Военно стратегический паритет сша кратко

Обновлено: 04.07.2024

В течение приблизительно двух десятилетий после окончания второй мировой войны Соединенные Штаты имели стратегическое ядерное превосходство над Советским Союзом. Но к середине 70-х годов этому превосходству был положен конец и между двумя державами, а также между НАТО и ОВД установилось примерное военно-стратегическое равновесие.

И если в последнее время обстановка в мире заметно изменилась к худшему, то это — результат возобладания в империалистических кругах, среди руководящих деятелей Запада наиболее реакционных, воинственно настроенных сил. Известно, что на Западе далеко не все представители правящего класса, политики, влиятельные политические партии одобряют авантюристический курс администрации США.

Что же касается военно-стратегического паритета, то к 80-м годам у Советского Союза было 2500 носителей, несущих 7000 ядерных зарядов, у Соединенных Штатов — соответственно 2300 носителей и 10 000 зарядов. У СССР имелось некоторое превосходство по носителям, у США — по зарядам.

При этом у СССР примерно 70% стратегического оборонного потенциала составляют МБР (т. е. ракеты наземного базирования). У США более 80% боезарядов размещено на баллистических ракетах подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиках, остальные — на наземных МБР. Такое отличие в типах вооружений объясняется спецификой строительства вооруженных сил двух держав, особенностями их географического положения.

Что же касается блока НАТО, то он располагал 857 носителями, в число которых входили 162 ракеты Англии и Франции и 695 бомбардировщиков.

У СССР было несколько больше носителей, у НАТО больше ядерных зарядов (3056 против 2153 наших). В целом же существовало примерное равенство.

Равновесие между СССР и США в области стратегических вооружений было тщательно выверено в результате почти семилетних переговоров сторон при подготовке Договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) и подтверждено главами государств при его подписании в Вене 18 июля 1979 г.

Советский Союз отменил мораторий на развертывание своих ядерных средств средней дальности в европейской части страны.

С возрастанием американского ракетно-ядерного потенциала в Европе СССР будет соответственно увеличивать количество ракет СС-20 в европейской части страны;

по согласованию с правительствами ГДР и ЧССР с декабря 1983 года начато размещение на территориях этих стран оперативно-тактических ракет повышенной дальности;

поскольку путем размещения своих ракет в Европе США повышают ядерную угрозу для Советского Союза, соответствующие советские средства будут развертываться с учетом этого обстоятельства в океанских районах и морях. Эти средства по своим характеристикам будут адекватны той угрозе, которую создают для нас и наших союзников американские ракеты, размещаемые в Европе.

При этом советское руководство неоднократно заявляло, что наша страна не стремится к военному превосходству. Ответные меры с советской стороны будут выдер- живаться строго в тех пределах, которые диктуются действиями стран НАТО, чтобы военное равновесие не было нарушено12.

Если США и их партнеры по НАТО проявят готовность вернуться к положению, существовавшему до начала размещения в Европе американских ракет средней дальности, Советский Союз будет также готов сделать это. Иначе говоря, прекращение размещения американских ракет и удаление из Европы уже развернутых устранили бы необходимость в ответных мерах. Их также можно было бы отменить, что позволило бы снизить уровень напряженности в Европе и мире, укрепить международную безопасность.

В послевоенное время экономический и научный потенциалы социалистических стран существенным образом выросли.

Разумеется, наш экономический и научно-технический потенциал имеет главной целью строительство коммунизма, рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Тов. К. У. Черненко отмечал, что наш экономический потенциал, новые технические средства позволяют повышать эффективность обороны, вместе с тем последовательно осуществлять и намеченные социально-экономические программы развития страны и повышения жизненного уровня советских людей15.

В свете всего сказанного, правомерно ли, говоря о гонке вооружений, считать ее участником и Советский Союз?

Вместе с тем объективной закономерностью современной эпохи является напряженная борьба между двумя системами — капиталистической и социалистической. Империалистические круги с момента возникновения первого в мире социалистического государства хотели решить исход этой борьбы военным путем. Не вышло. Не отказались они от подготовки к войне против социалистических стран и в настоящее время. Вокруг вопросов сохранения и упрочения мира идет острое противоборство социалистических и капиталистических стран. Советский Союз ведет эту борьбу ради самых высоких целей.

КПСС и Советское государство исходят из того, что основным полем борьбы стран с противоположными системами является экономика. Прежде всего наши хозяйственные показатели позволяют демонстрировать всему человечеству безграничные возможности нового строя, неуклонно повышать жизненный уровень трудящихся. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии отмечается: «Известно, что решающий фронт соревнования с капитализмом проходит в сфере эконо-

Успехи Советского Союза, других социалистических стран в экономическом соревновании с капиталистическими, достигнутые на основе наивысшей производительности труда, обеспечивают неуклонный рост доли первых в мировом производстве и в конечном счете ее превышение над долей капиталистических стран. Это будет величайшим успехом социализма в противоборстве двух систем. Значение его далеко выходит за пределы экономической сферы. С самого начала экономическое соревнование имело большое политическое значение. Достижения социалистических стран в хозяйственной сфере в значительной степени определяют действенность их внешней политики в различных ее аспектах: и в борьбе за мир, и в интернациональной поддержке всех отрядов мирового революционного движения, и в острой идеологической борьбе, и в наглядном показе преимуществ социализма над капитализмом.

Мирное экономическое соревнование социализма с капитализмом отвечает, следовательно, интересам всех народов, ни в коей мере не ущемляя ни одного из них.

Психологическая война — это система действий наиболее реакционных, милитаристских кругов империализма. Естественно, Коммунистическая партия, Советское государство по соображениям принципиального характера не прибегают к ней. Они ведут бескомпромиссную, настугя тельную, основанную на марксизме- ленинизме идеологическую борьбу, защищают, пропагандируют идеалы социализма и коммунизма, несут людям правду о них.

Наша марксистско-ленинская идеология подчинена задачам формирования человека нового мира, его идейно-нравственного роста. Именно под этим углом зрения были рассмотрены вопросы идеологической, массово-политической работы на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. Высокую идейную зрелость, способность не поддаваться тлетворному влиянию враждебной пропаганды советский человек демонстрировал не один раз. В своей же внешнеполитической деятельности наша пропаганда несет народам правду о советском образе жизни, внутренней и международной политике КПСС и Советского государства.

Естественно, что советское общенародное государство в этих условиях надежно защищает социалистические завоевания, государственные интересы СССР, а также стран социалистического содружества против внешних врагов. Отсюда — и необходимость в вооруженных силах. Однако ни Коммунистическая партия, ни Советское государство не ставили перед армией задачи превзойти по своей мощи вооруженные силы империалистических государств. Поскольку наши вооруженные силы служат целям защиты мира, Отечества, социалистического содружества, то находящееся в их рас- поряжении вооружение тоже служит мирным целям.

Еще в древности лук и копье могли быть в руках человека оружием охоты на диких животных, защиты от них и от внешних врагов, но могли быть и оружием нападения, агрессии. Функция, которую выполняли лук и копье, определялась характером их использования, в одном случае необходимостью добычи пищи и защиты от нападения, в другом — агрессией против различных племен, народов.

И в наше время функция армии и вооружений зависит от их социально-политического назначения и использования. Армии империалистических государств являются армиями агрессии, экспорта контрреволюции, что вытекает из самой природы империализма. Этим же целям служит и вооружение таких армий. Другое дело вооруженные силы социалистических государств, которые имеют оборонительные функции. И вооружение их подчинено этим же функциям.

С усложнением вооружения, с созданием все новых его поколений, основывающихся на самых последних достижениях научно-технического прогресса, зловещая роль гонки вооружений как одного из важнейших проявлений милитаризма повышается. Милитаризм, как известно, проявляется и в увеличении численности вооруженных сил, военного бюджета, росте военного производства, ВПК, влиянии военщины на всю общественно- политическую жизнь страны, милитаризации духовной сферы жизни. Однако в наше время основное проявление милитаризма — гонка вооружений. Она представ- ляет наибольшую угрозу для судеб мира и человечества, Милитаризм стал опасным как никогда ранее.

Что это такое – теория

Военно-стратегический паритет (ВСП) – это примерное равенство между странами и/или группами стран в качественном и количественном наличии ракетно-ядерного и иного вооружения, в их способности к разработке и производству новых видов стратегического наступательного и оборонительного вооружения, что обеспечивает эквивалентную возможность нанесения ответного (ответно-встречного) удара с причинением неприемлемого для стороны-агрессора ущерба.

Фото равновесия

Для соблюдения ВСП необходимо учитывать не только стратегическое оружие, но и производственные мощности, чтобы предотвратить гонку вооружений.

Что это такое на практике

На практике военно-стратегический паритет – это основа международной безопасности, которая была установлена по окончании Холодной войны при принятии советско-американского соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) в 1972 году.

В основе ВСП лежит принцип равных возможностей, прав и одинакового соотношения сторон именно в военно-политической сфере. В первую очередь сегодня речь идет о ракетно-ядерном вооружении. И данный принцип является базовым при проведении переговоров по сокращению и ограничению вооружения, а также предотвращению создания новейших видов (опять же, в первую очередь ядерного оружия).

Речь идет не об абсолютном зеркальном равенстве, а именно о возможности нанести непоправимый и неприемлемый ущерб стране-агрессору, вплоть до полного ее уничтожения. Однако речь идет не о том, чтобы постоянно наращивать свою военную мощь, тем самым нарушая баланс сил, а именно о равенстве в военно-стратегических потенциалах, так как данный паритет может быть нарушен и интенсивной гонкой вооружений одной из противостоящих сторон. Военно-стратегический паритет – это именно равновесие, которое может быть нарушено в любой момент с помощью создания оружия массового поражения, которого нет у других стран или от которого нет у них защиты.

Последствия ядерного удара

Как уже было сказано выше, ВСП опирается в основном на оружие массового поражения и в первую очередь на ракетно-ядерный паритет. При этом ракетные войска стратегического назначения (РВСН) являются базой, материальной основой ВСП и равновесно выражают сочетание количества и качества вооружения каждой из сторон. Это приводит и к равновесию боевых возможностей, и к возможности гарантированного использования оружия для решения военно-стратегических задач государства при самых пессимистичных для него сценариях.

Военно-стратегический паритет СССР и США

Примерно около двух десятков лет после окончания Второй мировой войны СССР имел стратегическое отставание в ядерном вооружении от Соединенных Штатов Америки. К 70-м годам оно было сокращено, и было достигнуто относительное равновесие в военном потенциале. Этот период известен в истории как Холодная война. На грани вооруженного противостояния очень большую роль в предотвращении начала горячей войны сыграла миролюбивая и добрососедская политика СССР и других стран соцлагеря, а также то, что руководители капиталистического мира проявили здравый смысл и не продолжили нагнетать ситуацию, которая грозила выйти из-под контроля.

Именно значительные успехи Советского Союза в проектировании и производстве стратегического вооружения помогли СССР в достижении военно-стратегического паритета с США. Это и привело обе стороны к переговорному процессу, так как они осознали, что ни одна из стран в будущем уже не сможет достичь сколько-нибудь существенного превосходства без нанесения себе и своим союзникам серьезного урона в виде ответного военного удара.

Запуск ракеты

Наличные силы СССР к 1970 году состояли из 1600 ПУ МБР, 316 ПУ БРПЛ на 20 РПК СН и примерно 200 стратегических бомбардировщиков. Соединенные Штаты превосходили Советский Союз численностью, однако военные эксперты обеих стран сходились на том, что в качественном соотношении существенной асимметрии не было.

Одна из задач, которую решает военно-стратегический паритет, – это препятствие для стран и групп стран решать свои геополитические вопросы с помощью ракетно-ядерного вооружения. В то время паритет называли равновесием страха. По своей сути так оно остается и теперь, и кажется, что от необдуманных действий некоторые страны останавливает именно страх перед неизвестностью.

Документы

Гарантами паритета были документы, на счет которых велись продолжительные и очень сложные переговоры:

  • ОСВ-1 – договор об ограничении стратегических вооружений 1972 г.;
  • ОСВ-2 – договор об ограничении стратегических вооружений 1979 г.;
  • ПРО – договор по противоракетной обороне 1972 г. – ограничение развертывания систем противоракетной обороны – действовал до 2002 года, когда американцы в одностороннем порядке вышли из договора;
  • дополнительный Протокол к договору ПРО о сокращении районов размещения.

К 1980 г. военно-стратегический паритет СССР к США составлял 2,5 тысячи носителей, 7 тысяч ядерных зарядов, тогда как у США – 2,3 тысячи носителей и 10 тысяч зарядов.

Парад на Красной площади

Все договоры носили ограничительный характер по количеству ядерного оружия и закрепляли принцип безопасности в области вооружения наступательной направленности.

Заключение

Такое решение острого вопроса привело к потеплению отношений между странами: заключалось множество договоров и соглашений в сферах торговли, судоходства, с/х, транспорта и многих других.

Несомненно, подписание договоров и соглашений об ограничении вооружений стало позитивным явлением для всего мира. Но ухудшение отношений между США и Ираном, афганский вопрос, политика Соединенных Штатов в разных уголках мира (в Африке и на Ближнем Востоке), украинский, крымский и сирийский вопросы нанесли очень серьезный удар по процессу дальнейшего мирного существования и поставили мир на грани очередной холодной войны.

И на сегодняшний день такое шаткое равновесие удерживается с помощью относительного равенства сил при возможном глобальном конфликте. Поэтому военно-стратегический паритет – это очень серьезный сдерживающий фактор для тех стран, которые считают, что они единолично диктуют свои интересы всему миру и пытаются подчинить всех своей воле.

Для чего нужны гиперзвуковые ракеты России

Железный занавес — это политическое клише. Термин железный занавес

"Железный занавес" — это политическая метафора, которая означает политическую, экономическую и культурную изоляцию страны, в данном случае СССР, от других государств.

Подписание договора ОСВ-1 между СССР и США: дата. Переговоры об ограничении стратегических вооружений

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) – серия двусторонних соглашений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки по вопросу безопасности от ядерного вооружения. Всего было проведено два раунда переговоров, на которых .

Ракета Сармат: технические характеристики, история создания

Паритет - это равновесие в масштабе. Подробно о значении слова и его применении

Грамотная речь – залог успешного общения. Важно знать, как и в каких обстоятельствах употреблять то или иное слово. Слово паритет звучит в повседневной речи довольно часто, но верно ли подобран общий контекст к его употреблению?

Ядерные силы России и США

В октябре 1964 г. в СССР сменилось руководство. Единство социалистического лагеря было нарушено, отношения между Востоком и Западом были весьма натянутыми из-за Карибского кризиса. Кроме этого, оставалась нерешенной германская проблема, которая очень беспокоила руководство СССР.

Хельсинский процесс. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Для РВСН существует несколько задач. Во-первых, в их обязанности входит сдерживание возможной угрозы посредством использования ядерного оружия. Ракетные войска в состоянии работать как совместно с другими стратегическими ядерными силами, так и самостоятельно. Также они могут заниматься уничтожением баз и других составляющих военных сил врага. Далее в статье выясним, что собой представляют РВСН России, каков состав войск, где проходит обучение будущих ракетчиков.

Какова расшифровка РВСН? Задачи ракетных войск

Хочешь мира - готовься к войне. Римской пословице более двух тысяч лет, а на планете ничего не изменилось. На острие атаки находится Россия. От нашей слабости или могущества зависит равновесие мира.

Вооружение России и США: сравнение. Армия России и Америки: современное вооружение

После Революции 1917 г. Америка отказалась признать правительство Советов. Установление между СССР и США дипломатических отношений началось благодаря торговым связям, которые сформировались к 1930 гг. Значительная роль в нормализации взаимодействия принадлежала представителям деловых кругов Америки.

Военно-стратегический паритет между США и СССР стал достаточно надежной гарантией мира.

Стратегическое равновесие в условиях высокого уровня ядерных потенциалов обеих сторон создавало гарантированную возможность для любой из них, если бы она стала жертвой ядерной агрессии, сохранить достаточно средств для того, чтобы нанести ответный удар, способный уничтожить агрессора. Такое положение означало, что при развязывании агрессором ядерной войны в ней не может быть победителя и ядерная агрессия равносильна самоубийству. В то же время стратегическое равенство создавало определенные объективные стимулы для прекращения гонки вооружений, сокращения и ликвидации ядерного оружия. Оно открывало возможность при наличии доброй воли с обеих сторон постепенно понижать уровень ядерного противостояния при постоянном сохранении равенства — при строгом соблюдении принципа равенства и одинаковой безопасности. Наконец, стратегическое равенство являлось важной предпосылкой стабильности международной обстановки, ослабления политической конфронтации.

Таким образом, равенство стратегических сил сторон становилось, как казалось, залогом мира. Внешне все выглядело так, что как будто бы СССР и США уравняли свои силы в области средств воздушно-космического нападения и противоракетной обороны. Но количественное равенство еще не означало равновесия. Отсутствовало равенство возможностей. США и их союзники обладали односторонними преимуществами в военно-экономическом и технологическом потенциале перед СССР и странами ОВД.

Именно в эти годы окрепли и получили дальнейшее развитие отношения стран социалистического содружества с крупнейшими государствами Западной Европы: Англией, Францией, ФРГ, Италией и другими капиталистическими государствами. В августе 1970 года был заключен советско-западногерманский договор, по которому стороны приняли на себя обязательства соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе, разрешать свои споры мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой и ее применения. Была принята в ООН ГДР. Ее договор с ФРГ (1971) подтвердил нерушимость западных границ ГДР. Польша и Чехословакия подписали договоры с ФРГ (Польша — в 1970 году, ЧССР — в 1973 году). В сентябре 1971 года было подписано четырехстороннее (СССР, США, Англия и Франция) соглашение по Западному Берлину. Начались переговоры об ограничении стратегических вооружений, об ограничении ядерных вооружений в Европе, о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

В результате переговоров между СССР и США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), начавшихся в ноябре 1969 года, в Москве в мае 1972-го были подписаны два важных соглашения между СССР и США: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (в мировой прессе это соглашение получило сокращенное наименование — ОСВ-1).

По Договору об ограничении систем ПРО, который носит бессрочный характер, Советский Союз и Соединенные Штаты приняли ряд обязательств исходя из объективной взаимосвязи между оборонительными и наступательными стратегическими вооружениями.

Системой ПРО, как это определяется Договором, является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из противоракет, пусковых установок противоракет и радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО).

К перечисленным компонентам системы ПРО относятся находящиеся в боевом состоянии, в стадии строительства, испытаний, капитального или текущего ремонта либо переоборудования, в консервации.

Каждой из сторон разрешалось (статья III) размещать системы ПРО лишь в двух районах:

а) в пределах одного района радиусом 150 километров с центром, находящимся в столице данной стороны;

б) в пределах одного района радиусом 150 километров, в котором расположены шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

В каждом районе предусматривается ограниченное число компонентов систем ПРО (противоракет, пусковых установок противоракет и радиолокационных станций ПРО). В одном районе разрешается каждой из сторон иметь не более 100 противоракет. В 1974 году СССР и США подписали протокол к Договору, согласно которому количество районов размещения систем ПРО каждой стороны сокращалось до одного.

СССР и США обязались не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные Договором (статья IX). Выполнение договорных обязательств должно контролироваться национальными техническими средствами, с соблюдением общепризнанных норм международного права.

Другое соглашение (ОСВ-1), заключенное сроком на 5 лет, накладывало определенные количественные и качественные ограничения на стационарные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), пусковые установки баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и сами подводные лодки с баллистическими ракетами.

Это была всемирно-историческая победа советского оружия, советской военно-технической мысли, советской политики в ХХ веке. Если Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме фашизма во 2-й мировой войне, то, достигнув военно-стратегического паритета с США, он внес решающий вклад в создание обстановки равной безопасности сторон в сложившемся биполярном мире. Начался процесс диалога между сверхдержавами и их союзниками по контролю над вооружениями, их ограничению, а в дальнейшем — и сокращению.

В противостоянии США и СССР в период "холодной войны" переломным оказался 1949 год. 29 августа 1949 г. была испытана первая отечественная атомная бомба. В США первая атомная бомба была испытана 16 июля 1945 г., а в августе 1945 г. США подвергли атомным бомбардировкам японские города Хиросиму и Нагасаки. Эти бомбардировки не имели никакого значения для непосредственных результатов войны с Японией. Они были только демонстрацией силы со стороны американской военщины, адресованной СССР, тогдашнему союзнику США и потенциальному противнику в преддверии "холодной войны". Вопрос о том, готовили ли США агрессию против СССР или нет, долгое время обсуждался в среде политиков и ученых. Разные мнения на этот счет высказывали авторитетные ученые. Так, академик Л. А. Арцимович скептически оценивал развитие событий по такому варианту, а академик А. П. Александров, наоборот, был уверен, что агрессия США была бы неминуемой, если бы не успешные испытания советской атомной, а затем в 1953 г. водородной бомб.

С осени 1955 г. торпедами с ядерными боеголовками начали вооружаться советские дизель-электроходные подводные лодки. А с конца 50-х - начала 60-х годов в боевой состав ВМФ СССР начали поступать первые стратегические подводные лодки с ядерными двигательными установками и ядерным оружием (баллистическими ракетами) на борту. Главным конструктором первой советской атомной подводной лодки (АПЛ) был В. Перегудов, 100-летие со дня рождения которого отмечалось в июне 2002 г. В СССР первая атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" была создана СКБ "Малахит" в 1957 г., всего на четыре года позже, чем в США была создана АПЛ "Наутилус"

Прототипом реактора для советской АПЛ был реактор атомной электростанции в Обнинске.

После того как стало ясно, что достигнут паритет в обладании ядерным оружием, важнейшим стал вопрос о наличии средств его доставки, т. е. ракет-носителей, способных доставлять ядерные заряды заданной мощности. Паритет в этой области был достигнут к середине 80-х годов (см. раздел II статьи).

"За несколько дней до переговоров Горбачева с Рейганом в Рейкъявике наша ракета ("Сатана"), выпустив десять разделившихся боеголовок, пролетела над Гавайскими островами, чтобы американцы знали, с кем имеют дело!" - рассказывал один из участников разработки системы управления ракетой 15А18М (СС-18 "Сатана") главный инженер НПО "Киевский радиозавод" Б. Е. Василенко.

Стратегический оборонный паритет между СССР и США обеспечивался также наличием систем противоракетной обороны (ПРО). 26 мая 1972 г. был подписан договор об ограничении ПРО. По нему разрешалось каждой стороне развернуть не более двух систем ПРО, одна из которых могла быть использована для прикрытия столицы, а вторая - для защиты района пусковых установок баллистических ракет. В 1974 г. был подписан протокол к этому договору, которым количество разрешенных систем ПРО было уменьшено до одной, а район развертывания каждая сторона могла выбрать по своему усмотрению. В СССР решили "раскрыть зонтик" ПРО над Москвой, в США - над военной базой Гранд-Форкс (штат Северная Дакота).

Работы по созданию системы ПРО в СССР были начаты в 1958 г. под руководством Генерального конструктора Г. В. Кисунько. Она получила кодовое название "Система А-35". Основу этой системы составлял универсальный вычислительный комплекс на базе машин М-40 и М-50, разработанных в ИТМ и ВТ АН СССР в 1956-1961 гг.

Для М-40, самой быстродействующей в то время в стране серийной вычислительной машины, В. С. Бурцевым впервые были предложены принципы распараллеливания вычислительного процесса на уровне аппаратных средств. Все основные устройства машины (арифметики, управления, оперативной памяти, внешней памяти) имели автономные узлы управления и работали параллельно. Впервые был использован принцип мультиплексного канала, благодаря которому удалось без замедления вычислительного процесса осуществить прием и выдачу информации с десяти асинхронно работающих линий обмена с радиолокационными станциями при общей пропускной способности 1 млн. бит/с. М-50 представляла собой модификацию М-40 для выполнения арифметических операций с плавающей точкой. Она была введена в эксплуатацию в 1959 г.

За создание вычислительных комплексов ПРО на базе М-40 и М-50 С. А. Лебедев и В. С. Бурцев были удостоены Ленинской премии.

В 1961-1968 гг. в ИТМ и ВТ были разработаны для системы ПРО высокопроизводительные вычислительные машины второго поколения - 5Э92б и ее модификация для вычислений с плавающей точкой 5Э51. Главным конструктором 5Э92б и 5Э51 был С. А. Лебедев, его заместителем - В. С. Бурцев. Впервые появилась возможность применять в системах ПРО двухпроцессорные вычислительные комплексы с общим полем оперативной памяти, строить многомашинные комплексы с общим полем внешних запоминающих устройств. Межведомственные испытания 5Э92б состоялись в 1964 г., а многомашинный вычислительный комплекс системы ПРО из восьми машин 5Э92б был испытан в реальной работе в 1967 г. В дальнейшем серийные вычислительные машины 5Э92б и 5Э51 стали основой системы ПРО в СССР. Для них было создано прикладное программное обеспечение, учитывающее аппаратные возможности, предусмотренные в архитектуре этих машин.

Создание системы ПРО обеспечило паритет СССР с США в "холодной войне" и сыграло важнейшую политическую роль в заключении договора по ограничению ПРО в 1972 г., о котором было сказано выше.

Второй вариант российской ПРО - "Система А-135" был принят на вооружение к 1994 г. Его ядром стали многофункциональная радиолокационная станция "Дон" и высокопроизводительный вычислительный комплекс, размещенные вблизи подмосковного города Софрино, как "зонтик" защиты столицы от ракетно-ядерного нападения.

Договор о сокращении ядерных потенциалов, подписанный президентами России и США В. В. Путиным и Дж. Бушем, фиксирует их уровень в 1700-2200 ядерных зарядов на стратегических ракетах-носителях. Однако этот уровень все еще очень велик. Как считает директор Института проблем международной безопасности РАН А. Н. Кокошин, "на самом деле никто и никогда не будет знать наверняка, как работает целая система ПРО или система стратегических наступательных вооружений (СНВ). При попытке это проверить может просто не остаться тех, кто должен оценить эффективность их применения". Поэтому не следует переоценивать возможностей американской национальной ПРО, которую США намерены создать вслед за своим выходом из договора по ПРО. Ведь понадобится спрятать всю Америку не под "зонтик", а в бетонные бункеры, так как отбить 1700 боеголовок никакой противоракетный "зонтик" пока не в состоянии.

В течение безудержной гонки вооружений были произведены запасы ядерного оружия, теперь подлежащие уничтожению. Но и это требует значительных усилий и расходов. Снова нужны модели, алгоритмы и программы, чтобы с помощью компьютеров просчитать режимы и условия, необходимые для сооружения хранилищ материалов от ядерных зарядов, снимаемых с вооружения, без нанесения непоправимого ущерба окружающей среде.

Читайте также: