Внутриполитический кризис в российской федерации начала 1990 х гг кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок ___ ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

Общие цели: охарактеризовать политический кризис сен­тября-октября 1993 г.; определить значение Конституции Рос­сийской Федерации 1993 г.; охарактеризовать политические пар­тии и движения Российской Федерации.

Вспомогательные цели: рассказать о начальном этапе пе­риода становления политических партий в России; с опорой на материал § 44 назвать причины, сущность и последствия собы­тий осени 1993 г.; определить историческое значение Конститу­ции РФ.

Дополнительные цели: проанализировать события осени 1993 г., установить причины конфронтации между исполни­тельной и законодательной ветвями власти; проанализировать итоги выборов 1993 г.; оценить Конституцию РФ 1993 г.

Основные понятия и термины: импичмент, конституцион­ный кризис, референдум, правовое государство, разделение вла­стей, президентская республика, парламентская республика, парламентская демократия.

I . Проверка домашнего задания.

Часть обучающихся представляет выполнение домашнего задания (§ 43). Остальные обучающиеся выполняют письмен­ную работу:

I вариант.

Какие цели преследовала политика реформ, проводимая правительством Е.Т. Гайдара?

Объясните причины, сущность и основные последствия дефолта 1998 г.

II вариант.

Почему В. С. Черномырдин вернулся к государственному регулированию экономики и протекционистской политике?

Каковы итоги экономических реформ в России?

Тест: (9 вопросов)

И. Изучение нового материала.

Становление политических партий: начальный этап.

Политический и конституционный кризис 1993 г. З.На грани гражданской войны.

Новая Конституция России.

Итоги выборов 1993 г.

1. Становление политических партий: начальный этап.

Учитель обращает внимание обучающихся на главную особенность общественной жизни страны в начале 1990-х гг. -отсутствие массовых политических партий, так как они находи­лись на этапе формирования:

существовали немногочисленные политические группы, которые возглавлялись яркими лидерами;

в Верховном Совете РСФСР они создали фракции и союзы.

Время создания Название Лидеры взгляды

2. Политический и конституционный кризис 1993 г.

Вопросы для беседы или обсуждения:

Порассуждайте, почему Верховный Совет народных депу­татов РФ не мог одобрить проект новой Конституции.

Установите причинно-следственные связи между проведе­нием экономической реформы и политической активностью консерваторов.

Установите этапы противостояния исполнительной и зако­нодательной ветвей власти.

3. На грани гражданской войны.

Задание обучающимся: проанализировать события осени 1993 г. и записать в тетрадь:

Причины конфронтации между исполнительной и законо­дательной ветвями власти.

4. Новая Конституция России.

Вопрос обучающимся: какие надежды связывало на­селение страны с новой Конституцией?

12 декабря 1993 г. состоялся референдум. 58, 4 % участвую­щих в нем одобрили президентский проект Конституции.

Российская Федерация провозглашалась президентской рес­публикой.

В Конституцию были включены положения о базовых пра­вах человека и гражданина. Утверждался принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

5. Итоги выборов 1993 г.

Задание обучающимся: слушая информацию учителя, сделать вывод об итогах выборов 1993 г.

Результаты выборов в Государственную Думу:

- ЛДПР (либерально-демократическая партия) по партий­ным спискам набрано 23 % голосов;

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) -12 % голосов;

Аграрная партия (АПР) - 8 % голосов;

В апреле 1994 г. между большинством общественно-полити­ческих сил (кроме национально-патриотических) и Президентом РФ заключен договор об общественном согласии. Цель договора -сплочение общества на самом сложном этапе реформ.

III . Закрепление изученного материала.

Какие вопросы были вынесены на референдум в апреле 1993 г.?

Как изменилась система власти после октябрьского кризи­са 1993 г.?

Домашнее задание. § 45. Знать новые понятия, даты, собы­тия.

Напишите сочинение-рассуждение по теме (на вы­бор):

Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал В.С. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в “реакционную силу”.

Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента, оценив их как государственный переворот, и заявили об отстранении его от власти. Обязанности президента России были возложены на А.В.Руцкого.

Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. 12 декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Конституции РФ, проект которой получил одобрение и вступил в действие. Вступившая в силу новая Конституция резко расширяла полномочия президента и выводила правительство из-под парламентского контроля.

Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин.

В соответствии с Конституцией Россия объявлялась демократическим, федеративным, правовым государством, с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт- Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления.

Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

Для стабилизации политического положения в апреле 1994 г. администрацией президента был подготовлен Договор об общественном согласии – подписанный рядом политических и общественных организаций, но не оказавший реального воздействия на улучшение обстановки в стране.

17 декабря 1995г., в обстановке падения популярности президента и правительства, роста влияния консервативной оппозиции состоялись очередные парламентские выборы. На выборы в Государственную Думу общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической и политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые “ущемляли” интересы страны.

Сформировавшееся накануне выборов Всероссийское общественно- политическое движение “Наш дом - Россия” объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского.

В январе 1996 г. начала свою работу VI Государственная Дума. Спикером Думы был избран коммунист Г.Н. Селезнев. Выборы в Совете Федерации (верхней палате парламента) принесли успех губернатору Орловской области и бывшему члену Политбюро Е.Строеву.

Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии осенью 1992 г. удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами.

Осенью 1991 г. к власти в Чечне пришел Д. Дудаев. В 1992 г. произошло разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 1994 г. для восстановления конституционной законности и порядка в Чечню были введены федеральные войска. Вместо обещанного быстрого разгрома незаконных вооруженных бандформирований начались затяжные кровопролитные боевые действия, которые завершились лишь в конце 1996 г. Подписанное между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов, которые состоялись в начале 1997 г. Однако эти меры не способствовали стабилизации обстановки в регионе.

В августе 1999 г. вооруженные отряды международных террористов с территории Чечни совершили нападение на Дагестан. Для борьбы с терроризмом были задействованы значительные силы федеральных войск и боевой техники. После разгрома крупных террористических вооруженных формирований были определены численность и сроки вывода войсковой группировки из Чечни и Дагестана. Как отметил в ежегодном послании (апрель 2001 г.) Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин, этот результат был достигнут дорогой ценой. В настоящее время на Северном Кавказе проводится контртеррористическая операция по выявлению и ликвидации террористов и бандитов.

Значительным шагом в укреплении государственности явилось решение Президента РФ В.В. Путина о создании федеральных округов. Деятельность полномочных представителей заметно приблизила федеральную власть к регионам. В течение 2000 г. одной из основных задач полпредов было приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Из более чем трех тысяч нормативных актов субъектов федераций, не соответствовавших Конституции РФ, 4/5 из них приведены в соответствие.


Урок знакомит с процессом разработки новой Конституции России и её принятием в 1993 году. Рассказывается о становлении в России многопартийности и президентских выборах 1996 года.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е годы"

При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит присягу народу на экземпляре Конституции Российской Федерации. Текст присяги закреплён восемьдесят второй статьёй Конституции.

Переплёт специального экземпляра Конституции сделан из тончайшей кожи красного цвета. На обложке – накладной серебряный герб России и тиснённая золотом надпись "Конституция России". Официальное описание этого атрибута никогда не утверждалось.

В ходе урока вы узнаете о разработке новой Конституции России, политико-конституционном кризисе 1993 года, принятии в 1993 году Конституции, российской многопартийности и парламентаризме, президентских выборах 1996 года.

В период политического кризиса ещё в 1990 году начались разговоры о необходимости разработки новой Конституции. На I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года была создана Конституционная комиссия. Возглавил её Борис Николаевич Ельцин. Однако в течение двух лет возникали препятствия для выработки главного закона государства.


В 1992 году работа над Конституцией возобновилась. В правительстве развернулись дискуссии о её содержании.

Ельцин выступал за создание президентской республики. Центральное место в ней должен был занимать глава государства. Президент наделялся большими полномочиями. Он становился гарантом соблюдения Конституции. Также президент обеспечивал реализацию принципа разделения властей.

С другой стороны свои идеи предлагали рабочие комиссии Верховного Совета. Они хотели сохранить полноту своей власти и являться её основным источником. Верховный Совет должен был стать центром всей политической системы.

На протяжении всего 1992 года и большей части 1993 года шла борьба между Ельциным и Верховным Советом. Ни одна из сторон не соглашалась на компромисс.

Летом 1993 года Ельцин созвал Конституционное совещание. В его работе приняли участие представители всех регионов, партий и общественных организаций. Присоединиться отказалось только руководство Верховного Совета, которое развернуло кампанию по отстранению президента от власти.

К осени 1993 года ситуация превратилась в неразрешимую. Требовались решительные действия одной из сторон. 21 сентября 1993 года Ельцин подписал указ номер 1400, который подразумевал поэтапную реформу Конституции.

Были приостановлены полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. На 12 декабря 1993 года назначили выборы в Государственную думу.

На всенародное голосование необходимо было представить проект новой Конституции. Её разработку поручили Конституционной комиссии и Конституционному совещанию.

Указ номер 1400 нарушал положения действующей Конституции.

Руководство Верховного Совета, во главе с его председателем Русланом Хасбулатовым, отказалось подчиниться указу. Было принято решение об импичменте президента. Импичмент – это судебное обвинение должностных лиц, которое влечёт за собой их отставку.

Верховный Совет приступил к формированию органов исполнительной власти. Исполняющим обязанности президента был назначен идейный противник Ельцина Александр Руцкой.

Ельцин отдал приказ окружить здание Верховного Совета. Депутаты должны были покинуть здание. 1 октября 1993 года начались переговоры сторон. Посредником выступил патриарх Алексий II. Он предлагал одновременно провести выборы депутатов и Президента. Эти переговоры не принесли какого-либо результата.

2 октября по Москве прокатились массовые акции протеста, организованные оппозицией. Они сопровождались столкновениями с милицией. На улицах столицы появились баррикады.


В Москве объявили чрезвычайное положение, на улицах снова появились войска и бронетехника. 4 октября по зданию Верховного Совета стали стрелять из танков. Белый дом взяли штурмом. Руководители оппозиции были арестованы и отправлены в следственный изолятор.


12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Выборы проводились по новой схеме. Часть кандидатов выбирали по избирательным округам, а часть – по партийным спискам.

Результаты выборов для многих стали неожиданностью. На первое место вышла ЛДПР – Либерально-демократическая партия России, во главе с Владимиром Жириновским.

За проект Конституции проголосовало более 58 % граждан России, таким образом юридически была ликвидирована советская власть.

Давайте узнаем, как сложился принцип разделения властей. Главой государства являлся Президент. Его основными функциями были выработка направлений внутренней и внешней политики России; гарантирование Конституции и целостности государства.

Высшим органом исполнительной власти объявлялось Правительство. Его задачами стали разработка федерального бюджета; управление федеральной собственностью; обеспечение обороны государства и его безопасности; проведение единой политики в области науки и культуры, образования и здравоохранения.

Законодательной властью наделялось Федеральное собрание, состоящее из двух палат. Верхней – Совета Федерации. И Нижней – Государственной думы.

Для того, чтобы принять закон была необходима следующая процедура. В Думе принимают проект закона и отправляют его на утверждение в Совет Федерации. После утверждения в Совете Федерации, законопроект рассматривает президент и принимает решение, подписывать его или нет.

В исключительных случаях, если президент отказывается принять закон, его могут утвердить две трети голосов Думы.

Высшими органами судебной власти стали:

Конституционный суд, рассматривающий соответствие указов и законов Конституции.

Верховный суд – высшая инстанция по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел.

Арбитражный суд, занимающийся хозяйственными спорами между предприятиями и организациями.

Конституция 1993 года имела важное историческое значение. Она провозглашала права человека высшей ценностью. Граждане РФ могли свободно выражать свои мысли; избирать власть; реализовывать свой предпринимательский потенциал.

После политического кризиса августа 1991 года в России стала формироваться многопартийность.

В сентябре 1991 года Ельцин запретил деятельность КПСС. В 1993 году была создана Коммунистическая партия Российской Федерации, ставшая самой массовой партией в государстве.

Её руководители считали своей задачей продолжение дела КПСС. В 1994 году КПРФ возглавил Геннадий Зюганов.


В Государственной думе фракция КПРФ была одной из самых многочисленных.

Большим влиянием пользовались либеральные партии. Интерес к ним вырос из-за кризиса коммунистической идеологии. Либерализм признавал личную свободу человека высшей ценностью. Либералы хотели создания такого государства, в котором эта свобода не имела бы ограничений.

Устойчивым по численности был электорат ЛДПР. Партия неизменно оказывалась в лидерах на выборах в Государственную думу.

Центристские позиции заняла Демократическая партия России. Её основателем был Николай Травкин. На начальном этапе партия поддерживала Бориса Ельцина, однако после подписания Беловежских соглашений, она перешла в оппозицию.

Важное место в политической системе России заняла Государственная дума, выборы в неё проходили впервые в 1993 году.

С 1995 года Дума избиралась сроком на четыре года. Её основными функциями стали:

утверждение председателя правительства;

решение вопросов о доверии правительству России;

назначение председателя Центрального банка;

утверждение бюджета России;

внесение и рассмотрение законопроектов.

В Думе работали 450 депутатов. Из них 225 избирались по территориальным округам, а 225 – по партийным спискам.

Важную роль в Думе играли политические партии. Часто депутаты из разных партий объединялись в группы, которые также имели политическую силу.

Верхней палатой Думы стал Совет Федерации. Сюда избирались по два представителя от каждого субъекта Федерации. Как правило, это были главы администраций и руководители законодательных органов регионов Российской Федерации. Подобный порядок нарушал принцип разделения властей. Получалось, что высший законодательный орган власти формировался из представителей местной администрации, то есть исполнительной власти.

Президентские выборы 1996 года стали важным событием для истории современной России, так как впервые вопрос о смене верховной власти решался путём народного голосования. Всего в выборах приняли участие 11 кандидатов, среди которых были Борис Ельцин, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Григорий Явлинский.


В результате первого этапа выборов во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. В итоге победу 3 июля 1996 года одержал Ельцин, набравший почти 54 % голосов.

Рассмотрим результаты развития политической системы России в 1990-е годы.

Сформировалась новая политическая система, которая была основана на разделении властей;

Важным фактором в политической жизни стал парламентаризм;

Формировались независимые органы власти местного самоуправления;

Основным элементом политической системы стала многопартийность.

В то же время к концу 1990-х годов центральная власть в России была достаточно малоэффективной. Ослабленными оказались все государственные институты.

Давайте подведём итоги.

В начале 1990-х годов наметился конфликт между Ельциным и Верховным советом по поводу Конституционной реформы.

21 сентября 1993 года Ельцин подписал указ номер 1400, который подразумевал поэтапную реформу Конституции.

Осенью 1993 года начался политико-конституционный кризис, завершившийся арестом сил оппозиции.

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу.

После политического кризиса августа 1991 года в России стала формироваться многопартийность.

Победу на выборах 1996 года одержал Ельцин, набравший почти 54 % голосов.

Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

Причиной кризиса 1993 г.г. в российской политике стал конфликт между президентом РФ Борисом Ельциным (исполнительная власть) и Съездом народных депутатов (представительной властью). Противостояние началось еще летом 1990 года на I съезде депутатов РСФСР, после создания Конституционной комиссии. Главным спорным вопросом стал выбор модели государственного устройства страны – президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Б.Н. Ельцин, на тот момент руководитель комиссии, предлагал создать президентскую республику, где вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Верховный совет народных депутатов выступал за сохранение законодательной власти за Советом Федерации.

К осени 1992 года противостояния принимает активные формы. Верховный Совет бойкотирует законы правительства, инициирует проведение референдума об импичменте президенту Ельцину. В ответ президент при поддержке правительства объявляет действия Верховного Совета враждебными интересам государства.

С 20 марта 1993 г. для преодоления кризиса в стране вводится президентский режим управления. Депутаты перешли к открытым обвинениям президента в диктатуре власти. 25 апреля 1993 г. прошел Всероссийский референдум о доверии президенту, где Б. Ельцин получил поддержку более половины голосов выборщиков и смог продолжить проведение конституционной реформы.

12 декабря, в соответствии с ранее изданным указом президента, прошел референдум. Большинство участников референдума одобрили проект конституции. Признаны состоявшимися и парламентские выборы.

Ключевые положения Конституции:

Многопартийность и парламентаризм

После роспуска в 1991 году Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в России начался всплеск активности политических партий. Вновь образованные партии и общественные организации предлагали свои варианты социального, экономического и политического развития государства. Закрепленная Конституцией многопартийность, позволила новым организациям участвовать в выборах в российский парламент первого созыва. В 1993 г. восемь избирательных объединений получили необходимые 5% голосов избирателей и получили депутатские голоса в Государственной Думе:

Эти партии и заняли ведущее положение на политической арене в начале 2000-х годов.

Деятельность Федерального собрания

11 января 1994 года приступили к работе Совет Федерации и Государственная Дума. Основным направлением их законотворческой деятельности стали вопросы административной системы, национальной политики, экономической деятельности и социального обеспечения.

На долю депутатского корпуса II созыва (1995 г.) пришлось самое большее количество принятых и разработанных законодательных документов.

За период 1990-2000‑е гг. парламент принял более 1 000 законов, половина из них была согласована с президентом и вступила в силу. Около 300 из принятых законов относилась к решению социальных проблем.

В 1996 году на первых после кризиса выборах президента основными соперниками стали Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов (КПРФ). После второго тура пост получил Б. Н. Ельцин с поддержкой 37,02 % голосов избирателей.

15 мая 1999 г. на повестку в Государственной думе впервые был вынесен вопрос о досрочном прекращении деятельности Б. Ельцина на посту президента. Причиной для отставки стали пять обвинений в его адрес: распад Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; боевые операции в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Для принятия положительного решения об отставке президента должно было быть подано не менее двух третей голосов. Но во время голосования ни один пункт обвинения не набрал необходимого процента. Б. Ельцин, оценив свое положение на должности главы государства, в обстановке строжайшей секретности сам подписал указ о своей отставке. 31 декабря 1999 года вместо привычного новогоднего обращения он объявил о своем уходе. Исполняющим обязанности президента назначался глава правительства В. Путин. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.

Главной задачей правительства в этот период стало сохранение территориальной целостности России. Автономные республики и области друг за другом объявляли о независимости. Татарстан, Башкирия, Якутия составили планы самостоятельного внутреннего развития при выходе из состава России. Чечня заявила не только о выходе, но и о готовности защищать свой суверенитет с помощью оружия.

31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения.

Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.

Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)

Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств

Длительные переговоры закончились подписанием нескольких двусторонних договоров. Это позволило восстановить экономические связи, сложившиеся во времена СССР.

13 декабря 1991 года в Ашхабаде пять президентов бывших центральноазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) дали согласие на присоединение, при условии равноправного участия. На встрече в Алма-Ате через неделю лидеры государств подписали декларацию, где закреплялся порядок взаимоотношений между странами на паритетной основе. Устав Содружества Независимых Государств принят 22 января 1993 года. Шесть членов СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, подписали договор о коллективной безопасности. В соответствии с договоренностями был создан специальный орган – Объединенные Вооруженные силы (ОВС СНГ). Латвия, Литва, Эстония отклонили предложение вступить в СНГ. Самыми продуктивными на сегодня являются отношения между Белоруссией и Россией, Россией и Кыргызстаном. Туркменистан с 2005 года присутствует в составе СНГ в качестве члена-наблюдателя. Из состава СНГ в 2009 году вышла Грузия. Заявку на выход из Содружества в 2018 году подала Украина.

Читайте также: