Внутриполитическое устройство руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

Политический строй древнерусского государства IX - X вв. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Некоторые князья, временно правившие на Руси, например новгородский князь Рюрик (вторая половина IX в.) или Олег (конец IX - начало X в.), были варягами по происхождению, захватившими власть в русских землях.
Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и пр.
С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию древнерусского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших "в состав древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян.
Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских, что, очевидно, соответствовало военному членению полков (очень древнему по своему происхождению).
В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины, находившейся всегда близ князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско.
В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на Черном море.

Внутренняя политика

Организация суда и феодальное право

Внешняя политика Руси

Походы русских войск на Восток и Византию

Восточная Европа в X — первой половине XI в (до 1054 г.)

Восточная Европа в X — первой половине XI в (до 1054 г.)

Династия Рюриковичей. Рюрик, призванный в 862 г., основал династию, правившую Русью до 1598 г. Опекун ма­лолетнего Игоря Рюриковича — Олег — совершил в 882 г. поход на Киев, который и стал центром Руси. Этот год счи­тается исходной датой начала существования Русского госу­дарства. Соединив Север и Юг, Олег покорил племена древ-

лян, северян и радимичей. После смерти Олега во главе Руси оказался князь Игорь.

Внешняя политика Руси в X в. В рамках этого перио­да перед Русским государством стояли следующие внешне­политические задачи:

—объединение всех восточных славян;

—обеспечение безопасности торговли и торговых путей (торговля была важнейшим источником доходов);

—безопасность южных рубежей. На юге Русь граничи­ла с кочевниками (вначале с венграми, а после того, как венгры ушли — с печенегами), а на юго-востоке соседом Руси был Хазарский каганат - мощное государство со сто­лицей в низовьях Волги.

В 907 г. Олег, а в 941 и 944 гг. Игорь предпринимают походы на Константинополь. В результате между Русью и Византией был заключен пакет соглашений, в которых об­говаривались условия торговли и отношения между госу­дарствами.

Сын Игоря Святослав развил обширную внешнеполити­ческую деятельность, проведя всю свою жизнь в походах. Он присоединил земли вятичей к Руси, разгромил Волж­скую Булгарию (мусульманское государство на Волге) и Ха­зарский каганат. При Святославе Русь контролировала ог­ромные территории от Карпат до Северного Кавказа.

Затем Святослав переключил свое внимание на Визан­тию. После нескольких удачных сражений с византийски­ми войсками Святослав потерпел крупное поражение. Воз­вращаясь на Русь, он был убит в стычке с печенегами.

Его преемник Владимир (980 — 1015 гг.) основное вни­мание стал уделять внутреннему устройству Руси, а не завоеваниям. Но во внешней политике ему также сопут­ствовал успех: Русь отвоевала у Польши земли Червенс-кой Руси, кроме того, Владимиру удалось дать достойный отпор печенегам. Укрепилась власть князя над непокор­ными славян-скими племенами вятичей и радимичей.

Крещение Руси. Русь была огромным по территории, но малонаселенным государством, связанным только княже­ской властью. Владимир решил объединить страну под властью единой религии. Попытка использовать для этого язычество себя не оправдала. Христианство для этих це­лей подходило гораздо больше.

К этому времени христианство принимают Венгрия и Польша; князья и правители этих стран использовали дан­ную религию как средство усиления своего влияния, а так­же в целях сплочения общества. Владимир учел опыт Ев­ропы и стал готовиться к христианизации. Он остановил­ся на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние торговые и культурные связи. В свою очередь, Византия стремилась использовать христианиза­цию Руси для подчинения ее своим интересам.

Крещение Руси принято датировать 988 г. На самом деле христианизация затянулась на века и во многих местах (осо­бенно Новгороде, Ростове) встречала упорное сопротивление. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов. На Руси возникает двоеверие — причудливая смесь христианства и язычества.

Но со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной в обществе организацией, хотя некоторые элементы языче­ства сохранились на Руси вплоть до настоящего времени.

Ярослав Мудрый.После смерти Владимира между его сыновьями развернулась ожесточенная борьба за власть, в которой победил Ярослав. Но затем против Ярослава высту­пил державшийся в тени Мстислав и разбил его войско. По уговору Русь была разделена между братьями, и толь­ко после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал единым властителем.

В 1037 г. в битве под Киевом русские дружины разгро­мили печенегов. После этого они уже не представляли опас­ности для Руси.

Обострились русско-византийские отношения, закономер­ным разрешением которых явилась война 1043 г. Но рус­ский поход на Византию закончился неудачей. Проводя соб­ственную политическую линию и стремясь к независимости от Византии, Ярослав утвердил митрополитом — главой рус­ской церкви — не грека, а русского — Иллариона.




Положение Руси на европейской арене при Ярославе заметно укрепилось: русские князья заключали династиче­ские браки с представителями крупнейших европейских монархий. Так, сын Ярослава Всеволод женился на византий­ской принцессе. При Ярославе появился свод законов Киев-

Внутриполитическое устройство Руси. Воглаве древ­нерусского государства стоял великий киевский князь из династии Рюриковичей. Князь опирался на войсковые под­разделения — дружину. Дружинники не только выполня­ли военные функции, но также могли выступать в каче­стве посадников — наместников князя в городах, воевод — предводителей отрядов, исполнять обязанности сборщи­ков податей и торговых пошлин, судебных чиновников. Существовали дружины и у других, местных князей. Боя­ре - члены старшей дружины — занимали высшие посты в государстве и входили в Совет при князе.

В Новгороде и других городах сохранились старые де­мократические институты, такие, как вече — народное со­брание. Некоторые должности в городах идеревнях были выборными.

Структурно Русь делилась на волости, которыми прави­ли представители правящей династии. По завещанию Ярос­лава Мудрого киевский престол — престол великого кпязя — переходил самому старшему Рюриковичу. На деле между сыновьями великого князя и его братьями часто возника­ли конфликты по пов;оду прав на великокняжеский пре­стол. После смерти Ярослава Русь распалась на несколько больших удельных княжеств, которыми правили князья, постоянно враждовавшие между собой.

Экономическое развитие Киевской Руси. Основная мас­са населения Руси — свободные общинники — жила в селах и была обязана платить дань князю. Князь со своей дру­жиной каждый год обходил свои земли, собирая дань, ко­торая именовалась полюдьем.

Постепенно формируется княжеский домен — земли, ко­торыми владеет князь. Из этих земель составлялись вотчи­ны — наследственные земельные владения, которые князь давал за службу своим дружинникам. Княжеская власть также предоставляла местным правителям право на корм­ления — сбор дани с земель и городов. Со временем князья даровали крупным землевладельцам — боярам и церкви — право суда и другие важные полномочия в своем вотчинном хозяйстве.

Так на Руси формируется феодальное землевладение, Появляется феодально-зависимое население, обязанное пла­тить подати за землю своему господину. Возникает новая форма зависимости — личная.

Обострение социальных противоречий.Во второй по­ловине XI в. в связи с усилением феодальной эксплуатации, ростом княжеских усобиц ипроизвола властей усиливается борьба народа с феодальной знатью. Народное восстание 1068г. в Киеве было вызвано поражением князей в битве с половцами — новым врагом, появившимся у южных ру­бежей Руси. В 1071г. антихристианские выступления про­шли в Новгородской и Ростовской землях: все эти волнения были сравнительно быстро подавлены.

Владимир Мономах довольно успешно противостоял се­паратистским устремлениям некоторых князей, сумев со­хранить единство Руси. Новый князь также проявил себя как мудрый реформатор. После восстания 1113г., учиты­вая требования восставших, Мономах издал юридический

свод законов — так называемую Пространную редакцию Русской Правды.

Но Мономах сумел лишь на время приостановить цент­ростремительные тенденции в русских княжествах. Со смер­тью его преемника в 1132 г. Русь распалась на несколько независимых государств.

Династия Рюриковичей. Рюрик, призванный в 862 г., основал династию, правившую Русью до 1598 г. Опекун ма­лолетнего Игоря Рюриковича — Олег — совершил в 882 г. поход на Киев, который и стал центром Руси. Этот год счи­тается исходной датой начала существования Русского госу­дарства. Соединив Север и Юг, Олег покорил племена древ-

лян, северян и радимичей. После смерти Олега во главе Руси оказался князь Игорь.

Внешняя политика Руси в X в. В рамках этого перио­да перед Русским государством стояли следующие внешне­политические задачи:

—объединение всех восточных славян;

—обеспечение безопасности торговли и торговых путей (торговля была важнейшим источником доходов);

—безопасность южных рубежей. На юге Русь граничи­ла с кочевниками (вначале с венграми, а после того, как венгры ушли — с печенегами), а на юго-востоке соседом Руси был Хазарский каганат - мощное государство со сто­лицей в низовьях Волги.

В 907 г. Олег, а в 941 и 944 гг. Игорь предпринимают походы на Константинополь. В результате между Русью и Византией был заключен пакет соглашений, в которых об­говаривались условия торговли и отношения между госу­дарствами.

Сын Игоря Святослав развил обширную внешнеполити­ческую деятельность, проведя всю свою жизнь в походах. Он присоединил земли вятичей к Руси, разгромил Волж­скую Булгарию (мусульманское государство на Волге) и Ха­зарский каганат. При Святославе Русь контролировала ог­ромные территории от Карпат до Северного Кавказа.

Затем Святослав переключил свое внимание на Визан­тию. После нескольких удачных сражений с византийски­ми войсками Святослав потерпел крупное поражение. Воз­вращаясь на Русь, он был убит в стычке с печенегами.

Его преемник Владимир (980 — 1015 гг.) основное вни­мание стал уделять внутреннему устройству Руси, а не завоеваниям. Но во внешней политике ему также сопут­ствовал успех: Русь отвоевала у Польши земли Червенс-кой Руси, кроме того, Владимиру удалось дать достойный отпор печенегам. Укрепилась власть князя над непокор­ными славян-скими племенами вятичей и радимичей.

Крещение Руси. Русь была огромным по территории, но малонаселенным государством, связанным только княже­ской властью. Владимир решил объединить страну под властью единой религии. Попытка использовать для этого язычество себя не оправдала. Христианство для этих це­лей подходило гораздо больше.

К этому времени христианство принимают Венгрия и Польша; князья и правители этих стран использовали дан­ную религию как средство усиления своего влияния, а так­же в целях сплочения общества. Владимир учел опыт Ев­ропы и стал готовиться к христианизации. Он остановил­ся на византийской церкви, поскольку Русь и Византию соединяли давние торговые и культурные связи. В свою очередь, Византия стремилась использовать христианиза­цию Руси для подчинения ее своим интересам.

Крещение Руси принято датировать 988 г. На самом деле христианизация затянулась на века и во многих местах (осо­бенно Новгороде, Ростове) встречала упорное сопротивление. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов. На Руси возникает двоеверие — причудливая смесь христианства и язычества.

Но со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной в обществе организацией, хотя некоторые элементы языче­ства сохранились на Руси вплоть до настоящего времени.

Ярослав Мудрый.После смерти Владимира между его сыновьями развернулась ожесточенная борьба за власть, в которой победил Ярослав. Но затем против Ярослава высту­пил державшийся в тени Мстислав и разбил его войско. По уговору Русь была разделена между братьями, и толь­ко после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал единым властителем.

В 1037 г. в битве под Киевом русские дружины разгро­мили печенегов. После этого они уже не представляли опас­ности для Руси.

Обострились русско-византийские отношения, закономер­ным разрешением которых явилась война 1043 г. Но рус­ский поход на Византию закончился неудачей. Проводя соб­ственную политическую линию и стремясь к независимости от Византии, Ярослав утвердил митрополитом — главой рус­ской церкви — не грека, а русского — Иллариона.

Положение Руси на европейской арене при Ярославе заметно укрепилось: русские князья заключали династиче­ские браки с представителями крупнейших европейских монархий. Так, сын Ярослава Всеволод женился на византий­ской принцессе. При Ярославе появился свод законов Киев-

Внутриполитическое устройство Руси. Воглаве древ­нерусского государства стоял великий киевский князь из династии Рюриковичей. Князь опирался на войсковые под­разделения — дружину. Дружинники не только выполня­ли военные функции, но также могли выступать в каче­стве посадников — наместников князя в городах, воевод — предводителей отрядов, исполнять обязанности сборщи­ков податей и торговых пошлин, судебных чиновников. Существовали дружины и у других, местных князей. Боя­ре - члены старшей дружины — занимали высшие посты в государстве и входили в Совет при князе.

В Новгороде и других городах сохранились старые де­мократические институты, такие, как вече — народное со­брание. Некоторые должности в городах идеревнях были выборными.

Структурно Русь делилась на волости, которыми прави­ли представители правящей династии. По завещанию Ярос­лава Мудрого киевский престол — престол великого кпязя — переходил самому старшему Рюриковичу. На деле между сыновьями великого князя и его братьями часто возника­ли конфликты по пов;оду прав на великокняжеский пре­стол. После смерти Ярослава Русь распалась на несколько больших удельных княжеств, которыми правили князья, постоянно враждовавшие между собой.

Экономическое развитие Киевской Руси. Основная мас­са населения Руси — свободные общинники — жила в селах и была обязана платить дань князю. Князь со своей дру­жиной каждый год обходил свои земли, собирая дань, ко­торая именовалась полюдьем.

Постепенно формируется княжеский домен — земли, ко­торыми владеет князь. Из этих земель составлялись вотчи­ны — наследственные земельные владения, которые князь давал за службу своим дружинникам. Княжеская власть также предоставляла местным правителям право на корм­ления — сбор дани с земель и городов. Со временем князья даровали крупным землевладельцам — боярам и церкви — право суда и другие важные полномочия в своем вотчинном хозяйстве.

Так на Руси формируется феодальное землевладение, Появляется феодально-зависимое население, обязанное пла­тить подати за землю своему господину. Возникает новая форма зависимости — личная.

Обострение социальных противоречий.Во второй по­ловине XI в. в связи с усилением феодальной эксплуатации, ростом княжеских усобиц ипроизвола властей усиливается борьба народа с феодальной знатью. Народное восстание 1068г. в Киеве было вызвано поражением князей в битве с половцами — новым врагом, появившимся у южных ру­бежей Руси. В 1071г. антихристианские выступления про­шли в Новгородской и Ростовской землях: все эти волнения были сравнительно быстро подавлены.

Владимир Мономах довольно успешно противостоял се­паратистским устремлениям некоторых князей, сумев со­хранить единство Руси. Новый князь также проявил себя как мудрый реформатор. После восстания 1113г., учиты­вая требования восставших, Мономах издал юридический

свод законов — так называемую Пространную редакцию Русской Правды.

Но Мономах сумел лишь на время приостановить цент­ростремительные тенденции в русских княжествах. Со смер­тью его преемника в 1132 г. Русь распалась на несколько независимых государств.

Военная добыча оставалась для князя и дружины основным источником доходов, несмотря на то, что они собирали дань с населения. Примечательно при этом, что уже в конце $X$ века стали появляться населенные пункты, занимавшиеся промыслами (пушниной, бортничеством и т.д.) и коневодством. Вероятно, это были целиком княжеские села, потому что промысловые продукты использовались для торговли в Византии, а кони, разумеется, для походов.


Определенно можно сказать, что специальные поселения для обеспечения княжеского рода и дружины стали появляться с разрастание династии Рюриковичей и, соответствующим ему, увеличением дружин. Боярские владения поначалу появлялись в качестве награды за службу. И все же, свободные общины преобладали приблизительно до $XII$ века.поэтому раннефеодальный характер общества может рассматриваться только как вектор развития.

Разновидности зависимого населения

В селах князей и бояр трудились зависимые люди, холопы, пополнявшиеся военнопленными или разорившимися соплеменниками. Тем не менее, обращение в рабство за долги на том этапе было запрещено. Подневольный труд использовался очень широко, от сельхоз работ до административных должностей – тиунов и огнищан.

Готовые работы на аналогичную тему

В $XII$ веке появилась еще одна категория зависимых – закупы, это люди, продавшие себя в рабство за ссуду. Закуп отрабатывал свой долг, но при этом не терял хозяйство. Положение закупа защищалось законом, его нельзя было обратить в полного холопа. Выплатив долг, закуп мог быть свободным.

Вообще, для общества Древней Руси характерно обилие сложных форм свободы и зависимости, при общем преобладании свободного населения. Это говорит о переходном характере общества.

Политическая организация Древней Руси

Исследователи в большинстве своем характеризуют Древнюю Русь как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь, являвшийся защитником земли, а также управителем и законодателем.

Сохранялось вооружение свободных общинников, их участие в военных походах передают летописи. Вообще возможность иметь оружие свободному человеку весьма укрепляла вече.

Однако с принятием христианства растет сакральное восприятие личности князя. Это позволяет укрепляться предпосылкам единоличной власти. Политическая форма государства изменялась вместе с событиями истории самой страны. Единство династии позволяло некоторое время сохранять единство государства. На практике это означало, что выделяемые князю земли после его смерти возвращались роду. Но со смерти Ярослава Мудрого единство государства начало рушиться, начинаются раздоры внутри сильно разросшегося рода Рюриковичей.

Для сохранения единства государства и под влиянием внешних факторов с подачи Владимира Мономаха был созван съезд князей в Любече в $1097$ году. На этом съезде были закреплены решения, которые разрушили родовой сюзеренитет. Князья стали владеть каждый своей землей, то есть родовое владение заменилось семейным. Старшинство в роду заменилось политическим единовластием. Стали формироваться микродинастии Рюриковичей. Новые условия вели к становлению вассальных поземельных отношений и, в результате, к окончательной раздробленности государства.

Элементы народной борьбы в Древнерусском государстве

В советской историографии народные движения трактовались только в духе классовой борьбы антифеодального характера. На современном этапе наука признает неоднозначность этих выступлений.

В $1024$ году в Суздальской земле произошло восстание в результате голода. Предводителями восставших смердов были языческие волхвы. Если советские ученые трактовали это восстание как классовый бунт против местной знати, то сейчас некоторые исследователи считают, что нельзя отбрасывать языческий фактор. Согласно языческим традициям племенная знать обеспечивала урожай, потому что обладала определенными сверхъестественными силами. Поэтому волхвы считали, что эта знать просто задерживала урожай. Поэтому убийство здесь уже не акт классовой ненависти, а ритуал.

В $1068$ году произошло восстание в Киеве. Оно было вызвано поражением сыновей Ярослава Мудрого от половцев в ходе битвы на Альте, кроме того, великий князь Изяслав не соглашался вооружать киевлян для защиты. В советской науке это восстание считалось одним из грандиозных городских движений. Фроянов И.Я. считает, что восстание было направлено исключительно против Изяслава, не выполнившего свою прямую обязанность по защите государства. Изгнав Изяслава, киевляне разграбили его имущество, поскольку по племенным представлениям оно было общим добром и в распоряжении князя находилось только на время. Вернувшемуся с помощью польских родичей в $1069$ году Изяславу теперь приходилось учитывать городские настроения.

В следующий раз восстание в Киеве произошло в $1113$ году. Его причиной был экономический и социальный кризис – засилье ростовщиков, ухудшение материального положения населения, а также продолжение усобиц и не пользовавшаяся симпатией политика Святополка. Владимиру Мономаху, сменившему Святополка после его смерти, пришлось принять Устав, регламентирующий деятельность ростовщиков и в некотором смысле защищавший простое население от порабощения.

Таким образом, можно резюмировать, что народные движения в $XI-XII$ веках были многоплановыми и сочетали в себе языческие, политические и социальные элементы. Это подтверждает тот факт, что русское общество находилось на переходном этапе. При этом необходимо учитывать, что в волнениях усиливался социальный вопрос, то есть они были как бы зеркалом, отражавшим рост неравенства и увеличения количества зависимых людей. Любопытно, что в ходе решения социальных вопросов население сразу же возвращалось к догосударственным методам, используя общинные и языческие обычаи.

Древнерусское государство развивалось с точки зрения культуры, экономики и политики. Феодальные отношения начинали зарождаться. Но в целом общество было еще довольно примитивным. Свободные земледельцы преобладали как с экономической, так и с социальной позиции. Власть князя существовала в рамках вечевого строя, но все же прослеживалась тенденция к усилению единоличного правления. Единоличная власть князя позволяла удержать единство государства. В этом помогало принятие христианства, поскольку в этой религии личность князя становилась сакральной.

Читайте также: