Связь педагогики с юриспруденцией кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос о выборе вуза и специальности – ключевой в проектировании будущего многих выпускников. Обучение – это специально организованный, системный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, результатом которого является овладение знаниями, навыками, умениями и компетенциями, которые предусмотрены учебными программами.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически все мировое сообщество. Как показывают социологические опросы, будущие работодатели заинтересованы в подготовке таких работников:

  • компетентных и конкурентоспособных для работы в динамично меняющихся условиях;
  • думающих самостоятельно и способных принимать решения разнообразных проблем (т.е. применять полученные знания для их решения);
  • обладающих критическим и творческим мышлением;
  • владеющих богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний;
  • готовых к дальнейшему самообразованию и саморазвитию.

В основе современного подхода к классификации общих и профессиональных компетенций специалиста в области юриспруденции необходимые знания, умения, навыки – профессионально важные психологические качества и показатели их оценивания.

Педагогика – неотъемлемая часть профессиональной культуры современного специалиста и цивилизованности современного человека. Воспитанность, образованность, обученность, развитость и стремление к непрерывному совершенствованию – важные характеристики современного специалиста.

Диалектическая взаимосвязь педагогики и психологии, как обязательный компонент юридической педагогики, проявляется в следующем:

  • в профессиональной деятельности юриста и ее результатах (в любом возрасте образованность, воспитанность и развитость – качества, оказывающие решающее воздействие на жизненные успехи);
  • в зависимости карьеры и достижений личности от её стремления к непрерывному самосовершенствованию, поэтому важно понимание того, что приобретенные в вузе компетенции – лишь начало, а профессиональные качества, навыки и умения необходимо развивать;
  • в навыках успешной коммуникации в профессиональной и социальной сферах;
  • в сознательном влиянии на изменение условий жизни других людей, в оказании на них социально-педагогического влияния;
  • в умении находить креативные решения определенных профессиональных и жизненных проблем, используя рекомендации и методы педагогики.

В профессии юриста приобретают особую значимость психолого-педагогические знания в сферах взаимодействия, понимания мотивов и поступков людей, индивидуального подхода, педагогически рассчитанного воздействия и пр. Продвижение по служебной карьере, руководящая должность любого уровня включает обязательное знание и навыки работы с подчиненными, необходимость пользоваться ими более активно в обучении и воспитании, сплочении коллектива и т.д. Гуманистические вопросы профессиональной деятельности приобрели особое значение, когда человек обязан думать, как его действия отразятся на других людях, их воспитанности, поведении и жизни.

Единое мировое образовательное пространство является сложным, неравномерным, многоуровневым процессом тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, базирующихся на единстве в подходах, целеполагании, в содержании образования, в терминологии, категориях и стандартах, в подведении итогов, и одновременно результатом длительного исторического, экономического и духовного сосуществования и взаимодействия мирового образовательного сообщества. Российскими и зарубежными исследователями продуктивно разрабатываются вопросы, связанные с интеграционными процессами в мировом образовательном пространстве, информатизацией, с развитием дистанционного образования.

Система образования в Российской Федерации (РФ) представляет собой совокупность взаимодействующих структур. Ключевой компонент – образовательные и научные организации, выполняющие функции обучения, воспитания, развития и научно-исследовательской деятельности (рис. 1.1).

В учреждениях представленных типов реализуются образовательные программы различного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Следовательно, образовательная организация (учреждение) – это учреждение, являющееся юридическим лицом, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или ряд образовательных программ, обеспечивающих обучение, развитие и воспитание, а также содержание обучающихся и воспитанников.

Образовательные организации (учреждения) могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (автономными, частными, учреждениями общественных и религиозных организаций/объединений).


Наряду с образовательными учреждениями и научными организациями, система образования в РФ включает:

  • органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации;
  • преемственные образовательные программы (в зависимости от уровня и направленности), федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;
  • объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.

Рассматривая образование как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, навыков, проблема создания теоретической базы юридической педагогики, с точки зрения развивающего обучения, включает в себя, во-первых, психолого-педагогические аспекты развития личности, которые, с дидактической точки зрения, предполагают углубление индивидуализированно-дифференцированного подхода к обучению; во-вторых, изменение принципов формирования содержания обучения.

Данный подход основывается на всестороннем изучении личности и соответствующих методах, обладающих наибольшей продуктивностью для прикладных педагогических задач, которые представлены в разделе 7 данного пособия. Следовательно, речь идет об оптимизации образовательного процесса в логике как индивидуальной, так и групповой организации непрерывного психологического его обеспечения.

Изменение принципов формирования содержания обучения предполагает, например, увеличение удельного веса дисциплин, формирующих фундаментальные, системные, методологические знания, умения и компетенции, что, применительно к юридическому образованию представляет собой увеличение учебного времени на изучение не только специальных дисциплин, но и логики, культурологии, психологии и педагогики, возврат в учебный план дисциплин естественнонаучного цикла. Противоречие между увеличивающимся объемом учебной информации, имеющей существенное значение для различных видов деятельности, и ограниченными сроками обучения может быть преодолено введением принципов минимально необходимой достаточности знаний (содержания обучения) и их системной организации. Условно этот подход может быть проиллюстрирован с использованием упрощенной модели, описанной ниже.

Современные требования к уровню подготовки будущих специалистов определяют систему общекультурных и профессиональных компетенций, формирование которых предполагает высокий уровень развития интеллекта выпускника, его творческих способностей, умений принимать нестандартные решения, эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Организацию поля знаний обучающегося в первом приближении представлена на рисунке 1.2.


До последнего времени объем знаний V⁽¹⁾ при подготовке специалиста в вузе был сконцентрирован в определенной достаточно узкой области, при этом тезаурусная мощность множества элементов знания была невелика, что обеспечивало определенный уровень специализации обучаемого, как это представлено выше (рис.2.).

Внедрение ФГОС ВО потребовало более широкого кругозора специалиста S⁽²⁾, энциклопедичности его знаний при одновременном достижении более высокого уровня специализации.

Переход на многоуровневую систему образования в рамках первичной подготовки бакалавров на 20% сократил учебное время при возросших требованиях к уровню формирования компетенций и многообразию дисциплин. Разрешение этого противоречия заключается в сохранении общего объема (и даже сокращении его в отдельных случаях) при увеличении области поля знаний S⁽²⁾.

На рисунке 1.2 показано, что в этом случае может быть достигнут достаточно высокий уровень специализации, но лишь на уровне обучения в магистратуре. На образовательном уровне подготовки бакалавров осуществляется переход к моделям S⁽²⁾, V⁽¹⁾, что представляется более перспективным.

Таким образом, представленная модель доказательно иллюстрирует важность соблюдения принципа минимально необходимой достаточности и системной организации знаний. При прочих равных условиях более предпочтительной является системная организация знаний S, позволяющая расширить область освоенного информационного поля за счет увеличения количества элементов множества областей знаний без увеличения объема информации V.

В формализованном виде данное утверждение принимает вид:


Это утверждение отражает целесообразность подхода к формированию содержания обучения и организации образовательного процесса, основанного на расширении поля изучаемых областей (увеличении тезаурусной мощности) при реализации принципа минимально необходимой достаточности знаний в каждой конкретной области. В этом случае нужный качественный эффект может быть достигнут только за счет особой системной организации знаний, позволяющей получить новое качество без увеличения объема информации. Обучение должно быть развивающим и согласованным с законами мышления.

Понимание происходящих в стране правовых трансформаций, в том числе текущего законодательства (изменений и дополнений, вносимых в федеральные законы, кодексы), возможно только при условии обладания соответствующими компетенциями. Обучаясь основам государства и права в специальных учебных заведениях, приобретая углубленные (профессиональные) юридические знания, студент по окончании получает подтвержденный документально дипломом о высшем юридическом образовании. Обучение осуществляют преподаватели – специалисты в различных областях юридической науки.

Место юридической педагогики в системе антропологических наук определяется тем, что её следует рассматривать как разновидность профессиональной педагогики, особую область научного педагогического знания – юридическо-педагогического.

В качестве теоретической базы выступают общая педагогика и разработки других отраслей педагогики:

  • история педагогики;
  • теория воспитания;
  • теория обучения (дидактика);
  • частные методики;
  • возрастная педагогика (андрогогика);
  • социальная педагогика;
  • специальные педагогики (юридическая, военная и др.)
  • этнопедагогика;
  • семейная педагогика и так далее.

Кроме того, необходимо отметить её тесную взаимосвязь с социологией права, юридической психологией, этикой юриста.

Следовательно, юридическая педагогика – это междисциплинарная область научного знания, находящегося на стыке юридического и педагогического знания. По своему функциональному назначению она является отраслью педагогики, а не юриспруденции. Тем не менее, объект познания юридической педагогики – правовая сфера общества, которая является общей с юридической наукой.

Учитывая, что педагогика – наука, в первую очередь обращенная к практике, следовательно, и ее отрасль – юридическая педагогика – выполняет функции прикладной науки. В этом ее главное предназначение – познание юридическо-педагогических явлений, относящихся к предмету юридической педагогики, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности (табл. 1.1).


Сущность юридической педагогики – помочь студенту овладеть новыми компетенциями в области преподавания юридических дисциплин, существенным образом расширив его кругозор и понимание того, каким должно быть высшее юридическое образование.

Необходимость в формирования компетенций в соответствии с ФГОС ВО – это ответ на вызовы времени, связанный с социально-экономическими изменениями, новыми требованиями профессиональной сферы и расширением мультикультурных связей.
Следовательно, образование юриста должно быть основой успеха личности не только в профессиональной сфере, но и в различных жизненных ситуациях, социальной деятельности, общественных и межличностных отношениях, индивидуальном развитии. Такой подход опирается на решение ряда конкретных задач (рис. 1.3).


Педагогика, как и любая наука, имеет свои философские основы, теорию, принципы и методологию, с помощью которых вырабатываются рекомендации для практики. То же самое можно сказать и о юридической педагогике, опирающейся на дидактические принципы (рис. 1.4), педагогические законы и закономерности.

Педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Закономерность – результат совокупного действия множества законов, выражает многие связи и отношения.

В контексте реализации юридического образования представляется важным вопрос о методах, средствах и формах обучения, развития и воспитания, а также общих принципиальных подходах к их разработке.

Методология педагогической науки, являясь частной по отношению к общей методологии и воплощая в себе ее главные положения, выступает основной методологий юридической педагогики, которая по отношению к ней является специальной.

Таким образом, специальная (частная) методология юридической педагогики опирается на объективную необходимость, учитывает качественное своеобразие изучаемых педагогических фактов, закономерностей и механизмов, свойственных правовой сфере общества и характеризующих предмет исследований юридической педагогики.

Базовые методы и методика исследований в юридической педагогике соответствуют общепедагогическим, но ориентированным на специфику предмета юридико-педагогического исследования и решение основных задач. Они будут подробно раскрыты в разделе 7 данного пособия.

Познания в сфере общей педагогики и психологии личности позволяют обучающимся формировать новые компетенции, которые определяются как юридическо-педагогические, важные для решения задач подготовки и применения в профессиональной юридической деятельности в Российской Федерации. Развивающийся потенциал юридической педагогики образуют практические знания в следующих вопросах:

Юридическая педагогика – особая область научного педагогического знания – юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Истоки ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сложилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. Ее основная цель – всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная – познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов.

Теоретической базой ЮП выступает общая педагогика, однако она не является общей педагогикой с примерами из юридической практики. Это особая область научного знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики[1].Она опирается на разработки других отраслей педагогики: истории педагогики, теории воспитания, теории обучения (дидактики), методики, возрастной педагогики, школоведения, дефектологии, социальной педагогики, этнопедагогики, семейной педагогики, педагогики управления, производственной педагогики, военной педагогики, педагогики спорта, сравнительной педагогики и др.

Юридическая педагогика является междисциплинарнойобластью научного знания, а по преобладающим признакам - отраслью педагогической науки.Ее положение между юридической и педагогической науками определяет ее название.

Традиционный для педагогики комплексный подход обуславливает тесноту связей юридической педагогики со всеми другими отраслями педагогики и юридической науки, а так же с социологией права, юридической психологией, общей теорией и психологией управления, организацией работы с персоналом, профессио­нальной деонтологией и этикой юриста.

2. Перечислите и раскройте критерии, выделяющую педагогику профессиональной деятельности юриста в самостоятельную отрасль.

Система (структура) юридической психологии.

Структура юридической психологии представляет собой круг исследуемых ею проблем, которые определяются самой логикой правового регулирования.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

- правовая психология, изучающая право, как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

- криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

- психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

- психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

- исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе;

- психология гражданско-правового регулирования — состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел.

Юридическая педагогика – особая область научного педагогического знания – юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Истоки ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сложилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. Ее основная цель – всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная – познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов.

Теоретической базой ЮП выступает общая педагогика, однако она не является общей педагогикой с примерами из юридической практики. Это особая область научного знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики[1].Она опирается на разработки других отраслей педагогики: истории педагогики, теории воспитания, теории обучения (дидактики), методики, возрастной педагогики, школоведения, дефектологии, социальной педагогики, этнопедагогики, семейной педагогики, педагогики управления, производственной педагогики, военной педагогики, педагогики спорта, сравнительной педагогики и др.

Юридическая педагогика является междисциплинарнойобластью научного знания, а по преобладающим признакам - отраслью педагогической науки.Ее положение между юридической и педагогической науками определяет ее название.

Традиционный для педагогики комплексный подход обуславливает тесноту связей юридической педагогики со всеми другими отраслями педагогики и юридической науки, а так же с социологией права, юридической психологией, общей теорией и психологией управления, организацией работы с персоналом, профессио­нальной деонтологией и этикой юриста.

2. Перечислите и раскройте критерии, выделяющую педагогику профессиональной деятельности юриста в самостоятельную отрасль.

Система (структура) юридической психологии.

Структура юридической психологии представляет собой круг исследуемых ею проблем, которые определяются самой логикой правового регулирования.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

- правовая психология, изучающая право, как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

- криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

- психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

- психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

- исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, перевоспитание лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе;

- психология гражданско-правового регулирования — состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел.

ЛЕКЦИЯ № 6. Связь педагогики с другими науками.

Явление взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения различных смежных наук, постоянное совершенствование и развитие педагогической мысли, всестороннее изучение педагогических процессов – все это предполагает необходимую цельную и органичную связь педагогики с другими науками. Педагогическая сфера человеческих познаний в этой области, несомненно, испытывает возможную зависимость, воздействие и влияние других наук о человеке. Эффективные научные исследования, достижения педагогов-новаторов, ученых в разработке педагогических технологий, скорее всего, возможны в том случае, когда существуют межпредметные связи, межнаучный системный подход к предмету изучения.

Таким образом, наука педагогика, взаимодействуя с такими науками, как философия, социология, этика, эстетика, психология, анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и т. д., развивается, совершенствуется и укрепляет свои связи.

Отсутствие контактов, ограничения, изоляция педагогики от других наук могут стать серьезным основанием для получения неэффективных научных работ, неубедительных разработок и т. д.

В том числе и педагогика профессионального образования не остается в стороне от разностороннего влияния. Она использует, применяя и приспосабливая к особенностям своего предмета изучения, различные идеи других наук. Все это помогает основательнее и осмысленнее подходить к вопросам профессионального воспитания и дает возможность глубже проникать в суть теоретических основ науки. В то же время новаторские идеи других наук могут послужить фундаментальной основой для изучения, исследования и разработки определенных профессионально-педагогических задач.

Одним из основных источников развития педагогической науки является философия, которая служит своеобразной эффективной и продуктивной движущей силой этого развития и одновременно фундаментальной базовой составляющей педагогики. Необходимо отметить важную методологическую роль философии в процессе формирования педагогической теории, где философия помогает определить основополагающие компоненты при изучении педагогических процессов. Особое значение имеет философия для педагогики при определении базовых, исходных методологических положений. Конечно, не обойтись в любой науке, в том числе и педагогике, без философских категорий:

1) необходимости и случайности;

2) общего, единичного и особенного;

3) законов взаимосвязи и взаимозависимости;

4) закона развития и его движущих сил;

5) субъективного и объективного детерминизма педагогических процессов и т. д.

Диалектические принципы и познавательные категории также оказывают влияние на формирование особенности исследовательского знания педагогов-новаторов.

Эта взаимосвязь наук педагогики и философии представляется наиболее длительной и эффективной, так как философские базовые знания и новаторские мысли способствовали появлению педагогических идей и теорий, определили направление педагогических исследований и явились ее методологическим основоположением.

Изначально отношения двух наук, педагогики и философии, имели некоторый антагонистический характер. Долгое время педагогику трактовали как область для приложения и испытания философских теорий, считая при этом педагогику практической составляющей философии. Противники философской науки вообще предлагали отказаться от философии в педагогике.

В настоящее время позиция философии определена совершенно справедливо и является общепризнанной. Философия по отношению к педагогике выполняет методологическую функцию. Это означает, что сущность философского мировоззренческого учения справедливо выполняет и определяет самые решаемые задачи осмысления места человека в мире, выявления его взаимоотношений с миром. Различные философские учения и направления, которые используют ученые-педагоги, напрямую влияют на развитие и направление поиска инновационных проблем и перспектив, а также на развитие педагогической науки в целом.

Философия, как наука, определяет, формирует и разрабатывает систему закономерностей, принципов и методов научного познания. В этом состоит основное значение методологической функции философской науки по отношению к педагогике в том числе. Процесс приобретения педагогического знания должен подчиняться общим законам научного знания, изучаемого философией. Философия в данном случае проявляется как теоретическая базовая основополагающая платформа понимания педагогического опыта и как направление формирования педагогических теорий. Конечно, нельзя не оценить значение философских обоснований для педагогики, которая не может приобрести статус самостоятельной науки только путем экспериментирования и обобщения опыта.

Педагогическая наука, несомненно, очень тесно связана с психологией.

Данная взаимосвязь этих наук является настолько органичной, что считается наиболее традиционной. Чтобы стать подлинной наукой и эффективно управлять деятельностью педагога, педагогике необходимо учитывать ту объективную данность, с которой имеет дело человек в его обычном и субъективном развитии. Такие требования, как понимать свойства человеческого характера, потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности, организовывать образование (обучение и воспитание), в соответствии с законами, свойствами, потребностями, возможностями предлагали использовать все выдающиеся педагоги.

Изначально отношения между педагогикой и психологией казались многим очень примитивными и простыми. Психология изучает механизмы души, эта наука может сформулировать законы развития сознания ребенка в соответствии с целью образования. Это очень помогает педагогике в связи с тем, что педагогика не накопила в необходимой степени собственное научное содержание, которое бы использовала для теоретического обоснования педагогической практики.

Поэтому при анализе связующих факторов педагогики с психологией необходимо отличать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая является основным источником научного обоснования образовательного процесса. Психологизм определяется тем, что психология называется единственным научным основанием, влияющим на педагогическую практику. Подобные условия в нашем обществе являются определяющими при необходимом требовании нормального социально-психологического развития личности ребенка. Эти законы носят конкретно-исторический характер, а потому они меняются в зависимости от изменения социально-педагогических условий.

Психология, и, в первую очередь, возрастная и педагогическая психология, изучающая законы психических процессов детей различного возраста, особенно большое значение имеет при решении конкретных проблем обучения и воспитания, при организации режимов труда и отдыха.

Существует взаимосвязь педагогики и школьной гигиены, которая выявляет и определяет основные нормы и правила, условия и содержание санитарно-гигиенического направления в условиях детских образовательных учреждений.

Психологическая наука исследует основные принципы и законы психологического развития личности. Педагогика в свою очередь также обращается к человеку с точки зрения законов управления развития личности. Воспитание, образование являются процессами воздействия и влияния на личность, которые занимаются планомерным влиянием на процесс мышления и другую деятельность. Поэтому образовательный и воспитательный процессы педагогической деятельности могут проводиться только профессионалами, обладающими специальными психологическими знаниями.

Следующий уровень связи двух наук проявляется в процессах обученности и воспитанности личности.

Уровень обученности личности определяются по следующим показателям: изменения памяти, основных понятий, действенные возможности применять новые понятия и знания в практической деятельности, оперативность применения знаний, применение различной терминологии, владение навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, применение приемов предметной эвристики и многим другим показателям. Воспитанность выявляет поступки, поведение и навыки практической деятельности.

Методы исследований педагогики и психологии также имеют связующие общие компоненты. Например, различные способы и методы психологического научного исследования знаний являются эффективным способом решения педагогических исследовательских проблем (психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.). Основные положения психологической науки раскрывают границы одного рассмотрения и захватывают область образования, воспитания, науку о них.

Продолжением связей с психологической наукой являются взаимоотношения педагогики с общей, возрастной и педагогической психологией. Поскольку психология изучает законы психического развития людей в разные возрастные периоды и механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания, то результаты научных изысканий в этой области широко применяются при организации познавательной деятельности учащихся в педагогическом процессе.

Социальная психология – это наука, которая исследует предмет чувств, определенным образом связана с педагогической наукой. Эта связь проявляется в изучении особенности характерной парадигмы личности, имеющей отличный социальный статус.

Межнаучные связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, поскольку эти науки изучают планирование образования, определение основных направлений развития различных слоев населения, законы социализации и воспитания личности в различных общественных институтах. Социология – наука, которая исследует общество с точки зрения целостной системы. Именно социологическая наука предлагает педагогической науке большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения результативных выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания.

В недрах социологической науки получили развитие такие специальные дисциплины, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т. д. Социология рассматривает специальные вопросы социализации личности. Педагогика нуждается в конкретно-социологических исследованиях, которые дают обширный опытный материал, позволяющий организовать процесс профессионального воспитания и обучения системно и целенаправленно.

Особенно значимыми понятиями о природе физического развития человека педагогику наполняет общая и возрастная физиология, которая определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания. Исследование условно-рефлекторной деятельности вообще существенно помогает описывать научные основы изменений, происходящих в организме человека под влиянием факторов внешних воздействий.

Существуют и многие другие науки, с которыми педагогика взаимосвязана, – это анатомия и физиология человека, этнография, математика, кибернетика и др. Формы взаимоотношений педагогики с другими науками достаточно разнообразны.

1. Применение передовых научных идей, заимствованных из других наук.

2. Применение информационных данных, сформулированных другими науками.

Основная задача методики заключается в следующем понимании педагогической науки.

1. В формировании нового смыслового направления изучаемых дисциплин.

2. В исследовании, обобщении и внедрении инновационного педагогического опыта работы лучших педагогов.

3. В повышении продуктивности педагогического процесса и качества знаний учащихся.

4. Во взаимопроникновении и взаимодействии различных наук, например, в применении способов, принципов и определений других наук.

Определенные области для изучения явлений и педагогических процессов открываются перед педагогической наукой в связи с развитием такой области знания, как, например, теория управления.

Таким образом, межнаучные отношения педагогики не ограничиваются только философией и психологией, общим предметом изучения которых является изучение человека как личности. Развитие педагогической науки тесно связано с появлением наук, изучающих человека. Это биология, антропология и медицина.

Педагогика, исследуя человека с точки зрения естественно-природного и социального существа, не могла не использовать тот резерв знаний, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструктор, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Отношения педагогики с медициной сделали возможным возникновение коррекционной педагогики как специфической сферы педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Совместно с медицинской наукой коррекционная педагогика занимается разработкой системы средств достижения терапевтического эффекта.

Становление педагогики, как науки, связано с такими науками, которые изучают человека в социуме, в системе его социальных связей и отношений. Потому органично стали просматриваться достаточно логичные отношения с экономикой, политологией и другими социальными науками.

Связь педагогики с политологией определена тем, что образовательная политика – это всегда отражение идеологии руководящего и господствующего круга лиц. Педагогика в этой связи стремится определить условия развития человека с точки зрения субъекта политического сознания, а также возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.

Благодаря взаимодействию педагогики с другими науками внутри самой педагогической науки выделяются новые отрасли педагогики, появляющиеся на уровне границ научных дисциплин. Так, в настоящее время можно представить структуру системы педагогических наук следующим образом.

1. Общая педагогика – изучает основные законы воспитания человека; определяет сущность, цели, задачи воспитания.

2. Возрастная педагогика – изучает проблемы процессов воспитания и обучения взрослых, подразделяется на профессионально-техническое, высшее образование и другие.

3. Специальная педагогика – наука, которая исследует особенности формирования знаний, исследует процессы развития, обучения, воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, – дефектология. Специальная педагогика вследствие своего постоянного развития в сфере дефектологии в настоящее время состоит из следующих областей: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. Сурдопедагогика изучает проблему воспитания и обучения глухонемых и глухих детей, тифлопедагогика исследует проблемы слепых и слабовидящих детей, проблему умственно отсталых детей изучает олигофренопедагогика, а вопросами развития детей с расстройствами речи при нормальном слухе занимается логопедия.

4. Частная методика изучает особенность использования на практике общих законов обучения определенной дисциплины (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.).

5. История педагогики – исследует вопросы развития педагогической теории и практики воспитания в различные исторические эпохи.

6. Интенсивно развиваются как самостоятельные такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Формируются и выделяются такие отрасли педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

Методология представляет собой систему общетеоретических взглядов, которые являются определяющими при решении практических задач.

Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.

Поскольку педагогика очень тесно связана с философией, то в качестве теоретической базовой основы методологии отечественной научной педагогики представлено диалектико-материалисти-ческое представление о мире и роли человека в мире.

К основным методологическим положениям можно отнести следующие положения.

1. Воспитание, которое, как и другие общественные явления, имеет социально-детерминированный характер.

2. Факторы, влияющие на развитие личности, которые находятся во внешней среде, развитие личности происходит под влиянием общества, в том числе и воспитания.

3. Активность самой личности имеет очень большое значение и играет основополагающую роль в саморазвитии и самосовершенствовании и т. д.

Существуют другие методологические понятия, положения и трактовка знаний, которые определяют различные направления педагогики: религиозной, педагогики прагматизма, бихевиоризма и др.

Буряковский Руслан Олегович, преподаватель кафедры тактики Московского высшего военного командного училища.

Юридическая педагогика — гуманитарная наука, которая занимается исследованием систем и процессов юридического образования, воспитания, обучения и развития. Для того чтобы понимать происходящие в стране правовые изменения, человек должен обладать соответствующими знаниями, обучаясь основам государства и права в средних и средних специальных учебных заведениях.

Ключевые слова: юридическая педагогика, гуманитарная наука, цели, система, формирование человеческой личности, эффективное функционирование общественных институтов.

Legal pedagogics is the special area of scientific pedagogical knowledge R. O. Buryakovsky

Legal pedagogics is humanitarian science, which is engaged in research of the systems and processes of legal education, education, teaching and development. In order that to know what be going on in a country legal changes, a man must possess the proper knowledges, taught bases of the state and right in the middle and middle special educational establishments.

Key words: legal pedagogics, humanitarian science, aims, system, forming of human personality, effective functioning of public institutes.

Юридическая педагогика — особая область научного педагогического знания — юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Истоки ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сложилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. . ——————————— Столяренко А. М. Юридическая педагогика в МВД. М.: Академия управления МВД России, 1997.

Ее основная цель — всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная — познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов. Имеющиеся учебные пособия малопригодны для подготовки специалистов, которым придется работать в среде взрослых людей, преимущественно со взрослыми людьми, в процессе труда, а не учебы, и не простого труда, а связанного с укреплением законности, правопорядка и борьбой с преступностью. Педагогические проблемы, возникающие перед ними, своеобразны, как и педагогические способы их решения. Данная статья ориентирована на усвоение некоторых вопросов юридической педагогики. Сложившиеся в ходе многовековой истории педагогические идеи создали прочную научную основу общей педагогики и педагогики высшей школы. В наше время отрасли педагогики развиваются под влиянием прогресса науки и техники, культуры, происходящего в мире, стране, Вооруженных Силах, спецслужбах, правоохранительных органах. Российская высшая школа способна вести подготовку кадров по всем направлениям науки, техники и производства; она занимает одно из ведущих мест в мире по масштабам подготовки кадров, тесно связана с практикой и ориентирована на профессиональную деятельность. В то же время высшая школа нуждается в существенном реформировании в связи с происходящими в обществе изменениями. Практика также убеждает в том, что устойчивое функционирование высшей школы возможно только в условиях ее правового обеспечения: — создания правовых гарантий для свободного развития; — правовой защищенности обучающихся в плане реализации их потребностей в образовательных услугах; — четкого определения прав и обязанностей физических и юридических лиц, правового регулирования их ответственности и отношений в рассматриваемой сфере; — разграничения компетенции между органами государственной власти и управления различных уровней. В настоящее время сфера педагогической науки значительно расширилась. Интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясельная, дошкольная педагогика, педагогика школы), но и людей взрослых — андрагогика. Возникла и оформилась специальная отрасль возрастной психологии и педагогики — акмеология, занимающаяся исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожилого возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной организации труда, быта, досуга. Отраслями педагогической науки о взрослых является вузовская педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика среднего специального образования, в том числе юридическая педагогика. Развитие человеческой цивилизации находится сейчас на том уровне, когда именно массовое использование прогрессивных технологий на практике определяет силу государства, его прогресс, количественные и качественные результаты труда. Для того чтобы с успехом двигаться к лучшему будущему, жить цивилизованно, работать успешнее, достигать большего, необходимо повсеместно использовать интенсивные современные технологии в любой, в том числе и правоохранительной, деятельности, как на государственном, так и на местном уровне, в работе каждого органа правоохраны и каждого сотрудника. Это относится и к использованию достижений педагогической науки, разработанных ею и передовой правоохранительной практикой технологий. Известно, что право — не единственный регулятор общественной жизни. В своем поведении и отношениях граждане руководствуются и иными социальными нормами — идеологическими, культурными, моральными, религиозными, корпоративными, социально-психологическими (традиции, обычаи, мода, суеверия и др.). Знание и понимание людьми тех или иных норм, ориентация поведения на них в числе других причин определяется уровнем их собственной воспитанности, образованности, обученности, развитости, а также эффективности деятельности образовательных и иных учреждений, предприятий, общественных и частных структур, института семьи и др., от которых зависят эти индивидуальные и групповые характеристики. Иначе говоря, законность и правопорядок неразрывно связаны с педагогической системой общества, успешностью и плодотворностью функционирования в нем педагогических систем воспитания, образования, обучения и развития. Их интегральное влияние на уровень педагогической сформированности граждан определяет знание и понимание людьми необходимости правомерного поведения, отношение к правовым нормам, желание, привычки и потребность следовать им в своей жизнедеятельности, а также активно содействовать укреплению законности и правопорядка . ——————————— Столяренко А. М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Экмос, 1999.

Преступность как социальное явление имеет в числе прочих причин и педагогические — слабость системы образования в обществе, системы воспитания граждан (в частности, правового), системы правовой пропаганды; правовые дефекты народной педагогики, реализация педагогической функции средствами массовой информации и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда связаны с педагогической запущенностью личности, недостаточной правовой образованностью, обученностью, воспитанностью, искажениями правосознания. Поэтому игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в профилактике преступности в масштабе общества, на региональном и местном уровне, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно оборачивается нежелательным ростом правонарушений. Борьба за правопорядок и законность, особенно теперь, — это борьба за умы людей, за их цивилизованное и справедливое отношение к другим людям, к человеческим, общественным ценностям и нормам права, за их активную жизненную и правоутверждающую позицию. Фронт этой борьбы, образно говоря, проходит через умы и сердца людей. Победа тут — в торжестве разума и нравственности, гражданственности и культуры, образованности и цивилизованности. Победа в созидании, в правовом развитии, правовой культуре. Нужна борьба не с человеком, а для человека и за человека. По мере демократизации жизни российского общества все большую роль будет приобретать не насильственное принуждение граждан к соблюдению норм права, а уважение к ним и потребность в правомерном поведении, обусловленные воспитанностью, образованностью, обученностью и развитостью. Это означает, что роль педагогической системы общества, уровня и успешности педагогической работы в нем исторически возрастает и все сильнее сказывается на всей правовой сфере государственной и общественной жизни, на законности и правопорядке. Однако тут существует взаимосвязь: состояние всего, что относится к правовой сфере (правовой действительности) — правовая система, система права, функционирование системы правоохранительных органов, действие правовых механизмов, реальная жизнь права в сознании и поведении граждан, — оказывает свое влияние на функционирование педагогической действительности, относящейся к педагогической системе государства и общества. Все происходящее в правовой сфере так или иначе оказывает педагогическое и социально-педагогическое влияние на людей, и особенно на те компоненты их воспитанности, образованности, обученности и развитости, которые непосредственно влияют на их юридически значимое поведение. При серьезных недостатках в состоянии законности и правопорядка, эффективного функционирования правовых институтов и субъектов права общепедагогическое развитие граждан, и особенно молодого поколения, делается затруднительным. Это подчеркивает значимость учета всеми субъектами права своих социально-педагогических влияний, ответственности за их качество и необходимости соответствующего построения своей правоохранительной деятельности . ——————————— Божьев В. П. Учебник. 2-е изд. М., 1997. Под правоохранительными органами в статье будут пониматься все государственные органы, применяющие право и входящие в обособленную группу органов государства с особым правовым статусом, задачами, функциями, направлениями деятельности.

Находясь вне осознания государством, обществом, системой, юридико-педагогическая реальность во многом стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отражается на состоянии права, реальной правозаконности и правопорядка в обществе. Таким образом, юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойство, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания понимание данным человеком окружающего мира и себя в нем . ——————————— Столяренко А. М. Юридическая педагогика в МВД. М.: Академия управления МВД России, 1997.

Читайте также: