Иоганн шпис легенда о докторе фаусте кратко

Обновлено: 06.07.2024

как на некий срок подписал он договор с дьяволом, какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учинял и творил, пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние.
Большей частью извлечено из его собственных посмертных сочинений и напечатано, дабы служить устрашающим и отвращающим примером и искренним предостережением всем безбожным и дерзким людям. Послание апостола Иакова IV: Будьте покорны господу, противоборствуйте дьяволу, и он бежит от вас.
Cum Gratia et Privilegio
Напечатано во Франкфурте-на-Майне Иоганном Шписом.
MDLXXXVII

Почтенным, достохвальным и благородным
Каспару Кольну, писцу канцелярии курфюрста Майнцкого,
и Иерониму Хофу, казначею в графстве Кенигштейн1,
особливо ко мне благорасположенным,
любезным государям моим
и друзьям.

Милость божья с вами, затем мой привет! Рад служить вам, почтенные, достохвальные, благорасположенные, любезные государи мои и друзья. С тех пор как много лет существует в Германии всем известное пространное предание о разных похождениях доктора Фауста, знаменитого чародея и чернокнижника, повсюду на сборищах и пирушках люди любопытствуют и толкуют о судьбе упомянутого Фауста.

Равным образом, хотя некоторые новейшие историки там и сям упоминают об этом колдуне и его дьявольском искусстве, я сам часто удивлялся, как это никто не записал по порядку эту страшную историю и не напечатал ее для острастки всем христианам, и неоднократно осведомлялся у ученых и сведущих людей, уж не написал ли кто-либо давным-давно эту историю. Но ничего достоверного нигде нельзя было узнать, пока недавно мне не сообщил и не прислал ее один добрый знакомый из Шпейера с пожеланием, чтобы я ее опубликовал и представил в назидание всем христианам как устрашающий пример дьявольского соблазна на пагубу тела и души.

Именно потому, что это есть примечательный и устрашающий пример, из которого можно не только убедиться в дьявольской зависти, лукавстве и свирепости против рода человеческого, но и вьяве узреть, до какой крайности может довести человека самоуверенность, дерзость и любопытство, могущие послужить причиной отпадения от господа, союза со злыми духами и погибели для тела и души, с тем большим рвением предпринял я эту работу и приложил все старания в надежде оказать этим добрую услугу всем тем, кто желает внять предостережению.

Однако же, почтенные, достохвальные, благорасположенные, любезные государи мои и друзья, эту историю я посвятил вам не потому, что вы нуждаетесь в таком предостережении более других, ибо мне, слава богу, достаточно известно из постоянного общения и опыта особое усердие ваше и преданность господу, истинной вере и христианскому исповеданию; но для вас пусть она будет публичным свидетельством особенной любви и дружбы, которая, возникнув меж нами, частью в Урсельской школе,2

частью потом из многократного общения и близости, сохранилась и по сегодняшний день и, если будет на то воля божия, продлится и сохранится на все дни нашей жизни здесь на земле и в царстве божием. Что касается меня, то я предан ей всей душой. Также и вы, почтенные и достохвальные, как мне известно, намерены не пренебречь ничем, что может служить укреплению этой нашей старинной дружбы.

Я чувствую себя, однако, много более обязанным во всем решительно вам угождать и служить всем, что только в моих силах, но так как на этот раз я ничего лучшего не имею и знаю, что вы, почтенные и достохвальные, по милости божьей и хлебом насущным и земными благами одарены и наделены в той мере, что не нуждаетесь для этого во мне, решился одарить вас, почтенные и достохвальные, этой скромной книжицей, в особенности же потому, что из прежних бесед мне известно, что вы, почтенные и достохвальные, об этой истории весьма любопытствовали. По этой причине примите на сей раз благосклонно и это скромное мое ярмарочное издание.

Поручаю вас, почтенные и достохвальные, вместе с вашими чадами и домочадцами, милосердной защите и покровительству промысла божьего.

Писано во Франкфурте-на-Майне
в понедельник 4 сентября MDLXXXVII года

Ваших милостей покорный слуга Иоганн Шпис,
печатник в том же городе3.

Приступая к рассказу о докторе Фаусте, следует напомнить, что это была личность одновременно и историческая, и легендарная — вспомним здесь такую же историко-легендарную личность более позднего периода — барона Мюнхгаузена. Анализируя их жизнь, бывает весьма непросто отличить историческую правду от вымысла.

Фауст прославился как знаток оккультных наук, предсказатель будущего и составитель гороскопов. Но в высших ученых кругах о нем отзывались скептически, называя хвастуном и невеждой.

И при жизни Фауста, и после его смерти в народе ходило множество рассказов о нем. Они бытовали как в устной, так и в письменной форме, причем все эти записи считались заметками самого Фауста.

По традиции, местом пирушек Фауста со студентами считался погребок в Лейпциге, владельцем которого был некий Ауэрбах. Благодаря легенде о докторе Фаусте ауэрбаховский погребок стал одной из местных достопримечательностей. В ХVII веке его стены были украшены двумя картинами: на одной Фауст изображен пирующим со студентами, на другой — выезжающим из погребка верхом на бочке. Под последней картиной было подписано:

Выехал Фауст, держась за бока,
Из ауэрбаховского погребка,
Сидя верхом на бочке с вином,
И это видели все кругом.
Постигнул черную магию он
И чертом за это был награжден.

Эти картины бережно сохранялись и неоднократно реставрировались. В XIX веке ауэрбаховский погребок был перестроен и стал модным рестораном.

Образ Фауста у Гете обретает философскую глубину и величие, его жажда познания осуществляется стремлением к истине. В прологе к драме Бог говорит Мефистофелю:

Тема Фауста вдохновила также множество других писателей. Наиболее известные из них: Лессинг, Клингер, Граббе, Гейне, Т. Манн.

Данная сюжетная схема напоминает другую: рождение от благочестивых родителей – необыкновенные дарования, изучение богословия – чудеса – смерть (часто в мучениях), сопровождающаяся чудесами, – вознесение души в рай – обретение мощей и чудеса после смерти. И назидание в конце: берите пример. Все это в инвертированном виде присутствует в истории Фауста. Доктор Фауст – великий грешник, антисвятой, а повествование о его деяниях в таком случае есть антижитие.

В. Жирмунский указывает на два произведения житийной литературы, которые можно считать косвенными источниками легенды: это житие святых Киприана и Юстины и житие св. Феофила. Их исследователь перечисляет среди других демонологических легенд, начиная с первых веков христианства 2 . И в том, и в другом случае персонаж-чародей, в отличие от Фауста, успевает покаяться и умирает уже как святой. Житие Киприана и Юстины было написано не позднее III века. Киприан, языческий маг, обещает помощь юноше Аглаиду в его любовных делах. Юстина, предмет вожделений, оказывается стойкой христианкой, благодаря чему Киприан бросает свое нечестивое занятие, принимает крещение и претерпевает мученическую смерть вместе с девушкой (по другим версиям, Киприан является соперником Аглаида).

Древнейшее житие Феофила было переведено на латынь в эпоху Карла Великого. Оно повествует о том, как Феофил с помощью дьявола возвращает себе утерянную должность эконома, но, испытывая муки совести, кается и умирает как святой. Гротсвита Гендерсгеймская создала в X веке стихотворную версию жития Феофила.

На наш взгляд, связь легенды о Фаусте с житийной литературой имеет более глубокие и древние корни, если учесть, что сам жанр агиографии возникает на основе традиции античной биографии при соединении ее с традицией библейской, хотя многие церковные писатели и отрицали эту связь, постулируя свою полную независимость, в надежде избавиться от языческого прошлого 3 . Оставив в стороне христианские легенды, которые упоминает В. М. Жирмунский, – те, что содержат мотив договора с дьяволом и могут быть названы предтечами сюжета о Фаусте, – мы возьмем для сопоставления противоположный в этом смысле образец, чтобы проследить общую структуру сюжета и типологию героя. Таким образцом может служить житие самого знаменитого западного святого – Мартина Турского, чья слава на Западе соотносима со славой Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца; но прежде хотелось бы сделать несколько общих замечаний относительно бытования античной биографии.

Все три вида трансформировались в христианской культуре в особые виды житийной литературы; можно попытаться увидеть их соединение в каком-то одном произведении или, наоборот, обнаружить отталкивание от образца.

Мотив происхождения от достойных людей присутствует в житии св. Мартина и истории Фауста (a); оно влечет за собой в первом случае необыкновенное благочестие (b), во втором – необыкновенную дерзость (анти-b). Родители Александра порочны (анти-a), также и их сын (анти-b).

Мотив обучения в благоприятной среде (c) присутствует в житии Мартина (Иларий Пиктавийский) и истории Фауста (обучение в университете); в результате первый принимает постриг (d), второй бросает Священное Писание под лавку (анти-d). Александр изначально попадает под влияние дурных людей (анти-c) и становится порочным человеком (анти-d).

Мотив договора с дьяволом присутствует лишь в истории Фауста (е); договор этот влечет за собой заданность условий – помощь Мефостофиля, необыкновенные способности, расплату по истечении срока (f).

Мотив совершения чудес (g) есть во всех трех текстах. Чудеса Мартина истинны и вершатся с помощью Бога. Чудеса Фауста и Александра ложны (анти-g). Следствие чудес Мартина – благо для других (h). В случае с Александром и Фаустом чудеса влекут за собой обогащение и, в целом, удовлетворение эгоистических интересов героя (даже когда Фауст развлекает других, он делает это с целью удовлетворения своего тщеславия и так как сам желает развлечься) (анти-h)

Мотив смерти в благодати (j) – в случае с Мартином; за смертью следуют чудеса, свидетельствующие о святости (к). В случае с Фаустом и Александром – смерть в пороке (анти-j); чудеса, свидетельствующие о греховности (анти-k), – в истории Фауста; размышления по поводу наследования звания пророка и решение оставить это звание за Александром – у Лукиана (1).

Таким образом, если мы попытаемся схематически изобразить все три сюжета, то получится следующее:

Как видим, схема фаустианского сюжета очень напоминает схему сюжета об Александре-лжепророке, а договор с дьяволом (ef) приводит героя к последовательному знаку минус.

АНТИЧНАЯ БИОГРАФИЯ-ИНВЕКТИВА

Античная литературная традиция снабдила христианскую словесность жанровыми образцами. Ближневосточная, библейская традиция не знала оформленного жанра: не литературный текст являл собой целое, а та общежизненная ситуация, внутри которой он существовал 6 . Сложно определить, когда впервые появились среди людей чудотворцы, – вероятно, с самого начала (где бы мы это начало ни искали). Ясно одно: одни из них заслуживали похвалу, а другие – порицание, и выразить это стало возможным благодаря появлению соответствующих биографических жанров.

Род свой ведет от Персея и дружбою с Фебом известен

Он, Александр наш божественный, сын Подалирия кровный.

Рождение Александра было якобы предсказано Сивиллой:

Возле Синопа, у брега Евксинского Понта, в твердыне,

Что авзонийцам подвластна, должно появиться пророку.

Легенда о докторе Фаусте, ученом-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, возникла в Германии в XVI веке.

Фауст прославился как знаток оккультных наук, предсказатель и составитель гороскопов. Но в высших ученых кругах о нем отзывались скептически, называя хвастуном и невеждой.


И при жизни Фауста, и после его смерти в народе ходило множестве рассказов о нем. Они бытовали как в устной, так и в письменной форме, причем эти записи считались заметками самого Фауста.

Образ легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического прототипа. В книге Шписа впервые отчетливо прозвучала основная идея легенды о докторе Фаусте — жажда познания, для удовлетворения которой ученый готов пожертвовать своей душой, отречься от Бога и предаться дьяволу.


Значительная часть книги о Фаусте посвящена его ученым беседам с Мефистофелем. Фауст расспрашивает нечистого духа о небесах и о преисподней, об устройстве Вселенной, о небесных светилах, причинах смены дня и ночи, происхождении грома и тому подобном, и на все вопросы получает ответы в соответствии с научными представлениями того времени.

Затем Фауст и Мефистофель совершили еще одно путешествие по воздуху, посетив различные страны, города и ознакомившись со всеми известными достопримечательностями.

В другой части книги о Фаусте рассказывается о различных мелких эпизодах из его жизни. В этих рассказах Фауст нередко напоминает традиционного фольклорного героя — ловкого плута, мастера забавных проделок, в которых ему охотно помогает Мефистофель.

По традиции, местом пирушек Фауста со студентами считается погребок, в Лейпциге, владельцем которого был некий Ауэрбах. Благодаря легенде о докторе Фаусте ауэрбаховский погребок стал одной из местных достопримечательностей. В XVII веке его стены были украшены двумя картинами: на одной Фауст изображен пирующим со студентами, на другой — выезжающим из погребка верхом на бочке. Под последней картиной было подписано:

Выехал Фауст, держась за бока,
Из ауэрбаховского погребка,
Сидя верхом на бочке с вином,
И это видели все кругом.
Постигнул черную магию он
И чертом за это был награжден

Эти картины бережно сохранялись и не раз реставрировались. В XIX веке ауэрбажвский погребок был перестроен и стал модным рестораном.


Книга, изданная Шписом, пользовалась огромной популярностью в народе. Эпизоды из нее стали излюбленными сюжетами народных кукольных представлений.


Образ Фауста у Гете обретает философскую глубину и величие, его жажда познания одушевляется стремлением к истине. В прологе к драме Бог говорит Мефистофелю:

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Так, прожолжая тему про медицину и искусство, решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и по совместительству чернокнижнику Фаусту.
Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературы

Михаил Врубель.
Полет Фауста и Мефистофеля

Файл:Idealporträt Joannes Faustus.jpg

Портрет Фауста анонимного немецкого художника XVII столетия

Легенда о докторе Фаусте, ученом-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, возникла в Германии в XVI веке.Иоганн Фауст -личность историческая. С1507 по 1540 год его имя неоднократно встречается в различных документах.В 1909 году Фауст упоминается в числе студентов философского факультета Гейделъбергского университета. 12 февраля 1520 года в приходно-расходной книге епископа Бамбергского отмечается: "Назначено и пожаловано философу доктору Фаусту 10 гульденов за составление гороскопа".
Тем на менее конкретных биографических данных о Фаусте очень мало. Существует предположение, что он был так называемым "бродячим школяром", то есть одним из представителей средневековой интеллигенции, получивших университетское образование, но не имевших постоянной службы и переезжавших из города в город в поисках временного заработка.Фауст прославился как знаток оккультных наук, предсказатель и составитель гороскопов.

Файл:Rembrandt, Faust.jpg


Рембрандт, гравюра "Фауст"

Легенда о том, что Фауст продал душу дьяволу, возникла еще при его жизни. Сам Фауст не опровергал этих слухов, а, напротив, поддерживал. Один из современников Фауста, знавший его лично врач Иоганн Вир, пишет: "Есть у меня один знакомый, борода у него черная, лицо темноватое, свидетельствующее о меланхолической конструкции (вследствие болезни селезенки).

Когда он как-то повстречался с Фаустом, тот сразу же сказал: "До того ты похож на моего куманька, что я даже посмотрел тебе на ноги, не увижу ли длинных когтей". Это он принял его за дьявола, которого поджидал к себе и обычно называл куманьком.Реальность сделки с дьяволом в то время ни у кого не вызывала сомнений. Другой знакомый Фауста, ученый-богослов Иоганн Гаст, писал: "Были у него собака и конь, которые, полагаю, были бесами, ибо могли выполнять все, что угодно. Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду".

Фауст скончался в 1540 году. В одной из исторических хроник, написанных спустя двадцать семь лет после его смерти, говорится: "Этот Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватило бы на сочинения целого трактата, но в конце концов нечистый все же удушил его".И при жизни Фауста, и после его смерти в народе ходило множестве рассказов о нем. Они бытовали как в устной, так и в письменной форме, причем эти записи считались заметками самого Фауста.В1587 году во Франкфурте-на- Майне книгоиздатель Иоганн Шпис выпустил книгу под названием "История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике", в подзаголовке которой указывалось: "Большей частью извлечено из его собственных посмертных сочинений".

Фауст в XVIII в.
По стопам Видмана пошёл Пфицер (Pfitzer), выпустивший в 1674 свою обработку народной книги о Фаусте.

Наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте. В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр.

Читайте также: