Военные суды история кратко

Обновлено: 17.05.2024

Бабенко Р.В., начальник группы (по ведению судебной работы) юридической службы Дальневосточного военного округа, майор юстиции.

К началу XVII в. на Руси судов как таковых еще не существовало и в мирное время российских подданных судили за совершенные преступления в "приказах", то есть административных органах, выполнявших в государстве разнообразные функции, в том числе и судебные. Возглавляли их бояре или окольничьи, реже - дьяки. При каждом судебном приказе имелась "приказная изба" (канцелярия), где дьяки и подьячие чинили суд и расправу (в конце XVII в. эти дьяки станут называться судьями). За "убийственные" преступления (убийство, разбой и т.п.) виновных судили в "разбойном приказе", за измену, смуту - в "воровском приказе".

Регулярной, постоянной армии на Руси в то время не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования - стрелецкие и пушкарские полки. Служба в них была наследственной. За малозначительные правонарушения они отвечали перед "своими" военными приказами (стрелецким и пушкарским). Но за тяжкие преступления их судили, как и всех, в разбойных или воровских приказах. Так было в мирное время, но в случае объявления "сбора на войну" и с начала самой войны картина резко менялась: большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали теперь уже не перед приказами, а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей (для стрельцов - судом стрелецких сотенных голов).

Воеводский суд и суды полковых судей, по существу, были первыми в России военными судами, которые руководствовались в своей деятельности в первой половине XVII в. Уставом ратных, пушкарских и иных дел (1603 г.). Это был акт иностранного происхождения, переведенный с латинского и немецкого языков. Он содержал нормы как материального, так и процессуального военного права. Его ведению подлежали ратные люди, а также все, кто исполнял какие-либо вспомогательные функции при войске . Согласно Уставу, высшая судебная власть принадлежала (в случае если при войске не было Государя) Большому полковому воеводе (сейчас главнокомандующему).

Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 11.

Наиболее распространенными преступлениями ратных людей в ту пору были уклонения от военной службы, особо жестокие насильственные действия в отношении потерпевших и преступления против дисциплины и порядка несения службы.

Со временем экономическое разорение страны, вызванное польско-шведской интервенцией, массовое бегство крестьян от помещиков и прокатившаяся по стране волна восстаний голытьбы потребовали укрепления государственного аппарата и, в частности, усиления судебной власти. Этим целям послужило Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.) . Уложение внесло существенные изменения в организацию суда и судебного процесса, сыскного дела. Были повышены наказания за преступления против церкви, царя, за государственные преступления. Шире стал применяться в наказаниях принцип Талиона, например, виновные в поджогах наказывались сожжением. Уложение было с интересом встречено за границей и переведено на ряд иностранных языков. В России оно просуществовало вплоть до принятия в 1835 г. Свода законов Российской империи, однако серьезные изменения в системе военных судов произошли в эпоху Петра I.

Минаев Л.И. Первые суды на Руси // Независимое военное издательство. 1995. N 11. С. 42.

Петр I создал регулярную постоянную армию. Теперь для образования "правильных, самостоятельных военных судов" не хватало соответствующих военно-судебных законов . И Петр I посылает за границу (в Венгрию и Германию) князя Меньшикова и фельдмаршала Шереметьева с задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы.

Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 12.

В результате в 1702 г. появилось Уложение Шереметьева (перевод с венгерского), а в 1706 г. - Краткий артикул Меньшикова (на базе немецкого военно-уголовного кодекса). Это были суровые, в духе времени, законы. Достаточно сказать, что смертная казнь предусматривалась Уложением в 52 случаях, а Кратким артикулом - в 65. Жестоко каралась трусость: за побег с поля боя виновного, независимо от чина, разрешалось убивать без суда. Как преступление рассматривалось пьянство офицеров. Краткий артикул содержал положения военного судоустройства и судопроизводства.

В 1716 г. был введен написанный лично Петром I Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в деле становления российской армии, а также создания новых военных судов и военно-судебных законов. Некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своего значения и в настоящее время. Устав представлял собой весьма объемный акт, состоящий из трех томов. Во втором томе Воинского устава помещались военно-уголовный устав, уставы военного судоустройства и военного судопроизводства .

Игнатьев Л.В. Суды на Руси // Армейский вестник. 1994. N 1. С. 51.

Согласно уставу, были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов: высший (генеральный) суд в составе председателя - фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников, ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями; низший (полковой) суд в составе председателя - полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение; скорорешительный суд - для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства, он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

Несмотря на коллегиальность военных судов, в них, как и прежде, не было состязательности. Правда, исключение составляли дела, рассматривавшиеся по частным жалобам, как спор двух равных сторон - истца и ответчика. В качестве истцов выступали, наряду с потерпевшими, и фискалы - чиновники, наблюдавшие за законностью в деятельности должностных лиц и отдельных подданных в области финансов и судопроизводства. В 1722 г. фискалы были упразднены и заменены прокуратурой, которая осуществляла пока лишь общий надзор и в суде не появлялась. Первое выступление прокурора в суде в качестве государственного обвинителя состоялось только в 1864 г.

Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет и "дожили" до Военно-судебной реформы 1867 года.

Те суды, о которых пойдет речь, были созданы в середине 60-х годов XIX в. в результате судебной и военной реформ, проведенных в царствование императора Александра II. Тогда в основу организации и деятельности судов были положены сформулированные в судебных уставах такие демократические принципы судопроизводства, как гласность, состязательность, непосредственность. В ходе реформ 15 мая 1867 г. царем был утвержден Военно-судебный устав .

Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 13.

Большинство этих принципов было воспринято и военными судами, хотя с некоторыми ограничениями и изъятиями, что объяснялось в первую очередь специфическими условиями армейской жизни. Так, на военных судей не распространялся принцип несменяемости, не действовали в военных судах институты суда присяжных и апелляции. Но, пожалуй, самой большой особенностью военных судов была определяющая роль военного командования в формировании судов, возбуждении уголовного преследования, предании суду и т.д.

Итак, военно-судебная власть в России в мирное время принадлежала: полковым судам; военным (военно-окружным и временным) судам; Главному военному суду с двумя отделениями в Сибири и на Кавказе. Кроме того, в каждом отдельном случае "С Высочайшего Соизволения" создавались: Верховный уголовный суд - для рассмотрения дел о преступлениях по должности высших военных чинов и Особый военный суд - для рассмотрения дел о государственных и некоторых других преступлениях.

Военно-судебные места (так обобщенно именовалась в России вся система военных судов) создавались соответствующими военачальниками: полковые суды - полковыми командирами, военные суды - командующими войсками военных округов, Главный военный суд - именными императорскими указами.

Общий надзор за военно-судебными местами лежал на военном министре, который был вправе за недостатки и упущения по службе (не в связи с судебной деятельностью) наложить на виновных чинов военно-судебного ведомства дисциплинарные взыскания в виде замечания или выговора. Он мог лично произвести ревизию в любом военном суде либо поручить это подчиненному ему Главному военному прокурору или одному из должностных лиц военно-судебного ведомства.

Военные суды комплектовались из офицеров, генералов и чиновников военного ведомства, "русского подданства, с безупречной репутацией", постоянные (коронные) судьи обязаны были иметь юридическое образование .

Муранов А.И. Судебная власть и армия // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 3. С. 2.

Итак, в результате реформы были укреплены правовые и нравственные основы правосудия, суды стали функционировать более рационально и эффективно, обозначился прогресс в развитии правосознания и правовой культуры населения.

Военно-судебная реформа 1867 г., проводимая при императоре Александре II, последовала сразу после реформы крестьянской, и это не случайно . Вопрос о военных судах, подсудности им дел и принципах их деятельности получил нормативное регулирование на уровне европейских стандартов. При этом в основу реформы были положены базовые начала судебных уставов: состязательность и равноправие сторон, устность и гласность, которые по мере возможности были согласованы с военной спецификой .

Поляков Р.А. Военная история. М.: Воениздат, 2002. С. 47.
Владимир Путин, Президент РФ: компетенция суда распространяется на все дела государства // Российская юстиция. 2001. N 1. С. 3.

Такой подход в целом обеспечивал деятельность военных судов до 1917 г.

После Октябрьской социалистической революции большевистское правительство взяло курс на слом буржуазной правовой надстройки. Для сложившейся судебной системы это оказалось пагубным во многих отношениях. Прежде всего, был грубо нарушен принцип правопреемства: вместо постепенного и поэтапного приспособления привычных учреждений к новым условиям последовал решительный отказ от устоявшихся форм судопроизводства. Новые суды создавались спонтанно, с игнорированием основных принципов судебной деятельности; сразу утрачивались управляемость судебной системы, иерархическая соподчиненность ее звеньев и единство самой судебной власти. Совет Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. принял Декрет N 1 "О суде" , закрепивший начавшийся процесс упразднения царской судебной системы, составной частью которой являлась царская военная юстиция, возглавляемая Главным военным и Главным военно-морским судами, начали создаваться новые местные суды, для борьбы с контрреволюционными силами учреждались революционные трибуналы.

Ершов В.В. Судебная система России. М.: Дело, 2000. С. 9.

Развернувшаяся летом 1918 г. гражданская война и иностранная интервенция потребовали от Советского государства ускоренного создания регулярной массовой Красной Армии. В которой к осени 1918 г. для подавления преступности, в том числе и носившей контрреволюционный характер, были созданы специальные органы советской военной юстиции - революционные военные трибуналы: вначале в армиях и на фронтах, а затем их отделы при дивизиях и бригадах. Для трибуналов были разработаны первоначальные положения и инструкции, регламентирующие их деятельность.

8 декабря 1918 г. состоялось первое распорядительное заседание революционного военного трибунала при Революционном военном совете Республики. Эту дату принято считать днем образования революционных советских военных трибуналов. Так был создан и начал действовать первый высший военный суд революционной России.

Инструкция революционным военным трибуналам фронтов и армий от 8 января 1919 г., в которой были закреплены основы деятельности и состав революционных военных трибуналов, была первым нормативным документом, изданным революционным военным трибуналом при Революционном военном совете Республики . В Инструкции говорилось о том, что революционный военный трибунал является органом соответствующего Революционного военного совета, которому он политически подчинен и который покрывает все расходы трибунала. Приговоры революционных военных трибуналов были окончательными и обжалованию ни в апелляционном, ни в кассационном порядке не подлежали.

Лебедев В.М., Петухов Н.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О военных судах РФ". М.: Норма, 2000. С. 4.

4 февраля 1919 г. Революционным военным советом Республики было принято Положение "О революционных военных трибуналах", которым была определена подсудность дел революционному военному трибуналу при Революционном военном совете Республики, а также революционным нижестоящим военным трибуналам: фронтов, армий, отделу революционного военного трибунала армии .

Максимов С.С. Военные трибуналы - органы правосудия в Вооруженных Силах СССР, 70 лет военным трибуналам. М.: Воениздат, 1988. С. 281.

Ефимов А.В. Из истории военных трибуналов // Ориентир. 1996. N 3. С. 11.

Созданная в сталинский период обстановка беззакония и репрессий пагубно отразилась на состоянии всей судебной системы, в том числе и военных трибуналов. Судьи, по существу, не выбирались населением в силу формального характера принципа выборности, а фактически назначались или, лучше сказать, внедрялись по усмотрению бюрократического партийного аппарата. Судебная процедура создавала предпосылки к "обвинительному уклону". В результате судьи военных трибуналов оказались в ряде случаев не в состоянии обеспечить гражданам необходимую судебную защиту.

Особый период в деятельности военных трибуналов связан с Великой Отечественной войной. В условиях военного времени к их подсудности был отнесен широкий круг преступных деяний и лиц, их совершивших (в 1941 г. было принято положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий). Они сурово карали вражеских лазутчиков, трусов и паникеров, защищали нерушимость командирского приказа, военной присяги, укрепляя тем самым дисциплину и порядок как на фронте, так и в тылу. Когда требовала обстановка, военные судьи, не щадя своей жизни, храбро сражались с врагом с оружием в руках, поднимали бойцов в атаку, с боями выходили из окружения, руководили партизанскими группами. Они внесли достойный вклад в общее дело победы над врагом. Большинство офицеров и служащих трибуналов за мужество и героизм были награждены орденами и медалями .

Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 11.

В период после развенчания культа личности Сталина и, несмотря на укоренившееся на практике давление со стороны партаппарата и существование "телефонного права", советские военные трибуналы, особенно низшие звенья, работали интенсивнее, чем это ныне принято считать.

К началу 90-х годов Положение о военных трибуналах 1958 г., на основании которого продолжали действовать военные суды, во многом устарело, перестало отвечать реалиям современной жизни. Значительная часть этого Положения в связи с противоречием российской Конституции и законам утратила силу, что приводило к возникновению противоречий и затрудняло их применение .

Лебедев В.М., Петухов А.Н. Комментарий к Федеральному конституционному закону Российской Федерации "О военных судах РФ". М.: Норма, 2000. С. 4 - 5.

Реформирование органов правосудия в российских Вооруженных Силах началось с возвращения им в апреле 1992 г. дореволюционного названия военных судов вместо военных трибуналов, что означало смену политической символики (Закон РСФСР от 21 апреля 1992 г.). Военные суды были включены в судебную систему РФ путем внесения изменений и дополнений в российскую Конституцию (ст. ст. 163 и 164 прежней Конституции РСФСР).

Большинство первостепенных проблем было разрешено после принятия 26 июня 1992 г. Закона РФ "О статусе судей в РФ" и полного распространения его положений на судей военных судов, которые получили все гарантии независимости, установленные законом. Были приняты также иные законодательные акты, регулирующие деятельность военных судов.

Кроме того, Законом РСФСР от 3 июля 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" указанные действующие Законы РФ были дополнены нормами, регулирующими деятельность военных судов, военные суды были законодательно включены в состав судов РФ, а Военная коллегия - в состав Верховного Суда РФ.

Таким образом, к началу демократических реформ в нашей стране вопросы нормативного обеспечения деятельности военных судов решались достаточно своевременно, что создавало необходимые условия для их работы.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Современные военные суды по своей организации и содержанию деятельности -- результат многолетнего и непростого развития. Они не сразу приобрели тот вид, который имеют в наши дни. Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития.

Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Исследователи справедливо отмечают отсутствие в то время самостоятельного военного суда, который существовал тогда в Европе.

Зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем развитие военных судов происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих исторических факторов.

В России военные суды получили определенную юридическую базу впервые при Петре I, когда был принят Воинский устав 1716 года, и произошли наиболее значимые изменения в системе военных судов. Этот период истории ознаменован стремлением разделения властей, созданием в России регулярной постоянной армии, и появлением специальных военно-судебных и военно-уголовных законов. Произошло становление российской государственности и армии, а также были созданы новые военные суды и соответствующие военно-судебные нормативы.[1]

В 1867 г. в контексте знаменитых Александровских реформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе. Реорганизованная в соответствии с прогрессивной реформой система военных судов просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1917 г., после чего разделила участь всей российской судебной системы. Обстановка 1918 года, характеризовавшаяся ожесточенной вооруженной борьбой за власть, требовала принятия особых мер по поддержанию боеспособности и дисциплинированности армии. Поэтому уже в середине 1918 г. в армии стали возрождаться чрезвычайные суды, начало внедрению которых еще до октября 1917г. положило Временное правительство и которые получили наименование революционных военных трибуналов. До ноября 1919 года, когда ВЦИК принял Декрет, утвердивший первое Положение о революционных военных трибуналах, они действовали, не имея никакой законодательной базы.

Существенный поворот в судьбе военных трибуналов произошел в 1992 году, когда Президиум Верховного Совета РФ своим Постановлением "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" от 28 декабря 1991 г. включил Военную коллегию в состав Верховного Суда РФ. 21 апреля 1992 г. в связи с очередным изменением и дополнением Конституции РСФСР решено военные трибуналы именовать впредь военными судами.

Значительной вехой в истории российских судов стало принятие 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Этот Закон, отменив Положение о военных трибуналах 1980 г., еще в большей мере интегрировал военные суды в систему судов общей юрисдикции, сблизил с судами гражданскими, предусмотрел гарантии их самостоятельности и независимости при осуществлении правосудия, в том числе от военного командования и его органов.


Раздел 1.2 Система военных судов

Система военных судов состоит из: гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Я акцентирую внимания на военных гарнизонных судах, ибо моя практика имела место именно в суде этого вида.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов.




Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе:

1. гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом, коллегия, состоящая из 3 судей;

2. уголовные дела рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из 3 судей, либо суд с участием присяжных заседателей;

3. судья гарнизонного военного суда единолично рассматривает в порядке, установленном федеральным законом, материалы совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. [2]

Председатель гарнизонного военного суда:

1. вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

2. организует деятельность суда;

3. распределяет обязанности между судьями;

4. контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;

5. представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности. [3]

Аппарат военного суда: обеспечивает осуществление правосудия военным судом, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства, прием граждан и выполнение других функций суда, предусмотренных федеральным законом. [4]

Администратор военного суда:

1. принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда;

2. взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и другими работниками по вопросам обеспечения деятельности суда;

3. принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей военного суда и работников аппарата военного суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно- курортного лечения;

4. обеспечивает судей военного суда и работников аппарата военного суда юридической литературой, пособиями и справочно- информационными материалами;

5. осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6. организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий помещений военного суда;

7. организует охрану здания, помещений и другого имущества военного суда в нерабочее время, обеспечивает бесперебойную работу транспорта военного суда, средств связи, работу хозяйственной службы;

8. разрабатывает проект сметы расходов военного суда, утверждаемый председателем военного суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;

9. осуществляет иные меры по обеспечению деятельности военного суда;

10. Выполняет приказы и распоряжения председателя военного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.

B заключение данного раздела я бы хотела сделать вывод касательно особенности военных судов. Опираясь на всю вышеприведенную информацию и личные знания, я пришла к выводу, что военные суды имеют более узкие полномочия и компетенцию по сравнению с остальными судами общей юрисдикции, ибо защищают права, свободы и интересы специализированного круга лиц, а именно - военнослужащих и граждан, работающих в военной системе.

Современные военные суды по своей организации и содержанию деятельности -- результат многолетнего и непростого развития. Они не сразу приобрели тот вид, который имеют в наши дни. Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития.

Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Исследователи справедливо отмечают отсутствие в то время самостоятельного военного суда, который существовал тогда в Европе.

Зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем развитие военных судов происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих исторических факторов.

В России военные суды получили определенную юридическую базу впервые при Петре I, когда был принят Воинский устав 1716 года, и произошли наиболее значимые изменения в системе военных судов. Этот период истории ознаменован стремлением разделения властей, созданием в России регулярной постоянной армии, и появлением специальных военно-судебных и военно-уголовных законов. Произошло становление российской государственности и армии, а также были созданы новые военные суды и соответствующие военно-судебные нормативы.[1]

В 1867 г. в контексте знаменитых Александровских реформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе. Реорганизованная в соответствии с прогрессивной реформой система военных судов просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1917 г., после чего разделила участь всей российской судебной системы. Обстановка 1918 года, характеризовавшаяся ожесточенной вооруженной борьбой за власть, требовала принятия особых мер по поддержанию боеспособности и дисциплинированности армии. Поэтому уже в середине 1918 г. в армии стали возрождаться чрезвычайные суды, начало внедрению которых еще до октября 1917г. положило Временное правительство и которые получили наименование революционных военных трибуналов. До ноября 1919 года, когда ВЦИК принял Декрет, утвердивший первое Положение о революционных военных трибуналах, они действовали, не имея никакой законодательной базы.

Существенный поворот в судьбе военных трибуналов произошел в 1992 году, когда Президиум Верховного Совета РФ своим Постановлением "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" от 28 декабря 1991 г. включил Военную коллегию в состав Верховного Суда РФ. 21 апреля 1992 г. в связи с очередным изменением и дополнением Конституции РСФСР решено военные трибуналы именовать впредь военными судами.

Значительной вехой в истории российских судов стало принятие 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". Этот Закон, отменив Положение о военных трибуналах 1980 г., еще в большей мере интегрировал военные суды в систему судов общей юрисдикции, сблизил с судами гражданскими, предусмотрел гарантии их самостоятельности и независимости при осуществлении правосудия, в том числе от военного командования и его органов.


Раздел 1.2 Система военных судов

Система военных судов состоит из: гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Я акцентирую внимания на военных гарнизонных судах, ибо моя практика имела место именно в суде этого вида.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько военных гарнизонов.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе:

1. гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом, коллегия, состоящая из 3 судей;

2. уголовные дела рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из 3 судей, либо суд с участием присяжных заседателей;

3. судья гарнизонного военного суда единолично рассматривает в порядке, установленном федеральным законом, материалы совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. [2]

Председатель гарнизонного военного суда:

1. вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

2. организует деятельность суда;

3. распределяет обязанности между судьями;

4. контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;

5. представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности. [3]

Аппарат военного суда: обеспечивает осуществление правосудия военным судом, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства, прием граждан и выполнение других функций суда, предусмотренных федеральным законом. [4]

Администратор военного суда:

1. принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда;

2. взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и другими работниками по вопросам обеспечения деятельности суда;

3. принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей военного суда и работников аппарата военного суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно- курортного лечения;

4. обеспечивает судей военного суда и работников аппарата военного суда юридической литературой, пособиями и справочно- информационными материалами;

5. осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6. организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий помещений военного суда;

7. организует охрану здания, помещений и другого имущества военного суда в нерабочее время, обеспечивает бесперебойную работу транспорта военного суда, средств связи, работу хозяйственной службы;

8. разрабатывает проект сметы расходов военного суда, утверждаемый председателем военного суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;

9. осуществляет иные меры по обеспечению деятельности военного суда;

10. Выполняет приказы и распоряжения председателя военного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.

B заключение данного раздела я бы хотела сделать вывод касательно особенности военных судов. Опираясь на всю вышеприведенную информацию и личные знания, я пришла к выводу, что военные суды имеют более узкие полномочия и компетенцию по сравнению с остальными судами общей юрисдикции, ибо защищают права, свободы и интересы специализированного круга лиц, а именно - военнослужащих и граждан, работающих в военной системе.

Российские военные суды осуществляют правосудие в вооруженных силах, других воинских формированиях и в организациях, в которых предусмотрена военная служба.

Первые трибуналы появились еще в Римской империи, но свой зловещий ореол они получили позже – в эпоху Святейшей инквизиции. В новое время такое название получили специализированные военные суды, действующие в вооруженных силах, на освобожденных или оккупированных территориях.

Общая информация

Боевые действия почти всегда делают невозможной нормальную работу судебной системы. Возникает серьезная проблема с содержанием задержанных и арестованных, еще сложнее выполнять привычные для мирного времени наказания – лишения свободы или исправительные работы.

Поэтому во время войны правосудие осуществляется особыми органами – военно-полевыми судами и трибуналами. Они действуют только в период боевых действий или сразу после их окончания. Нередко такие структуры создаются командирами армейских частей и подразделений или комендантами населенных пунктов.

В 2018 году военные суды России праздновали столетний юбилей с момента своего образования.

Война определяет специфику данных органов юстиции. В компетенцию трибуналов входят преступления, совершенные военнослужащими или лицами, которые приравнены к ним. В первую очередь это военные преступники и дезертиры.

Военно-полевые суды могут рассматривать дела гражданских лиц и некомбатантов. Подобные органы занимаются мародерами, саботажниками, паникерами, пособниками противника. Военно-полевой суд считается чрезвычайным органом, который нередко действует вне норм существующего законодательства.

Боевые действия накладывают серьезный отпечаток на деятельность органов юстиции. В этот период дела, как правило, рассматриваются по упрощенной процедуре, а наказания отличаются особой жестокостью. Широко практикуется смертная казнь, нередко ее осуществляют прилюдно.

Приговоры военно-полевых судов и трибуналов нельзя обжаловать в апелляционных инстанциях, в некоторых случаях их утверждает командующий подразделением.

История

Трибунал не всегда бывает военным. Это особый суд, осуществляющий свою деятельность в чрезвычайных ситуациях и по специальной процедуре. Поэтому во многих аспектах он является антагонистом обычным судам общей юрисдикции.

Сам термин пришел к нам из Древнего Рима. В то время так называли особое возвышение, на котором проходили судебные процессы. Нынешнее значение он получил в период Средневековья, когда были созданы особые трибуналы инквизиции. Им были подведомственны дела о богохульствах, ересях, колдовстве.

После французской революции врагов нового режима судил революционный трибунал – он стал главным двигателем террора. Трибунал отправил на гильотину королеву Марию-Антуанетту, герцога Орлеанского, Шарлотту Корде и тысячи других менее известных граждан. Подсудимым запрещалось пользоваться услугами адвокатов, а единственным наказанием в подобных судах была смертная казнь.

Дореволюционная Россия

В России военный трибунал появился в эпоху царствования Петра I. Это произошло в 1716 году, позже для них был разработан специальный уголовный кодекс.

Согласно петровскому положению, существовало три вида военных судов:

Трибуналы состояли из председателя, шести или двенадцати членов, секретаря, пристава и аудитора. На указанные должности в основном назначали офицеров и только аудитор должен был обладать юридическими познаниями. Поэтому качество принятых решений было крайне низким. Подобные суды имели право рассматривать дела не только военнослужащих, но и гражданских лиц.

Судебная реформа Александра II кардинально изменила систему военных судов Российской империи.

В 1867 году был принят новый военно-судебный устав, а структура органов армейской юстиции – реформирована. В ее состав вошли полковые и окружные суды, а также Главный военный суд. В состав двух последних органов входили профессиональные военные юристы, которых на должности утверждал лично император.

В СССР часто писали о жестокости царской военной юстиции, но с этим тяжело согласиться. В период с 1866 по 1905 год все суды империи вынесли всего 40 смертных приговоров. Исключением стал период революции 1905 года, во время которой власти решились на создание военно-полевых судов, подчинявшихся генерал-губернаторам. За восемь месяцев своего существования они вынесли более тысячи смертных приговоров. Существование подобных органов вызвало волну негодования в обществе, поэтому их работа была прекращена.

С началом Первой мировой войны в России были восстановлены военно-полевые суды, а в 1917 году Временное правительство вернуло смертную казнь.

Советский период

После прихода к власти большевиков в армии была развернута система революционных трибуналов. В феврале 1919 года появилось специальное положение, которое регламентировали их работу. Решения данных органов не подлежали обжалованию и приводились в исполнение в кратчайшие сроки. Кроме воинских преступлений, они занимались делами о контрреволюционной деятельности.

Революционные трибуналы имели право назначать любую меру наказания. Они действовали до 1922 года и принимали активное участие в репрессиях периода Гражданской войны.

Революционные трибуналы отличались крайней жестокостью.

В СССР военные трибуналы действовали на основе специального положения Конституции, ряда законов СССР и актов союзных республик. Судей для данных органов избирал Президиум Верховного Совета из числа военнослужащих с соответствующим образованием. Заседатели выбирались прямо в частях открытым голосованием. Трибунал в армии занимался преступлениями, которые совершили военнослужащие. Надзор за данным органом осуществлял Верховный суд страны.

В первый же день войны был принят указ о работе военных трибуналов в районах боевых действий, а в также передачи им всех дел, в которых рассматривались преступления, совершенные против общественного порядка, обороноспособности страны и государственной безопасности.

Это было суровое время. За период Великой Отечественной войны трибуналами были осуждены более 2,5 млн советских граждан, из них 217 тыс. – были расстреляны. Большая часть из них – гражданские лица, которых судили за контрреволюционную деятельность, распространение слухов, уход с работы или мелкие кражи. Число казненных по приговорам трибуналов во время ВОВ сопоставимо с потерями союзников в Европе.

В 1943 году в СССР появились военно-полевые суды. Они рассматривали дела о преступлениях нацистов на советской территории, шпионаже и измене Родине. В подсудность к военным судам также попали дела о пособниках оккупантов.

Подобные органы образовывались при дивизиях действующей армии, приговоры утверждал командир подразделения, обычно они приводились в немедленное исполнение. Приговоренных к казни вешали, причем предписывалось снимать тела только через несколько дней.

Трибуналы рассматривали дела в упрощенном порядке, судьям часто приходилось выезжать прямо на передовую и проводить там процессы. Нередко они приговаривали военнослужащих к отправке в штрафные батальоны.

Военные трибуналы продолжили свою работу и после окончания войны. Например, именно по приговору такого органа был расстрелян генерал-изменник Власов и его ближайшие соратники. Аналогичная участь постигла и целый ряд других известных коллаборантов. Позже военный трибунал судил американского летчика-шпиона Френсиса Пауэрса .

Важные изменения в статусе военных судов и трибуналов произошли после смерти Сталина. В 1958 году было принято новое постановление, которое регулировало работу данных органов. Главной целью военных судов этот документ определял борьбу с посягательствами на обороноспособность ВС СССР.

В 1980 году система военных трибуналов была сформирована в частях ограниченного контингента советских войск в Афганистане . Действуя в очень сложных условиях, их сотрудники много сделали для укрепления дисциплины и боеготовности войск, защиты прав военнослужащих и местных граждан. Многие из них впоследствии были награждены орденами и медалями.

Современная Россия

В апреле 1992 года все военные трибуналы страны были реорганизованы в военные суды. Подобное решение стало не просто переименованием, а коренной сменой парадигмы работы данных органов.

В 1999 году был принят конституционный закон, регламентирующий работу судов в армии. Сегодня они являются неотъемлемой частью единой судебной системы нашей страны.

Любой военный суд упраздняется и создается федеральным законом. Его нельзя ликвидировать, если дела, которыми он занимался, не переданы в юрисдикцию другого аналогичного органа.

Судьи неподотчетны и независимы в своей работе, любое вмешательство в их деятельность влечет уголовную ответственность, которая предусмотрена российским законодательством.

Любой приговор или решение военного суда обязательны для исполнения всеми органами власти, самоуправления и военного управления, должностными лицами, коммерческими структурами и общественными организациями. Они имеют силу на всей территории страны.

Военные суды осуществляют правосудие в российской армии, а также в организациях, где есть военная служба. В их подсудность входят все дела о преступлениях, которые совершили сотрудники ВС, ФСБ , ФСО, СВР России , кроме того, они рассматривают жалобы военнослужащих на данные органы.

Юрисдикция окружных военных судов распространяется на один или несколько субъектов Российской Федерации .

Перед подобным органом могут предстать гражданские лица, если в момент преступления они находились в сговоре с военнослужащими, нарушившими закон. Кроме того, граждане, уже уволенные со службы, имеют право обжаловать в суде действия военного ведомства или отдельных должностных лиц, которые нарушили права указанных лиц во время прохождения службы или нахождения на сборах.

Делопроизводство в военных судах ведется на русском языке. Лица, которые не владеют им, имеют право выступать на родном или другом языке. Также они могут пригласить переводчика.

В настоящее время судейские должности могут занимать и гражданские лица, но предпочтение все-таки отдается офицерам с юридическим образованием.

Деятельность военных судов во время мобилизации регламентированы специальными законами.

Структура

Расположение военных судов определяется местами дислокации частей, формирований и учреждений ВС РФ . Они находятся в местах, которые открыты для граждан.

В структуру военных судов РФ входят:

  • Гарнизонные. Располагаются в месте дислокации одного или нескольких гарнизонов.
  • Окружные. Их юрисдикция распространяется на территорию одного или группы субъектов страны.
  • Коллегия Верховного суда РФ .

Военная коллегия – это высшая инстанция по отношению ко всем военным судам. В ее состав входит председатель, его заместитель и другие судьи. Данный орган рассматривает жалобы на решения судов низших инстанций. Также коллегия может пересматривать старые дела в связи с вновь появившимися обстоятельствами.

Военные суды расположены не только на российской территории. За пределами нашей страны они могут вести все дела, которые обычно рассматривают суды общей юрисдикции.

Наиболее известные трибуналы

Нюрнбергский процесс

Самым известным трибуналом в истории, несомненно, является Нюрнбергский процесс, на котором было осуждено руководство гитлеровской Германии .

Нюрнбергский трибунал судил верхушку Третьего Рейха.

Уже к середине войны стало очевидно, что ее нельзя окончить обычным мирным договором или капитуляцией. В 1943 году, во время Московской конференции, союзники приняли декларацию об ответственности гитлеровского режима за военные преступления. Летом 1945 года был создан Международный трибунал, перед которым предстали 24 лидера нацистского режима.

Создание такого органа – это прецедент, которого не знала история человечества. Поэтому участникам процесса пришлось с нуля разрабатывать практически все, от устава трибунала до процессуальных механизмов.

Вина подсудимых не вызывала сомнения еще до начала процесса. Его главной интригой была мера наказания, которую им присудят. В итоге, 12 человек были приговорены к смертной казни через повешение, остальные – получили пожизненные сроки или длительное тюремное заключение.

Нюрнбергский трибунал был не столько юридическим, сколько политическим процессом. С точки зрения права, гитлеровцы ничего нарушали – до этого момента развязывание войны не считалось преступлением.

Критики процесса отмечают, что организаторам суда в Нюрнберге самим можно было инкриминировать значительную часть обвинительного списка. Например, США и Англии – бомбежки Дрездена и других немецких городов, весьма сомнительные с военной точки зрения. А СССР в начале войны сам тесно сотрудничал с гитлеровской Германией .

Токийский процесс

Токийский процесс, по сути, стал продолжением Нюрнбергского трибунала. Когда союзникам понадобилось осудить руководство разгромленной Японии , то они использовали принципы, разработанные ранее для Нюрнберга . Правда, были между этими процессами и некоторые различия.

В Токио сторону обвинения уже представляло 11 государств, причем представители США руководили им. Суд начался в мае 1946 года и затянулся практически на полтора года. Перед ним предстало 25 обвиняемых, из которых семь – были приговорены в смертной казни, остальные – к пожизненному заключению или длительным тюремным срокам.

В тот момент уже начиналась Холодная война, поэтому Токийский трибунал проходил в атмосфере жесткого противостояния между СССР и Западом. После его окончания Советский Союз организовал свой собственный процесс над японцами.

Трибунал по Руанде

В середине 90-х годов в Руанде произошли массовые убийства, которые позже были признаны геноцидом. За несколько месяцев было убито от 500 тыс. до 1 млн человек. Страшная бойня стала продолжением многолетнего конфликта между тутси и хуту – двумя народностями, проживающими в стране. Особую роль в развязывании геноцида сыграли местные средства массовой информации.

Многие виновные в геноциде до сих скрываются от правосудия. В самой Руанде за участие в убийствах было арестовано более 120 тыс. человек.

Трибунал по Югославии

Распад социалистической системы в Восточной Европе привел к началу масштабного конфликта – войне в Югославии. Она продолжалась почти десять лет и сопровождалась массовыми убийствами и этническими чистками. В вооруженных конфликтах между сербами, боснийцами, хорватами и македонцами погибло около 100 тыс. человек.

Международный трибунал по бывшей Югославии работал более десяти лет.

Трибунал по событиям в Югославии заработал в 1993 году. Инициатором данного процесса стал Совбез ООН . Среди стран, поддержавших это решение, была и Россия . За время работы суда было рассмотрено более 160 дел, а количество осужденных за преступления против человечности превысило 90 человек.

Суд по бывшей Югославии часто и по разным поводам критикуют. Его обвиняют в ангажированности, плохой организации, дороговизне. Тем не менее, трибунал в Гааге стал первым процессом, когда преступников судил не победитель, а международное сообщество.

Изначально планировалось, что процесс расставит все точки в конфликте, поможет найти справедливость и примирит народы. Увы, этого не случилось. Подсудимые, получившие приговоры в трибунале, становились национальными героями в своих странах, что совсем не способствовало примирению сторон.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

История возникновения и развития системы военных судов в России

8 декабря 2014 года исполнится 96 лет со дня создания военных судов (военных трибуналов) России. В военные суды они были переименованы в 1993 году. Первые военные трибуналы были созданы на фронтах гражданской войны летом 1918 года. Уже в декабре приступил к работе Революционный военный трибунал республики, руководивший всеми военными трибуналами. Дата одного из его первых распорядительных заседаний, которое состоялось 8 декабря 1918 года, вошла в историю как день образования военных судов.

На самом деле история военных судов значительно продолжительнее и богаче. Началась она еще в допетровские времена. Тогда не было военно-уголовного законодательства и судопроизводства, подсудность ратных людей в мирное и военное время была разной. В мирное время они несли ответственность перед отдельными приказами - гражданскими органами, ведающими отдельными отраслями управления (в 1802 году вместо приказов были созданы первые 8 министерств). В военное время ратные люди были подсудны Воеводскому суду и назначаемым им суду полковых судей или сотенных голов.

В 1716 году Петр I создает регулярную армию и принимается Воинский устав. Одновременно был учрежден "правильный самостоятельный военный суд" и принят Военно-уголовный кодекс. В ходе Великой судебной реформы 15 мая 1867 года царь утвердил Военно-судебный устав, на основании которого в российской армии создаются полковые и военно-окружные суды, Главный военный суд, которые действовали до революции 1917 года.

Согласно Соборному уложению 1649 года "О службе всяких ратных людей Московского государства" во время сбора и в военное время суд над ратными людьми осуществляли полковые командиры или по их назначению полковые судьи, а также другие воинские начальники. Как видно, это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий.
После создания Петром I регулярной армии требовалось любыми мерами поддерживать в ней дисциплину и порядок, Петр I, организуя государственный аппарат, наряду с общими судами, создал в 1702 году военные суды. Наиболее полно их организацию и деятельность регламентировал Воинский устав 1716 года, в котором была специальная глава "О суде и судиях".
Низшей инстанцией военного суда был полковой суд. Ему были подсудны обер-офицеры и нижние чины за все преступления, кроме тех, которые подлежали суду вышестоящего суда - генерального.

Генеральный суд был апелляционной инстанцией для полковых судов. Он же был и первой инстанцией по наиболее важным делам. Генеральному суду были подсудны все государственные преступления, в том числе и против государя, преступления высших воинских чинов и преступления против этих чинов.
Кроме генерального и полкового суда, существовал еще скорорешительный суд как прообраз военно-полевых судов. Отличался он быстротой процесса, учреждался в военное время, в походе. Этот суд на месте преступления выносил приговор о смертной казни и тут же приводил его в исполнение. Все эти суды не были постоянными, создавались они по мере надобности командованием. Им же назначались и судьи. Такое положение действовало до судебной реформы XIX века.

В 1987 году был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым стала создаваться новая военно-судебная система. В нее входили полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя отделениями - в Сибири и на Кавказе.
Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были действовать как установления коллегиальные. Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он так же должен был наблюдать "за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами". Суды полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель - на 1 год, члены судов - на 6 месяцев).

Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны были быть офицерами и иметь юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя.
Данная система военных судов просуществовала до 1917 года. После октября 1917 года в России были упразднены все ранее действовавшие судебные установления, в том числе и военные суды.

В соответствии с Декретом о суде N 1, принятым Советским правительством в ноябре 1917 года, в стране началось создание новых народных судов, которые должны были избираться населением. На эти суды возлагалось и рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военнослужащими. Однако вскоре выяснилось, что общегражданские суды не могли обеспечить быстрого и оперативного разрешения возникавших в армии дел, особенно в период боевых действий войск.

Необходимо было создать суды, которые должны быть организационно связаны с армейскими формированиями. По инициативе командования в армии стали создаваться специальные военно-судебные органы - революционные военные трибуналы, которые к концу 1918 года существовали уже на всех фронтах. Кроме того, 14 октября 1918 года был создан Реввоентрибунал Республики, который начал работать в декабре 1918 года.

В июне 1921 года был учрежден единый верховный трибунал в качестве кассационно-надзорного органа для всех трибуналов. В его составе была образованна Военная коллегия, которая в январе 1923 года была включена в состав Верховного Суда РСФСР. В апреле 1924 года, с образованием Верховного Суда СССР, Военную коллегию включили в его состав, и все военные трибуналы стали судами Союза ССР.

Первое положение, регулирующее принципы и деятельность военных трибуналов, было принято в 1919 года в последующем задачи, компетенция и построение военных трибуналов определялись общесоюзным Положением о военных трибуналах 1926 года, а затем Положениями о военных трибуналах 1958 и 1980 гг.
В деятельности этих судов четко просматривалась карательная направленность, характерная для периода гражданской войны в борьбе за власть. Например, первый председатель Реввоентрибунала республики К. Данишевский в интервью корреспонденту газеты "Известия ВЦИК" заявил: "Военные трибуналы не руководствуются никакими юридическими нормами. Это карающие органы, созданные в процессе напряженной революционной борьбы…". Работники вновь созданных трибуналов сами создавали первые инструкции и положения, определявшие перечни преступных деяний и мер наказания, а также регламентировавшие порядок судопроизводства. Позже они были использованы при разработке первых советских кодексов 1922 года.

Из мировой истории известно, что чрезвычайные органы не стремятся к публичности действий. Однако для первых послеоктябрьских лет с их революционным энтузиазмом и бескомпромиссностью действий уровень гласности в работе многих военных трибуналов был высоким. В штаты некоторых трибуналов входили профессиональные журналисты, освещавшие ход рассмотрения судебных дел. Большинство дел слушалось публично, в газетах были постоянные рубрики "В военно-революционном трибунале". В последующем, однако, такой гласности становилось все меньше и меньше.

В 30-е годы XX столетия жизнь страны был период массовых репрессий. Главная роль в их реализации принадлежала внесудебным органам (особым совещаниям, "двойкам", "тройкам"). Военные трибуналы так же принимали в этом участие.
Особый период в деятельности военных трибуналов связан с периодом Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). В военное время к их подсудности был отнесен большой круг деяний и лиц, их совершивших.

После войны работа военных трибуналов была перестроена применительно к условиям мирного времени. Они стали осуществлять правосудие лишь в отношении военнослужащих, совершивших преступление. Судебную деятельность военные трибуналы всегда осуществляли на основе единых и общих для всех судов принципов. При отправлении правосудия руководствовались общими уголовными и уголовно-процессуальными нормами.

Положение о военных трибуналах 1980 года, сохраняя преемственность в законодательстве, развивало и конкретизировало порядок их образования и компетенцию, правовое положение судей и народных заседателей, систему и полномочия органов, осуществляющих надзор за судебной деятельностью и организационное руководство судами, вопросы материально-технического обеспечения и комплектования личным составом. В этом едином законодательном акте были отражены как судоустройственные, так и судопроизводственные принципы организации и деятельности военных трибуналов; закреплены правовые основы разграничения функций судебного надзора и организационного руководства трибуналами.

Мелехин А.В., доктор юридических наук, профессор.

Запись создана: Пятница, 28 Сентябрь 2018 в 11:01 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Гражданская война, Развитие в 60 - 80-е годы XX века.

Читайте также: