Новаторство пушкина в литературе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

Каждая национальная культура "имеет своего главного представителя, от которого, как от исходного пункта, ведет она свое начало. В нем, как в фокусе, совмещаются ее художественные и моральные задачи", — писал Ап. Григорьев. Пушкин — центральная фигура в истории отечественного искусства. Он приходит в начале нашего пути, в начале самопознания русского общества и определяет его дальнейшее движение. Пушкин "явление чрезвычайное", "явление пророческое". Вся отечественная словесность может рассматриваться и осознаваться как "Пушкинский дом".

Наверное, нет в русской культуре имени, которое так целостно и так исчерпывающе выразило бы судьбу нашего просвещения.

На реформы Петра Россия ответила гением Пушкина: эта мысль Герцена точно выражает исторически сложившуюся ситуацию отечественного искусства. Россия, став частью общеевропейского пространства в начале XVIII века, по-своему осмысляет европейскую систему ценностей. Обретение опыта многовековой западной гуманистической цивилизации, создание светской культуры, пронизанной "вечной стихией мистицизма", стремление вырваться за пределы ученичества — все, что искало своего русла, самобытного пути на отечественной почве, пришло к совершенству, к гармонии и к завершенности в творчестве Пушкина. Накопление сил, которое происходило в эпоху "юности" нашего искусства, разрешается с его приходом. Крупнейшие художники допушкинской поры — Сумароков, Фонвизин, Карамзин, Державин или Жуковский интересны для нас как явления самостоятельные, но одновременно — это те "шаги", которые совершала русская культура на пути к воплощению идеала. Пушкин — это мощный взлет, вершина в национальном самоопределении. Начиная с Пушкина история отечественного искусства становится фактом европейской цивилизации. Русская культура включена теперь не только Петром в географические, экономические, политические и т.д. связи, но она включена Пушкиным в общеевропейский духовный концерт. Творчество Пушкина распахнуло эстетическое пространство и время, безгранично расширяя его горизонт. Достоевский назовет основополагающей чертой нашей культуры "всемирность", отзывчивость, способность "перевоплощаться" в дух "чужих народов". И одновременно с Пушкина начинается истинно самостоятельная биография русской словесности. Достоевский и Толстой, Гоголь и Островский, Некрасов и Фет, Чехов и Бунин, Ахматова и Блок — эти не схожие между собой художники черпали силы, вдохновение, темы (иногда бессознательно) в гении Пушкина, вышли из этого корня. Пушкин — это исток и вместе с тем — вершина, кульминация, определяющая дальнейшее движение, будущее русского искусства. И всякий раз, возвращаясь к истоку, возникает необходимость сделать попытку проникнуть в "тайну, которую нам суждено разгадывать", осмыслить свое прошлое и увидеть перспективы пути. И каждый раз общество, его культурная часть просыпается от спячки, чтобы проговорить важные, "проклятые" вопросы, которые переходят из поколения в поколение. Это требует духовного подъема и глубины, не формального, а сущностного постижения жизни. Серьезное, вдумчивое чтение или театральная интерпретация пушкинского наследия является попыткой разгадать тайну Истины и Красоты.

Ап. Григорьев говорил, что "Пушкин — это наше все", что это "полный очерк нашей народной физиономии". "Наше все" — не только в искусстве, в разнообразной великой русской культуре. Но и с точки зрения отдельной личности: подлинное изучение Пушкина — очень интимный, глубоко душевный процесс "строительства себя", установления в себе духовного центра, идеального миросозерцания. Это то, к чему можно идти и без чего невозможно существовать. Поэт предлагает узнать и поверить, что счастье есть жизнь, научиться ценить каждый ее миг; испытывая стыд за искажение одухотворенного образа, все равно любить жизнь, не поддаваться уничтожающему безверию. Пушкин обладает этим уникальным даром.

Пушкин воплощает в себе ту высоту в искусстве, которая до сегодняшнего дня еще не была достигнута. Пушкин — это грандиозный масштаб, духовный объем, он поэт целостной картины бытия. Его творчество есть выражение светлого, здорового,гармонического миросозерцания. Пушкин — художник, который философски, этически умеет примирить все стихии жизни, соединить в едином образе мира, в художественной модели действительности абсолютно разнонаправленные силы, полярные свойства характера, пласты жизни, мышления, культуры. "Внутренний объем" личности Пушкина настолько велик, он видит жизнь в таком разнообразии и богатстве красок, конфликтов, ощущений, что его мир есть своеобразный космос, "вселенная". Его сила — в полноте бытия. Поэт изначально знает, что в мире есть красота и уродство, трагедия и счастье, порядок и хаос, протест и покорность. Он умеет угадать в одном явлении истинную духовность и жуткое падение, абсолютный "низ", но и порыв "вверх"; одновременно умеет подняться до пафоса бесконечности и снизить его насмешкой или иронией. Сам Пушкин мужественно и смиренно, как истинный христианин, принял смерть на взлете жизненного пути. Радость может быть познана через несчастье и горе, а красота через уродство и заурядность, но и то и другое есть жизнь, и то и другое есть существование человека на земле. Это и есть всепоглощающая целостность и объективность. Закономерно, что Пушкин не умещается ни в одну художественную или идеологическую доктрину. Правда лишена односторонности. И эта мудрость делает Пушкина "олимпийцем" в русской культуре, "солнцем русской поэзии".

Невозможно переоценить глобальность эстетической реформы Пушкина. Ее смысл заключается в коренном изменении типа, способа художественного мышления, отношения искусства к основным категориям бытия. Пушкин переходит от монологического к полифоническому мышлению, создает мир, в пространстве которого объединяются и примиряются различные голоса, позиции, точки зрения. Мир, в котором каждый голос важен и имеет самостоятельную ценность, где нет второстепенных героев и периферийных сюжетов. В основу пушкинского метода положен принцип объективности.Не случайно он приходит к драматургии — литературной форме, где минимально звучит монологический голос автора. И. Киреевский писал в 1828 году, что "Пушкин рожден для драматического рода. Он слишком многосторонен, слишком объективен, чтобы быть лириком; в каждой из его поэм заметно невольное стремление: дать особенную жизнь отдельным частям, стремление. . необходимое, драгоценное для драматика". Поэт стремится исследовать действительность всесторонне; он делает понятия полноты, объема, целостности бытия предметом эстетического анализа. Это закономерно ведет Пушкина к отрицанию тенденциозности, крайнего субъективизма как в мысли, так и в творчестве. Поэтому он противостоит болезненности и догматизму, схематизму и идеализации в искусстве. Свобода мышления, по Пушкину, не есть вседозволенность, свободаадекватна объективности и всеохватности. Любые правила и нормы подчиняют художника, заковывают его в стилистический или идеологический "корсет". Для Пушкина первостепенно ощущение потока жизни. Способность слышать меняющееся время "в пении петухов или жаворонков" (М. М. Бахтин), в умирании или пробуждении природы, в народных традициях и исторических конфликтах — неотъемлемое свойство истинного художника. В статье 1830 года "О народной драме и драме “Марфа Посадница”" Пушкин формулирует свою позицию: "Что нужно драматическому писателю? Философию, бесстрастие, государственные мысли историка, догадливость, живость воображения,никакого предрассудка любимой мысли. Свобода".

Свобода как основополагающий принцип пушкинского метода категорически отрицает морализаторство и дидактику в творчестве. Пушкин никогда не видел в искусстве урок, на чем так настаивали классицисты и сентименталисты. Он, как и романтики в целом, отказывается от нравоучения в искусстве. Поэт моделирует новые отношения между автором и публикой. Пушкин не подавляет жесткостью концепции, не настаивает на "любимой мысли", не загоняет в коридор тенденциозности. Он выстраивает отношения уважения и доверия к читателю-зрителю. Пушкин верит, что читатель способен понять любую мысль самостоятельно, главное — задать вопрос и искать ответ. Он не ставит точку, а создает открытые финалы, дает возможность по-разному толковать события, свободно осмыслять поступки персонажей, повороты сюжета. И Пушкин не боится, что его неправильно поймут, что его исказят, — он вообще ничего не боится. Этот "олимпиец" никогда не ощущал себя воспитателем поколения, пророком и судьей. Он владел даром понимать полифонию жизни и существовать в диалоге.

Между тем необходимо говорить о театре Пушкина как целостном явлении, о его поэтике, о творческом методе драматурга

Пушкин совершенно отдеьное явление в Русской литературе.

На гений Петра Россия ответила гением Пушкина.

Новаторство и принципы творчества;

1.Свобода и 2.Обьективность ( в желании и способности видеть мир в его полифонии и каждое отдельное евление в полифонии. Учитывать разнообразие каждого отдельного явления. 3. Полифония( грандиозный переворот Пушкина – от монофонического мышления к полифоническому. Все три пункта очень взаимосвязаны.

. Является Пушкин, поэт и художник по преимуществу, окончательно преобразовывает язык русской поэзии, возведя его на высочайшую степень художественности, - и с ним первым является в русской литературе искусство, как искусство, поэзия - как художественное творчество.9

Серед. 40-х гг. Общее значение слова литература. Соч., т. VI, стр. 542.

Трудно охарактеризовать общими чертами великость реформы, произведенной Пушкиным в поэзии, литературе, версификации и языке русском. Между стихом Пушкина и стихом Батюшкова больше расстояния, чем между стихом Батюшкова и стихом Державина. Достоинство пушкинского стиха заключается в его художественности, в этой органической живой соответственности между содержанием и формою, и наоборот. В этом отношении стих Пушкина можно сравнить с красотою человеческих глаз, оживленных чувством и мыслию: отнимите у них оживляющее их чувство и мысль - они останутся только красивыми, но уже не божественно-прекрасными глазами. Теперь многие пишут стихи и гладкие, гармонические, и легкие; но пушкинский стих напомнила нам только муза Лермонтова Поэзия Пушкина полна, насквозь проникнута содержанием, как граненый хрусталь лучем солнечным

Художническая добросовестность Пушкина была до него беспримерным явлением в нашей литературе: он высылал из мира души своей только выношенные, вызревшие поэтические фантазии, которые сами рвались наружу. Этим он совершенно избежал реторики, декламации и общих мест Следствием глубокоистинного содержания, всегда скрывающегося в произведениях Пушкина, была их строго-художественная форма

Как верна у Пушкина всякая мысль, всякое чувство и всякое I ощущение, так верен у него и всякий оборот, каждая фраза, каждое слово. Все на своем месте, все полно, ничего недоконченного, темного, неточного, неопределенного. Определенность есть I свойство великих поэтов, и Пушкин вполне обладал этим свойством Из русского языка Пушкин сделал чудо. Справедливо сказал Гоголь, что "в Пушкине, будто в лексиконе, заключалось все богатство, гибкость и сила нашего языка". Он ввел в употребление новые слова, старым дал новую жизнь; его I эпитет столько же смел, оригинален, как и резко точен, математически определен Не бывало еще на Руси такой колоссальной творческой силы, и так национально, так русски проявившейся Ни один поэт не имел на русскую литературу такого I многостороннего, сильного и плодотворного влияния. Пушкин убил на Руси незаконное владычество французского псевдо-классицизма, расширил источники нашей поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее впервые с русскою жизнию и русскою современностию, обогатил идеями, пересоздал язык до такой степени, что и безграмотные не могли уже не писать хорошими стихами, если хотели писать.

1841. Русская литература в 1841 году. Соч., т. VII, стр. 33-35.

. Пушкин, имея решительное влияние на поэтов, вместе с ним I или после него явившихся, имел также сильное влияние и на некоторых поэтов предшествовавшего, т. е. карамзинского периода литературы, уже приобретших определенную известность. К таким относим мы князя Вяземского, Ф. Глинку и в особенности Дениса Давыдова; сличите стихотворения этих поэтов, написанные ими до появления Пушкина с их же стихотворениями, написанными ими по появлении Пушкина, - и вы увидите, какая бесконечная разница не только в языке, или фактуре стиха, но o и в колорите, оборотах фраз и мыслей! Таково влияние гения на современную ему литературу: его деятельность есть водоворот, все увлекающий в своем непреодолимом стремлении!

1840. Сочинения в стихах и прозе Дениса Давыдова. Соч., т. VII, стр. 518 - 519.

. Стих Пушкина был представителем новой, дотоле небывалой поэзии. И что же это за стих! Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельной иг

П. было важно, чтобы рассказ велся не автором, не с позиции высокого критического сознания, а с т.з. обыкновенного человека, происшествиями изумленного, но не отдающего себе ясного отчета в их смысле.

В "Повестях Белкина" композиционная функция Белкина проявляется в "самоустранении" автора из повестей (образ автора включен только в предисловие).

Естественно выглядит то, что все повести рассказаны Белкиным, который долго жил в провинции, завел знакомства с соседями – помещиками, близко соприкасался с простым людом, изредка выезжал в город по каким-либо делам, вел тихое размеренное существование. Именно провинциальный помещик на досуге или от скуки пробующий перо, мог слышать о происшествиях и записать их. Ведь в условиях провинции такие случаи особенно ценятся, пересказываются из уст в уста и становятся легендами. Тип Белкина как бы выдвинут самой поместной жизнью.

Ивана Петровича привлекают острые сюжеты, истории и случаи. Они словно яркие, быстро промелькнувшие огоньки в тусклой, однообразной череде дней провинциальной жизни. В судьбе рассказчиков, поделившихся с Белкиным известными им событиями, не было ничего примечательного, кроме этих историй.

Есть еще одна важная особенность этих рассказов. Все они принадлежат людям одного миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде – деревенской или городской. Различия в их взглядах незначительны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна. Она как раз и позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком – Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок.




Если цикл есть единое целое, то в его основе должна лежать одна художественная идея, а размещение повестей внутри цикла должно сообщать каждой повести и всему циклу дополнительные содержательные смыслы по сравнению с тем, какой смысл несут отдельные, изолированно взятые повести.

Пушкин накладывает определенную нивелировку на пестроту повествований Белкина, отводит себе скромную роль "издателя. Читателю приходится в этих повестях иметь дело сразу со всеми ликами рассказчиков. Ни одного из них он не может выкинуть из своего сознания. Пушкин стремился к максимальной объективности, реалистической глубине изображения, чем и объясняется сложная стилевая система "Повестей Белкина".

Повести покойного Ивана Петровича Белкина" - 2й цикл Пушкина. Первый прозаический законченный им цикл. Он обратился к прозе потому что, во-первых, терял популярность, как поэт, а после декабристов писать прозу стало некому. Во-вторых, издание книг стало массовым, возникла беллетристика. Лёгкое чтение для отдыха. Пушкин не может найти нишу в этом чтиве. Пушкин пытается вернуть читателя. В то время гремели Булгарин и Марлинский (Бестужев) - беллетристы. Поэзия Пушкина перестаёт быть востребованной. Пушкин пишет "ПБ". Белинский пишет на это: "Сказки и побасенки". Он нихрена не понял! Пушкин написал прозу, как поэзию, которая не может быть исчерпана сюжетом, тем пытался задать норму, как надо писать прозу, если уж писать. Первый образец такой прозы - Карамзин. А потом сразу - Пушкин. Но Пушкин от Карамзина отличен по плану идеологии. Во-первых, эти повести написал не Пушкин, а Белкин, который отставной военный, сидел один у себя в имении, делать нечего ему было, он стал писать. Сосед его по имению после смерти Белкина их отправил издателю АП. Белкин - не профессиональный литератор, он собирает рассказы и записывает их. У каждой истории есть информант, и получается автор - даже не Белкин, а те, кто ему рассказали. Галерея авторов, которые всё время друг на друга ссылаются. И выходит что от факта до читателя - огромное кол-во инстанций. И мотивировку фактам дают рассказчики, а вовсе не автор. Нет ни правды факта, ни псиологич. мотивировки. Что произошло с Дуней в СС? Про что кино? Факт мерцающий и смысл мерцающий. Возникают смысловые лакуны, заполнить которые - дело читателя. Пушкин издал "ПБ" под именем Белкина и написал Плетнёву: "Ты всё-таки в Петербурге слух пусти, что это я написал. ".

Герои ПБ не ставят великие цели. Они хотят счастья, но это счастье или не даётся, или дается ценой горя. Дуня и Минский счастливы, но Вырин спился и умер. Счастливы герои "Метели", а Владимир погиб и забыт. Пушкин выводит закон жизни: счастье даётся лишь ценой страшных потерь и тем обесценивается. В мире ПБ правит соц. судьба.

"Метель" - антиновелла. Похожа на Вашингтона Ирвинга "Жених-Призрак", где на персонажа работает случай. Тут случай работает против героя Владимира, не говоря уже о том, что Бурмин вообще бредово поступил. Судьба, выходит, на стороне Бурмина, у которого и так всё есть. В этом есть правда жизни. Самсон Вырин, конечно, первый МЧ в русской литературе, но как потом скажет Девушкин в "Бедных людях" - "Такое и с графом могло бы случиться".

"СС" - всё происходит на фоне картинок Блудного Сына. Это история о блудной дочери. Но если к Богу-отцу всегда можно успеть вернуться, то Дуня не успела к отцу. Она не прощена. Но Бог видит её возвращение и прощает. Пушкин всё приближается к законной реальности. Пушкин играет в безусловность литературной действительности.

П. было важно, чтобы рассказ велся не автором, не с позиции высокого критического сознания, а с т.з. обыкновенного человека, происшествиями изумленного, но не отдающего себе ясного отчета в их смысле.

В "Повестях Белкина" композиционная функция Белкина проявляется в "самоустранении" автора из повестей (образ автора включен только в предисловие).

Естественно выглядит то, что все повести рассказаны Белкиным, который долго жил в провинции, завел знакомства с соседями – помещиками, близко соприкасался с простым людом, изредка выезжал в город по каким-либо делам, вел тихое размеренное существование. Именно провинциальный помещик на досуге или от скуки пробующий перо, мог слышать о происшествиях и записать их. Ведь в условиях провинции такие случаи особенно ценятся, пересказываются из уст в уста и становятся легендами. Тип Белкина как бы выдвинут самой поместной жизнью.

Ивана Петровича привлекают острые сюжеты, истории и случаи. Они словно яркие, быстро промелькнувшие огоньки в тусклой, однообразной череде дней провинциальной жизни. В судьбе рассказчиков, поделившихся с Белкиным известными им событиями, не было ничего примечательного, кроме этих историй.

Есть еще одна важная особенность этих рассказов. Все они принадлежат людям одного миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде – деревенской или городской. Различия в их взглядах незначительны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна. Она как раз и позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком – Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок.

Если цикл есть единое целое, то в его основе должна лежать одна художественная идея, а размещение повестей внутри цикла должно сообщать каждой повести и всему циклу дополнительные содержательные смыслы по сравнению с тем, какой смысл несут отдельные, изолированно взятые повести.

Пушкин накладывает определенную нивелировку на пестроту повествований Белкина, отводит себе скромную роль "издателя. Читателю приходится в этих повестях иметь дело сразу со всеми ликами рассказчиков. Ни одного из них он не может выкинуть из своего сознания. Пушкин стремился к максимальной объективности, реалистической глубине изображения, чем и объясняется сложная стилевая система "Повестей Белкина".

Повести покойного Ивана Петровича Белкина" - 2й цикл Пушкина. Первый прозаический законченный им цикл. Он обратился к прозе потому что, во-первых, терял популярность, как поэт, а после декабристов писать прозу стало некому. Во-вторых, издание книг стало массовым, возникла беллетристика. Лёгкое чтение для отдыха. Пушкин не может найти нишу в этом чтиве. Пушкин пытается вернуть читателя. В то время гремели Булгарин и Марлинский (Бестужев) - беллетристы. Поэзия Пушкина перестаёт быть востребованной. Пушкин пишет "ПБ". Белинский пишет на это: "Сказки и побасенки". Он нихрена не понял! Пушкин написал прозу, как поэзию, которая не может быть исчерпана сюжетом, тем пытался задать норму, как надо писать прозу, если уж писать. Первый образец такой прозы - Карамзин. А потом сразу - Пушкин. Но Пушкин от Карамзина отличен по плану идеологии. Во-первых, эти повести написал не Пушкин, а Белкин, который отставной военный, сидел один у себя в имении, делать нечего ему было, он стал писать. Сосед его по имению после смерти Белкина их отправил издателю АП. Белкин - не профессиональный литератор, он собирает рассказы и записывает их. У каждой истории есть информант, и получается автор - даже не Белкин, а те, кто ему рассказали. Галерея авторов, которые всё время друг на друга ссылаются. И выходит что от факта до читателя - огромное кол-во инстанций. И мотивировку фактам дают рассказчики, а вовсе не автор. Нет ни правды факта, ни псиологич. мотивировки. Что произошло с Дуней в СС? Про что кино? Факт мерцающий и смысл мерцающий. Возникают смысловые лакуны, заполнить которые - дело читателя. Пушкин издал "ПБ" под именем Белкина и написал Плетнёву: "Ты всё-таки в Петербурге слух пусти, что это я написал. ".

Герои ПБ не ставят великие цели. Они хотят счастья, но это счастье или не даётся, или дается ценой горя. Дуня и Минский счастливы, но Вырин спился и умер. Счастливы герои "Метели", а Владимир погиб и забыт. Пушкин выводит закон жизни: счастье даётся лишь ценой страшных потерь и тем обесценивается. В мире ПБ правит соц. судьба.

"Метель" - антиновелла. Похожа на Вашингтона Ирвинга "Жених-Призрак", где на персонажа работает случай. Тут случай работает против героя Владимира, не говоря уже о том, что Бурмин вообще бредово поступил. Судьба, выходит, на стороне Бурмина, у которого и так всё есть. В этом есть правда жизни. Самсон Вырин, конечно, первый МЧ в русской литературе, но как потом скажет Девушкин в "Бедных людях" - "Такое и с графом могло бы случиться".

"СС" - всё происходит на фоне картинок Блудного Сына. Это история о блудной дочери. Но если к Богу-отцу всегда можно успеть вернуться, то Дуня не успела к отцу. Она не прощена. Но Бог видит её возвращение и прощает. Пушкин всё приближается к законной реальности. Пушкин играет в безусловность литературной действительности.

Читайте также: