может иметь чувства и влечения, которых нет у вас… Но нравственное чувство при всех условиях должно служить средоточием, чтобы обуславливать высшую гармонию, какая возможна для человеческой души - веру.

Вспомните жизнь ваших родителей. Может, вам в детстве тоже хотелось чуда, а родители были заняты сами собой, своими отношениями и зарабатыванием денег. Не повторяйте этих ошибок!

Как же преодолеть тоску и самореализоваться? Ваши дети помогут вам в этом. Уделяйте им больше времени и внимания, они так нуждаются в вас. Забота о детях не только отвлекает нас от беспокойства о себе, но и дает возможность получить массу радостей в жизни”.

“Немалого в воспитании детей можно добиться строгостью, многого - любовью, но больше всего - знанием дела и справедливостью, невзирая на лица”.

Мировые конфессии призывают не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям. Все беды, ошибки в воспитании ребенка заключаются не в принадлежности к той или иной религии, а в окружении ребенка - семьи, детского сада, школы, двора.

Подчеркнем, что формирование внутреннего духовного мира ребенка начинается с создания семьи - его отца и матери. Сама обстановка в семье верующих создает определенные условия для религиозного воспитания ребенка. Чем это мотивируется? Соблюдением обрядов: молений, отношениями между родителями, между старшими и младшими, отношением к окружающим. Все это создает определенный фундамент для формирования детского мировоззрения и его дальнейшего развития как личности.

Прививать любовь к религии надо как можно раньше, ведь молиться можно везде.

Список литературы

1. Аляутдинов Ш. От темы к теме. Москва: Поли пейпер, 2004, с. 293-306.

2. Бенилова С. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. Москва: Прометей, 2002, с. 5, 6.

Дети – воплощение любви, отрада родителей и украшение жизни. От их здравия и всестороннего благополучия зависит будущее общества, в котором они живут, зависит завтрашний день народов, культур, к которым они относятся. Для поиска причин сегодняшних общественных и социальных потрясений нужно проанализировать историю двадцати-тридцати летней давности. Истинно прогрессивное общество, которое беспокоится о завтрашнем дне, помимо решения различных насущных проблем и забот, должно изыскивать значительные средства и ресурсы на воспитание и образование будущих поколений. Тех, кто через некоторое количество лет сформирует основу его в различных областях и структурах, взяв бразды правления в свои руки. В противном случае, дети не получат должного воспитания и образования или же получат, но из рук других людей, что приведет к постепенному и неизбежному разрушению устоев общества, государства или к его идеологическому порабощению другой цивилизацией.

Крайне важно воспитать в подрастающем поколении человечность. Иначе завтра общество превратится в “культурных” дикарей и животных, пожирающих и притесняющих друг друга ради добычи очередного “куска хлеба с маслом или без”, ради новой, красочно оформленной порции “хлеба и зрелищ”.

Цель реферата – рассмотреть традиции воспитания христиан и мусульман.

Воспитательные традиции христианских народов

Идеал педагогики — любовь. Вера и благочестие — основание нравственного воспитания детей. Учение Православия поразительно тем, что не содержит в себе никаких воспитательных “методов” или “рецептов”. Оно эти рецепты решительно применяет, причем, в первую очередь — к самому воспитателю. Оно упражняет и “ставит” сначала душу наставника, чтобы тот потом смог любовью и верой проникнуть в жизнь своих подопечных и увидеть для каждого самые верные, самые естественные педагогические решения.

Идеал педагогики Православия: не рассудком искать воспитательных правил и алгоритмов, но самому становиться добрым воспитанником Бога Отца и учеником Христовым и так полнее и правильнее совершать все, доверенное от Бога.

В традиционном подходе к воспитанию педагогическая дисциплина чаще всего имеет репрессивный характер. Как это выглядит? Взрослые, живя собственной жизнью, отдельной от жизни детей, знакомят последних с правилами и нормами, которые нельзя нарушать, а затем, время от времени, контролируют их поведение. Если запрет все же нарушен, применяется наказание, имеющее целью вернуть ребенка в русло предписанного ему порядка. Когда же ребенок упорствует, наказание повторяется, усиливается, пока не подавит его своеволие.

Нельзя не заметить и других недостатков этой системы: во-первых, родительская воля сама может быть не вполне совершенна. Во-вторых, правовые запреты и репрессии ограничивают только свободу внешнюю, тогда как внутренне ребенок может совсем не раскаиваться, а по-прежнему упорствовать в своем мнении; в-третьих, постоянный “дисциплинарный пресс” деформирует личность и не дает ей возможности правильно и естественно развиваться. Альфред Адлер отмечал: “Если ребенок лжет, нужно искать сурового родителя. Много раз правда оказывалась для ребенка опаснее лжи, и он отдал ей предпочтение”.

Удивительно, но и либеральный, и авторитарный тип воспитания, в конце концов, сходятся между собою. Оба подхода, в принципе, служат одному и тому же: оберегают “право” взрослого на существование, свободное от ребенка.

Все прочее, что способны предложить обществу педагогические умы, — это какие-нибудь компромиссные, промежуточные варианты “умеренной строгости” или “подобающей любви”, которые говорят: наказывайте, но только немного; любите, но так, чтобы не все спускать с рук. Утрачен сам смысл любви, которая не ищет своего, но пользы другого, и готова в любой момент, если потребуется, для пользы детской души, а не из обиды и раздражения, применить или строгость или, напротив, войти в положение, без надрыва и сетования пожертвовав своим временем, делами, желаниями, планами.

Как откровение, как глоток свежего воздуха, как манна небесная, звучат простые и утешительные слова св. Тихона Задонского: “Любовь сыщет слова, нужные для наставления”. Или другие строчки, принадлежащие св. Иоанну Златоусту: “Ничто не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым”.

Крайне тяжелы сейчас условия христианского воспитания детей родителями-христианами в окружающем нас мире, в мире прелюбодейном и грешном (Мк. 8, 38). Крайне усложнилась жизнь людей, а вместе с нею и условия воспитания детей. Дети с самого раннего детства подвергаются худому влиянию окружающей среды чрез развращенных сверстников и взрослых, чрез телевидение, кинематограф и литературу, через худых наставников и многое другое.

Совершенное дитя — от совершенного брака. “Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством”. В этом изречении западного мыслителя есть большая доля правды.

Цель семьи — рождение и воспитание детей; никакие успехи родителей в профессиональной деятельности не искупят грехов в воспитании собственных детей. Совершенное дитя только от совершенного брака.

Но теперь редко встречаются многодетные семьи. Обычно — один-два ребенка. А если больше — то ропот и жалобы, ребенок оказывается “лишним”. Бьют тревогу демографы: рост населения почти прекратился. Моралисты еще более озабочены: налицо грозные признаки нравственного упадка общества.

В чем же причина этих темных сторон в семейной жизни нашего народа? Что доводит людей до такого ожесточения и безумия, когда они становятся даже убийцами собственных детей еще в утробе, не дав им увидеть света Божия? Нельзя сказать, что вся причина в бедности, в материальных трудностях жизни. Наши предки жили куда беднее нашего, но они твердо верили, что Бог не оставит их без помощи в самой крайней нужде и бедности. “Даст Бог детей, даст и на детей” — это неопровержимая и опытом подтверждаемая истина. И не наказание ли это Божие, когда “одночадные” родители оба работают в поте лица и с трудом могут прокормить единственное свое чадо?

Конечно, на снижении рождаемости, несомненно, сказываются социальные, производственно-экономические и бытовые условия жизни людей, а также до крайности доведенная так называемая эмансипация женщины. Но все же главная причина не в этом. Ибо такое явление наблюдается и в материально обеспеченных семьях.

Подвиг самоотвержения. Главная причина — неверие в Бога, крайнее себялюбие, упадок нравственности, чрезмерная привязанность к мирской суете и удовольствиям, стремление к спокойствию и удобствам. Большинство людей забывает, а многие и не ведают вовсе о том, что земная жизнь вследствие греховности людей не может быть чем-либо иным, как трудом, постоянным подвигом самоотвержения и смирения, терпения скорбей и лишений ради достижения чистоты и святости, ради Царствия Божия, ради будущей блаженной жизни. Потеряно правильное понятие о том, что такое земная жизнь, забыта и отвергнута уверенность, что после нее наступит другая, вечная жизнь; и вот счастья и радости стали люди искать только на земле.

По словам Златоуста, родители, которые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, суть “детоубийцы”. “Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, — говорит он, — бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души”.

Если бы у нас было надлежащее воспитание, то не было бы такой преступности среди подростков и юношества. “Если бы родители, — говорит Златоуст, — тщательно воспитывали своих собственных детей (в благочестии и благонравии), то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни мщений, ни наказаний и публичных казней. Но так как мы не заботимся о них, то и подвергаем их большему злу, и предаем в руки палачей, и постоянно толкаем в пропасть”.

Без веры нет нравственности. Известный русский педагог К.Д. Ушинский говорит: “Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели”.

Нам надо твердо помнить, что без веры (религии) и благочестия не может быть устойчивой и доброй нравственности. Без веры и благочестия все нравственные уроки родителей бессильны и непрочны. Где нет веры и благочестия и любви ко Христу Спасителю, не может быть продолжения и развития нравственной жизни, как в ветви, отсеченной от дерева; а где нет такой жизни, там не может быть и плодов ее (Ин. 15, 1–5).

По словам Златоуста, учение через поступки и жизнь есть самое лучшее учение. Дела говорят сильнее слов, и добрый пример бывает лучше всякого поучения. И обратно, если дитя видит худой пример со стороны родителей, не ждите плода от добрых наставлений — пример все погубит. Неопытное дитя идет по следам своих воспитателей. Таково свойство детской души, в которой еще не развита деятельность мысли, а действует одна лишь память и чувственная наблюдательность.

Дети — зеркало родителей. Вот почему родители должны “свято ходить пред очами чад своих”, блюсти себя, чтобы чем-либо во взаимных отношениях и отношениях с ближними — словом или делом — не подать худого примера своим детям. И если дети будут видеть в своих родителях грубость в словах и во взаимных отношениях, упрямство, неуступчивость, сварливость, гневливость, ложь, нескромность, то, по подражанию, они сами станут такими же в обращении со своими сверстниками, а потом, в дальнейшей жизни, и с окружающими людьми, и со своими родителями.

“Ваш пример, отцы и матери, — говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), — ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердца. Не говорите ребенку неправду, и он будет стыдиться лжи. Если упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьете воздух. Вы учите сына страху Божию, а сами клянетесь без нужды и с забвением Бога правды: поверьте, наставление ваше пропадет без плода”.

“Вы воспитываете ребенка, — пишет известный педагог А.С. Макаренко, — в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами — все это имеет для ребенка большое значение”.

В восточных провинциях Римской империи в I в. н.э. возникают ран­нехристианские общины, отражав­шие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход мессии, спасителя. Христианская идея воздаяния внушала мысль об обретении счастья в царстве небесном.

Для христианских общин были характерны забота о ду­ховности личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Уже ранние христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания, отражая интересы обездоленной части населения Римской империи. Они боролись за идею равенства, отказывались от собственности, выказывали глубокое уважение к труду.

В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римс­кой империи прежде всего за отказ признавать божествен­ность императоров. Удаляясь от развращенного, с их точки зрения, общества, они выработали новый идеал человека.




В первых веках нашей эры сохранялась практика воспита­ния и книжного научения странствующими учителями, те­перь уже христианами. Сам Иисус Христос также являлся как бы странствующим учителем, чья задача состояла в про­поведи нового учения о человеке и Боге. Некоторые из стран­ствующих учителей становились школьными преподавателя­ми. Так, в деяниях апостолов упоминается, что Павел, из­гнанный из молитвенного дома в Эфесе, стал учить в школе.

В книге Климента Александрийского нарисован образ пе­дагога, который ведет юношей по пути добра и в активном диалоге закладывает основы постижения истины. Пример жизни педагога – образец для подражания воспитанникам.

Таким образом, к концу Римской империи начала скла­дываться принципиально новая форма воспитания – хрис­тианское воспитание. Для него были характерны особое вни­мание к личности человека, его душе; приоритет веры над знанием, наукой; понимание обучения Священному писа­нию как богоугодного дела; неразрывная связь образования с нравственным воспитанием; осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудово­го воспитания.

В восточных провинциях Римской империи в I в. н.э. возникают ран­нехристианские общины, отражав­шие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход мессии, спасителя. Христианская идея воздаяния внушала мысль об обретении счастья в царстве небесном.

Для христианских общин были характерны забота о ду­ховности личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Уже ранние христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания, отражая интересы обездоленной части населения Римской империи. Они боролись за идею равенства, отказывались от собственности, выказывали глубокое уважение к труду.

В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римс­кой империи прежде всего за отказ признавать божествен­ность императоров. Удаляясь от развращенного, с их точки зрения, общества, они выработали новый идеал человека.

В первых веках нашей эры сохранялась практика воспита­ния и книжного научения странствующими учителями, те­перь уже христианами. Сам Иисус Христос также являлся как бы странствующим учителем, чья задача состояла в про­поведи нового учения о человеке и Боге. Некоторые из стран­ствующих учителей становились школьными преподавателя­ми. Так, в деяниях апостолов упоминается, что Павел, из­гнанный из молитвенного дома в Эфесе, стал учить в школе.

В книге Климента Александрийского нарисован образ пе­дагога, который ведет юношей по пути добра и в активном диалоге закладывает основы постижения истины. Пример жизни педагога – образец для подражания воспитанникам.

Таким образом, к концу Римской империи начала скла­дываться принципиально новая форма воспитания – хрис­тианское воспитание. Для него были характерны особое вни­мание к личности человека, его душе; приоритет веры над знанием, наукой; понимание обучения Священному писа­нию как богоугодного дела; неразрывная связь образования с нравственным воспитанием; осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудово­го воспитания.

Читайте также: