Оскар уайльд особенности творчества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Оскар Уайльд — великий писатель, явивший миру один единственный роман. Уайльд — представитель эстетизма, ярко внедривший это направление в массы. Оскар — парадоксальный человек Европы, разделивший весь Лондон на две части: одни его ненавидели, другие восхваляли. Так что же такого особенного в этом литераторе? Почему мы и до сих пор, спустя годы, продолжаем обсуждать этого экстравагантного молодого человека?

Рождение и детство

Кавалер эстетизма родился в Дублине. Произошло это в октябре 1854 года. Уайльд был вторым ребенком в семье.

Юность: образование и начало карьеры

Изначально, обучаясь дома, девятилетний Оскар выучил французский и немецкий языки, а в 1864 году поступил в Королевскую школу Портора. Там он проучился семь лет. Уже тогда юному поэту открылся первый его талант — быстрое чтение. Там же Уайльд смог распробовать божественный вкус славы за свое умение юмористически представить школьные происшествия. К концу обучения Уайльд получает Королевскую стипендию на обучение в дублинском Тринити-колледже, куда он и поступает в 1871 году, окончив школу с отличием.

Где же в дальнейшем учился литератор? Прекрасное знание древних языков помогает Уайльду в его специализации на культуре и истории античности. Здесь Оскар получает фундамент для последующего раскрытия себя как писателя-эстета. Он впервые слушает лекции по эстетике. А близкое общение с профессором античной истории Махаффи (куратором Уайльда) закладывает в нем главные черты дальнейшей личности. С успехом завершив обучение, Оскар Уайльд удостаивается чести обучаться в Оксфорде.

Здесь он впервые встречается с теоретиком искусства Рёскином и его учеником Уолтером Хорейшо Пейтером и попадает по их влияние. Оба интеллигента преподносили красоту как что-то божественное, величественное. Но если Рёскин представлял её только в содружестве с добром, то Пейтер отрицал моральное начало в красоте, представляя её как что-то независимое от этого. Взгляды этих людей произвели неизгладимое впечатление на юного писателя, которое будет сопровождать его на протяжении всей жизни. Там же Оскар Уайльд меняется до неузнаваемости. Он избавляется от ирландского акцента и вырабатывает свой, авторский стиль в одежде. Меняется и характер. Эстетические высказывания, специфическая манера речи, самоирония, презрение к общепринятой морали становятся неизменными сторонами его личности. Так же он формирует вокруг себя, как и задумал, репутацию человека блистающего, экстравагантного. Кому-то это понравилось, и многие были не прочь провести время в обществе интересного молодого человека. Другие, в числе которых особенно были спортсмены, испытывали к нему особенную неприязнь.

Творчество

Следующий год Оскар Уайльд проводит, путешествуя по США. Он читает лекции по искусству, завоёвывает расположение аудитории и возвращается в Лондон.

Личная жизнь

Вскоре происходит то, чего следовало ожидать. Отец юного лорда – Джон Шолто Дуглас – не желает мириться с тем, что у его наследника нетрадиционная ориентация. Маркиз Куинсберри угрожает Уайльду, что он предаст огласке увлечение писателя. Он требует у Оскара разорвать все связи с его сыном. Но влюбленные не желают выполнять требования отца Дугласа, продолжая свои отношения. Ситуация разрешилась в феврале 95 года. Маркиз отправляет записку, адресованную Оскару Уайльду, в которой Джон Шолто обвиняет его в садомии. Ответ не застает себя долго ждать. Оскар Уайльд, не слышащий ни голоса разума, ни голоса друзей, подает на отца своего возлюбленного в суд.

Интересные факты

Жизненная философия

Наш герой – человек неоднозначный, парадоксальный. Одни отзывались о нём положительно, хвалили и подражали ему, копируя стиль одежды и поведение, другие критиковали и критикуют писателя тогда и сейчас, называют бесчеловечным, а манеру поведения – эгоистичной.

Главную роль в жизни писателя сыграли преподаватели Рёскин и Пейтер. Но писатель не просто скопировал их видение жизни, он создал свою собственную философию. С точки зрения других людей, непохожих на него, его поведение выходило за рамки общепринятой этики. Но он смотрел на все эстетическим взглядом – взглядом человека искусства. Поэтому не стоит судить писателя за его эгоизм. Просто надо уметь посмотреть на вещи под другим углом.

Зрелость: гонения и тюрьма

3 апреля 1895 года начинается слушание по делу Уайльда. Во время заседания маркиз ответно обвиняет Оскара в гомосексуализме. Писатель даже не пытается защищаться. В итоге Уайльд отзывает свой иск, когда против него начинают выдвигать свидетельства о его нетрадиционной ориентации. После процесса маркиз Куинсберии ответно подает в суд на эстета. Писателя арестовывают, и 26 апреля состоялся процесс. Уайльда судят по его и Дугласа произведениям. В конце концов, писатель проигрывает дело.

20 ноября 1895 года Оскара сажают в Редингскую тюрьму. Здесь Уайльд сильно изменяется. Большинство друзей бросают его и рвут с ним все связи. Писателя никто не навещает, кроме жены. Но она приходит два раза: сообщить о смерти его матери и подписать бумаги о поручении заботы о детях ей. Его возлюбленный изредка писал ему письма и не поддерживал общения. Оскара Уайльда освобождают 19 мая 1897 года.

Смерть

Последнее пристанище Уайльд нашел на кладбище Пер-Лашез. На могиле всемирно скандального и известного эстета устанавливают сфинкса в честь его одноименного произведения.

Понятие британской литературной сказки. Эстетико-философские основы творчества Оскара Уайльда. Жанр сказок писателя. Преодоление эстетизма и аморализма декаданса. Использование традиционных топосов в произведения Уайльда. Своеобразие стилистики сказок.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.12.2014
Размер файла 78,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖАНР КАК ОТРАЖЕНИЕ ВИДЕНИЯ МИРА ПИСАТЕЛЕМ

1.1 Понятие британской литературной сказки

1.2 Эстетико-философские основы творчества Оскара Уайльда

РАЗДЕЛ 2. ЖАНР ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О. УАЙЛЬДА

2.1 Жанр сказок О. Уайльда

2.2 Преодоление эстетизма и аморализма декаданса в сказках О. Уайльда

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Свою жизнь и творчество Оскар Уайльд предназначил исканиям истины и красы (понятия эти для него равнозначны), но в собственных поисках он частенько удалялся от пути, которым шло передовое демократическое искусство Англии. Его творчеству присущи те же противоречия, что и движению, которое он возглавлял: эстетизму свойственны все слабости буржуазной культуры периода упадка.

Для выражения своих жизненных воззрений О. Уайльд прибегает к жанру сказки, а именно литературной сказки.

Она возникла в те давние времена, когда реальное и нереальное было неотделимо в воспринимающем сознании человека, еще не умевшего логически связно объяснить сложные явления окружающей действительности. Генезис этого удивительного жанра восходит к самому началу постижения мира (детству человека и человечества) и обнаруживает тесную связь с мифом, который, по признанию известных филологов (М.И. Стеблин - Каменский, А.А. Потебня, Е. М. Мелетинский, Ф.X. Кессиди, П. Рикер и др.), являлся особым способом

Оскар Уайльд жил и творил на рубеже XIX - ХХ столетий, что не может не придавать актуальности работе. Мы живем тоже в конце века, да еще и в конце тысячелетия. Опять на грани; и совпадений множество. Главное же - недовольство наличным миром и ожидание грядущих катастроф. Таким образом, изучение творчество этого писателя достаточно актуально.

Творчество Оскара Уайльда в своих работах анализировали отечественные литературоведы, такие как М.Ф. Овсянников, А.Л. Волынский, З.А. Венгерова, Т.В. Павлова и др., зарубежные, такие как Хесукет Пирсон, Р. Эллман, Дж.А. Саймондс и др.

Цель нашей работы выявить и проанализировать своеобразие художественного стиля Оскара Уайльда на примерах его литературных сказок. Данная цель предполагает решение следующих задач:

- выявить особенности художественного стиля писателя;

- изучить особенности жанра литературной сказки;

- проанализировать сказки писателя и выделить особенности стиля;

- сделать общие выводы относительно писательского стиля Оскара Уайльда и особенности его литературных сказок.

Объект работы - литературные сказки Оскара Уайльда.

Предмет работы - стилевые особенности произведений Уайльда.

Используемые методы исследования: сравнительный метод и метод системного анализа.

Работа состоит из введения, двух разделов, выводов и заключения и списка использованной литературы.

РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖАНР КАК ОТРАЖЕНИЕ ВИДЕНИЯ МИРА ПИСАТЕЛЕМ

1.1 Основные черты британской литературной сказки

Литературная сказка, по определению В. А. Масловой, - это своего рода изящная игра в сказку. Но игра может быть просто развлечением, а может скрывать вполне серьезное отношение к жизни, к искусству, к человеку, к себе самому [6, с.34].

Литературная сказка как жанр значительно отличается от волшебной сказки, литературной преемницей которой она является. Она наследует большинство элементов волшебно-сказочной поэтики, но, будучи (в отличие от народной) авторским произведением, оставляет за собой право их интерпретации.

Британская литературная сказка возникает в начале XIX в.; к середине столетия она представляет собой уже полноценный жанр с особой поэтикой и устойчивыми национальными чертами. Сказочные произведения различных писателей отражают основные литературные течения и наиболее значимые общественные события своего времени.

Можно сделать вывод о том, что литературная сказка Великобритании сохраняет только основные сказочные функции и мотивы; она стремится к их трансформации, создавая композиционно более сложные произведения; главной особенностью структуры британской литературной сказки является ее ироническая окраска и тесная связь с нравственной стороной произведения.

Таким образом, персонажная система литературной сказки более свободная, сложная и разветвленная, чем в волшебной, где появляется ряд новых образов (социальные типы, античные образы). Традиционные же волшебные персонажи подвергаются трансформации (наделяются современными атрибутами), герои уже обладают характерами, которые во многом определяют развитие сказочного сюжета (братья у Рескина).

Отдельный интерес в этой сказке представляет мотив сна: он является общим организующим принципом всех сказочных событий.

Глубинная кельтская мифологически-сказочная традиция, определившаяся к новому времени в волшебно-сказочный канон, и художественный потенциал литературных сказок Великобритании, накопленный к середине девятнадцатого века, становятся своеобразным фундаментом, на котором возникает уникальная по своей поэтике литературная сказка Оскара Уайльда.

1.2 Эстетико-философские основы творчества Оскара Уайльда

Остро реагируя на противоречия окружающей действительности, Уайльд, по мнению исследователя его творчества А. М. Зверева, соткан из противоречий. В своих высказываниях он предстает то сентиментальным циником, то аморальным моралистом, то мечтательным скептиком; призывает видеть смешное в печальном и ощущать трагический оттенок в комедии; естественность для него - трудная поза, ничегонеделание -самое тяжкое в мире занятие, маска - интереснее лица, театр - реальнее жизни; по его мнению, жизнь больше подражает искусству, нежели искусство подражает жизни. [12, с.56].

Принцип парадокса положен в основу и большинства произведений Оскара Уайльда. По этому принципу построены, например:

В стихах, сказках Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания = не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т.п [13, с.18].

Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных.

Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненность формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.

Фантастика Уайльда, лишённая мистической окраски, является либо обнажённо-условным допущением, либо сказочной игрой вымысла. Из сенсуализма Уайльда вытекает известное недоверие к познавательным возможностям разума, скептицизм. В конце жизни, склоняясь к христианству, Уайльд воспринял его лишь в этическом и эстетическом, а не в собственно религиозном плане [13, с.20].

Мышление у Уайльда приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов, оксюморонов. Если в иных случаях парадоксы Уайльда имеют целью показать противоречие между внешней и внутренней стороной изображаемой им лицемерной великосветской среды, то часто их назначение = показать антиномичность нашего рассудка, условность и относительность наших понятий, ненадёжность нашего знания. Уайльд оказал большое влияние на декадентскую литературу всех стран, в частности на русских декадентов 1890-х гг [4, с.3].

Творческий метод Уайльда, соприкасаясь с импрессионизмом, далеко не совпадает с ним. Отталкиваясь от реализма, Уайльд приходит не столько к субъективированию картины мира, сколько к формалистическому эстетизму, декоративизму [11, с.38].

Уайльду все эти формы более близки. Он многие годы не расставался со своим любимым Платоном, которого свободно читал в подлиннике. При этом он не мог пройти мимо того, что Платон укрылся под именем своего учителя Сократа, главного героя диалогов. Реальный Сократ не вел записей, поэтому невозможно определить, какие мысли в действительности сократовские, а какие принадлежат Платону [15, с.21].

Принято определять литературную мистификацию как «литературное произведение, авторство которого приписывается какому-либо существовавшему, а иногда вымышленному лицу или выдается за создание народного творчества.

Уайльд придавал огромное, просто непомерное значение понятиям Beauty и Art, которые, по контексту, являются основополагающими как в его эстетике, так и в жизненной философии. И очередной парадокс писателя заключается в том, что эти слова не употребляются ни в заглавиях его произведений, ни в первых строках 103 его стихотворений и поэм [11, с.51].

Уайльд парадоксально придает эстетическому термину бытовое, вещественное значение, наиболее высоко ценимая им красота - это внешняя красота человека, его одежды и окружающего его ближайшего пространства, собственно - дизайн. Так и определим принцип красоты у Уайльда - как принцип дизайна.

В то время как писатели от романтиков и реалистов до натуралистов награждали своих персонажей внешностью, далекой от красоты (Квазимодо и Гуинплен у Гюго, странные фигуры у Гофмана, чудаки у Диккенса, Гобсек у Бальзака и т. д.) и появление идеально красивых людей в литературе стало редкостью, Уайльд настойчиво рисует словесными средствами портреты необыкновенных красавцев (вершина - Дориан Грей) и ослепительных, роковых, сводящих с ума красавиц (вершина - Саломея), окружая их изысканным дизайном, драгоценными камнями, изысканными безделушками, благоухающей природой [6, с.31].

Уайльдовская концепция эстетизма многое дает для понимания его взглядов. Только кажется, что он предлагает три не связанных между собой, даже противоречащих друг другу определения, что это очередной парадокс. Третье определение раскрывается через первое: красота - это тайна бытия. Второе определение поясняет: художественные формы сами по себе не составляют красоту как тайну бытия. Красоту, а следовательно, и тайну бытия, составляют их связи. Эти связи не представлены непосредственно наблюдению, и требуется специальная наука - эстетизм - раскрывающая их.

К таким литературным моделям, формировавшим его художественный стиль, могут быть отнесены:

- модель литературного персонажа - героя (прежде всего в ее романтическом и неоромантическом вариантах) [5, с.42].

Своеобразие стилистики Уайльда проявляется в лексике и стилистике. Конструкция фразы предельно проста и является одним из классических образцов английской прозы. В то же время влияние декадентской манерности заставляет писателя то и дело уклоняться от лаконичности повествования и насыщать свой рассказ всевозможной экзотикой.

Проанализировав понятие литературной сказки и художественного стиля писателя как средства отражения видения мира, мы пришли к следующим выводам:

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства (что очень важно) выступают в изменённой функции - в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка - просторечные, жаргонные, диалектные и т. д., которые также используются не в первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СТИЛЯ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О. УАЙЛЬДА

Творческое, артистическое начало провозглашалось высшей ценностью, и самым главным было его высвободить из-под власти косных представлений, из-под гнета внешне разумных, а по существу нелепых общественных порядков.

Сказочная форма позволяет Уайльду особо подчеркнуто, гротексно изобразить сложные философские вопросы, жесткие конфликты, царящие в обществе, которые перестали замечаться в обыденной жизни; обнажить саму суть нравственных понятий и их столкновений. Взгляд слегка наивного сказочника дает тот самый эффект остранения, который позволяет непредвзято, по-новому взглянуть на старые проблемы и привычные штампы.

Но несмотря на всю, подчас нарочитую, наивность в изображении жизни и постоянную подмену реальных конфликтов воображаемыми, критическое отношение писателя ко многим явлениям современной ему действительности, очень явственно звучащее в этих сказках, сразу определило их место в ряду произведений, противостоящих литературе викторианской Англии. Современная Уайльду английская критика встретила сказки холодно.

2.1 Жанр сказок О. Уайльда

Вследствие разветвленной системы персонажей традиционные отношения между сказочными героями тоже оказываются смещенными. Если в первой части сказки главным героем является Рыбак, то во второй доминирующая роль отводится Душе. Рассмотрим систему персонажей этой сказки подробнее.

Здесь Уайльд вносит в сказку реалистический элемент. Для волшебной сказки характерно отсутствие мотивировок; сказочное действие развивается по своим законам, не требующим дополнительного объяснения. Условие, поставленное Рыбаку Девой Морской, строго детерминировано различной природой этих двух персонажей. Ведь Русалки и прочие существа нечеловеческой природы лишены души, она для них инородна и может даже послужить причиной их гибели. Поэтому так важно, чтобы у Рыбака не было души.

Согласившись впустить в себя Душу, Рыбак обнаруживает, что она совершенно изменилась. Причина этому -- отсутствие сердца. Изгоняя Душу, Рыбак не наделяет ее сердцем -- иначе ему нечем будет любить Деву Морскую. Оказавшись без сердца в мире зла и несправедливости, Душа сама становится злой. Подчиняясь Душе, Рыбак совершает ряд злых деяний: он ударяет ребенка по лицу, крадет деньги и убивает купца, приютившего его на ночь. Происходит его падение. Д. Ериксен считает, что основная идея сказки выражается в падении Рыбака с последующим очищением и приобретением более высокой степени нравственной чистоты [10, с.72].

Пройдя путь страданий (разлука с Девой Морской, сосуществование с утратившей нравственность Душой), Рыбак очищается. Вместо прежнего нетерпимого отношения к Душе он проявляет смирение, пытается помочь ей полностью соединиться с ним, войти в его сердце. Это невозможно, поскольку оно занято любовью. В тот момент, когда сердце Рыбака открывается для Души, умирает Дева Морская: соприкосновение с человеческой душой смертельно для жителей подводного мира. Но именно ее смерть позволяет Рыбаку обрести прежнюю целостность своей сущности: Рыбак умирает от разрыва сердца, и в этот миг Душа наконец-то проникает в его сердце. Теперь оно вмещает и любовь, и душу. Финал сказки аллюзивен: на могиле Рыбака и Девы Морской вырастают цветы необыкновенной красоты [12, с.65].

Очарованный их видом и ароматом, Священник проповедует любовь и благословляет всех тварей морских. Здесь мы видим еще одно подтверждение непреодолимой силы любви: она не только заставляет цвести бесплодную почву, но и снимает противоречия между враждующими персонажами.

Таким образом, Уайльд творчески пересоздает фольклорные мотивы и образы, наполняет сказку нравственно-философским содержанием. Синтез традиционных и новаторских, авторских элементов и составляет неповторимый стиль уайльдовских сказок, их взаимодействие способствует выражению основной идеи сказки и реализует авторский замысел.

сказка уайльд эстетизм топос

2.2 Преодоление эстетизма и аморализма декаданса в сказках О. Уайльда

Сказки являются наиболее популярным из всего, написанного Оскаром Уайльдом, и лучшие из них, так же как и его рассказы, несомненно выходят за пределы литературы декаданса, что, в свою очередь, служит свидетельством того, как тесно было писателю в границах декадентской эстетики.

Сказки Уайльда - серьезные, местами недетские произведения. Оскар Уайльд обличает алчность и корыстность буржуазных нравов, противопоставляя им искренние чувства и привязанности простых людей, не загрязненные холодным расчетом и составляющие подлинную красоту человеческих отношений.

Крайний индивидуализм Уайльда привел к тому, что даже те зерна реальной правды жизни и искреннего сочувствия обездоленным, которые сделали его сказки популярными, не смогли найти дальнейшего развития в его творчестве.

Уайльд полагал, что он просто творит красивый вымысел. Фантазия художника неистощима: в его сказках Ласточка влюбляется в статую Прекрасного Принца, а Рыбак - в Деву Морскую, Душа отделяется от тела и странствует вдали от хозяина, птицы, цветы и даже бенгальский огонь рассуждают и действуют, как люди. Но фантазия эта не имеет ничего общего с вымыслом фольклора. Его сказки подчеркнуто литературны и даже манерны. Их стиль и язык подчинены страсти Уайльда к декоративности, к экзотической пышности.

Сказки Уайльда проникнуты гуманистическим настроением, ему приводилось отказываться от своих деклараций о самоцельности искусства во имя любви к людям и сострадания к их скорбям.

Изучив эстетические взгляды писателя на примере его произведений мы пришли к следующим выводам:

Сказки Уайльда демонстрируют устойчивую тенденцию к усложнению различных уровней произведения: сюжета, композиции, персонажной системы. Их отличает присутствие эпических (скорее, свойственных романному жанру) зачинов, нарушение линейности в развитии событий (ретроспективные экскурсы в прошлое героев), а также усложнение и философизация сказочной коллизии.

На уроках литературы ученики изучают произведения не только отечественных, но и иностранных авторов. Одной из известных и влиятельных фигур викторианской эпохи выступает Оскар Уайльд. Биография писателя довольно интересна. Популярный драматург был представителем эстетизма и европейского модернизма. Некоторые его рассказы включены в обязательную учебную программу в разных странах.

  • Семья Уайльда
  • Детство и юность
  • Истоки эстетической теории
  • Творческий путь
  • Личные отношения
  • Суд над драматургом и тюрьма
  • Смерть писателя
  • Занимательная информация

Оскар Уайльд: биография

Семья Уайльда

Оскар Уайльд родился в Дублине 16 октября 1854 года. Он был вторым ребёнком в семье. Его отец Уильям работал глазным и ушным хирургом. Он был посвящён в рыцари в 1864 году за работу врачом-консультантом и помощь в переписи ирландского населения. Кроме того, отец Оскара выпустил несколько книг по археологии и фольклору. Сэр Уильям был филантропом. Он открыл медицинский пункт, который бесплатно обслуживал бедных граждан.

Семья Уайльда

В 1855 году семья Уайльдов переехала в другой дом. Через год у Оскара появилась сестра Изола. Поскольку в новом доме было просторно, чета Уайльдов часто приглашала к себе людей из медицинской и культурной среды.

Детство и юность

Будущий писатель учился дома до 9 лет. Мальчик выучил французский и немецкий благодаря иностранным гувернанткам. В 1864 году Оскар поступил в Королевскую школу Портора в Эннискиллене. В летний сезон семья отдыхала в загородном доме в Мойтуре, где мальчик и его брат проводили много времени с будущим писателем Джорджем Муром.

Детство оскара уайльда

Оскар отличался от остальных учеников способностью быстро читать. Он был очень коммуникабельным и остроумным. За знание греческого текста Нового Завета будущий драматург получил школьную премию. Юноша окончил учебное заведение с золотой медалью в 1871 году. Кроме того, он получил Королевскую школьную стипендию для обучения в колледже Святой Троицы в Дублине.

В течение трёх лет Оскар изучал культуру, проявляя способности в древних языках и посещая лекции эстетики. Он сумел сблизиться с преподавателем античной истории Дж. П. Махаффи, благодаря которому он приобрёл новые качества. В 1874 году Уайльд получил стипендию на обучение в колледже Магдалины. Он поступил на классическое отделение и смог выработать отличное английское произношение. Также у юноши появилась своя философия искусства.

Уайльд привлекал к себе внимание без особых усилий. О нём говорили по всему колледжу. Нередко некоторые истории о будущем драматурге были карикатурными.

Истоки эстетической теории

В Оксфорде Оскар Уайльд

В Оксфорде молодой человек ходил на лекции Джона Рёскина и Уолтера Пейтера. Эти люди восхваляли красоту, но видели её по-разному. Рёскин представлял её в сочетании с добром, а Пейтер — с примесью зла. Под влиянием их суждений у Уайльда выработался свой стиль написания рассказов. Джон Рёскин был значимой фигурой в искусствоведении Англии. Он очаровал Оскара своей музыкальной речью, познаниями в эллинской мифологии и стремлением к творчеству.

Уолтер Пейтер отвергал этическую сторону эстетики. В основе суждений Рёскина лежала мораль, от которой многие молодые люди того времени стали отказываться.

Творческий путь

Когда молодому человеку было 24 года, он перебрался жить в Лондон. Уайльд часто посещал там светские вечеринки, поражая всех экстравагантными нарядами. Через какое-то время другие юноши стали подражать Оскару. Уайльд отличался большим умом и остроумием. Он веселил окружающих своими шутками и забавными высказываниями, которые потом разбирались его поклонниками на цитаты.

Первые произведения Уайльда были стихи.

Первые произведения Уайльда были стихи. В то время он пока мало уделял внимания эстетике. В 1882 году поэт уехал в Америку, где в течение года проводил лекции по искусству. Люди, слушавшие выступления, восхищались его интеллектуальными способностями и харизмой. Популярность юноши росла ежедневно.

Через год Уайльд возвращается на родину и решает поэкспериментировать с произведениями для детей. Он выпускает 2 сборника сказок:

Когда писателю исполнилось 33 года, он выпустил несколько серьёзных произведений, которые быстро стали популярными книгами. Оскар Уайльд написал:

Личные отношения

Для молодого писателя была характерна особенная влюбчивость. Многим людям было известно, что личная жизнь Оскара Уайльда отличалась большим количеством коротких любовных романов. Как и некоторые его друзья, он часто посещал публичные дома.

Личные отношения оскара уайльда

Когда писателю было 27 лет, он полюбил Констанс Ллойд. Девушка отвечала ему взаимностью. Через два года они решили пожениться. У Оскара и Констанс родились двое сыновей — Сирил и Вивиан. Первые несколько лет брачной жизни супруги были счастливы, но затем их отношения охладели. Писатель решил съехать и жить отдельно от семьи.

Затем Уайльд начал встречаться со своим секретарём Робертом Россом. Эти отношения продлились недолго, но вскоре писатель нашёл себе нового партнёра в лице лорда Альфреда Дугласа. Сын маркиза Куинсберри был моложе драматурга на 16 лет. Именно он стал причиной будущих проблем Уайльда с общественностью. Какое-то время они скрывали свои отношения. Оскару приходилось выполнять все пожелания капризного Дугласа. Вскоре лорду надоели тайные встречи. Он больше не хотел скрывать отношений с драматургом и требовал, чтобы они появлялись вместе на всех светских мероприятиях и улицах.

Суд над драматургом и тюрьма

Когда отец Альфреда узнал, что происходит между его сыном и известным писателем, он разозлился и обвинил Уайльда в содомии. Сначала он угрожал Оскару судом, но потом предлагал ему прекратить свидания с Дугласом, чтобы избежать публичных разбирательств. Альфред и Уайльд отправлялись в совместные поездки за границу. Только так им удавалось скрываться от общественности и избегать косых взглядов. Дуглас писал своему отцу и сердито заявлял, чтобы тот оставил их в покое.

Оскар уайльд и лорд Альфред Дуглас

Пока Уайльд отбывал срок, Альфред ни разу его не навестил. Тюрьма подкосила писателя физически и эмоционально. От него отвернулись многие друзья и коллеги, когда они узнали о его нетрадиционной ориентации. Жена писателя не стала разводиться с ним, хотя она и находилась в тяжёлом материальном положении. Она несколько раз навестила мужа в тюрьме. Но через какое-то время Констанс переехала в Париж вместе с детьми и позже сменила фамилию.

Смерть писателя

Уайльда выпустили из тюрьмы в 1897 году. Когда он вышел на свободу, то отправился в Париж к семье, где и жил на содержании своей жены. Констанс продавала личные вещи мужа и затем пересылала ему деньги. С детьми он практически не виделся до конца жизни.

Смерть писателя

В 1898 году умирает жена драматурга. Её смерть наступила в результате неправильно проведённой операции в Италии. Затем и сам писатель заболел менингитом, который был вызван ушной инфекцией. Остаток жизни Уайльд мучился от невыносимых болей. С окружающими он общался с помощью жестов.

Великий писатель умер 30 ноября 1900 года, когда ему было 46 лет. Смерть наступила из-за воспаления мозга. Уайльда похоронили на парижском кладбище Баньо, но через десятилетие его останки выкопали и перезахоронили на Пер-Лашез. Около его могилы поставили памятник в виде головы сфинкса.

Занимательная информация

Уайльд был экстраординарной личностью, поэтому у него было много поклонников и врагов. За всю свою жизнь у писателя было достаточно романов и других приключений, которые не всегда можно найти в краткой биографии драматурга.

О нём имеется немало интересных фактов:

Мерлин Холланд, внук писателя,

Англичане и ирландцы гордятся знаменитым писателем и поэтом, который жил на их земле. Во взглядах Оскар Уайльд опережал людей своего времени. Хотя в его жизни было много тяжёлых испытаний, которые легко ломают других, драматург умел находить в себе силы для завершения своих работ. Он не падал духом, когда общественность осуждала его за интимные отношения с мужчинами. Уайльд запомнился всем как интересный, остроумный и интеллигентный человек. Он подарил миру много увлекательных произведений, которые помогают читателю пересмотреть свои взгляды на многие вещи.


Оскар Уайльд – английский писатель и поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.

В данной статье мы рассмотрим особенности биографии Уайльда и его непростую жизнь.

Итак, перед вами краткая биография Оскара Уайльда. Интересные факты о нем читайте здесь.

Биография Уайльда

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд родился 16 октября 1854 г. в Дублине. Он рос в интеллигентный и образованной семье. Его отец, Уильям Уайльд, был талантливым и известным в Ирландии врачом, делавшим операции на глазах и ушах.

В свободное время Уайльд-старший серьезно интересовался археологией и изучал народное творчество. Позже, им был основан медицинский пункт, в котором нищие могли пройти бесплатное обследование.

За эти и другие заслуги перед государством, отца Уайльда удостоили рыцарского звания.

Мать Оскара, Джейн Франческа, участвовала в движениях, отстаивающих права и свободу ирландцев. В доме Уайлдов часто собирались известные люди, дискутировавшие на разные темы.

Кроме Оскара, в семье Уайльдов родились девочка Изола и мальчик Уильям, однако Изола умерла от менингита в детском возрасте.

Детство и юность

До 9 лет Оскар получал образование на дому от гувернанток: француженки и немки. Затем его отправили в Королевскую школу Портора.

Оскар Уайльд любил учиться и подолгу сидел за книгами. Интересно, что уже с юных лет в его речи проскальзывало множество афоризмов, составленных им самим.



Оскар Уайльд в детстве

Учился Уайльд средне, как большинство его сверстников. Однако он обладал способностью феноменально быстрого чтения. Также он получил особую премию за знание греческого текста Нового Завета.

В возрасте 17 лет Оскар с отличием окончил школу, после чего продолжил учебу в Тринити-колледже.

На тот момент Уайльд серьезно увлекся изучением античной культуры и древних языков. Вскоре это отразится на становлении его личности.

Благодаря полученным знаниям, у него изменятся манеры поведения, наряды и стиль речи.

В 1874 г. Оскар Уайльд продолжил учебу в Оксфорде, где смог избавиться от ирландского акцента. Он стремился иметь репутацию неординарного и загадочного человека.

В этом плане он был похож с известной на весь мир шпионкой Мата Хари.

Биографы Уайльда отмечают, что именно во время учебы в университете будущий писатель сформировал свое отношение ко всему прекрасному. На его мировоззрение серьезно повлиял теоретик искусства Джон Рескин, преподававший в Оксфорде.

Будучи студентом, Оскару Уайльду удалось посетить Италию и Грецию, в которой он так давно мечтал побывать.

Интересно, что преподавателям университета так понравилась его поэма, что они наградили студента премией.



Жизненная философия

Наш герой – человек неоднозначный, парадоксальный. Одни отзывались о нём положительно, хвалили и подражали ему, копируя стиль одежды и поведение, другие критиковали и критикуют писателя тогда и сейчас, называют бесчеловечным, а манеру поведения – эгоистичной.

Главную роль в жизни писателя сыграли преподаватели Рёскин и Пейтер. Но писатель не просто скопировал их видение жизни, он создал свою собственную философию. С точки зрения других людей, непохожих на него, его поведение выходило за рамки общепринятой этики. Но он смотрел на все эстетическим взглядом – взглядом человека искусства. Поэтому не стоит судить писателя за его эгоизм. Просто надо уметь посмотреть на вещи под другим углом.

Произведения Уайльда

Когда Уайльду исполнилось 24 года, он переехал в Лондон. Парень часто ходил на светские мероприятия, одеваясь в разные экстравагантные наряды.

Вскоре многие молодые люди начали одеваться в подобную одежду, стараясь быть похожими на Оскара Уайльда.

Поскольку писатель обладал неординарным умом и ярким чувством юмора, от него постоянно исходили тонкие шутки и остроумные высказывания, которые потом повторялись его поклонниками.

В начале своей творческой биографии, Уайльд занимался сочинением стихов, и лишь иногда уделял внимание эстетике. В период биографии 1882-1883 гг. Уайльд провел в Америке, где неоднократно выступал с лекциями по искусству.

Публика, приходившая на его выступления, была в восторге от высокого интеллекта и харизмы оратора. В результате, популярность Уайльда росла с каждым днем.

Эти произведения Уайльда были прекрасно приняты как читателями, так и критиками.


При этом надо сказать, что поклонники Уайльда с восторгом отзывались о нем, в то время как противники испытывали к нему отвращение.

Однако, как и ранее, писатель не реагировал на жесткую критику в свой адрес. Критика наоборот только закаляла его и придавала мотивации для дальнейшего творчества.

Спектакли, поставленные по мотивам данных произведений, имели огромный успех у публики, потому что в них присутствовало множество остроумных и даже саркастических диалогов.

Истоки эстетической теории

В Оксфорде Оскар Уайльд

В Оксфорде молодой человек ходил на лекции Джона Рёскина и Уолтера Пейтера. Эти люди восхваляли красоту, но видели её по-разному. Рёскин представлял её в сочетании с добром, а Пейтер — с примесью зла. Под влиянием их суждений у Уайльда выработался свой стиль написания рассказов. Джон Рёскин был значимой фигурой в искусствоведении Англии. Он очаровал Оскара своей музыкальной речью, познаниями в эллинской мифологии и стремлением к творчеству.

Уолтер Пейтер отвергал этическую сторону эстетики. В основе суждений Рёскина лежала мораль, от которой многие молодые люди того времени стали отказываться.

Личная жизнь

С молодости Оскар Уайльд отличался особенной влюбчивостью. В связи с этим у него было множество непродолжительных любовных романов.

Интересно, что писатель являлся частым гостем публичных домов, впрочем, как и многие его приятели.

В возрасте 27 лет он влюбился в Констанс Ллойд, которая ответила ему взаимностью. Через 2 года они поженились. В этом браке у них родились два сына – Сирил и Вивиан.



Семья Оскара Уайльда

В первые годы совместной жизни между супругами была полная идиллия, однако через несколько лет их чувства стали остывать. В результате Оскар Уайльд переехал в другой дом и начал жить отдельно от семьи.

Вскоре у него завязался гомосексуальный роман с секретарем Робертом Россом, однако спустя немного времени они расстались.

Следующим его партнером стал маркиз Альфред Дуглас, который был моложе Уайльда на 16 лет.

Книги

Суд и тюрьма

Отношения Уайльда и Дугласа развились до такой степени, что они начали вместе появляться на улицах и светских мероприятиях. Оскар был без ума от своего капризного партнера, и старался выполнять все его пожелания.

Когда отец Альфреда узнал о связи своего сына с писателем, он пришел в ярость. Он передал Уайльду записку, в которой обвинил его в содомии. В ответ литератор подал в суд на своего обвинителя за клевету.



Оскар Уайльд и Альфред Дуглас

Тюрьма полностью сломила Оскара. После того, как гомосексуальность Уайльда была предана огласке, многие друзья и коллеги отвернулись от него, не желая иметь с ним никаких отношений.

Жена Уайльда, Констанс, несмотря на ужасное положение, отказалась подавать на развод, и даже дважды навещала писателя в тюрьме.

Однако вскоре она переехала вместе с детьми в Париж, а затем и вообще поменяла фамилию.

Занимательная информация

Уайльд был экстраординарной личностью, поэтому у него было много поклонников и врагов. За всю свою жизнь у писателя было достаточно романов и других приключений, которые не всегда можно найти в краткой биографии драматурга.

О нём имеется немало интересных фактов:

Мерлин Холланд, внук писателя,

Англичане и ирландцы гордятся знаменитым писателем и поэтом, который жил на их земле. Во взглядах Оскар Уайльд опережал людей своего времени. Хотя в его жизни было много тяжёлых испытаний, которые легко ломают других, драматург умел находить в себе силы для завершения своих работ. Он не падал духом, когда общественность осуждала его за интимные отношения с мужчинами. Уайльд запомнился всем как интересный, остроумный и интеллигентный человек. Он подарил миру много увлекательных произведений, которые помогают читателю пересмотреть свои взгляды на многие вещи.

Смерть

Когда в 1897 г. Оскар Уайльд вышел на свободу, он сразу же отправился во Францию. В Париже он жил на содержании жены, которая присылала ему деньги, полученные от распродажи личных вещей писателя.


В 1898 г. супруга Уайльда скончалась в одной из больниц Италии после неудачно проведенной операции.

Вскоре и сам Уайльд заболевает менингитом, вызванным ушной инфекцией. В последние дни жизни он мучился от невыносимой боли и мог объясняться только жестами.

Оскар Уайльд умер 30 ноября 1900 г., в возрасте 46 лет.

Интересно, что он был похоронен на кладбище Баньо, однако спустя 10 лет его останки перезахоронили на знаменитом кладбище Пер-Лашез, что в Париже.

Цитаты

Детство нетривиального мальчика

Оскар Финнгал Уайльд О’Флаэрти родился в славном городе Дублине в 1854 году. Датой его рождения стало 16 октября. Родители будущего поэта были людьми состоятельными и уважаемыми в ирландском обществе.


Отец Оскара работал врачом, его специализацией была офтальмология и хирургия. Мать мальчика была активной женщиной, отдававшей много времени борьбе за права ирландцев. Еще Джейн Франческа обожала поэзию, и сумела передать данную любовь своему сыну.

Оскар Уайльд. Книги, творчество

Оскар Уайльд (1854-1900). Жизнь и творчество

Писатель Оскар Уайльд — одна из самых трагических и ярких фигур в истории английской литературы. Ирландец по происхождению, он писал по-английски.

Отец –сэр Уильям Роберт Уайльд — ирландец, известный врач;
мать- леди Джейн Франческа Уайльд–ирландка, светская дама, поэтесса

Вся его жизнь, начиная с облика и заканчивая поведением, выражает настроения того времени, конца 19 века (поздний Викторианский период), который во Франции получил название европейского декаданса.

Оскар Уайльд вырос в обеспеченной аристократической семье и получил блестящее образование, сначала престижный колледж Св. Троицы в Дублине, затем колледж Св. Магдалины в Оксфорде в Англии. Юноша был очень одаренный, увлекался историей и античной литературой, проявлял способности к языкам. Особенно в Оксфорде Уайльд много работал над собой, именно там он выработал кристальный английский акцент.

После окончания университета (1878) Оскар Уайльд переезжает в Лондон, где перед ним открываются большие возможности. Он становится журналистом, пишет статьи по вопросам искусства и литературы, одновременно читает лекции, в которых пропагандирует эстетизм.

Оскар Уайльд — отвергнутый принц (видео, навеянное его произведениями)

Оскар Уайльд. Федра. (перевод на русский язык)

Как скучно, суетно тебе теперь со всеми,
Тебе, которой следовало быть
В Италии с Мирандоло, бродить
В оливковых аллеях Академий.
Ломать в ручье тростник с мечтами теми,
Что Пан в него затрубит, и шалить
Меж девушек у моря, где проплыть
Мог важный Одиссей в своей триреме.
О, да! Наверно, некогда твой прах
Таился в урне греческой, и снова
Ты в скучный мир направила свой шаг,
Возненавидев сумрака оковы,
Унылых асфоделей череду
И холод губ, целующих в Аду.

Перевод Н. Гумилева

У Оскара Уайльда прекрасная дикция и он, играя словами, как будто очаровывает, завораживает своих слушателей, которые попадают под влияние его харизматической личности. На мой взгляд, в этом был его главный талант – он видит красоту фразы, истинностью которой иногда пренебрегает.

Я пожертвую достоверностью ради удачной фразы и готов поступиться истиной ради хорошего афоризма.

Оскар Уайльд

Читайте лучшие цитаты Оскара Уайльда на английском языке с переводом на русский — Oscar Wilde. Quotes (in English)


Вернувшись в Лондон, Оскар женится на Констанции Лойд, причем женится по любви. Он обожает двух своих сыновей Сирила и Вивиана, специально для которых сочиняет сказки.

Начинается наиболее плодотворный период его творчества (1887-1895 гг). Книги, написанные Оскаром Уайльдом в этот период:

  • Преступление лорда Артура Сэвила
  • Портрет господина У. Х.
  • Натурщик-миллионер
  • Сфинкс без загадки
  • Счастливый Принц
  • Соловей и роза
  • Великан-эгоист
  • Преданный Друг
  • Замечательная ракета

Читать и слушать книгу О. Уайльда (на английском языке в оригинале) — Audiobook «The Nighntingale and the Rose (in English, with text)

  • Юный король
  • День рождения Инфанты
  • Рыбак и его Душа
  • Мальчик-звезда

В ответ критикам Оскар Уайльд пишет предисловие к роману, которое становится своеобразным манифестом литературному направлению, которое он создал, – эстетизму.

Романы Портрет Дориана Грея (1891)

Смотреть экранизацию романа О. Уайльда (на английском языке) — The Picture of Dorian Gray (in English)

Художник — тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот к чему стремится искусство.
Критик — это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного. Высшая, как и низшая, форма критики — один из видов автобиографии.
Те, кто в прекрасном находят дурное, — люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех. Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны.
Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.
Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения.
Для художника нравственная жизнь человека — лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств. Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины. Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Мысль и Слово для художника — средства Искусства. Порок и Добродетель — материал для его творчества.
Если говорить о форме, — прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве — искусство актера.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры, — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях, — художник остается верен себе.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
Оскар Уайльд

Эстетические и этические взгляды, которые проповедует Оскар Уайльд, представляют собою смесь ницшеанства и культа красоты. Однако часто получалось так, что в силу своей честности и порядочности, он опровергает самого себя своим творчеством, которое оказывается правдивей и человечней его теоретических положений

  • Вера, или Нигилисты (1880)
  • Герцогиня Падуанская (1883)
  • Саломея (1891, исполнена впервые в 1896 в Париже)
  • Веер леди Уиндермир (1892)
  • Женщина, не стоящая внимания (1893)
  • Идеальный муж (1895)
  • Как важно быть серьёзным (ок. 1895)
  • Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями (фрагменты, опубл. в 1908) Флорентийская трагедия (фрагменты, опубл. в 1908)

Смотреть экранизацию пьесы О. Уайльда (на английском языке) — The Importance of Being Earnest (in English)

Оскар Уайльд окончательно завоевывает слову одного из лучших драматургов Европы: диалоги его героев остроумны и оригинальны. Чувство стиля, ум, острота мыслей и парадоксов, игра слов восхищают и завораживают зрителя. Так поднявшись на вершину славы, Оскар теряет чувство меры и осторожности и начинает думать, что ему позволено все.

Оскар Уайльд умер во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита и был похоронен в Париже. На его могиле установлен крылатый каменный сфинкс Джейкоба Эпстайна.

Читайте также: