Послевоенные идеологические кампании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эта презентация подготовлена для учащихся 11 классов по теме: "Идеологические кампании послевоенных лет". В материале приведены базовые исторические термины по данной проблеме, а также дополнительная информация.

ВложениеРазмер
ideologichekie_kampanii_1946-1953.pptx 371.95 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мыслить так трудно, поэтому большинство людей судит . М. Жванецкий Идеологичекие кампании 1946-1953

Депортация-принудительное, насильственное переселение лиц или целых категорий на другие территории внутри или вне государства. В СССР депортация приняла массовый характер, так как высылались целые народы. Депортация- одна из форм политических репрессий. 28 августа 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья . Также по обвинению в коллаборационизме были обвинены и депортированы карачаевцы, ингуши, азербайджанцы, калмыки, крымские татары, прибалтийские народы.

Анна Ахматова МУЖЕСТВО Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Февраль 1942

Анна Ахматова Реквием (эпилог) А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем — не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь , Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом

Послевоенная жизнь 1947-денежная реформа и отмена карточной системы Условия реформы: Выпуск новых денег, обмен старых на новые в эквиваленте 10:1 Зарплата оставалась без изменений Вклады: от 3 до 10 тыс. руб. обмен 1:1; свыше 1:2 Результат: уменьшение денежной массы, отмена карточек Цель: предотвратить инфляцию

Из воспоминаний о послевоенном времени То время помнится действительно тяжелейшими испытаниями. Отец работал маляром в районе, я заканчивал учёбу и одновременно подрабатывал с ним. Часто бывало такое, что для того чтобы только пообедать — приходилось идти к отцу за несколько километров. Простой борщ из крапивы, да хлеб как глина — от которого чуть не умер как-то. А мать вообще непонятно что ела: как говорила — лепёшки из листьев и цветов липы. Люди находились всё время в режиме миграции : искали где и как выжить, на вокзалах обросшие и измождённые люди, на улицах можно и умерших видеть. И это всего лишь на следующий год после Победы…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

© Калугина С. А., 2009ФАКТОРЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЯПОНСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ И ИНТЕРНИРОВАННЫХ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА БАМА 1945–1956 ГГ. Отражены особенности факторов идеологической «обрабо.

Идеологическая работа политорганов НКВД/МВД СССР среди японских военнопленных и интернированных на строительстве байкало-амурской магистрали (1945-1948 гг.).

В кн.: Основные тенденции государственного и общественного развития России: История и современность. Выпуск 4. Хабаровск, 2010..В центре внимания отечественных исследователей в последнее время о.

"Использование государственной символики в системе воспитательных мероприятий в классе, как важнейшего фактора идеологического и гражданско-патриотического воспитания учащихся"

Выступление на МО воспитателей.


Урок литературы в 10 классе "Раскольников как идеологический герой"

Урок- аналитическая беседа с классом сопровождается презентацией.


Урок литературы по теме: "Раскольников как идеологический герой"

Первый урок , на котором рассматриваются предпосылки и мотивы преступления героя романа Достоевского.


Идеологические направления Европы 19 века

Консерватизм, социализм,анархизм, марксизм. Основные идеологи и характеристика направлений.


Конспект урока. "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев."

Конспект урока. "Е. Базаров и Кирсановы. Идеологические и социальные разногласия героев".

Одна из главных характерных черт советского режима — это постоянная идеологическая борьба, неважно против чего или против кого, важен сам процесс борьбы, в которую можно втянуть массу людей, превратив их таким образом в соучастников.

Основным содержанием идеологической борьбы в период позднего сталинизма было утверждение советско-русского патриотизма. В специфических условиях того времени советско-русский национализм получил антисемитскую окраску. Антисемитская политика советского государства, начало которой относится еще к 20-м годам, получила свое быстрое развитие в годы советско-нацистской дружбы, когда государственный аппарат, особенно в ведомствах внешних сношений и государственной безопасности, был почти полностью очищен от лиц еврейской национальности, а оставшиеся переведены на второстепенные должности.

В 1941 году были расстреляны находившиеся в СССР польские социалисты еврейского происхождения Г. Эрлих и В. Альтер по обвинению в шпионаже. Никакого шпионажа, разумеется, не было.То было очередное проявление государственного антисемитизма в самой его крайней форме. В 1943 году начались массовые перемещения евреев, занимавших высокие должности в политическом аппарате армии, на низшие должности и замена их русскими. После войны такая же политика проводилась и по отношению к евреям, занимавших командные должности.

С 1948 г. возобновляются массовые репрессии, открытые процессы, чистки (“Ленинградское дело”, “дело врачей” и др.). Цель репрессий — поставить на место военное поколение, задушить ростки демократизма, подавить выросшее за годы войны чувство самоуважения народа.

Суть происшедшего поворота заключалась в возвращении тоталитарно-бюрократической системы к нормальному для нее состоянию. В целом тоталитарно-бюрократическая система в конце 40-х — начале 50-х гг. еще более укрепилась и окончательно оформилась. Культ Сталина достиг своего апогея.

Кампания за очищение советского общества от "антипатриотов" была начата спустя несколько месяцев после выступления Сталина на собрании избирателей 9 февраля 1946 года. В своей речи Сталин ни разу не упомянул ни о социализме, ни о коммунизме. Государство, советский общественный строй, величие родины были доминантом в его речи.

28 июня 1946 года вышел в свет новый ежедекадный партийный орган, издаваемый Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП (б), газета "Культура и Жизнь". То, что отдел пропаганды был превращен в управление, свидетельствовало об усилении роли идеологии в партийно-государственной системе. Вскоре развернулось широкое наступление против любых "отклонений" в идеологической области. Под обстрел были взяты все без исключения области творчества, культуры, науки.

В области литературы и истории контроль партии был особенно жестким, ибо и то, и другое оказывают огромное влияние на формирование человеческой личности. Это особенно верно для России, ибо нигде в мире так много не читали и не читают, как здесь. Достаточно взглянуть на тиражи произведений классиков, на очереди, которые выстраиваются для подписки, чтобы убедиться в этом. Вероятно, все поколения, родившиеся до Второй мировой войны были воспитаны на классической литературе. У большинства был прочно устоявшийся консервативный вкус. Несмотря на попытки внедрить новую, пролетарскую литературу: "Цемент" Ф Гладкова, Железный поток" А. Серафимовича, "Бруски" Ф. Панферова, "Виринея" Л. Сейфуллиной и другое, — партийное руководство, в конце концов, поняло, что его сила заключается в том, чтобы поддерживать консервативный вкус у публики и поощрять произведения тех молодых писателей, которые следуют классическим образцам, но с новым содержанием: произведения, прославляющие революцию, социализм и советский патриотизм. После окончания войны с Германией появилась "Молодая гвардия" А. Фадеева о героях-комсомольцах, подпольщиках шахтерского городка Краснодон, попавшего под немецкую оккупацию. Герои этого произведения могли бы войти в обойму классических героев советской литературы (Павка Корчагин, Тимур), но получилась осечка, так как член ЦК ВКП(б) и глава Союза советских писателей А. А. Фадеев как-то "забыл" выпятить руководящую роль партии в организации подпольного движения против немцев и сам в 1947 году стал объектом партийной критики. Под ее влиянием, как верный сын партии, он передал свое произведение, значительно ухудшив его.

Война родила новых героев. Они появились в произведениях Василия Гроссмана, Виктора Некрасова, Бориса Полевого, Константина Симонова и других. Это были герои войны. Многие из них, отражали реальность только что закончившейся войны. Тема войны определила затем главную линию советской литературы на долгие годы.

Но потребовался новый герой, герой послевоенного восстановительного периода, "маяк", организатор социалистического строительства и социалистического соревнования, вожак, ведущий своих односельчан к счастливой, зажиточной жизни. Такой герой был крайне необходим. И он появился, этот выдуманный хрестоматийный; Козьма Крючков социалистической деревни в образе Кавалера Золотой Звезды из произведения Бабаевского. Эта и другие подобные книги начали издаваться миллионными тиражами, критика воскуривала им фимиам, их авторы награждались сталинскими премиями, но читатель почему-то не хотел эти книги покупать и читать. Они были слишком примитивны и уж очень неправдивы.

В то же время появилась опасность со стороны подросшего молодого поколения прозаиков и поэтов, умудренных опытом войны, стремившихся переосмыслить мир, в котором им приходилось жить. А всякое стремление к переосмыслению и есть самая худшая крамола в глазах партии. Новые веяния захватили буквально все духовные сферы общества.

Против этой опасности и выступили партийные идеологи, правильно усмотрев в этом признаки эрозии советской идеологии, а, следовательно, и подрыва советского режима. Партия выступила широко по всему фронту, не забывая ни о какой области. А если бы и забыла, то ей бы напомнили. Было кому напоминать. В каждой области творчества имеется значительная категория людей, неспособных к созиданию, но готовых немедленно судить и рядить о произведениях других и, конечно, громить и произведения, и их авторов. Их ненависть ко всему, что выходит за пределы доступного их пониманию, беспредельна. Каждую такую попытку они воспринимают не только как личное оскорбление, но и как угрозу собственному существованию ("хотят быть умнее других", "славы ему захотелось"). Эти люди и есть главный резерв партии. Партии нужно было только дать сигнал, а затем вести дело по одному ей понятному руслу, все остальное делалось само собой, подобно селю в горах, когда грязные потоки, скопившиеся в ущельях, обрушиваются на селения, людей и скот, сметая все на своем пути. Иногда даже скалы рушатся от селя. Идеологический поход возглавляли последовательно в 1946-1948 годах секретарь ЦК А.А. Жданов, а после его смерти секретарь ЦК М. А. Суслов. Но, в отличие от Жданова, который любил выступать перед большими аудиториями и поучать, Суслов предпочитал держаться в тени, действуя через аппарат, и давал возможность другим делать черную работу.

В ряде своих речей 1946—1948 годов Жданов требовал полного и безусловного искоренения влияния западной культуры. Независимо от того, к кому были обращены его речи, к ленинградским ли писателям, к философам или к композиторам, он настаивал на решительном осуждении любых отклонений от марксизма-ленинизма, от линии партии в области культуры и творчества. Жданов умело выбирал мишени для уничтожающей критики. В литературе он выбрал советского сатирика Михаила Зошенко, чьи произведения были популярны среди самых различных слоев населения. В одном из своих рассказов, "Приключения обезьяны", послужившем поводом для выступления Жданова, Зошенко вывел в качестве героя обезьяну, которая, сбежав из зоопарка и пожив немного в обыкновенных советских условиях, решила, что никакой разницы нет, и осталась жить с людьми.

Другой удар был нанесен Ждановым по русской поэтессе Анне Ахматовой, пользовавшейся уважением и любовью русской интеллигенции. В музыке, мишенью Жданова стал Дмитрий Шостакович. Как правило, Жданов отбирал для шельмования самых талантливых представителей искусства, ибо независимый талант был и всегда будет постоянной угрозой любому тоталитарному режиму, в том числе и советскому.

Прежде всего, принялись за писателей. В августе 1946 года по указанию ЦК ВКП(б) было сменено руководство Союзом советских писателей. Заместителями стали В.В. Вишневский, А.Е. Корнейчук, К.М. Симонов. В том же месяце последовали погромные постановления ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград' , "О репертуарах драматических театров", а в сентябре 1946 года "О кинофильме "Большая жизнь".

Затем развернулись идеологические кампании в союзных республиках, краях и областях. Руководство творческих союзов, а не только местные партийные органы, были обязаны отныне следить, проверять и вовремя сигнализировать, как обстоит дело в области идеологии у писателей, художников, артистов и даже акынов (сказителей, народных певцов). Специальные пленумы творческих союзов проводились в Москве или на местах.

На одном из таких пленумов (писателей) в декабре 1948 года в Москве секретари местных союзов признавали ошибки, каялись идеализации прошлого народов, забвении классовой борьбы, неумении создавать произведения о социалистическом строительстве, и, наконец, в провале попыток взять под контроль работу писателей. Представители руководства ССП Симонов, Горбатов, Сурков вскрывали такие "отрицательные явления" в местных литературах, помимо идеализации прошлого, как формализм и эстетизм, буржуазный либерализм, неумение пользоваться метод социалистического реализма, подпадание под влияние западных писателей. Против казахских писателей было просто выдвину политическое обвинение - неумение отличать в их произведениях эксплуататорскую сущность царизма от освободительной роли Советской России. Эти наладки были предвестником кампании против фольклорных эпических произведений среднеазиатских народов и особенно народов монгольского происхождения, похода достигшего своего апогея в 1951 году.

На пленуме писателей 1948 года партийные чиновники от культуры: заместитель министра культуры Щербина и министр по дела кинематографии Большаков - объясняли писателям, что от них требуется: прославление героического труда рабочих, колхозника и интеллигенции. В соответствии с установками ЦК ВКП(б) о том кого и за что можно подвергать сатирическому осмеянию — национальным писателям внушалось, что можно осмеивать все, что не входит в нашу концепцию морали и советского образа жизни, в особенности же "низкопоклонство перед буржуазной культурой". Специальное внимание присутствующих было обращено на необходимость бороться с американской культурой. В качестве: примера Щербина приводил голливудский фильм "Железный занавес" и призывал кинематографистов ответить "ударом на удар" Вскоре таковой последовал со стороны Ильи Эренбурга, опубликовавшего в "Культуре и жизнь" статью об этом фильме, в которой он использовал полный набор уничижительных эпитетов, столь характерных для стиля сталинской эпохи.

Нечто подобное происходило на пленуме Союза композиторов, руководитель которого Тихон Хренников прославился подобно Анастасу Микояну тем, что был любезен всякой власти. На этот раз нападению подвергся Сергей Прокофьев, замечательный русский композитор. Отчаявшийся Прокофьев прислал пленуму покаянное письмо. Поминали недобрым словом Хачатуряна, Мурадели, Мясковского за их "неповоротливость" при перестройке и чуть-чуть похвалили Дмитрия Шостаковича за музыку к кинофильму "Молодая гвардия". Так происходила деперсонификация писателей и артистов. Их пытались выстроить в один ряд и заставить слушаться команды паргфельдфебелей от культуры. Но, странное дело, они послушно поднимали руки, голосуя за осуждение своих коллег, за одобрение мракобесных постановлений ЦК ВКП (б) , отмечали скорбной минутой молчания кончину своего высокого гонителя А. А Жданова поддерживали власть Но когда они возвращались к себе домой, их руки начинали извлекать те звуки, которые отвечали их подлинному мироощущению и их новые произведения опять оказывались несозвучными "героическим свершениям советского народа". Так они своим особым путем сопротивлялись власти.

В первой половине 1949 года война против так называемых космополитов была в полном зените. Она шла повсеместно: в литературе, в театре, в области изобразительных искусств, в музыковедении, в кинематографии. Масло в огонь подливалось газетой "Правда", опубликовавшей редакционную статью против антипатриотической группы театральных критиков. В отличие от других выступлений в печати против космополитов, эта статья отличалась исключительной грубостью, откровенным хамством, неприкрытым антисемитизмом и, что не менее важно, предъявлением "безродным космополитам" обвинений, которые по советскому закону могли быть истолкованы как умышленное преступление. Вскоре после этого на собрании московских критиков Константин Симонов обличал заговорщический характер антисоветской активности "безродных космополитов". Ему вторили другие обличители. А. Софронов, например: говоря о театральных критиках, утверждал, что они использовали опыт антисоветского подполья. Некоторые из обвиняемых в отчаянии наговаривали на себя Бог знает что, включая желание нанести вред советской драматургии, сознательный заговор и прочее.

Одним из важнейших результатов войны с Германией было ужесточение политики партии и государства по отношению к нерусским народам, проживающим в приграничных районах. Массовые депорта­ции кавказских народов и крымских татар в 1943- 1944 годах были дополнены после войны возобновившейся депортацией прибалтов, греков, турок, подготовкой депортации абхазов.

Начался пересмотр взглядов на национально-освободительную борьбу нерусских народов в царской России. В 1947 году возникла дискуссия о характере движения кавказских горцев под руководством Шамиля в 1-й половине XIX века. Эта дискуссия происходила в Институте истории Академии наук СССР, но постепенно обсуждение приняло характер идеологического похода против устано­вившейся ортодоксально-марксистской точки зрения на это движение как прогрессивное. В итоге дискуссии, продолжавшейся чуть ли не пять лет, Шамиль был объявлен агентом английской разведки, а его движение реакционным. Переоценка колониальной политики царского самодержавия на Кавказе, а затем в Средней Азии,. привела к объявлению почти всех антиколониальных движений на захваченных царской Россией землях реакционными. Заодно были объявлены реакционными и национальные эпосы этих народов.

Ряд историков и литературоведов Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Якутии, Дагестана были исключены из партии, изгнаны с работы, лишены ученых степеней и званий, а некоторые даже арестованы.

Дискуссия постепенно превратилась в идеологический погром, быстро принявший антисемитскую окраску. Был обвинен в космополитизме и в идеологическом вредительстве академик И. И. Минц и его ученики, хотя вряд ли можно было найти более преданного ВКП (б) историка, чем Минц: на протяжении всей своей научной карьеры он был в первых рядах идеологических борцов партии и вносил свою немалую лепту в фальсификацию истории СССР.

Кампания против космополитизма в исторической науке, против буржуазного объективизма, обеления американского империализма и прочего продолжалась в исторической науке почти все послевоенные годы вплоть до смерти Сталина в марте 1953 года.

Аналогичные кампании проводились у философов, юристов, экономистов, языковедов, литературоведов.

Таким образом, в послевоенный период с 1945 по 1953 года СССР прошел сложный исторический путь. Человечество пережило большие трудности. Физически уничтожены, заморены голодом или погибли насильственной смертью миллионы людей. Речь идет о подлинной демографической катастрофе, невиданной в истории России на протяжении ее многовековой истории.

Вторая половина XX в. в истории Отчества — это время, когда победа над фашизмом дала импульс к демократическому обновлению системы. Это проявлялось то в попытках реформ, то чередовалось с периодами “закручивания гаек”, общественной апатии. Эти явления сопровождали советское, общество на протяжении всей его послевоенной истории. В рассматриваемый период страна прошла путь от окончательного оформления тоталитарно-бюрократической системы до ее разложения и краха.

Список использованной литературы

2. М.М. Горинов, А.А. Данилов, В.П. Дмитриенко История России. Часть III ХХ век: выбор моделей общественного развития.

3. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы (1945-1964) М., 1993.

4. История Отечества. Часть II (середина XIX – конец XX вв.). – Уфа: Изд-во УГАТУ, 1995.

Одержав победу в Великой Отечественной войне, советский народ не обрел свободу. Вернувшись к мирной жизни, люди столкнулись с идеологическими кампаниями, проводимыми правительством. Многие окунулись в атмосферу страха, неопределенности, гонений.

Причины идеологических кампаний

Победа советского народа в Великой Отечественной войне предполагала расширение свобод в некоторых сферах общественной жизни. Но правительство пресекло любые попытки свободомыслия.

Партийная идеология продолжала догматическое давление на все стороны духовной жизни народа. Кроме того идеологический, классовый подход был внесен в научные споры.

Идеологические кампании стали отражением борьбы за власть, разгоревшейся в высших эшелонах власти. Правительству было выгодно нагнетать атмосферу всеобщего страха.

Бесконечные запреты и репрессии

От действий советского правительства в первую очередь пострадала интеллигенция, высококвалифицированные специалисты. Также Сталин не особо церемонился с политическими деятелями. Одно неосторожное слово или поступок могли спровоцировать гнев вождя.

Критика Ахматовой Зощенко

Жесткая цензура в культуре

Запреты научной деятельности

Антинаучные концепции Лысенко

Преследование интеллигенции и политиков

  • А. Кузнецов – секретарь ЦК ВКП(б);
  • Н. Вознесенский – председатель Госплана СССР;
  • П. Попков – первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б);
  • М. Родионов – председатель Совета министров РСФСР.

Дело врачей

Какие явления характеризуют духовную жизнь послевоенной страны?


Идеологический курс послевоенного периода, репрессии против части советской интеллигенции оказывали отрицательное влияние на развитие советской культуры и науки, способствовали распространению шовинизма и ксенофобии.

2. Восстановление и развитие системы образования. В годы войны сильно пострадала материально-техническая база образования. Многие школьные и вузовские здания были разрушены. Значительную их часть использовали для военных нужд. Восстановление происходило с большими трудностями. Сохранялась введённая накануне войны плата за учёбу в старших классах школы, вузах и техникумах. Несмотря на это, в послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетием образовании. Это решение осуществлялось постепенно, по мере подготовки необходимых условий. Не хватало школьных зданий и учителей. Многие дети не могли учиться семь лет по причине низкого уровня жизни в их семьях и слабых знаний.

В 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80% учащихся. Это было большое достижение. Широкое распространение получили школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых. В них получали школьное образование уже работающие молодые люди, не имевшие ранее возможности учиться. Однако семилетнее образование всё ещё оставалось недоступным для значительной части детей школьного возраста. Гораздо легче было получить его в городах, где строилось больше новых школ и был выше уровень жизни населения. Часть городских средних и семилетних школ в послевоенные годы работала по принципу раздельного обучения — существовали мужские и женские школы. Эта система, однако, всё чаще подвергалась критике.

Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в четвёртой пятилетке (1946—1950) составил около 2 млн человек. Это было почти столько же, сколько подготовили советские вузы и техникумы за восемь предвоенных лет. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения, а около 10% — в здравоохранении. Это отражало прежде всего острую потребность в школьных учителях и врачах. Примерно пятую часть выпускников вузов в 1950 г. составляли кадры, подготовленные для промышленности, строительства, транспорта и связи.

Однако, несмотря на быстрый рост числа вузов и техникумов, специалистов высокой квалификации всё ещё не хватало.

3. Развитие пауки. Потребности социально-экономического развития страны и советского военного комплекса стимулировали заметный рост науки. Государственное финансирование научных исследований шло опережающими темпами. Численность научных работников в 1950 г. превзошла довоенный уровень более чем на 60 %. Значительная их часть работала в вузах. Роль ведущего научного центра играла Академия наук СССР, президентами которой в послевоенный период были физик С. И. Вавилов и химик А. Н. Несмеянов. Вместе с тем всё большее значение приобретала отраслевая наука, непосредственно обслуживающая потребности отдельных министерств и ведомств. Особое внимание уделялось научно-исследовательским институтам, связанным с атомной энергетикой, ракетостроением, электроникой, радиотехникой.


Письмо с фронта. С картины А. И. Лактионова. 1947 г.


Испытание советского атомного оружия на Семипалатинском полигоне

Быстрый рост научных кадров в определённой мере сказывался на их качестве. В 1950 г. в стране насчитывалось только 8 тыс. докторов наук и около 46 тыс. кандидатов наук, которые в целом составляли треть от общей численности научных работников. Вместе с тем наличие сравнительно небольшого количества учёных высшей квалификации позволяло щедро финансировать их работу. Многочисленные награды, премии, высокие зарплаты, преимущественное обеспечение жильём способствовали росту социального статуса советских научных работников. В СССР, как и во многих других странах, сложилась система приоритетного государственного финансирования наиболее важных научных направлений, прежде всего связанных с военными разработками. Благодаря этому быстро развивался советский ядерный проект, в котором работали такие известные учёные, как И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, Н. А. Доллежаль, A. Д. Сахаров. Благодаря усилиям научных институтов под руководством конструкторов С. П. Королёва, В. П. Глушко, B. Н. Челомея быстрыми темпами развивалось советское ракетостроение. Вокруг этих и других крупнейших программ формировались большие коллективы учёных самых разных специальностей.


СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ (1906-1966)

Советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР.

Исследования химика Н. Н. Семёнова, физиков Л. Д. Ландау, П. А. Черенкова, И. Е. Тамма, И. М. Франка послужили основой для перспективных научных разработок, в будущем отмеченных Нобелевскими премиями. В 1951 г. была создана первая советская электронно-вычислительная машина.

Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?


Киноафиша 1949 г.

Классические пьесы представляли собой наиболее интересную часть репертуара советских театров. Вместе с тем ставились пьесы современных драматургов — К. М. Симонова, А. Е. Корнейчука, Б. А. Лавренёва. В концертных залах и оперных театрах наряду с классической музыкой исполнялись произведения советских композиторов Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна.


ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ (1906-1975)

Советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1968). Один из крупнейших музыкальных деятелей мира XX в.

К 1950 г. (по количественным показателям) была восстановлена музейная сеть, действовавшая до войны. Однако для восстановления разрушенных нацистами крупнейших музейных комплексов под Ленинградом, в Новгороде, Пскове и т. д. требовались значительные материальные средства и время. Из-за недостатка средств закрывались районные краеведческие музеи. По политическим причинам в 1948 г. был ликвидирован

Государственный музей нового западного искусства, в котором хранились богатейшие коллекции картин европейских художников, собранные до революции русскими меценатами.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В послевоенные годы имели место достижения в развитии отечественной науки и культуры. Вместе с тем усиливался контроль со стороны государства над духовной сферой.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что такое космополитизм? Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях. 2. Какие изменения произошли в системе образования в СССР? 3. В чём заключались особенности развития науки в послевоенный период? 4. Охарактеризуйте основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.

Думаем, сравниваем, размышляем

Читайте также: