Воля младшего школьника кратко

Обновлено: 04.07.2024

Воля — это способность человек сознательно и целенаправленно принимать решения, регулировать и контролировать своё поведение, направлять свою деятельность, мобилизовать психические и физические возможности для преодоления препятствий на пути к поставленной цели. Воля считается активным процессом принятия решения и противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающее.

Особенности воли

Воля — это важное качество личности в виде способности к сознательной регуляции поведения. Она позволяет идти к намеченной цели и преодолевать даже, казалось бы, непреодолимые препятствия. Воля часто заставляет человека сдерживать яростные и необузданные порывы, загоняя глубоко в подсознание дикие первобытные инстинкты.

Воля способна сделать человека хозяином его судьбы. Она представляет собой сложнейшее психическое явление, прошедшее длинный путь эволюции. Любая человеческая активность может быть внешней или внутренней. Она имеет два направления:

Непроизвольный (спонтанный, импульсивный) тип активности находится под управлением рефлексов, которые представляют собой психические реакции организма на внешнее воздействие или внутренние изменения. К нему относится, например, непроизвольное внимание (люди оборачиваются на звук хлопнувшей двери или вспышки света). В состав непроизвольного (импульсивного) поведения можно также включить резкое отдергивание руки от горячего.

Второй вид является высшим уровнем активности, которую назвали деятельностью. Она обладает произвольным характером, а для совершения действий необходимы волевые усилия (осознанное напряжение для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления).

Часто усилия могут быть несущественными или даже незаметными для индивида. Например, для того чтобы лечь отдохнуть на диван, не нужны серьезные волевые усилия. Если же для этого необходимо оторваться от интересного занятия, то сделать это будет уже сложнее. В некоторых ситуациях людям приходится преодолевать большое внутреннее сопротивление, например, при принятии непростого решения в ситуации сложного выбора.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие волевых качеств школьника

Развитие волевых качеств личности в школьном возрасте обладает своими особенностями. В своих научных трудах Л. И. Божович, подчеркивала, что волевые качества личности нельзя считать врожденными. Их формирование происходит в ходе всей жизни человека и, в первую очередь, под влиянием целенаправленного воспитания.

Суть и специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании собственного поведения в сложных условиях. В этом случае необходимо прилагать инициативные сознательные усилия для того, чтобы не отступать от поставленной цели и достигать ее. Возрастная особенность младшего школьника представлена общей недостаточностью воли.

У младших школьников в волевых поступках большое значение имеют чувства, которые, как правило, могут стать мотивами поведения. Воспитание и развитие воли и чувств на этой стадии должно происходить в постоянном взаимодействии. В одних ситуациях чувства помогают развивать волю, а в других, напротив, будут тормозить данный процесс.

Мухина В. С. писала, что после поступления в школу на детей начинают действовать разнообразные и сильные раздражители. В ходе учебной деятельности ребенок должен научиться сосредотачиваться и под руководством учителей осознанно выбирать главное, существенное для своей деятельности. Очень важен здесь показатель доступности целей. Деятельность, которая направлена на решение доступных для школьника задач, начинает приобретать целенаправленность.

Разрешимая задача создает объективную возможность успеха, заставляя при этом ученика мобилизовать силы для достижения цели и начать проявлять организованность, терпение и настойчивость. Для школьника на начальном этапе разрешимость задач часто может определяться не только тем, в какой мере он овладел средствами для ее решения, но и тем, в какой мере он видит эту цель. По этой причине ребенку не должно быть безразлично, где начало и конец задания.

Степень открытости целей в большей мере должна обеспечиваться ограничением объема работы, создающим возможность видеть весь путь к цели. Обозначение соответствующих отрезков на этом пути, как и ориентир на конечную цель при наличии промежуточных отрезков, четкое определение отдельных шагов к решению, представляют собой необходимые условия придания деятельности целенаправленности.

Особенности воспитания воли в школе

С позиции развития волевой регуляции поведения и деятельности учащихся школы важно, чтобы ставящиеся перед ними задачи (задания) имели оптимальную сложность. Делая тем самым цель более доступной, можно обеспечить переживание успеха в самом начале. В свою очередь, этот процесс активирует последующие усилия. Очень сложные задания способны вызывать негативные переживания школьника, тогда он даже отказывается от усилий. Чрезмерно простые задачи также не будут способствовать развитию воли, поскольку школьник привыкнет работать без особых усилий.

Большое значение в воспитании воли в школе приобрели методически продуманные указания учителя. Они должны быть предусмотрены в процессе классной работы и при выполнении домашнего задания. Педагогу необходимо научить детей последовательности и целенаправленности действий, формируя предпосылки для развития воли.

Указания учителей, рекомендации учебных пособий способны стимулировать волевые действия школьников. В первое время обучения в образовательном учреждении словесная инструкция (слова преподавателя) представляет собой практически единственный сигнал, который заставляет учеников принимать правильные решения и начинать действовать.

По мере развития самосознания в ходе учебной деятельности появляется определенное отношение к себе и другим. В это время школьник должен совершать тот или иной волевой акт не только под воздействием инструкций, но и в зависимости от тех интересов и мотивов, которые у него сформировались.

Процесс развития и формирования воли происходит на протяжении всей жизни, в результате воспитания и обучения человека. Что подразумевается под словом воля? Воля - сознательное регулирование личностью своих поступков, действий, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

С началом обучения в школе формирование воли у ребёнка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем, в нём есть немало и неинтересного, подчас даже трудного.

Именно в этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью, воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника.

В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник ещё не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда, понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника.

Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремлённый коллектив оказывает положительное влияние на личность школьника, воспитывая его волю. Ученик подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о людях, проявивших решительность, мужество, героизм.

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия физкультурой и спортом. Для воспитания у школьников волевых усилий нужно использовать как обычные условия учебных занятий, так и создавать специальные. Например, уже во 2 классе необходимо и на уроках, и на внеклассных занятиях, проводить специальные беседы по воспитанию воли, характера, необходимо помочь ученикам составить индивидуальную программу по самовоспитанию.

Говоря о развитии воли школьников, необходимо помнить о том, что в воспитании всех волевых качеств младших школьников, так же, как и во всей воспитательной работе, учителю следует поддерживать тесную связь с родителями, быть в тесном контакте с семьёй школьника. Только в этом случае, совместными усилиями школы и семьи, можно добиться высоких результатов в воспитании и формировании воли младших школьников.

Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения. Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, организованность, смелость, деловитость, самообладание, дисциплинированность.

Таким образом, переход ребенка в старший класс, характеризуется его умственным развитием, физическим, нравственным и волевым. С каждым годом младший школьник предъявляет к себе и окружающим новые требования, что говорит о появлении более устойчивых волевых качеств, хотя это и не предел их совершенствования. Некоторые волевые усилия переходят в упрямство, сильную возбудимость и на это взрослым нужно обращать внимание.

ВложениеРазмер
razvitie_voli_v_mladshem_shkolnom_vozraste_kak_psikhologo-pedagogicheskaya_problema.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психолого-физиологическое и волевое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Поступление в школу для ребенка является переломным моментом в его жизни. Отличительная особенность положения ученика, состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно-значимой деятельностью, которая сопровождается волевыми действиями, порожденным актуальными потребностями и стимулом. Необходимость в этих действиях возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется препятствие. Для того чтобы ребенок успешно справлялся с препятствиями возникающими в учебной деятельности ему необходимо выработать в себе волевые качества.

Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения. Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, организованность, смелость, деловитость, самообладание, дисциплинированность.

Существуют признаки, по которым можно исследовать волю и волевые качества младшего школьника:

1. Дисциплинированность: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителя, выполнение правил в учебной деятельности), добровольное выполнение правил, установленных коллективом, недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на мероприятие), соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки;

2. Самостоятельность: умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность или досуг, умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, соблюдение выработанных привычек самостоятельного поведения в новых условиях деятельности, выполнение посильной работы без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний, подсказок);

4. Выдержка: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднительных условиях (помехи, неудачи), контроль своего поведения в непривычной обстановке, умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах) и тормозить чувства при сильном эмоциональном возбуждении (радость, негодование);

5. Организованность: соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место), планирование своих действий и разумное их чередование, рациональное расходование времени с учетом обстановки, умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки;

6. Решительность: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка, выполнение принятого решения без колебаний, уверенно, отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений, проявление решительных действий в непривычной обстановке;

7. Инициативность: проявление субъективного творчества, выдумки, рационализации, участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других, активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов, стремление проявить инициативу в непривычной обстановке;

8. Целеустремленность: является волевым свойством личности, проявляющимся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели, как необходимые ступени на пути к достижению основной цели, а все лишнее, ненужное отбрасывается.

9. Смелость: умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели.

С.Л.Рубинштейн говорил, что воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта…. который,…возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними.

За каждое волевое действие ученик несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Младший школьник должен вовремя приходить в школу, быть внимательным на уроке, регулярно готовить домашние задания; причем делать все это надо и тогда, когда нет желания. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, обязательных для всех детей.

Воля школьника характеризуется следующими основными чертами.

Младшие школьники, как правило, с интересом, старательно учатся, глубоко переживают все изменения в своей жизни. Они еще не могут длительное время удерживать цель действия, поэтому без поддержки из вне не всегда доводят дело до конца. Самостоятельность в этом возрасте развита еще слабо. В свободное время у учащихся первых- вторых классов она чаще проявляется в форме двигательной разрядки, без критического осмысливания своего поведения. При единстве требований школы и семьи у детей этого возраста успешно развиваются такие качества, как организованность и прилежание.

Учитель не просто взрослый наставник, а является официальным носителем общественных требований к ребенку. Для ребенка- школьника проблемой является новый уровень отношений с родителями. Ведь требования их к ребенку носят уже совсем иной характер. Теперь он ценится, прежде всего, за то, как справляется со своими учебными делами, как ведет себя в школе, а также какие отметки приносит домой. Вместе с новыми обязанностями поступивший в школу ребенок получает новые права. Родители обязаны снабжать ребенка ученическими принадлежностями и создавать условия для занятий. Палочки, желуди и картинки, которые еще недавно являлись средствами игры, теперь, в условиях учебной работы, выполняют иную роль: они становятся наглядными пособиями, которые помогают обучаться счету и письму. Поступление в школу перестраивает весь образ жизни ребенка и далеко не сразу маленький школьник обучается управлять своим поведением и внутренними психическими процессами.

Таким образом, психолого-педагогическая проблема заключается в том, чтобы в этих трудных для начинающего ученика условиях родители и учитель помогли развить его волю, волевые качества, которые необходимы для процесса обучения и дальнейшей жизни.

По мнению психолога М. Брихцина, воля – это сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом, как необходимость и возможность, способность человека к самобилизации и саморегуляции.

Поведение ребенка под влиянием предъявляемых к нему требований начинается с усиленного развития выдержки, сдержанности и терпения, как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. В процессе учебной деятельности крепнут и дефференцируются мотивы долга. Не только развиваются мотивы долга перед родителями, учителями, но и перед коллективом класса. Все это оказывает решающее влияние на развитие воли детей: из чувственной и импульсивной воли дошкольника при правильном воспитании развивается высокосознательная и дисциплинированная воля школьника. Исследования В.А. Иванникова (1960), В.И. Селиванова (1949) и других показали, что у школьников 1-3 классов заметно растет умение проявлять волевые усилия. Это наглядно проявляется в их умственной деятельности. Начинают формироваться произвольные умственные действия, намеренное запоминание учебного материала, внимание, направленное на устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Если в 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, то уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. При необходимости воздержаться от какого-либо действия дети сами создают условия, исключающие эти действия, например, отворачиваются, чтобы не посмотреть на интересные картинки, или берутся за другое дело. Самостимуляция в этом возрасте используется достаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она диффузна, не подкреплена нравственными принципами.

По А.И . Высоцкому школьники младших классов часто проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли учителя и еще для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых. Но, как показывают исследования Л.И. Божович, М.Н. Волокитской, на первых порах ребенка побуждает учиться еще и более близкий и доступный ему мотив сама учебная деятельность. Учащиеся со слабым уровнем развития воли проявляют высокую и устойчивую активность в изучении предметов только при наличии интереса к ним, например, на уроках физкультуры. При изучении нелюбимых предметов активность проявляется только школьниками с высоким уровнем развития воли. У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмы, способные побороть влияние мешающих делу эмоции и внешних воздействий.

Нельзя ни отметить и проявление уже в 3-м классе высокого уровня такого волевого качества, как решительность. Она, в определенной мере, может быть связана с все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивностью. Проявление смелости школьниками во многом зависит от того, находится ли ребенок в группе сверстников или ему приходится проявлять смелость одному. По данным Ю. И. Шульги родителям, пытающимся обучать плаванию своих детей, очень часто не удается завести детей на глубину и заставить их лечь на воду. Однако при обучении первоклассников на уроках физкультуры все дети смело прыгали в воду, независимо от того, имелись у них типологические особенности, предрасполагавшие к проявлению боязливости .

У младших школьников возрастает выдержка и умение сдерживать свои чувства. Выдержка проявляется сначала в подчинении требованиям взрослых. Появляется и закрепляется она именно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения в школе начинают регламентировать поведение детей. Г. Мюнстерберг, изучавшая выдержку у школьников младших классов, отмечает, что первоклассники имеют еще поверхностные, отрывочные представления о выдержке и слабо осознают свои возможности в ее проявлении, стремясь быть выдержанными, руководствуясь связанными с ближайшей перспективой мотивами. Ко второму классу у них увеличивается способность сдерживать свои побуждения, расширяются представления о выдержке и мотивы сдержанного поведения в какой-то мере становятся связанными уже с отдаленной перспективой.

По мнению таких психологов, как С.В. Ивашкин, В.И. Селиванов второклассники уже применяют и некоторые приемы самостимуляции, самоодобрение, вспоминая о героях прочитанных книг. У учащихся третьих классов многие элементы сдержанного поведения автоматизируются, оно проявляется уже в нескольких видах деятельности. Девочки более сдержанны, чем мальчики, у которых импульсивность сильнее. Авторы объясняют это особым положением девочек в семье, где они выполняют ряд домашних дел по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности . В то же время школьники младших классов еще не умеют владеть собой и сдерживать резкость тона, развязность поведения или эмоциональную возбужденность, вызванные случайными обстоятельствами. Отсутствие выдержки проявляется и в преобладании непроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемости детей от учебных занятий, т.е. к непреднамеренному нарушению учащимися младших классов дисциплины.

С. В. Ивашкин показал, что третьеклассники проявляют инициативность в игре и учении лучше, чем в труде. Упорство у младших школьников развито еще слабо, даже у третьеклассников. Мальчики могут проявить упорство в подвижных играх, физической работе, но у них не хватает его при выполнении домашнего задания или для того, чтобы дисциплинированно вести себя на уроках.

Таким образом, переход ребенка в старший класс, характеризуется его умственным развитием, физическим, нравственным и волевым. С каждым годом младший школьник предъявляет к себе и окружающим новые требования, что говорит о появлении более устойчивых волевых качеств, хотя это и не предел их совершенствования. Некоторые волевые усилия переходят в упрямство, сильную возбудимость и на это взрослым нужно обращать внимание.

В свете нового педа­го­ги­че­ского мыш­ле­ния при­зна­ется при­о­ри­тет­ность гар­мо­нич­ного вос­пи­та­ния чело­века перед раз­лич­ными видами его обу­че­ния. Важно выявить пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ские основы гар­мо­нич­ного вос­пи­та­ния детей, под­рост­ков и юно­шей в про­цессе осу­ществ­ле­ния ими тру­до­вой, игро­вой, учеб­ной, спор­тив­ной и др. видов дея­тель­но­сти, изу­чить содер­жа­ние, стро­е­ние, вза­и­мо­связь и раз­ви­тие этих видов дея­тель­но­сти, опре­де­лить пути и сред­ства целе­на­прав­лен­ного фор­ми­ро­ва­ния субъ­екта созна­тель­ной дея­тель­но­сти и твор­че­ской лич­но­сти школьников.

Вос­пи­та­ние должно при­об­щить лич­ность к языку чело­ве­че­ской куль­туры, должно помочь осо­знать дей­стви­тель­ность как вза­и­мо­дей­ствие людей, как про­цесс их дея­тель­но­сти, как сово­куп­ность ее резуль­та­тов. Оно должно при­учить ребенка видеть в фокусе сво­его выбора и своих поступ­ков отно­ше­ние к дру­гим людям и под­во­дить лич­ность к осо­зна­нию своей уни­каль­но­сти — спе­ци­фич­но­сти суще­ства, обла­да­ю­щего своей волей и ответ­ствен­но­стью. Пове­де­ние такой лич­но­сти сопро­вож­да­ется само­ана­ли­зом, само­оцен­кой, рефлек­сией. Вся­кое отно­ше­ние к чело­веку при­об­ре­тает дру­гую ипо­стась — отно­ше­ние к самому себе. Вос­пи­та­ние гото­вит чело­века к субъ­ект­ной дея­тель­но­сти, выра­ба­ты­вает ее пси­хо­ло­ги­че­ские предпосылки.

На пороге школы у ребенка воз­ни­кает новый уро­вень само­со­зна­ния и воле­вой регу­ля­ции пове­де­ния. Он харак­те­ри­зу­ется оформ­ле­нием его внут­рен­ней пози­ции — новое отно­ше­ние к себе, к своим обя­зан­но­стям. В его жизнь вхо­дит систе­ма­ти­че­ский труд. Этот труд тре­бует уси­лий, направ­лен на дости­же­ние резуль­тата. Оце­ни­ва­ется теперь резуль­тат дей­ствий, а не наме­ре­ния. У детей скла­ды­ва­ется спо­соб­ность оце­ни­вать себя, неудачи, лич­ност­ные каче­ства в уче­нии, в труде. Эти дости­же­ния сле­дует рас­смат­ри­вать как шаг на пути к обес­пе­че­нию нор­маль­ного обу­че­ния в школе в будущем.

В прак­тике школь­ной жизни часто при­хо­дится стал­ки­ваться с отри­ца­тель­ными эмо­ци­о­наль­ными реак­ци­ями детей на оценки, на труд­но­сти в учеб­ной работе. Эти реак­ции явля­ются пока­за­те­лем небла­го­по­лу­чия в вос­пи­та­нии ребенка, нес­фор­ми­ро­ван­но­стью у него тру­до­лю­бия. В вос­пи­та­нии ребенка мы посто­янно тре­буем, оце­ни­ваем, не научив спо­со­бам выпол­не­ния тре­бо­ва­ний. А ведь часто при­чи­ной неуспеш­но­сти школь­ни­ков явля­ются нераз­ви­тые воле­вые каче­ства: само­сто­я­тель­ность, невос­пи­тан­ное чув­ство ответ­ствен­но­сти, неуме­ние дово­дить дело до конца, то есть него­тов­ность млад­шего школь­ника к труду. По иссле­до­ва­нию А. А. Реаан, без­от­вет­ствен­ность (84%) среди соци­ально незре­лых под­рост­ков, нега­тив­ное отно­ше­ние к труду — одно из цен­траль­ных обра­зо­ва­ний кри­ми­наль­ной лич­но­сти. Именно эти дети попа­дают в группу риска. Они не заин­те­ре­со­ваны в уче­нии и в труде, у них отсут­ствуют необ­хо­ди­мые навыки пре­одо­ле­ния трудностей.

Полу­чен­ные выводы поз­во­ляют гово­рить о том, что уже у ребенка дошколь­ного воз­раста необ­хо­димо созда­вать усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния тру­до­лю­бия, что послу­жит важ­ней­шей пред­по­сыл­кой успеш­ного обу­че­ния в дальнейшем.

Опи­ра­ясь на оте­че­ствен­ные тра­ди­ции вос­пи­та­ния, сле­дует отме­тить, что важ­ным усло­вием раз­ви­тия воли, а вме­сте с тем и пре­одо­ле­ния пас­сив­но­сти, фор­ми­ро­ва­ния готов­но­сти к труду счи­та­ется также фор­ми­ро­ва­ние послушания.

Послу­ша­ния про­яв­ля­ются в пове­де­нии (выпол­не­ние нрав­ствен­ных норм, пра­вил) и в дея­тель­но­сти (выпол­не­ние пору­че­ний). Меха­низм послу­ша­ния — раз­ви­тие воле­вого уси­лия. Сле­дует отме­тить, что этот меха­низм не имеет ничего общего с без­услов­ным пови­но­ве­нием, когда ребенку не остав­ляют воз­мож­но­сти соб­ствен­ного убеж­де­ния в правоте дела.

Бытует мне­ние, что послуш­ный ребе­нок — это подав­лен­ный ребе­нок, что из него вырас­тет пас­сив­ный, зави­си­мый чело­век у кото­рого отсут­ствует воля.

Так ли это? Издавна, еще в древ­не­рус­ских сбор­ни­ках: Пчелы, Про­логи, Зла­то­усты, Изма­рагды и Домо­строй настой­чиво про­во­ди­лось, что любовь и доб­рые дела есть осно­ва­ние чело­ве­че­ской жизни. Послу­ша­ние в рус­ской хри­сти­ан­ской тра­ди­ции рас­смат­ри­ва­ется как доб­ро­воль­ное выпол­не­ние обя­зан­но­стей по отно­ше­нию к дру­гим людям и к себе. Это и быто­вые, и учеб­ные, и тру­до­вые послу­ша­ния. Их назна­че­ние — огра­ни­че­ние от само­воль­ства, ограж­де­ние от соблаз­нов и от матери всех поро­ков — празд­но­сти. Его назна­че­ние: огра­ни­че­ние само­воль­ства (что-хочу-дела­нье), ограж­де­ние от празд­ного времяпрепровождения.

Но реко­мен­ду­ется пра­виль­ное и осто­рож­ное при­ме­не­ние послу­ша­ния. Важно не лишить ребенка само­сто­я­тель­но­сти, но вме­сте с тем учить ребенка с кем-либо советоваться.

1. Архи­епи­скоп Евсе­вий (Орлин­ский). Энцик­ло­пе­дия вос­пи­та­ния малень­кого хри­сти­а­нина. М., 2003.

2. Осниц­кий А. К. Само­ре­гу­ля­ция дея­тель­но­сти школь­ника и фор­ми­ро­ва­ние актив­ной лич­но­сти. М.: Зна­ние, 1986.

3. Побе­до­нос­цев К. П. Вос­пи­та­ние харак­тера в школе. СПб., 1996.

4. Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние детей. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего пат­ри­ар­хата Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия вто­рого, 1993.

Как известно, воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

С поступлением в школу на ребенка действует большое количество разнообразных сильных раздражителей. В процессе учебной деятельности он должен уметь сосредоточиться и под руководством учителя осознанно выбрать главное существенное для своей деятельности.

0чень важна для младшего школьника при этом доступность целей. Разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. Поэтому ребенку небезразлично, где начало и конец задания. «Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких - либо вех на этом пути, указание конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, не - очерченность задачи становится препятствием для ее решения.

Читайте также: