Проблемы систематизации предпринимательского законодательства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Источники предпринимательского права - это официальные способы выражения и закрепления норм предпринимательского права, придания им общеобязательного, юридического значения. Формой выражения и закрепления норм предпринимательского права служит предпринимательское законодательство (ПЗ).

Источники предпринимательского права:

1) Конституция РФ – источник любой отрасли права. Закрепляет важнейшие принципы предпринимательского права: свобода предпринимательской деятельности (ч.1 ст.8, ч.1 ст.34), юридическое равенство всех форм собственности (ч.2 ст.8) и т.д.

-об избежании двойного налогообложения;

Пример: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.).

3) Федеральные законы:

а) ГК РФ (IV части). Он пошел по пути преодоления дуализма в праве и урегулировал наряду с общегражданскими отношения в сфере предпринимательской деятельности (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ);

б) иные федеральные законы:

- законы, касающиеся организационно-правовых форм предпринимательской деятельности (об акционерных обществах, об ООО, о производственных кооперативах и т.д.);

- законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела и т.д.);

- законы, регулирующие специальный статус субъектов (о развитие малого и среднего предпринимательства, об иностранных инвестициях и т.д.);

- законы, регламентирующие условия осуществления предпринимательской деятельности (о государственной регистрации, о лицензировании, о техническом регулировании и т.д.);

4) Подзаконные акты:

- указы президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- акты федеральных органов исполнительной власти. 2 группы:

1) акты отраслевого характера;

2) акты межотраслевого характера (акты Минфина, ФНС, ЦБ, ФАС и т.д.). Имеют значение для всех предприятий независимо от их отраслевой принадлежности.

5) Акты субъектов РФ:

а) конституции и уставы субъектов РФ;

б) законы субъектов РФ (Закон УР от 22 июня 2006 г. N 26-РЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике");

в) подзаконные акты:

- акты высшего должностного лица субъекта РФ, руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (Указ Президента УР от 5 февраля 2003 г. N 18"О мерах по развитию малого предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике" (с изменениями от 15 марта 2007 г.));

- акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

6) Муниципальные нормативно-правовые акты.

7) Локальные акты – акты, принимаемые юридическими лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами, и регламентирующие взаимоотношения внутри этой организации:

- Устав юридического лица;

- Положение о структурном подразделении;

8) Обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст.5 ГК РФ) (например обычай отвечать на предъявленные претензии). Российских обычаев в письменной форме не существует. Они существуют лишь в международной торговле (ИНКОТЕРМС).

9) Акты бывшего СССР.

Учитывая многообразие нормативно-правовых актов, составляющих предпринимательское законодательство, актуальной является проблема их систематизации. В теории права под систематизацией НПА понимается их упорядочение, приведение их в определенную систему в целях удобства пользования ими.

Необходимость систематизации предпринимательского законодательства:

- для дальнейшего развития правотворчества, т.к. происходит анализ действующих актов, ликвидируются пробелы, противоречия, устаревшие нормы.

- дает возможность оперативно находить и реализовывать правовые нормы;

- является предпосылкой научных исследований.

Существует несколько способов систематизации НПА: кодификация, консолидация, инкорпорация, учет НПА.

Наиболее сложный и одновременно эффективный способ – кодификация, т.е. переработка действующих нормативно-правовых актов путем принятия нового, внутренне согласованного акта, объединяющего нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Читайте также: