Водные и другие виды транспорта кратко

Обновлено: 05.07.2024

К вод ­но ­му транс ­пор ­ту от ­но ­сят мор ­ской и реч ­ной. Мор ­ской транс ­порт обыч ­но об ­слу ­жи ­ва ­ет внеш ­нюю тор ­гов ­лю. А пла ­ва ­ние по внут ­рен ­ним пор ­там стра ­ны на ­зы ­ва ­ют ка ­бо ­таж ­ным. Его доля в пе ­ре ­воз ­ках обыч ­но неве ­ли ­ка. Мор ­ской транс ­порт об ­ла ­да ­ет рядом осо ­бен ­но ­стей: во-пер ­вых, он де ­ше ­вый из-за вы ­со ­кой гру ­зо ­подъ ­ём ­но ­сти, во-вто ­рых, об ­ла ­да ­ет пря ­мы ­ми бес ­плат ­ны ­ми мор ­ски ­ми пу ­тя ­ми, но, к со ­жа ­ле ­нию, за ­ви ­сит от по ­год ­ных усло ­вий: ветер, шторм. Боль ­шая часть морей Рос ­сии в се ­вер ­ной части за ­мер ­за ­ет. В мор ­ской транс ­порт вхо ­дит: флот, порты и су ­до ­вер ­фи. По числу тор ­го ­вых судов (около 5000 шт ) Рос ­сия вхо ­дит в пя ­тер ­ку стран-ли ­де ­ров мира. Но более 60% судов имеют воз ­раст более 15 лет и не могут за ­хо ­дить во мно ­гие ино ­стран ­ные порты. Доля мо ­ло ­дых судов в воз ­расте до пяти лет всего 10%. В со ­ста ­ве мор ­ско ­го флота Рос ­сии есть ры ­бо ­лов ­ные суда – трау ­ле ­ры, сей ­не ­ры (45%), спе ­ци ­аль ­ные суда – ле ­до ­ко ­лы, бук ­си ­ры (24%), су ­хо ­гру ­зы – кон ­тей ­не ­ро ­во ­зы, ле ­со ­во ­зы (23%), на ­лив ­ные суда – тан ­ке ­ры (5%), пас ­са ­жир ­ские суда (3%). Круп ­ные порты Рос ­сии: Санкт-Пе ­тер ­бург, Но ­во ­рос ­сийск, Мур ­манск, Ар ­хан ­гельск, Вла ­ди ­во ­сток. Неф ­те ­на ­лив ­ные грузы идут через Но ­во ­рос ­сийск, Ту ­ап ­се, Ма ­хач ­ка ­лу, Аст ­ра ­хань (рис. 1).

Порты, через ко­то­рые идут неф­те­на­лив­ные грузы

Рис. 1. Порты, через ко ­то ­рые идут неф ­те ­на ­лив ­ные грузы

Лес ­ные грузы идут через Игар ­ку , Ар ­хан ­гельск, Вы ­борг (рис. 2).

Порты, через ко­то­рые идут лес­ные грузы

Рис. 2. Порты, через ко ­то ­рые идут лес ­ные грузы

Раз ­ные грузы идут через Санкт-Пе ­тер ­бург, Вла ­ди ­во ­сток, На ­ход ­ку, Во ­сточ ­ный. 60% пор ­тов мел ­ко ­вод ­ны и не могут при ­ни ­мать круп ­ные суда. Необ ­хо ­ди ­ма ре ­кон ­струк ­ция дей ­ству ­ю ­щих пор ­тов и стро ­и ­тель ­ство новых. Роль бас ­сей ­нов в мор ­ском транс ­пор ­те неоди ­на ­ко ­ва. 1-е место по гру ­зо ­подъ ­ем ­но ­сти за ­ни ­ма ­ют порты Ти ­хо ­го оке ­а ­на: Вла ­ди ­во ­сток, Во ­сточ ­ный, На ­ход ­ка, но они уда ­ле ­ны от раз ­ви ­тых ре ­ги ­о ­нов Рос ­сии, то есть от цен ­тра. На вто ­ром месте порты Бал ­тий ­ско ­го бас ­сей ­на. Они имеют вы ­год ­ное гео ­гра ­фи ­че ­ское по ­ло ­же ­ние и рас ­по ­ло ­же ­ны неда ­ле ­ко от цен ­тра стра ­ны. Среди этих пор ­тов Санкт-Пе ­тер ­бург – вто ­рой по зна ­чи ­мо ­сти город Рос ­сии, круп ­ней ­ший порт Бал ­ти ­ки.

Через порты Чер ­но ­го моря (Но ­во ­рос ­сийск, Ту ­ап ­се) про ­хо ­дит ос ­нов ­ной экс ­порт нефти из Рос ­сии, Азер ­бай ­джа ­на и Ка ­зах ­ста ­на. По морям Се ­вер ­но ­го Ле ­до ­ви ­то ­го оке ­а ­на про ­хо ­дит Се ­вер ­ный Мор ­ской путь – это крат ­чай ­шая до ­ро ­га между Ев ­ро ­пой и Азией. Про ­хо ­дит он через Мур ­манск, Дик ­сон, Тикси, бухту Певек , Бе ­рин ­гов про ­лив, Пет ­ро ­пав ­ловск-Кам ­чат ­ский, Вла ­ди ­во ­сток. Это един ­ствен ­ная до ­ро ­га для снаб ­же ­ния на ­се ­ле ­ния Край ­не ­го Се ­ве ­ра про ­до ­воль ­стви ­ем, строй ­ма ­те ­ри ­а ­ла ­ми, топ ­ли ­вом и дру ­ги ­ми то ­ва ­ра ­ми (рис. 3).

Се­вер­ный Мор­ской путь

Рис. 3. Се ­вер ­ный Мор ­ской путь

Реч ­ной транс ­порт

Реч ­ной транс ­порт – это де ­ше ­вый вид вод ­но ­го транс ­пор ­та, ко ­то ­рый об ­слу ­жи ­ва ­ет, в ос ­нов ­ном, внут ­рен ­ние пе ­ре ­воз ­ки. Су ­до ­ход ­ны ­ми ре ­ка ­ми Рос ­сии яв ­ля ­ют ­ся: Волга с Камой, Обь, Се ­вер ­ная Двина, Пе ­чо ­ра, Лена, Ени ­сей, Амур (рис. 4).

Су­до­ход­ные реки Рос­сии

Рис. 4. Су ­до ­ход ­ные реки Рос ­сии

В се ­вер ­ной части стра ­ны реки ино ­гда яв ­ля ­ют ­ся един ­ствен ­ной воз ­мож ­но ­стью пе ­ре ­пра ­вить грузы. При ­чем, это долж ­ны быть такие грузы, ко ­то ­рые не тре ­бу ­ют быст ­рой до ­став ­ки, на ­при ­мер: лес, руды, топ ­ли ­во, стро ­и ­тель ­ные ма ­те ­ри ­а ­лы. Глав ­ные про ­бле ­мы реч ­но ­го транс ­пор ­та – это об ­ме ­ле ­ние рек, боль ­шой срок экс ­плу ­а ­та ­ции шлю ­зов, ка ­на ­лов, пло ­тин.

Ос ­нов ­ной вод ­ный путь Рос ­сии – Вол ­го-Кам ­ский (рис. 5). Из Волги по си ­сте ­ме ка ­на ­лов дви ­же ­ние про ­хо ­дит в Белое, Бал ­тий ­ское, Чер ­ное и Азов ­ское моря.

Ос­нов­ной вод­ный путь в Рос­сии – Вол­го-Кам­ский

Рис. 5. Ос ­нов ­ной вод ­ный путь в Рос ­сии – Вол ­го-Кам ­ский

Авиа ­ци ­он ­ный (воз ­душ ­ный) транс ­порт

К дру ­гим видам транс ­пор ­та от ­но ­сит ­ся авиа ­ци ­он ­ный. Это один из самых до ­ро ­гих видов транс ­пор ­та. На са ­мо ­ле ­тах и вер ­то ­ле ­тах можно до ­ста ­вить грузы в любую точку стра ­ны. Авиа ­ци ­он ­ным транс ­пор ­том обыч ­но от ­прав ­ля ­ют грузы в труд ­но ­до ­ступ ­ные места, а также ско ­ро ­пор ­тя ­щи ­е ­ся и сроч ­ные грузы. Спе ­ци ­а ­ли ­зи ­ру ­ет ­ся авиа ­ци ­он ­ный транс ­порт на пе ­ре ­воз ­ке пас ­са ­жи ­ров на даль ­ние рас ­сто ­я ­ния. В Рос ­сии дей ­ству ­ют 800 аэро ­пор ­тов, их них 50 счи ­та ­ют ­ся меж ­ду ­на ­род ­ны ­ми. Глав ­ная про ­бле ­ма авиа ­ци ­он ­но ­го транс ­пор ­та – это боль ­шой срок экс ­плу ­а ­та ­ции са ­мо ­ле ­тов. Необ ­хо ­ди ­мо об ­но ­вить парк са ­мо ­ле ­тов. К тому же, воз ­душ ­ный транс ­порт яв ­ля ­ет ­ся се ­рьез ­ным за ­гряз ­ни ­те ­лем ат ­мо ­сфе ­ры. За 1 час по ­ле ­та са ­мо ­лет сжи ­га ­ет 15 тонн топ ­ли ­ва, для этого рас ­хо ­ду ­ет ­ся 625 тонн воз ­ду ­ха, и вы ­брос про ­дук ­тов сго ­ра ­ния при этом со ­став ­ля ­ет 66 тонн. К тому же, в рай ­о ­нах аэро ­пор ­тов жи ­те ­ли стра ­да ­ют еще и от шу ­мо ­во ­го за ­гряз ­не ­ния.

Тру ­бо ­про ­вод ­ный транс ­порт

Тру ­бо ­про ­вод ­ный транс ­порт по гру ­зо ­обо ­ро ­ту вышел на 1-е место. Про ­клад ­ка тру ­бо ­про ­во ­да в несколь ­ко раз де ­шев ­ле, чем стро ­и ­тель ­ство же ­лез ­ной до ­ро ­ги (рис. 6).

Стро­и­тель­ство тру­бо­про­во­да

Рис. 6. Стро ­и ­тель ­ство тру ­бо ­про ­во ­да

От ­прав ­ка нефти или газа по тру ­бо ­про ­во ­ду об ­хо ­дит ­ся в 2–3 раза де ­шев ­ле, чем же ­лез ­но ­до ­рож ­ным транс ­пор ­том. По тру ­бо ­про ­вод ­но ­му транс ­пор ­ту на ­сос ­ные стан ­ции пе ­ре ­прав ­ля ­ют газ, нефть, бен ­зин, ке ­ро ­син, то есть жид ­кие или га ­зо ­об ­раз ­ные про ­дук ­ты. Самые длин ­ные неф ­те - и га ­зо ­про ­во ­ды про ­ло ­же ­ны из За ­пад ­ной Си ­би ­ри в Ев ­ро ­пей ­скую часть Рос ­сии, а также за пре ­де ­лы го ­су ­дар ­ства.

В Рос ­сии по неф ­те ­про ­во ­дам пе ­ре ­прав ­ля ­ют 95% нефти, по га ­зо ­про ­во ­дам почти весь до ­бы ­ва ­е ­мый газ. Ра ­бо ­та тру ­бо ­про ­во ­дов кон ­тро ­ли ­ру ­ет ­ся ав ­то ­ма ­та ­ми, ко ­то ­рые управ ­ля ­ют ­ся несколь ­ки ­ми лю ­дь ­ми. Тру ­бо ­про ­вод ­ный транс ­порт не имеет вы ­бро ­сов в ат ­мо ­сфе ­ру, не за ­гряз ­ня ­ет при ­ро ­ду. Но 50% тру ­бо ­про ­во ­дов имеют вы ­со ­кую сте ­пень из ­но ­са. В стране еже ­год ­но про ­ис ­хо ­дит около 700 раз ­ры ­вов тру ­бо ­про ­во ­дов. Если про ­ис ­хо ­дит утеч ­ка нефти на таком раз ­ры ­ве, то, есте ­ствен ­но, за ­гряз ­ня ­ет ­ся окру ­жа ­ю ­щая среда: почва, вода (рис. 7).

Лик­ви­да­ция ава­рии на неф­те­про­во­де

Рис. 7. Лик ­ви ­да ­ция ава ­рии на неф ­те ­про ­во ­де

Если про ­ис ­хо ­дит утеч ­ка газа, то воз ­мож ­но воз ­ник ­но ­ве ­ние взры ­вов, по ­жа ­ров и даже ги ­бе ­ли людей.


По типу используемых акваторий подразделяется на речной и морской. Морские суда должны обладать мореходностью, т. е. способностью не разрушаться и не тонуть при волнении; морские суда крупнее речных. Перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту (за исключением самых крупных озёр — таких, как Каспийское море).

Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные); для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабоосвоенных районах. Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.

Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок. Зато он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки.

Особый вид водного транспорта — буер — передвигается под действием силы ветра на коньках по замёрзшей поверхности воды.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Водный транспорт" в других словарях:

Водный транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров как по естественным (реки, озера, моря, океаны), так и по искусственным (каналы, водохранилища) водным путям. Водный транспорт подразделяется на морской и речной. EdwART. Толковый… … Морской словарь

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ — см. Морской транспорт, Речной транспорт … Большой Энциклопедический словарь

водный транспорт — Вид транспорта, занятый перевозкой пассажиров и грузов по естественным (реки, озера, моря и океаны) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям … Словарь по географии

водный транспорт — см. Морской транспорт, Речной транспорт. * * * ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, см. Морской транспорт (см. МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ), Речной транспорт (см. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ) … Энциклопедический словарь

Водный транспорт — I Водный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по водным путям, как естественным (реки, озера, моря, океаны, проливы), так и искусственным (каналы, водохранилища и др.) В. т. подразделяется на морской и… … Большая советская энциклопедия

водный транспорт — водный транспорт … Москва (энциклопедия)

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ — вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов по рекам, озерам, каналам, вдоль морских побережий, а также в трансокеанских рейсах. Водные пути. Пути по рекам и озерам существенно облегчали исследование и освоение почти всех… … Энциклопедия Кольера

Распространение и причины популярности водного транспорта

Яхта в море

Если речь идет о перевозке грузов, то здесь важна очень низкая себестоимость перевозок этим видом транспорта и его возможность перевозить грузы любых габаритов, что не под силу ни одному из остальных трех конкурентов. При этом, в случае грамотного обучения сотрудников логистике, процессы выгрузки и разгрузки судов в портах можно сделать достаточно быстрыми и оперативными, дополнительно снизив себестоимость перевозки. Кроме того, водный транспорт незаменим там, где сухопутные перевозки невозможны – между материками и островами.

Низкая скорость водного транспорта практически свела на нет деловые пассажирские перевозки, но зато овеянная веками романтика морских путешествий способствовала развитию отдельной отрасли водного транспорта, такой как путешествия на круизных лайнерах. Да и малый водный транспорт, яхты, катера и лодки пользуется заслуженной популярностью у любителей активного отдыха.

Виды водного транспорта

Весь водный транспорт делится на две большие группы по используемым акваториям – на речной и морской. В свою очередь внутри каждой из этих групп все суда по типу перевозимых грузов делятся на грузовые и пассажирские.

Морской транспорт

В эту группу входят все суда, способные передвигаться по поверхности морей и океанов и выполняющие функции по перевозу грузов или пассажиров. На долю морского транспорта приходится львиная доля перевозок грузов в мире, особенно крупногабаритных и наливных, таких как нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукция химической промышленности. Основные две группы грузовых морских судов – это танкеры, для перевозки жидких грузов и контейнеровозы, которые в универсальных 20- или 40-футовых контейнерах перевозят все остальные грузы. Реже встречаются более узкоспециализированные морские суда, приспособленные для перевозки, например. автомобилей, крупного рогатого скота или замороженных продуктов. Встречающиеся в работе этого вида водного транспорта сложности заключаются в необходимости постройки крупных портов, оснащенных большим количеством систем погрузки-выгрузки. Но при должном и современном подходе к логистике все эти проблемы легко решаются, делая морской транспорт в умелых руках одним из самых рентабельных предприятий в мире.

Пассажирский морской транспорт делится на линейные суда, перевозящие пассажиров по строго определенным маршрутам, именно в эту группу входят паромы, курсирующие как между различными портами одного из материков, так и трансокеанские, и на круизный флот, каждый из кораблей которого представляет собой город в миниатюре. Круизные лайнеры способны перевозить несколько тысяч пассажиров, обеспечив им самый высокий уровень комфорта и безопасности. Круиз на таком лайнере оставляет незабываемые впечатления!

Ну и конечно, не стоит забывать об огромной армии частных владельцев яхт, от миниатюрных суденышек, с трудом вмещающих двух-трех человек, до гигантских яхт миллиардеров, по части удобств, не уступающих круизным теплоходам. Овеянная веками романтика морских путешествий, воспетая в романах о великих капитанах и отважных пиратах, тянет в море сотни и тысячи современных мореходов-любителей! Все эти корабли и кораблики тоже относятся к морскому водному транспорту.

Речной водный транспорт

В эту группу водного транспорта входят все суда, осуществляющие перевозку пассажиров или грузов по внутренним водным путям – рекам, озерам или каналам. Правда, есть одно интересное исключение – хотя Каспийское море является озером, но из-за его размеров корабли, курсирующие от его берегов, относятся к морскому транспорту.

Главное преимущество речного транспорта – низкая стоимость, поэтому он достаточно широко используется, особенно в Западной Европе, где Франция, Бельгия и Голландия соединены широкой и разветвленной сетью каналов, по которым курсируют сотни специальных небольших грузовых судов – пенишей. Но в связи с низкой скоростью перевозки используется речной транспорт для перевозки грузов, не требующих срочной доставки.

И если в античные времена и в Средневековье речные суда пользовались большой популярностью у пассажиров, даже у высокопоставленных, таких как египетские фараоны и древнеславянские князья, которые даже в последний путь отправлялись на специальных погребальных ладьях, то в наше время, увы, у пассажиров этот вид транспорта совсем не популярен. Причина – в низкой скорости. Если же использовать суда, которые по скорости могут конкурировать с железнодорожным или автомобильным транспортом, например на воздушной подушке, то здесь расход топлива возрастает многократно и делает применение этих кораблей нерентабельным.

Но есть еще одна сфера, в которой речные суда нашли свое признание в наши дни – это экскурсионные кораблики, курсирующие по рекам и каналам европейских столиц и многих красивых средневековых городов. Прагу, Венецию, Париж или Амстердам невозможно представить без этих, таких любимых туристами и очень удобных речных судов. Прогулка на таком кораблике, сопровождаемая интересным рассказом экскурсовода и изысканным фуршетом, оставляет незабываемое впечатление!

История водного транспорта начинается с Древнего Египта. Вплоть до второй половины XIX столетия, когда были созданы трансконтинентальные железные дороги, важнейшим видом транспорта был водный (как речной, так и морской). И в наши дни эта разновидность транспорта занимает важную роль: от 60 до 67% мирового грузооборота приходится на речные и морские суда.

sudno_4

Мореходное судно древнего мира.

Устройство судна

В классическом понятии водный транспорт это корабль, катер, яхта. Но к категории судов также относят байдарки, надувные лодки, баржи, катамараны, судно на воздушной подушке, а так же буровые устрановки, экранопланы, экранолеты, гидросамолеты.

  • Корпус
  • Надстройки, рубки
  • Силовые установки судна
  • Судовые устройства
  • Системы и трубопроводы судна
  • Оборудование и электрооборудование помещений

ustroistvo

Часть корпуса сухогруза

Но есть и отличительные особенности для некоторых категорий судов, таких как экраноплан и гидросамолет. По большей части конструкции — это самолеты, только корпус у них выполнен по принципу лодки.

Судовым корпусом называется водонепроницаемая оболочка, которая позволяет судну плавать на воде. Оконечность корпуса оснащена балками, которые называют штевнями. Форштевнем называют такую балку, которая установлена в носовой части судового корпуса. Также в оконечностях могут устанавливать не штевни, а торцовые вертикальные стенки – ими оборудуются буксирные или толкательные суда. Корпус судна обычно изготовляется из стали.

Пассажирские суда имеют палубы, речные и смешанного плавания, имеют одну палубу – главную. Морские пассажирские суда отличаются наличием нескольких палуб – верхней (главной), средней, нижней. Крупные пассажирские суда, плавающие по озёрам, имеют две палубы.

Чтобы судно было непотопляемо, его корпус разделяется внутренними водонепроницаемыми поперечными переборками. При этом получается несколько помещений – отсеков.

Использование водных судов

Речной транспорт

В зависимости от того, в какой акватории используется данный тип транспорта, различают речной и морской транспорт.

Первая разновидность водного транспорта также называется ВВТ (внутренний водный транспорт). Это суда, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки по внутренним водным путям – рекам, каналам, водохранилищам, озёрам.

У речного транспорта древняя история. Ещё в Древнем Египте строили речные корабли, гребного или парусного типа. Позже использовали тягу лошадей или людей (бурлаков), которые шли по берегу. В XIX столетии появились первые речные пароходы. А в 1903 году начинается история теплохода – это судно было построено в России и вошло в состав речного флота.

В грузовых перевозках речные суда занимают важное место. Несмотря на такие недостатки, как сезонность эксплуатации и невысокая скорость (от 10 до 20 километров в час), водный грузовой транспорт выгоден благодаря тому, что себестоимость перевозок достаточно низкая. Различают самоходные суда и баржи – второй тип речных судов несамоходен, для толкания используется судно-буксир. На самоходном речном транспорте перевозят либо грузовики с тем или иным грузом, либо контейнеры – такие суда называют речными контейнеровозами. На баржах перевозят либо наливные грузы (например, нефтепродукты или сырую нефть), либо сыпучие грузы (например, зерно, уголь, песок).

Буксируемая баржа

В пассажирских перевозках речные суда занимают сравнительно небольшую долю. Это связано с тем, что обычная скорость такого транспорта достигает 20 – 30 километров в час, из-за чего речное судно не может конкурировать с более быстроходными автобусами и поездами. С помощью так называемых подводных крыльев и воздушной подушке скорость судов можно увеличить до 80 километров в час. Однако в этом случае серьёзно возрастает стоимость перевозок – из-за большого расхода топлива. Но в последнее время все больше на реках начали появляться суда на воздушной подушке (СВП) для перевозки людей. СВП имеет свойства амфибии, поэтому для судна не нужны специально оборудованные причалы. В весеннюю распутицу это единственный транспорт, способный переправлять людей и грузы с одного берега на другой.

SVP_smole

Судно на воздушной подушке СВП-50

Морской транспорт

Морской транспорт – это суда, перемещающиеся по морям, океанам и прилегающим к ним акваториям, способные поддерживать плавучесть, а также обслуживать пассажиров и участвовать в различных операциях с грузами.

Наибольшая доля мировых грузовых перевозок приходится именно на морской транспорт. По объёму перевозок первое место занимают разнообразные наливные грузы: растительное масло, жидкие продукты химической промышленности, сырая нефть и продукты её переработки.

Второе место по объёму грузоперевозок занимают контейнерные перевозки. Специализированные суда, называемые контейнеровозами, стали альтернативой своим предшественникам – универсальным судам. Это связано с тем, что в обычном контейнере (20-футовый или 40-футовый) можно перевозить различные грузы – как мелкие, так и достаточно крупные, вроде автомобилей.

сухогруз

  • Суда-лихтеровозы
  • Суда для перевозки скота
  • Тяжеловозные суда
  • Буксировочные суда
  • Рефрижераторы
  • Балкеры для перевозки навалочных грузов – например угля, зерна, песка

Одни суда перемещаются по расписанию между несколькими морскими портами, придерживаясь определённого маршрута. Это линейные суда – пассажирские, грузовые, а также паромы.

Другие суда не привязаны к конкретным географическим точкам и перевозят попутные и случайные грузы, такой тип морского транспорта называется трамповым. При осуществлении трамповых грузоперевозок осуществляется так называемый чартерный договор, в котором участвуют как перевозчик (фрахтователь), так и отправитель груза. Трамповое судоходство осуществляется в тех случаях, если необходимо осуществить перевозку штучных малоценных грузов.

Также известна смешанная – в отношении водных путей – разновидность водного транспорта. Такие суда могут ходить как по рекам и озёрам, так и по морям и океанам.

Для речного транспорта, а также судов, курсирующих по Северному Морскому пути, характерна сезонность. Грузовые перевозки на водном транспорте самые дешёвые, но привязаны к географическим объёктам. При осуществлении межконтинентальных грузоперевозок используется водный транспорт, ибо доставка грузов по воздуху слишком дорога, а грузоподъёмность самолётов существенно ниже, чем у морского судна.

Примеры ВТ и краткая характеристика

Современный водный транспорт можно условно разделить на спортивные суда, грузовые и пассажирские суда. В спортивных судах сохранены традиции, пришедшие из древности, например, байдарки, каноэ, парусники, вёсельные лодки. Нередко изготовление таких водных средств является настоящим искусством, в результате работы мастеров создаются уникальные произведения. Но массовым видом водного транспорта c начала XX века стали моторизованные средства передвижения – паровые двигатели сменились бензиновыми (у моторных лодок) и дизельными двигатели.
Особенности ВТ, основные отличия от других видов транспортных средств.

У водного транспорта много разновидностей. Различают малые суда (чаще всего личные), средние и большие суда. В первую очередь стоит отметить личные суда – катера, моторные лодки, яхты.

yahta

Blohm & Voss GOLDEN ODYSSEY II

Личный водный транспорт используется для различных целей: рыбалка, туризм, отдых, различные мероприятия. Для отдыха и туризма используются такие суда, как моторные лодки и катера. Любители рыбалки используют надувные моторные лодки. Для мероприятий используются яхты.

В отличие от катеров, моторы которых являются стационарными, на моторные лодки устанавливаются легкосъёмные подвесные бензиновые двигатели. Также у моторных лодок обычно имеются уключины для вёсел, что может пригодиться, если по какой-либо причине двигатель лодки отказал, или же необходимо сделать бесшумные (либо медленные) перемещения.

Для дальних туристических походов по рекам используются транспортные и туристические моторные лодки. На этих судах перевозят как пассажиров, так и их багаж. Корпуса таких моторных лодок изготовляются из лёгкого металлического материала – алюминия или его сплава с магнием.

Интересно отметить, что многие виды моторных лодок являются водным транспортом глиссирующего типа – такие суда могут скользить по поверхности воды и таким способом благополучно пройти мелководные участки. Чтобы мощности мотора было достаточно для перехода на глиссирование, моторная лодка должна быть умеренно загружена.

glis_kater

AMG Red Series 50’ Marauder Cigarette

Применяются моторные лодки для охоты, рыбной ловли, туризма и отдыха, а также поисковых и спасательных работ. В зависимости от сферы применения габариты такого судна, а также его обвод различаются. Например, спортивные моторные лодки имеют малые габариты и массу и имеют такой обвод корпуса, который позволяет двигаться с высокой скоростью.

Катера применяются для водных прогулок и отдыха, водного туризма, рыбной ловли, охоты, а также спортивных мероприятий. Кроме стационарного мотора, катера обычно оборудуются движителями водомётного типа. Именно водомётный движитель и позволяет катеру выходить на режим глиссирования и легко преодолевать мелководные участки реки.

Достоинства и недостатки водного транспорта

  • Пропускная способность морских торговых путей практически неограниченна
  • Наличие единого юридически-правового поля, насчитывающего 400-летнюю историю
  • Себестоимость подобных перевозок довольно низка
  • Высокие показатели грузоподъёмности, благодаря чему на судне может быть перевезено большое количество груза
  • Судно передвигается со сравнительно невысокой скоростью
  • Необходимо наличие специально оборудованных портовых сооружений
  • Строительство судов и портов требует серьёзных денежных затрат
  • Такие маломерные суда дешевле, чем яхты и катера
  • Простая конструкция
  • Управление несложное, благодаря чему моторной лодкой могут управлять лица без специального образования
  • Срок эксплуатации долгий, что обусловлено возможностью хранения судна на берегу
  • Быстроходность
  • Есть возможность обеспечить безопасную стоянку судна у неподготовленного берега
  • Моторную лодку можно перевозить легковым автомобилем, установив её на специальный прицеп
  • Благодаря тому, что двигатель подвесной, его легко снять и заменить; также при необходимости мотор можно снять и обеспечить его безопасное хранение
  • Низкие показатели грузоподъёмности
  • Небольшой объём кают (обитаемого пространства)
  • Подвесные двигатели этих судов по сравнению со стационарными катерными моторами являются неэкономичными

Пути эволюции ВТ

Первые крупные суда строили в Древнем Египте, в качестве конструкционного материала использовалась древесина. На кораблях устанавливали простейший парус, ловивший попутный ветер. Если попутного ветра не было, использовалась сила гребцов.

В XV столетии появились большие морские суда с несколькими парусами. В начале XIX столетия был построен первый пароход, использовавшийся в качестве речного судна. В качестве материала для корпуса такого корабля начал использоваться металл – железо. А движущую энергию — пар. Следующий этап развития водной техники стало открытие, совершенное в 1876 году Николасом Отто — двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине. Именно двигатели внутреннего сгорания начали все в более массово появляться на катерах, яхтах, паромах, кораблях. На сегодняшний момент это основной двигатель, но не единственный, устанавливаемый на ВТ. Еще одним этапом в развитии техники стало бурное развитие нефтехимической отрасли. На данный момент многие водные суда изготавливаются из пластиков полимерных материалов. Во-первых, пластики и полимеры являются легче металла, во-вторых, по прочности либо приближаются, такие же или прочнее металлических сплавов и в-третьих, коррозийностойкие.

На данный момент наибольший интерес из водной техники вызывает экраноплан, судно на воздушной подушке и глиссирующие катера, т.к. они развивают наибольшие скорости. Наиболее скоростным является экраноплан, на нем можно достигнуть скорости экранного полета до 700км/ч. Так же он отличается абсолютной плавностью хода и позволяет преодолеть мелкие препятствия (перешеек, мель). Единственным недостатком явиться его высокая энерговооруженность для перевода машины и поддержания ее в режиме экранного полета, что ведет к высокому потреблению топлива. Судно на воздушной же подушке и катер имеет меньшую скорость, порядка до 150км/ч, плавность хода у ВСП тоже на уровне экраноплана, а вот у катера плавность хода страдает, но тратит СВП и катер гораздо меньше топлива по сравнению с экранопланом.

Экраноплан

На данный момент венцом технической мысли является экраноплан. С развитием новых материалов, и повышением эффективности силовых агрегатов, экранопланы вполне могут заменить частные пассажирские авиаперевозки. А в дальнейшем стать частными средствами для дальних перевозок и мировых путешествий, потеснив яхты и машины.

Читайте также: