Внутренняя речь в литературе это кратко

Обновлено: 02.07.2024


:: Внутренняя речь ::

ГЛАВНАЯ >> Словарь литературных терминов >> - В - >> Внутренняя речь
Алфавитный каталог >> А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

— (уточняющие термины — внутренний монолог и внутренняя реплика) — самый сложный и эффективный способ воссоздания духовной жизни людей в эпических произведениях. В письменном тексте внутренняя речь передается так же, как и любые другие устные или письменные высказывания героев: в форме прямой речи, взятой в кавычки.

Внутренняя речь выглядит в тексте произведения как условный словесный аналог психологических процессов, происходящих в душе героя: размышлений, движений чувств, разнообразных переживаний и настроений. Подробность и точность передачи этих процессов зависят от творческих намерений и мастерства писателя.

На то, что этот текст передает мысли и чувства какого-то лица, а не самого автора, указывают кавычки. Текст не является высказыванием, хотя и напоминает монолог. Это видно из слов автора в следующей строфе:

Так думал молодой повеса.

Существенным признаком внутренней речи является отсутствие адресата — слушателя или читателя. Писатель воспроизводит мысли и чувства человека, который находится наедине с самим собой. При этом автор произведения, передавая поток размышлений, смену настроений героя, как бы отстраняется от своего героя. Внутренняя речь оставляет героя наедине с читателем.

Художественное изображение внутренней речи

Наличие у изображенной внутренней речи собственных морфологических, лексических и синтаксических характеристик позволяет выделить ее в качестве отдельного типа изложения.

По определению И.В. Артюшкова, художественная внутренняя речь – это "воображаемая внутренняя речь, образ естественной внутренней речи, который сложился на основе личного опыта писателя, определился его творческой фантазией и воплотился с помощью определенных языковых средств" [1]. Таким образом, у каждого автора вырабатывается как бы своя неповторимая речевая структура внутренней речи. При этом важную роль играют исторические условия, эстетико-философские взгляды автора. При выявлении речевой структуры внутренней речи, мы производим анализ используемых автором стратегий отбора языковых средств, т.е. выявляем степень субъективизации авторского повествования.

Внутренняя речь считается опосредованной формой диалога автора с читателем, способом психологического художественного повествования, а также способом передачи речевой и психологической характеристики персонажей [2].

По мнению А.В. Логинова, назначение внутренней речи – "передать внутренние чувства и мысли персонажа, объективизируя сугубо субъективную сферу человеческого бытия. Это важно: ведь субъективная сфера человеческого бытия как предмет художественного изображения определяет суть психологической прозы" [1].

Внутренняя речь предполагает активное вовлечение читателя в коммуникативный замысел автора и таким образом способствует возникновению настоящего философского диалога между автором, персонажем и читателем.

В художественной внутренней речи обнаруживаются две основные модели адресата:

В соответствии с этими моделями во внутренней речи выделяют два вида диалогичности: внутренняя и внешняя.

Коммуникативно-прагматические свойства внутренней речи отражают существующую в современной литературе иерархическую систему потребностей общения: потребность сообщить читателю о результатах вербального мышления, передавать информацию о результатах эмоционального мышления, а также воздействовать на эмоциональную и интеллектуальную сферу психики с целью регуляции поведения читателей Внутренняя речь не принимает непосредственного участия в развитии событий, но "сосредотачивает в себе их мотивировку, вскрывает их причинно-следственные связи и истинные отношения, обнажает их сущность".

История формирования внутренней речи как художественного приема

Предшественниками современных интраперсональных диалогов являются следующие литературные жанры:

  • мениппея – диалог между историческими или легендарными личностями,
  • построенный как вымысел, фантастика, авантюра;
  • диатриба – беседа с отсутствующим собеседником;
  • сололиквиум – непосредственный разговор с самим собой [3].

Родство этих жанров определяется их структурной диалогичностью при отсутствии реального собеседника.

В средние века различные варианты итраперсонального диалога были представлены в латинской церковной литературе, в эпоху Возрождения внутренний диалог предстал на театральной сцене. В XVIII-XIX веках внутренний диалог, первоначально использовавшийся лишь в драматических произведениях, получил свое дальнейшее развитие в прозе и стал одним из основных стилистических приемов у авторов психологического направления, средством самоанализа и самораскрытия персонажа, средством отражения его социальных и нравственных искажений, динамики его чувств.

В целом, надо отметить, что языковая структура внутреннего диалога за время использования этого художественного приема в произведениях различных авторов разных эпох не претерпела значительных изменений [1].

Как отмечает Н.И.Сакварелидзе [4], в литературе двадцатого века ощущается особое стремление приблизить во имя психологического реализма условный художественный вариант внутренней речи к ее психологическому аналогу. Для этого привлекаются особые средства

  • выражения, которые хранят в себе отдельные рудименты внутренней речи
  • как психологического явления.

Эти средства направлены на отображение таких особенностей внутренней речи, как:

  • экономность средств выражения;
  • фрагментарность
  • спонтанность развития речи без обработки и подгонки под рамки логического синтаксиса.

Сжатое изображение суждений, как показатель стремления к экономии речевых усилий, достигается применением односоставных именных и инфинитивных структур. Эти структуры из-за наличия в них таких частей речи, для которых характерна наибольшая независимость и семантическая насыщенность, содержат большие возможности для выражения в сжатой форме завершенной мысли, чем другие части речи.

Как отражение фрагментарного характера внутренней речи рассматриваются случаи парцелляции высказывания, выражающиеся в асиндетической связи частей высказывания, в преобладании имплицитных связей между самостоятельно оформленными предложениями в высказывании, в раздроблении предложений, которые по нормам логического синтаксиса могут быть соединены подчинительными отношениями.

Понятие внутреннего диалога

В современной лингвистики по прежнему актуальны проблемы анализа и идентификации внутреннего диалога.

Внутренний диалог – это последовательность диалогическивзаимосвязанных высказываний, порожденных говорящим и непосредственно воспроизведенных им в процессе интраперсонального общения.

Семантическая структура диалога является результатом взаимодействия по крайней мере двух сторон. Такими сторонами во внутреннем диалоге субъекта являются воспроизведенные им смысловые позиции – что-то противостоящее личности, как предмет ее познавательной или иной активности. Речь всегда выражает смысловую позицию говорящего по поводу темы разговора.

В монологе развивается одна смысловая позиция. Во внешнем диалоге смысловые позиции развиваются в речи разными говорящими, во внутреннем диалоге – одним говорящим. Это становится возможным благодаря способности человека воспроизводить в собственной речи чужую речь, а также реагировать на свою речь как на чужую.

Другие исследователи считают неправомерным деление на внутренний монолог и внутренний диалог в силу диалогичности самого мышления.

По М.М. Бахтину, диалогизм выступает в качестве характерной черты речи человека, пронизывая все сферы речевого общения, а диалогические отношения составляют основу существования самого языка: "Язык живет только в диалогическом общении пользующихся им. Диалогическое общение и есть подлинная сфера жизни языка. Вся жизнь языка в любой области его употребления пронизана диалогическими отношениями"[3].

Согласно ученому, всякое высказывание внутренне диалогично: оно не только выражает определенную позицию говорящего, но и всегда отвечает на предшествующий контекст, предвосхищает ответную реакцию. Оно – звено в цепи речевой коммуникации, реплика одного нескончаемого диалога, который люди ведут между собой [5].

Некоторые авторы не совсем правильно используют термин внутренний монолог. Так, Л.Г. Попова пишет, что в конструкциях с внутренним авторским монологом происходит "общение с самим собой [6]". Мы считаем, что термин "общение" противоречит понятию внутреннего монолога, и речь здесь может идти только о внутреннем диалоге.

Другие же исследователи вообще считают, что "нет веских оснований и практической необходимости для различения этих якобы двух типов одного психологического явления – внутренняя речь" [7].

Формы внутренней речи

Помимо классических монолога и диалога, многие исследователи выделяют и другие формы внутренней речи. Так Г.М. Кучинский выделяет следующие несколько форм внутренней речи, которые отражены ниже.

Внутреннее псевдообщение.

Это самая простая форма. В случае псевдообщения с самим собой собственная внутренняя речь обращена к себе, но сам человек ее или не слушает, или слушает очень невнимательно, так что эта речь не оказывает на него влияния.

Внутреннее реплицирование.

В этом случае общение человека с самим собой сводится к одиночным, не взаимосвязанным и относительно простым высказываниям-репликам. Внутреннее реплицирование приближено к монологу, потому что здесь имеется только одна смысловая позиция, вторая сторона общения не определена и не присутствует в сознании индивида как активная позиция. -Внутренний монолог:

Выше мы уже давали определения и характерные черты внутреннего монолога. Поэтому здесь остановимся лишь на специфических его функциях, выделенных Г.М. Кучинским. Они отражены на рисунке ниже.

Функции внутреннего монолога

Специфические функции внутреннего монолога, выделенных Г.М. Кучинским.

Внутренний диалог

По форме Г.М. Кучинский выделяет явный и скрытый диалоги. В явном внутреннем диалоге в форме диалогически соотнесенных высказываний представлены каждая из взаимодействующих смысловых позиций. В скрытом внутреннем диалоге сложно отделить одну смысловую позицию от другой, поскольку позиция одной стороны представлена в неразвернутой форме.

По содержанию выделяются диалоги-споры, существующие при противопоставлении позиций взаимодействующих сторон, и диалоги-унисоны, когда позиции сторон сходны. В этом случае их обычно сложно отличить от монолога.

В данном разделе представляется также необходимым привести несколько классификаций внутренней речи.

1. Внутренняя речь – рассуждение, где наблюдается стремление выразить сложную систему понятий и четко установить характер взаимодействия между ними. Здесь преобладают развернутые полносоставные предложения.

В данном разделе представляется также необходимым привести несколько классификаций внутренней речи.

2. Внутренняя речь – раздумье, возникающая в основном в момент душевного смятения персонажа или в состоянии логических затруднений, характеризующихся применением вопросительных структур. Эти вопросы, направленные на самого себя, представляют смысловой стержень всего высказывания, собирающих вокруг себя части, в которых происходит репрезентация причин неясности [4].

3. Повествующая внутренняя речь, характеризующаяся временнойпоследовательностью описываемых явлений. Внутренняя речь побудительного характера, возникающая в момент осознания героем необходимости волевого воздействия на себя, этот вид характеризуется раздвоением "голоса" персонажа, введением другого "внешнего голоса", поступающего как бы извне. Данный эффект осуществляется введением обращения во втором лице.

4. Внутренняя речь лирического характера, являющаяся зарисовкой эмоционального возбуждения, связанного с глубокими душевными переживаниями. Изобилует различными средствами выражения модальности и эмоциональности речи.

Несколько другую классификацию предлагает Е.Ю. Худобина. Она выделяет 5 форм внутренней речи в зависимости от оказываемого на персонажа воздействия, а так же, как нам представляется, в зависимости от того, с кем ведет внутренний диалог персонаж (с другом, со взрослым и т.д.):

И произносимая, и внутренняя речь взаимно дополняют друг друга, создавая речевую партию персонажа, характеризуя его через его собственное сознание и речевую систему.


Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона монолог в художественном произведении – это речь главного героя, которая обращена к самому себе, зрителю или другим героям. В отличии от диалога герой в такой момент говорит один и раскрывает важные вещи о себе или о теме произведения.

А внутренний монолог – это та же речь, но она обращена героем только к самому себе. Далее более подробно разберём, что такое внутренний монолог (или как его иначе называют – речь) зачем он нужен и как его использовать в литературных произведениях.

Зачем нужен внутренний монолог в литературных произведениях

Внутренний монолог – это повествовательный приём, когда герой воспроизводит свои мысли и чувства. Обычно во внутренней речи персонаж выражает наиболее сокровенные чувства и эмоции. Во время него герой может быть очень уязвим и эмоционален.

Частой особенностью внутреннего монолога в художественном произведении может быть нелогичность потока речи и оборванные фраз. Таким образом этот прием имитирует момент, когда мысли, а значит и речь, формируется в сознании человека.

Какую роль играет внутренняя речь в произведении? С точки зрения драматургии внутренний монолог нужен для следующего:

  • Во-первых, чтобы рассказать о произошедших в прошлом событиях. Патрис Пави в “Словаре театра” назвал такой монолог техническим. Герой произведения как бы повествует нам свои воспоминания, чтобы закрыть сюжетные пробелы и перейти к дальнейшему сюжету.
  • Во-вторых, герой во внутренней речи может раскрывать свои личные душевные переживания. Состояние героя в любой точке художественного произведения неизмеримо важно для зрителя. Зритель должен понимать отношение героя к происходящему, его реакцию и дальнейшие цели.
  • В-третьих, внутренний монолог может быть необходим для демонстрации принятия сложного решения человеком. Когда он стоит перед трудным выбором, взвешивает аргументы, размышляет над последствиями. Для того чтобы показать эти метания и может пригодится внутренняя речь. Такой монолог-размышление может содержать не только сам выбор между одним или другим, но и просто мысли героя о внутреннем конфликте, в котором он находится. Герой знает, что, возможно, будет страдать, сделав определённый выбор, но не может не идти в эту сторону. Поэтому ему приходится размышлять над тем, как он проживёт это добровольно-вынужденное страдание.

Для чего бы ни использовалась внутренняя речь, её основной чертой остаётся выражение мыслей и чувств персонажа художественного произведения, которые не предназначены для окружающих его второстепенных героев. То есть внутренний монолог не создан для коммуникации как, например, диалог.

Вышеперечисленный функционал внутреннего монолога не очень широкий и не разнообразный, а актуален он только лишь в литературных произведениях.

Одной из альтернатив внутреннего монолога в сценариях для художественных фильмов и сериалов является закадровый голос. Это та же речь главного героя о своих чувствах или воспоминаниях, но закадровый голос используется в сценарии совершенно противоположно тому, как пишется внутренний монолог. Главный принцип кино: показывать, а не рассказывать. Поэтому в современных проектах авторы максимально избегают закадрового голоса. То, что в литературном произведении удачнее смотрелось бы в виде речи, в кино — наоборот ушло бы в конкретные внешние действия персонажа. Подробней об этом приеме можно прочитать в одной из наших предыдущих статей.

Виды изображения внутренней речи в литературе

Есть лишь четыре способа передать внутренний монолог персонажа в художественном тексте:

Внутренняя прямая речь

Прямой речью автор передаёт внутренний монолог персонажа, полностью сохраняя его содержание и форму.

В произведении это можно увидеть в таком виде. Например, слова автора могут стоять перед прямой речью, поэтому перед ней ставится двоеточие, а речь заключается в кавычки. Ниже пример внутренний речи Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Этот отрывок взят в кавычки, так как является цитатой из романа.

Иногда прямая речь может стоять перед словами автора. В этом случае она тоже заключается в кавычки, затем ставится тире, а после – слова автора. Первое появление Воланда в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” произошло на Патриарших прудах. Время от времени Булгаков ловко вписывал внутреннюю речь Бездомного и Берлиоза о нем.

А если слова автора разрывают внутреннюю речь изнутри, то они просто обособляются тире с двух сторон, а прямая речь героя заключается в кавычки.

Косвенная внутренняя речь

Автор также может изобразить внутренний монолог героя с помощью косвенной речи в тексте. Главная часть предложения содержит слова автора, а придаточная – слова персонажа. Из школьной программы все мы знаем, что друг от друга эти части отделяются запятой. Две части сложноподчинённого предложения соединяются союзами “что”, “чтобы” и другими.

Вот пример внутреннего монолога в форме косвенной речи Джейн Эйр в одноимённом романе Ш. Бронте. Джейн наконец-то добирается до Тернфилда и впервые заходит в свою комнату после долгой и тревожной дорогие. Её внутренняя речь: «И мне показалось, что после долгого дня телесного утомления и душевной тревоги я обрела наконец надёжный приют”. (В кавычки мы взяли эту фразу лишь потому что вновь приводим цитату. В самом произведении кавычек нет).

Читателя может смутить, что в косвенной речи Джейн использовано личное местоимение первого “мне”, но это не делает её речь прямой. Произведение “Джейн Эйр” написано от первого лица и фраза “И мне показалось, что…” принадлежит автору, то есть Джейн в далёком будущем. Лицо в главном предложении сложноподчинённого предложения может быть и первым (я), хоть третьим (он, она, они).

Таким образом, можно заметить, что содержание мыслей человека остаётся неизменным при такой внутренней речи, но форма теряется. Для читателя остаётся загадкой, как именно была сформулирована мысль Джейн или любого другого персонажа в самом процессе мышления.

Несобственно-прямая речь

Данный способ изображения речи предполагает изложение не от имени персонажа, а от имени автора. Здесь нет кавычек, тире или других пунктуационных особенностей, но при этом авторская речь сохраняет лексику, манеру речи, характер персонажа.

Мысли Ленского, когда тот видит, как Онегин заигрывает с Ольгой в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”:

“Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Да Ольга слово уж дала

Онегину. О боже, боже!

Что слышит он? Она могла…

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!”

(Вновь напомним, что речь Ленского не выделена кавычками в самом произведении, так как это авторская речь. Мы выделили её для цитаты. Но при этом автор в своей речи выражает мысли самого Ленского).

Этот приём делает произведение более эмоциональным. Мысли главного героя и автора гармонично переплетаются между собой, создавая поток.

Авторское описание

Авторская речь, или как ещё называют такое описание авторское повествование, не включает в себя речи самого персонажа. Автор в этот момент описывает эмоциональные или мыслительные изменения внутри персонажа, избегая какой-либо его внутренней речи.

Важно не перепутать описание эмоциональных изменений и конкретных действий. Описание того, как персонаж обулся и пошёл не имеет отношение к внутреннему монологу. Это лишь внешние изменения, которые иногда могут смешиваться с авторским описанием внутреннего монолога. Как, например, ниже.

Отрывок из романа “По эту сторону рая” Фрэнсиса Скотта Фицджеральда про Эмори, который вначале отказывался выпивать и хотел покинуть компанию ребят: “Была минута, когда соблазн овеял его, как тёплый ветер, и воображение воспламенилось, и он взял протянутый Фебой стакан”. Герой изменился внутренне, автор описал это, и следствием стало внешнее действие Эмори.

Примеры внутреннего монолога в литературных произведениях

За яркими примерами внутреннего монолога вновь хочется вернуться к Джйен Эйр и её самым пронзительным размышлениям. Во времена жизни в Ловуде одна из подруг Джейн, Хелен, смертельно заболела. Автор приводит мысли Джейн об этом в виде прямой речи. “…но тут меня внезапно посетила совсем новая мысль: “Как печально лежать сейчас на одре болезни, может быть умирая! Этот мир так прекрасен! Как же, наверное, жутко покидать его и отправляться, кто знает куда!”

Далее Бронте продолжает размышления Джейн о судьбе человека после смерти в виде авторского описания: “Тут мой ум предпринял первую серьёзную попытку осмыслить то, что в него вложили касательно рая и ада. Впервые он встал в тупик, и впервые, взглянув назад, по сторонам и вперёд, он повсюду вокруг узрел развернувшуюся бездну и ощутил в пространстве лишь ту точку, в которой находился – настоящее”. Почему это не прямая речь, хоть тут и используются местоимения первого лица, мы уже указали выше. Бронте могла писать всё то же самое от третьего лица, например: “тут её ум предпринял…”, но выбрала повествование от первого, чтобы сделать всё произведение более личным и эмоциональным.

В самом известном художественном произведении в мире, романе Л.Н. Толстого “Война и Мир”, есть несколько эпизодов где князь Болконский встречается с дубом. Особенность одного из них в том, что в нём и Болконский, и дуб имеют свои собственные внутренние монологи. Болконский как бы додумывал речь дуб в своём сознании и у них формировался такой странный диалог человека и дерева.

Далее Болконский продолжает свои размышления уже от себя: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!”.

Внутренний монолог не создан исключительно для страстных или пафосных речей. Он нужен для выражения любых мыслей и чувств персонажа. Пусть приём внутренней речи не очень популярен, но не используйте лишь один способ изображения внутреннего монолога. Попробуйте нетривиально вплетать монолог в диалоги, чередовать авторское описание и прямую речь, как, например, делали Булгаков и Бронте выше, чтобы ваше художественное произведение получилось гораздо интереснее для чтения.

Роль монолога в литературе

В соответствии с толкованием энциклопедического словаря под авторством Брокгауза и Ефрона внутренний монолог – это речь литературного персонажа, обращённая к самому себе. Как можно судить по этому определению, он существенно отличается от диалога. Последним называют литературную форму письменного или устного обмена высказываниями между двумя и более людьми. За счёт использования внутреннего монолога протагонист доводит до сведения читателя важные подробности о себе, проблематике лирических, драматических произведений.

Что представляет собой внутренний монолог

Внутренний монолог имеет разнообразные формы. Его применение обусловлено познавательно-эстетической природой художественных текстов.

Подобный монолог выполняет как информационную, так и композиционную функцию. Это значит, что он используется в качестве средства развития сюжета в переломные моменты жизненного пути персонажей книги. За счёт наличия в произведении подобных монологов повествование приобретает большее стилистическое и экспрессивное разнообразие.

В современной лингвистике не существует единства мнений насчёт того, сколько способов передачи чужих высказываний стоит выделить. Так В. А. Кухоренко при перечислении видов повествования упоминает такие термины:

Благодаря использованию монологов литературных персонажей создаётся внутренняя канва художественного текста, которая описывается параллельно с основным сюжетом книги. Детальное описание процесса рассуждения героя даёт богатый материал для анализа произведения.

Роль внутренних монологов

повествование о происходящих в прошлом событиях. Герой литературного произведения словно бы передаёт собственные воспоминания (это способствует восполнению пробелов в развитии сюжета и т. д.);

раскрытие личных эмоциональных переживаний героя. Читателю важно иметь представление об отношении персонажа литературного произведения к происходящему, его целях на будущее;

Обратите внимание! Основная черта внутреннего монолога – выражение эмоций и мыслей протагониста, не предназначенных для сведения второстепенных героев. Он не является средством коммуникации (как, в частности, диалог).

Многообразие способов передачи внутренней речи

Существуют четыре способа передачи внутреннего монолога в художественном тексте. По форме он может иметь внешний вид:

Во многих литературных произведениях фигурирует внутренняя речь, которая оформляется таким способом. В главной части предложения содержатся высказывания автора, в придаточной – слова литературного персонажа.

Нет, те люди не так сделаны; истинный властелин, кому всё разрешается, устраивает резню в Париже, разрушает Тулон, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, благоволят кумиры…

Что слышит он?
Она могла…
Возможно ль?
Чуть лишь из пелёнок,
Кокетка, ветреный ребёнок!
Уж хитрость ведает она…

Использование этого приёма делает повествование книги более эмоциональным. Благодаря ему мысли писателя и главного героя текста органично переплетаются между собой.

Виды монологов

с учётом характера изображаемых автором психических процессов. По этому критерию внутренний монолог в художественной литературе может быть первичным или вторичным;

Внутренний монолог в художественной речи зачастую выдаёт стремление литературных персонажей к духовному самоусовершенствованию. Он характеризует и попытки протагониста обрести смысл жизни.

Примеры из произведений

В данном эпизоде романе литературный персонаж открывается читателям с неожиданной стороны. Оказывается, он способен на романтичные чувства, испытывает робость в присутствии предмета своей страсти.

Чувства и размышления Печорина, несомненно, являются отражением жизненного опыта этого персонажа книги. Помимо этого, они выступают и частью авторского сознания.


В монографии представлен анализ внутренней речи как особой формы языкового общения и вместе с тем как мощного художественного средства раскрытия личности литературного героя. Рассматриваются формы существования внутренней речи, ее функции в жизнедеятельности личности, способы изображения в художественном тексте и основные конститутивные признаки. Монография предназначена для широкого круга лингвистов-теоретиков, преподавателей филологических дисциплин и студентов лингвистических вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся духовной жизнью человека. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внутренняя речь в структуре художественного текста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Л. А. Нефедова, доктор филологических наук, профессор;

В. В. Ощепкова, доктор филологических наук, профессор.

© М. Я. Блох, Ю. М. Сергеева, 2011

Взаимодействие различных ипостасей личности в пределах ее сознания составляет суть интраперсонального общения, в процессе которого один из партнеров общения (адресат) не существует непосредственно в данной ситуации, а объективируется в сознании другого индивидуума (адресанта). Интраперсональное общение индивидуума реализует различия или взаимные тяготения чувств и разума, сознательного и бессознательного, различных эмоций амбивалентной структуры, различных интеллектуальных позиций в его сознании.

При этом следует подчеркнуть, что интраперсональное и межличностное (интерперсональное) общение суть два неотделимых друг от друга проявления единого процесса языковой коммуникации. Эти процессы развиваются по одним законам и могут быть описаны одинаковыми лингвистическими категориями: направленность коммуникативного акта, цель высказывания, структура коммуникативного акта, психологический фон коммуникативного акта. Их генетическая однородность подтверждается и тем, что интраперсональное общение существует в тех же формах, что и межличностное общение. Три формы интраперсонального общения — внутренний диалог, внутренний монолог, простое внутреннее реплицирование — образуют в совокупности непрерывный процесс аутокоммуникации личности, осуществляемый посредством внутренней речи. Каждая из форм интраперсонального общения имеет свои структурные и семантические особенности, которые находят отражение в выполняемых ими функциях в жизнедеятельности индивидуума.

Внутренняя речь как психолингвальный феномен практически не поддается воспроизведению. Поэтому три основные формы интраперсонального общения индивидуума, а также их взаимоотношения с соответствующими формами межличностного общения рассматриваются нами на материале художественных текстов.

Переходя из сферы психолингвистики в сферу художественной литературы, внутренняя речь подвергается условной вербализации и воплощается в изображенную внутреннюю речь.

В художественном тексте внутренняя речь может принадлежать персонажу-актанту, персонажу-рассказчику и автору-рассказчику. В первом случае повествование ведется от третьего лица (объективированное повествование); во втором случае — от первого лица (субъективированное повествование). Третий случай встречается довольно редко, но все же дает нам возможность говорить о наличии в художественном тексте внутренней речи не только персонажа, но и автора-рассказчика.

В художественном произведении внутренняя речь может передаваться несколькими способами: в форме прямой речи героя (персонажа или автора-рассказчика), в форме косвенной речи, в форме авторского повествования и в форме несобственно-прямой речи. Каждый из четырех способов изображения внутренней речи имеет свои типические характеристики в плане структуры, семантики и стилистического функционирования в художественном тексте. Следует отметить, что сфера применения конструкций с прямой и косвенной речью не ограничивается лишь языком художественной литературы. Эти конструкции представляют собой способы передачи высказывания в процессе естественной коммуникации индивидуумов, способы передачи чужой (реже своей) речи в широком смысле слова. Несобственно-прямая речь является особым художественным приемом и существует лишь в ткани литературного произведения.

Рассматривая внутренний диалог, внутренний монолог и простое внутреннее реплицирование как фрагменты художественного текста, мы подвергаем анализу их морфологические признаки, лексические особенности и основные характеристики синтаксической структуры. Кроме того, изображенная внутренняя речь рассматривается нами как стилистический прием, вводимый автором с целью создания определенного эмотивного и смыслового эффекта в художественном произведении. Исследование ведется на материале англоязычных художественных произведений, принадлежащих разным историческим эпохам и литературным направлениям. Изображенная внутренняя речь используется в них, прежде всего, как средство самоанализа и самораскрытия персонажа, как средство отражения его социальных и нравственных исканий, динамики его чувств, волевой сферы личности. Характеризуя общую и языковую культуру персонажа, внутренняя речь передает окружающую реальность вместе с исторической, региональной, политической атмосферой через призму его сознания. Монография предназначена для широкого круга лингвистов-теоретиков, преподавателей филологических дисциплин и студентов лингвистических вузов. Авторы выражают надежду, что публикуемый труд послужит стимулом для дальнейшего исследования внутренней речи как собственно языкового феномена и как стилистического приема, получившего широкое распространение в классической и современной художественной литературе.

Читайте также: