Воображение у детей с дцп кратко

Обновлено: 02.07.2024

Высоцкая Елена Павловна
МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100"
учитель


Аннотация
Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с данными нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. В статье рассматриваются особенности развития психических функций детей с церебральным параличом.

Отечественные специалисты Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, Е.И.Кириченко, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко изучали проблему психических нарушений детей с детским церебральным параличом.

Для детей данной категории характерны специфические отклонения в психическом развитии. Патогенез данных отклонений выражается степенью и локализацией поражения мозга. Психическое развитие детей с ДЦП своеобразно. Данное своеобразие выражается в сочетании раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Отклонения развития психики при детском церебральном параличе (ДЦП) включают нарушения развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности [1].

Данилова Л. А выявила специфические особенности в структуре нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Данные нарушения имеются у всех детей с данным диагнозом.

1. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Данная обусловлена мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.

2. Выраженность астенических проявлений, выражается в повышенной утомляемости, истощаемости всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.

3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире [2].

Вышеперечисленные особенности обусловлены вынужденной изоляцией, ограниченным кругом контактов ребенка, трудностями в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности. Все эти проблемы возникли вследствие длительной обездвиженности, трудностей в передвижениях или проявлением сенсорных расстройств [ 4].

При ДЦП значительно нарушена деятельность различных анализаторов. Нарушения зрения, слуха, мышечно-суставного чувства влияет на восприятие в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Примерно ¼ детей с ДЦП имеют нарушения зрения. Вследствие недостаточной фиксации взора, плавного прослеживания, сужения поля и остроты зрения у детей нарушено зрительное восприятие. Нередко дети страдают косоглазием, птозом (опущение верхнего века) [4].

Двигательная недостаточность является препятствием для формирования зрительно-моторной координации. Все эти факторы способствуют неполноценному и искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности [3].

При ДЦП нарушена пространственно-различительная деятельность слухового анализатора. Примерно 25% детей имеют сниженный слух, и как следствие – нарушенное звукопроизношение. Недоразвитие фонематического восприятия являются причиной трудностей в овладении чтением и письмом, а также письму под диктовку[6].

При всех формах церебрального паралича происходит задержанное и нарушенное развитие кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети испытывают трудности в определении положения и направления движений пальцев рук без зрительного контроля. Ощупывающие движения рук зачастую слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Многие дети не могут или испытывают значительные трудности в узнавании предметов на ощупь без зрительного контроля. Ощупывание, действие с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП значительно нарушено [7].

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.

Большинство детей с ДЦП затрудняются в они с трудом воспринимают предмет целиком.. Они испытывают трудности в выполнении простых заданий: собрать разрезную картинку, сконструировать что-либо по образцу из палочек или строительного материала. Часто наблюдаются оптико-пространственные нарушения. Дети испытывают трудности в копировании фигур, рисовании, лепке, письме.

Психическое развитие при ДЦП характеризуется выраженностью психоорганических проявлений, к которым относят – замедленность, истощаемость психических процессов.

У детей с ДЦП затруднен переход на другие виды деятельности. Наблюдается недостаточная концентрация внимания, замедленное восприятие , снижение объема механической памяти. У большинства детей наблюдается низкая познавательная активность, что выражается отсутствии интереса к выполнению заданий. Дети не могут сосредоточиться на задании, медленно выполняют его [11].

Дети с церебральным параличом могут иметь нормальный или близкий к норме интеллект, задержку психического развития, либо умственную отсталость. Но довольно редко встречаются дети без отклонений в психическом (интеллектуальном) развитии

Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни[11].

У детей с задержкой психического развития при ДЦП зачастую положительная динамика дальнейшего умственного развития. Они принимают помощь взрослого при обучении, они хорошо, хоть и медленно усваивают новый материал. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии [10].

У детей с ДЦП имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, которые выражаются в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, а иногда и наоборот – заторможенностью, застенчивостью, робостью. Смены настроения могут сочетаться с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. Но нарушения поведения чаще наблюдаются у детей с умственной отсталостью, а у детей с сохранным интеллектов данные нарушения поведедения наблюдаются значительно реже [12].

У детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии личности. Биологические, психологические и социальные факторы влияют на формирование личности детей с ДЦП.

Также, безусловно, на формирование личности оказывает влияние чувство собственной неполноценности, социальная депривация и неправильное воспитание.

Недостаток в физическом развитии оказывает влияние на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП наблюдаются отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую является гиперопека, неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [12].

Даже при нормальном интеллектуальном развитии у ребенка может наблюдаться неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, повышенная внушаемость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков могут проявляться иждивенческие установки. Также дети могут выражать отрицательное отношение к самостоятельной практической деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью [13].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Педагогам, работающим с данной категорией детей, стоит задача профилактики и коррекции этих нарушений. Но направления этой работы могут быть определены только после комплексного обследования.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ – это группа различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц, характеризующихся неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения

Особенности развития высших психических функций у детей с нарушением

опорно-двигательного аппарата.

Структура нарушений познавательной деятельности.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. Выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной сферы.

Познавательная сфера – совокупность познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь), познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности (игра, изодеятельность, учение, исследование)

Структура нарушений познавательной сферы при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития

3) выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы. Истощаемость выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения

4) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

• вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

• затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств;

•нарушение сенсорных функций

5) нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи.

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.
По мнению Н.В. Симоновой, нарушения внимания могут быть связаны с отклонениями в функционировании зрительного анализатора:

с невозможностью фиксации взора,

с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз,

с ограничением поля зрения, нистагмом.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Отмечаются трудности в переключении внимания на другие виды деятельности, недостаточность концентрации, застревание на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Отмечается слабость активного произвольного внимания. При нарушениях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта – сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации

Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функционировании всей познавательной системы в целом.

Восприятие у детей с ДЦП существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей, как в количественном отставании от возрастных нормативов, так и в качественном своеобразии в формировании данной психической функции.

У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, то есть поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг.
И.И. Мамайчук было проведено исследование, которое показало, что зрительное прослеживание у детей с ДЦП формируется позднее нормально развивающихся детей и характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения.
Также у детей с ДЦП затруднена перцептивная активность в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом.

У детей с ДЦП отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития и познавательной сферы в целом.

У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, в том числе узнавания предметов на ощупь. Недостаточность активного осязательного восприятия приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре, что ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире

Восприятие пространства является необходимым условием ориентировки человека в окружающем мире. Овладение знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначить, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных видов деятельности

Пространственный анализ осуществляется целым комплексом анализаторов, хотя основная роль принадлежит двигательному анализатору, который является главным нарушенным звеном при ДЦП. Л.М. Шипицына утверждает, что в силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушения фиксации взора, речевого дефекта развитие ориентировки в пространстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения.
У детей с ДЦП могут страдать самые различные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов.

Исследование Л.А. Даниловой установило, что особые трудности при формировании пространственно-временных отношений возникают в тех случаях, когда последовательность и длительность явлений определяется с помощью пространственных отношений. Причиной трудностей в освоении пространственно-временных отношений является то, что у детей с ДЦП формирование пространственно-временных представлений происходит при малом включении активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опыта. Затруднения в различении пространственных отношений, правильные объяснения и ошибочное воспроизведение пространственных признаков указывают на недостаточность обобщенного понимания сложившихся у детей словесных формулировок, на вербализацию пространственных отношений, опережающую практическое освоение пространства. При ДЦП это связано с освоением окружающего на основе максимально сохранных функций.

Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела. Для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

ПАМЯТЬ

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти.

Двигательная память, то есть запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП. У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, то есть возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений. Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Все, даже простейшие наглядно-действенные, задачи предусматривают произвольные целенаправленные действия с предметами. Именно эти действия у детей раннего возраста стимулируют познавательную деятельность, активизируют внимание, восприятие, память, мышление, речь, общение и взаимодействие со взрослыми
По данным Е.М. Мастюковой, наглядно-действенное мышление у детей с ДЦП формируется с большим опозданием и весьма своеобразно. Познание окружающего мира в активной деятельности нарушается. Зачастую наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях и при опоре на менее нарушенные функции. Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности.

Наглядно-образное мышление обычно формируется на основе наглядно-действенного мышления и чувственного опыта (ощущения и восприятие). При ДЦП оба этих компонента значительно нарушены, поэтому данный вид мышления формируется позже и имеет ряд специфических особенностей.

Развитие словесно-логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения. Этот этап в развитии мышления у детей с ДЦП существенно страдает. Это зависит как от тяжести речевого поражения, отсутствия практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении, так и от ограниченности грамотного раннего коррекционно-развивающего воздействия. Основной связью с предметом у многих детей долгое время остается зрительная, что приводит к преобладанию чувственного обобщения над словесным и к задержке развития понятийного мышления. Наглядная ситуация, внешние, несущественные признаки предметов для этих детей имеют большее значение, чем для здоровых детей того же возраста. Поэтому становление и целенаправленное развитие речи на этом этапе способствует перестройке сенсорного типа восприятия на предметно-обобщенный, что в свою очередь приводит к развитию словесно-логического мышления.

Исследование Г.С. Гуменной указывает на то, что дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий и форм (классификация предметов, выделение четвертого лишнего, осмысление простого рассказа). Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированности познавательных интересов, с преобладанием игровых мотивов.

Особенности мышления у детей с церебральным параличом обнаруживаются наиболее явно при выполнении заданий, требующих интеллектуальных процессов. У детей отмечается не только ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности за счет бедности их практического опыта, но и имеют место специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе коммуникативной и предметно-практической деятельности.

Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%.

При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Для большинства детей характерна недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи. Качество речи определяется характером психической деятельности в целом и темпом мышления.

Исследования Н.В. Симоновой показывают, что дети с ДЦП в возрасте от 5 до 7 лет проявляют недостаточность лексико-грамматического развития. Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Крайне бедно в словаре представлены группы слов, отражающих определенную тематику: транспорт, животный и растительный мир, мебель и пр. Ограничен запас слов для характеристики предметов, их качеств и действий.

По данным М.В. Ипполитовой, у детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки речевого развития у детей, как правило, задержаны. У большинства детей первые слова появляются лишь к 2 – 3 годам, фразовая речь – к 3 – 5 годам. В наиболее тяжелых случаях фразовая речь формируется лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего практический опыт ребенка и его социальные контакты. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдаются нарушения восприятия, играющие важную роль в формировании речи.

У большинства детей можно определить своеобразие речевого развития, у некоторых – разную степень выраженности ОНР. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, что приводит к использованию одних и тех же слов для обозначения разных предметов и действий, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2 – 3 слов; слова не всегда правильно согласуются, не используются или используются не в полной мере предлоги.

По данным Л.Б. Халиловой, мелодико-интонационная сторона речи при ДЦП также нарушена: голос обычно слабый, иссякающий, немодулированный, интонации невыразительны. При ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей. Нарушения развития отдельных психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь) тормозят психическое развитие ребенка в целом.

Статья о развитии детей в возрасте от 6 до 8 лет, страдающих Детским Церебральным параличом.

ВложениеРазмер
osobennosti_razvitiya_detey_s_dtsp_6.docx 17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития детей с ДЦП 6-8 лет

Давайте рассмотрим, какие же особенности развития претерпевают дети, страдающие ДЦП или с ограниченными возможностями здоровья. При любых двигательных нарушениях проявляются вторичные дефекты развития. Прежде всего, нарушаются процессы ощущения и восприятия. А это фундамент дальнейшего полноценного развития ребенка, так как через ощущения и восприятия ребенок познает свойства и качества окружающего мира. Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавании предметов на ощупь, т.е. наблюдается нарушения стереогнозиса. Это препятствует развитию предметных действий и отрицательно сказывается на общем уровне психического развития.

Многие дети с ДЦП имеют нарушения зрения: косоглазие, атрофия зрительного нерва и т.д. Для формирования предметно-практической деятельности мышления значение имеет согласованность движение руки и глаза. У детей с ДЦП такие согласованные движения развиты недостаточно, особенно если наблюдаются неправильные установки тела, головы и конечностей. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями. У них нарушается концентрация внимания, страдает объем и распределение. Это препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, конструирования и рисования. На базе развития ощущения, восприятия и движения формируется высшие психические процессы: внимание, память, мышление, воображение и речь. По - этому дети с ДЦП имеют не только двигательные нарушения, но и значительные нарушения в развитии познавательной активности и деятельности.

Кроме того, зависимость от окружающих взрослых способствует формированию пассивности, безынициативности, а также нарушает становление мотивационной сферы. Также имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро утомляются, становятся вялыми и раздражительными при неудачах отказываются от выполнения заданий. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство или усиливаются насильственные движения, появляется обильное слюнотечение. У них произвольная деятельность формируется медленно. Дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью и болезненно реагируют на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Обследуя детей с ДЦП 6-8 летнего возраста можно выделить следующие особенности развития познавательной деятельности:

  1. Количество предметов, которые ребенок удерживает в поле зрения в деятельности не больше 3-4х,время концентрации на задании в среднем 10-15 минут; способность переключаться с одного вида деятельности на другой снижена, отмечаются симптомы застревания. Интерес к заданиям избирательный, по этому качество внимания снижается.
  2. Память развивается недостаточно, объем кратковременной памяти низкий. Из 7 слов в среднем воспроизводят 3-4 слова. Словесная память зависит от состояния речевого развития. Образная память зависит от зрительного восприятия, по этому при легких нарушениях зрения ребенок запоминает из 7 картинок 4-5.
  3. Воображение в этом возрасте у детей на низком уровне развития. Они затрудняются в словесной форме воссоздать образ персонажа. Изобразительная деятельность у них развита слабо и зависит от двигательных возможностей.
  4. Мышление развито на наглядно-действенном уровне и зависит от формы ДЦП. Наглядно-действенное мышление формируется на основе развития самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении практических задач. В процессе действия с предметами появляется мотив для собственных рассуждений и умозаключений, и создается фундаментальная основа для становления образов - представлений. Если такой процесс нарушен, то наглядно-действенное мышление страдает, отсюда слабо формируется наглядно-образное и логическое мышление. Дети с ДЦП действуют с помощью взрослого т.к. произвольная деятельность не развита. Они не понимают картинок с изображением нелепостей, потому что не устанавливают скрытый смысл. Не видят последовательность в серии картинок, не могут установить самостоятельно тождество, сходство и различия в образах на основе зрительного анализа. Сенсорное развитие также отстает.
  5. Элементарные математические представления развиты недостаточно. В этом возрасте дети с ДЦП различают лишь основные цвета и 2-3 оттенка, 4 геометрические формы и называют только величины большой-маленький, высокий-низкий. У них недостаточное представление о количестве, знают понятие много и один, больше- меньше, умеют считать лишь до 5 или заучивают счет механически. У некоторых счет не соотносится с количеством предметов, не запоминают образ цифры после шести. Трудно усваивают простые арифметические задачи даже с наглядным материалом. Это следствие того, что сенсорное развитие нарушено. Отсюда следует, что дети с ДЦП имеют из-за основного заболевания вторичные нарушения- задержку психического развития или умственную отсталость. По этому корреционно-педагогическая работа строится с учетом возможностей ребенка и потенциала дальнейшего развития. Очень важно выбрать эффективные методы и приемы воздействия для развития познавательных способностей у детей с ОВЗ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П.

Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".

quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет." Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с.


Презентация "Особенности развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью"


Особенности развития детей в возрасте 4-5 года Развитие личности 4-5 лет

Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.


Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития.


Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен.

Высоцкая Елена Павловна
МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100"
учитель


Аннотация
Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с данными нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. В статье рассматриваются особенности развития психических функций детей с церебральным параличом.

Отечественные специалисты Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, Е.И.Кириченко, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко изучали проблему психических нарушений детей с детским церебральным параличом.

Для детей данной категории характерны специфические отклонения в психическом развитии. Патогенез данных отклонений выражается степенью и локализацией поражения мозга. Психическое развитие детей с ДЦП своеобразно. Данное своеобразие выражается в сочетании раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Отклонения развития психики при детском церебральном параличе (ДЦП) включают нарушения развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности [1].

Данилова Л. А выявила специфические особенности в структуре нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Данные нарушения имеются у всех детей с данным диагнозом.

1. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Данная обусловлена мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.

2. Выраженность астенических проявлений, выражается в повышенной утомляемости, истощаемости всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.

3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире [2].

Вышеперечисленные особенности обусловлены вынужденной изоляцией, ограниченным кругом контактов ребенка, трудностями в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности. Все эти проблемы возникли вследствие длительной обездвиженности, трудностей в передвижениях или проявлением сенсорных расстройств [ 4].

При ДЦП значительно нарушена деятельность различных анализаторов. Нарушения зрения, слуха, мышечно-суставного чувства влияет на восприятие в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Примерно ¼ детей с ДЦП имеют нарушения зрения. Вследствие недостаточной фиксации взора, плавного прослеживания, сужения поля и остроты зрения у детей нарушено зрительное восприятие. Нередко дети страдают косоглазием, птозом (опущение верхнего века) [4].

Двигательная недостаточность является препятствием для формирования зрительно-моторной координации. Все эти факторы способствуют неполноценному и искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности [3].

При ДЦП нарушена пространственно-различительная деятельность слухового анализатора. Примерно 25% детей имеют сниженный слух, и как следствие – нарушенное звукопроизношение. Недоразвитие фонематического восприятия являются причиной трудностей в овладении чтением и письмом, а также письму под диктовку[6].

При всех формах церебрального паралича происходит задержанное и нарушенное развитие кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети испытывают трудности в определении положения и направления движений пальцев рук без зрительного контроля. Ощупывающие движения рук зачастую слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Многие дети не могут или испытывают значительные трудности в узнавании предметов на ощупь без зрительного контроля. Ощупывание, действие с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП значительно нарушено [7].

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.

Большинство детей с ДЦП затрудняются в они с трудом воспринимают предмет целиком.. Они испытывают трудности в выполнении простых заданий: собрать разрезную картинку, сконструировать что-либо по образцу из палочек или строительного материала. Часто наблюдаются оптико-пространственные нарушения. Дети испытывают трудности в копировании фигур, рисовании, лепке, письме.

Психическое развитие при ДЦП характеризуется выраженностью психоорганических проявлений, к которым относят – замедленность, истощаемость психических процессов.

У детей с ДЦП затруднен переход на другие виды деятельности. Наблюдается недостаточная концентрация внимания, замедленное восприятие , снижение объема механической памяти. У большинства детей наблюдается низкая познавательная активность, что выражается отсутствии интереса к выполнению заданий. Дети не могут сосредоточиться на задании, медленно выполняют его [11].

Дети с церебральным параличом могут иметь нормальный или близкий к норме интеллект, задержку психического развития, либо умственную отсталость. Но довольно редко встречаются дети без отклонений в психическом (интеллектуальном) развитии

Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни[11].

У детей с задержкой психического развития при ДЦП зачастую положительная динамика дальнейшего умственного развития. Они принимают помощь взрослого при обучении, они хорошо, хоть и медленно усваивают новый материал. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии [10].

У детей с ДЦП имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, которые выражаются в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, а иногда и наоборот – заторможенностью, застенчивостью, робостью. Смены настроения могут сочетаться с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. Но нарушения поведения чаще наблюдаются у детей с умственной отсталостью, а у детей с сохранным интеллектов данные нарушения поведедения наблюдаются значительно реже [12].

У детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии личности. Биологические, психологические и социальные факторы влияют на формирование личности детей с ДЦП.

Также, безусловно, на формирование личности оказывает влияние чувство собственной неполноценности, социальная депривация и неправильное воспитание.

Недостаток в физическом развитии оказывает влияние на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП наблюдаются отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую является гиперопека, неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [12].

Даже при нормальном интеллектуальном развитии у ребенка может наблюдаться неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, повышенная внушаемость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков могут проявляться иждивенческие установки. Также дети могут выражать отрицательное отношение к самостоятельной практической деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью [13].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Педагогам, работающим с данной категорией детей, стоит задача профилактики и коррекции этих нарушений. Но направления этой работы могут быть определены только после комплексного обследования.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.


Детский церебральный паралич представляет собой тяжелое заболевание, возникающее у ребенка в результате поражения головного и/или спинного мозга на ранних стадиях его формирования (внутриутробной, в период родов или в период новорожденности). Важным фактором серьезных неврологических и психических нарушений у детей с ДЦП является недоразвитие или аномальное развитие наиболее молодых структур мозга, развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная, что становится причиной нарушенного развития высших психических функций.

ДЦП относится к резидуально-органическим нервно-психическим расстройствам у детей и подростков, занимающим по своей частоте и тяжести наиболее существенное место в ряду нервно-психических нарушений у детей.

Согласно К. А. Семеновой, выделяется пять основных форм ДЦП:

  1. Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, при которой наблюдается поражение ног в значительной степени при сохранении способности к частичному обслуживанию себя. Часто при данной форме наблюдается ЗПР (задержка психического развития).
  2. Гемипаретическая форма — в 80 % случаев развивается в ранний постнатальный период вследствие травм, инфекций, в результате которых происходит нарушение формирования пирамидных путей. Для такой формы заболевания характерно поражение одной стороны тела — противоположной по отношению к поврежденным пирамидным путям. У большинства детей с данной формой ДЦП наблюдается умственная отсталость или задержка умственного развития.
  3. Гиперкинетическая форма — развивается вследствие билирубиновой энцефалопатии, возникающей в результате гемолитической болезни новорожденных. Характерны гиперкинезы, мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Эта форма ДЦП характеризуется более высоким уровнем интеллектуального развития по сравнению предыдущими, несмотря на тяжелый двигательный дефект.
  4. Двойная гемиплегия — интеллект страдает сильнее, чем при других формах заболевания. Почти всегда наблюдается умственная отсталость умеренного или тяжелого уровня. Часто наблюдается анартрия (отсутствие речи).
  5. Атонически-астатическая форма — встречается реже других форм, характеризуется атонией и несформированностью реакций равновесия, нарушением координации движений. Речь прерывистая, монотонная и медленная. У половины детей наблюдается легкая или умеренная умственная отсталость.

Нарушения восприятия при ДЦП


Рисунок 1 | Формы ДЦП

У некоторых детей с ДЦП нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от прикосновения к какому-либо предмету смутные, а также ощущения собственных движений характеризуются слабостью, недифференцированностью, что приводит к формированию неправильных представлений о движениях тела. Такие нарушения тактильного восприятия становятся причиной затруднений при взаимодействии с предметами. Через действия с предметами дети устанавливают целый комплекс их свойств: форму, вес, консистенцию, плотность и т. п. У детей с ДЦП недостаточность предметно-практической деятельности приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре и, как следствие, к дефициту знаний об окружающей среде.

А. А. Добронравова в своих исследованиях показала, что у детей с ДЦП имеется недостаточность объемных представлений, что приводит к затруднению соотнесения изображения объекта на картинке с объемным прототипом, к трудности в сопоставлении объемного предмета с его проекцией на плоскость.

У больных ДЦП наблюдается ухудшение слуха (особенно при наличии гиперкинезов), что сказывается на звукопроизношении с первых месяцев жизни ребенка и препятствует правильному развитию речи. Дети с ДЦП, у которых наблюдается нарушение слуха, плохо дифференцируют голоса, тона, схожие по звучанию фонемы. Также характерны трудности с определением звука в пространстве, что задерживает развитие понимания обращенной речи.

Отдельной серьезной проблемой в развитии ребенка с ДЦП является нарушение пространственного восприятия, в котором двигательный анализатор играет основную роль. Дети затрудняются в определении правой и левой стороны своего тела и тела другого человека, низа и верха. Это связано с несформированностью схемы тела, которая не обладает целостностью, единством, неясна самому ребенку, что отражается на формировании навыков самообслуживания, ручного труда.


Фото 2 | Младенец, страдающий ДЦП

Разные формы ДЦП характеризуются различными видами нарушений пространственного восприятия. Для гемиплегии характерно нарушение боковой ориентации, для диплегии — ориентации по вертикали, при тетраплегии — ориентации в направлении спереди-назад. Искажения пространственного восприятия при последней форме обладают наибольшей выраженностью.

Таким образом, процесс восприятия у детей с ДЦП характеризуется серьезными отклонениями от нормы, связанными с нарушением в большей или меньшей степени функционирования всех сенсорных систем.

Список литературы:

5. Немкова С. А., Маслова О. И., Каркашадзе Г. А., Заваденко Н. Н., Курбатов Ю. Н. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (Структура. Диагностика. Лечение). Педиатрическая фармакология. 2012; 9(3):77–84.

Читайте также: