Вооружение древних славян кратко

Обновлено: 06.07.2024

Римские писатели I в. (Плиний Старший, Тацит) сообщают, что территория к востоку от Вислы и к северу от Дуная в их время была заселена многочисленными племенами винидов. Это были славянские племена, которые жили не только восточнее Вислы, но и к западу от нее. Более подробные сведения о славянах имеются в работах писателей ранневизантийского периода VI–VIII вв.

Таким образом, от Азовского моря до Вислы с древнейших времен обитали многочисленные славянские племена. Антами называли восточных славян, которые, по свидетельству Иордана, были храбрейшими из всех славянских племен.

Прокопий Кессарийский, Агафий, Маврикий, Феофилакт Симокатт и другие писатели VI–VIII вв. сообщают более подробные сведения об общественном устройстве и военной организации славян, а также о некоторых способах ведения ими войны и боя.

Основными занятиями славянских племен были земледелие и скотоводство, о чем косвенно говорят Прокопий и Маврикий и что подтверждается археологическими данными. В хлебных ямах славян хранились большие запасы ячменя и проса, для обнаружения которых Маврикий рекомендовал снаряжать солдат железными щупами. Имеются данные о том, что славяне занимались скотоводством; археологические данные (находки удил и стремян) свидетельствуют о развитии у них коневодства. Охота, бортничество и рыболовство были подсобными промыслами.

Славянские племена в VI в. вели оседлый образ жизни, что подтверждается характером их занятий и устройством поселений, которые обычно находились в лесах, болотах, посреди рек и озер. Это были городища, состоявшие из землянок со многими выходами, чтобы в случае нападения можно было скрыться через один из запасных ходов. Посреди рек и озер сооружались, по-видимому, свайные постройки. Таким образом, поселения славянских племен были надежно укрыты и трудно доступны, а поэтому отсутствовала надобность в строительстве таких оборонительных построек крепостного типа, какие, например, сооружались в древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Греции и Риме.

У славян существовала родовая община, которая имела земельную собственность. Частной собственности на землю не было и тогда, когда семья стала получать определенное пахотное поле, так как пахотная земля периодически подлежала переделу. Выгоны, леса, луга, охотничьи и рыбные угодья продолжали оставаться общинной собственностью.

Уже в конце V века стали возникать более или менее значительные объединения славянских племен для отражения нападения врагов или организации походов в пределы Восточной Римской империи. Войны способствовали упрочению власти военачальника, который превратился в князя, имевшего свою дружину. У древних авторов упоминаются имена славянских вождей и князей. Так, например, Иордан отметил в IV в. поражение вождя антов Божа с сыновьями и 70 старейшинами.

Общественное устройство славян в VI в. представляло собой военную демократию, органами которой были вече или собрание племен, совет старейшин и князь – военачальник. Князь имел свою дружину. Некоторые военачальники поступали на службу в Восточную Римскую империю. Но славянские племена обосновывались на Балканском полуострове не в качестве наемников, а в качестве завоевателей.

Источники говорят о славянах как о воинственном народе. Так, арабский писатель Абу-Обеид-Аль-Бекри в своих трудах отмечает, что если бы славяне, этот могущественный и страшный народ, не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. Об этом же пишут и другие восточные авторы. Воинственность славянских племен отмечают почти все византийские писатели.

Свидетельства древних авторов и исследования советских археологов позволяют определить происхождение и характер вооружения воина славянина. В славянских городищах VIII–IX веков советские археологи нашли кузницы, в которых изготовлялись орудия сельского хозяйства, предметы снаряжения коня и оружие. У славянских воинов преобладало оружие отечественного производства. Знать славянских племен, кроме своего, имела трофейное или купленное в других странах оружие.

Из предохранительных доспехов, кроме большого щита, славянские воины имели кольчугу, которая надежно прикрывала воина и в то же время не стесняла его движений в бою. Кольчугу изготовляли славянские мастера. В этот период у норманнов доспехи изготовлялись из кожи с прикрепленными к ней металлическими планками; византийские воины имели кованые доспехи, сильно стеснявшие их движения. Таким образом, доспехи славян выгодно отличались от доспехов их соседей – норманнов и византийцев.

Советы Маврикия в отношении направлений атаки и приемов дезорганизации построения славянского войска говорят о том, что у древних славян был определенный боевой порядок, что сражались они не толпой, а организованно, построившись по родам и племенам. Родовые и племенные вожди являлись начальниками и поддерживали в войске необходимую военную дисциплину. В основе организации славянского войска лежало общественное устройство – деление на родовые и племенные отряды. Племенные и родовые связи обеспечивали сплоченность воинов в бою.

Руны исполнят ваши желания и помогут принять верное решение в любой ситуации!

Удача улыбнется вам!

Основные земледельческие орудия труда у славян, орудия труда восточных славян

Основные орудия труда славян появились вместе с земледелием. Для обработки земли и сбора урожая необходимы были специальные приспособления. Однако и в других хозяйственно-бытовых сферах жизни были свои инструменты. Конечно, орудия труда древних славян были достаточно примитивными. Но в дальнейшем, с развитием народов, им на смену пришли более современные инструменты.

Какие орудия труда были у славян? Орудия труда восточных славян, их названия:

    • Соха. Была одним из самых популярных инструментов, особенно в средней лесной полосе. Разновидностей у сохи было много. Например, с одним, двумя или множеством зубьев. Также они могли отличаться формой сошника: узкий, широкий, перовой. Основной частью сохи была так называемая рассоха. Последняя представляла собой длинную деревянную доску, раздвоенную книзу. Другой частью сохи был сошник. Обычно его делали из железа. Сошник необходим был для подрезания пласта земли.
    • Сабан. Это более совершенная соха. Она отличалась от своей предшественницы большей устойчивостью.
    • Косуля. Также являлась аналогом сохи.
    • Мотыга. Состоит из длинной деревянной рукояти, на конце которой – металлическая пластина, похожая на налопатник. Мотыгой срезали сорняки под корень.
    • Орало. Использовалось для пахоты. Благодаря ему почва дробилась сильнее, а значит проще было ее бороновать. В целом орало было гораздо удобнее сохи.
    • Рало. Одно из самых старых орудий труда древних славян, используемое для пахоты. Представляло собой крюк, который вырезали из куска дерева с корнем. По видам могло быть с одним, двумя или несколькими зубьями.

    Основные земледельческие орудия труда у славян, Орудия труда восточных славян

    Основные земледельческие орудия труда у славян, Орудия труда восточных славян

    Основные земледельческие орудия труда у славян, Орудия труда восточных славян

    В зависимости от вида земледелия, от региона проживания у славян отличались орудия труда. Например, южные славяне, у которых основным видом земледелия был перелог, изначально пользовались деревянным ралом, а позже – плугом с железным лемехом. Это очень увеличило производительность труда, скорость обработки земли. А в северных районах преобладало подсечно-огневое земледелие. И, соответственно, орудие труда у славян было представлено мотыгой, а также сохой и бороной. Собирать выращенный урожай приходилось серпом.

    Сейчас мы рассмотрели основные земледельческие орудия у славян. Но ведь у наших предков были и другие занятия, для каждого из которых требовались свои инструменты и приспособления.

    Орудия труда у восточных славян

    Какие орудия труда были у восточных славян?

    Орудия восточных славян было примерно таким же, как и других славян. Могли быть лишь некоторые отличительные нюансы. А какое орудие труда использовали славяне в других делах ремеслах?

    Например, для обработки льна также были необходимы орудия труда, они назывались мялками. Мялка – это длинная и высокая деревянная доска с желобом по всей продолжительности, внутри которой находится другая доска (соответствующая размерами) с ручкой. Эта конструкция устанавливалась на специальные ножки.

    Основные земледельческие орудия труда у славян, Орудия труда восточных славян

    Также было у славян и трепало. По внешнему виду оно выглядело как большой нож из дерева. Не стоит забывать и про прялки, веретена.

    В кузнечном деле использовались специальные молотки, долота. А вот у гончаров имелся специальный гончарный круг.

    Многие орудия труда восточных славян дошли и до наших дней. Они с большим успехом используются в современном сельском хозяйстве.

    Орудия труда и оружие славян

    Кроме орудий труда у славян существовало и оружие. Мы знаем, что часто они страдали от набегов соседних племен. В любом случае средства защиты были очень важны в то время. Большую роль они играли и при встрече с дикими животными.

    По данным письменных источников зарубежных авторов, в пятом-седьмом веках у славян не было ничего, кроме защитных щитов. Затем уже появились дротики (другое их название – сулицы) и луки со стрелами.

    Щиты сначала делали из прутьев, обтянутых кожей. А уже потом материалом для них стали доски. Трудно представить, но длина щита достигала человеческого роста. Конечно, переносить такое громоздкое средство защиты было очень тяжело.

    Со второй половины девятого века военное дело начинает бурно развиваться. Разумеется, что вместе с этим появляется более совершенное оружие. Например, меч, копья, боевые топоры. Для обороны использовали щиты разных видов, панцири. Тело от вражеских ударов защищала кольчуга – это металлическая рубаха до уровня колен. Изготовление кольчуги было очень сложным, долгим (до нескольких месяцев) и кропотливым процессом. Да и весила она около семи килограмм.

    Основные земледельческие орудия труда у славян, Орудия труда восточных славян

    Ближе к тринадцатому веку у славян стали появляться доспехи (пластинчатые или чешуйчатые). Примерно в это же время получили широкое распространение шлемы. Они защищали не только голову (лобные, теменные части), но и верхнюю часть лица.

    Самым популярным оружием с девятого-десятого веков был меч. Существовало множество разновидностей этого холодного оружия. Они отличались шириной, длиной клинков, рукоятки. Часто элементы меча были украшены резьбой. Носили воины мечи сначала на плече, а позже на поясе.

    В южных районах большую известность приобрела сабля. Однако в письменных источниках она упоминается гораздо реже по сравнению с мечом. Использовали в бою и топоры – длинные или короткие.

    Что касается оружия для ближнего боя (ударное оружие), то его было достаточно много.

      • Булава, расцвет которой пришелся на двенадцатый век, представляла собой сферу из бронзы, внутри котлрой был свинец. Пользовались ей как в конном бою, так и в пехоте. Вес ее составлял порядка двухсот-трехсот грамм. Появилась булава впервые в шестом веке.
      • Кистень. Это подобие гири (чаще из железа или другого металла). Форма могла быть различной: круг, звезда, овал. Крепилась она к ремню, длина которого составляла около полуметра. Использовали его следующим образом: ремень наматывали на кисть, а потом резко направляли гирю в сторону противника. Такой удар получался достаточно сильным. Самые первые примитивные кистени появились еще в третьем веке.

      Основные земледельческие орудия труда у славян, Орудия труда восточных славян

      • Палица. Наибольшее распространение получила в тринадцатом веке. Представляла собой подобие палки с утолщением на конце.

      В двенадцатом-тринадцатом веках основным оружием у пехотинцев становится копье. Оно представляло собой рукоять с острым наконечником. Последний мог иметь разную длину и форму.

      Восточные славяне очень любили использовать в бою сулицы (дротики). Они имели острые наконечники, которые было трудно достать из раны. Известным оружием был еще и лук со стрелами. Особенностью его было то, что использовали их как в бою, так и в охоте. Сам лук изготавливался из разных пород дерева (дуба, березы, можжевельника), а стрелы из тростника, камыша.

      Это далеко не все виды оружия, которыми пользовались наши предки. Часть из них была заимствована у других племен, государств. Но часть все же была изобретением чисто славянским. И, конечно, оружие открывало перед славянами большие возможности в борьбе с врагом.

      В древности славяне действительно были мало и плохо вооружены. Когда они вышли со своей прародины, у них почти не было оружия, по крайней мере металлического; все оно ограничивалось небольшими луками со стрелами, остроконечными копьями из твердого дерева и щитами, деревянными, сделанными из прутьев или кожаными. Такими их изображают еще древнейшие авторы. Поэтому для готов III и IV веков они были armis despecti; точно так же характеризуют их оружие историки VI–VIII веков, часть которых встречалась со славянами лично: Прокопий, Маврикий, Лев VI, Иоанн Эфесский, Михаил Сириец, Павел Диакон, — а также древний источник, использованный Ибн-Русте и Гардизи[1379], и, наконец, только это мог иметь в виду император Константин, когда, сравнивая на основании этих древних источников вооружение славянских воинов с вооружением своих римских тяжело вооруженных воинов, назвал их „. . “.

      Но если это вооружение было недостаточным в III–IV веках нашей эры, то уже в последующие столетия славяне сумели его развить и усовершенствовать по германскому, римско-византийскому и восточному образцам, что ясно видно из дальнейшего описания. Нельзя представить себе, чтобы у них оставалось прежнее несовершенное вооружение, если Иоанн Эфесский при описании нападений славян на Грецию говорит, что они научились вести войну лучше римлян, и если мы вспомним, какая военная техника уже тогда использовалась славянами, о чем я только что говорил.

      И если все же в славянских погребениях X и XI веков редко встречаются предметы вооружения, то это объясняется другим обстоятельством. В те времена повсюду, а главным образом там, где христианство было введено римской церковью, в могилы перестали класть погребальный инвентарь, а следовательно, и оружие. Карл Великий в 785 году запретил языческие погребения во Франкской империи, впоследствии его примеру последовал весь славянский запад, а также и на востоке вскоре отказались от древнего обычая могильных приношений. Погребения христианских воинов в полном вооружении встречаются только как исключение, например погребения из Таганчи у Канева или у Колина в Чехии[1382]. Хотя мы встречаем иногда целые большие германские кладбища Меровингской эпохи лишенными оружия, никто не сомневается в том, что германские воины V–VII веков были хорошо вооружены.

      Перейдем к описанию отдельных видов вооружения[1383].


      Рис. 111. Вооружение русского воина из погребения X века, открытого в Таганче близ Канева (по Хойновскому)

      Меч, который мы встречаем в славянских погребениях VIII–XI веков, является аналогичным германским мечам времен Карла Великого (рис. 113) и представляет собой чаще всего предмет импорта из франкских или скандинавских мастерских и снабжен характерными германскими украшениями, хотя мы встречаемся и со славянскими имитациями[1385]. Другие виды мечей византийских или восточных форм, среди которых особенно интересен ровный однолезвийный меч, палаш, или kord, редко встречаются в славянских землях того времени[1386].

      Тюрко-татарская изогнутая и односторонняя сабля, старосл. сабля[1387], также встречается уже в эту эпоху у славян, но сравнительно очень редко. Киевская летопись еще в конце X века отличает русское вооружение, для которого характерными были броня и меч, от тюрко-татарского с луком и саблей[1388], и вплоть до XI века летопись нигде не упоминает о саблях в руках русских воинов. Начиная с XI века сабля проникает, однако, к славянским русам (см. могилу у Таганчи, рис. 111, 1) и дальше. К славянам в Венгрию сабля попала еще раньше. Здесь можно также хорошо различить древнюю форму аварской сабли, снабженной зубом на перекрестии, от позднейшей мадьярской с надломленным перекрестием и без зуба[1389].


      Рис. 112. Реконструкция вооружения воина из Таганчи


      Рис. 113. Мечи из славянских находок 1 — Гогенберг; 2 — Коляны около Врлики; 3 — Ярогневице; 4 — Киев; 5 — Гнёздово; 6 — Одер, близ Гольцова.

      Наряду с остролезвийными секирами в славянских землях встречаются порой палицы с тупым молотком без лезвия или с набалдашником, снабженным пазами или шипами. Их форма и назначение были различными, а поэтому для них имеется целый ряд названий как славянских (палица, млатъ, жезлъ, булава, пернатъ, обухъ), так и иностранных, восточных: buzdyganъ, ?estopiorъ (шестоперъ) из персидск. ?e?per. Однако трудно установить, какой форме принадлежало какое название. Также нельзя точно установить, к какому времени они относились. Само собой разумеется, что простой народ наряду с этими часто роскошными палицами применял и простые крепкие дубины (сл. kyjь), какие, впрочем, мы видели и у воинов, изображенных на ковре из Байе.

      Копье, лук. Два следующих вида оружия — копье и лук со стрелами — являются, как мы уже знаем (см. стр. 372), древним и типичным славянским вооружением.

      Наряду с простыми деревянными кольями, заостренными на концах (русск. оск?пъ), у славян было два вида оружия, снабженного железными наконечниками: у одного наконечник был на одном конце (старослав. копье), у другого — на обоих концах (старослав. судлица). Форма наконечника так же разнообразна, как и у оружия того времени на западе Европы и в Германии. Наконечник имеет втулку для насадки на древко (см. рис. 118). Иногда встречаются также копья с крыльями, причем на втулке копья имеются боковые отростки, подобно образцам, известным на западе, а также часто встречающимся на миниатюрах того времени.


      Рис. 114. Однолезвийный палаш и сабля из славянских и кочевнических находок 1 — Юрково (Кошчаны); 2 — Кешкемет; 3 — Земянская Ольча; 4 — Чеховице; 5 — Таганча; 6 — Верхн. Салтово; 7 — Кубань (Кавказ).

      Большую роль играл у славян лук (старослав. l?kъ) со стрелами (старослав. стрела, шипъ[1394]) — на востоке издавна, на западе же особенно с того времени, когда западные славяне встретились с аварскими и мадьярскими лучниками и были вынуждены приспособить к ним свою тактику, усилив роль лука.

      В славянских погребениях целый лук не встречался[1395], но, несомненно, он был подобен южногерманскому луку из погребения у Оберфлахта или скандинавскому луку из болота близ Нидама; несомненно также, что луки изготовлялись из ровной и относительно длинной ясеневой ветви[1396]. Впрочем, к восточным славянам проник также и среднеазиатский лук, составленный из двух изогнутых частей наподобие широкого М, известный нам из скифских и сарматских погребений, а также по парфянским и персидским изображениям сасанидской эпохи[1397]. Но эта форма не была первоначальной славянской формой.


      Рис. 115. Боевые славянские секиры 1–3 — В. Горица; 4, 6 — Лухачовице; 5 — Жданице; 7 — Турово; 8, 12 — долина Днепра; 9 — Саки (Поречье); 10 — Сязнига на р. Паше, Приладожье; 11 — Липлаво (Золотонош); 13 — Спасский городец (Калужская губ.); 14 — Гнёздово; 15 — Княжа гора (Канев); 16 — из окрестностей Вильна; 17 — Борки на Оке; 18 — Топор — молот кочевников, Вахрушева, Тихвинского уезда.

      Форма наконечников стрел очень разнообразна: наряду с формами, обычными для всей Европы (рис. 119, 14–16), мы встречались также с восточными формами — с тупым или зубчатым концом. При стрельбе из лука славяне, так же как и ближайшие их соседи, употребляли стрелы, пропитанные ядом, который они называли nalepъ. Вероятнее всего, яд этот изготовлялся из аконита (Aconitum napellus) и, согласно Маврикию и Льву, действие его было настолько быстрым, что если раненый немедленно не применял противоядия (theriaka) или не иссекал места поражения, то наступала смерть[1398].

      Стрелы носили в специальном футляре (старосл. тулъ), который был подвешен на ремне у левого бока. Восточные славяне, кроме того, переняли у азиатских кочевников еще особый футляр для лука, который носили у правого бока и называли налучьем[1399].


      Рис. 116. Железный топор русской работы, инкрустированный золотом и серебром, из Билярска (по В. Сизову)


      Рис. 117. Железный пернач из Сахновки и бронзовые кистени из Киева и Канева

      Праща. Метание камней с помощью ручных пращей является древним способом боя, который и славяне, несомненно, применяли издавна. Первые документы об этом относятся к битве у Солуни в VII веке[1400], и способ метания не отличался тогда от способа, представленного на одной из сцен ковра из Байе[1401]. Общеславянским названием необходимого для метания приспособления было пракъ (порок) из первоначального порк[1402]. Однако первоначально, в XII веке, это слово появляется как обозначение приспособления, при помощи которого метались большие камни при штурмах укрепленных городов.


      Рис. 118.Наконечники копий из славянских погребений 1, 9 — Николаевка; 2 — Брановице; 3, 8 — Гнёздово; 4 — Гульбище; 5 – Спасский городец; 6 — Ростково; 7 — Лубовка; 10 — Тунау; 11 — Бездеков.


      Рис. 119. Формы славянских стрел 1-7 — из погребений Остерского уезда; 8–10 — из Княжей горы; 11-13 — из Гульбища и Черной могилы; 14–15 — из В. Горица; 16–22 — из Гнёздова.


      Рис. 120. Восточные стрелы 1 — Минусинск; 2 — Мощинское городище (Калужская губ.); 3 — Вишеньки (Черниговская губ.); 4 — Пилин; 5 — Белореченская; 6 — Закавказье.


      Рис. 121. Электроновый сосуд из Куль-Обского кургана


      Рис. 122. Кольчуга св. Вацлава (фото)


      Рис. 123. Вооружение кочевника из кургана около Берестняги между Росавой и Днепром (по Бобринскому)

      Панцирь. С несовершенством вооружения, которым воевали славяне еще в VI и VII веках, было связано и то, что у них в эту эпоху не было как металлических панцирей, так и металлических шлемов, помимо упомянутых выше исключений. Однако в конце языческого периода, в X и XI веках, панцири были уже широко известны и назывались бръня, броня. Это слово германского происхождения, производное от древневерхненемецкого brunja, нем. Br?nne[1403], что свидетельствует о заимствовании славянами этого вида вооружения у германцев, и именно в Каролингскую эпоху, тем более, что имеются прямые свидетельства эпохи Карла Великого, прямые запрещения Карла от 805 года, чтобы немцы не продавали славянам панцири: ut arma et brunias non ducant ad venundandum (см. выше, стр. 348–349).


      Рис. 124. Славянские и восточные шлемы 1 — Градско; 2 — Моравия; 3 — Оломоуц; 4 — Черная могила; 5 — долина Днепра; 6 — Гнёздово; 7 — Таганча; 8 — Кубанская область; 9 — Берестняги (Ковалы); 10 — Гиш в Познани; 11 — коллекция Ягеллонского университета; 12 — станица Тифлисская на Кубани.

      Тут речь идет о панцирях, сплетенных из небольших железных кружков, наподобие длинной рубахи с рукавами и воротником, какие найдены в Германии (целый, например, в Гаммертингене), а также в славянских погребениях ряда районов России[1404] и представление о которых наилучшим образом дает нам панцирь св. Вацлава, хранимый в Праге в сокровищнице собора св. Витта[1405]. Вацлав был убит братом Болеславом в 929 году.

      Однако на основании всего этого еще нельзя утверждать, что этот вид брони германского происхождения. Подобного рода кольчатые лорики имели и римляне (lorica hamata) и галлы в эпоху Римской республики[1406]; с начала христианской эры кольчуги известны и на Востоке, и эти восточные панцири, согласно исследованию В. Розе[1407], более сходны с германскими и славянскими, нежели с римской лорикой. Хотя доводы Розе требуют более точного обоснования, чем это сделано автором, и оставляют еще некоторые сомнения, но в целом Розе, по всей вероятности, прав, утверждая, что на создание германских и славянских панцирей наряду с римскими образцами оказал влияние в первую очередь Восток.

      Наряду с кольчатыми панцирями к славянам попадали начиная с XII века панцири и другого вида — пластинчатые. В русской археологии наряду с состоящей из колец кольчугой (кольчуга от кольцо) различаются несколько видов других панцирей (бахтерец, юшман, зерцало, байдана, куяк). Но к рассмотрению данного вопроса это не относится.

      Шлем. Одновременно с панцирем у славян появился и металлический головной убор, для обозначения которого уже с X века славяне употребляли чужеземное название шлем, из древнегерманск. helm, готск. hilms[1408]. Это конический шлем с наносником, возникший у германцев, вероятнее всего у готов, как подражание остроконечной восточной форме, которую мы можем проследить на Востоке начиная с древнейших времен и вплоть до сарматского и сасанидского вооружения. Образцы славянских шлемов подобного рода известны по ряду археологических находок, сделанных в Чехии, Польше и России[1409]; наилучшим из них является шлем из того же клада св. Вацлава в Праге. Судя по орнаменту наносника, этот шлем относится приблизительно к IX–X векам и вышел из скандинавской мастерской[1410]. Однако наряду с этими шлемами на Руси уже в XI веке появились шлемы непосредственно восточной формы — продолговатые, заканчивающиеся вверху острым шпилем, украшенным иногда пером или флажком (еловец); с XII века эта форма стала на Руси господствующей. (См. шлем из могилы русского воина в Таганче, рис. 111.) Находки железных масок, которыми снабжались иногда шлемы кочевников (рис. 123), в славянских погребениях не обнаружены.


      Рис. 125. Шлем св. Вацлава. Вид спереди и сбоку


      Рис. 126. Шлем князя Ярослава Всеволодовича

      Щит. Сначала щит изготовлялся только из крепкой кожи, из прутьев или из досок — к этому виду, вероятно, и применялось вначале славянское название щитъ. Под влиянием римских умбонов, большое количество которых встречено по всей Германии в могилах с трупосожжениями II–IV веков, германцы, а после них и славяне стали оковывать край щита металлом, а посередине его помещать умбон. У славян такие щиты появились, вероятнее всего, также в Каролингскую эпоху.


      Рис. 127. Железные умбоны из славянских погребений (Гнёздово; петербургские и приладожские курганы)

      Находки умбонов редки[1416], и, очевидно, так же редки были и щиты, снабженные ими.

      Данный текст является ознакомительным фрагментом.

      Продолжение на ЛитРес

      Р-7 ПРИНЯТА НА ВООРУЖЕНИЕ

      Р-7 ПРИНЯТА НА ВООРУЖЕНИЕ Среди всех ракет начала космической эры ракета Р-7 оказалась рекордным долгожителем. Начав свой триумфальный путь в 1957 году в качестве первого в мире потенциального носителя водородной бомбы, Р-7 после нескольких модернизаций в различных

      Вооружение

      Вооружение Воины фаланги (первый разряд) были вооружены по греческому образцу и носили круглый аргивский щит, бронзовый панцирь, поножи, шлем, копье и меч. Но хотя этруски приняли тактику и вооружение фаланги, в их гробницах находят доспехи и вооружение традиционного

      Вооружение

      Вооружение

      Вооружение Воины фаланги (первый разряд) были вооружены по греческому образцу и носили круглый аргивский щит, бронзовый панцирь, поножи, шлем, копье и меч. Но хотя этруски приняли тактику и вооружение фаланги, в их гробницах находят доспехи и вооружение традиционного

      Вооружение

      ВООРУЖЕНИЕ

      ВООРУЖЕНИЕ Стрелковое оружие Обычным оружием пехоты была пехотная винтовка системы Мосина-Нагана образца 1891 г., калибром 7,62 мм, с магазином на 5 патронов. Были также ее варианты: винтовки драгунская, которая была короче и легче по весу, и казачья, драгунского типа, но без

      ♦ Вооружение

      ? Вооружение Если исландцу предстояло драться, то он предпочитал использовать для этой цели топор, существовавший в самых разных вариантах: с широким или узким лезвием, с длинной или короткой рукояткой и т. д. Среди топоров были очень красивые — с лезвием,

      Вооружение

      Вооружение Первоначально главный калибр каждого вспомогательных крейсеров составляли взятые из арсенала шесть 150-мм орудий SK L/45 образца 1906 г. в установках MPL С/13 на центральном штыре, снятых в свое время с линейных кораблей и линейных крейсеров кайзеровского флота, и

      Вооружение

      Вооружение Еще шумеры наряду с тяжелой использовали легкую пехоту — лучников и пращников, но наибольшее распространение она получила у аккадцев. Есть мнение, что с помощью лучников они и одержали верх над шумерскими войсками. Связка лучник плюс щитоносец-копейщик

      Вооружение

      Вооружение

      Вооружение

      Вооружение Типичным наступательным оружием, которое обнаруживается в местах обитания викингов, являются мечи, боевые топоры, копья и луки. Извлекается оружие в основном из захоронений. Датские находки раннего периода включают в себя тот же ассортимент оружия, что

      Вооружение

      Вооружение Несколько слов о вооружении германских белых добровольцев. С учетом того, что им приходилось вести боевые действия по преимуществу в городских условиях, вооружение фрейкоровцев ограничивалось в основном стрелковым оружием — винтовками, карабинами,

      Вооружение

      Вооружение (ВПК)

      Вооружение (ВПК) Армия Беларуси (Белой Руси) закупает, ремонтирует, совершенствует вооружения и военную технику, ведёт научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создавая новые образцы вооружения. Ведутся работы по качественному улучшению технического

      Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

      Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь


      Источники рисуют нам славян как легковооруженных пехотинцев, которые предпочитали сражаться на расстоянии, зачастую прибегая к хитроумным тактикам.


      Следует еще упомянуть, что славян описывают как высоких, сильных и неприхотливых. С долей условности рост и физическую силу тоже можно отнести к военному потенциалу. И тут же оговориться, что небольшой рост не помешал римлянам, к примеру, завоевать огромные пространства и более высокорослые народы. По крайней мере, можно отметить, что минусами сила и рост не были. Также авторы отмечают многочисленность славян. Но тут тоже можно скептически заметить, что побежденный враг всегда преувеличивает число победителя. Да и вообще, с численностью армий у письменных источников большие проблемы. Однако на деле могло быть и так, как указано в источниках.

      Письменные источники упоминают щиты, причем подчеркивают, что некоторые щиты были труднопереносимыми. Сложно представить легкую пехоту с тяжелыми щитами, можно предположить, что использовали такие щиты какие-нибудь более специализированные отряды или тяжелая пехота. Возможно, что они использовались как более поздние павезы или даже как полевые укрепления. В частности, такое предположение делает Поляков в своей диссертации.



      " Князья другувитов единодушно решили подготовиться у стен для осады и взятия города, пренебрегая немощным и малочисленным населением. Кроме того, они получили заверения от неких славян из этого же племени, что в любом случае возьмут город. Для этого они приготовили у ворот огненосные орудия и некие сплетенные из лозы сооружения, лестницы высокие до неба, а также камнеметы и другие приспособления из бесчисленных деревянных сооружений, заново изготовленные стрелы — коротко сказать, это было то, чего никто из нашего поколения не знавал и никогда не видел, и большинству из них мы до сих пор не смогли дать название"

      В одной из статей (ссылки снизу) достаточно подробно рассматривается этот вопрос:

      Судя по тому отрывку из "Чудес", которое я привел, славяне вполне могли использовать и византийские "рецепты", но заметно их усовершенствовали или изобрели новые , потому как ". никто из нашего поколения не знавал и никогда не видел, и большинству из них мы до сих пор не смогли дать название"

      На позднеримскую письменную традицию огромное влияние оказывало античное наследие с укоренившимся стереотипным видом варвара. Вот, к примеру, франки 6-го века:

      И так далее. Более того, античные стереотипы как средство для описания народов еще долго оказывали влияние на письменную традицию. Фактически, до Нового Времени.

      Поэтому письменные источники надо любить и уважать, но подвергать строгому анализу и критике.


      Археологические источники

      Находки оружия на территории пражской, пеньковской и ипотешти-кындештской культур не сильно многочисленны, происходят с поселений, а не погребений и в целом, вполне отражают перечисленный в письменных источниках набор вооружения. Наиболее полную сводку находок можно найти у Казанского, и желающих я отсылаю к его статье.



      Если вкратце, то
      - наиболее многочисленны находки наконечников копий и дротиков, причем нескольких типов. Можно выделить копья, предназначенные для ближнего боя и дротики, особенностью которых является довольно слабое крепление наконечника. Для ближнего боя такое крепление было помехой, а для дистанционного вполне годилось . Можно вспомнить, что пилумы римлян нельзя было использовать для повторного метания без починки крепления. Присутствуют также копья-пики, которые могли использоваться для конного боя. Все эти копья и дротики объединяются как в специфические варианты, так и в имеющие аналогии на западе и на востоке.

      - Топоров обнаружено шесть экземпляров, часть из них имеет аналогии в германском комплексе вооружения, другая часть характерна для лесной зоны Восточной Европы. Есть находка узколезвийного топора, схожего с восточными, характерными для кочевников.


      - Клинковое оружие представлено слабо. Целых мечей нет, есть только фрагменты деталей гарды, обкладок меча, скоб для крепления. В Моравии обнаружен скрамасакс, найденный в ингумации пражской культуры, что вероятно указывает на то, что погребение принадлежало германцу, жившему среди славян.


      - Присутствуют находки снаряжения всадника – шпоры, удила и пряжки для упряжи.

      - Важными находками являются остатки защитного вооружения. Если не брать в расчет колочинские памятники (на одном их них есть находка детали пластинчатого доспеха), имеются, в основном, немногочисленные остатки фрагментов кольчуг. На одном из пражских поселений тоже есть деталь пластинчатого доспеха.

      - Деталей щитов нет. Есть находка заклепок, которые можно интерпретировать как часть умбона. С другой стороны, это означает скорее, что славяне не использовали металлические части для щитов. Известно, что навыки плетения из тростника у них были достаточно развиты. Вполне возможно, что щиты были плетеные. Есть также поздняя (не для рассматриваемого периода) находка западнославянского щита с деревянным умбоном. Вполне могло быть, что применялись и такие.

      Обобщая данные по археологии, стоит заметить, что они вполне воспроизводят тот набор вооружения, который мы имеем на основании письменных источников. И даже больше, немного его расширяют. Снаряжение всадника показывает, что кавалерия не была временным или ситуативным явлением. Защитное вооружение, не отмеченное в письменных источниках, отмечает археология. Но в то же время, остатков щитов не встречено, что может говорить о том, что они изготовлялись из материалов, неспособных долго сохраняться в земле.


      И естественно, подвергая критике письменные источники, нельзя не подвергнуть критике археологические. Во-первых, абсолютное большинство этих находок найдено на поселениях. Вещи с поселений это, как правило, лом, мусор и то, что случайно потеряно. То есть, это не отражает в полной мере оснащенность вооружением. Во-вторых, у славян не было обычая класть в погребение оружие. И без погребальных памятников мы не можем оценить всей картины. К примеру, если бы не погребальные памятники, мы бы очень мало знали о вооружении норманнов. Но у них был обычай класть оружие в могилу, и поэтому на период викингов мы имеем массу мечей, топоров, защитного вооружения и всего прочего. Иногда даже в очень хорошей сохранности. Более того, часто единственное, что мы знаем об археологической культуре – это погребальные памятники. Славянам очень не повезло. В-третьих, нет данных о вотивных предметах. Т.е. тех, которые выбрасывались в болота, реки, озера как подношение богам. У германцев был такой обычай, и в Скандинавии, к примеру, мы видим для первой половины первого тысячелетия н.э. громадное количество первоклассных предметов вооружения, найденных на дне болот. Причем они часто гораздо более качественные, чем те, что найдены в погребениях (ведь богам нужно только лучшее). Кстати, находки эти были обнаружены случайно. Славянам опять же, не повезло, что они либо не имели обычая совершать такие жертвоприношения, либо они еще не найдены. С археологической обследованностью болот, рек и прочего в Восточной Европе все очень печально.

      Как мне кажется, на данном этапе изучения уже неактуально воспринимать ранних славян как слабо организованную пешую толпу с парой копий и одетую только в штаны. Им было вполне известно специализированное вооружение: боевой (не охотничий) лук, дротики, мечи, щиты. Активно заимствовались предметы вооружения соседей. Развивались собственные формы, одной из вершин раннеславянского военного ремесла следует считать осадное дело. Для участия в боевых действиях привлекалась кавалерия и тяжелая пехота, использовались доспехи. С другой стороны, не стоит впадать в обратный грех – чрезмерно возвеличивать славян и представлять их как тяжеловооруженных воинов на коне. В ту пору это было бы невозможно экономически. Вероятно, специализированное вооружение было характерно для небольшой прослойки приближенных к военным вождям. Как было и везде. Военная элита стоила дорого. Другое дело, что и славяне могли себе ее позволить. По всей видимости, для 6-7 вв. мы имеем дело с поступательным развитием славянского военного дела. Набор метательного оружия, характерного для лесных культур, изначально не выделял славян их массива жителей Восточной Европы, но к концу шестого века происходят качественные изменения в военном деле.

      Кое-что из литературы:

      Florin Curta. Avar Blitzkrieg , Slavic and Bulgar Raiders, and Roman Special Ops: Mobile Warriors in the 6 th -Century Balkans

      Читайте также: