Воля и эмоции в обыденной жизни кратко

Обновлено: 30.06.2024

Человеку нередко кажется, что он владеет собой, тогда как на самом деле что-то владеет им; пока разумом он стремится к одной цели, сердце незаметно увлекает его к другой.

По этому поводу К. Н. Корнилов [1957], критикуя западных психологов, видевших в воле лишь стремление к удовольствию или избегание страдания, писал, что объяснять волевые процессы лишь чувствами никак нельзя. Чувства являются одним из стимулов воли, но сводить волевую деятельность человека только к переживаемым чувствам совершенно неправильно. В то же время К. Н. Корнилов отмечал, что один интеллект, без вовлечения чувств, далеко не всегда воздействует на волю.

Руководствуясь разумом, можно найти выход из любой ситуации; опираясь лишь на чувства, можно попасть в безвыходное положение.

Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны.

Нередко отсутствие эмоциональных проявлений приписывают сильной воле человека. Так, например, невозмутимость принимают за выдержку, самообладание, смелость. В действительности же, очевидно, невозмутимость может отражать низкую эмоциональную реактивность или же быть результатом адаптации человека к данной ситуации.

Большое значение в настоящее время придается разработке приемов произвольной регуляции эмоциональных состояний, поскольку они не подавляются простым желанием, а требуют для их снятия особой техники регуляции. Причем эти приемы могут использоваться как для устранения состояний, мешающих успешности деятельности, так и для возбуждения состояний, способствующих успеху. Методика, в которой используются эти два направления, названа психорегулирующей тренировкой (ПРТ). О. А. Черникова [1962] показала, что произвольное управление эмоциями отличается от управления познавательными процессами (мышлением, запоминанием и пр.). Следует, однако, отметить, что эти приемы не связаны с использованием волевых усилий и преодолением последствий неблагоприятных состояний, а основываются на вызове определенных представлений, образов. Поэтому они не могут считаться способами волевой регуляции (в том смысле, который я вкладываю в это понятие). В то же время разработка упомянутого направления способствует более четкому пониманию воли (произвольности) как управления, овладения собой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.6. Патология смысловой регуляции

4.6. Патология смысловой регуляции В данном разделе мы намерены обобщить и систематизировать имеющиеся в литературе данные о различных видах нарушений в смысловой регуляции и строении смысловой сферы личности при психических и психосоматических

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы

30. Нарушения волевой сферы

30. Нарушения волевой сферы Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей).Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях.

Волевой процесс

Волевой процесс Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности Деятельность осуществляется системой действий. Действие — структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную,

6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции

6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции Одними из первых о волевом усилии как специфическом механизме воли заговорили в начале XX в. Г. Мюнстерберг, Г. И. Челпанов, А. Ф. Лазурский. Г. Мюнстерберг, например, писал: «Если я стараюсь вспомнить название

15.4.1. Принципы психофармакологической регуляции

15.4.1. Принципы психофармакологической регуляции Положительные эффекты фармакологической регуляции (коррекции) психологического стресса определяются четкими представлениями о том, какие психологические, психофизиологические процессы или нейрофизиологические

15.4.2. Механизмы психофармакологической регуляции

Глава 11 Волевой отказ от переживаний

Глава 11 Волевой отказ от переживаний Тот, кто не воспитывает себя сам, подобен ослу, который идет туда, куда его гонят. Скилеф Теперь, когда мы поняли, что Жизнь применяет достаточно жесткие меры по разрушению наших идеализаций, то хотелось бы еще узнать, как можно от них

1. Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции.
2. Классификации эмоциональных явлений.
3. Психологический анализ эмоциональных состояний, оценочные параметры.
4. Воля как сознательный регулятор деятельности. Основные функции. Структура волевого акта.

Общая характеристика эмоциональных явлений и их функции

Итак, из всего выше сказанного можно заключить, что эмоциональные явления являются выражением отношения к окружающему миру, проявляющегося в форме переживания.
Теперь наиболее удобно обозначить, что все перечисленные и некоторые другие эмоциональные явления можно упорядочить по устойчивости протекания.
Самым не устойчивым выделяется аффект.
Аффект - эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием. Состояние аффекта способно словно захватить человека на какой-то промежуток времени, захватить достаточно интенсивно.
Более длительными эмоциональными состояниями называют собственно эмоции. Они могут быть реакцией, как на свершившиеся события, так и на вероятностные или вспоминаемые, как уже говорилось, предвосхищают результат действия.
Чувства считают еще более устойчивым психическим состоянием.
А самым длительным и сопровождающим своей окраской все поведение человека считается - настроение.
Теперь об основных характеристиках эмоциональных явлений:
1. Предметность. (Обязательно связаны с предметом либо внешнего мира, либо внутреннего состояния, ощущения себя самим собой.)
2. Амбивалентность. (Одновременно выражены оба полюса, представлены противоположные эмоциональные состояния, принятие и отвержение. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость. Так же можно вспомнить, как одновременно существуют любовь и ненависть при ревности в человеке.)
3. Интенсивность. Ранее уже говорилось о проявлении, выраженности эмоциональных явлений. Самым интенсивным необходимо отметить аффект. Своего рода яркая вспышка, которая достаточно быстро разворачивается и исчезает.
4. Продолжительность. По большей продолжительности, как отметили ранее, выделяется настроение человека.
5. Осознанность. По степени осознанности можно выделить наиболее осознаваемое эмоциональное явление - настроение, наименее осознаваемым является аффект. (Пример, можно представить таким образом, что человек часто не понимает, даже не помнит, что совершает в таком состоянии.)
6. Происхождение. Происхождение каждого эмоционального явления можно связывать со стимулом внешней или внутренней действительности - это может быть и ситуация, и событие, и появление значимого предмета, значимого как положительно, так и отрицательно.
7. Направленность. Как подчеркивалось ранее можно говорить о внешней и внутренней направленности эмоционального явления.
Для полноты картины, чтобы в целом, хотя и достаточно кратко, представить себе все аспекты эмоциональной сферы, необходимо еще назвать такие черты как действие на организм. Эмоции, исходя из перечисленных функций, могут побуждать и мобилизовать в деятельности, а могут защищать и подавлять, парализовать активность. Таким образом, и действие на организм различно. Стимуляция организма придает силы и приток энергии человеку, а подавление активности приводит к остановке всех жизненных процессов, реакций. Еще важно отметить, что сдерживание эмоций, подавление (о чем говорил еще Фрейд) приводит к психосоматическим реакциям, а позже и к различным заболеваниям организма человека. (Сдержали гнев, злобу, подавили свой страх, а потом голова болит, сердце колет, желудок режет и т. д.)
Эффект заражения так же очень важный аспект протекания эмоций. Легко наблюдаем в толпе, группе людей, когда одна эмоция, особенно если направлена на сохранение жизнедеятельности человека, передается всем членам группы, захватывает и начинает, изменяясь, то увеличивать свое действие, то уменьшать. (Повышение тревожности именно возле кабинета, где происходит экзамен.)
Эмпатичностъ - свойство личности, способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания.

Классификация эмоциональных явлений

Уже частично затрагивался вопрос о классификации эмоциональных явлений, сейчас можно обозначить другие основания классификации, которые также важны и часто применяются в науке.
Итак, отметьте выделяемую ранее классификацию эмоциональных явлений по устойчивости протекания. (Аффект, эмоции, чувства и настроение.)
Еще рассматривали такое деление: предчувствия и собственно чувства человека.
Далее будем говорить о классификации непосредственно эмоций человека.
По основанию - знак эмоции - можно выделить положительные и отрицательные эмоции, в некоторых источниках также выделяются нейтральные эмоции. Среди отрицательных эмоций выделяют 3 группы эмоций:
-страх (боязнь, испуг, паника, тревога и т. д.),
-гнев (раздражение, ярость, бешенство, исступление, неудовольствие и т. д.),
-печаль (грусть, тоска, скорбь, сплин - депрессия, меланхолия, ностальгия, горе и т. д.).
Положительные эмоции: радость, любовь, любопытство, удовольствие, блаженство, ликование, восхищение, гордость, предвкушение и др. оттеночные моменты.
Нейтральные эмоции: удивление, безразличие.
Выделяя положительные и отрицательные эмоции необходимо помнить, что даже такие, выделенные отрицательные эмоции, как страх, гнев, даже печаль, во многих случаях могут влиять на человека позитивно, спасти жизнь. Например, человек в момент сильного испуга может настолько собраться с силами, что совершит невозможное - поднимет автомобиль и спасет жизнь кому-то еще. Или, другой пример, в сильном гневе, в агрессивном состоянии человек может обогнать всех бегунов и выиграть денежный приз, обезвредить преступника и др. Также и выделяемые положительные эмоции могут повлиять на человека крайне негативно. Пример, от чрезмерного любопытства человек может попасть в неприятную историю. Огромная радость может перейти во всеобщее доверие окружающим, человека обманут и ему будет уже не так радостно, как было. Поэтому для того, чтобы относить эмоции к негативным или позитивным, стоит отмечать аспект действия того или иного последствия эмоции.
Другая классификация предлагает делить все эмоции на низшие и высшие. Низшими будут эмоции, которые появились в онтогенетическом смысле первыми - радость, удовольствие, горе, страдание (схожи с животными и присутствуют у них так же, как и у человека). Высшие эмоции - те, которые человек воспитывает у себя в течении жизни - юмор, азарт и др.
Традиционно в науке эмоции также делят на стенические и астенические. Стенические - возбуждающие (радость). Астенические - ослабляющие (горе, печаль, тоска, страх). Здесь рассматривается механизм физиологического воздействия на организм проявления эмоции, хотя и это влияние может изменяться в зависимости от конкретной ситуации.
Можно еще выделить коммуникативные и не коммуникативные эмоциональные явления. Не коммуникативные, те чувства, которые не проявляются в чистом виде в виде экспрессии человека, в его мимике, жестах, пантомимике, поведении. Можно здесь говорить о чувстве голода, о том же патриотизме. А коммуникативные эмоции - это страх, радость и др., которые имеют устоявшееся и различаемое проявление у людей, часто схожи у разных рас, национальностей, не различимы по возрастам.

Психологический анализ эмоциональных состояний, оценочные параметры

Г. Селье выделил 3 стадии стресса:
1. стадия тревоги, во время этой стадии происходит шок и противошок;
2. стадия резистентности - повышения устойчивости и сопротивления, организм, используя свои защитные ресурсы, сопротивляется;
3. стадия истощения - исчерпываются все адаптационные ресурсы, система разрушается.
Каким образом можно совершать профилактику стресса? Если стрессреакция завышенной напряженности, то профилактика стресса - это ослабление этого напряжения разными способами. Это: дистанцирование - отдаление от себя стрессора; изолирование стрессора, причем как реальное, так и воображаемое; переоценка ситуации. Коррекции стресса близки такие понятия, как психотерапия и психологическая коррекция. Коррекция занимается корректированием отклонения от нормы, а психотерапия - лечением и терапией болезни, патологических нарушений.
Теперь поговорим о фрустрации.
Фрустрация - специфическое эмоциональное состояние, которое возникает когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы или воспринимаются им как таковые. Состояние фрустрации неприятно и напряженно.
Условия возникновения фрустрации:
1. наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия;
2. наличие препятствия (фрустратора).
Поведение в состоянии фрустрации может быть различным, оно зависит от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора.
Личность формируется и развивается благодаря наличию препятствий как внутренних, так и внешних. Они стимулируют поисковую активность личности, расширяют спектр связей личности с миром, делают их глубже и разнообразнее. Если же человек будет пытаться избегать фрустрирующих его ситуаций, то это можно расценить так, что человек пытается убежать от мира.
Такие состояния, как беспокойство и тревога, постоянно возникают в жизни человека. Любые изменения равновесия системы человек - внешняя среда, ведущие к нарушению удовлетворения актуальной потребности, тем более к ломке самой системы потребностей или же предвидение такой ломки порождает состояние тревоги.
Тревога - чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям. Тревога может появляться в результате фрустрации, а также быть первым психологическим проявлением стресса. С возникновением тревоги происходит усиление поведенческой активности, изменение самого характера поведения, происходит включение дополнительных физиологических механизмов адаптации к изменившимся условиям. Важно отличать тревогу от тревожности - относительно устойчивая личностная характеристика, дающая представление о предрасположенности человека к тревоге, о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревоги различного уровня.
Итак, рассмотрели основные эмоциональные состояния человека. Возможно, что теперь, попадая в то или иное состояние, вы сможете определить, что с вами происходит, что к этому привело, что стоит ожидать в дальнейшем, в случае необходимости стремиться что-то изменить, искать другой выход.


Воля как сознательный регулятор деятельности. Основные функции

Эмоции (лат. сл. эмоцео – волную, потрясаю) – это переживание человеком отношений к явлениям действительности, а также своего состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.

Эмоции, как и все психические процессы, возникают рефлекторно. Они являются отражением воздействующего на человека, на его нервную систему реального мира.

Чувства – это отражение в сознании реальных отношений человека. Чувства –это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека. Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях, которые служат объективными показателями переживаемых чувств.

Эмоции по своему строению и функциям полимодальны и полифункциональны. В эмоциональных состояниях выделяют общую активную, специфическую, связанную со специфическими отделами ЦНС, и неспецифическую активную, связанную с вегетативной нервной системой, регулирующей гомеостатические функции. Общая активация определяется, кроме перечисленного, деятельностью высших функций коры головного мозга и ретикулярной формацией, осуществляющей первичную обработку информации.

Теории эмоций в психологии

Функциями эмоций являются: сигнально-информационная, коммуникативная, оценочная, регулятивная, включение физиологических функций организма в функционирование психики, выражение потребностей, обработка информации, принятие решений и другие.

В классификации выделяют: а) стенические эмоции (стенос – сила) положительные переживания, связанные с активностью, энергией;

б) астенические, которым присущи пассивность, страх, созерцание.

Американский психолог Кэррол Е. Изард выделил следующие фундаментальные эмоции: интерес-волнение; радость; удивление; страх; стыд; вина. В отечественной психологии для классификации эмоций используют следующие критерии: 1) величина эмоциональной возбудимости; 2) продолжительность их протекания; 3) причина их возникновения.

Настроение – общее, обычное состояние, которое имеет место в обычном, бодрствующем состоянии. Величина эмоционального возбуждения незначительная, время протекания – все бодрствующее состояние, причина состояния часто не ясна, безотчетна, зависит от огранизменного самочувствия и окружения микросферы, условий жизни, работы и т.д. Настроение является базисом для разыгрывания на его основе других эмоций.

Стресс – состояние напряженности. Стресс изучен канадским ученым Г. Селье. Он изучал состояние животных в неблагоприятных условиях: в голоде, холоде, в необходимости постоянного движения и других воздействиях. Оказалось, что организм мобилизуется на преодоление неблагоприятного. Эта мобилизация во времени проходит фазы: 1) тревогу, когда организм мобилизуется и противостоит неблагоприятному; 2) сопротивление, когда организм сопротивляется и эта борьба с неблагоприятным выражается в относительно устойчивых равновесных величинах; 3) истощение, когда энергетические возможности организма понижаются и сопротивление снижается. При стрессе величина эмоционального напряжения имеет относительно большие величины, чем это имеет место при настроении и занимает относительно большое время. Причина, вызвавшая напряжение, имеет значимое для субъекта положение, и часто негативное. Это связано с отрицательными переживаниями: тревожностью, беспокойством, страданием и т.д.

Аффект – быстро овладевающее человеком, бурно протекающее состояние, связанное с изменением контроля сознания и воли. Аффект может произойти при нарушении жизненно важных позиций (принципов) субъекта. Бурная реакция в аффекте сменяется дрожью, ступором (застывает в неподвижности).

Аффект протекает так бурно, что происходит растрата нервно-психической энергии. После него человек чувствует усталость, упадок сил. Нужно отметить, что это состояние происходит в случаях, когда человек в предварительные периоды времени при осмыслении наступления определённых ситуаций мысленно оправдывает и допускает возможность соответствующего поведения, характерного аффекту.

Влияние музыки на состояние человека

. в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное воздействие. Воздействие музыки на психологическое состояние человека Музыка может как созидать, так . сердце. Веселая, искрящаяся музыка действует как истинное противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и даже ненависти. Она ободряет и радует. Подобное .

Страсть – увлечение предметом деятельности, связанное с повышенным положительным переживанием, с увлечением, с любовью.

Фрустрация – переживание неудовлетворения целей, желаний. Это достаточно сильное переживание и может быть длительным во времени. При фрустрации цели, нереализованные личностью, бывают значимыми для нее.

Эйфория – легкое положительное эмоциональное переживание.

Экстаз – увлеченность, кратковременное положительное переживание с потерей элементов самоконтроля.

Депрессия – заторможенность психической деятельности в связи с прошедшими бурными переживаниями.

Эмпатия – сопереживание другому в его переживаниях. Очень важная эмоция в общении с другими людьми.

Апатия – безразличие, вялость, отсутствие стремления действовать, вызванные чрезмерным переживанием перед началом предстоящей деятельности.

Эмоции проявляются амбивалентно, т.е. психологические явления сложны и противоречивы: имеют место одновременное переживание противоположных эмоций (на фоне радости может быть огорчение и печаль и другие сочетания).

Успешность деятельности зависит от уровня эмоционального возбуждения. Если уровень эмоций будет низким, то и деятельность также будет слабой. В самом деле, если человек будет находиться в пониженном, полусонном состоянии, то и деятельность его будет сниженной. Естественно, что в процессе деятельности многое будет потеряно.

Если эмоциональное состояние будет чрезмерное, то многое будет не учитываться, теряться. Оказывается, что в таком состоянии память и мышление нарушаются, человек становится невнимательным.

Управление эмоциями представляет большую сложность. В управлении своим состоянием сказываются мировоззренческая основа, ценностные ориентации. Имеет значение связь личности со своими предками и потомками. Человек становится космическим существом, когда судьба человека становится связанной с поколениями. Такое положение существенно отличает его от лиц, сугубо ориентированных только на самого себя. Следующее, что очень важно для саморегуляции своего состояния это выполнение тех обязанностей, которые постоянно сопровождают человека в его обыденной, повседневной жизни: дисциплинированность, честность, обязательность, ответственность, не откладывание на завтра того, что можно сделать сегодня. Человек может выходить на работу, заведомо опаздывая. Повседневной жизнью мы можем вводить себя в стресс. И, наконец, одной из причин чрезмерных эмоций является расхождение между рациональным и эмоциональным, когда разумом понимаем, что нужно действовать определенным образом, а в реалии не следуем этому. Нужно, чтобы эмоции работали в унисон нашему разуму, целям, нашим желаниям. Для этого необходимо проводить самовнушение.

2. Воля, волевой акт

Воля – это активность личности, связанная с реализацией поставленных целей. Воля относится к высшим психическим функциям. Поскольку воля сложное психическое образование, относящееся к высшим психическим функциям, а через волю проявляется сама личность, то волю можно представить в виде модели:

Психологическое сопровождение деятельности человека

. Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. . Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей .

А – социальная и природная среда, в которой формируется, действует и проявляется личность.

Б – мотивы, цели, идеалы, ценностные ориентации, образы предстоящего действия.

В – эмоциональное состояние, физиологические функции, организм (тело, материальный субстрат), подсознательные механизмы.

Г – знание, опыт (мировоззрение), мышление (интеллект), сознание, функционирование речи (вторая сигнальная система), оценка обстановки, себя, принятие решения, рассуждение с самим собой, приказ себе на поведение и действия.

Д – действия по реализации целей, желаемого.

В психологии давно сложились такие понятия, как волевой акт, волевое усилие, волевые качества. Волевой акт составляет: борьбу мотивов —> формирование целей —> определение путей и средств достижения цели —> действия. Таким образом, волевой акт можно рассматривать как единичку, как отдельный элемент психического, в данном случае воли.

3. Волевые усилия, волевые качества

Преодоление внутренних (страх, неуверенность в себе) либо внешних препятствий (физическая нагрузка) сопровождается волевыми усилиями. Волевое усилие — психическое состояние, возникающее в момент преодоления препятствий. Регулярное проявление волевых усилий способствует формированию волевых качеств.

Выделяют две группы волевых качеств общие и основные. К общим качествам относятся: целеустремленность, дисциплинированность, уверенность.

Целеустремленность – это наличие перспективных и ближайших целей, планирование, организация своего поведения и действий.

Дисциплинированность – выполнение обязанностей, требований. Человек с самого раннего детства имеет обязанности, т.к. он живет в социуме. И чем больше он руководствуется требованиями социума, тем больше от него и получает.

Уверенность – это субъективная оценка соотношения своих целей и своих возможностей для решения поставленных целей.

К основным волевым качествам относятся те из них, которые связаны с максимальными физическими или экстремальными умственными действиями: решительность, настойчивость, инициативность, самообладание.

Настойчивость – это способность действовать несмотря на утомление, трудности.

Инициативность – это способность выполнять действия и деятельность оптимально разнообразно и эффективно.

Таким образом, под волей следует понимать способность личности управлять своим эмоциональным состоянием, целями, мыслями и действиями. Воля есть психическое явление не одного уровня с интеллектом и эмоциями, она есть производное мотивов-целей, состояния оценки и действий.

Значение волевого усилия в волевом действии и факторы, влияющие .

. на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в . 1) свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и . решения; 6) осуществление принятого решения. Этап “осознание цели и стремление достичь ее” не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель .

Исследования показали, что проявление воли не зависит от свойств нервных процессов. Был такой период знаний, что обладатели слабой нервной системы относились к ненадежным в ситуациях экстремальности, быстрее у них наступает утомление. Но если соотнести свойства нервной системы ко всей модели воли, то они нивелируются другими личностными образованиями: опыт, знания, умения.

Примеры похожих учебных работ

Роль эмоций и чувств в жизни человека

. переживаний и отражают личную оценку и значимость стимулов (внутренних и внешних) с точки зрения жизнедеятельности человека. 2. Чувства – более длительные состояния, чем эмоции . цели волевого действия, он должен быть не только познан, но человек .

Чувство собственного достоинства человека

. состояние не хорошее и не плохое. Всё зависит от того, как человек его воспринимает. Гнетущее чувство одиночества возникает тогда, когда человек . — сектор зла. Похвалами расширяется зона положительных эмоций. Жизненные премудрости .

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

. пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не .

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

. составляющих владения человеком собой и своими эмоциями. Шесть шагов управления эмоциями: Осознавать эмоции. Нельзя управлять тем, чего не замечаешь. Важный шаг – научиться осознавать своё состояние, свою эмоцию. Выбирать. Одни эмоции лучше .

. восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. . и несчастным. Устал от своей некомпетентности. 1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не .



Воля, эмоции, внимание – это отдельная часть, которую изучает психология. Мало из нас людей задумываются о том, что эти понятия бывают совершенно разнообразны.

Лекция 14. Воля. Эмоции. САРТION>

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.
Свобода воли и личностная ответственность.

САРТION>
Под эмоциями
понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой — лишь реакция человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанная с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова). Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть
положительными
, связанные с переживанием приятного, и
отрицательными
, когда переживается неприятное;
стеническими
, повышающими активность личности, и
астеническими
, снижающими ее активность. Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты.
Эмоциональный тон ощущений
— это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Чувство
— отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на:
моральные
(переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе — любовь, ненависть и т. д.),
интеллектуальные
(чувства, связанные с познавательной деятельностью — сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств),
эстетические
(переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни — чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.).
Аффект
— сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями. Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних. Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции.
Амбивалентность
— несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.).
Апатия
— вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений.
Депрессия
— подавленное аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций.
Настроение
— сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций.
Страсть
— сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.
Стресс
(эмоциональный) — эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) — угрозу, опасность, обиду и т. д.
Эмпатия
— сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, в чуствование в эмоциональный мир другого человека.

Теории эмоций.

САРТION>
Необходимо отметить, что число психологических теорий эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанные с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме. Эволюционная теория
(Ч. Дарвин) исходит из того, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции Джемса-Ланге, названной в честь американского психолога и физиолога
Уильяма Джемса (1842-1910)
и датского медика и физиолога
Карла Георга Ланге (1834-1900)
, развивающей эволюционную теорию, органические изменения являются первопричиной эмоций. У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого, были предложены новые концепции эмоций.
Теория когнитивного диссонанса
, автором которой является американский психолог, ученик К. Левина
Леон Фестингер (1919-1989)
исходит из того, что положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяются в жизнь, то есть, когда реальные результаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными. Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожидаемыми и наступившими результатами имеется диссонанс (несоответствие, расхождение). По существу, когнитивистской является и
информационная концепция
, предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя из которой, сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации.

Эмоции и личность.

САРТION>
Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции, прежде всего, отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие — в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т. д.). >>> Литература ПЕРЕЙТИ НА ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ

Как укрепить силу воли

– Каким образом человек должен культивировать в себе чувства?

– Этому как раз призвана служить воля. Воля – это способность человека действовать в направлении поставленной цели, подавляя в себе желания, вырабатывая власть над собой. Воля проявляется в тех жизненных ситуациях, когда человеку необходимо сделать выбор между чем-то привлекательным и непривлекательным, хорошим и плохим, или когда нужно воздержаться от реализации своего желания в силу изменившихся условий. Воля – это тоже категория психических функций человека, формирующаяся под влиянием общественных установок. Чувства запускают работу воли, вырабатывают ее силу. Если человек равнодушен ко всему, он не сможет выработать в себе силу воли. И наоборот, воля способна породить новые чувства. Например, волевой отказ от алкоголя приводит человека к чувству удовлетворения собой. С помощью воли мы можем культивировать чувства. Вовремя отказать себе в каком-то сомнительном удовольствии, перестать искать виноватого, вырабатывать дисциплину и т.д.


– Как воспитать в себе силу воли, если мешают эмоции?

В дошкольном возрасте у детей формируется четкое представление о том, где норма, а где нет. Если постоянно этого не подчеркивать, не акцентировать внимания ребенка, то у него не сформируются этические чувства и нравственная сфера, которые позже помогут регулировать волевые процессы. Кроме того, здесь очень важно воспитывать ответственность, поскольку волевой человек должен серьезно подходить к каждому своему решению. Не исполнил решения – развратил волю.

Впоследствии на школьной скамье и в вузе человек должен вырабатывать в себе контроль над выполнением задания, над своим поведением, внешним видом, то есть вырабатывать требовательность к себе. Организация режима дня и четкое его соблюдение, дисциплинированность, самостоятельность и решительность также вырабатывают силу воли. Раньше для воспитания силы воли у мужчин их отправляли в армию, где четко соблюдался режим дня, беспрекословно выполнялись команды. После военной службы мужчины были выносливее, смелее, отважнее, решительнее. Ведь воля формируется в действии, а не в бездействии. Одним из важных показателей проявления силы воли является умение преодолевать препятствия. Сейчас в армии – другие порядки, изменились времена, изменились и качества мужчин.

Как управлять эмоциями

– То есть получается, что каждый раз при появлении эмоционального порыва нужно сдерживать его посредством воли?

– Нет, это не совсем так, – резюмирует Елена. Многие эмоции просто необходимо выплескивать наружу, и не только хорошие: восхищение, радость, счастье, но и плохие – тревожность, печаль, отчаяние. Держать все в себе – это не выход. Невыплеснутые переживания застревают в теле и способствуют появлению болезней. Все хорошо в меру. Если возникает эмоциональный порыв, нужно дать ему выйти, приучив себя наблюдать за эмоцией как бы со стороны. Сегодня я вот такой, потому что была причина. Меня обидели, мне плохо, у меня возникла злость, но завтра она пройдет. Надо любить себя в любых проявлениях в печали то, или в неописуемом восторге.

Другое дело, если какое-то эмоциональное состояние затянулось, перерастая в хроническое. Опять же понаблюдайте, как оно протекает, трансформируется ли в другие формы или держится на одной отметке. Если ничего не меняется, тогда нужно заставить себя волевым решением изменить свое отношение к ситуации. Если сила воли уже не помогает, следует обратиться к специалисту, психологу или психотерапевту. Главное – не терять осознанность, понимать и контролировать уровень эмоционального проявления.


Учащиеся продолжают знакомство с высшей нервной деятельностью человека. На уроке рассматриваются первая и вторая сигнальные системы, их различия. Подробно раскрывается формирование волевого акта, приводятся классификация и описание эмоций


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Особенности высшей нервной деятельности. Речь, воля и эмоции."

На нашей планете обитает огромное количество живых организмов. Самыми близкими родственниками человека, являются представители класса Млекопитающие. К которому, собственно, мы и относимся.

Так вот, на сегодняшний день насчитывается около 5000 видов млекопитающих. И только один из них обладает уникальным свойством. И это свойство – речь.

Конечно, общаться могут и умеют и другие виды животных. Но используют они при этом только, так называемую, первую сигнальную систему.

Павлов назвал сигнальной системой совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма. Общение животных не выходит за пределы той информации, которая непосредственно поступает в головной мозг от их органов чувств. Проявляется такое общение в определённых жестах, позе тела, издаваемых звуках и раскраске тела, например, в брачный период. Животные могут предупреждать особей своего вида об опасности, наличии корма, зазнятости территории и так далее.

Но все эти предупреждения имеют смысл только в той ситуации, для которой предназначены и не могут быть использованы в иной. То есть не могут нести другого смысла.

Человеку же, как социальному существу, присуща и вторая сигнальная система. Когда всё то, что могут передавать друг другу животные в жестах и нечленораздельных звуках, он способен закодировать и передать определённым набором звуков.

Такие определённые звуки человек может отразить буквами, а наборы звуков, соответственно, словами. Слова мы строим в словосочетания, словосочетания в предложения, а последние могут быть выстроены в связный текст. Который при озвучивании превращается в речь, способную дублировать первую сигнальную систему и несравнимо расширяющую способности к общению, выполняя функции второй.


Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека вследствие общественного образа жизни и коллективного труда.

Слово, речь, письмо являются не только слуховыми и зрительными раздражителями, они несут также определённую информацию о предмете или явлении, то есть определённую смысловую нагрузку.




Собственно, человек также нередко попадает в подобные ситуации. Оказавшись, например, в иной языковой среде. Только выучив иностранный язык, мы начнём различать не только набор звуков, но и их смысл.

Собака на это не способна. Но последние исследования в области этологии (науки о поведении) животных позволяют высказать предположения о том, что китообразные, в частности дельфины, обладают очень сложным (по сравнению с другими животными, конечно) языком общения, а соответственно и поведением. Они не просто обмениваются сигналами, а именно разговаривают, используя не только звуковые сигналы, например, свист, но и жесты. При этом обращаясь друг к другу по именам.

Но существуют объективные трудности экспериментального изучения их общения, связанные с различными средами обитания (человек живёт на суше – дельфины в воде), а также тот факт, что при общении эти китообразные используют ультразвуки. Недоступные человеческому уху.

Обладание второй сигнальной системой не передаётся человеку по наследству. Наследуются только способности.


Поэтому, если человек с рождения оказывается вне сферы языкового общения, что демонстрирует эта известная нам история, то связи между нейронами не устанавливаются и способность общаться при помощи второй сигнальной системы не формируется. А с ней отсутствует и речь.

Воля. Понятие воли родилось в философии, где она определялась, как способность разума к самоопределению. В первую очередь, моральному. Но с переходом в психологию понятие воли утратило моральный аспект и стало трактоваться, как психическая функция. Говоря образно, воля – это желание, ставшее действием.

Воля определяет наше поведение, с одной стороны направленное на преодоление трудностей при достижении поставленной цели, а с другой удерживает от нежелательных поступков. Сдержанность и выдержка, которые мы при этом проявляем будут, скажем так, совсем не меньшая воля, чем активные действия, направленные для достижения цели.


Волевой акт начинается с выбора цели. Если поставленная цель продиктована чувством долга и совпадает с желанием получить удовольствие от будущей работы – энергия человека увеличивается многократно. Возникает вдохновение, страсть, спортивный интерес.


Самые значительные произведения искусства, научные открытия, спортивные достижения совершаются именно в этом состоянии.

Но жизненные подвиги скорее являются исключением из правил, чем обыденным явлением, потому что между чувством долга и сиюминутным желанием гораздо чаще возникает конфликт.

Начинается борьба побуждений и мотивов. Человек погружается в трудное, а иногда и мучительное состояние процесса выбора. Когда же выбор сделан, а цель поставлена, человек снова оказывается перед выбором – как достичь задуманного. Многократное обдумывание сценария приводит к появлению оптимального варианта осуществления задуманного. И только за этим следует действие. Волевые и находчивые люди, способные к нестандартным решениям, скорее проходят все эти стадии, в отличие от нерешительных, которые зачастую идут на поводу у других, действуют импульсивно. На уровне подсознания и эмоций.

В таких случаях может помочь тренировка силы воли.

Эмоции. Жизнь – полоса чёрная, полоса белая. Радость и безудержное веселье сменяется горечью и унынием и наоборот. У нас нет задачи сегодня разобраться, почему так происходит с нашим организмом (вы всегда это можете сделать самостоятельно, обратившись к дополнительному материалу).

Эмоции – реакции организма на некоторые раздражители или результаты своих действий, имеющие ярко выраженные субъективные переживания и внешние проявления.

Эмоции подразделяют на положительные и отрицательные.

Положительные, а это радость и удовольствие, мы получаем в виде приятного ощущения удовлетворения каких-либо потребностей.

Отрицательные возникают, когда наши потребности, наоборот, не удовлетворяются. К ним относятся страх, горе, гнев, отвращение, стыд, вина и т.д.


По характеру проявления различают стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие).

Стенические эмоции сопровождаются улучшением самочувствия, жизненного тонуса, психической активности и ощущением собственной силы. Сюда относят не только все положительные, но и часть отрицательных эмоций (ярость и гнев).

Вспомнив о физиологии нервной системы, вы можете сделать вывод, что проявления стенических эмоций чаще всего связаны с возбуждением симпатического отдела вегетативной нервной системы. Который командует выбросить в кровь адреналин, увеличивает частоту сердечных сокращений, а вместе с ним кровяное давление и газообмен.


Человек краснеет и может покрываться капельками пота. Эмоциональное возбуждение способно практически мгновенно мобилизовать резервы организма и обеспечить действия, направленные на преодоление препятствий.

Астенические эмоции угнетают настроение, снижают психическую активность, жизненный тонус и самочувствие. Обычно это происходит тогда, когда мы мобилизовали все силы на выполнение какой-либо задачи, но ресурсов для достижения цели недостаточно. Астенические эмоции ведут к снижению защитных сил организма и способствуют развитию заболеваний.


Интересно, что имеются различия роли правого и левого полушария в формировании эмоций. Правое полушарие лидирует в формировании отрицательных эмоций, их распознавании и внешнем выражении в мимике.

Эмоции проявляются эмоциональными реакциями – плачем, смехом.

Эмоциональными состояниями – различным настроением, тревогой, волнением, бурной эмоциональной вспышкой (аффектом).

Эмоциональными отношениями, или чувствами в узком значении этого слова – любовью, ненавистью, ревностью. Эмоциональные отношения всегда направлены на определённый объект и в этом их отличие от эмоциональных состояний.


Чувства часто очень противоречивы. Любовь может быть смешана с радостью, досадой, грустью. В зависимости от обстоятельств знак эмоций может меняться.

Также чувства очень динамичны. Можно проследить за их рождением, как они достигают высшей силы и угасают. А возможно и становятся противоположными. Ненависть странным образом переходит в любовь, а пылкая любовь сменяется равнодушием. Особенно скоротечны увлечения в подростковом возрасте. Несмотря на пылкость, они быстро угасают после первого достигнутого результата.

Кстати, эмоциями, как и волей, тоже можно управлять.

Согласно теории Джеймса-Ланге, сформулированной в конце XIX века американским философом и психологом Вильямом Джеймсом и датским медиком, и анатомом Карлом Ланге – если отсечь от эмоции её внешнее проявление, то от неё вообще ничего не останется.

Только физиология. Помните про симпатический отдел? Более того – наблюдаемые признаки есть не столько следствие эмоции, сколько её причина.

Например, испытуемых просили оценить анекдоты и карикатуры. При этом требовалось держать во рту карандаш. Но одни испытуемые должны были удерживать его зубами, невольно изображая подобие улыбки, а другие — губами, отчего лицо принимало хмуро-напряженное выражение. Первая группа сочла предъявленные им истории и картинки гораздо более смешными.

Но в ходе дальнейших исследований выяснилось, что возникновение эмоций не сводится только к физиологическим процессам.

Читайте также: