Взаимоотношения волжской булгарии с золотой ордой кратко

Обновлено: 04.07.2024

Правителям Великого Улуса подчинялись обширные территории от Дуная до Иртыша, населенные как кочевыми, так и оседлыми этносами. На юге их владения достигали Хорезма и Дербента, а на севере - Прикамья.

Наиболее крупными ордынскими городами были - Хорезм, Сыгнак, Сайран, Яркенд, Дженд, Сарай, Маджар, Азак, Акчакерман, Болгар, Сибирь, Ибирь, Дашкирд, Чулыман.

В состав Великого Улуса входили близлежащие к Волжской Булгарии земли мордвы, удмуртов (вотяков), марийцев (черемисов) и чувашей . Они самоуправлялись своими родовыми общинами, платившими дань монгольским наместникам.

Таким образом, Волжская Булгария была полностью окружена золотоордынскими владениями.

Сама Волжская Булгария была разделена на эмираты:

  1. Булгарское
  2. Джукетауское
  3. Керменчукское
  4. Казанское

Правили в них эмиры-джучиды, которые постепенно смешивались со старой булгарской знатью.

Волжская Булгария с ее городами Булгар, Кашан, Керменчук, Джукетау, Биляр, Казань была одним из торгово-ремесленических центров Золотой Орды.

В городе Булгар находилась ставка самого Бату-хана . В это время, происходит возрождение городского хозяйства городов Булгарии, разрушенных во время монгольского нашествия. Они снова превращаются в значимые и крупные города Европы. В них выстраиваются бани, каменные здания, мечети, улицы мостятся булыжником, имеется водопровод и канализация, а ремесленники возрождают кустарное производство изделий, которые так ценились прежде в Европе и Азии.

Бо́лгар (Бу́лгар, тат. Болгар, чуваш. Пӑлха́р) — город в России, в юго-западной части Республики Татарстан. Административный центр Спасского района. Город Болгар вместе с близлежащим селом Болгары образует городское поселение город Болгар, которое охватывает территорию древнего города Булгара — столицы средневековой Волжской Булгарии и Золотой Орды- Википедия.

Бо́лгар (Бу́лгар, тат. Болгар, чуваш. Пӑлха́р) — город в России, в юго-западной части Республики Татарстан. Административный центр Спасского района. Город Болгар вместе с близлежащим селом Болгары образует городское поселение город Болгар, которое охватывает территорию древнего города Булгара — столицы средневековой Волжской Булгарии и Золотой Орды- Википедия.

Только с переносом ставки в Сарай, булгарские города потеряли свое политическое значение, но остались важными торговыми центрами Великого Улуса.

Статьи из цикла "История татар"

1 . Основные теории происхождения татар

2 . Татары и тюрки - в чем их культурная и историческая связь

3 . Булгары и хазары, как предтеча современных татар

4 . Язык и вера булгар. Как это отразилось на формирование татарского этноса

5 . Татары, Кимаки и Кыпчаки. Или, как кипчаки повлияли на формирование этнонима татар

Итоги последствия монгольского нашествия. В результате монгольских завоеваний Волжская Булгария перестала существовать как самостоятельное государство. Она потеряла свою независимость и полностью вошла в состав Золотой Орды в качестве одного из ее улусов. Народы Булгарии превратились в данников монгольских ханов, (размер дани составлял около одной трети собранного урожая или дохода). Булгарские князья, как и русские, получали от золотоордынских ханов ярлыки на княжение и были лишены возможности, действовать самостоятельно.

Восстановление разрушенного хозяйства. Жизнь, однако, продолжалась. Из старых городских центров заново отстраивается Болгар на Волге; возрождаются Джукетау, Биляр, Сувар, но уже все на новом месте и без укреплений, которые монгольские ханы вообще запре­тили возводить на завоеванных землях. В Болгаре начинается выпуск самых первых ордынских монет. Известны также монеты Биляра, чеканенные в конце XIII в. В предкамских районах возникают новые поселения и получают дальнейшее развитие старые Казань, Чаллы, Кирмень, Алабуга, Урмат на Казанке.

Общее же число поселений заметно сократилось по сравнению с домонгольским периодом. Городов также стало меньше. Некоторые из них достигли в XIV столетии настоящего расцвета. Они стали значительными центрами ремесла и торговли.

В этих поселениях жили в основном те же булгары, что и раньше. Однако в них поселяются и выходцы с юга. Это были преимущественно кыпчаки, которые небольшими группами начали приходить в Булгарию еще в предмонгольское время.

Болгар в золотоордынское время. В один из крупнейших городов Золотой Орды превратился Болгар. Период бурного расцвета его приходится на время правления Узбека. В городе возникают все новые и новые ремесленные слободы, занимаемая им территория увеличивается почти в 10 раз.

Упрочилось положение Болгара как торгового центра. Находившийся на северной окраине Золотой Орды, он по-прежнему контролировал водные и караванные пути между странами Европы и Азии, вел торговлю с русскими княжествами, Средней Азией, Кавказом, Китаем, Индией, Византией, Аравией и другими государствами. Во время раскопов археологи находят много монет, чеканенных не только в булгарских и других золотоордынских городах, но и привезенных из Индии и Китая. Иностранные купцы подолгу жили в Болгаре. Здесь была, например, торговая слобода армян, построившиххристианскую церковь. Недалеко от города располагалась обширная слобода русских купцов.

Много замечательных сооружений оставили после себя булгарские строители. Даже в XVIII в. можно было увидеть в Болгаре развалины около 70 зданий, построенных их руками.

В конце XIII в. на центральной площади города началось строительство Ханской или Соборной мечети из камня. Высота мечети, изнутри отделанной майоликовыми и изразцовыми плитами, доходила до 34 метров. Неподалеку возвышался 26-метровый минарет. В начале XIV в. углы здания были дополнительно укреплены высокими башнями. Мечеть, таким образом, стала не только культовым зданием, но местом укрытия жителей в случае военной опасности. В центре города находились и каменные гробницы (мавзолеи), где хоронили булгарских ханов и людей высшего сословия.




Булгарские бани использовались не только для мытья. Они служили своеобразным местом общения и отдыха. Здесь люди вели различные беседы, спорили, играли в шахматы и шашки, лакомились вкусной пищей и напитками.

Хорошо сохранился до наших дней Малый минарет — еще один архитектурный памятник булгар времен Золотой Орды. Соседняя мечеть уже давно разрушилась. Сейчас 19-метровый минарет одиноко возвышается посреди древнего кладбища знати рядом с ханской усыпальницей.

Таким образом, Булгарские земли находились в составе Улуса Джучи целых два века. Это были не самые лучшие времена в булгарской истории: государственность была уничтожена, сотни сел и городов лежали в развалинах, экономике страны был нанесен тяжелый урон. Расцвет Булгарского улуса, начавшийся, как и в Улусе Джучи в целом, во второй половине XIII в., продолжался недолго. Беспрерывные феодальные усобицы расшатывали основы государства, привели к развалу его экономики и самой страны. Вместе с тем история Золотой Орды стала частью истории татарского народа, других народов Среднего Поволжья.

Вопросы и задания

1. Как изменилось положение Волжской Булгарии после событий 1236 г.? Сравните его с положением русских княжеств после нашествия Батыя. 2. Являлись ли булгарские князья самостоятельными правителями? Аргументируйте свой ответ. 3. Расскажите о попытках булгар вновь обрести независимость. 4. В какие районы перемещается значительная часть населения Булгарии после монгольского завоевания? 5. В чем еще вы­ражались последствия нашествия монголов на земли бул­гар? 6. Расскажите о том, как в Булгарии восстанавливалось разрушенное хозяйство. 7. Опишите экономическую жизнь Болгара. 8. Чем можно объяснить упадок этого города во второй половине XIV столетия? 9. О каких архитектурных памятниках Булгарии золотоордынского времени вам известно и что именно? О чем рассказывают эти памятники?

Итоги последствия монгольского нашествия. В результате монгольских завоеваний Волжская Булгария перестала существовать как самостоятельное государство. Она потеряла свою независимость и полностью вошла в состав Золотой Орды в качестве одного из ее улусов. Народы Булгарии превратились в данников монгольских ханов, (размер дани составлял около одной трети собранного урожая или дохода). Булгарские князья, как и русские, получали от золотоордынских ханов ярлыки на княжение и были лишены возможности, действовать самостоятельно.

Восстановление разрушенного хозяйства. Жизнь, однако, продолжалась. Из старых городских центров заново отстраивается Болгар на Волге; возрождаются Джукетау, Биляр, Сувар, но уже все на новом месте и без укреплений, которые монгольские ханы вообще запре­тили возводить на завоеванных землях. В Болгаре начинается выпуск самых первых ордынских монет. Известны также монеты Биляра, чеканенные в конце XIII в. В предкамских районах возникают новые поселения и получают дальнейшее развитие старые Казань, Чаллы, Кирмень, Алабуга, Урмат на Казанке.

Общее же число поселений заметно сократилось по сравнению с домонгольским периодом. Городов также стало меньше. Некоторые из них достигли в XIV столетии настоящего расцвета. Они стали значительными центрами ремесла и торговли.

В этих поселениях жили в основном те же булгары, что и раньше. Однако в них поселяются и выходцы с юга. Это были преимущественно кыпчаки, которые небольшими группами начали приходить в Булгарию еще в предмонгольское время.

Болгар в золотоордынское время. В один из крупнейших городов Золотой Орды превратился Болгар. Период бурного расцвета его приходится на время правления Узбека. В городе возникают все новые и новые ремесленные слободы, занимаемая им территория увеличивается почти в 10 раз.

Упрочилось положение Болгара как торгового центра. Находившийся на северной окраине Золотой Орды, он по-прежнему контролировал водные и караванные пути между странами Европы и Азии, вел торговлю с русскими княжествами, Средней Азией, Кавказом, Китаем, Индией, Византией, Аравией и другими государствами. Во время раскопов археологи находят много монет, чеканенных не только в булгарских и других золотоордынских городах, но и привезенных из Индии и Китая. Иностранные купцы подолгу жили в Болгаре. Здесь была, например, торговая слобода армян, построившиххристианскую церковь. Недалеко от города располагалась обширная слобода русских купцов.

Много замечательных сооружений оставили после себя булгарские строители. Даже в XVIII в. можно было увидеть в Болгаре развалины около 70 зданий, построенных их руками.

В конце XIII в. на центральной площади города началось строительство Ханской или Соборной мечети из камня. Высота мечети, изнутри отделанной майоликовыми и изразцовыми плитами, доходила до 34 метров. Неподалеку возвышался 26-метровый минарет. В начале XIV в. углы здания были дополнительно укреплены высокими башнями. Мечеть, таким образом, стала не только культовым зданием, но местом укрытия жителей в случае военной опасности. В центре города находились и каменные гробницы (мавзолеи), где хоронили булгарских ханов и людей высшего сословия.

Булгарские бани использовались не только для мытья. Они служили своеобразным местом общения и отдыха. Здесь люди вели различные беседы, спорили, играли в шахматы и шашки, лакомились вкусной пищей и напитками.

Хорошо сохранился до наших дней Малый минарет — еще один архитектурный памятник булгар времен Золотой Орды. Соседняя мечеть уже давно разрушилась. Сейчас 19-метровый минарет одиноко возвышается посреди древнего кладбища знати рядом с ханской усыпальницей.

Таким образом, Булгарские земли находились в составе Улуса Джучи целых два века. Это были не самые лучшие времена в булгарской истории: государственность была уничтожена, сотни сел и городов лежали в развалинах, экономике страны был нанесен тяжелый урон. Расцвет Булгарского улуса, начавшийся, как и в Улусе Джучи в целом, во второй половине XIII в., продолжался недолго. Беспрерывные феодальные усобицы расшатывали основы государства, привели к развалу его экономики и самой страны. Вместе с тем история Золотой Орды стала частью истории татарского народа, других народов Среднего Поволжья.

Вопросы и задания

1. Как изменилось положение Волжской Булгарии после событий 1236 г.? Сравните его с положением русских княжеств после нашествия Батыя. 2. Являлись ли булгарские князья самостоятельными правителями? Аргументируйте свой ответ. 3. Расскажите о попытках булгар вновь обрести независимость. 4. В какие районы перемещается значительная часть населения Булгарии после монгольского завоевания? 5. В чем еще вы­ражались последствия нашествия монголов на земли бул­гар? 6. Расскажите о том, как в Булгарии восстанавливалось разрушенное хозяйство. 7. Опишите экономическую жизнь Болгара. 8. Чем можно объяснить упадок этого города во второй половине XIV столетия? 9. О каких архитектурных памятниках Булгарии золотоордынского времени вам известно и что именно? О чем рассказывают эти памятники?

Введение
Глава 1. Социально-политические изменения на булгарской земле в золотоордынский период
Глава 2. Культура Волжской Булгарии в период Золотой орды
2.1. Культурное развитие Булгара
2.2. Архитектурные памятники, сохранившиеся на территории Булгарского городища
Глава 3. Древние раскопки Волжской Булгарии
Заключение
Список использованной литературы

Введение

История сложилась таким образом, что на Средней Волге оказались племена родственные друг другу. Все они были тюркоязычными. Например, такие племена как: барсилы, беленджеры, савиры и др. Это во многом определило дальнейший ход исторических событий влияющих на образование Волжской Булгарии, как государства.

Длительное время Волжская Булгария являлось единственным развитым государством на крайнем востоке Европы. Основное население его составляли булгары — выходцы из Приазовья, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные племена. Самые крупные города — Болгар и Биляр — по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.

После монгольского завоевания Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. Золотоордынский период в этнической истории булгар и их потомков, в том числе поволжских татар, характерен усилением контактов с тюркоязычным миром. Эпиграфические памятники XIII-XIV вв. свидетельствуют о том, что определенные изменения в направлении усиления элементов кыпчакского языка, характерного для населения Золотой Орды, испытал язык булгар. Объясняется это не только взаимодействием культур, но и процессом консолидации кыпчакских и других тюркоязычных племен. Начиная со второй половины XIV в., особенно после нового разгрома Булгарии Тимуром (1361), происходит массовая миграция булгар из Закамья в Предкамье (в район современной Казани).

Исторические события, связанные с периодом Золотой Орды, хотя и внесли значительные осложнения в этнические процессы края, не изменили сложившийся уклад хозяйственно-культурной жизни народа. Материальная и духовная культура татар, в том числе и их кухня, продолжали сохранять этнические особенности тюркских племен периода Волжской Булгарии.

Глава 1. Социально-политические изменения на булгарской земле в золотоордынский период

Если своего высшего развития Булгар достиг в составе Золотой Орды в первой половине XIV века, то ситуация изменилась с конца 50-х годов в связи с начавшейся борьбой за власть в Сарае. В 1361 году ордынский князь Булат-Тимур пытался отторгнуть себе Среднее Поволжье во главе с Булгаром. В 1376 году этот сепаратист был разбит войсками суздальского князя, убежал в Сарай и там был убит золотоордынским Азиз-ханом. Восстановил ли последний прежнюю власть над Булгаром – на этот счет прямых сведений нет. Русские источники сообщают, что другой правитель – Хасан-хан – после низвержения в Орде сбежал на север и объявил себя князем Булгара (он упоминается в летописях под именем Асан или Осан под 1370, 1376 годами).

В конце 70-х годов XIV века Урус-хан (Мухаммед) и темник Мамай временно восстановили единство Золотой Орды. В круг их власти снова был включен и Булгар. Еще более укрепилось ордынское правление при Тохтамыше, получившем трон в 1380 году. Даже Дмитрий Донской, победитель Мамая в Куликовской битве в 1380 году, вскоре вынужден был признать за собой власть Тохтамыш-хана. В то же время именно период его правления, вернее, вторая половина этого периода с конца 80-х годов, является началом окончательного падения Золотой Орды. Этому значительно способствовало поражение Тохтамыша в битвах с Аксак-Тимуром (Тимер-Ленг, в европейской транскрипции – Тамерлан) в 1391 и 1395 годах.

Однако булгарская земля, особенно ее южные пределы, в какой-то мере пострадали при этих завоеваниях, особенно в результате известного сражения 1391 года в бассейне реки Кондурчи. Не исключена возможность набега одного из отрядов Тимура и на Булгар.

Правда, и после этого еще какое-то время в Булгаре теплилась жизнь. Известно, например, что татарские поэты XVI и XVII столетий Мухаммедъяр и Мавля Колый писали некоторые свои сочинения в Булгаре. По археологическим данным, на городище обнаружен небольшой культурный слой периода Казанского ханства. Однако при всем этом он уже не был большим городом с постоянным населением. Скорее всего, Булгар являл собой полуразрушенный городок, своего рода религиозный центр, куда приходили и временно проживали разного рода служители культа, паломники, дервиши, странствующие поэты, которые искали здесь вдохновение для своего творчества.

Глава 2. Культура Волжской Булгарии в период Золотой орды

2.1. Культурное развитие Булгара

После образования Золотой Орды Волжская Булгария вошла в ее состав как одна из областей наряду с соседними землями и бывшими государствами. Об этом свидетельствует большая серия исторических источников XIII – XIV веков. Обратимся только к некоторым из них – наиболее известным, которые сами потом явились источником для других выдающихся произведений средневековой исторической географии.

Словом, бывшая Волжская Булгария не только вошла в состав Улуса Джучи непосредственно после его образования, но и была частью этого государства в период его могущества. До возникновения собственно золотоордынских городов Булгар, как крупный политический и экономический центр в Поволжье, являлся даже временной столицей Золотой Орды. Первые джучидские монеты чеканились не где-нибудь, а именно в Булгаре, о чем ярко свидетельствует немалое число кладов и находок подобных монет 50 – начала 60-х годов XIII века (несколько лет тому назад самый крупный клад из 995 подобных монет найден у с.Бурундуки Апастовского района Республики Татарстан).

Следовательно, город Булгар и вся булгарская земля в целом входили в состав Золотой Орды ее северным улусом, и всякие попытки рассмотрения его вне связи с этим крупнейшим государством не имеют никакой научной основы. Вследствие единства государственной религии – ислама, особенно в период правления Узбека, сходства языка и основных элементов городской культуры (архитектура, строительство, ювелирное искусство и другие виды ремесла) Булгар был не только близок к Золотой Орде, но стал ее органической частью. Именно в золотоордынский период произошли в Булгаре существенные, порой коренные изменения: было освоено производство чугуна, секрет изготовления которого был привезен из Центральной Азии, появилось огнестрельное оружие, возник обычай установления эпиграфических памятников, произошли большие изменения в формах и орнаментации простой гончарной посуды и появилась изразцовая керамика с подглазурной росписью, кирпично-каменная архитектура приобрела мозаичную и майоликовую облицовку.

2.2. Архитектурные памятники, сохранившиеся на территории Булгарского городища

При посещении Булгарского городища Петром I по пути в персидский поход в 1722 году там было более 70 зданий различной сохранности, а когда там побывала Екатерина II в свой приезд в Казань в 1766 году, их уже оставалось всего 44. В результате многолетних археологических исследований к настоящему времени на территории городища обнаружено более 70 остатков древних зданий, среди них всего 6 более-менее хорошо сохранившихся и отреставрированных памятников каменного зодчества.

Есть такая легенда. Аксак-Тимур взял город Булгар, истребил его население. Абдулла-хан вместе со своей семьей скрылся в Судной палате. По велению завоевателя палату обложили бревнами и подожгли. При пожаре погибла ханская семья, но чудом осталась в живых его дочь-красавица, которую увидели сидящей на куполе здания…

Принято отождествлять Судную палату из легенды с современной Черной палатой, почерневшие каменные стены которой связывают с пожаром. Эта палата является одним из самых интересных памятников средневековой монументальной архитектуры на территории Татарстана. Недалеко от Черной находятся остатки Белой палаты, разрушенной в 1860-х годах. Она являлась одной из общественных бань города с центральным моечным залом, где находился бассейн, и угловыми комнатами-номерами. Баня имела центральное отопление, горячая и холодная вода поступала по глиняным и железным трубам. Остатки другой, Красной палаты (название по цвету внутренней штукатурки), раскопаны археологами в подгорной части городища; в ее центральном зале имелся фонтан.

Хорошо сохранившимся памятником Булгара является Малый минарет, высотой15 м. В 1712 году А.Михайлов указывал на наличие возле него мечети, развалины которой были видны даже в 20-х годах прошлого столетия. Мечеть существовала еще в период Казанского ханства, ее нижний этаж был использован в качестве мавзолея. Вообще, местность вокруг минарета долгие годы называлась ханским кладбищем; там же сохранилась Ханская усыпальница, которая в свое время была отделана белой и синей мозаикой. За укреплениями городища находится Малый городок с развалинами въездных ворот и основаниями белокаменного сооружения, являвшегося летней резиденцией правителей Булгара. Рядом с городом располагалась Греческая палата – христианская церковь армянской колонии для купцов и других приезжих людей с Кавказа.

Следует особо отметить, что все перечисленные выше памятники имеют отношение только к золотоордынскому периоду – к XIV веку. От домонгольского времени на территории города не осталось сооружений.

В период Золотой Орды продолжали существовать и другие булгарские города, среди них Буляр, Сувар, Кашан, Джукетау, Тубулгатау, а также ряд других центров, представленных ныне Балынгузским, Кокрятьским, Барско-Енарусскинским, Альменевским и некоторыми другими большими и средними городищами. Появились в этот период и новые города, среди которых летописный Керменчук и овеянная легендами Иски (Старая) Казань, возникшая как новый политический и экономический центр на севере Золотой Орды.

Глава 3. Древние раскопки Волжской Булгарии

Иски-Казань являлась одним из центров чекана золотоордынских монет, а к периоду распада Улуса Джучи, т.е. к 20 – 30-м годам XV века, она стала единственным городом такого рода на севере, т. е. к этому времени Булгар перестал быть политическим и экономическим центром края. Роль подобного центра перешла к Старой Казани. Преобладающее число джучидских монет с территории Иски-Казани имеет отношение к XV веку. То, что монетный двор позднезолотоордынского Среднего Поволжья находился именно в Иски-Казани, подтверждают и некоторые другие находки, сделанные там в последние годы, например, обломок монетного слитка из серебра, заготовки монет, найденные вместе с самими монетами (раскопки 1972, 1983, 1984 годов). Вообще следует отметить, что еще в прошлые века на территории городища и в его окрестностях были сделаны интересные находки, даже клады монет.

В прошлые века и в начале XX столетия западноевропейскими и русскими путешественниками, татарскими учеными-фольклористами были собраны среди населения легенды и предания о Старой Казани с весьма интересными, увлекательными сюжетами. Эта же история нашла отражение в целом ряде татарских рукописей и исторических повествований по средневековой истории народа. Хотя рукописи эти составлены в значительно позднее время – в конце XVII – начале XVIII веков – и там имеются некоторые неточности относительно исторических личностей и дат, но общий сюжет начальной истории города Казани вызывает немалый интерес.

Вот весьма краткое содержание одной рукописи, которую нашел у татар Казанской губернии в 70-х годах XVIII столетия И.Г.Георги – немецкий этнограф, натуралист и путешественник по России, академик Петербургской Академии наук. Город Булгар (в рукописи он назван Бряхимов, т. е. Ибрахим) был взят Аксак-Тимуром, который предал смерти его правителя Абдуллу. Царевичи, сыновья Абдуллы, Алтын-бек и Алим-бек с помощью приближенного их отца скрылись в надежном месте. После ухода Тамерлана они не стали восстанавливать прежнюю столицу, один из царевичей, Алтын-бек, построил на Казанке новый город, где в настоящее время находятся остатки Иски-Казани. Далее рассказывается о переселении жителей в устье Казанки на современное место города, а причиной этого называют неудобство расположения Старой Казани, и главным образом то, что женщинам трудно было носить воду на высокую гору, где находился город.

Здесь мы должны учесть, что имя Аксак-Тимура фигурирует в событиях, связанных с завоеваниями Среднего Поволжья с определенной условностью – выше мы также говорили с вами, что оно упоминается в качестве завоевателя северных земель только в поздних татарских источниках и народных легендах. Весьма вероятно, что в этих рассказах именем Тамерлана, оставившего грозную память в средневековом мире Евразии, был заменен другой, более ранний завоеватель – Бату-хан. Хронологически именно он, а не Аксак-Тимур, ближе подходит к этим событиям.

Старая Казань представлена двумя основными археологическими памятниками: уже упомянутым Камаевским (Иски-Казанским) городищем площадью более шести гектаров, расположенным у села Камаево Высокогорского района республики на высоком правом берегу реки Казанки, и Русско-Урматским селищем в124 га, находящимся между с. Камаево и дер. Русский Урмат в низине левобережья реки вдоль ее притока Урматки. Городище – это остатки политического центра, кремля Старой Казани, и основная часть историко-археологической литературы об Иски-Казани относится к этому памятнику. Селище же – остатки ремесленно-торгового посада города. Последнее, в отличие от городища, не имеет оборонительных укреплений.

Город растет и получает дальнейшее развитие: развиваются ремесло и торговля, зодчество и декоративно-прикладное искусство. Об этом наглядно свидетельствуют остатки материальной культуры, добытые при проведении археологических исследований: керамика, ювелирные изделия, орудия труда и оружие, железные и медные бытовые предметы, производственные комплексы (металлургические и гончарные горны, мастерские), жилищные комплексы, эпиграфика, материалы нумизматики.

Перечислим некоторые наиболее интересные находки. Помимо уже названных джучидских монет и отдельных редких видов оружия, это – золотой и серебряные перстни с орнаментированными щитками, медные пластинчатые орнаментированные же браслеты, бронзовая шестипалая булава (ударное оружие в виде металлической головки на рукояти), янтарные и глазчатые стеклянные бусы, каменная матрица для отливки украшений, оловянная бляха с изображением человеческого лица. Из оружия, орудий труда и бытовых предметов: обломки сабли и меча, ножи с костяными ручками, железные удила для обуздания коней, костяная ручка кинжала с красивыми узорами, бронзовые зеркало и коромысло для миниатюрных весов. Тут и тонко орнаментированная медная накладка от шкатулки, тут и кочедык для плетения лаптей. Из керамических, глиняных изделий: маленькая чернильница, вылепленная от руки, гончарные сосуды различных форм с богатейшей орнаментацией, обломки поливной керамики с подглазурной росписью, китайский селадон.

Расположение города в среднем течении реки Казанки, вдали от больших рек, со временем стало не устраивать растущие социальные и политические силы княжества. Он переносится к устью Казанки, к месту впадения ее в Волгу – центральную водную магистраль Восточной Европы. Это событие ярко отражено в национальных исторических источниках и в фольклоре.

Постепенно пустеет основная часть Старой Казани: в первую очередь ее ремесленно-торговый посад. Городок же, представленный ныне Камаевским городищем, продолжал существовать в качестве необходимого и удобного опорного военного пункта. В период, предшествовавший образованию Казанского ханства, он являлся центром чеканки золотоордынских монет. В последний раз городок Старая Казань упоминается в русских летописях под 1536 годом в связи с казнью там казанского хана Джан-Али (Еналея) в результате восстания в Казани против промосковской, антитатарской политики названного хана.

Заключение

Культура Волжской Булгарии оказала существенное влияние на быт и образ жизни народов Поволжья и Приуралья.

После покорения Волжской Булгарии войсками Батыя (1236-37) территория края вошла в состав Золотой Орды. В период её существования происходили основные процессы этнокультурной консолидации тюркоязычных народов и формирования татарского народа.

В 1-й половине XV в. на территории края образовалось Казанское ханство, население которого унаследовало этнокультурную и социально-экономическую культуру Волжской Булгарии и Золотой Орды. В Казанском ханстве окончательно сформировалась народность поволжско-приуральских татар. Длительная борьба между Русским государством и Казанским ханством за господство на волжских торговых путях и в Волго-Уральском регионе завершилась падением последнего и присоединением его земель к Русскому государству. Управление краем было передано Приказу Казанского дворца.

В 1555 году учреждена Казанская епархия, главной обязанностью которой являлась христианизация народов Среднего Поволжья и Приуралья. Началось строительство церквей и монастырей. Шло интенсивное проникновение русских на территорию края, что оказало существенное влияние на формирование национального состава его населения и развитие культуры Волжской Булгарии. Татары были выселены из Казани и других населенных пунктов, расположенных вдоль больших дорог и судоходных рек. Значительная часть татар в XVI-XVII вв. переселилась в малозаселённые районы Закамья и Приуралья, что привело к упадку традиционных видов хозяйственной деятельности — земледелия, скотоводства, ремёсел, торговли. На смену существовавшему в Казанском ханстве тарханному (суюргальному) пришли другие формы землевладения — государственное, церковно-монастырское, дворцовое и владельческое.

Во́лжско-Ка́мская Булга́рия (Болгария), средневековое государство в Восточной Европе 10 — начала 15 века, первое государственное образование на территории Среднего Поволжья и Прикамья. Оно сыграло важную роль в процессе этногенеза современных волго-уральских татар и чувашей. Свое название получила от кочевых тюркоязычных протоболгар, переселившихся в Волжско-Камский регион из Приазовских степей в 7-8 веках. Столицей государства был город Булгар, а с 12 века — Биляр. Волжско-Камская Булгария вела активную торговлю с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами; соперничала с Киевской Русью и с Владимиро-Суздальским княжеством. К 1240 была покорена монголо-татарами; в составе Золотой Орды пользовалась автономными правами. Волжско-Камская Булгария сыграла значительную роль в средневековой истории Восточной Европы.

Домонгольская Булгария

К 12 веку Волжско-Камская Булгария охватывала территорию от Самарской Луки до устья Суры и Южного Приуралья. Оживленная торговля способствовала развитию городов. Помимо Булгара значение торгово-ремесленных центров имели города Сувар, Биляр (Буляр), Ошель. К 12 веку относится основание на берегу реки Казанки города Иски-Казань (Старая Казань), в конце 14 века перенесенного на современное место. Города являлись не только административными и торговыми центрами, но и мощными крепостями. Необходимость защиты от набегов кочевников из соседних степей заставляла булгар возводить оборонительные валы и рвы, которые нередко достигали в длину нескольких километров. В обороне государства немалую роль играли многочисленные укрепленные усадьбы булгарской знати.

Появление в восточноевропейских степях монголо-татарских орд заставило примириться давних соперников. В 1223 монголы разгромили русско-половецкое войско в битве на Калке, но на обратном пути были потрепаны булгарами. В 1229 и 1232 булгарам удавалось отразить набеги монголов. В 1236 Батый, собрав значительные силы, начинает крупнейший поход монголов на Запад. Первой его жертвой стала Булгария. Осенью того же года Биляр и другие города были захвачены и разорены, после чего монголы двинулись на Русь. Однако сопротивление булгар еще не было сломлено окончательно, и только к 1240 Булгария была полностью покорена монголами.

Булгария под властью Золотой Орды

В 1243 Батый основал государство Золотую Орду (в составе Монгольской державы), частью которого стала Булгария. Несмотря на утрату самостоятельности, Булгария пользовалась некоторой автономией, ее правители стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Культура Булгарии стала важным компонентом в формировании золотоордынской культуры Нижнего Поволжья.

Прекращение набегов кочевников, восстановление торговых связей помогло возродить экономику Булгарии. Во второй половине 13 века ее города вновь становятся крупными центрами торговли и ремесла. Расцвета она достигла в первой половине 14 века, чему способствовало и утверждение ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Булгария выступает проводником мусульманства для соседних народов — мордвы, вотяков, башкир. Город Булгар был одной из временных резиденций золотоордынского хана. С 1240 по 1428 в Булгаре чеканилась своя монета. В городе были возведены сооружения из кирпича и белого камня. Дворцы, мечети, караван-сараи, общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о богатстве и процветании. В городе работали не только булгарские, но и иноземные ремесленники, в том числе армянские и русские. Булгары первыми в Европе освоили плавку чугуна, из которого отливали котлы. Их металлические изделия, украшения, керамика получили распространение в средневековой Европе и Азии. В Булгар приезжали купцы из Индии и Китая. Оправившись после разгрома, учиненного монголо-татарами, булгарские князья начали расширять свою территорию, главным образом в районах Вятки и Камы.

С середины 14 века внутриполитическая обстановка в Золотой Орде осложняется, начинаются междоусобицы, усиливаются сепаратистские тенденции. Стремится к самостоятельности и Булгария. Участие булгарских князей в борьбе за ханский престол вызвало карательные походы залотоордынских ханов. В 1361 золотоордынский правитель Булак-Тимур разорил Булгар, отторг от Булгарии обширную территорию в Среднем Поволжье. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества — Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин.

Во второй половине 14 — начале 15 века ослабленная Булгария не могла противостоять военному давлению Руси. Русские князья с 1360 вновь начали предпринимать походы в булгарские земли. Ставленник московского князя в 1370 занял булгарский престол. Больший урон наносили нападения ушкуйников, грабивших булгарские города. Новый удар со стороны Руси был нанесен в 1431 московским войском князя Федора Пестрого. Предполагают, что в 1390-х годах булгарские земли разорили и войска Тимура, воевавшие с Золотой Ордой. В 1430-х годах Булгария потеряла земли к югу от Камы. Центром северных булгарских территорий становится Казань, вокруг которой консолидируется новое самостоятельное государство — Казанское ханство и новый этнос — казанские татары.

Возникло в результате переселения булгар в конце VII в. с правобережья Среднего Дона в Поволжье, где первоначально они занимали территорию вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы.

Булгары постепенно вытеснили или завоевали балто-славянские (население “именьковской культуры”), подчинили себе бараджар, барсил, савир, эсегелей, билер и др. тюрко- и финно-угроязычные племена.

Позднее в состав населения Волжской Булгарии вошли отдельные группы огузо-печенежских и кипчакских племен, а также соседних народов (буртасы, маджары, мурома и др.).

В процессе формирования государства наиболее сильным оказалось этнополитическое объединение (союз племен) булгар во главе с правителем Алмушем, создавшее в первой половине IX в. Болгарский и Суварский эмираты (см. Суварское княжество).

Разгром Хазарского каганата (около 980 г.) привел к образованию единого Булгарского государства.


Пара височных колец. Волжская Булгария. XII в

Золото, медь, ковка, волочение, плетение, кручение, филигрань, зернь. Фонд Марджани

Волжская Булгария в X– XII вв.

К началу XI в. Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере.

В XII в. булгарские правители расширили свое влияние на Верхнее Прикамье (см. Чулман) и Нижнее Поволжье с центром в городе Саксин.

В 922 г. состоялось дипломатическое признание Волжской Булгарии – она обменялась посольствами с Багдадским халифатом (см. Посольство Алмуша в Бухару и Багдад, Посольство багдадского халифа аль-Муктадира).

В 985 г. булгарский правитель заключил мир с киевским князем Владимиром I, определив равноправный и взаимовыгодный характер отношений.

Известные имена булгарских правителей X – первой трети XI вв. Шилки, Алмуш, Микаил ибн Джагфар, Микаил ибн Ахмад, Абдаллах ибн Микаил, Микаил ибн Ахмад, Талиб ибн Ахмад, Мумин ибн Ахмад, Мумин ибн аль-Хасан, Абд ар-Рахман ибн Мумин, Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад.

Социальная структура

Булгарское государство имело развитую социальную структуру. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Они в начале X в. носили титул “эльтебер” (с середины X в. – эмир ) и являлись полновластными правителями, их имя (после халифа) упоминалось в ежедневной молитве ( хутбе ), они определяли политику в государстве и чеканили свою монету.

Иерархия социальных верхов булгарского общества реконструируется по письменным источникам недостаточно четко; в них упоминаются беки (князья) – правители отдельных земель и городов, военно-служилая знать ( чура ) и мусульманское духовенство.

Основная масса населения состояла из свободных сельских общинников и горожан (ремесленников, купцов и т. п.) – податного населения, платившего в государственную казну подомный налог.

В антропологическом отношении население Волжской Булгарии было однородным и характеризовалось смешанным европеоидномонголоидным субуральским типом (см. Антропология).


Перстень. Волжская Булгария. XI – начало XIII в

Серебро, ковка, гравировка, чернение. Фонд Марджани

Основа хозяйства

Основу хозяйства булгар составляли земледелие в форме степного перелога, полуоседлое и стойловое скотоводство, рыболовство, в отдельных областях промыслы ( охота на пушного зверя, бортничество и пр.), разнообразные ремесла (металлургия железа и бронзы, деревообработка, косторезное, стеклоделие, гончарное, ювелирное, оружейное дело и т. д.) и участие в региональной и международной торговле.

Главными центрами торговли и ремесленных производств были города Болгар (с его пригородом Ага-Базар), Биляр, Сувар, Джукетау, Ошель, о чем свидетельствуют находки монет, привозных изделий из различных стран.

Активные торгово-экономические контакты Волжская Булгария поддерживала с Русью, другими странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья.

Основными статьями вывоза были пушнина, шкуры, кожи (включая знаменитый вид особо выделанной кожи – “булгари” (см. Сафьян)), зерно, мед и воск, а ввоза – предметы роскоши, пряности, шелк, оружие, серебро (в IX–X вв.), янтарь и т.д. Одной из важнейших статей дохода казны была торговая пошлина ( десятина ).

Города

На территории Волжской Булгарии была густая сеть населенных пунктов. По письменным и археологическим источникам известны остатки около 150 городов (в том числе Болгарское городище , Билярское городище, Богдашкинское городище, Джукетауское городище, Суварское городище), свыше 800 сельских населенных пунктов, а также небольших городков-замков.

В X в. в Болгаре и Суваре чеканилась булгарская монета.

Столица государства в X – первой половине XII вв. – Болгар, с середины XII в. – Биляр.

Булгарская культура градостроительства восприняла традиции ряда тюркских государств (Тюркского каганата, Великой Булгарии, Хазарского каганата и др.), а также стран мусульманского Востока и Руси.

Многие крупные города Волжской Булгарии имели планировку, не подчиненную рельефу местности, и делились укреплениями на внутренний и внешний город (Биляр, Сувар, Джукетау и др.). Большинство булгарских городов имело усадебно-квартальную планировку. Иногда за пределами городских укреплений располагались постройки караван-сараев.

Массовая застройка городов состояла из наземных деревянных жилищ, полуземлянок и землянок, а также хозяйственных построек (производственных помещений, металлургических печей, гончарных горнов и т. п.).

Выделялись здания монументальной архитектуры – кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани, караван-сараи и др.) и мавзолеи. При их строительстве использовались каменные блоки (240х240х300 мм), кирпичи (250х250х50 мм) и другие материалы.

В некоторых случаях близ крупных городов строились небольшие укрепленные поселения, возможно, замки знати (например, Николаевобаранское II и Горкинское близ Биляра).

Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх которых сооружались деревянные стены различной конструкции.


Пара браслетов. Волжская Булгария. Конец XII – первая половина XIII в

Серебро, ковка, волочение, пайка, зернь, скань. Фонд Марджани

Религия

Господствующей религией в Волжской Булгарии был ислам, который начал проникать в Волго-Уральский регион с первой половины X в. благодаря установлению торговых связей между странами Северной Европы и Востока.

Распространение ислама в Поволжье связано с проповедниками из Средней Азии (Хорезм и государство Саманидов). По историческим преданиям булгар, принятие ислама в Волжской Булгарии связывалось с деятельностью проповедников (“ факихов ”) из Бухары.

Уже в конце IX – начале X вв. торговые контакты переросли в политические, а после становления Булгарского государства, возникновения городов и принятия мусульманства правителями булгар ислам стал основной религией (около 900–920 гг.).

Значительное влияние на укрепление позиций ислама оказало посещение страны посольством багдадского халифа аль-Муктадира (922).

Первоначально мусульманские общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и др. крупных городах Волжской Булгарии. К концу X в. практически все население страны мусульманизировалось, о чем свидетельствуют археологические данные: повсеместное распространение (с рубежа X–XI вв.) могильников с мусульманской обрядностью (ориентация покойников по кибле: головой на запад, тело чуть повернуто на правый бок, лицо обращено в сторону Мекки; как правило, в захоронениях отсутствовал вещевой комплекс и т. п.).

Принятие ислама в Волжской Булгарии определило направление ее цивилизационных контактов со странами Востока. Ислам оказал значительное влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий.

Уже с конца X в. Волжская Булгария стала страной “классического ислама”, в ней жили и творили многие крупные мусульманские ученые и богословы. Волжская Булгария превратилась в самую северную страну исламской ойкумены.

Культура

В условиях развитого средневекового государства шло интенсивное формирование культуры городского типа, вырабатывалось наддиалектное городское койне (скорее всего, на основе тюркского языка кыпчако-огузского типа, который существовал, возможно, в виде различных диалектов еще у тюрко-булгарских племен). Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах. На его основе под влиянием среднеазиатских (караханидских) традиций сформировался булгарский литературный язык. Одновременно часть населения, возможно, знать, использовала язык огурского типа – тюркский язык с ротацизмом, ламбдаизмом и др. архаичными чертами.

Имеются различные сведения о развитии декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы. Во всех крупных общинах были мектебе и медресе , где обучались грамоте и основам религии. В частности, развивались такие науки, как астрономия, астрология, медицина, богословие, право, география.

Существовала своя историографическая традиция – “Таварих-и Булгар”(“История Булгарии”) Якуба ибн Нугмана.

Известны имена булгарских богословов, философов и писателей Сулейман ибн Дауд ас-Саксини ас-Сувари, Абу-ль-аля Хамид ибн Идрис аль-Булгари, Бурханаддин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, аль-Ханафи Бурханаддин Ибрагим ибн Хызр аль-Булгари, Ходжа Ахмад аль-Булгари, фармаколога Таджаддин ибн Йунус аль-Булгари и др.

С периода Волжской Булгарии сохранился выдающийся памятник литературы – поэма Кул Гали “Кыйсса-и Йосыф” (“Сказание о Йусуфе”, 1233).


Пара височных колец с подвесками. Прикамье, XII – первая половина XIII в

Серебро, золочение, волочение, пайка, зернь, скань. Фонд Марджани

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство в Волжской Булгарии развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульманской культуры.

Булгарские ювелиры работали с различными металлами и сплавами – от золота и серебра до меди и свинца – с использованием разнобразной ремесленной техники и приемов художественной обработки металла: художественного литья (“навыплеск”), чеканки , гравировки , тиснения (см. Басма), волочения, плакировки, скани (см. Филигрань), зерни и, возможно, черни.

В Волжской Булгарии высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням (см. Глиптика).

Среди характерных изделий следует выделить женские украшения – шейные гривны, серебряные височные подвески, серьги, браслеты, перстни и пр. (см. Бутаевский клад), поясные накладки, парадное оружие (прежде всего орнаментированные топорики, покрытые золотосеребряной плакировкой), конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия – замочки (см. Маклашеевские всадники), штампы, зеркала.

На основе восточных и западноевропейских образцов развивалось стеклоделие, в том числе изготовление посуды (бытовой и алхимической), оконного стекла, бус и поливной керамической посуды.

Высокого уровня развития достигло производство керамической посуды, включавшей набор разнообразных керамических изделий – от мисок, кружек, светильников и напрясел до кувшинов, корчаг и полутораметровых хумов для воды и хранения продуктов.

Характерным элементом керамической посуды был декор, расположенный, как правило, в средней части тулова, на плечиках и горлышке и состоявший из линий и полос разной ширины с ритмично чередующимися элементами; иногда на кувшинах его дополняли фигурные ручки в виде стилизованных голов животных – лося, барана, медведя.

Этническая общность

Расцвет Булгарского государства, рост городов, становление общегородского койне и утверждение на всей территории страны унифицированной духовной и материальной культуры мусульманского типа способствовали формированию единой этнополитической общности – булгарского народа, составлявшего основное население страны.

В составе Булгарии находились также восточно-финские (предки мордвы, марийцев и удмуртов), тюркские (печенеги, кипчаки) и угорские (маджары) народы.

Население Волжской Булгарии явилось основой татарского этноса (см. Татары).

Культура Волжской Булгарии стала одним из важнейших компонентов историко-культурного наследия татарского народа.

Войско Волжской Булгарии

Войско Волжской Булгарии, состоявшее из гвардии эмира (“хашам”) и ополчений различных областей во главе с беками , насчитывало около 50 тыс. воинов.

Основным костяком армии была военно-служилая знать, из среды которой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооруженных всадников (рыцарей – чури). Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота.

Для перевозки войск часто использовался речной флот.

Было развито оперативно-тактическое искусство: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения – активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника.

Волжская Булгария имела значительное влияние в Волго-Уральском регионе и играла важную роль в международных отношениях того времени.

Внешняя политика

С XI в. булгары часто сталкивались с кипчаками и йемеками, кочевавшими в южноуральских и заволжских степях. В начале XII в. булгары отразили ряд походов кипчаков (в 1113 г. был убит кипчакский хан Аепа).

Во второй половине XII в. йемеки совершили нападения на Саксин и Волжскую Булгарию; пользуясь междоусобицей, они во главе с булгарским князем напали в 1183 г. на Биляр.

Волжская Булгария также поддерживала тесные военно-политические связи с Киевской Русью, позднее и с другими древнерусскими княжествами (особенно Владимиро-Суздальским). Характер взаимоотношений с Владимиро-Суздальской Русью определялся противоборством за земли Среднего Поволжья.

В XI – начале XII вв. Волжская Булгария контролировала территорию Сурско-Свияжского междуречья, осуществляя в целях защиты своих интересов военные походы на русские города (например, на Муром в 1088 г., Суздаль в 1107 г.).

С началом правления Юрия Долгорукого (1125–1157) начались крупномасштабные завоевательные походы русских князей в Поволжье. Булгары пытались противодействовать их наступлению по Волге набегами на русские города (например, на Кострому в 1152 г.).

В период правления Андрея Боголюбского (1157–1174) и Всеволода III Большое Гнездо (1176–1212) русские войска неоднократно вторгались в Волжскую Булгарию (1164, 1172, 1183, 1185, 1205). Особенно крупным был поход коалиции русских князей на Биляр (1183).

В результате войн и набегов на мордовские земли владимиро-суздальские князья практически завоевали Верхнее Поочье. В ответ на активность русских в Прикамье булгары захватили и сожгли город Устюг (1218), а русские князья взяли штурмом Ошель (1220). После этого в Поволжье установился мир (см. Булгаро-русские договоры, Булгарские походы, Походы булгар на Русь).

Волжская Булгария в XIII в.

Во второй четверти XIII в. Волжская Булгария пережила несколько войн с монгольскими ханами. В 1223 г. булгары нанесли поражение войскам монгольского полководца Субэдэ, вторгшимся в их владения, а в 1229 и 1232 гг. остановили монголов на подступах к основным центрам страны.

В 1236–1237 гг. Волжская Булгария была завоевана объединенным войском монгольских ханов во главе с Батыем (см. Монгольские завоевательные походы).

После ухода основных сил монгольского войска в 1238 г. в Булгарии вспыхнули восстания булгарского населения под руководством беков Баяна и Джику (см. Баяна и Джику восстание 1238–1244 гг.), а в Нижнем Поволжье и на Южном Урале – йемеков во главе с беком Бачманом (см. Бачмана восстание 1237–1240 гг.).

Антимонгольские восстания были подавлены войсками под командованием Субэдэ и Бурундая. Волжской Булгарии вошла в состав Улуса Джучи (см. Золотая Орда), а Болгар стал первой ставкой хана Батыя.

В конце XIII – начале XIV в. Булгария распалась на ряд владений (эмиратов) – Болгарское княжество, Джукетауское княжество, Казанское княжество, Кашанское княжество.

Источники

Летописец Переяславля Суздальского. М., 1851.

ХвольсонД.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда. Ибн-Даста. СПб., 1869.

Худуд аль-Алам.Рукопись Туманского. Л., 1930.

Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. 1940. № III.

Приселков М.Д. Троицкая летопись. М. – Л., 1950.

КовалевскийА.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Хар., 1956.

Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. Т.1.

Путешествие Абу Хамида аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153 гг.). М., 1971.

Литература

Березин И.Н. Болгар на Волге. Казань, 1853.

Лихачёв А.Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Труды 2-го археологического съезда. М., 1876.

Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877.

Смирнов А.П. Очерки по истории волжских булгар // Труды Государственного исторического музея. 1940. Вып.11.

Греков Б.Д., Калинин Н.Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. Казань, 1948.

Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975.

Айдаров С.С. Архитектурные комплексы средневекового Болгара. М., 1976.

Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (10 – начало 13 вв.). Казань, 1983.

Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984.

Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Казань, 1986.

Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. Казань, 1987.

Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (домонгольский период, 10 – начало 13 вв.). Казань, 1990.

Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990.

Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Булгарии. М., 1992.

Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Булгария в 10–15 вв. М., 1993.

Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

Валеев Р.М. Волжская Булгария: торговля и денежно-весовые системы 9 – начала 13 веков. Казань, 1995.

Измайлов И.Л. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии 10 – начала 13 вв. Магадан, 1997.

Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (10 – начало 13 веков). Казань, 1997.

Читайте также: