Воображение у детей с дцп кратко
Обновлено: 02.07.2024
Высоцкая Елена Павловна
МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100"
учитель
Аннотация
Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с данными нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. В статье рассматриваются особенности развития психических функций детей с церебральным параличом.
Отечественные специалисты Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, Е.И.Кириченко, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко изучали проблему психических нарушений детей с детским церебральным параличом.
Для детей данной категории характерны специфические отклонения в психическом развитии. Патогенез данных отклонений выражается степенью и локализацией поражения мозга. Психическое развитие детей с ДЦП своеобразно. Данное своеобразие выражается в сочетании раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Отклонения развития психики при детском церебральном параличе (ДЦП) включают нарушения развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности [1].
Данилова Л. А выявила специфические особенности в структуре нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Данные нарушения имеются у всех детей с данным диагнозом.
1. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Данная обусловлена мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.
2. Выраженность астенических проявлений, выражается в повышенной утомляемости, истощаемости всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.
3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире [2].
Вышеперечисленные особенности обусловлены вынужденной изоляцией, ограниченным кругом контактов ребенка, трудностями в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности. Все эти проблемы возникли вследствие длительной обездвиженности, трудностей в передвижениях или проявлением сенсорных расстройств [ 4].
При ДЦП значительно нарушена деятельность различных анализаторов. Нарушения зрения, слуха, мышечно-суставного чувства влияет на восприятие в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Примерно ¼ детей с ДЦП имеют нарушения зрения. Вследствие недостаточной фиксации взора, плавного прослеживания, сужения поля и остроты зрения у детей нарушено зрительное восприятие. Нередко дети страдают косоглазием, птозом (опущение верхнего века) [4].
Двигательная недостаточность является препятствием для формирования зрительно-моторной координации. Все эти факторы способствуют неполноценному и искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности [3].
При ДЦП нарушена пространственно-различительная деятельность слухового анализатора. Примерно 25% детей имеют сниженный слух, и как следствие – нарушенное звукопроизношение. Недоразвитие фонематического восприятия являются причиной трудностей в овладении чтением и письмом, а также письму под диктовку[6].
При всех формах церебрального паралича происходит задержанное и нарушенное развитие кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети испытывают трудности в определении положения и направления движений пальцев рук без зрительного контроля. Ощупывающие движения рук зачастую слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Многие дети не могут или испытывают значительные трудности в узнавании предметов на ощупь без зрительного контроля. Ощупывание, действие с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП значительно нарушено [7].
Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.
Большинство детей с ДЦП затрудняются в они с трудом воспринимают предмет целиком.. Они испытывают трудности в выполнении простых заданий: собрать разрезную картинку, сконструировать что-либо по образцу из палочек или строительного материала. Часто наблюдаются оптико-пространственные нарушения. Дети испытывают трудности в копировании фигур, рисовании, лепке, письме.
Психическое развитие при ДЦП характеризуется выраженностью психоорганических проявлений, к которым относят – замедленность, истощаемость психических процессов.
У детей с ДЦП затруднен переход на другие виды деятельности. Наблюдается недостаточная концентрация внимания, замедленное восприятие , снижение объема механической памяти. У большинства детей наблюдается низкая познавательная активность, что выражается отсутствии интереса к выполнению заданий. Дети не могут сосредоточиться на задании, медленно выполняют его [11].
Дети с церебральным параличом могут иметь нормальный или близкий к норме интеллект, задержку психического развития, либо умственную отсталость. Но довольно редко встречаются дети без отклонений в психическом (интеллектуальном) развитии
Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни[11].
У детей с задержкой психического развития при ДЦП зачастую положительная динамика дальнейшего умственного развития. Они принимают помощь взрослого при обучении, они хорошо, хоть и медленно усваивают новый материал. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии [10].
У детей с ДЦП имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, которые выражаются в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, а иногда и наоборот – заторможенностью, застенчивостью, робостью. Смены настроения могут сочетаться с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. Но нарушения поведения чаще наблюдаются у детей с умственной отсталостью, а у детей с сохранным интеллектов данные нарушения поведедения наблюдаются значительно реже [12].
У детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии личности. Биологические, психологические и социальные факторы влияют на формирование личности детей с ДЦП.
Также, безусловно, на формирование личности оказывает влияние чувство собственной неполноценности, социальная депривация и неправильное воспитание.
Недостаток в физическом развитии оказывает влияние на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП наблюдаются отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую является гиперопека, неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [12].
Даже при нормальном интеллектуальном развитии у ребенка может наблюдаться неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, повышенная внушаемость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков могут проявляться иждивенческие установки. Также дети могут выражать отрицательное отношение к самостоятельной практической деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью [13].
Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Педагогам, работающим с данной категорией детей, стоит задача профилактики и коррекции этих нарушений. Но направления этой работы могут быть определены только после комплексного обследования.
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ – это группа различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц, характеризующихся неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения
Особенности развития высших психических функций у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата.
Структура нарушений познавательной деятельности.
Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. Выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной сферы.
Познавательная сфера – совокупность познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь), познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности (игра, изодеятельность, учение, исследование)
Структура нарушений познавательной сферы при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:
1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития
3) выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы. Истощаемость выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения
4) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:
• вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
• затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств;
•нарушение сенсорных функций
5) нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи.
Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.
По мнению Н.В. Симоновой, нарушения внимания могут быть связаны с отклонениями в функционировании зрительного анализатора:
с невозможностью фиксации взора,
с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз,
с ограничением поля зрения, нистагмом.
Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Отмечаются трудности в переключении внимания на другие виды деятельности, недостаточность концентрации, застревание на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Отмечается слабость активного произвольного внимания. При нарушениях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта – сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации
Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функционировании всей познавательной системы в целом.
Восприятие у детей с ДЦП существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей, как в количественном отставании от возрастных нормативов, так и в качественном своеобразии в формировании данной психической функции.
У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, то есть поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг.
И.И. Мамайчук было проведено исследование, которое показало, что зрительное прослеживание у детей с ДЦП формируется позднее нормально развивающихся детей и характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения.
Также у детей с ДЦП затруднена перцептивная активность в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом.
У детей с ДЦП отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития и познавательной сферы в целом.
У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, в том числе узнавания предметов на ощупь. Недостаточность активного осязательного восприятия приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре, что ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире
Восприятие пространства является необходимым условием ориентировки человека в окружающем мире. Овладение знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначить, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных видов деятельности
Пространственный анализ осуществляется целым комплексом анализаторов, хотя основная роль принадлежит двигательному анализатору, который является главным нарушенным звеном при ДЦП. Л.М. Шипицына утверждает, что в силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушения фиксации взора, речевого дефекта развитие ориентировки в пространстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения.
У детей с ДЦП могут страдать самые различные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов.
Исследование Л.А. Даниловой установило, что особые трудности при формировании пространственно-временных отношений возникают в тех случаях, когда последовательность и длительность явлений определяется с помощью пространственных отношений. Причиной трудностей в освоении пространственно-временных отношений является то, что у детей с ДЦП формирование пространственно-временных представлений происходит при малом включении активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опыта. Затруднения в различении пространственных отношений, правильные объяснения и ошибочное воспроизведение пространственных признаков указывают на недостаточность обобщенного понимания сложившихся у детей словесных формулировок, на вербализацию пространственных отношений, опережающую практическое освоение пространства. При ДЦП это связано с освоением окружающего на основе максимально сохранных функций.
Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела. Для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.
ПАМЯТЬ
Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.
Двигательная память, то есть запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП. У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, то есть возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений. Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.
Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.
Все, даже простейшие наглядно-действенные, задачи предусматривают произвольные целенаправленные действия с предметами. Именно эти действия у детей раннего возраста стимулируют познавательную деятельность, активизируют внимание, восприятие, память, мышление, речь, общение и взаимодействие со взрослыми
По данным Е.М. Мастюковой, наглядно-действенное мышление у детей с ДЦП формируется с большим опозданием и весьма своеобразно. Познание окружающего мира в активной деятельности нарушается. Зачастую наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях и при опоре на менее нарушенные функции. Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности.
Наглядно-образное мышление обычно формируется на основе наглядно-действенного мышления и чувственного опыта (ощущения и восприятие). При ДЦП оба этих компонента значительно нарушены, поэтому данный вид мышления формируется позже и имеет ряд специфических особенностей.
Развитие словесно-логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения. Этот этап в развитии мышления у детей с ДЦП существенно страдает. Это зависит как от тяжести речевого поражения, отсутствия практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении, так и от ограниченности грамотного раннего коррекционно-развивающего воздействия. Основной связью с предметом у многих детей долгое время остается зрительная, что приводит к преобладанию чувственного обобщения над словесным и к задержке развития понятийного мышления. Наглядная ситуация, внешние, несущественные признаки предметов для этих детей имеют большее значение, чем для здоровых детей того же возраста. Поэтому становление и целенаправленное развитие речи на этом этапе способствует перестройке сенсорного типа восприятия на предметно-обобщенный, что в свою очередь приводит к развитию словесно-логического мышления.
Исследование Г.С. Гуменной указывает на то, что дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий и форм (классификация предметов, выделение четвертого лишнего, осмысление простого рассказа). Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированности познавательных интересов, с преобладанием игровых мотивов.
Особенности мышления у детей с церебральным параличом обнаруживаются наиболее явно при выполнении заданий, требующих интеллектуальных процессов. У детей отмечается не только ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности за счет бедности их практического опыта, но и имеют место специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе коммуникативной и предметно-практической деятельности.
Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%.
При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Для большинства детей характерна недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи. Качество речи определяется характером психической деятельности в целом и темпом мышления.
Исследования Н.В. Симоновой показывают, что дети с ДЦП в возрасте от 5 до 7 лет проявляют недостаточность лексико-грамматического развития. Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Крайне бедно в словаре представлены группы слов, отражающих определенную тематику: транспорт, животный и растительный мир, мебель и пр. Ограничен запас слов для характеристики предметов, их качеств и действий.
По данным М.В. Ипполитовой, у детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки речевого развития у детей, как правило, задержаны. У большинства детей первые слова появляются лишь к 2 – 3 годам, фразовая речь – к 3 – 5 годам. В наиболее тяжелых случаях фразовая речь формируется лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего практический опыт ребенка и его социальные контакты. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдаются нарушения восприятия, играющие важную роль в формировании речи.
У большинства детей можно определить своеобразие речевого развития, у некоторых – разную степень выраженности ОНР. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, что приводит к использованию одних и тех же слов для обозначения разных предметов и действий, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2 – 3 слов; слова не всегда правильно согласуются, не используются или используются не в полной мере предлоги.
По данным Л.Б. Халиловой, мелодико-интонационная сторона речи при ДЦП также нарушена: голос обычно слабый, иссякающий, немодулированный, интонации невыразительны. При ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка.
Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей. Нарушения развития отдельных психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь) тормозят психическое развитие ребенка в целом.
Статья о развитии детей в возрасте от 6 до 8 лет, страдающих Детским Церебральным параличом.
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_detey_s_dtsp_6.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей с ДЦП 6-8 лет
Давайте рассмотрим, какие же особенности развития претерпевают дети, страдающие ДЦП или с ограниченными возможностями здоровья. При любых двигательных нарушениях проявляются вторичные дефекты развития. Прежде всего, нарушаются процессы ощущения и восприятия. А это фундамент дальнейшего полноценного развития ребенка, так как через ощущения и восприятия ребенок познает свойства и качества окружающего мира. Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавании предметов на ощупь, т.е. наблюдается нарушения стереогнозиса. Это препятствует развитию предметных действий и отрицательно сказывается на общем уровне психического развития.
Многие дети с ДЦП имеют нарушения зрения: косоглазие, атрофия зрительного нерва и т.д. Для формирования предметно-практической деятельности мышления значение имеет согласованность движение руки и глаза. У детей с ДЦП такие согласованные движения развиты недостаточно, особенно если наблюдаются неправильные установки тела, головы и конечностей. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями. У них нарушается концентрация внимания, страдает объем и распределение. Это препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, конструирования и рисования. На базе развития ощущения, восприятия и движения формируется высшие психические процессы: внимание, память, мышление, воображение и речь. По - этому дети с ДЦП имеют не только двигательные нарушения, но и значительные нарушения в развитии познавательной активности и деятельности.
Кроме того, зависимость от окружающих взрослых способствует формированию пассивности, безынициативности, а также нарушает становление мотивационной сферы. Также имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро утомляются, становятся вялыми и раздражительными при неудачах отказываются от выполнения заданий. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство или усиливаются насильственные движения, появляется обильное слюнотечение. У них произвольная деятельность формируется медленно. Дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью и болезненно реагируют на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.
Обследуя детей с ДЦП 6-8 летнего возраста можно выделить следующие особенности развития познавательной деятельности:
- Количество предметов, которые ребенок удерживает в поле зрения в деятельности не больше 3-4х,время концентрации на задании в среднем 10-15 минут; способность переключаться с одного вида деятельности на другой снижена, отмечаются симптомы застревания. Интерес к заданиям избирательный, по этому качество внимания снижается.
- Память развивается недостаточно, объем кратковременной памяти низкий. Из 7 слов в среднем воспроизводят 3-4 слова. Словесная память зависит от состояния речевого развития. Образная память зависит от зрительного восприятия, по этому при легких нарушениях зрения ребенок запоминает из 7 картинок 4-5.
- Воображение в этом возрасте у детей на низком уровне развития. Они затрудняются в словесной форме воссоздать образ персонажа. Изобразительная деятельность у них развита слабо и зависит от двигательных возможностей.
- Мышление развито на наглядно-действенном уровне и зависит от формы ДЦП. Наглядно-действенное мышление формируется на основе развития самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении практических задач. В процессе действия с предметами появляется мотив для собственных рассуждений и умозаключений, и создается фундаментальная основа для становления образов - представлений. Если такой процесс нарушен, то наглядно-действенное мышление страдает, отсюда слабо формируется наглядно-образное и логическое мышление. Дети с ДЦП действуют с помощью взрослого т.к. произвольная деятельность не развита. Они не понимают картинок с изображением нелепостей, потому что не устанавливают скрытый смысл. Не видят последовательность в серии картинок, не могут установить самостоятельно тождество, сходство и различия в образах на основе зрительного анализа. Сенсорное развитие также отстает.
- Элементарные математические представления развиты недостаточно. В этом возрасте дети с ДЦП различают лишь основные цвета и 2-3 оттенка, 4 геометрические формы и называют только величины большой-маленький, высокий-низкий. У них недостаточное представление о количестве, знают понятие много и один, больше- меньше, умеют считать лишь до 5 или заучивают счет механически. У некоторых счет не соотносится с количеством предметов, не запоминают образ цифры после шести. Трудно усваивают простые арифметические задачи даже с наглядным материалом. Это следствие того, что сенсорное развитие нарушено. Отсюда следует, что дети с ДЦП имеют из-за основного заболевания вторичные нарушения- задержку психического развития или умственную отсталость. По этому корреционно-педагогическая работа строится с учетом возможностей ребенка и потенциала дальнейшего развития. Очень важно выбрать эффективные методы и приемы воздействия для развития познавательных способностей у детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П.
Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".
quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет." Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с.
Презентация "Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью"
Особенности развития детей в возрасте 4-5 года Развитие личности 4-5 лет
Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.
Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития.
Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен.
Высоцкая Елена Павловна
МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100"
учитель
Аннотация
Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с данными нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. В статье рассматриваются особенности развития психических функций детей с церебральным параличом.
Отечественные специалисты Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, Е.И.Кириченко, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко изучали проблему психических нарушений детей с детским церебральным параличом.
Для детей данной категории характерны специфические отклонения в психическом развитии. Патогенез данных отклонений выражается степенью и локализацией поражения мозга. Психическое развитие детей с ДЦП своеобразно. Данное своеобразие выражается в сочетании раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Отклонения развития психики при детском церебральном параличе (ДЦП) включают нарушения развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности [1].
Данилова Л. А выявила специфические особенности в структуре нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Данные нарушения имеются у всех детей с данным диагнозом.
1. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Данная обусловлена мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.
2. Выраженность астенических проявлений, выражается в повышенной утомляемости, истощаемости всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.
3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире [2].
Вышеперечисленные особенности обусловлены вынужденной изоляцией, ограниченным кругом контактов ребенка, трудностями в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности. Все эти проблемы возникли вследствие длительной обездвиженности, трудностей в передвижениях или проявлением сенсорных расстройств [ 4].
При ДЦП значительно нарушена деятельность различных анализаторов. Нарушения зрения, слуха, мышечно-суставного чувства влияет на восприятие в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Примерно ¼ детей с ДЦП имеют нарушения зрения. Вследствие недостаточной фиксации взора, плавного прослеживания, сужения поля и остроты зрения у детей нарушено зрительное восприятие. Нередко дети страдают косоглазием, птозом (опущение верхнего века) [4].
Двигательная недостаточность является препятствием для формирования зрительно-моторной координации. Все эти факторы способствуют неполноценному и искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности [3].
При ДЦП нарушена пространственно-различительная деятельность слухового анализатора. Примерно 25% детей имеют сниженный слух, и как следствие – нарушенное звукопроизношение. Недоразвитие фонематического восприятия являются причиной трудностей в овладении чтением и письмом, а также письму под диктовку[6].
При всех формах церебрального паралича происходит задержанное и нарушенное развитие кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети испытывают трудности в определении положения и направления движений пальцев рук без зрительного контроля. Ощупывающие движения рук зачастую слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Многие дети не могут или испытывают значительные трудности в узнавании предметов на ощупь без зрительного контроля. Ощупывание, действие с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП значительно нарушено [7].
Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.
Большинство детей с ДЦП затрудняются в они с трудом воспринимают предмет целиком.. Они испытывают трудности в выполнении простых заданий: собрать разрезную картинку, сконструировать что-либо по образцу из палочек или строительного материала. Часто наблюдаются оптико-пространственные нарушения. Дети испытывают трудности в копировании фигур, рисовании, лепке, письме.
Психическое развитие при ДЦП характеризуется выраженностью психоорганических проявлений, к которым относят – замедленность, истощаемость психических процессов.
У детей с ДЦП затруднен переход на другие виды деятельности. Наблюдается недостаточная концентрация внимания, замедленное восприятие , снижение объема механической памяти. У большинства детей наблюдается низкая познавательная активность, что выражается отсутствии интереса к выполнению заданий. Дети не могут сосредоточиться на задании, медленно выполняют его [11].
Дети с церебральным параличом могут иметь нормальный или близкий к норме интеллект, задержку психического развития, либо умственную отсталость. Но довольно редко встречаются дети без отклонений в психическом (интеллектуальном) развитии
Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни[11].
У детей с задержкой психического развития при ДЦП зачастую положительная динамика дальнейшего умственного развития. Они принимают помощь взрослого при обучении, они хорошо, хоть и медленно усваивают новый материал. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии [10].
У детей с ДЦП имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, которые выражаются в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, а иногда и наоборот – заторможенностью, застенчивостью, робостью. Смены настроения могут сочетаться с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. Но нарушения поведения чаще наблюдаются у детей с умственной отсталостью, а у детей с сохранным интеллектов данные нарушения поведедения наблюдаются значительно реже [12].
У детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии личности. Биологические, психологические и социальные факторы влияют на формирование личности детей с ДЦП.
Также, безусловно, на формирование личности оказывает влияние чувство собственной неполноценности, социальная депривация и неправильное воспитание.
Недостаток в физическом развитии оказывает влияние на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП наблюдаются отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую является гиперопека, неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [12].
Даже при нормальном интеллектуальном развитии у ребенка может наблюдаться неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, повышенная внушаемость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков могут проявляться иждивенческие установки. Также дети могут выражать отрицательное отношение к самостоятельной практической деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью [13].
Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Педагогам, работающим с данной категорией детей, стоит задача профилактики и коррекции этих нарушений. Но направления этой работы могут быть определены только после комплексного обследования.
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Детский церебральный паралич представляет собой тяжелое заболевание, возникающее у ребенка в результате поражения головного и/или спинного мозга на ранних стадиях его формирования (внутриутробной, в период родов или в период новорожденности). Важным фактором серьезных неврологических и психических нарушений у детей с ДЦП является недоразвитие или аномальное развитие наиболее молодых структур мозга, развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная, что становится причиной нарушенного развития высших психических функций.
ДЦП относится к резидуально-органическим нервно-психическим расстройствам у детей и подростков, занимающим по своей частоте и тяжести наиболее существенное место в ряду нервно-психических нарушений у детей.
Согласно К. А. Семеновой, выделяется пять основных форм ДЦП:
- Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, при которой наблюдается поражение ног в значительной степени при сохранении способности к частичному обслуживанию себя. Часто при данной форме наблюдается ЗПР (задержка психического развития).
- Гемипаретическая форма — в 80 % случаев развивается в ранний постнатальный период вследствие травм, инфекций, в результате которых происходит нарушение формирования пирамидных путей. Для такой формы заболевания характерно поражение одной стороны тела — противоположной по отношению к поврежденным пирамидным путям. У большинства детей с данной формой ДЦП наблюдается умственная отсталость или задержка умственного развития.
- Гиперкинетическая форма — развивается вследствие билирубиновой энцефалопатии, возникающей в результате гемолитической болезни новорожденных. Характерны гиперкинезы, мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Эта форма ДЦП характеризуется более высоким уровнем интеллектуального развития по сравнению предыдущими, несмотря на тяжелый двигательный дефект.
- Двойная гемиплегия — интеллект страдает сильнее, чем при других формах заболевания. Почти всегда наблюдается умственная отсталость умеренного или тяжелого уровня. Часто наблюдается анартрия (отсутствие речи).
- Атонически-астатическая форма — встречается реже других форм, характеризуется атонией и несформированностью реакций равновесия, нарушением координации движений. Речь прерывистая, монотонная и медленная. У половины детей наблюдается легкая или умеренная умственная отсталость.
Нарушения восприятия при ДЦП
Рисунок 1 | Формы ДЦП
У некоторых детей с ДЦП нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от прикосновения к какому-либо предмету смутные, а также ощущения собственных движений характеризуются слабостью, недифференцированностью, что приводит к формированию неправильных представлений о движениях тела. Такие нарушения тактильного восприятия становятся причиной затруднений при взаимодействии с предметами. Через действия с предметами дети устанавливают целый комплекс их свойств: форму, вес, консистенцию, плотность и т. п. У детей с ДЦП недостаточность предметно-практической деятельности приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре и, как следствие, к дефициту знаний об окружающей среде.
А. А. Добронравова в своих исследованиях показала, что у детей с ДЦП имеется недостаточность объемных представлений, что приводит к затруднению соотнесения изображения объекта на картинке с объемным прототипом, к трудности в сопоставлении объемного предмета с его проекцией на плоскость.
У больных ДЦП наблюдается ухудшение слуха (особенно при наличии гиперкинезов), что сказывается на звукопроизношении с первых месяцев жизни ребенка и препятствует правильному развитию речи. Дети с ДЦП, у которых наблюдается нарушение слуха, плохо дифференцируют голоса, тона, схожие по звучанию фонемы. Также характерны трудности с определением звука в пространстве, что задерживает развитие понимания обращенной речи.
Отдельной серьезной проблемой в развитии ребенка с ДЦП является нарушение пространственного восприятия, в котором двигательный анализатор играет основную роль. Дети затрудняются в определении правой и левой стороны своего тела и тела другого человека, низа и верха. Это связано с несформированностью схемы тела, которая не обладает целостностью, единством, неясна самому ребенку, что отражается на формировании навыков самообслуживания, ручного труда.
Фото 2 | Младенец, страдающий ДЦП
Разные формы ДЦП характеризуются различными видами нарушений пространственного восприятия. Для гемиплегии характерно нарушение боковой ориентации, для диплегии — ориентации по вертикали, при тетраплегии — ориентации в направлении спереди-назад. Искажения пространственного восприятия при последней форме обладают наибольшей выраженностью.
Таким образом, процесс восприятия у детей с ДЦП характеризуется серьезными отклонениями от нормы, связанными с нарушением в большей или меньшей степени функционирования всех сенсорных систем.
Список литературы:
5. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Заваденко Н. Н., Курбатов Ю. Н. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (Структура. Диагностика. Лечение). Педиатрическая фармакология. 2012; 9(3):77–84.
Читайте также: