Вооружение россии в первой мировой войне кратко

Обновлено: 05.07.2024

Оружие времён Первой мировой войны

История

Как всем известно, оружие Первой мировой войны (1914 г. — 1918 г.) было совсем другим, нежели сейчас. Оно было разнообразным: винтовки, пистолеты, пулемёты, а также другие хитрые изобретения, которые были придуманы в ходе войны. Почти все виды существующего вооружения были использованы в бою, создавалось много новых разработок, причем как удачных, так и неудачных. В те годы военное производство сделало огромный шаг, а скорость прогресса промышленного развития была очень высока.

Тяжёлая артиллерия

Британцы в 1916 году начали использовать бронетехнику, этим к финалу войны они нанесли серьёзный урон немецкой армии. Французы были вооружены танком Renault FT-17, его использовали для осуществления поддержки пехоты. В те годы практически вся техника 1 мировой войны была оснащена тяжёлыми пулемётами. Также ими были вооружены почти все державы в качестве тяжёлой артиллерии для ведения ближнего боя. Русские солдаты использовали две модели: Максим и Vickers.

Военно-морской флот

Германия открыто докладывала о своём намерении потопить не только вражеские корабли, но и флот любых других стран, чтобы лишить Англию доступа к союзникам и колониям, оставив её без хлеба и промышленного сырья. Немецкие подводные лодки затопили несколько сотен пассажирских и коммерческих судов в Англии и нейтральных странах.

Отравляющие вещества

Газовая атака в Первой мировой войне впервые была применена на русском фронте в начале января 1915 года. Стремясь к успеху, участники войны не останавливались на нарушении обычаев и правил. В апреле 1915 года химическое оружие было применено немецким командованием на Западном фронте. Тяжёлые зеленовато-жёлтые облака распылялись по земле, они охватили англо-французские войска, которые сразу же стали задыхаться. Россия в качестве контрмер создала около 200 химических заводов. Для обеспечения успеха операции использовалась артиллерия — одновременно с выпуском газа был открыт артиллерийский огонь.

Вскоре после того, как обе стороны начали использовать токсичные газы, известный русский студент и химик Н. Д. Зелинский изобрёл противогаз, который спас жизни многих тысяч человек.

Военно-воздушные силы

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт при первой мировой войны

Следует отметить, что русская армия в то время была плохо оснащена автомобильным транспортом. Всего на момент начала войны было 679 автомобилей.

В 1916 году армия насчитывала 5300 автомобилей, и 6800 было произведено, ведь оружие и солдаты нуждались в транспортировке. Это довольно внушительные цифры, но, например, французская армия, которая была вдвое меньше, имела в конце войны 90 000 автомобилей.

Ручное стрелковое оружие

Самые интересные виды вооружения

Для знатоков истории и широкой публики большинство видов оружия были очень известны, но самые необычные и любопытные виды вооружения обычно остаются за кадром. Человеческий разум особенно богат изобретениями, касающимися способов истребления других людей. Оружейники всегда создавали необычные боевые механизмы и средства, такие как:

Рогатка Первой мировой войны

Бронежилет Первой мировой войны

В конце войны стали появляться пулемёты и автоматические винтовки, что само по себе сделало Первую мировую войну не только очередной войной со свержением империй, но и периодом технического прогресса во всём мире.

Война приносит людям много боли, но она также даёт мощный импульс технологиям и другим аспектам человеческой жизни.

Каким было вооружение Русской армии во времена Первой мировой

С одной стороны, в последние десятилетия существования Российской империи страна стремительно модернизировалась. С другой — ощущалась техническая отсталость, зависимость от иностранных технологий, импортных комплектующих. При внушительном парке авиации, например, практически отсутствовало производство авиадвигателей. При возросшей роли артиллерии оснащение российской армии орудиями и боеприпасами было явно недостаточным. В то время как немцы активно использовали для переброски войск разветвленную железнодорожную сеть, наши железные дороги не соответствовали потребностям огромной страны и ее армии. Имея серьезные успехи в войне с союзниками Германии — лоскутной Австро-Венгрией и турками, Россия проиграла практически все большие сражения с немцами и закончила войну с территориальными потерями и навязанным победителями Брестским миром. Потом рухнула и Германия, но быстро воскресла в качестве опасного, хорошо вооруженного и агрессивного противника. Однако уроки Первой Мировой были выучены. Понадобилось колоссальное напряжение первых пятилеток, чтобы СССР смог обеспечить энергетическую базу крупной военной промышленности, построить заводы и создать собственные системы вооружения, чтобы, хотя и ценой колоссальных жертв, но все же закончить войну в Берлине.

В течение 1915-1916 годов остроту снарядного кризиса удалось снизить благодаря увеличению собственного производства и импорту; за 1915 год Россия произвела 11 238 млн. снарядов, и импортировала 1 317 млн. В июле 1915 года империя переходит к мобилизации тыла, образовав Особое совещание по обороне страны. До этого времени правительство традиционно старается размещать военные заказы по возможности на военных заводах, не доверяя частным. В начале 1916 года Совещание национализирует два крупнейших завода Петрограда — Путиловский и Обуховский. На начало 1917 года снарядный кризис был полностью преодолён, и артиллерия располагала даже чрезмерным количеством снарядов (3 тыс. на лёгкое орудие и 3 500 на тяжёлое, при 1 тыс. в начале войны).


Относительная неразвитость железных дорог (на 1913 год общая продолжительность железных дорог в России уступает США в шесть раз) сильно мешала быстрой переброске войск, организации снабжения армии и крупных городов. Использование железных дорог в первую очередь для нужд фронта заметно ухудшило снабжение Петрограда хлебом, и стало одной из причин Февральской революции 1917 года (с началом войны армия забрала треть всего подвижного состава).

Из-за больших расстояний, по оценке германских экспертов на начало войны, русскому призывнику предстояло преодолеть в среднем 900-1000 км до места назначения, тогда как в Западной Европе эта цифра составляла в среднем 200-300 км. В то же время в Германии на 100 км² территории приходилось 10,1 км железных дорог, во Франции — 8,8, в России — 1,1; кроме того, три четверти российских железных дорог были одноколейными.


С началом войны правительство призвало в армию значительное количество резервистов, которые держались в тылу на время обучения. Серьёзной ошибкой стало то, что в целях экономии три четверти резервистов были размещены в городах, в расположении частей, пополнением которых они должны были стать. В 1916 году был проведён призыв старшей возрастной категории, которые давно считали себя не подлежавшими мобилизации, и восприняли её крайне болезненно. В одном только Петрограде и пригородах было размещено до 340 тыс. солдат запасных частей и подразделений. Они располагались в переполненных казармах, по соседству с гражданским населением, озлобленным тяготами военного времени. В Петрограде 160 тыс. солдат жили в казармах, рассчитанных на 20 тыс. При этом в Петрограде насчитывалось всего 3,5 тыс. полицейских и несколько рот казаков.


Главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал-адъютант Алексей Алексеевич Брусилов (сидит) с сыном и офицерами штаба фронта

К зиме 1916-1917 годов паралич снабжения Москвы и Петрограда дошёл до апогея: они получали лишь треть необходимого хлеба, а Петроград, кроме того, — лишь половину требуемого топлива. Председатель Совета министров Штюрмер предлагает в 1916 году проект эвакуации из Петрограда 80 тыс. солдат и 20 тыс. беженцев, но этот проект так и не был реализован.

К началу Первой мировой войны изменился состав корпуса. Он стал включать вместо трёх лишь две пехотные дивизии, а конный казачий полк стал создаваться в военное время уже не при каждой пехотной дивизии, а при корпусе.

Зимой 1915/16 годов генерал Гурко провел реорганизацию вооруженных сил по тому же принципу, что за год до этого Германия, а потом и Франция. Только у немцев и французов в дивизиях стало по 3 полка, а в русских осталось по 4, но сами полки переводились с 4 на 3 батальона, а кавалерийские с 6 на 4 эскадрона. Это позволяло уменьшить накопление бойцов на переднем крае, снизить их потери. А ударная мощь дивизий сохранялась, поскольку у них оставалось то же количество артиллерии, а число пулеметных рот и их состав увеличивались, пулеметов в соединениях становилось в 3 раза больше.


Боеприпасов для предстоящего наступления было заготовлено столько, что даже при полной остановке всех российских заводов хватило бы на 3 месяца непрерывного сражения. Впрочем, можно вспомнить, что оружия и боеприпасов, накопленных к этой кампании, потом хватило на всю гражданскую, и еще остались излишки, которые в 1921 г. большевики отдали в Турцию Кемалю-паше.

К октябрю 1917 года численность армии достигла 10 млн. чел., хотя на фронте находилось лишь около 20 % её общей численности. В ходе войны было мобилизовано 19 млн. человек — почти половина мужчин призывного возраста. Война стала тяжелейшим испытанием для армии. К моменту выхода из войны потери России убитыми превысили три миллиона человек.

Главным оружием русской пехоты времен Первой мировой войны была трехлинейная (7,62 мм) винтовка образца 1891 года. В основе этой винтовки лежала конструкция, изобретенная начальником инструментальной мастерской Тульского оружейного завода, капитаном Сергеем Ивановичем Мосиным. Кроме того, при ее создании использовались разработки полковника Н.Ф. Роговцева, комиссии по выработке малокалиберного ружья под председательством генерала Н.И. Чагина и бельгийского оружейника Леона Нагана.

Опытное производство винтовки началось на Тульском, Ижевском и Сестрорецком оружейных заводах в 1891-1892 годах, массовый выпуск — в 1893-1894-м. К моменту вступления России в Первую мировую войну на вооружении русской армии было более четырех с половиной миллионов трехлинеек, до 1918 года изготовили еще около трех миллионов. На фронт поставлялись четыре варианта трехлинейной винтовки — драгунская, пехотная, казачья и карабин.

Смотрите также:

Первая мировая война. Огнестрельное оружие


Первая мировая война для России фактически началась 4 августа 1914 года с Восточно-Прусской операции, в которой русская армия одержала 103 года назад первые военные победы, но уже в середине августа 1914 года русская армия генерала Самсонова была полностью разбита в битве при Танненберге.

Первая мировая война послужила серьезным толчком для развития военных технологий. В годы войны появилось множество военно-технических изобретений для массовых убийств людей, а также средств защиты от массового поражения.


В годы Первой Мировой войны на полях сражений впервые появилась авиация, первые самолёты использовались для разведки и бомбометания, подводные лодки, торпедные катера, первые танки, огнеметы, пулемёты, миномёты, зенитные и противотанковые орудия. В Первую Мировую войну впервые применялись отравляющие химические вещества, ядовитые газы — хлор, фосген, иприт, и были изобретены противогазы для защиты от ядовитых веществ.


Химическое оружие использовали в войне все страны. В 1914 году французы первыми стали применять гранаты со слезоточивым газом, немцы применили слезоточивый газ против русских войск в Битве при Болимове.

Русские применили впервые химическое оружие против немцев во время наступления 22-30 марта 1916 года Северного и Западного фронтов в районе Двинска и озера Нарочь — озеро Вишневское, где русская армия понесла большие потери — около 80 тысяч убитых, раненных и искалеченных солдат и офицеров. Благодаря мартовскому наступлению русской армии прекратились германские атаки на Французском фронте у Вердена с 22 по 30 марта, и Германия перебросила дополнительные войска на русский фронт.

Писатель Александр Мориц Фрай, служивший в Первую Мировую войну в одном полку с ефрейтором Адольфом Шикльгрубером (Гитлером) рассказывал, что будущий фюрер носил довольно пышные усы, как германский император Вильгельм II. Однако, по приказу командира Адольфу пришлось сбрить усы, так как они мешали правильно надевать противогаз.


Первые танки.


Конструкторы первых танков тяготели к гигантомании. Военные самоходные машины времен Первой мировой были значительно больше танков времен Второй мировой войны. Русский инженер Лебеденко сконструировал царь-танк — боевую бронированную машину с колесами диаметром 9 метров, вооруженную пулеметами и пушками, но из-за явных дефектов в конструкции танк вяз в грунте и не был в сражениях, а так и простоял на месте испытаний, а в 1923 году его разобрали на металлолом.


Первая военная авиация.



В конце-концов русский самолет совершил вынужденную посадку, так как вышли из строя 3 из 4 двигателей, самолёт получил более 300 пробоин, кончились боеприпасы в пулеметных лентах и патроны в штатных маузерах.


Авиаторы Первой мировой войны проводили бомбометания вручную, выбрасывая бомбы из открытой кабины пилота, что было отнюдь не безопасно для самого пилота.


В Первой Мировой войне авиаторы разрабатывали новые конструкции цеппелинов, дирижаблей, легкомоторных самолетов, первые тренажеры для обучения пилотов и снайперов.


Военными инженерами и конструкторами были разработаны новые технические средства помощи авиации на воде. Лёгкий самолёт мог сесть на борт военного судна для дозаправки, пополнения боеприпасов, и успешно взлететь, для продолжения боя.


Школа военно-морского летчика. Киль, гидросамолет

Для обнаружения самолётов в небе ночью или при сильной облачности применялись сильные прожектора,





Железнодорожный транспорт.

В начале XX столетия железнодорожное строительство в Российской империи велось довольно активно, с 1900 по 1904 год было построено 8222 версты железных дорог, с 1905 по 1909 год — около 6000 вёрст железнодорожного полотна.


В предвоенный период к железнодорожному транспорту в России относились, как к чисто коммерческому предприятию — от него требовалось обеспечение максимального дохода при всемерном сокращении расходов, и в 1910–1913 годах было построено только 3466 вёрст железных дорог.


В Первую Мировую войну Российская империя вступала, имея железнодорожную сеть, состоящую из 38 железных дорог, обеспечивающих транспортную связь общей протяженностью 71 542 км. Из них 24 железные дороги (47 861 км) принадлежали государству, а 14 железных дорог (23 681 км) — принадлежали частным обществам.


В процессе строительства находилось 10 762 км железнодорожных путей России. Перед началом Первой мирой войны строительство железных дорог велось более интенсивно частными обществами, к лету 1913 года частные компании построили в России около 7877 км железных дорог, в то время, как за государственный счёт было построено 2885 км.


Железнодорожный транспорт России по уровню развития существенно отставал от железнодорожного транспорта Германии, и это отставание приобрело характер угрожающий интересам империи.

В годы Первой мировой войны от железнодорожного транспорта потребовалось обеспечить непрерывную работу фронтовых и тыловых железных дорог, для этого были мобилизованы все силы и ресурсы Российской Империи.

В 1914 году со стороны Германии и Австро-Венгерской империи к русской границе подходило 32 железнодорожные линии, из которых 14 были двухколейными железными дорогами, а с русской стороны к границе шли только 13 железнодорожных линий, из которых только 8 линий были двухколейными.

Пулемёты, пушки, артиллерия.




14 июня-1904 г. артиллерийская бригада 1-й-батареи, 6-го-Восточно-Сибирского полка

Читайте также: